Применение законодательства об авторском праве и смежных правах.

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Первый постсоветский закон об авторском праве в Российской Федерации вступил в силу 3 августа 1993 года . Он полностью заменил советские законы в сфере авторского права, чего не было до этого. Новый Закон об авторском праве от 1993 года был основан на модели ВОИС и следовал континентальной европейской традиции: он чётко разделил экономические и моральные права, включая детальные положения о смежных правах .

Закон об авторском праве в 1993 года установил общую длительность авторского права - 50 лет после смерти автора, или 50 лет с момента публикации анонимной работы. После вступления закона в силу, были восстановлены авторские права и смежные права на произведения, созданные советскими авторами, в том числе на те, срок на которые истёк или они вообще не охранялись.

Незадолго до распада, Верховный совет СССР становится инициатором пересмотра IV раздела с целью адаптации его к рыночной экономике . Новый закон об авторских правах был принят в главе IV «Основы гражданского законодательства» 31 марта 1991 года и планировалось, что он вступит в силу 1 января 1992 года. Главным изменением в новых «Основах» стало то, что срок защиты авторского права был увеличен с 25 лет после смерти автора до 50 лет для всех видов работ. Но СССР перестал существовать как государственное образование, прежде чем новый Закон 1991 года смог вступить в силу .

Закон об авторском праве 1993 года

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1 был вдохновлён моделью ВКАП, а в некоторых положениях в значительной степени опирался на формулировки Бернской и Римской конвенций. В новом законе гораздо большее внимание было уделено подробным положениям о смежных правах , адаптация закона к новым технологиям, расширение договорной свободы и положениями коллективном управлении .

Объекты авторского права

Согласно закону 1993 года, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Не имеет значения обнародовано произведение или нет, необходимо, чтобы работа существовала в какой-либо объективной форме. Термин «объективная форма» означает любую форму выражения, которую способны воспринимать другие люди . Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Ни значение, ни цель работы не является критерием, необходимым для охраны авторским правом .

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Одинаково защищены обнародованные и необнародованные произведения . Термин «обнародование» был введён в новый закон, чтобы положить конец двусмысленности, окружающей термин «публикация» в старой советской законодательной базе. В Советском Союзе, где в законодательстве главенствовал термин «публикация», работы советских авторов были менее защищены, чем работы иностранных авторов (по причине существующего в ВКАП более широкого определения «выход в свет») . Новый закон попытался решить эту путаницу, используя слово «обнародование», которое несёт более широкий смысл (опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир или иной способ выражения), а также отдельно термин «опубликование», но в значении «выход в свет» .

Закон содержит не исчерпывающий список объективных форм представления произведений, включающий и устные выступления . Выступления и джазовые импровизации принято считать объектом авторского права , как и интервью . Производные работы, коллекции или составные произведения также могут быть защищены авторским правом, независимо от того, защищено оригинальное произведение или нет. Среди примеров производных работ в законе перечислены переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства, а также энциклопедии, антологии и базы данных. Оригинальность в выборе и презентации собранных работ в коллекциях означает охрану авторским правом последних. Коллекции, также как энциклопедии или базы данных представляют собой особый случай составных произведений .

Объектами авторского права не являются официальные документы, такие как законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Не охраняются авторским правом государственные символы и знаки , а также произведения народного творчества. Наконец, не подлежат защите сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, в соответствии со статьёй 2 (8) Бернской конвенции. Если освещение события выходит за рамки фактического характера и включает в себя какие-либо комментарии, анализ, прогноз или другое толкование, то это, наоборот, будет являться объектом авторского права .

Субъекты авторского права

Исходный владелец авторских прав на произведение - всегда физическое лицо, создавшее это произведение. Юридические лица не может быть исходными правообладателем . Для анонимно опубликованных работ, издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора .

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Закон предусматривает, однако, автоматическую передачу имущественных прав работодателю, если не доказано обратное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем . Если созданная работа не связана с обязанностями работника, она не подпадает под это специальное правило, даже если создавалась в рабочее время .

Авторское произведение созданное соавторами принадлежит им совместно вне зависимости от того, образует произведение одно целое или разделено на самостоятельные части. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними .

Закон об авторском праве устанавливает требования к защите аудиовизуальных произведений. В законе это понятие расшифровывается как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров». Авторами аудиовизуального произведения являются режиссёр-постановщик , автор сценария , автор музыкального произведения (если есть), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Закон предусматривает передачу имущественных прав, связанных с публикацией фильма (в том числе прав на субтитрирование и дублирование) производителя, если договором не предусмотрено иного. Авторы работ, ставших составной частью аудиовизуального произведения, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на своё произведение . Они могут использовать свои произведения независимо от фильма: сценарист может разрешить использование своего сценария для театральной постановки , и композитор сохраняет своё право на вознаграждение, если в ней будет использована его музыка. Если авторы нанимаются работодателем, то исключительные права на использование произведения принадлежат лицу, с которым авторы состоят в трудовых отношениях .

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать своё наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом .

Степень авторских прав

Законом об авторском праве 1993 года признаются и личные неимущественные права и имущественные права . Личными неимущественными правами автора являются:

Имущественные права включают в себя:

Смежные права

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Их исключительные права охватывают воспроизведение фонограммы, возможность переделывать и видоизменять фонограмму, право на распространение фонограммы путём продажи или сдачи в прокат, а также право на импорт экземпляров фонограммы в целях распространения .

Автор и производитель фонограмм имеют право на вознаграждение за вторичное использование записанных произведений, созданных для коммерческих целей. Однако практическое осуществление контроля в индивидуальном порядке затруднительно, в таком случае могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе .

Срок действия авторского права

Закон он авторском праве 1993 года установил срок охраны авторского права в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, в случае, если автор известен . Для анонимных произведений и работ под псевдонимами срок охраны составлял 50 лет с момента обнародования произведения . Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов . Для авторов, которые работали или воевали во время Великой Отечественной войны , продолжительность авторских была продлена на 4 года . Для посмертно опубликованных работ, авторские права начинали действовать в течение 50 лет с момента публикации , а для посмертно реабилитированных автор, срок защиты авторского права начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации . Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока . Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно .

Относительно смежных прав, срок охраны был таким же - 50 лет после оригинального исполнения или трансляции. Для фонограмм, 50 лет после первой публикации, или 50 лет с момента записи фонограммы, если она не была опубликована в течение этого времени . Подобные правила для смежных прав касаются посмертно опубликованных работ или авторов, живших во время Великой Отечественной войны, или которые были посмертно реабилитированы .

В 2004 году 50-летний срок был продлён до 70 лет для всех работ, защищенных авторским правом на тот момент.

Авторский договор

В Законе об авторском праве и смежных правах 1993 года также содержатся, как и в других европейских законах об авторском праве, условия договора, регулирующие передачу авторских прав . Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. Имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, их передача может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав . Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными . Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения, срок и территорию, на которые передаётся право, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Если же в авторском договоре не указана территория, на которую распространяется право, действие передаваемого по договору права по умолчанию ограничивается территорией Российской Федерации. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде зафиксированной в договоре суммы. Минимальные ставки вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации , они индексируются одновременно к индексацией минимальной заработной платы . Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем . Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором .

Поправки в закон 1993 года

Принятый Государственной Думой 16 июня 1995 года № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, кодекс РСФСР об административных правонарушениях и закон Российской Федерации „Об авторском праве и смежных правах“» изменил закон об авторском праве, усилением мер по защите авторских прав от нарушений .

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 1998 года № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» были установлены минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г. Постановление установило, что авторы незащищённые до этого имеют право на вознаграждение за использование их произведений (трансляции, показ по кабельному телевидению или радио, распространение (в том числе сдача в прокат), и показ публике) .

Срок авторского права установлен в п. 6 ст. 7 Бернской конвенции и составляет 50 лет, однако Конвенция позволяет странам-участницам увеличивать этот срок, что и сделали многие цивилизованные государства (США , страны ЕС , Япония). Российская Федерация тоже пошла на такой шаг и Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ срок защиты авторского права был увеличен до 70 лет. Но это коснулось только тех работ, которые были защищены на тот момент времени, срок защиты не увеличивался для произведений, с момента смерти автора которых прошло более 50 лет . Также изменилось положение авторского права для иностранных работ . В статью 5 (пункт 4) Закона было добавлено, что иностранные произведения не перешедшие в общественное достояние в стране происхождения охраняются в соответствие с международными договорами. При этом срок действия авторского права на территории РФ не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения . Ранее иностранные произведения, опубликованные до 27 мая 1973 года, когда СССР присоединился к ВКАП , не были защищены вовсе ни на территории Советского Союза, ни в России , даже после того, как Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в 1995 году. При подписании РФ Бернской конвенции, была сделал оговорка в отношении статьи 18 Бернской конвенции, гласившая, что она не будет затрагивать произведения, которые на дату вступления в силу указанной Конвенции в отношении Российской Федерации, уже находились в общественном достоянии в этой стране . Иностранные работы, созданные до 1973 года остаются неохраняемыми авторским правом в России, хотя они должны были стать предметом авторского права в соответствии со статьёй 18 (2) Бернской конвенции .

Российская Федерация столкнулась с серьёзной критикой за это, особенно со стороны западных стран . Поправка в статье 5 (пункт 4) закона должна была разрешить эту ситуацию путём восстановления авторские прав на такие иностранные произведения и принятия в России, наконец, закона об авторском праве в полной мере совместимого с Бернской Конвенцией . Тем не менее, в этом плане ничего не изменилось, иностранные произведения, обнародованные до 1973 года, по-прежнему принято считать незащищёнными авторским правом в России .

Другие положения закона 72-ФЗ внесли поправки в закон 1993 года в ряде других областей, особенно в отношении смежных прав, чтобы статьи закона были совместимы с Договором ВОИС по авторскому праву и Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам .

Часть четвёртая Гражданского кодекса

С момента основания Российской Федерации как независимого государства и правопреемницы бывшего Советского Союза, в России были заняты большим законодательным проектом - разработкой нового Гражданского кодекса . Часть первая нового Гражданского кодекса была принята Государственной думой 21 октября 1994 года, подписана президентом РФ Борисом Ельциным и вступила в силу 1 января 1995 года . Изначально отношения авторского и смежного права планировалось включить в часть третью этого нового Гражданского кодекса . Было подготовлено несколько проектов для новой главы, но процедура оказалась настолько трудной, что выход третьей части Гражданского кодекса откладывался несколько раз. Наконец, часть третья была принята 1 ноября 2001 года, но без главы об интеллектуальной собственности, которая впоследствии будет включена в часть четвёртую .

Потребовалось ещё почти 5 лет, чтобы разработать часть четвёртую ГК РФ, представленную в Госдуме в июле 2006 года . Проект нового законодательства об интеллектуальной собственности был раскритикован за излишнюю неясность формулировок и конфликты с международными обязательствами Российской Федерации, а также за введение некоторых непроверенных нововведений . В последующие месяцы около 500 изменений были внесены в законопроект , прежде чем он прошёл окончательное чтение в Думе 24 ноября 2006 года . После законопроект также прошел через Совет Федерации как часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая статьи с 1225 по 1551, далее был подписан в качестве Федерального закона N 230-ФЗ от 18.12.2006 президентом Владимиром Путиным 18 декабря 2006 года . В этот же день был подписан федеральный закон N 231-ФЗ "О введение в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации . Часть четвёртая Гражданского кодекса вступила в силу с 1 января 2008 года, вместе с этим утратили силу Закон 1993 года и сопутствующие законы об интеллектуальной собственности .

Часть четвёртая Гражданского кодекса стала всеобъемлющим законодательным документом по интеллектуальной собственности. Она содержит закон об авторском праве в главах 70 (авторское право) и 71 (права, смежные с авторскими), глава 69 содержится общие положения, применимые также и к авторским правам. Другие главы рассматривают патентное право (глава 72), право на селекционное достижение (глава 73), право на топологии интегральных микросхем (глава 74), право на секрет производства (ноу-хау) (глава 75), права на средства индивидуализации юридических лиц (глава 76) . Глава 77 описывает подробно описывает право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии .

Несмотря на то, что новое законодательство в отношении интеллектуальной собственности было полностью переписано с нуля и было построено совершенно иначе, чем в Закона об авторском праве 1993 года, на самом деле произошли незначительные изменения в тексте, касающиеся авторских прав. Большинство изменений были разъяснениями упущений или спорных пунктов в законе 1993 года. Среди нововведений в области авторского права стало право публикатора на произведение науки, литературы или искусства и определены два вида договоров: один для передачи авторских прав и второй - лицензия на предоставление права использования произведений . Изменения коснулись расчёта срока авторского права на работы опубликованные посмертно. Например, если умерший автор был реабилитирован, то срок авторского права рассчитывается как 70 лет с года смерти автора, даже если работа опубликована некоторое время спустя.

Федеральный закон под номером 5351-1 от 9 июля 1993 регулировал отношения, касающиеся авторского права. К таковому относится создание и использование предметов и достижений науки, литературы и иных видов искусства. Документ утратил силу и с 18 декабря 2006 года его положения регламентируются главой 70 Гражданского кодекса РФ . В статье будут рассмотрены основные аспекты обоих актов, а также их правопреемственность.

  • общие положения, включавшие в себя основные понятия документа, принципы законодательства РФ и международных договоров;
  • статьи об авторском праве подразумевали сферу действия, объекты, подпадающие под действие закона, регулирование соавторства, сроки действия авторства, а также порядок его использования иными лицами;
  • смежные права регламентировались законом в аналогичном порядке;
  • отдельно обозначалось коллективное управление имуществом, подпадающим под действия закона;
  • защита авторских прав регулировалась положениями о нарушениях и способах гражданско-правовой защиты, а также иными действиями, направленными на обеспечение предписанных гарантий.

Что вы знаете о законе о защите информации, ведь он так же часто фигурирует в судебных разбирательствах, касающихся вопроса авторских прав. Изучить ФЗ 149 можно

Глава 70 ГК РФ , действующая в данной сфере законодательства, предписывает схожие аспекты:

  • определения основных понятий и принципов;
  • право авторства, неприкосновенность произведения и их охрана после смерти автора;
  • распространение и использование произведений;
  • срок действия исключительного авторства, его передача по наследству и порядок перехода произведения в общественное достояние;
  • лицензионный договор на использование авторского произведения;
  • отдельные особенности правового регулирования авторства;
  • размещение информации об авторстве;
  • ответственность за нарушение авторской принадлежности.

Анализ обоих документов показывает, что имеется прямая правопреемственность между утратившим силу законом 5351-1 и главой 70 ГК РФ. Необходимость упразднения первого акта и перевод его положений в Гражданский кодекс обусловлена оптимизацией законодательства. Правовая защита авторства была переведена в гражданскую область права в соответствии со своей сферой деятельности.

Изменения в главу 70 ГК РФ последний раз вносились в 2016. В том же году было принято Постановление Конституционного Суда РФ о признании подпункта 1 статьи 1301 не соответствующей положениям основного закона страны. До внесения соответствующих поправок указанный подпункт недействителен и в решении его вопросов следует руководствоваться предписаниями Конституционного Суда.

Недовольства, связанные с нарушением данного закона, могут быть оформлены согласно .

Возникновение авторского права по ФЗ

По Федеральному закону 5351-1 возникновение авторского права регулировалось статьей 9 . Она предписывает следующие варианты возникновения авторского произведения:

  • авторство в науке, литературе и искусстве появляется по факту создания произведения, дополнительной регистрации оно не требует;
  • если нет опровергающих доказательств, автором произведения считается указанное в оригинале лицо;
  • при использовании псевдонима правозащитником авторства становится издатель.

Схожие формулировки имеются и в статье 1257 ГК РФ . Она указывает, что автором считается тот гражданин, который его создает. При отсутствии иных доказательств им становится тот, чье имя указано на оригинальном экземпляре.

Скачать

Скачать Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» можно . Документ представлен в той редакции, которая действовала на момент упразднения закона. Текст может быть актуален для правозащитников в изучении правопреемственности, а также тех граждан, авторство которых регулировалось до 2006 года.

Можно скачать главу 70 ГК РФ . Она регулирует все аспекты, связанные с авторскими произведениями на актуальный момент. Документ представлен в последней редакции и будет востребован для всех граждан, сталкивающихся с вопросами правового обеспечения авторских произведений.

Изменения в Законе об авторском праве

Последние изменения в главу 70 ГК РФ вносились 3 июля 2016 года . По ним был скорректирован пункт 1 статьи 1294. Внесенные поправки в формулировках первого и второго абзаца добавили слова «, если договором не предусмотрено иное ».

Немногочисленность изменений указывает на правопреемственность положений и проработанность нового документа на основании первого акта. При этом часть статей главы 70 ГК РФ в отдельном порядке регулирует отношения, касающиеся авторских произведений в сфере программ и ЭВМ. Необходимость отдельного регулирования данных вопросов стала еще одной причиной переоформления закона об авторстве.

Наказание за нарушение авторских прав

Нарушения и защита авторских и смежных прав регулировались статьей 48 закона 5351-1. Документ выделяет принципы незаконного использования соответствующих произведений и объектов, а также изготовление контрафактной продукции на их основе. Наказание за данные правонарушения подразумевают гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательными нормами РФ.

Ответственность за нарушение авторских прав по ГК РФ регулируется статьей 1301 . Она определяет двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров . Допускается изъятие двукратного размера цены авторства , которая определяется согласно установленному порядку.

Подпункт 1 ст 1301 Постановлением Конституционного Суда РФ признан не действующим – он устанавливал штраф от 10 тыс. до 5 млн рублей . В данное положение ожидается внесение поправок.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, интеллектуальная собственность охраняется законом (п. 1 ст. 44 Конституции РФ).

Пунктом 2 той же статьи предусматривается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Разумеется, осуществляться данные права должны с соблюдением требования законодательства, в том числе регулирующего отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности.

При этом в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности относятся к ведению Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, в настоящее время регулируются положениями части четвертой (раздела VII) Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 г.

В главе 69 ГК РФ объединены общие положения, посвященные охране объектов интеллектуальной собственности. Непосредственно вопросам охраны авторского права и смежных прав посвящены соответственно положения главы 70 и главы 71 ГК РФ. Кроме того, отдельные связанные с охраной авторских и смежных прав положения оказались также включенными в иные главы части четвертой ГК РФ.

До вступления в силу части четвертой ГК РФ отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, регулировались значительным числом законодательных актов, которые прекратили свое действие после 1 января 2008 г.

Однако необходимо учитывать, что по ряду вопросов, в частности связанных с определением первоначального обладателя авторских прав на произведения, созданные до вступления в силу части четвертой ГК РФ, толкованием ранее заключенных договорных положений и т.д., необходимо знание не только норм, закрепляемых непосредственно ГК РФ, но также положений ранее действовавшего законодательства.

Так, в ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" специально подчеркивается, что автор произведения или иной первоначальный правообладатель должен определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Принятый в 1993 г. и действовавший до вступления в силу части четвертой ГК РФ Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - ЗоАП) по оценкам российских и зарубежных экспертов, в том числе экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), соответствовал на момент его принятия основным международным стандартам в данной области, что позволило Российской Федерации успешно присоединиться к ряду международных договоров в области авторского права и смежных прав, прежде всего к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и к Римской конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. ЗоАП вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" 3 августа 1993 г.

Переходные нормы, связанные со вступлением в силу ЗоАП, устанавливались специальным актом - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

В 1995 г. в ЗоАП были внесены некоторые изменения (Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ), имеющие отношение в основном к вопросам защиты авторских и смежных прав.

Последние изменения в ЗоАП были внесены в 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ в результате продолжавшейся более четырех лет законотворческой работы, причем изменения, относящиеся к введению нового "интернет-права" на доведение до всеобщего сведения, вступили в силу только с 1 сентября 2006 г.

Одновременно с ЗоАП действовали Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также значительное число законодательных актов, отдельные положения которых затрагивали авторско-правовые вопросы.

До вступления в силу ЗоАП в течение года на территории Российской Федерации вопросы правовой охраны авторских и смежных прав регулировались соответствующими положениями Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г.

Данный законодательный акт был разработан в последние годы существования СССР в связи с тем, что складывавшиеся рыночные отношения потребовали обновления правового регулирования. Основы гражданского законодательства 1991 г. содержали специальный раздел, посвященный охране авторских и смежных прав, и должны были вступить в силу с 1 января 1992 г., но этого не произошло в связи с официальным прекращением существования СССР 26 декабря 1991 г.

Однако на территории Российской Федерации Основы гражданского законодательства 1991 г. все же вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1800). Действие норм Основ гражданского законодательства 1991 г. в отношении авторских и смежных прав прекратилось через год - 3 августа 1993 г. в связи с принятием и вступлением в силу Закона Российской Федерации.

Действовавшее на территории России до 3 августа 1992 г. законодательство об авторском праве состояло из раздела IV (ст. 96-106) Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., раздела IV "Авторское право" (ст. 475-516) Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и многочисленных подзаконных актов, которые были приспособлены к условиям существовавшей в СССР экономической системы. В настоящее время положения ГК РСФСР 1964 г. имеют важнейшее значение при решении вопросов об определении правообладателей на отдельные произведения, созданные в период действия данного кодифицированного акта.

В более ранний период вопросы авторских прав регулировались Основами авторского права 1925 и 1928 гг., а также принятым в их развитие Законом РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве". В настоящее время положения указанных законодательных актов в отношении созданных в период их действия произведений имеют то же значение, что и положения ГК РСФСР 1964 г.

Положения об уголовной и административной ответственности за нарушения авторских и смежных прав содержатся в Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

По ряду вопросов, связанных с совершенствованием охраны авторских и смежных прав, изданы Указы Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 сентября 1993 г. N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав", Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".

Важное значение в сфере нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией авторских и смежных прав, имеют постановления Правительства Российской Федерации.

Так, рядом постановлений Правительства РФ установлены минимальные ставки авторского вознаграждения для отдельных случаев использования произведений:

  • - постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства";
  • - постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.".

Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)".

Ожидается, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвертой ГК РФ будут приняты новые постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие минимальные ставки вознаграждения.

Отдельные постановления принимались также Правительством Российской Федерации по вопросам, связанным с наделением федеральных органов исполнительной власти определенными полномочиями в области авторских и смежных прав, а также по вопросам, связанным с аккредитацией организаций по коллективному управлению правами, сбору, распределению и выплате ими вознаграждения для правообладателей. В числе таких нормативных документов могут быть названы:

  • - постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия";
  • - постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 276 (в ред. от 29 мая 2008) "Об упорядочении функций федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав";
  • - постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами";
  • - постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 "Об утверждении правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях".

По отдельным вопросам, связанным с реализацией авторских и смежных прав, принятием дополнительных мер для защиты правообладателей, реализацией специально возложенных полномочий в области авторских и смежных прав, издаются нормативные правовые акты и иные документы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в частности:

  • - приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", утвердивший также Общие методические рекомендации по применению Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе;
  • - приказ Россвязьохранкультуры от 31 января 2008 г. N 43 "Об утверждении положения об аккредитационной комиссии";
  • - распоряжение ГТК РФ от 27 мая 1999 г. N 01-14/632 (в ред. от 1 ноября 2002 г.) "Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности";
  • - письмо Федеральной таможенной службы РФ от 28 мая 2007 г. N 01-06/19861 "О практике применения судами части 1 статьи 7.12 КоАП РФ";
  • - письмо Роспотребнадзора от 5 апреля 2005 г. N 0100/2416-05-32 "О проведении контрольно-надзорных мероприятий, направленных на нераспространение контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм".

В соответствии с традиционными взглядами не относятся к источникам права, но играют важную роль в правоприменении разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в частности:

  • - информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах";
  • - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах";
  • - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака".

Важнейшую роль играют международные договоры в области авторского права и смежных прав, в частности:

  • - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.; далее - Бернская конвенция). Российская Федерация стала ее участницей с 13 марта 1995 г.;
  • - Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. СССР стал членом ВОИС в 1968 г. Российская Федерация продолжает участвовать в этой международной организации;
  • - Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в ред. 1952 и 1971 гг.). СССР присоединился к этой Конвенции (в ред. 1952 г.) в 1973 г., а Российская Федерация (в ред. 1971 г.) - в 1995 г.;
  • - Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Российская Федерация участвует в Римской конвенции только с 26 мая 2003 г.;
  • - Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (Женевская фонограммная конвенция). Российская Федерация участвует в ней с 13 марта 1995 г.;
  • - Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (Брюссельская конвенция). СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г., Российская Федерация продолжает оставаться членом этой Конвенции;
  • - Договор ВОИС об авторском праве 1996 года (ДАП);
  • - Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ);
  • - Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.;
  • - двусторонние соглашения с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией, часть из которых заключена еще в период существования СССР.

Рассматриваются вопросы о присоединении Российской Федерации к Соглашению о правовых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашению TRIPS), входящему в пакет документов о создании Всемирной торговой организации (ВТО).

Защита авторских прав с развитием новых технологий все более актуальна не только в нашей стране, но и в мире. Существует ли закон о защите авторских прав , какие плоды творчества призвано защищать законодательство об интеллектуальной собственности, какие есть варианты защиты авторского права ? На эти и некоторые другие вопросы найдете ответы в предлагаемом материале.

Какой закон об авторском праве действует в России в 2015-2016 году

До 01.01.2008 в России работал отдельный закон «Об авторском праве и смежных правах». 31.12.2007 решением законодателей этот закон утратил силу и отношения, связанные с использованием, фиксированием и защитой интеллектуальных, в том числе авторских и смежных, прав стали регулироваться положениями части 4 Гражданского кодекса РФ.

Часть 4 ГК РФ получила название «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Кроме прав авторов к достижениям интеллектуального труда были отнесены:

  • смежные с авторскими права;
  • право на патенты;
  • право на селекционные продукты;
  • право на топологии интегральных микросхем;
  • право на секреты производства;
  • право на средства индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг и организаций;
  • право использования итогов интеллектуальной работы в составе единой технологии.

По сравнению с ранее действовавшим законом, во вновь принятой части ГК законодательный опыт по регулированию отношений по защите авторских прав , связанных с продуктом творческой, научной, изобретательской, авторской деятельности, более систематизирован, упорядочен и расписан глубже.

Объекты авторского права и смежных прав

Объект авторского права - это сам продукт, творческий результат, в отношении которого и определяется автор, а также проводится защита авторских прав. Ст. 1259 ГК РФ к охраняемым предметам авторских прав относит такие достижения творческой деятельности, как:

  • литературные произведения (романы, повести, стихи и т. п.);
  • пьесы, сценарии и иные сценарно-драматические и музыкально-драматические работы;
  • сочинения хореографии и мимодрамы;
  • мелодичные сочинения со словами и без слов;
  • фильмы и иные продукты аудиовизуального ряда;
  • плоды художественного искусства (картины, скульптуры, графика, комиксы и т. д.);
  • декоративно-прикладные творения, а также сценографические труды;
  • архитектурные, градостроительные и садово-парковые творческие работы, в том числе в виде графиков, чертежей и иных эскизов как на бумаге, так и в миниатюре;
  • фотографии;
  • карты, планы, наброски, относящиеся к географическим и топографическим изысканиям;
  • компьютерные программы, которые приравнены к произведениям литературы;
  • результат творческого труда по переработке иного произведения;
  • творческие продукты, составленные из нескольких произведений.

Права автора не охватывают идеи, концепции, методы, системы, процессы, решения организационных или технических задач, языки программирования, открытия, факты. Не относятся к объектам защиты авторского права:

  • народное творчество (фольклор);
  • госзнаки и символы, такие как герб, флаг, деньги, награды и т. д.;
  • официальные документы, результаты законотворчества, судебные и административные акты, официальные переводы;
  • информационные сообщения.

Определение авторства на примере авторских прав на фотографии в сети интернет

В соответствии с положениями 4 части ГК РФ автор определяется как человек, творческими способностями и усилиями которого создано произведение. Авторские права подразделяются на личные неимущественные и имущественные права. При этом неимущественные права автора неотделимы от его личности, тогда как имущественные права могут быть передоверены создателем произведения другому лицу.

Не знаете свои права?

Авторские права охватывают как получившие огласку, опубликованные работы, так и необнародованные плоды творчества. Главное, чтобы произведение было облечено в какой-либо объективный вид: написано, продекламировано, нарисовано и прочее. Для образования, совершения и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения или иная фиксация авторства. Поэтому очень важно автору максимально обезопасить себя и облегчить процесс возможного спорного установления авторства.

Во-первых, существование у человека первоисточника произведения. То есть в отношении фото - это негативы, цифровые необработанные фото, фотоаппарат с кадром. Но поскольку с развитием цифровой фотографии отследить первоисточник не так-то просто, можно рекомендовать прием, используемый ранее писателями для доказательства своего авторства и обеспечения последующей защиты авторских прав . Оригинальный экземпляр произведения (в отношении фото это, видимо, цифровой носитель) отправить ценным заказным отправлением на собственный адрес автора. Полученную корреспонденцию не вскрывать. В случае необходимости защиты авторских прав , невскрытые письма или бандероли со спорным произведением будут хорошим доказательством, так как на отправлении присутствует дата, проставленная почтой, кроме того, в отправление можно вложить собственную опись с датой и данными на плод творчества.

Во-вторых, первое публичное появление произведения должно быть связано с именем автора. Что касается фотографий, то при публикации их в интернете желательно проставлять свое имя, знак охраны авторских прав (буква «с» в кружке) и дату первого опубликования. Это будет являться своеобразной гарантией защиты авторских прав на произведение.

В течение какого времени действует авторское право в России

Срок действия авторских прав - это срок действия исключительного права на достижения творческой деятельности. То есть законное основание применять произведение по своему усмотрению, давать разрешение на использование результата творческого труда каким-либо способом или отказывать в использовании, получать доход от использования произведения, прибегать к защите авторского права . Другие же люди не вправе без согласия владельца прав на произведение каким-либо способом творческую работу использовать.

  1. Обобщенный срок действия равен продолжительности жизни создателя произведения и 70 годам после его смерти. 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом смерти автора.
  2. Если творческий труд стал результатом деятельности нескольких создателей, то необходимые 70 лет отсчитывают от года смерти последнего из соавторов.
  3. Если произведение было выпущено в свет без указания автора или под вымышленным именем, то период в 70 лет отсчитывают от года, идущего за годом официального обнародования творческого достижения. Если за это время автор рассекретит свою личность, то время действия авторского права будет определяться на общих основаниях.
  4. Если творческий труд будет вынесен на суд граждан после смерти творца, но в рамках 70 лет с даты его смерти, то период действия авторского права составит 70 лет с года издания произведения.
  5. В случае реабилитации посмертно автора, подвергшегося репрессиям, 70 лет следует отсчитывать от года, идущего за годом реабилитации творца.
  6. Если создатель произведения творил во время Великой Отечественной войны или принимал участие в ней, срок функционирования авторского права продлевается на 4 года.

После смерти создателя произведения права на него переносятся на наследников. По истечении срока действия авторского права произведение как опубликованное, так и не увидевшее свет, становится достоянием общественности и на него не распространяются положения законодательства о защите авторского права . То есть может без ограничений использоваться любым человеком без получения согласия на это и без уплаты авторских. При этом остаются неизменны и охраняемы авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Способы защиты авторского права

Авторское право в России и любой другой стране мира в первую очередь стоит на страже интересов создателя произведения. Защита авторских и смежных прав предполагает первым делом прекращение правонарушения и восстановление соответствующего закону состояния. Защищаются права авторов в суде.

  • признание права;
  • прекращение правонарушающих действий;
  • возврат к состоянию, существовавшему до нарушения права;
  • компенсация морального и материального вреда;
  • обнародование результата суда с указанием на существовавшее нарушение и действительного владельца прав.

Авторам нужно помнить, что значительно облегчит задачу по защите авторского права предусмотрительное аккуратное отношение к результату своего творческого действа. Сохраненные исходники, максимальная привязка первого обнародования к имени автора, фиксация произведения в Российском авторском обществе способны если не пресечь любые посягательства на авторские права, то в большой степени упростить доказывание своей позиции в суде.

Технические средства защиты авторских прав

К техническим средствам защиты авторских прав относится программное обеспечение, с помощью которого блокируется возможность копирования, просмотра, модификации и совершения иных действий с объектами авторских прав. Кроме этого, вышеуказанные программы могут отслеживать подобные действия.

ГК РФ в статье 1299 определил, что в отношении произведения не разрешаются следующие действия:

  • устранение ограничений в пользовании произведением, которые были введены техническими средствами;
  • сдача технических средств защиты в аренду или безвозмездное пользование третьим лицам, если впоследствии с помощью данных средств защита прав автора будет невозможна.

В противном случае автор/правообладатель может потребовать выплаты компенсации или возмещения убытков в порядке, установленном гражданским законодательством. Исключение составляют случаи, когда разрешается использовать произведение без согласия автора/правообладателя.

После смерти создателя произведения права на него переносятся на наследников. По истечении срока действия авторского права произведение как опубликованное, так и не увидевшее свет, становится достоянием общественности. То есть может без ограничений использоваться любым человеком без получения согласия на это и без уплаты авторских. При этом остаются неизменны и охраняемы авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Вместе с тем в уставе РАО (о котором уже говорилось как об одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов) содержится положение, предоставляющее этой организации право участвовать "в гражданских процессах... со всеми правами, какие предоставлены законом истцу, в том числе с правом окончания дела миром...". Ранее это могло объясняться тем, что до принятия Федерального закона от 7 августа 2000 г. для лиц, выступающих в процессе в защиту прав других лиц, не существовало законодательно закрепленного запрета заключать мировое соглашение. Хотя в действительности отсутствие такого запрета в законе не имеет значения. Отсутствие права заключать мировое соглашение связано с тем обстоятельством, что организации признаются истцами только в процессуальном смысле, так как не являются субъектами спорного правоотношения. В настоящее время указанное ограничение прямо закреплено в ч.2 ст.42 ГПК РСФСР.

Поэтому совершенно недопустимо предоставление уставом РАО обществу права заключать мировое соглашение во всех случаях, когда общество обращается в суд от своего имени в защиту прав авторов, управление которыми оно осуществляет.

Вышестоящим судам необходимо обратить внимание на нарушения, допускаемые судами первой инстанции при определении процессуального положения организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе. Желательно, чтобы Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что подобные организации в случае обращения в суд за защитой прав авторов, передавших полномочия по управлению своими правами таким организациям, должны занимать положение, соответствующее их цели обращения в суд, т. е. признаваться организациями, выступающими от своего имени в защиту прав других лиц.

Литература:

В. Твердовский, журнал “Интеллектуальная собственность” №6,2002

ГПК РСФСР

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (научнопрактический) / Под ред. . М., 2001. С.147.

Лесницкая представительство в гражданском процессе. М., 1964; К вопросу о понятии и составе лиц, участвующих в деле // Труды ВЮЗИ. 1969. Т.16. Ч.2.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»