Курсовая работа: Правовой статус личности. Правовой статус личности в рф Виды правовых статусов человека

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права, власти и личности. В процессе углублявшихся представлений о праве и государстве довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый богиней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлениям древних этот образ правосудия (остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой государственности вообще (справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, по вопросу о взаимоотношении государства и личности, был разработан уже античными авторами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель и другие); о различении правильных и неправильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм (Сократ, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановленного права (Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по естественному праву (некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения (Аристотель); о государстве (республике), как "деле народа", как правовом общении и "общем правопорядке" (Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение приобретают проблемы политической власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной системы разделенных государственных властей, соответствующей новому отношению социально-классовых и политических сил. Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, и в публично-политических отношениях. В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Из этих учений мне хотелось бы выделить наиболее важные положения в данном вопросе. Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека, поэтому он выдвинул требования нового права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться правителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть возникает как продукт общественного договора, который придает обществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти" - утверждал Дидро.

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократического государства, был Спиноза. Будучи связано законами, государство обеспечивает действительные права и свободы человека. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но, тем не менее, он разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал, как право делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закончил теоретические основы наиболее эффективного принципа правового регулирования общественных отношений.

В трактовке Д. Локка идея господства права воплощается в государстве, где верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму. "Свобода людей, находящихся под властью правительства, - отмечал он, - заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не защищает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека." Обоснованный здесь Локком правовой принцип, как и у Гоббса, индивидуальной свободы лишь словесно несколько расходится с последующей, ставшей актуальной и для нас, формулой: "разрешено все, что не запрещено законом".

Новые представления о разделении властей получили систематическую разработку в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти - законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не только на последующие теоретические представления о правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственную практику.

Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года. Она практически воплощает идею правового государства на американском континенте. Автор "Декларации Независимости США" Джефферсон подвергает критике монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного суверенитета. Декларация Независимости провозглашает, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Путем включения в Декларацию естественных прав человека, превратившихся в субъективные права отдельных индивидов по отношению к государству в целом.

С философским обоснованием теории правового государства выступил И. Кант. Центральное место в ней занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Там, где государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, там государство правовое, там не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину. Правовую организацию Кант, так же как и Локк связывает с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную - правительству, и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

По моему мнению, философская концепция Канта оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Государство, согласно Гегелю, это тоже право, а именно конкретное право, так как оно включает в себя признание "всех остальных прав личности, семьи и общества". Возводя государство в абсолют, стоящий над личностью и обществом, Гегель доказывает, что такие государства предшествуют развитию гражданского общества. Это главный порок гегелевской концепции государства, поскольку в реальной жизни общество возникает раньше государства, а последнее является его продуктом и результатом развития общества. "Государство, по Гегелю, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реальной жизни".

Я думаю, что ценность гегелевских воззрений на государство состоит в том, что принудительная, насильственная функция в нем играет не столь важную роль. В целом вся гегелевская концепция правового государства прямо и однозначно направлена против произвола, бесправия и вообще всех неправовых форм применения силы со стороны частных лиц, политических объединений и государственной власти.

Маркс и Энгельс поддержали и на материалистической основе развили дальше идею Гегеля о разграничении гражданского общества и государства (у философов 17-18 веков гражданское общество и государство нередко выступали как нечто единое). Маркс и Энгельс показали, что именно гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, а жизнедеятельность гражданского общества есть главная движущая сила исторического прогресса, или дословно "истинный очаг и арена всей истории". Маркс рассматривал государство и право исходя из открытой или классовой теории общественного развития. Согласно данной теории государство и право исчезнут вместе с исчезновением классов в результате установления диктатуры пролетариата в процессе перехода к обществу без классов. Примечательным является утверждение Маркса, в котором он выразил идею правового государства "Свобода состоит, чтобы превратить государство, стоящее над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный".

Я считаю, что в XX веке большинство авторов сходилось во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Государство определяется как представитель общих интересов своего народа, удовлетворяющий индивидуальным и общечеловеческим солидарным интересам в направлении прогрессивного развития общества.

Виды правовых статусов человека

Классификация правовых статусов в первую очередь проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий (международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы человека.

Общий (международный) правовой статус человека включает в себя помимо внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус человека объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны. Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и в большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того, какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и гражданина.

Отраслевой статус человека состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы - гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус человека отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в управлении государственными делами и т.п.

Виды правового статуса человека представлены па рис. 25.

Рис. 25.

Стабильность и динамика правового статуса человека

Правовой статус человека находится в постоянном развитии, которое обусловлено множеством факторов. Прежде всего это совершенствование и демократизация государственных и правовых институтов, эволюция самого человека как существа разумного, создание условий для комфортного и безопасного существования человека, это и развитие общества в целом как в рамках определенного государства, так и в планетарном масштабе. Совершенно ясно, что правовой статус человека в эпоху рабовладения, Средние века значительно отличался от правового статуса современного человека.

В то же время правовой статус характеризуется стабильностью его содержательных и структурных составляющих. Сам термин "статус" означает постоянность, устойчивость его элементов. Совокупность основных (естественных и приобретенных) прав, свобод и обязанностей, их гарантий должна оставаться неизменной в определенных временных и пространственных параметрах. Изменения, как правило, должны быть позитивного для человека плана и происходить по возрастающей линии.

Динамику правового статуса можно раскрыть в двух аспектах: развитие правового статуса человека вообще или конкретного человека.

Развитие правового статуса человека вообще идет по нескольким основным направлениям.

1. Постепенное закрепление естественно-правовых начал и определенных естественных правомочий в позитивном, и прежде всего конституционном законодательстве различных стран и международно-правовых актах.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Вирджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах США (1791 г.). Непреходящее значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом политико-правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических нравах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами ООН. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.)1 и Конституции РФ (1993 г.).

  • 2. Возникновение совершенно новых прав и обязанностей человека вследствие развития науки и техники, создания новых технологий и т.п. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст. 29 Конституции РФ.
  • 3. Совершенствование существующих правовых норм, расширение и укрепление прав и свобод человека и гражданина. Наглядную трансформацию в этом плане претерпело право голоса американских граждан в XV (1870 г.), XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.) поправках к Конституции США. Применительно к нашей стране можно говорить о конкретизации конституционных норм о правах и обязанностях человека и гражданина в законах об их обеспечении, законодательных актах субъектов Федерации. Возможна в этой сфере имплементация норм международного права в национальные правовые системы.

Развитие правового статуса конкретного человека зависит от целого ряда юридических фактов (составов): достижения определенного возраста, получения образования, заключения сделки, вступления в брак, рождения детей, заключения трудового договора, службы в вооруженных силах, создания произведения, избрания депутатом, совершения правонарушения и многих других. В качестве примера можно взять такой "длящийся" юридически значимый факт, как возраст. Уже с момента рождения человек имеет определенный правовой статус, более того, он уже может "вступать" в некоторые правоотношения (наследования, дарения). В соответствии с п. 1 ст. 1116 ГК РФ к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. По достижении 18-летнсго возраста граждане Российской Федерации могут быть обременены новыми обязанностями: они подлежат призыву на военную службу (ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), при вступлении в брак они обязаны строить отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи (п. 3 ст. 31 СК РФ). Достижения определенного возраста необходимо для возникновения некоторых пассивных избирательных прав, в частности для избрания на должность Президента РФ, Президента США - 35 лет, для избрания на должность Президента Италии - 50 лет.

Разумеется, при изучении правового статуса человека и гражданина не следует забывать и о правовом статусе иных субъектов права (государство, государственные организации, учреждения и предприятия, общественные н религиозные организации, хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, социальные общности и т.д.). Изменение их правового статуса зависит от исторических условий, социально-экономической и политической обстановки, от того, в какие правоотношения они вступают.

Правовой статус человека является, по существу, нормативной характеристикой его правовой социализации.

На рис. 26 представлена динамика правого статуса человека на примере одного из длящихся юридических фактов - достижения определенного возраста.

Можно говорить о разных путях и способах "общения" человека с правом, в результате которого происходит формирование жизненных установок и правовых ценностей. Но в качестве основного пути освоения человеком правовой действительности следует считать правовую социализацию. Основными формами, в которых она осуществляется, выступают правосознание человека, его собственная правомерная деятельность и совокупность определенных правоотношений.

Правовая социализация - система многообразных форм и средств познания и восприятия человеком государственно-правовых явлений, процесс освоения и воспроизводства опыта, правовых навыков и умений при осуществлении собственной деятельности.

Рис. 26.

В системно-структурном плане правовая социализация как совокупность форм и средств состоит из следующих компонентов: юридических знаний, которые в силу своих оснований уже имеют социализаторское значение; приемов и средств целенаправленного правового воспитательного воздействия; интеллектуально-психологических установок самой личности, сформировавшихся в результате обучения и воспитания; стандартов и привычек (стереотипов) правомерного поведения, сложившихся под влиянием синтеза (опыта) знаний, представлений и чувств по отношению к праву и обществу в результате многократной повторяемости правомерных действий самой личностью.

В системно-функциональном плане правовая социализация как жизненный процесс включает в себя несколько стадий, которые можно различать по нравственно-правовому критерию (уровню правосознания) и по формально-правовому, иными словами, по степени вовлеченности индивида в систему правоотношений. Последний критерий обусловлен возрастом и спецификой некоторых правоотношений. Рассмотрим это подробнее.

Первая стадия правовой социализации охватывает детей до шестилетнего возраста. Все они с момента рождения обладают правоспособностью, т.е. могут иметь гражданские права и обязанности. Разумеется, они являются полностью недееспособными, т.е. не могут своими действиями осуществлять права и нести обязанности, в правоотношения за них вступают родители или законные представители. Их поступки интуитивно диктуются желанием избежать наказания или заслужить поощрение, а также императивными указаниями родителей. О каком-либо уровне правосознания здесь говорить преждевременно.

На второй стадии дети от 6 до 14 лет также считаются недееспособными, однако предполагается, что они уже обладают начальным уровнем правосознания и поэтому частично сами вступают в правоотношения. Они имеют право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, представленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Третья стадия правовой социализации охватывает несовершеннолетних от 14 до 18 лет, которые обладают частичной дееспособностью в целом, но в некоторых отраслях права могут обладать полной дееспособностью и деликтоспособностью. Например, с 16 лет наступает дееспособность по трудовому законодательству, с этого же наступает административно-правовая и уголовно-правовая ответственность, а за некоторые виды преступлений уголовно-правовая ответственность наступает с 14 лет. По семейному праву при соответствующих условиях может быть снижен возрастной барьер для заключения брака. Если семья, школа, профессиональные учебные заведения, неформальные коллективы помогли индивиду развить позитивные нравственно-правовые установки, то уже можно говорить о достаточном уровне правосознания как основе правомерного поведения в дальнейшей его жизни,

В четвертой стадии первая возрастная граница определяется с 18 лет, т.е. по достижении человеком совершеннолетия по российским законам. Вторая возрастная граница носит достаточно условный характер: до 25-40 лет. Люди данного возраста обладают полной дееспособностью и деликтоспособностью за некоторыми исключениями, предусмотренными законом, активно участвуют в разнообразных правоотношениях, у них на основе полученных юридических знаний и социального опыта формируется уже устойчивое правосознание. "Растяжимость" возрастного критерия обусловлена спецификой некоторых профессий, должностей, требующих для их занятия достижения определенного возраста, образования, стажа работы. Например, судьей может быть гражданин, достигший 25 лет, а судьей областного, краевого, верховного суда республики - 30 лет, судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ - 35 лет, судьей Конституционного Суда РФ - 40 лет. Президентом нашей страны может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. На этой стадии возможна и ресоциализация; это может быть смена профессии, переучивание, переподготовка кадров и повышение квалификации, получение второго высшего образования и т.п.

Пятая стадия правовой социализации характеризуется уже позитивным консерватизмом правосознания, достаточно высоким уровнем правовой культуры. На этой стадии у людей складываются собственные принципы и стереотипы поведения, появляются черты толерантности, терпимости к мнениям и поступкам других людей, возникает понимание необходимости существования определенных общественных и государственных институтов, вырабатывается способность к самоограничению своей свободы действий. Возрастные рамки этой стадии зависят от образования, социально-трудовой деятельности и у разных людей они могут быть разными. Подавляющее большинство людей приобретают навыки сосуществования и позитивного общения в социуме с 25-30 лет. Но и в 40 лет встречаются инфантильные индивиды в деловом и правовом отношении.

Главным методологическим принципом освоения правовой реальности выступает единство правового обучения и правового воспитания. Обучение есть способ овладения юридическими знаниями, изучения законов, юридических конструкций, а воспитание - способ привития человеку определенной системы ценностей, постижения гуманистических начал права, формирования соответствующих личностных качеств.

Это интересно

Платон в диалоге "Протагор" приводит следующий пример. Сократ встречает юношу, который хочет, чтобы с ним занимался знаменитый софист Протагор. На вопрос Сократа о том, чему бы он хотел обучаться у Протагора, юноша отвечает, что это не медицинское дело, не игра на кифаре и не какое-либо другое конкретное знание; юноша говорит, что он просто хотел бы стать мудрее. Когда Сократ обращается к Протагору с вопросом, чему же он будет обучать юношу, тот отвечает, что смысл его дела заключается в том, что юноша, пообщавшись с ним, "каждый день будет уходить домой, ставши лучше, чем вчера". Сократ вновь ставит свой вопрос о приобретаемых юношей познаниях, на что Протагор отвечает, что его воспитание совершенствует человека не как специалиста, оно направлено на то, чтобы человек совершенствовался в управлении своим домом, государством, а также как хороший гражданин.

Этот исторический пример подтверждает тезис о том, что правовая социализация обеспечивается обучением и воспитанием в их единстве и что она может носить не только стихийный, но и целенаправленный характер. Применительно к нашему времени можно сказать, что уроки права в средней школе, участие в работе органов школьного самоуправления, гражданско-патриотических акциях способны привить подросткам необходимые правовые ценности, а систематическое преподавание юридических дисциплин в вузе, шефство над трудновоспитуемыми подростками, работа в молодежных парламентах, оперативных и строительных отрядах способны сформировать у молодежи устойчивые правовые установки и навыки по соблюдению, исполнению и использованию правовых норм.

Важным с познавательной точки зрения является вопрос о степени и глубине правовой социализации. Косвенно в качестве ориентиров такого измерения могут служить сформированные позитивные правовые установки, устойчивые мотивы на правомерную деятельность, даже определенные личностные черты (характер, привычки т.п.). Все эти критерии призваны показать включенность индивида в процесс правовой социализации не только на уровне микросреды, но и больших социальных групп, в которых протекает жизнедеятельность личности. Кстати, студенчество выступает в качестве одной из важных социальных групп нашего общества, в рамках которой становление правовой социализации личности происходит наиболее интенсивно: здесь не только усваивается чужой правовой опыт, но и происходит его воспроизводство. В процессе обучения, а точнее при помощи знаков и знаковых систем, усваиваются правовые нормы и ценности.

Проверьте себя

Ситуация 1. Вы стали свидетелем дорожно-транспортного происшествия. Можно ли в этом случае говорить об осуществлении правовой социализации в отношении вас, прямо не являющегося непосредственным участником ДТП?

Ситуация 2. Восьмилетний ребенок в магазине приобрел игрушку. Есть ли основания говорить о правовой социализации, если в соответствии со ст. 28 ГК РФ малолетние вправе совершать мелкие бытовые сделки?

Итак, процесс правовой социализации личности, начинаясь с детства, с усвоения первичных дозволений и запретов, продолжается затем через систему социальных и межличностных ролей в реальной жизни и далее развивается через общение с миром правовых явлений. Именно правовая действительность, окружающая человека, дает возможность последнему сформировать свою правовую индивидуальность и постоянно расширять сферу правоотношений. Правовая социализация становится гранью жизни человека, чертой его внутреннего мира. В этом случае есть основания говорить о правовой личности, о личности с высоким уровнем правового сознания и правовой культуры.

Что же касается непосредственно эволюции содержания правового статуса в отечественной науке, то идея естественных, личных прав получает в России юридическое отражение только в конце XIX -- начале XX в. Только с отменой крепостного права крепостные получают полные права свободных сельских обывателей. Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» на Правительство была возложена обязанность «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 1 Монархическое устройство государства предопределяло тот факт, что политические права оставались практически недоступными для населения. Значительно ограничивалось («в целях, не противных законам, в пределах, установленных законом») право российских подданных устраивать собрания, образовывать общества и союзы, высказывать устно и письменно свои мысли, а равно распространять их путем печати или иными способами.

Более полный объем политических прав получает население только в результате Октябрьской социалистической революции. Конституция РСФСР 1918 г. предоставляла гражданам достаточно широкий круг важнейших политических прав и свобод. Была провозглашена свобода совести в отличие от закрепленной ранее свободы веры, т. е. было провозглашено право иметь любые религиозные убеждения или быть атеистом. Происходит отделение государства от церкви.

Если до Октябрьской революции в России речь шла о сословности правового статуса, то в период становления Советского государства правоспособность, объем прав, свобод и обязанностей зависели от принадлежности человека к тому или иному классу. Так, всю полноту политических прав, а, следовательно, и власти получили трудящиеся. В политических правах была ограничена буржуазия, что получило прямое закрепление в Основном Законе государства. Закон последовательно проводил в жизнь общий принцип предоставления демократических свобод только трудящимся. Так, классовость правового статуса выражалась в ст. 19 Конституции РСФСР, предоставлявшей трудящимся почетное право защищать революцию с оружием в руках, причем право носить оружие имели только трудящиеся, нетрудовые элементы были его лишены. Более того, Конституция РСФСР провозгласила «полное разоружение имущих классов» (п. «ж» ст. 3).

Конституция РСФСР 1925 г. сохранила тот же классовый подход к правовому положению граждан. Правовой статус граждан по принятии Конституции РСФСР 1937 г. изменился. По сути, сохранив положение, что «власть в РСФСР принадлежит трудящимся города и деревни» (ст. З), 1 она внесла существенные изменения в политические права и впервые в истории Российского государства закрепила социально-экономические права.

По мере упрочения социалистического строя расширялся и дополнялся правовой статус личности. В России впервые был установлен восьмичасовой рабочий день, введено бесплатное образование, признаны равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Так, Конституция СССР 1936 г., намного опередив буржуазные государства, провозгласила право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности, равноправие мужчины и женщины во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Впервые на общечеловеческом, а не классовом подходе основываются конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г. Связано это с тем, что к концу 1980-х годов строительство социализма считалось завершенным. Так, согласно ст. 2 этой Конституции «вся власть в РСФСР принадлежит народу». Помимо широких политических прав, развернутое закрепление получили и социально-экономические права: право на охрану здоровья, право на жилище, гарантированная свобода научного, технического и художественного творчества. Огромное влияние на развитие правового статуса граждан оказало закрепление наряду с обязанностью на труд права на труд.

Разрывы между формальным и фактическим положением личности возникают не только из-за имеющихся неправовых факторов, но и из-за несовершенства правовых систем, например, когда положения законов искажаются подзаконными актами, в частности инструкциями. Формы нарушения прав и свобод, которые определяют фактическое положение личности, бывают самыми разнообразными: внесудебные репрессии, запреты заниматься профессией, незаконные привилегии, «телефонное право», вторжение в частную жизнь, нарушение тайны личности, семейной жизни, в том числе прослушивание без санкции на это телефонных разговоров, и т. п. Так, советское государство, опираясь в основном на собственный аппарат, его понимание правовых проблем и способов их решения, нередко принимало законы, грубо нарушающие права личности, ставящие население в полную зависимость от произвола государства.

Гражданину долгое время отказывалось даже в праве судебного обжалования решений государственных органов и должностных лиц. Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

Качественно новый взгляд на природу прав и свобод человека начал утверждаться в российской конституционной практике еще до принятия Конституции 1993 г. Решающим этапом на этом пути стало принятие Верховным Советом РСФСР в ноябре 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, положения которой вошли в качестве поправок в текст действовавшей тогда Конституции 1978 г. в качестве поправок 21 апреля 1992 г. Нынешняя Конституция РФ подвела итог процессу перехода от одной государственно-правовой идеологии к другой, привела все изменения в логически стройную, упорядоченную систему норм и принципов.

Провозглашенные в Конституции РФ права и свободы разительно отличаются от набора прав и свобод старых, советских конституций. Эти отличия касаются буквально всего: перечня прав, их формулирования и даже порядка их расположения в тексте Конституции. Одно из основных отличий социалистического подхода к конституционному оформлению прав личности от западно-демократического (термины условны) заключалось в том, что в социалистических конституциях во главу угла ставились социально-экономические права и свободы, а в конституциях западно-демократического толка -- права личные. Как знак восприятия западных традиций и ценностей конституционализма авторы Конституции РФ 1993 г. поставили в главе о правах и свободах на первое место личные права, на второе -- политические и только на третье -- социально-экономические права, назвав первым из них право частной собственности (ч. 1 ст. 35).

В последние годы в мировой конституционной практике помимо вышеуказанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уровне и иные новые виды прав и свобод, которые отражают тенденции расширения сферы конституционного регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей человека, нуждающихся в конституционной защите.

Конституцией РФ заложены новые принципы правового положения человека и гражданина. Среди них прежде всего следует назвать принцип приоритета (высшей ценности) прав и свобод человека, непосредственного действия общепризнанных принципов и норм международного права на территории Российской Федерации, неотчуждаемости прав и свобод человека, прямого и непосредственного действия прав и свобод человека, равноправия (равенства перед законом и судом). Большинство из этих принципов не признавалось советской наукой государственного права как основанные на «буржуазных» теориях естественного права. Советская государственно-правовая доктрина исходила из того, что правами и свободами личность наделяет государство. Из этого логически вытекало, что государство могло и лишить человека «дарованных» ему прав, если это потребуют интересы того же государства.

В ныне действующей Конституции РФ обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необходимость соблюдать Конституцию РФ и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. 15,44,57--59). Между тем в международных пактах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в Конституцию РФ.

В целом конституционный статус личности реализуется далеко не полно и непоследовательно. Например, появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. Правовой статус личности существенно дестабилизируется в результате неурядиц, которые происходят сегодня в обществе, а именно: социальная напряженность, политическое противостояние, сложная криминогенная обстановка, рост преступности, экологические и технологические катастрофы, шоковые методы проведения реформ и т. д.

Вместе с тем было бы неправильно вести речь только о негативных моментах, имеющих место с правами личности в современной России, -- есть, и позитивные тенденции. Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, создаваемая с учетом международных критериев в данной области. Во-вторых, закладывается новая концепция взаимоотношений личности и государства с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности. В-третьих, правовой статус очищается от идеологического и классового догматизма, тоталитарного сознания и мышления индивида как носителя этого статуса; он стал более адекватно отражать современные реалии. Осуществляется переход от командно-запретительных методов регламентации правового положения личности к дозволительно-разрешительным, от сковывающего централизма -- к разумной автономии и самостоятельности. Меняется соотношение и роль структурных элементов правового статуса: на первый план в нем выходят такие приоритеты, как права человека, достоинство личности, гуманизм, свобода, демократизм, справедливость. Сняты многие ограничения личной свободы индивида, провозглашен принцип «не запрещенное законом дозволено», усилена судебная защита прав граждан, действует презумпция невиновности. Наиболее ярко демократические изменения правового статуса личности выражаются в закреплении политических прав и свобод, позволяющих гражданину беспрепятственно выражать свои политические взгляды и интересы; усилении правовых гарантий прав личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; установлении права на судебную защиту прав и свобод, закрепленных законодательством РФ; установлении экологических прав как самостоятельного вида конституционных прав граждан России.

Существенной особенностью правового статуса личности в России явились конституционные новеллы, которые закрепили гарантии правового статуса личности, в том числе дополнительные гарантии личности на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Особого внимания в рамках вопроса эволюции правового статуса заслуживает принцип равноправия. Причем необходимо четко отличать принцип равноправия людей вообще от принципа равноправия граждан конкретного государства, поскольку объем прав и свобод у двух вышеуказанных категорий неодинаков. Конституция РФ 1993 г. сначала говорит о равноправии людей вообще (ч. 1 ст. 19), потом (ч. 2 ст. 19) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от природных и общественных свойств личности (расы, национальности, языка, местожительства, отношения к религии и т. д.). В ч. 2 говорится о запрете любых ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, языковой или религиозной принадлежности. Третье значение равноправия раскрывается в ч. 3 ст. 19, где говорится о равноправии мужчины и женщины, а также о том, что мужчины и женщины имеют равные возможности для реализации своих прав.

Несмотря на классовый подход, уже Конституция РСФСР 1918 г. признавала равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности. Однако в соответствии со ст. 23 Конституции РСФСР допускалось лишение отдельных лиц и групп лиц прав, которые используются ими в ущерб интересам социалистической революции.

В настоящее время лишение прав и свобод человека недопустимо. В то же время конституционная доктрина современных государств все же признает возможность существования некоторых различий в правах и обязанностях граждан, имеющих естественный характер: например, обязанность проходить военную службу в большинстве государств мира возлагается только на граждан мужского пола; особые конституционные права в последние десятилетия стали закрепляться за инвалидами, детьми, представителями малочисленных коренных народов и т. п.

Следует заострить внимание на развитии в России принципа равноправия мужчины и женщины. В течение многих веков на Руси отсутствовало законодательство, специально посвященное правовому положению женщин. Однако памятники древнерусского права, прежде всего Русская Правда, а также уставы, договоры, грамоты князей, церковные уставы, летописи свидетельствуют о том, что правовой статус женщин был очень ограничен. Но это не означает, что женщины были отстранены от участия в общественных и государственных делах. Только с утверждением в России абсолютной монархии в законодательстве стали появляться правовые нормы, характеризующие особенности правового статуса женщин. Особенно значительные перемены в этом отношении происходят со времен Екатерины II. Правовой статус личности в его эволюционном развитии в России характеризует сословность -- в дореволюционной России, классовость -- в период образования и становления советского государства, демократичность -- на современном этапе. Демократизация российского общества характеризуется расширением содержания прав и свобод, обеспечением реального равноправия всех лиц, проживающих на территории Российской Федерации.

Басик В. П.

Провозглашение в ст. 2 Конституции РФ прав и свобод человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства объясняет большой интерес к проблеме правового статуса личности. Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражаются прежде всего в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику правового статуса конкретной личности. Определение этих прав, законодательное закрепление обязанностей человека - весомые вопросы в каждом государстве.

Являясь сердцевиной нормативного выражения основных принципов взаимоотношений между личностью и государством, правовой статус, по сути, представляет систему эталонов, образцов поведения людей, поощряемых и защищаемых от нарушения государством и, как правило, одобряемых обществом. Правовой статус - комплексная, интеграционная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свои положение, права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечает В. А. Ануфриев, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения».

Современные стандарты в области прав и свобод человека, закрепленные в международно-правовых документах и во внутригосударственном законодательстве, являются плодом длительной борьбы личности с властью. Поиск оптимальных моделей взаимоотношений государства с личностью всегда представлял сложнейшую проблему. Со временем менялся объем прав и свобод, которые государство предоставляло своим гражданам. Оптимальные модели в решающей степени зависели от характера общества, типа собственности, демократии, развитости экономики, культуры и других объективных условий. Во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т. е. субъективными факторами. При поиске моделей взаимоотношений государства с личностью главная трудность всегда состояла в установлении таких системы и порядка, при которых и личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал (способности, талант, интеллект), и общегосударственные цели - то, что объединяет всех, - признавались бы и почитались. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека.

Несмотря на возросший интерес к данной проблематике, в юридической науке практически нет работ, которые бы раскрывали вопрос эволюции правового статуса в нашем государстве. я вопросы изменения законодательства в части закрепления или отмены конкретных прав, свобод и обязанностей граждан, однако полное, цельное исследование, посвященное именно эволюции правового статуса, а не его отдельных элементов, отсутствует.

Важность и объективность изучения проблемы эволюции правового статуса обусловливается и тем, что только проследив историю возникновения, развития и формирования института правового статуса, т. е. положения человека в различные исторические эпохи, и учитывая предыдущий исторический опыт, можно обеспечить такое положение человека в обществе, при котором реально бы охранялись его честь, достоинство, создавались благоприятные условия для свободной реализации его прав.

В рамках статьи невозможно полностью раскрыть процесс эволюционного развития института правового статуса личности, всех его структурных элементов. Цель данного исследования - обозначить основные аспекты проблемы.

Методологические, принципиальные идеи современного понимания правового статуса личности были заложены еще представителями античного мира (Аристотель, Эпикур, Цицерон, Гай, Ульпиан, Модестин и др). Многие из них видели в праве частной собственности разумное и добродетельное начало, а в справедливых законах - требования свободы, равенства, выражение интересов индивидов.

Вопросы, связанные с правами и свободами человека, активно исследовались в дореволюционной России в трудах таких ученых-правоведов, как А. Д. Градовский, М. М. Ковалевский, Н. М. Коркунов, А. П. Куницын, Б. Н. Чичерин и др. рия правового статуса - сравнительно новая в отечественной науке. До 1960-х годов данное понятие отождествляли с правоспособностью, например, Н. Г. Александров, С. Н. Братусь, А. В. Мицкевич. Самостоятельно данная категория не исследовалась, поскольку и правовой статус, и правосубъектность возникают и прекращаются одновременно, оба в равной мере неотчуждаемы. На основании этого указанные понятия и отождествлялись. Лишь с развитием правовой науки в 70-80-е годы категория правового статуса стала предметом самостоятельного исследования и получила достаточно широкую разработку в трудах Н. В. Витрука, Л. Д. Воеводина, В. А. Кучинского, Е. А. Лукашевой, Н. И. Ма-тузова, Г. В. Мальцева, В. А. Патюлина и др. Было установлено, что правоспособность и правовой статус - различные явления и категории, что они соотносятся как часть и целое.

Использование в юридической литературе сочетаний «правовой статус личности», «правовое положение человека» приводит к мысли о необходимости определить, каким содержанием наполняются понятия «человек», «индивид», «личность», могут ли они рассматриваться как равнозначные.

«Большой энциклопедический словарь» трактует личность как человека - субъекта отношений и сознательной деятельности, а также как устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие «личность» следует отличать от понятия «индивид». Индивид определяется как единичный представитель человеческого рода, особь, каждый самостоятельно существующий организм. В свою очередь человек - это общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Аналогичной точки зрения придерживается и В. М. Сырых. Согласно его мнению, понятием личности охватывается совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений. Личностью не рождаются, а становятся, и не всякий может выступать в этом качестве. ю. Таким образом, понятия «человек» и «личность», отражая разные аспекты одного целого - отдельного индивидуума, находясь в тесной взаимосвязи, все же являются различными понятиями. Как продукт природы конкретный человек выступает материальной, биологической основой личности, которая, будучи продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных социальных и биологических черт. Если человек - это разумное психофизиологическое или биосоциальное существо, живущее в обществе, то понятие «личность» как научная абстракция подчеркивает факт наиболее полного отделения человека от природы, его опосредованное отношение к природе, определяемое конкретно-историческими условиями и отличающееся определенным уровнем отношения с обществом.

Наиболее обоснованной представляется позиция А. Б. Венгерова. По его мнению, понятия «человек», «гражданин», «индивид», «личность», «лицо», «член общества» не являются продуктом терминологического произвола. Они появились объективно, знаменуя этапы эволюции правовых условий жизнедеятельности и общежития человека и соответственно развития правовых характеристик эволюции самого человека.

Личность в современной юридической науке понимается в социализированном смысле как средоточие общественных отношений, как общественное существо, наделенное достоинством, волей и сознанием, как итог определенного эволюционного процесса. гиперболизируются, превращаются в самостоятельное определение личности. Творческая личность, выдающаяся личность - это примеры иного, функционального, подхода к определению личности. Таким образом, личность - это социальная характеристика человека на определенном этапе общественного развития. Когда необходимо различать индивидуального и коллективного адресата правового воздействия, употребляется, особенно в научных трудах, понятие «индивид» или «член общества». Впрочем, последние понятия имеют главным образом социальную и количественную характеристику, а не юридическую. Понятие «личность» является динамичным. В наполнении этого понятия действует принцип историзма: оно наполняется новыми характеристиками прав и свобод.

В юриспруденции наряду с термином «правовой статус» используется понятие и «правовое положение». В настоящее время в науке отсутствует единая точка зрения по данному вопросу, например, понятие «правовое положение» рассматривают как сумму общего правового статуса и любого другого, например отраслевого и специального. же смысле.

Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Этимологически указанные термины совпадают, это слова-синонимы. Тем не менее в литературе были высказаны предложения (Н. В. Витрук, В. А. Кучинский) о разграничении понятий правового статуса и правового положения индивида, так как, по их мнению, первое выступает частью (ядром) второго. ет проводить не между правовым статусом и правовым положением одного и того же лица, а между правовым статусом (положением) различных лиц или организаций.

Права человека возникли не только благодаря имеющейся потребности человека в реализации себя в государстве (например, возможности выбрать род своих занятий), но и как некий противовес созданного еще в IV-III тыс. до н.э. прототипа государственной машины.

Известно, что первые раннеклассовые города-государства базировались на подчинении многих немногим, на подчинении слабых сильным. Из поколения в поколение передавались секреты обрядов и идея служения вождям. В результате перехода к производящей экономике начали появляться многочисленные цивилизации. Прогрессивные формы земледелия вели к усложнению организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций и к необходимости регламентировать производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Появилась необходимость учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Зачатки экономики привели к дальнейшему разделению труда. Появился класс управляющих, надсмотрщиков. Зарождались основные признаки государственно-правовой формы, которая существует и по сей день. Появилась необходимость установления общих жестких правил поведения, обязанностей, дозволений и запретов (табу) для каждого члена общества. До "неолитической революции" существовали нерасчлененные специфические нормы первобытного общества, названные известным историком и этнографом А.И. Першицом "мононормами". Их нельзя назвать ни правом, ни моралью, поскольку их исполнение обеспечивалось не только общественным порицанием, но и наказанием на основе фиксированных санкций.

Для мононорм характерно то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли "первобытное равенство", характерное для потестарных (от лат. "potestus" - власть, мощь) обществ. Но суть этого равенства состояла в отсутствии свободы, поглощении человека сообществом, в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности и застойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта "нормативная избыточность" свойственна обществам с относительно бедной культурой, для которых важнейшей задачей являлось поддержание общественного равновесия.

Права человека формировались из часто повторяющихся и многократно воспроизводимых актов деятельности людей. В процессе жизни каждого человека неизбежны контакты, столкновения и противоборства с другими людьми, с их интересами, целями и стремлениями. Однако при всем разнообразии поступков людей кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочить этот процесс, сочетать интересы различных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, получению которых должны содействовать, а не препятствовать общество и государство.

Само зарождение идеи прав человека в V-VI вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Интересно отметить, что происходило все это в постоянной борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, которую, кстати, каждый понимал по-своему. Объем прав и свобод определяет социальные возможности и блага человека. Поэтому права человека всегда были предметом классовых битв за расширение их круга, закрепление статуса человека в обществе. История учит, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.

Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития дополнительных свобод, хотя бы классово ограниченных, но все же расширяющихся от одной общественно-экономической формации к другой. Этот важнейший аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, религии, философии, праве. Античный раб был свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной - свободнее античного раба. Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества.

Идеи естественных неотчуждаемых прав человека, сформулированные в доктринах Жан-Жака Руссо, Гуго Гроция, Джона Локка, Шарля Монтескье, стали мощным фактором Великой французской революции, создавшей неоценимый по своей значимости акт - Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. Декларация провозгласила, что люди рождаются свободными и равными в своих правах, что цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека - свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Декларация установила презумпцию невиновности, свободу совести, выражения мнений, печати, гарантии личных и иных прав граждан.

Общепризнанные права человека в любой стране зависят от исторического развития ее государственности, характера общественно-политического строя, расстановки социальных сил от национальных, религиозных, культурных, правовых традиций, национальной психологии, наконец, от общей политической и правовой культуры населения.

История российской государственности, по мнению А.Х. Саидова, наглядно показывает, что на процесс ее формирования и развития, а также на своеобразие складывающейся в ее рамках политико-правовой культуры значительное влияние оказывали: во-первых, особенности геополитического положения страны - между Востоком и Западом; во-вторых, ее пространственно-географические характеристики и природно-климатические условия; в-третьих, многоэтнический и многоконфессиональный состав населения; в-четвертых, быт, традиции и религиозные верования ее народов См.: А.Х.Саидов Общепризнанные права человека: учеб.пособие / под ред. И.И. Лукашука М.: М3 Пресс, 2002. с.53.

Одним из первых защитников идей о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека был А.Н. Радищев, критиковавший в своем знаменитом "Путешествие из Петербурга в Москву" российское самодержавие и крепостничество. Он развивал идеи о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии: "Человек, происходя на свет, есть, равен во всем другому: немощен, наг, алчущ, жаждущ", о договорном происхождении государства, что в период абсолютизма Екатерины II было поистине "бунтом" одного человека против многовековой монархии. В своих трудах по законодательству А.Н. Радищев писал: "Государство есть великая махина, цель которой - блаженство граждан. Чем махина проще, чем меньше в ней пружин, чем они прочнее и чем точнее могут производить полезные и наилучшие действия, тем государство совершеннее". См.: А.Н.Радищев Собр. соч. Т3 1952 с.5,6.

Русский правовед Б.Н. Чичерин также в своих работах защищал свободу, равенство и права людей. Характеризуя человека как свободную метафизическую сущность и носителя разумной воли, он писал: "Свободная воля составляет: основное определение человека как разумного существа. Именно вследствие этого он признается лицом и ему присваиваются права. Личность: есть корень и определяющее начало всех общественных отношений". В философии Б.Н. Чичерина особое место занимает идея "правды или справедливости", которая должна быть положена в основу любого закона. При этом Чичерин (со ссылкой на римских юристов) подчеркивал, что правда состоит в том, чтобы каждому воздавать свое. См.: Б.Н.Чичерин Философия права 1900 с.54.

Защита естественно-правовых идей свободы и прав личности занимает центральное место в творчестве П.И. Новгородцева. Человечество, согласно его философии, всегда стоит перед выбором между общественной гармонией и свободой. Делая выбор в пользу свободы, равенства и прав индивидов, самоценной личности, Новгородцев обосновывает идею свободного социального развития - без утопической конечной цели в духе Руссо, реализация которой неизбежно ведет к насилию и потере свободы. "Нравственный долг каждого: содействовать осуществлению "идеи свободной солидарности всех", в которой свобода и равенство лиц сочетаются с всеобщностью их объединения" См.: Новгородцев П.И. Об общественном идеале // Власть и прав. Из истории русской правовой мысли1990 с. 213-239..

В своем учении о свободе Н.А. Бердяев отличает личность от индивида. Индивид есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая, а личность - категория духовная. "Личность, - подчеркивал Бердяев, - есть свобода и независимость человека в отношении к природе, к обществу, к государству, но она не только не есть эгоистическое самоутверждение, а как раз наоборот" См.: Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии//Царство Духа и царство Кесаря 1995 с. 395. Ни один человек, подчеркивал Бердяев, не может про себя сказать, что он вполне личность. "Личность должна совершать самобытные, оригинальные творческие акты, и только это делает ее личностью и составляет ее единственную ценность".

Другие русские мыслители, относившиеся к консервативному направлению (М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, С.С. Уваров, К.П. Победоносцев, Н.Я. Данилевский, В.С. Соловьев и др.), подвергли критике идеи западноевропейского и отечественного либерализма. В частности, идеи равенства прав людей можно проследить в философии В.С. Соловьева, который сделал вывод, что "в основе права лежит свобода как характеристический признак личности" См.: Соловьев В.С. Нравственность и право// Власть и право. Из истории русской правовой мысли. 1990 с.97. Соловьев считал, что "принцип права требует ограничить частный произвол в пользу общего блага" См.: Соловьев В.С. Оправдание добра. 1996 с 21. С этих позиций он критиковал реалии капитализма (плутократию) и идеи социализма. "Экономическая задача государства, действующего по мотиву жалости, состоит в том, чтобы принудительно обеспечить каждому известную минимальную степень материального благосостояния как необходимое условие для достойного человеческого существования" См.: Соловьев В.С. Оправдание добра. 1996 с 34.

В советский период целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав - права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих ценностей: принципа универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей.

Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»