Сравнение первобытного общества и государства таблица. Признаки государства, отличающие его от организации первобытного общества

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания гос аппарата);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);



7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Признаки государства

Философами и юристами сущность государства, его природа и назначение толкуются по-разному. Между тем классические признаки, так называемые составляющие государственности, представителями разных философско-правовых учений в большинстве не отрицаются. Если сопоставлять государство с другими специальными образованиями, то данные признаки можно назвать специфическими, отличающими его от других социальных образований.

К основным (классическим) признакам государства относятся:

Территория и ее границы;

Публичная власть;

Система налогов и сборов;

Суверенитет, наличие государственных символов (герб, флаг, гимн);

Монополия на издание законов;

Принуждение.

К наиболее важным относятся следующие.

1. Государство выступает в качестве территориальной организации населения в масштабах всей страны. До возникновения государства люди объединялись по признаку родства, на основе своей принадлежности к тому или иному роду, племени или союзу племен. Однако со временем объединение членов общин происходит в зависимости от территории их проживания. В результате возникает территориальная организация населения, которая и является государством.

Вся территория разделяется на административно-территориальные единицы, чтобы предоставить гражданам возможности осуществлять свои важнейшие права и обязанности по месту жительства. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства или подданства, представляющий собой устойчивую правовую связь личности с государством. Население, проживающее на территории государства, и сама территория находятся под его защитой. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества во взаимоотношениях с другими странами.

2. Государство располагает публичной властью, которая выделена из общества и не совпадает непосредственно со всем населением страны. Эта власть особого рода: она является политической, или, иначе говоря, государственной властью и организуется с помощью специального аппарата власти, управления и принуждения. Этот аппарат (механизм) государства представляет собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения различных функций с целью упорядочения и планомерного развития общественных отношений. В него входят институтызаконодательной, исполнительной и судебной власти, особый слой людей, занятых на прфессиональной основе управлением (учетом, исполнением, контролем, надзором), а также аппарат принуждения, состоящий из армии, различных служб охраны порядка, разведки и контрразведки, исправительных учреждений.

3. Важнейшим признаком государства является суверенитет. Суверенитет государственной власти означает ее верховенство и независимость от любых других властей страны (например, партий или других организаций) и независимость ее на международной арене. Верховенство государственной власти выражается в способности: а) издавать общеобязательные для всего населения решения; б) устанавливать и обеспечивать единый правопорядок на всей территории; в) отменять постановления и решения негосударственных политических организаций; г) определять права и обязанности граждан, должностных лиц; д) воздействовать на население через специальные средства властвования, отсутствующие у других организаций. В суверенитете выражается способность государства независимо от других государств формировать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику. Суверенитет государства не противопоставлен суверенитету народа. В большинстве конституций современных государств указывается на то, что народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Государственная власть должна выражать интересы народа и служить ему.

4. Государство обладает монополией на правотворческую деятельность. Только оно издает законы и подзаконные акты, которые общеобязательны для исполнения всеми членами общества и обеспечены принудительной силой государственного аппарата.

5. Государство обладает монополией на легальное и легитимное применение силы, физическое принуждение. Легальность власти - это юридическое признание права государства на применение принуждения. При этом государство применяет в первую очередь так называемое ≪легализованное принуждение≫, т. е. предусмотренные законом принудительные меры в целях наказания или предотвращения нарушений со стороны отдельных лиц, групп или организаций. Принуждение может быть и нелегализованным, связанным, к примеру, с предотвращением государственного переворота. Тогда используются не только правоохранительные органы, но и вооруженные силы государства.

Если такое принуждение обусловлено общественной целесообразностью и применяется в интересах общества, то оно может быть легитимировано, т. е. оправдано в глазах общественного мнения. Легитимность государственной власти связана с одобрением власти в силу ее привлекательности, авторитета и соответствия представлениям большинства граждан о справедливой и правомерной власти. В результате население, признавшее данную власть, обязано подчиняться ее решениям.

6. Государство тесно связано с правом. Оно охраняет и регулирует жизнь общества на основе права. Государство -единственная организация, которая располагает правоохранительными органами (суд, прокуратура, милиция, спецслужбы и т. д.), призванными проводить требования правовых норм в жизнь, стоять на страже законности и правопорядка.

7. Характерным признаком государства являются займы и налоги. Только государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Налоги всегда имели важное значение для содержания и развития государства. Они необходимы для содержания государственного аппарата, решения социальных проблем, обеспечения обороны страны. Налоги являются главным источником пополнения казны. Все другие организации для удовлетворения потребностей могут собирать со своих членов членские взносы.

Таковы важнейшие признаки государства, которые наиболее полно выражают его сущность. Кроме перечисленных основных признаков каждое государство имеет и неосновные признаки. Это символы -гимн, герб,флаг.__

Символика государства. Каждое государство имеет свои символы, которые призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству.

Традиционно к ним относят:

Гимн - это торжественная музыка и песня программного характера;

Герб - это отличительный знак или эмблема государства, изображаемые на официальных документах, бланках, печатях государственных органов, денежных знаках. Их помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах и т.д.;

Флаг - это полотнище определенного цвета или цветов, символизирующих нацию и государство.

В государственной жизни, в межгосударственных отношениях символы государства, его учреждений имели важное значение. Символ государства означает его особенности - географическое расположение, природные богатства, этапы исторического становления, организацию власти, преемственность в организации государственной власти и т.д.

Использование государственной символики регулируется достаточно жестко - это официальное представительство государственных должностных лиц, государственные церемониальные мероприятия, государственные издания и т.д.

В далекой древности государства не было. Условно этот период можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой (закономерности становления):

Праобщину (первобытное человеческое стадо - становление первобытного общества),

Родовую общину (зрелое первобытное общество),

Крестьянскую общину (первобытное общество на стадии раз­ложения, становления государственности).

Община - универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. В период существования праобщины закончилось биологическое развитие человека, возникли искусственные жилища и орудия труда в целях самосохранения и жизнеобеспечения. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вождя. Это стало началом социальной организованности, которая развилась благодаря коллективизму в производстве и потреблении. Поскольку орудия труда были примитивными, а производительность труда низкой, родовая община пользовалась всем сообща - имела общую собственность и равномерное распределение средств к жизни (первобытный коммунизм).

В зависимости от средств хозяйствования в развитии первобытного общества можно выделить два периода:

1) присваивающей (собирательной) экономики - получение готовых продуктов путем собирания плодов, охоты, рыбной ловли. Ведущую роль в родовой общине играла женщина: собирала плоды, заботилась о детях и вела хозяйство. Родство соблюдалось по материнской линии (групповой брак). Роды объединялись в племена в результате брачных связей, запрещенных внутри рода. Это этап матриархата;

2) производящей экономики - получение продуктов в результа­те развития земледелия, скотоводства, металлообработки, привлечение военнопленных в качестве рабочей силы с целью извлечения прибавочного продукта, появление товарообмена и т. д. Ее развитие стимулировали три крупных общественных разделения труда: выделение скотоводства; отделение ремесла от земледелия; выделение группы людей (купцов), занятых только обменом. С появлением патриархальной семьи (парный брак) родство ведется по отцовской, а не по материнской линии; имущество передается по наследству от отца к сыну; расширяется перечень имущества, признававшегося частной собственностью семьи. Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. Возникает крестьянская община. Это этап патриархата.

Публичная власть в первобытном обществе осуществлялась через общественное самоуправление, которое претерпело изменения на различных этапах его развития (эти изменения - определенные закономерности социально-классового характера). Происходило поэтапное «огосударствление» как институтов самоуправления, так и нормативной системы в ходе развития общества на собственной основе.



I. Публичная власть - общественное самоуправление - периода зрелого первобытного общества (базируется на общности интересов, производства и потребления членов рода) имеет такие признаки:

1) существовала только в рамках рода, выражала его волю и основывалась на кровных связях;

2) субъект и объект управления совпадали (общеколлективный интерес приобрел значение собственного интереса);

3) органами самоуправления выступали собрания всех членов рода (мужчин и женщин) и избираемые ими старейшины;

4) общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях; общественными делами считались следующие: разрешать споры между членами рода; пресекать нарушения традиций, ритуалов, обычаев; наказывать воров и убийц;

5) власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников (избирались только на период военных действий) основывалась на авторитете, опыте, уважении. Племя управлялось советом старейшин, который избирал вождя;

6) должность старейшины не давала никаких материальных привилегий. Он работал наравне со всеми и получал свою долю, как все;

7) различий между правами и обязанностями у членов рода не было.

Итак, публичная власть совпадала непосредственно с родовой общиной, не была отделена от нее. Единство, взаимопомощь, сотрудничество всех членов рода, отсутствие противоположных интересов позволяли родовым собраниям без конфликтов решать все вопросы.

II. Публичная власть - общественное самоуправле­ние - на стадии разложения первобытного общества (новые при­знаки):

1) вместо собрания всех взрослых членов рода проводятся только

собрания мужчин;

2) совет старейшин становится органом текущего управления;

3) должность старейшины и вождя получает материальные привилегии;

4) происходит разделение функций власти на светскую (управле­ние), военную (военное руководство), религиозную;

5) осуществляется дифференциация управленческих функций: в мирное время - общее собрание и совет старейшин; в военное время - военный вождь и совет военных вождей;

6) формируется племенная бюрократия (управленческая, военная, религиозная), которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых;

7) появляются группы людей, которые «специализируются» на вы­полнении об­щесоциальных дел: администраторы (формируется иерар­хическая система управ­ле­ния со схожестью функций на ее различных уровнях); контролеры (контроль над тор­говлей, обменом, продуктами производства); казначеи (хранители добытого во вре­мя военных походов или производимого продукта, являющегося единицей обмена);

8) утверждается единоначалие вождя, его властвование (авторитет): на непосредственно переходной стадии к государству религиозные, военные и судебные функции сосредотачиваются в его руках; используются его военные приказы и принуждение как управленческие средства, хотя органы самоуправления еще сохраняются; общественная власть приобретает характер политической власти.

Возникает необходимость в такой организации общества, в которой бы публичная власть отделилась от него, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организованное принуждение. Такой организацией становится государство. Таким образом, само общество в его исторической эволюции создает модель упорядочивания социальных связей и учреждает механизм публичного, надперсонального политического свойства - государство.

Сравним первобытный строй и государство с помощью их основных признаков:

3) наличие кровнородст­венного разделения населе­ния и распространение пуб­личной власти только на кровных родственников;

4) отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публич­ная власть;

5) отсутствие основных функций у публичной влас­ти;

6) отсутствие сбора дани (налогов) с населения;

7) наличие неписаных пра­вил поведения - обычаев, ритуалов, традиций 3) появление территориального разделе­ния населения (вовне - государственные границы, внутри - административно-тер­риториальные единицы) и распространение публичной власти на всю территорию;

4) формирование аппарата принуждения (подавления) - отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, тюрем, на который опирается государственный аппарат;

5) оформление определенных функций публичной власти (законодательной, испол­нительной, судебной) и разделение форм деятельности ее органов;

6) появление официальной системы обло­жения данью, налогами - натуральными и денежными;

7) появление писаных общеобязательных правил поведения - юридических норм, имеющих целью обеспечение порядка в обществе.

Современная антропология, археология и этнография знакомят нас со сведениями, на основе которых, мы делаем вывод, что уже полтора - два миллиона лет назад человек, отделившись от мира животных, жил в условиях первобытного стада.

Одни из самых ранних форм объединения людей, были связаны с не классифицированными, неупорядоченными семейно-родовыми отношениями того времени, с необходимостью объединения для защиты от внешних угроз и добычи провианта с использованием совместных усилий. Человеку было необходимо провести за более миллиона лет эволюции, прежде чем первобытные люди, научились создавать (изготавливать) орудия труда. Но прогресс на этом не остановился, следующим шагом в эволюционной лестнице стало изготовление каменных топоров и копий, заостренных кольев, создание первого лука и соответственно стрел для него, рыболовных сетей и множество других примитивных приспособлений для улучшения своих условий существования.

Человек стал строить первые примитивные хижины, жилища, выбираясь из пещер, научился добывать огонь. Стали появляться более классифицированные и выделенные семейно-родовые связи. Стали появляться первые первобытные общины - «Верфи».

Исходя из эволюционных составляющих первобытного строя, данный промежуток времени получил названия первобытнообщинный, соответственно и период развития общества называется «первобытное общество».

На протяжении многих веков функционирования и существования, государство как организация или институт, всегда особо выделялось от других, догосударственных, существовавших задолго до него, и негосударственных существующих параллельно государству институтов и организаций, своими специфическими признаками, функциями, устоями.

За историю развития человечества философами, великими мыслителями и политическими деятелями времен их существования, было высказано небывалое количество различных суждений и мнений относительно существования признаков государства.

Согласно учениям древнегреческого философа Демокрита, жившего в 460-370 годах до нашей эры, «Специфическая особенность государства является в том, что в нем представлены всеобщие блага и справедливость» Он писал что: «Хорошо управляемое государство, - есть величайший оплот, в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет». Исследуя цитаты одного из знаменитых римских ораторов, государственного деятеля и мыслителя - Цицерона жившего в 106-43 годах до нашей эры. Он исследовал и рассматривал в качестве одного из многих, но основных признаков государственного дела, это «достояние народа». Понятие «народ» он понимал следующим образом: «не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Исследуя развитие государства и общества, нельзя не затронуть одного из выдающихся мыслителей эпохи Возрождения, Макиавелли, который гласил: «признак государства, есть политическое состояние общества». В чем данное высказывание заключалось? Разбираясь более подробно в данном высказывании, на ум приходит вывод, что истина его слов в установлении и поддержке отношений между подвластными и властными слоями общества, в введении и использовании органов пенитенциарной системы и системы юстиции в целом, в законотворческой и реализации норм права, и в становлении и узаконивание стабильной, народовластной политической власти.

Он все это подтверждал и другим высказыванием: «Все государства, все державы, обладавшие и обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно», - писал он в своем знаменитом сочинении «Государь».

Подходя к заданному нами вопросу, какие же основные признаки, отличные государственной и догосударственной организации политической власти.

Одним из немало важных критериев, служит - наличие выделенного из общества и верховенствующего над обществом - государственного аппарата управления и принуждения. Данные аппараты, состоят из «особого» слоя людей, одним из основных занятий которого, является выполнение управленческих, властных функций. Они не являются производителями духовных или материальных благ, нет, они являются управленцами «дел государевых».

Данные должности достаются им путем назначения или избрания, наследования или замещения. Основными частями государственной власти (аппарата управления и принуждения), являются органы исполнительной, судебной и законодательной власти, и органы прокуратуры и иные правоохранительные органы.

Так же одним из основных признаков государства, является наличие аппарата управления и принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде вооруженных сил и правоохранительных органов, разведки, контрразведки, различных исправительных учреждений (тюрем, колоний, лечебно-исправительных учреждений) и т.д.

Еще одним не мало важным признаком государства, является: выступление государства на международной арене от лица общества. Тесная взаимосвязь права и государства. Издание, опубликование и реализация применения нормативно-правовых актов данного государства.

Каждое государство, имеет свои государственные символы, к ним относят: флаг, гимн, герб. Так же многие государства используют свой язык в качестве государственного или используют несколько государственных языков. Самый распространённый язык, используемый в мире, является не английский, а китайский, его используют более миллиарда людей по всему миру.

Вместе с присущими каждому государству основными признаками они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и до государственной и негосударственной организациями - с другой.

В понятие публичной власти, научные круги соотносят с понятием «материальные придатки» в виде аппарата власти соотнесенные с лагерями и другими учреждениями принудительного характера (лагеря, тюрьмы, колонии), а так же с вооруженными людями (вооруженные силы, правоохранительные органы). Следует заметить, что в научных кругах, понятие публичной власти толкуется неоднозначно и иногда даже противоречиво. Основное толкование включает в себя признак государства, но реже публичную власть воспринимают как синоним государства.

Не смотря на различность, расхождение в толковании публичной власти, они склонны к единому мнению, что наличие публичной власти, имеет принципиальный характер для любой государственной организации, которая отличает ее как от негосударственных организаций существующих параллельно государственным, так и догосударственной организации общества.

В условиях первобытного общества, власть имела фиктивный общественный характер, совпадая непосредственно с физическими данными представителя власти. В обществе не было людей, которые бы не занимались производительным трудом, а только властвовали и управляли. Производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом.

Властные полномочия по урегулированию дел племени, союза племен, рода и других первобытных объединениях, осуществлялось не особым классом людей (элитой), а занятыми в производстве взрослыми членами этого общества (в основном мужчинами).

Властные полномочия и функции осуществлялись как путем непосредственного участия в собраниях родовых и иных объединений, так и через целый комплекс (систему) органов управления - фратрий, племен, родов.

Люди, выполняющие властные полномочия, всегда в основном были выборными должностями и всегда сменяемыми. В начале государственного развития они выбирались по решению племени из числа уважаемого рода.

Не в пример государственным чиновника, за которыми стоит государство, с его разветвленным комплексом государственного аппарата управления и принуждения, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет и поддержку членов этого объединения.

Возникшая и укрепившаяся общественная власть в условиях первобытного общества, основанного на равенстве социальных и материальных благ, не могла успешно функционировать, выполнять свои функции на более поздних этапах развития. Когда произошел раскол общества на классы по материальному, социальному и других признаков на имущие и неимущие социальные слои, классы, группы.

Общественная власть неизбежно должна была смениться публичной властью, опирающуюся на политический характер аппарата насилия и принуждения.

Отличием от первобытного строя, в котором общественная власть принадлежала людям по кровному родству, в зависимости от происхождения из того или иного рода, племени или союза племен, при государственном строе, власть распределена на них в зависимости от места проживания данной группы.

С образованием (созданием) государства, граждане, по замечанию научных исследователей, «в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории».

Под территорией государства чаще всего понимается его пространство в пределах которого, осуществляется государственное управление и осуществление государственно-властных полномочий.

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти, и исключает, какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.

Вся территория государств разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т. д. Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории. Добровольно суверенитет ограничивается и в тех случаях, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Помимо суверенитета и других названных выше признаков государств обладает также рядом других признаков.

В их числе, как уже отмечалось, большое значение имеют налоги и займы, выступающие в качестве источников пополнения государственного бюджета, а также формальные атрибуты государства, такие, как гимн, флаг и др. Не преувеличивая их роли, следует сказать, что они выполняют определенную идентифицирующую роль государства.

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, - это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация - публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников - словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет - независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами*(13).

Города-государства. Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие "островки" государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти - представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания. Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин. Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом. На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков. Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно - общинном строе: Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости; Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем; Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер; Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти. При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Если первобытно - общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.



Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем: Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса; Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма; Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»