Сущность и основные черты буржуазного права. Буржуазное право, его сущность и функции

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Пришедшее на смену средневековому (феодальному) праву право буржуазное является поистине новым типом уже потому, что оно формально провозгласило всех членов общества субъектами права, к тому же равными и свободными. Такого в истории юридического права не было никогда. Буржуазия, установившая свою власть в результате революционных преобразований в Европе на протяжении XVI–XIX вв., законодательно закрепила важнейшие принципы – свободу, равенство, братство, безопасность.

Юридическое утверждение этих новых, прогрессивных принципов было экономически обусловлено потребностью в защите собственности только на средства производства без права собственности на работника производства, который должен свободно распоряжаться своим трудом. Именно такой свободный труд мог реально быть более эффективным, чем подневольный труд крепостного крестьянина.

Неоценимый вклад в развитие правового законодательства внесла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции 14 июля 1789 г. Уже само название документа свидетельствует о том, что он являет собой гимн человеку, его достоинству, его чести, его естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым, священным правам; это гимн правовой культуре, общечеловеческим ценностям. Декларация прав человека и гражданина – яркое подтверждение действия объективных законов в развитии правовой систе­мы – ее гуманизации и демократизации.

Французский исследователь М. Лесаж на международной конференции, посвященной 200-летию Декларации прав человека и гражданина, подчеркнул два ее универсальные принципы: «роль права как основы прав и свобод граждан и систему контроля за государственной властью со стороны граждан общества».

В более конкретной постановке Декларация прав человека и гражданина четко и ясно закрепила четыре группы правовых принципов: нравственно-правовые, политико-правовые, экономико-правовые, собственно-правовые (юридические) принципы.

Нравственно-правовые устои содержатся во всех семнадцати статьях Декларации, но особенно отчетливо отражены в ст. 1, 2, 4–7, 11, 13, 14, 17. Это – справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, сопротивление угнетению, веротерпимость.

К политико-правовым принципам относятся: обеспечение государством, всяким политическим союзом естественных и неотъемлемых прав человека, интересов всех (ст. 2, 12); узаконение нации (народа) как источника суверенитета (ст. 3); разделение власти (ст. 16), подконтрольность государственного аппарата, его должностных лиц обществу (ст. 15).

Экономико-правовыми принципами являются: собственность человека как его естественное право, неприкосновенное и священное (ст. 17); лишение собственности возможно только при явной необходимости на основе закона при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17); справедливое в соответствии с волей всех граждан налогообложение (ст. 14).



Юридические (собственно-правовые) принципы сформулированы с особой тщательностью. К ним относятся: равноправие (ст. 1, 6); закон должен быть выражением общей воли (ст. 6); участие всех граждан в законотворчестве лично или через своих представителей (ст. 6); равноправие всех граждан (ст. 1, 6); общеобязательность закона для всех (ст. 6); единство законности (ст. 6–8); разрешено все, что не запрещено законом (ст. 5); закон обратной силы не имеет (ст. 8); нет преступления, не указанного в законе (ст. 5); не может быть принуждения, не указанного в законе (ст. 5); нет наказания, не предусмотренного законом (ст. 7); закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества (ст. 5); соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения (ст. 8); недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный законом (ст. 10, 11); презумпция невиновности (ст. 9); гарантии прав человека (ст. 12–14).

В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.

По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения характеризуемый акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием основоположников классической школы естественного права, – Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел нужным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.

Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Аме­рики 1776 г., а также отечественное законодательство – декларации французских Генеральных штатов и актов Парижского парламента 1755–1788 гг.

Декларация прав человека и гражданина была воспринята конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира, нашла свое воплощение в международных актах Лиги наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах.

Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина».

Значительным шагом в развитии правовых устоев, закрепленных буржуазным законодательством, было и рецепирование, исторически второе рецепирование римского права, приспособление его к потребностям развития капиталистической собственности, капиталистического способа производства. Объясняя причины рецепции римского права в буржуазных условия, К. Маркс писал: «Римское право в более или менее измененном виде было воспринято современным обществом потому, что правовое представление, которое субъект в обществе, основанном на свободной конкуренции, имеет о самом себе, соответствует представлению о лице в римском праве».

Весьма удачно римское право рецепировано в гражданском кодексе Франции 1804 года, названном в 1807 г. Кодексом Наполеона, которым он гордился больше, чем всеми своими военными успехами. Даже К. Маркс, весьма критически относившийся к буржуазному законодательству вообще, считал этот кодекс образцовым сводом законов буржуазного общества.

В то же время французские законы в целом, как и все буржуазное законодательство, еще не стали правовыми. Принятые во Франции с 4 по 11 августа 1789 г. законы установили непосильный для большинства крестьян выкуп основных повинностей; мало что изменило в этой области и последующее аграрное законодательство. В 1792 г. принимается закон Ле-Шапелье, запретивший создание рабочих союзов и проведение забастовок. Буржуазные законы о выборах представительных органов закрепляли высокий возрастной ценз, представляя право избирать лицам, достигшим 20–25-летнего возраста. Во многих странах избирательных прав были лишены женщины. Не представлялось право на труд, на отдых, на образование и другие социальные и экономические права граждан. Французское законодательство чем дальше, тем все в большей степени стало выражать интересы только класса буржуазии, к тому же преимущественно крупной буржуазии. В таком же духе развивалось и законодательство других буржуазных государств, удаляясь от справедливости, от устоев права. Законы, выражающие интересы только одного класса общества в ущерб интересам других социальных групп, не являются правовыми. Права нет в законах, нарушающих его принципы.

Нарушение буржуазным законодательством принципа равенства, других устоев права, формальный характер провозглашенных прав и свобод, отсутствие реальных гарантий их реализации вызвало обоснованную критику буржуазного законодательства. В частности, К. Маркс критиковал французскую конституцию за то, что она в общих фразах провозглашала свободу и ограничивала ее в оговорках. Конституционное законодательство подверг жесткой критике и Л. Гумплович, утверждавший, что «...внешние формы государственного права по большей части устанавливаются с целью сокрытия действительного существа его», что оно «всегда больше умалчивает, чем выражает; больше скрывает, чем раскрывает; больше обещает, чем исполняет; хвастает тем, чего в действительности не заключает в себе».

Возникшее в буржуазных государствах мощное коммунистическое, социал-демократическое, профсоюзное движение, стихийные протесты трудящихся во многих странах подтверждают непоследовательность, половинчатость воплощения в реальной жизни принципов права. Наиболее одиозно выглядело буржуазное законодательство фашистских государств и иных диктаторских режимов, где право как таковое отсутствовало.

Основными системообразующими факторами буржуазной правовой системы являются: а) экономические – собственность буржуазии на средства производства и отсутствие собственности на работника производства, экономическая конкуренция, свобода предпринимательской деятельности; б) социальные – деление общества на капиталистов и пролетариев, являющихся лично свободными; в) политические – государственная власть буржуазных демократических республик и конституционных монархий, политический плюрализм (многопартийность), буржуазно-либеральное, социал-демократическое и коммунистическое движения; г) идеолого-теоретические – классическая школа естественного права, теория народного суверенитета, теория разделения властей; д) юридические – декларации о правах человека, конституции демократических государств, правовое текущее законодательство, правовые обычаи, правовые прецеденты, правовые нормативные договоры, правовая практика, правовая наука.

Буржуазное право появилось в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Общие предпосылки буржуазных революций были плодом феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. Бошно С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. - М.: ЭКСМО, 2007.

После победы буржуазной революции установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это убедительно было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом.

Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.

Обладание частной собственностью является основой и мерилом экономической свободы при капитализме. В свою очередь экономическая свобода служит фундаментом для политической, социальной и личной свободы человека. Чем больше собственности в руках того или иного лица, тем больше гарантируется осуществление провозглашаемых в конституциях и обычных законах их прав, и наоборот.

Примечательны в этом отношении выводы известного западногерманского ученого, знатока буржуазного конституционного права Конрада Хессе. В книге "Основы конституционного права ФРГ" он писал: "Для безработного постановка вопроса о профессиональной свободе является бесполезной. Свобода получения образования и свободный выбор учебного заведения значимы лишь для тех, кто обладает достаточными средствами для того, чтобы получить желаемое образование, и кто имеет возможность поступления в эти учебные заведения. Гарантии права собственности имеют реальное значение лишь для собственников, неприкосновенность жилища - лишь для тех, кто им обладает" Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М., 1981. С. 112.

Основным источником появления и последующего накопления собственности являются трудовая деятельность, а также жесткая эксплуатация человека человеком, угнетение широких слоев трудящихся масс со стороны господствующих кругов, хищническое присвоение ими результатов чужого труда.

Наметившаяся после Второй мировой войны тенденция роста масштабов огосударствления производства в развитых капиталистических странах ведет, как правило, к усилению процесса концентрации собственности и власти в руках финансово-промышленного капитала.

В западной социологической и политологической литературе социальная структура общества традиционно рассматривается как некое целое, состоящее из следующих трех составных частей - классов: высшего, среднего и низшего (рабочий). Каждый класс включает в себя всех тех лиц, которые обладают относительно ровным уровнем дохода, имеют одинаковый социальный статус, пользуются в обществе сходным социальным престижем.

Высший класс, или "класс досуга" (leisure class), как его нередко называют, состоит из тех представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом. Материальной основой такого "привилегированного положения могут быть полученное наследство, дивиденды от земельной или иной собственности, специальные привилегии"*(156).

Средний класс включает в себя лиц со средним доходом. В их числе: мелкие и средние собственники (буржуа), мелкие бизнесмены, ученые "с недостойным доходом", высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры и др. Наконец, низший, или "рабочий, класс" состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004. С 15

Что собой представляет буржуазное право? В неразрывной связи с капиталистическим государством находится право. Оно представляет собой систему норм или правил поведения, выражающих, прежде всего волю и интересы господствующих кругов.

Выступая в качестве важнейшего рычага или средства воздействия государства на общественные отношения и институты, право служит укреплению базиса капиталистического общества, закреплению системы использования наемного труда, утверждению капиталистического общественного и государственного строя. С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.

Буржуазное право, в отличие от феодального, отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На месте ленного, церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др., направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые (публичные) интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.

Основными формами и источниками буржуазного права являются законы, нормативные, издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом - в США, парламентом - в Великобритании, Национальным собранием - во Франции, бундестагом - в Германии и т.п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые.

Конституционные акты выступают не только как сугубо юридические, но и как политические и идеологические документы. Конституции капиталистических государств отражают и закрепляют сложившееся в обществе соотношение сил, а также характер взаимоотношений, выражающих интересы их общественно-политических институтов.

Также конституции закрепляют, создают политико-правовые гарантии и охраняют экономическую, социально-политическую и духовную власть господствующих кругов, привилегированное положение общественно-политических институтов капитала, буржуазные конституции и развивающее основные конституционные положения текущее законодательство фиксируют структуру политической системы капиталистического общества, ее экономические, социально-политические и идеологические основы, наиболее важные принципы организации и деятельности политической системы. И наконец, конституции капиталистических государств призваны способствовать последовательному упорядочению и развитию системы организаций буржуазии, повышению их роли и эффективности. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые разными органами исполнительной власти. Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления в последние десятилетия исполнительной власти и относительного ослабления, утраты законодательной властью своего первоначального конституционного назначения. Теория государства и права/под ред. Марченко, М.: 2004.

Высшие органы государственной власти, обладающие исключительным правом на издание законов, нередко передают в порядке уступки часть своих законодательных полномочий правительству, благословляя тем самым его на принятие актов, фактически имеющих силу закона. Передача законодательных полномочий центральному органу в лице правительства или другим исполнительным органам получила название делегирования. А совокупность актов, издаваемых в порядке реализации исполнительными органами новых, законодательных функций, получила название делегированного законодательства.

Итак, подведем итог, особенностью буржуазного права является провозглашение формального равенства. Речь идет в первую очередь о равенстве юридическом: перед законом, перед судом, процессуальное равенство сторон, равенство мужчин и женщин, равенство прав и обязанностей. Буржуазное право закрепляет основные ценности данного государства и общества: свобода, равенство и братство. Именно под этими лозунгами производились буржуазные революции. Буржуазия, накопившая огромные материальные резервы еще при феодализме, выступала в революции против сословных привилегий феодализма.

Революции XVII-XIX вв. привели не только к политическим изменениям, но и к формированию нового, буржуазного права. Оно развивалось как логическое и прямое продолжение существовавших ранее правовых систем в обществах, построенных на частной собственности. Отрицание положений прежнего феодального права в ходе буржуазных революций и в последующие периоды происходило главным образом в той ее части, которая противоречила интересам нового строя.

Новый взгляд на право проявился в форме оживления естественного права. Европейские народы получили его как часть культурного наследия Античности и выражение нового идеологического течения в рамках рационализма. Оно стало исходным пунктом в радикальном преобразовании западноевропейского правового порядка при помощи законодательства как основного метода.

В буржуазном праве проявился ряд новых качеств:

  • 1) оно рождалось в виде национальных правовых систем. Именно капитализм, ломающий всякие сословные различия, замкнутость отдельных территорий в своих правовых системах, привел к возникновению национального права;
  • 2) в отличие от средневекового права, базирующегося на сословных, коллективистских началах, буржуазное право основывалось на позициях индивидуализма. В его центр была поставлена личность, а не коллектив.

В основу буржуазного права были положены следующие принципы:

  • 1) утверждается принцип юридического равенства сторон лично свободных людей, поскольку оно является предпосылкой заключения любого договора. До буржуазных революций ни в одном государстве равной для всех гражданской правоспособности не было. Она определялась в зависимости от пола, сословной принадлежности. Существовали многочисленные категории лиц, права которых были ограничены. На объем правоспособности влияла религия. В колониях существовало рабство. В Новое время было уничтожено большинство ограничений и установлено юридическое равенство граждан. Однако и в этот период представительные органы (парламенты) формировались на основе цензового избирательного права, выражали интересы зарождавшейся буржуазии. Парламенты образовывались 10-15% граждан, которые были допущены к избирательным урнам;
  • 2) с принципом юридического равенства неразрывно связан принцип законности. Граждане несут равную ответственность перед законом. Их правомерное поведение - одно из проявлений законности;
  • 3) важный принцип буржуазного права - свобода, понимаемая очень широко. Буржуазное государство провозглашает политические свободы как основу своего общественного строя.

Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора.

Принципы равенства, свободы, законности характеризовали буржуазный тип права в целом. Вместе с тем в рамках единого типа буржуазного права каждое государство имело свою национальную систему права с присущими ей особенностями. Сложившиеся в Новое время правовые системы буржуазных государств принято разделять на две группы, романо-германскую и англосаксонскую.

В процессе эволюции буржуазное право отражало следующие характеристики:

  • равенство прав по рождению и субъектов правоотношений в отдельных отраслях права;
  • гуманизацию юридической ответственности;
  • гарантии собственности, свободы, безопасности;
  • сопротивление угнетению;
  • устранение расовых и национальных привилегий;
  • провозглашение мнения народа как источника власти;
  • утверждение закона как выражения общей воли;
  • равную судебную защиту и состязательный открытый характер судебного процесса и др.

Буржуазное право обнаружило тенденцию разделения по отраслям. Главная его отрасль - конституционное право. Эта отрасль была призвана ввести новые принципы государственности, общественного устройства. Общей чертой буржуазного конституционализма является декларативность.

Важнейшая отрасль буржуазного права - гражданское право, призванное капитализировать ключевые аспекты общественных отношений. Главными признаками капитализации стали: главенство института частной собственности, статус физических и юридических лиц, выравнивание прав мужчины и женщины в брачно-семейных, имущественных отношениях, вопросах наследования.

Произошла либерализация уголовного права. Ушли в прошлое принцип массового устрашения, принцип талиона. На смену пришел принцип индивидуальной ответственности и адекватности наказания. Основным наказанием становится лишение свободы как мера исправительного характера. Практически исчезают телесные наказания, резко уменьшается круг преступлений, влекущих смертную казнь.

В Новое время, как справедливо утверждает Н. Рулан,

большой спектакль физического наказания исчезает, - люди избегают

смотреть на терзаемое тело. Стали искать иные решения, по-прежнему

направленные на исправление виновного .

Например, за некоторые виды правонарушений с согласия осужденного назначались общественные работы, стали прибегать к позорящим мерам воздействия. Здесь имелось в виду воздействие лишь на сознание виновного, а не на его тело.

Либерализация права требовала изменения судебной системы. Она поднялась на уровень ветви государственной власти. Формирование судебного корпуса стало основываться на принципе выборности и несменяемости судей. Демократизация буржуазного суда была связана с введением суда присяжных , института апелляции и кассации.

Утверждалось, что само государство в лице своих представителей подчинено действию правовых норм, как и любой гражданин. В случае нарушения гражданином какого-либо правового запрета государство должно в качестве одного из субъектов процесса (обвинителя) доказать перед независимым и подчиненным только праву судом наличие правонарушения и виновность гражданина (обвиняемого) для того, чтобы он был подвергнут судом законному и справедливому наказанию. При этом идея независимости суда от государства подкрепляется правовым институтом присяжных заседателей, наличием гарантий прав обвиняемого при помощи соответствующих конструкций в судопроизводстве.

Типичной формой является состязательная форма процесса. Эта форма с большой последовательностью проведена в построении всех стадий англо-американского процесса. Менее последовательно состязательное начало проведено в судебном процессе на континенте Европы. Здесь утвердилась следственно-состязательная (смешанная) форма. Кроме состязательности, буржуазный тип процесса характеризовался началами устности, гласности , устранением в процессе сословных и религиозных привилегий.

Историческое значение буржуазного государства и права заключается в разрушении старого феодально-патриархального порядка и в определении новой глобальной перспективы развития.

Вопросы для размышления и контроля

  • 1. Что следует считать хронологическим рубежом, отделяющим средневековую историю государства от государства Нового времени?
  • 2. Какие политические перемены сопровождали первые европейские революции?
  • 3. Перечислите отличительные особенности буржуазного государства.
  • 4. Как повлияли европейские буржуазные революции XVII- XVIII вв. на становление национальных правовых систем?
  • 5. Каковы принципы и отличительные особенности буржуазного права?
  • 6. Какие изменения произошли в судоустройстве и судопроизводстве в период Нового времени?
  • 7. Расскажите о путях эволюции буржуазного права.
  • Рулан Норбер. Указ. соч. С. 200.

Становление национальных правовых систем С победой буржуазных революций утверждались новые общественные отношения. Это повлекло за собой становление нового, буржуазного права. Сохраняя некоторую преемственность с феодальными правовыми системами, буржуазное право формировалось на совершенно новых принципах - единства закона, юридического равенства, законности, свободы. Проблема унификации права для буржуазных революций являлась важнейшей. Характерная для феодализма множественность правовых систем препятствовала развитию торговли и установлению неограниченной частной собственности. Поэтому буржуазная революция должна была установить единое для всей страны право. Эта задача некоторым образом решалась уже в ходе революционных событий. Принимаемые в это время законы действовали на территории всего государства, благодаря чему достигалось определенное единство права. Однако законы революционного периода касались отдельных вопросов и не составляли законченной системы правовых норм. И только после упрочения буржуазии у власти стали складываться единые национальные системы права. В буржуазном обществе огромную роль играет договор. На договорных началах строятся отношения между предпринимателями, между предпринимателем и рабочим, наконец, договор лежит в основе семейных отношений. Предпосылками заключения любого договора являются юридическое равенство лично свободных людей и всеобщая правоспособность. До буржуазных революций ни в одном государстве не было равной для всех гражданской правоспособности. Правоспособность многих категорий лиц была ограничена, определялась сословной принадлежностью. Так, дворяне обладали рядом привилегий, а правоспособность крестьян была ограничена во многих отношениях, женщины всех сословий были ограничены в гражданских правах. На объем правоспособности влияла религиозная принадлежность. В колониях существовало рабство. Буржуазные революции уничтожили большинство из перечисленных ограничений и установили юридическое равенство всех граждан. С принципом юридического равенства тесно связан принцип законности. Юридическое равенство означает не только равные права, но и равные для всех обязанности, равную ответственность перед законом. Правомерное поведение всех граждан и юридических лиц - одно из проявлений законности. Правомерность как принцип всеобщего поведения обеспечивает стабильность политических и экономических отношений, необходимую для прогрессивного развития общества. Важным принципом буржуазного права является свобода, понимаемая очень широко. Буржуазное государство провозглашает политические свободы как основу своего общественного строя. Развитие предпринимательства обеспечивается свободой частной собственности, свободой договора. Указанные принципы характеризуют буржуазный тип права в целом. Вместе с тем в рамках единого типа буржуазного права каждое государство имеет свою национальную систему права с присущими ей особенностями.

В XVIII в. в Англии были заложены основные принципы буржуазного государства, как-то: верховенство парламента в области законодательной власти, исключительное право парламента вотировать бюджет и определять размеры воинского контингента, принцип несменяемости судей.

Пришедшее на смену средневековому (феодальному) буржуазное право является поистине новым типом уже потому, что оно формально провозгласило всех членов общества субъектами права, к тому же равными и свободными. Такого в истории юридического права ранее не было. Буржуазия, установившая свою власть в результате революционных преобразований в Европе на протяжении XVI- XIX вв., законодательно закрепила важнейшие принципы - свободу, равенство, братство, безопасность.

Юридическое утверждение этих новых, прогрессивных принципов было экономически обусловлено потребностью в защите собственности только на средства производства без права собственности на работника производства, который должен свободно распоряжаться своим трудом. Имен- но такой свободный труд реально мог быть более эффективным, чем подневольный труд крепостного крестьянина.

Неоценимый вклад в развитие правового законодательства внесла знаменитая французская Декларация прав человека и гражданина, принятая Национальным собранием Франции 14 июля 1789 г. Уже само название документа свидетельствует о том, что он являет собой гимн человеку, его достоинству, чести, его естественным, неотъемлемым, неотчуждаемым, священным правам; это гимн правовой культуре, общечеловеческим ценностям. Декларация прав человека и гражданина - яркое подтверждение действия объективных законов в развитии правовой системы - ее гуманизации и демократизации.

Французский исследователь М. Лесаж на международной конференции, посвященной 200-летию Декларации прав человека, и гражданина, подчеркнул два ее универсальных принципа: «роль права как основы прав и свобод граждан и систему контроля за государственной властью со стороны граждан общества»170.

В более конкретной постановке Декларация прав человека и гражданина четко и ясно закрепила четыре группы правовых принципов: нравственно-правовые, политико- правовые, экономико-правовые, собственно-правовые (юридические) принципы.

Нравственно-правовые устои содержатся во всех семнадцати статьях Декларации, но особенно отчетливо отражены в ст. 1, 2, 4-7, 11, 13, 14, 17. Это - справедливость, свобода, равенство, братство, безопасность, сопротивление угнетению, веротерпимость.

К политико-правовым принципам относятся: обеспечение государством, всяким политическим союзом естественных и неотъемлемых прав человека, интересов всех (ст. 2, 12); узаконение нации (народа) как источника суверените- та (ст. 3); разделение властей (ст. 16), подконтрольность государственного аппарата, его должностных лиц обществу (ст. 15).

Экономико-правовыми принципами являются: собственность человека как его естественное право, неприкосновенное и священное (ст. 17); лишение собственности возможно только при явной необходимости на основе закона при условии справедливого и предварительного возмещения (ст. 17); справедливое в соответствии с волей всех граждан налогообложение (ст. 14).

Юридические (собственно-правовые) принципы сформулированы с особой тщательностью: равноправие (ст. 1, 6); закон должен быть выражением общей воли (ст. 6); участие всех граждан в законотворчестве лично или через своих представителей (ст. 6); равноправие всех граждан (ст. 1, 6); общеобязательность закона для всех (ст. 6); единство законности (ст. 6-8); разрешено все, что не запрещено законом (ст.

5); закон обратной силы не имеет (ст. 8); нет преступления, не указанного в законе (ст. 5); не может быть принуждения, не указанного в законе (ст. 5); нет наказания, не предусмотренного законом (ст. 7); закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества (ст. 5); соответствие предусмотренного законом наказания тяжести совершенного правонарушения (ст. 8); недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный законом (ст. 10, 11); презумпция невиновности (ст. 9); гарантии прав человека (ст. 12-14).

В сформулированных Декларацией принципах права фокусируются все жизненно важные интересы человека и общества в русле общесоциальной справедливости.

По своему глубокому содержанию и идеальной форме изложения этот акт является эталоном правового законодательства. Он создан на основе высокого теоретического правосознания, сформировавшегося под воздействием ос- новоположников классической школы естественного права - Г. Гроция, Дж. Локка, других ее разработчиков, особенно Ш. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. Наполеон Бонапарт счел ну?кным заявить, что именно Руссо подготовил революцию во Франции.

Становлению этого документа способствовали также достижения мирового прогрессивного правотворчества, начиная с устоев римского права, знаменитого Кодекса Юстиниана, и кончая революционным законодательством Англии и США. Особенно сильное влияние оказали английский Билль о правах, Декларация независимости Соединенных Штатов Америки 1776 г., а также отечественное законодательство - декларации французских Генеральных штатов и акты Парижского парламента 1755-1788 гг.

Декларация прав человека и гражданина была воспринята Конституцией Франции 1791 г. и оказала заметное воздействие на гуманизацию не только французского законодательства, но и на правотворчество всего мира. Она была воплощена в международных актах Лиги Наций по вопросам о справедливости и гуманных условиях труда мужчин, женщин и детей, а также в последующих международно-правовых документах.

Французская Декларация прав человека и гражданина является «выдающейся вехой в истории признания и закрепления прав человека и гражданина», «она «приобрела всемирное значение и авторитетно обозначила магистральное направление в признании и защите прав и свобод человека и гражданина»171.

Значительным шагом в развитии правовых устоев, закрепленных буржуазным законодательством, было и рецепирование (исторически второе) римского права, приспособление его к потребностям развития капиталистической собственности, капиталистического способа производ- ства. Объясняя причины рецепции римского права в буржуазных условия, К. Маркс писал: «Римское право в более или менее измененном виде было воспринято современным обществом потому, что правовое представление, которое субъект в обществе, основанном на свободной конкуренции, имеет о самом себе, соответствует представлению о лице в римском праве»172.

Весьма удачно римское право рецепировано в Гражданском кодексе Франции 1804 г., названном в 1807 г. Кодексом Наполеона, которым он гордился больше, чем всеми своими военными успехами. Даже К. Маркс, весьма критически относившийся к буржуазному законодательству вообще, считал этот кодекс образцовым сводом законов буржуазного общества.

В то же время французские законы в целом, как и все буржуазное законодательство, еще не стали правовыми.

Принятые во Франции с 4 по 11 августа 1789 г. законы установили непосильный для большинства крестьян выкуп основных повинностей; мало что изменило в этой области и последующее аграрное законодательство. В 1792 г. принимается закон Ле-Шапелье, запретивший создание рабочих союзов и проведение забастовок. Буржуазные законы о выборах представительных органов закрепляли высокий возрастной ценз, предоставляя право избирать лицам, достигшим 20-25-летнего возраста. Во многих странах избирательных прав были лишены женщины. Не предоставлялось право на труд, на отдых, на образование и другие социальные и экономические права граждан. Французское законодательство чем дальше, тем все в большей степени стало выражать интересы только класса буржуазии, к тому же преимущественно крупной буржуазии.

В таком же духе развивалось и законодательство других буржуазных государств, удаляясь от справедливости, от устоев права. Законы, выражающие интересы только одного класса общества в ущерб интересам других социальных групп, не являются правовыми. Права нет в законах, нарушающих его принципы.

Нарушение буржуазным законодательством принципа равенства, других устоев права, формальный характер провозглашенных прав и свобод, отсутствие реальных гарантий их реализации вызвало обоснованную критику буржуазного законодательства. В частности, К. Маркс критиковал французскую конституцию за то, что она в общих фразах провозглашала свободу и ограничивала ее в оговорках. Конституционное законодательство подверг жесткой критике и JL Гумплович, утверждавший, что «...внешние формы государственного права по большей части устанавливаются с целью сокрытия действительного существа его», что оно «всегда больше умалчивает, чем выражает; больше скрывает, чем раскрывает; больше обещает, чем исполняет; хвастает тем, чего в действительности не заключает в себе»173.

Возникшее в буржуазных государствах мощное коммунистическое, социал-демократическое, профсоюзное движение, стихийные протесты трудящихся во многих странах подтверждают непоследовательность, половинчатость воплощения в реальной жизни принципов права. Наиболее одиозно выглядело буржуазное законодательство фашистских государств и иных диктаторских режимов, где право как таковое отсутствовало.

Основными системообразующими факторами буржуазной правовой системы являются:

  • а) экономические - собственность буржуазии на средства производства и отсутствие собственности на работника производства, экономическая конкуренция, свобода предпринимательской деятельности;
  • б) социальные - деление общества на капиталистов и пролетариев, являющихся лично свободными;
  • в) политические - государственная власть буржуазных демократических республик и конституционных монархий, политический плюрализм (многопартийность), буржуазно-либеральное, социал-демократическое и коммунистическое движения;
  • г) идеолого-теоретические -- классическая школа естественного права, теория народного суверенитета, теория разделения властей;
  • д) юридические - декларации о правах человека, конституции демократических государств, правовое текущее законодательство, правовые обычаи, правовые прецеденты, правовые нормативные договоры, правовая практика, правовая наука.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»