Категория рода. Категория рода; её специфика, средства выражения

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что познать личность - значит выявить ее отношения к действительности.

Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии. Основоположниками теории отношений по праву считают В. Н. Мясищева, который, развивая идеи, заложенные еще А.Ф.Лазурским, разработал достаточно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. По мнению В. Н. Мясищева, отношения человека представляют «...целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (Мясищев В. Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 210). В системе отношений человека выражаются его взгляды, установки, позиции, «запечатлены» в конечном итоге его потребности, обусловливающие значимость, «пристрастность» к объектам действительности и к самому себе. Отношения человека многообразны. Обычно говорят об экономических, правовых, эстетических, нравственно-этических, межличностных и других видах отношений. В. Н. Мясищев выделяет три основные группы отношений: а) отношения человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира (Мясищев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира // Психология личности. Тексты. - М., 1982. - С. 36).

Среди многообразных отношении человека выделяют как специфические его отношения к природе. Именно такого рода отношения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии. Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире.

В силу этого практически любое отношение к природе приобретает своеобразие субъективного отношения.

Итак, что же представляет собой субъективное отношение к природе и каковы его разновидности?

В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д. Дерябо и В. А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы показывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребностей человека. В силу этого одни объекты безразличны для личности, другие стимулируют пристрастное отношение.

Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С. Д. Дерябо и В.А.Ясвин выявляют базовые параметры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного отношения к природе в виде своеобразной типологии.

В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:

  • - широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом;
  • - интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;
  • - степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.
  • - эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное - эмоциональное»; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;
  • - обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное-общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;
  • - доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси «незначимое - значимое»; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т. п.;
  • - когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония-дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;
  • - принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое - независимое»; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;
  • -сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное - сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.

Особое место в описываемой концепции уделяется модальности и интенсивности субъективного отношения к природе.

Модальность - это качественно-содержательная характеристика. Авторы выделяют два основания для описания модальности отношения к природе. Это прагматизм-непрагматизм и наделение природы объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыре типа модальности отношения к природе:

  • -объектно-прагматический: отношение к природе характеризуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, это наиболее, к сожалению, распространенный тип отношений;
  • - субъектно-прагматический: например, владелец собаки любит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевала высокое место на выставке;
  • -объектно-непрагматический: например, отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, но используют ее другие;
  • - субъектно-непрагматический: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственными друзьями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи.

Интенсивность субъективного отношения к природе авторы оценивают по перцептивно-аффективному параметру (перцепция -это восприятие, аффект - эмоция), который характеризуется эстетическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их проявления, этическим освоением. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление человека познавать природу. Практический компонент субъективного отношения к природе находит выражение в готовности человека к практическому взаимодействию с природой; поступочный компонент (структура поступков) отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением.

Здесь мы не случайно привели, хотя и в очень сжатом виде, все характеристики субъективного отношения к природе, предлагаемые С.Д. Дерябо и В. А. Ясвиным. Во-первых, это наиболее логически обоснованная и стройная теоретическая система, фиксирующая отношения человека к природе. Во-вторых, она позволяет выявлять разновидности субъективного отношения к природным объектам и явлениям, типологизировать их.

В конечном итоге ученые выделяют 16 типов отношения человека к природе, которые отражены в таблице 4.

Таблица 4

Типология субъективного отношения к природе

Компонент отношения

Объектная характеристика

Субъектная характеристика

Модальность отношения

Перцептивно-аффективный

Перцептивный объектно-непрагматический

Перцептивный субъектно-непрагматический

Непрагматическая

Когнитивный

Когнитивный объектно-непрагматический

Когнитивный субъектно-н-прагматический

Практический

Практический объектно-непрагматический

Практический субъектно-непрагматический

Поступочный

Поступочный объектно-непрагматический

Поступочный субъектно-непрагматический

Перцептивно-аффективный

Перцептивный объектно-прагматический

Перцептивный субъектно-прагматический

Прагматическая

Когнитивный

Когнитивный объектно-прагматический

Когнитивный субъектно-прагматический

Практический

Практический объектно-прагматический

Практический субъектно-прагматический

Поступочный

Поступочный объектно-прагматический

Поступочный субъектно-прагматический

По выделенным параметрам субъективного отношения к природе легко дать характеристику всем типам отношений. Для примера ограничимся описанием лишь двух типов:

Перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип:

при контактах с природой такой человек не преследует цель получить от нее какой-либо полезный продукт, преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотами и т.п.;

Поступочный субъектно-непрагматический тип: для личности с таким типом свойственно субъектное восприятие природы, которое регулируется высокими этическими нормами, такими же, какими регулируются его отношения с другими людьми; мы уже отмечали, что подобное отношение было свойственно великим гуманистам, таким, как М.Ганди, Л.Толстой, А.Швейцер и др.; данного рода отношение проявляется в соответствующих поступках личности, ее активности по изменению к окружающей действительности, в природоохранительной деятельности, направленной как на сохранение самих природных объектов, так и (это особенно хотелось бы подчеркнуть) людей, которые взаимодействуют с природой.

В заключение следует отметить, что здесь приводится лишь одна концепция, которая описывает своеобразие субъективного отношения человека к природе, т.е. концепция, предложенная С.Д.Дерябо и В. А. Ясвиным. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в современной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам. Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой -легко приложима к описанию конкретных явлений, характеризующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать конкретные отношения человека к объектам и явлениям природы.

Итак, можно сказать, что субъективное отношение человека к природе - это достаточно сложная с психологической точки зрения сфера взаимодействия человека с миром, где находят выражение позиция личности, ее взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитанности. Задана некоторая идеальная модель такого рода отношения, опираясь на которую можно организовать процесс экологического образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся непрагматическим типом взаимодействия, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие высокий заряд нравственности и порядочности, духовности в широком смысле этого слова.

Так же как в системе мужского и среднего рода, в женском склонении выделяется группа суффиксов субъективной оценки. Экспрессивных формообразующих суффиксов женского рода больше, чем у слов мужского и среднего рода.
Формы субъективной оценки здесь также бывают разных степеней (рука- ручка- рученька; береза- березка- березонька; река- речка- речушка- речушка- реченька- речонка и т.п.).
Схожие по своему звуковому составу, различные по значению суффиксы дифференцируются ударением. Так, суффикс -ушк(а), -юшк(а) имеет оттенок фамильярной уничижительности или иронии, снисходительного пренебрежения: Марфушка, Ванюшка, болтушка, резвушка, толстушка, вертушка и т.п. Ср.: пивнушка, прост.-вульг. кинушка (кино). Безударный суффикс -ушк(а), -юшк(а) имеет ярко выраженное ласкательное значение: коровушка, голубушка, матушка, тетушка, речушка (но уничижительно: речушка), ивушка, головушка и т.п.16
Основное значение суффикса -ёнк(а), -онк(а) уничижительно-презрительное: старушонка, бабёнка, душонка, юбчонка, девчонка, клячонка, шубёнка, деньжонки и т.п. Впрочем, иногда это значение поглощается уменьшительно-ласкательным: ручонка, рубашонка и др.
Безударный суффикс -енк(а), лишенный экспрессивных оттенков, производит имена лиц женского рода: француженка, черкешенка, ср. также: нищенка.
Необходимо составить каталог основных уменьшительно-ласкательных и уничижительных суффиксов женского твердого склонения:
1. Продуктивный суффикс -к(а) с уменьшительно-ласкательным значением: книжка, ручка, ножка, капелька, спаленка, купаленка и т.п.17
2. Непродуктивный суффикс -ц(а), -ц(а) с уменьшительным значением, присоединяющийся к основам на мягкий согласный типа пыль, лень и т.п.: пыльца, крепостца, рысца, дверца, грязца и подобные, а также к словам на -от(а): краснотца, с грязнотцой и др. Но ср. также: с хитрецой (от хитрый).
3. Малопродуктивный суффикс -иц(а) с уменьшительно-ласкательным значением: водица, землица, кашица, вещица, просьбица и т.п.
4. Продуктивный суффикс -ечк(а), -очк(а) с ласкательным значением (вторая степень субъективной оценки): ямочка, книжечка, иголочка и т.п.
5. Непродуктивный суффикс -ичк(а) [вторая степень от уменьшительных на -иц(а)]: сестричка, водичка, земличка и т.п.
6. Продуктивный суффикс -ньк(а), -еньк(а), -оньк(а) с ласкательным оттенком (вторая степень субъективной оценки): реченька, тетенька, душенька, зоренька, подруженька, ноченька; в собственных именах: Наденька, Катенька; ср. в собственных именах мужских: Васенька, Петенька, Николенька и т.п. После твердых с, з и губных основы присоединяется суффикс -оньк(а): полосонька, березонька.
7. Продуктивный суффикс -ёнк(а), -онк(а) с экспрессией презрения: речонка, лошадёнка, коровёнка, девчонка, избёнка, комнатёнка и т.п.
8. -шк(а) с оттенком фамильярной, несколько пренебрежительной ласки (ср.: ашки, бешки- бывшее фамильярное обозначение учащихся групп А, Б в средней школе).
9. Малопродуктивный суффикс -ушк(а), -юшк(а) с ласкательным значением и в нарицательных именах нередко с оттенком народнопоэтической стилизации (почти исключительно в пределах категории одушевленности): зазнобушка, головушка, нянюшка, Манюшка и т.п.
10. Продуктивный суффикс -ушк(а), -юшк(а) с презрительным и уничижительным (редко с ласкательным) значением: пивнушка, речушка, комнатушка, деревушка, избушка и т.п. Но ср.: дочушка, девчушка и т.п. Слова на -ушка первоначально производились от слов с фамильярно-ласкательным суффиксом -уш(а) при посредстве суффикса -к-. В настоящее время суффикс -уш(а) за пределами образований от собственных имен очень непродуктивен. Ср. -уш(а) в немногих отглагольных образованиях: кликуша, крикуша [ср. суффиксы -ух(а), -ун, -унь(я)]. Ср. у Лескова в "Островитянах": "Тут влево резвятся другие русалки- хохотуши, щекотуши". В образованиях от именных основ, не относящихся к собственным именам, суффикс -уш(а) также непроизводителен. Ср. акт.-жарг. дорогуша, роднуша. Об оттенках экспрессии суффикса -уш(а), -юш(а) в собственных именах можно судить по такому замечанию Л.Толстого в "Воскресении": "...полугорничная, полувоспитанница. Ее и звали так средним именем- не Катька и не Катенька, а Катюша".
11. Непродуктивный суффикс -ёшк(а), -ошк(а) с резко выраженной экспрессией презрения: головёшка, рыбёшка и т.д.
12. Продуктивный суффикс -ишк(а), -ишк(а) с презрительным значением: работишка, страстишка, картишки, бородишка и т.д.
13. Продуктивный суффикс -ёночк(а), -оночк(а) (третья степень ласкательности) с оттенком фамильярной усиленной ласки: девчоночка, ручоночка, рубашоночка и т.п.18
14. Мертвый суффикс -урк(а) с ласкательным значением: дочурка, девчурка, печурка. Ср. снегурка.
Таким образом, в системе форм субъективной оценки опорными суффиксами женского рода являются -к(а), -шк(а), -чк(а), -н(ь)к(а).

Средства выражения категории рода

Категория рода существительного - это несловоизменительная синтагматически выявляемая морфологическая категория, выражающаяся в способности существительного в формах ед. ч. относиться избирательно к родовым формам согласуемой (в сказуемом – координируемой) с ним словоформы: письменный стол , большое дерево ; Вечер наступил , Девочка гуляла бы ; Окно открыто ; Ночь холодная .

Все существительные в русском языке, кроме pluralia tantum, подводятся под один из трех родов, мужской, женский и средний. При характеристике рода существительных как морфологической категории в первую очередь возникает вопрос о том, можно ли приписать выражение рода окончанию существительных, так как только в этом случае род можно считать морфологической категорией существительных.

Этот вопрос возникает по ряду причин.

1) Род не всегда связан со словоизменением, он есть и у несклоняемых существительных: атташе – м. р., мадам – ж. р., фойе – ср. р.

2) Окончания существительных во множественном числе не обладают свойством дифференцировать родовую принадлежность слова.

3) Не всегда род изменяемого существительного в единственном числе можно определить по окончанию, например, лексема домишко в И. п. имеет окончание -о, а относится к мужскому роду; лексемы домина, юноша имеют в И. п. окончание , и тоже относятся к мужскому роду.

4) Собственно существительные (т. е. не субстантиваты типа столовая, больной, больная) по родам не изменяются.

5) Формы типа клавиш/клавиша, георгин/георгина образуют варианты одной лексемы.

Перечисленные причины свидетельствуют о том, что род существительного не всегда выражается окончанием. Однако это не означает, что окончание существительных вообще не связано с родом: существует определённая зависимость рода от типа субстантивного склонения.

Таким образом, род существительных образует грамматическую категорию без специфических морфологических средств выражения. Субстантивная флексия при выражении рода нуждается в поддержке другими признаками слова. Таким образом, в выражении категории рода оказываются втянутыми средства разных языковых уровней:

1) морфемные (морфологические) – окончания: пруд, река, озеро, портной, столовая, жаркое;

2) фонематические – конечная фонема основы (нулевая флексия является показателем мужского рода, если основа существительного заканчивается на парную твердую согласную или : дом, стол, санаторий);

3) словообразовательные – субстантивные суффиксы, большинство которых имеет родовую принадлежность: подсвеч-ник , сахар-ниц- а, брат-ств -о;

4) лексические – род «предсказывается» лексической семантикой (дедушка, дядя, подмастерье, мадам, денди;,

5) синтаксические (согласование прилагательного и глагола с существительным: новое пальто, районная МТС, черный кофе, домишко виднел ся, пальто упало).

В связи с тем, что род выражается языковыми средствами разных уровней, родовая принадлежность слова может определяться по разным основаниям.

Есть слова, род которых определяется по одному признаку: в слове папа – по лексическому значению, а в слове столовая – по морфологическому (окончанию –ая). Но в большинстве случаев род предопределяется совокупностью признаков: в непроизводных словах типа пруд, река, озеро род определяется окончанием (после соответствующих согласных) в сочетании с неодушевленностью; в производных суффиксальных существительных род выражается суффиксами в сочетании с системой флексий: учи-тель , учитель-ниц -а, нежн-ость , кап-ель , благород-ств -о, пад-ени j -е, воронь- j (за исключением существительных, образованных при помощи суффиксов субъективной оценки: дом-ишк -о, за-иньк -а, холод-ин -а) и т. д. Кроме этого, есть слова, род которых определяется по типу склонения, хотя сама отнесенность существительного к тому или иному типу склонения в языке никак не мотивирована. Такими являются, во-первых, непроизводные существительные мужского и женского рода с нулевым окончанием после мягких согласных и после шипящих (лень, день, бич, ночь, нож, рожь), во-вторых, слова среднего рода на -мя (знамя, племя, семя и др.). Можно сказать, что в современном русском языке род таких слов определяется на основе узуса, хотя и выражается совокупностью окончаний. Не случайно именно в словах подобного типа при словоупотреблении нередко наблюдается колебание в роде: шампунь мой, шампунь моя, тополь мой, тополь моя, вуаль мой, вуаль моя, тюль мой, тюль моя.

Еще меньше свойствами самого слова определяется род несклоняемых существительных. По общему правилу, слова, называющие лиц мужского пола, относятся к мужскому роду, слова, называющие женщин, - к женскому роду: мадам, леди, фрау, Кармен, Элен, рантье, идальго, конферансье, денди, кюре, атташе . Если несклоняемое существительное является одушевленным (но называет не лицо), то оно может употребляться и в мужском, и в женском роде (кенгуру мой и кенгуру моя). Род остальных неизменяемых слов, т. е. неодушевленных существительных, устанавливается на основе узуса, определяется по словарю. При этом можно отметить, что большинство неодушевленных несклоняемых слов относится к среднему роду (алиби, депо, пюре, фойе, метро, пальто, буриме, конфетти, такси), некоторые слова употребляется в двух родах: кофе м. и ср., пенальти м. и ср., виски м. и ср., рагу ср. и м. р. Когда существует слово с родовым значением по отношению к несклоняемому существительному, то род последнего чаще всего совпадает с родом первого: кольраби ж. р. (капуста), салями ж. р. (колбаса), цеце ж. р. (муха), авеню ж. р. (улица), хинди м. р. (язык), сирокко м. р. (ветер), названия городов, журналов обычно мужского рода, названия рек, газет, республик - женского рода.

В несклоняемых аббревиатурах род определяется по главному слову сочетания, свернутого в аббревиатуру: МГУ м. р. = Московский государственный университет , ООН ж. р. = Организация Объединенных Наций, ЦДРИ м. р. = Центральный дом работников искусств. Но это правило действует непоследовательно: аббревиатуры РОНО (районный отдел народного образования), РОЭ (реакция оседания эритроцитов) и некоторые другие – среднего рода.

При определении рода существительных особо выделяют слова с суффиксами субъективной оценки -онк -а, -оньк -а(-еньк -а), -ин -а, -ищ -е, -ишк -а/о, -ушк -а/о. Когда подобные суффиксы образуют слова с указанием на пол (мужской или женский), их род определяется по лексическому значению, например, папа папенька, мужик → мужичонка м. р. В остальных случаях род производного слова определяется родом производящего слова: мысль ж. р. → мыслишка ж. р., заяц м. р. → зайчишка м. р., письмо ср. р. → письмишко ср. р., дом м. р. → домишко м. р., домина м. р., домище м. р., солдат м. р. → солдатушка м. р., холод м. р. → холодина м. р.

Синтаксически (с помощью согласования) можно выразить род любого существительного. Но определить род по согласованию можно далеко не всегда. В формах адъективно-субстантивных словосочетаний дифференцировать род возможно в И. п. ед. ч.: новый карандаш, новая ручка, новое перо, этот пенальти, это пенальти, эта кольраби. Что касается косвенных падежей (В. п. при этом не учитывается), то в них различают только женский и не-женский род: этой кольраби ж. р., этого пенальти м. р. и ср. р. Вне согласования, т. е. на основе других видов связи, синтаксическими средствами род существительных не определяется.

3.2. Классы существительных, выделяемые по признаку
родовой принадлежности слова

Род является классифицирующей грамматической категорией, он разделяет существительные на следующие классы:

1) существительные мужского рода. К ним относятся все слова, изменяющиеся по мужским парадигмам, типа дедушка. Михайло, денди, ЦДРИ, домишко, слово подмастерье, слово путь, а также все несклоняемые слова, с которыми сочетаются адъективные формы мужского рода;

2) существительные женского рода. К ним относятся все существительные, изменяющиеся по женским парадигмам (слова с окончанием -а /-я и нулевой флексией третьего склонения), исключая лексему путь, слова типа дедушка, зайчишка, задира и слова на -мя (знамя, племя, семя и др.) К женскому роду относятся также все несклоняемые слова, с которыми сочетаются адъективные формы женского рода;

3) существительные среднего рода. К среднему роду относятся слова, изменяющиеся по соответствующим парадигмам (т. е. с флексией -о /-е в И. п. ед. ч.), кроме слова подмастерье, слов типа Михайло, домишко, домище. К среднему роду относятся существительные бремя, время, вымя, знамя, пламя, племя, имя, семя, стремя, темя, а также все несклоняемые лексемы, с которыми сочетаются адъективные формы среднего рода;

4) существительные (преимущественно неодушевленные) с неустойчивым грамматическим родом. Это слова вроде рельс/рельса, калош/калоша, клавиш/клавиша, бакенбард/бакенбарда, заусенец/заусеница, чинар/чинара, мангуст/мангуста, вуаль (какая)/вуаль (какой) и т. п. В языке есть тенденция к закреплению за подобными существительными одного родового признака. Например, в современном языке лексема гравюра употребляется только в женском роде, а в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя встречается как существительное мужского рода: По стенам навешано было тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения... Вышли из употребления такие дублетные родовые формы, как зало, облак, санатория, госпиталь (ж. р.), табель (ж. р.), юнош, сенокоса, бисквита, авантюр и многие другие;

5) одушевленные существительные общего рода (или двуродовы́е субстантивы). Ядром этого класса являются слова, называющие лицо по характерному действию или свойству, стилистически маркированные: грязнуля, неряха, чистюля, тупица, пройдоха, тихоня, стиляга, подлиза, проныра, заика, непоседа, пустомеля и т. п.

К словам общего рода относят также

· уменьшительные имена собственные лиц мужского и женского пола: Валя, Лера, Саша, Шура, Сима, Женя;

· иностранные несклоняемые фамилии (Жолио-Кюри, Россини, Верди, Дюма, Рабле, Гюго), украинские фамилии на -о (Шевченко), фамилии типа Долгих, Крученых,

· несклоняемые личные существительные вроде визави, протеже, саами.

Слова общего рода специфически характеризуются тремя обязательными свойствами. Во-первых, они должны обозначать лиц и мужского и женского пола, во-вторых, в словосочетании и предложении они должны соединяться с согласуемыми формами мужского и женского рода, в-третьих, вне согласования их род не может быть определён ни как мужской, ни как женский.

К общему роду не относятся слова, у которых обнаруживаются отдельные из перечисленных признаков. Например, в предложении Кто-то писал ему из Москвы, что известная особа скоро должна вступить в законный брак с молодой и прекрасной девушкой (Пушкин) слово особа обозначает лицо мужского пола, но к общему роду его отнести нельзя, так как у него фиксированный род, и к нему не присоединяется прилагательное в форме мужского рода.

Не следует относить к общему роду и существительные типа доктор, профессор, историк, знаток, борец, называющие лиц по профессии или какому-нибудь качеству. Хотя такие существительные похожи на слова общего рода по значению и по согласованию форм сказуемого (Доктор принимал/принимала больных с двух часов до семи), но полностью с ними не совпадают. Во-первых, у слов доктор, профессор, историк род определяется вне контекста. Во-вторых, в структуре словосочетания с ними не соединяются адъективные формы женского рода, т. е. невозможно употребление: *Иду к знакомой профессору/к новой доктору на консультацию.

Точно так же не являются словами общего рода одушевленные и неодушевленные конкретные существительные, употребляемые в переносных (отрицательно оценочных) значениях: осел, медведь, верблюд, лиса, свинья, ворона, змея, пила, нож, шляпа.

По наблюдению исследователей, слова общего рода неоднородны, они делятся на три группы. В первую группу входят слова, генетически относящиеся женскому роду, например, умница. Сочетаясь с прилагательным мужского рода, такие лексемы называют лиц мужского пола, а в сочетании с прилагательными женского рода могут называть как лиц женского, так и мужского пола: Он – большой умница (Юра – большой умница). Он – большая умница. Она – большая умница .

Вторую группу составляют слова общего рода, генетически восходящие к мужскому роду: староста, судья, запевала, кутила. Частотно они употребляются в значении мужского рода. Форма прилагательного мужского рода при них указывает на лицо мужского пола, а форма женского рода – на лицо женского пола (наш/наша староста).

В третью группу входят существительные с равной степенью проявления свойств женского и мужского рода. К ним относятся, прежде всего, уменьшительные имена собственные и несклоняемые фамилии. Разграничение полов этими существительными также достигается с помощью согласуемых словоформ: наш Саша сказал, наша Саша сказала;

6) шестой класс образуют pluralia tantum (духи, ножницы, сани), т. е. слова, не имеющие морфологического рода.


Похожая информация.


Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что познать личность - значит выявить ее отношения к действительности.

Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии. Основоположниками теории отношений по праву считают В.Н. Мясищева, который, развивая идеи, заложенные еще А.Ф. Лазурским, разработал достаточно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. По мнению В.Н. Мясищева, отношения человека представляют «...целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л., 1960. - С. 210). В системе отношений человека выражаются его взгляды, установки, позиции, «запечатлены» в конечном итоге его потребности, обусловливающие значимость, «пристрастность» к объектам действительности и к самому себе. Отношения человека многообразны. Обычно говорят об экономических, правовых, эстетических, нравственно-этических, межличностных и других видах отношений. В.Н. Мясищев выделяет три основные группы отношений: а) отношения человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира.

Среди многообразных отношений человека выделяют как специфические его отношения к природе. Именно такого рода отношения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии. Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире.

В силу этого практически любое отношение к природе приобретает своеобразие субъективного отношения.

Итак, что же представляет собой субъективное отношение к природе и каковы его разновидности?

В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются:

· широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях природы запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других - самые разнообразные объекты, природа в целом;

· интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе;

· степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом.



· эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное - эмоциональное»; у одних людей преобладает чисто эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля;

· обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное - общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом;

· доминантностъ: описывает субъективное отношение к природе по оси «незначимое - значимое»; для одних людей более значимы отношения к людям, для других - отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих - отношение к природе и т.п.;

· когерентность (от лат. - находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония -дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профессии, так и не сочетаться;

· принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое - независимое»; непринципиальным, например, является отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных;

· сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное - сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой - ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению.

Особое место в описываемой концепции уделяется модальности и интенсивности субъективного отношения к природе.

Модальность - это качественно-содержательная характеристика. Авторы выделяют два основания для описания модальности отношения к природе. Это прагматизм - непрагматизм и наделение природы объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыре типа модальности отношения к природе:

· объектно-прагматический: отношение к природе характеризуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, это наиболее, к сожалению, распространенный тип отношений;

· субъектно-прагматический: например, владелец собаки любит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевала высокое место на выставке;

· объектно-непрагматический: например, отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, но используют ее другие;

· субъектно-непрагматический: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственными друзьями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи.

Интенсивность субъективного отношения к природе авторы оценивают по перцептивно-аффективному параметру (перцепция - это восприятие, аффект - эмоция), который характеризуется эстетическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их проявления, этическим освоением. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление человека познавать природу. Практический компонент субъективного отношения к природе находит выражение в готовности человека к практическому взаимодействию с природой; поступочный компонент (структура поступков) отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением.

Здесь мы не случайно привели, хотя и в очень сжатом виде, все характеристики субъективного отношения к природе, предлагаемые С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным. Во-первых, это наиболее логически обоснованная и стройная теоретическая система, фиксирующая отношения человека к природе. Во-вторых, она позволяет выявлять разновидности субъективного отношения к природным объектам и явлениям, типологизировать их.

В конечном итоге ученые выделяют 16 типов отношения человека к природе, которые отражены в таблице.

Таблица - Типология субъективного отношения к природе

Компонент отношения Объектная характеристика Субъектная характеристика Модальность отношения
Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно- непрагматический Перцептивный субъектно- непрагматический Непрагматическая
Когнитивный Когнитивный объектно-непрагматический Когнитивный субъектно-непрагматический
Практический Практический объектно-непрагматический Практический субъектно-непрагматический
Поступочный Поступочный объектно-непрагматический Поступочный субъектно-непрагматический
Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно-прагматический Перцептивный субъектно-прагматический Прагматическая
Когнитивный Когнитивный объектно-прагматический Когнитивный субъектно-прагматический
Практический Практический объектно-прагматический Практический субъектно-прагматический
Поступочный Поступочный объектно-прагматический Поступочный субъектно-прагматический

По выделенным параметрам субъективного отношения к природе легко дать характеристику всем типам отношений. Для примера ограничимся описанием лишь двух типов:

· перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип: при контактах с природой такой человек не преследует цель получить от нее какой-либо полезный продукт, преобладает непрагматическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотами и т.п.;

· поступочный субъектно-непрагматический тип: для личности с таким типом свойственно субъектное восприятие природы, которое регулируется высокими этическими нормами, такими же, какими регулируются его отношения с другими людьми; мы уже отмечали, что подобное отношение было свойственно великим гуманистам, таким, как М. Ганди, Л. Толстой, А. Швейцер и др.; данного рода отношение проявляется в соответствующих поступках личности, ее активности по изменению к окружающей действительности, в природоохранительной деятельности, направленной как на сохранение самих природных объектов, так и (это особенно хотелось бы подчеркнуть) людей, которые взаимодействуют с природой.

В заключение следует отметить, что здесь приводится лишь одна концепция, которая описывает своеобразие субъективного отношения человека к природе, т.е. концепция, предложенная С. Д.Дерябо и В.А. Ясвиным. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в современной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам. Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой - легко приложима к описанию конкретных явлений, характеризующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать конкретные отношения человека к объектам и явлениям природы.

Итак, можно сказать, что субъективное отношение человека к природе - это достаточно сложная с психологической точки зрения сфера взаимодействия человека с миром, где находят выражение позиция личности, ее взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитанности. Задана некоторая идеальная модель такого рода отношения, опираясь на которую можно организовать процесс экологического образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся непрагматическим типом взаимодействия, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие высокий заряд нравственности и порядочности, духовности в широком смысле этого слова.

Правовое отношение имеет юридическое, волевое, а также материальное содержание. В последнее (также его называют фактическим) входят опосредованные правом Волевое содержание связано с выражением государства своей воли, которая находит воплощение в различных правовых нормах. Что такое юридическое содержание? Это субъективные обязанности, а также права сторон.

Объективное и субъективное право

Объективное право - совокупность обязательных для исполнения норм, за нарушение которых предусмотрены санкции. Субъективное право - это не что иное, как юридически возможное поведение лиц. Объективное право - нормы, а субъективное - закрепленные в них возможности.

Субъективное право

Основа правового регулирования - это а также субъективные обязанности. Данное регулирование именно этим и отличается от любого другого (к примеру, морального). Само по себе оно уникально и специфично.

Субъективное право в часто понимается как мера, а также вид поведения, являющийся дозволенным, а также гарантированным лицу действующими законами. Юридические обязанности же непосредственно связаны с мерами требуемого поведения.

Субъективное право основывается на обеспеченной возможности, основой юридических обязанностей является необходимость, которая закреплена юридически. Управомоченный - это носитель возможности, правообязанный - носитель обязанности. Конечно же, разница между их положениями огромная.

Субъективное право имеет структуру, состоящую из отдельных элементов. Чаще всего выделяют именно четыре таких компонента:

Возможность положительного поведения, которую имеет управомоченный (то есть он имеет возможность совершать самостоятельные действия);

Допустимость заставлять правообязанных лиц совершать определенные действия;

Возможность воспользоваться гос. принуждением, если правообязанное лицо отказывается выполнять какие-либо законные требования;

Возможность использовать на основании право определенные социальные блага.

Из указанного выше можно сделать вывод, что субъективное право может быть а также право-притязанием.

Любая из указанных возможностей может выйти на первый план. Все зависит от стадии Вообще же отметим, что в своей совокупности они служат для удовлетворения каких-либо интересов управомоченных лиц.

Для субъективного права характерна та мера поведения, которая обеспечена не только законом, но еще и обязанностями, присущими другим лицам. Вообще же без обязанности других лиц данное право превращается в самую обыкновенную дозволенность (разрешенным является все, что не запрещает законодательство).

Подобного рода дозволений предостаточно. Но не стоит забывать, что прогулка по парку к субъективному праву никакого отношения не имеет.

Субъективное право состоит из дробных частей. Каждая из них в данном случае называется правомочием. В каждой их определяют по-разному. В качестве примера можно сказать, что состоит из трех правомочий. Речь о распоряжении, пользовании, а также о владении каким-либо имуществом. В других правах их может быть больше или меньше. Может быть их много. Например, право на свободу слова состоит из возможности людей проводить пикеты, митинги, собрания, публиковать свои произведения в печати, выступать на телевидении, вещать по радио, осуществлять критику (даже действующей власти) и так далее. Правомочий в данном случае немало. Необходимо учесть тот факт, что в определенных случаях могут появиться новые правомочия, а в некоторых изменения просто недопустимы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»