Древние цивилизации мира. Возникновение цивилизации

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
February 2nd, 2018

Как то я вам показывал . А вот крупнейшее и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным поселением неолита (нового каменного века). Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7400 г. до н. э. Поселение существовало до 5600 г. до н. э.

Чатал-Гуюк - древнейший город в Анатолии. Анатолия в переводе с древнегреческого буквально означает Восток. Так древние греки называли Малую Азию. С 20-х годов нашего века так называют азиатскую часть Турции. Анатолия раньше не привлекала исследователей древних цивилизаций, но в 1961-1963 г. английский археолог Д. Мелларт раскопал здесь удивительное и уникальное древнее поселение Чатал-Гуюк. Оно вызвало страстные споры. Большинство сразу признало этот первый настоящий город.

Другие ученые утверждали, что это самая первая в мире настоящая цивилизация.

Фото 2.

В науке долгое время господствовало убеждение, что самой древней цивилизацией на Земле была шумерская. Зародившись в Месопотамии, земледельческая культура распространилась сначала на Ближнем Востоке, а уже потом возникли ее очаги в Турции и Европе. Что же касается Анатолии (области центральной и южной Турции), то за ней закрепилась репутация "варварской окраины". И каково же было изумление научного мира, когда оказалось, что именно Анатолия являлась первым очагом человеческой цивилизации!

Это сенсационное открытие, коренным образом перевернувшее наши представления о ходе истории и об уровне развития людей эпохи неолита, связано с именем английского археолога профессора Джеймса Мелларта. Впрочем, приступая в 1956 году к поискам, он был всего лишь молодым и не очень опытным аспирантом. Впоследствии Мелларт признавался, что вовсе не рассчитывал на такой сенсационный результат. Просто ему захотелось проверить, что же именно таится под небольшим холмом близ деревушки Хаджилар, о котором ему рассказал местный учитель. Крестьянам время от времени попадались здесь различные находки.

Холм был небольшой - метров 130-140 в диаметре и метров пять высотой, и его вид как будто бы не сулил ничего многообещающего. Тем не менее, Мелларт начал копать. И тут выяснилось, почему так невелика высота холма. Обычно если люди долго, в течение многих веков, живут на одном и том же месте, то уровень земли постепенно поднимается по мере того, как накапливается так называемый культурный слой. Но на этом поселении уровень земли почти не поднимался, потому что каждый раз после очередного бедствия - пожара, набега врагов и т.п. - поселение отстраивалось вновь уже на новом месте, рядом со старым пепелищем.


Так образовался своеобразный "горизонтальный срез" различных эпох. Данные радиокарбонного анализа показали, что наиболее сохранившийся слой относился к V тысячелетию до н.э. А наиболее древний был еще на две тысячи лет старше и датировался концом VIII - началом VII тысячелетия до н.э. И это было не просто древнее поселение - это было поселение древнейших земледельцев! Об этом ясно свидетельствовали обмазанные глиной хранилища для зерна, каменные вкладыши для серпов, зерна ячменя, пшеницы-эммера, дикой однозернянки и чечевицы. И, как и в Иерихоне, здешние люди не знали керамики. Не встретили археологи в Хаджиларе и глиняных фигурок.



Когда около 80-85 веков назад началась длительная трансгрессия Каспийского моря и воды всех крупных озер Африки еще продолжали выходить за свои берега, тогда и началось строительство Чатал-Гуюка. Это был самый длительный период "потопа". Несомненно, что по всему полушарию в это время, а может быть, и по всей Земле происходил очень большой подъем влажности и обычно засушливые долины Анталии покрылись буйной растительностью. Здесь водились стада онагра, кабана, благородного оленя, медведя, львы и леопарды. Росли виноград, груши, яблоки, гранат, грецкие орехи, фиговые пальмы. Остатки всех этих животных и растений были найдены при раскопках в Чатал-Гуюке.

Фото 3.

Из-за своеобразия системы выходов наружная часть поселения представляла собой массивную стену, а другие оборонительные сооружения были не нужны. Защитники, вооруженные луком со стрелами, пращами и копьями, вполне могли дать отпор бандам мародерствующих разбойников, которые осмеливались бы напасть на городок, поэтому свидетельства убийств не обнаружены".

Фото 4.

Внутри каждого дома большая платформа (тахта) из глины для сна и работы, печь с плоским сводом и ниша в стене, служащая обычно кухней. Трудно сказать, сколько в городе было жителей, но если он был весь застроен так же плотно, то количество населения могло доходить до 20 тыс. Впрочем, учитывая, что это был еще каменный век, специалисты предполагают, что жителей было 5-6 тыс. Но так как на большей части Европы в поселениях в то время жило не более чем по 100-150 человек, то эта цифра также была очень значительной. Поэтому многие называют Чатал-Гуюк городом.

Фото 5.

Продолжительность жизни была по тем временам довольно высокой. В среднем, судя по погребениям, мужчины жили около 35 лет, женщины - около 30, старейшины доживали до 60 лет. Высока была детская смертность, поэтому и средние цифры продолжительности жизни были довольно низкими. В среднем на каждую женщину рождалось 4,2 детей, из них - 1,8 в среднем умирало, выживало на каждую семью 2,4 ребенка.

Фото 6.

Главное занятие большинства жителей - выращивание злаковых. Для орошения полей в то время уже начали строить простейшие каналы. Разводили в основном крупный рогатый скот, появилась овца, но она еще мало отличалась по своему строению от дикой, а вот коза была уже полностью домашней. Продолжали охотиться на онагра, полуосла, кабана, благородного оленя, медведя, льва (или леопарда). Найдены даже кости рыб и грифа. Питались и овощами и фруктами, которые, судя по их косточкам и остаткам, росли здесь в изобилии.

Фото 7.

Орудия изготовляли из крупных каменных ножевидных пластин: лук, стрелы, пращи, копья. И великолепные кинжалы из крупных ретушированных кусков камня. Орудия делали из превосходного вулканического стекла - обсидиана. Его было на поселении очень много. Это и не удивительно, ибо город расположен неподалеку от крупного месторождения этого ценнейшего сырья для орудий. Отсюда обсидиан распространялся на тысячи км по всему Ближнему и Среднему Востоку. Мелларт пишет об этом: "Чатал-Гуюк обладал монополией на торговлю обсидианом с 3ападной Анатолией, Кипром и Левантом.

Замечательная стенная роспись из святилища VII горизонта изображает город и на некотором расстоянии от него извержение вулкана, возможно, Хасан-Дага (месторождения обсидиана, образовавшегося в результате его извержения.- Г. М.). Заготовки наконечников копий из обсидиана находят в мешочках под полами домов, число их достигает иногда 23: по-видимому, их хранили здесь как сокровище. В обмен на обсидиан из Сирии доставляли прекрасный слоистый кремень, из которого делали кинжалы и другие орудия".

Фото 8.

С побережья Средиземного моря в большом количестве привозили раковины для бус, а также алебастр, мрамор, черный и коричневый известняк и другие породы камня, из которого изготовляли великолепные сосуды, бусы, подвески, лощила, зернотерки, ступки, песты, статуэтки. Из диорита, который привозили с окраины долины, делали шлифованные тесла, топоры и украшения. В VI горизонте был найден кинжал, обработанный отжимной ретушью, т. е. с помощью скалывания с поверхности кинжала тысяч миниатюрных чешуек, с рукояткой из кости в виде перевитой змеи. Это непревзойденное произведение древнего искусства. Такие кинжалы и через 3,5 тыс. лет находили лишь в гробницах фараонов.

Фото 9.

Множество всевозможных украшений, особенно женских бус, из драгоценных и цветных камней из олова, меди. Есть корзиночки с румянами, косметические шпатели, обсидиановые зеркала, закреплявшиеся в рукоятке с помощью известковой массы. Часто в женских могилах помещались изящные средиземноморские раковины с охрой в смеси с какими-то кремами. В это время появилась уже женская косметика. В отверстия в обсидиановых бусах не проходила даже игла.

Фото 10.

Очень много посуды из дерева. Это и плоские блюда с фигурками, фигурными выступами-ручками, и кубки на ножках, и коробочки разных форм с плотно прилегающими крышками. Много костяных и роговых сосудов, плетеных и кожаных вместилищ. "Прекрасные ткани, - пишет Мелларт, - возможно шерстяные, были настолько высокого качества, что не заставили бы устыдиться и современного ткача".

Фото 11.

Отметим, что высокий уровень благосостояния был у всех жителей. Ведь это был каменный век, и разделение на богатых и бедных еще не состоялось. Имущественного различия еще не было, хотя торговля велась, и, казалось бы, накопить богатства удачливому "купцу" было несложно. Вероятно, это был обмен, а не современного вида торговля. Хотя обменивались, видимо, не только товарами, но и идеологическими представлениями. Ведь в Чатал-Гуюке были уже настоящие храмы, и их было очень много.

Чатал-Гуюк гибнет в самом начале третьего экологического кризиса (вторая половина VI-V тыс. до н.э.).

Фото 12.

Культура Чатал-Хююка вызвала значительные дискуссии об ее происхождении. Давались ей и различные интерпретации. Разумеется, исследователи не могли обойти проблему происхождения людей, совершивших "неолитическую революцию" на Ближнем Востоке. Сегодня обнаружены свидетельства - хотя пока и незначительные - непрерывного развития анатолийской культуры от верхнего палеолита к неолиту, то есть феномен Чатал-Хююка родился на местной почве. Большую роль в изучении происхождения этого феномена сыграли открытия профессора К. Кектена и доктора Е. Бостанчи в районе Антальи, которые показали, что в Анатолии существовало верхнепалеолитическое искусство западноевропейского типа. Некоторые антропологи считают, что древнейшие останки людей евро-африканской расы, зафиксированные в могильниках Анатолии, представляют собой потомков европейского верхнепалеолитического человека, того самого, кто создал великолепные росписи Альтамиры.

Фото 13.

Помимо рельефов, нередко достигающих высоты двух и более метров, святилища Чатал-Хююка украшают великолепные фрески - вероятно, самые древние в мире. Эти рисунки, нанесенные красной, розовой, белой, кремовой и черной краской на еще сырые, выбеленные или покрытые розоватой обмазкой стены, сделаны в VI тысячелетии до н.э.

В ярких, чрезвычайно разнообразных росписях Чатал-Хююка нашли свое отражение и древние культурные традиции охотников каменного века, и новые обычаи и верования первых земледельцев. Некоторые сюжеты воссоздают сцены охоты, где многочисленные загонщики окружают дикого быка, попавшего в западню, или настигают мчащегося оленя.


Часто встречаются росписи с изображением человеческих рук. Они выполнены на красном фоне или нарисованы красной, розовой, серой или черной краской, сплошь покрывая стены или образуя бордюр вокруг центральных композиций. Обнаружено и много образцов геометрических росписей, часто очень сложных, напоминающих пестрые анатолийские ковры. В других росписях встречаются магические символы - руки, рога, кресты. Некоторые фрески кажутся целиком состоящими из символов, большинство из которых остаются для нас непонятными. При этом живописные изображения сочетаются с рельефными, резными и т.д. Среди полусотни святилищ Чатал-Хююка невозможно отыскать двух похожих друг на друга, и их разнообразие просто поражает.

Многие сюжеты росписей, очевидно, связаны с загробным культом. На стенах двух больших святилищ изображены, например, огромные грифы, терзающие обезглавленные человеческие тела. Сцена из другого святилища изображает человека, вооруженного пращей и защищающегося от двух грифов.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

источники

Понятие «цивилизация» происходит от древнегреческого слова «город», и означает оно развитое состояние организации общества.

К 10-ти тысячному году до н.э. следы человека уже были практически везде. Люди уже умели создавать орудия труда, украшения, фигурки. А изобретя орудие труда, человек познал земледелие.
11000 лет до н.э. в натуфийской культуре люди начали жить вместе поселениями по 300 человек.

Они перестали кочевать, занялись земледелием, одомашнили животных. К 8-му тысячелетию до н.э. в Иерихоне (долина Мертвого моря) обитало около 1500 человек.

Так как люди перестали охотиться, а начали сажать культуры, у них появилось свободное время. Его они должны были посвятить размышлениям о своем существовании, изобретениям, прогрессу, но почему-то этого не произошло. Земледелие повлекло за собой новые опасности. Из-за увеличения пищи росла численность населения. Быстрый рост населения привел к зависимости от хороших урожаев. Теперь люди стали более зависимы от природы.

Но урожаи не всегда были богатыми.

Непогода и насекомые уничтожали культуры. Еще одна опасность была в том, что большое скопление людей приводило к болезням. От недоедания больше страдали земледельцы, нежели охотники-собиратели (кочевники). Отсюда и жизнь земледельца была короче жизни кочевника.

Тогда почему же люди перешли от охоты к земледелию?

Существует версия о том, что у людей не было выбора, так как первых земледельцев принудили обрабатывать землю, чтобы кормить других людей. То есть произошло расслоение людей: класс управителей и класс управляемых. Классы в свою очередь привели к возникновению городов (полисов).

В 8 веке до н.э. в древнем городе Чаталхиюк проживало около 5000 человек (рядом с Турцией). Так как местность здесь ровная, люди строили свои дома из необожженной глины. Дорог не было. Войти или выйти из дома можно было только через крышу.

По теории все цивилизации должны были развиваться параллельно. Месопотамия (современный Ирак) - в переводе с греческого - «земля между двумя реками» (Тигром и Евфратом). Арабы называли ее «Альджазира», что означает «остров». Здесь зародилась первая цивилизация. Так как в Месопотамии дожди были очень редки, земледельцы начали орошать землю с помощью рек. Таким образом, земледелие процветало, и население росло.

Первый город возник около 4000 года до н.э. на юге Месопотамии - Шумера, что в переводе означает «местность». Также ранними городами являются Окат, Вавилон, Ур, Урук, Ашшур, Ниневия, Эриду. Для удобного обрабатывания земли были изобретены колесо и плуг, появились первые лекарства на основе трав, ткани, начали развиваться такие науки как математика и астрономия. Месопотамия представляла собой территорию с множеством городов, управляемых большим числом царей. Объединяла эти города общая культура.

Вскоре появилась еще одна цивилизация - Египетская, в 1000 км к западу, около Нила. Здесь также процветало земледелие. К 4000 году до н.э. произошло развитие гончарного дела и обработки металлов. Зародилась власть, начавшись с установления наследственной монархии. Первый из царей назывался фараон. К 2700 году до н.э. Египет именовался Древним царством, и управлял им фараон.

Приверженцами геометрически спроектированных монументов - пирамид - стали фараоны Египта. Первая пирамида была ступенчатая, построенная во времена 3-й династии для фараона Джосера в Саккаре. Вскоре в Гизе была построена самая крупная пирамида - для 4-й династии фараона Хеопса, высота которой составляла 147 м. Строительство было закончено в 26 веке до н.э. Рядом с ней находятся пирамиды Хеффена и Микерина, построенные из массивных блоков, вырезанных из известняка.

С 3000 года до н.э. до завоевания Египта Цезарем в цивилизации ничего не менялось. Культура Египта оказала большое влияние на культуру Месопотамии и Рима.

Земледелие на территории Индии и Пакистана возникло позднее. Для ирригации использовались воды Инда. Это привело к возникновению крупных городов, таких, например, как Махенжедара (холм смерти), построенного около 2500 года до н.э. Город возведен на реке Инд в 250 км к северу от Аравийского моря. Население составляло 40000 человек. Жители выращивали рис, горчицу, финики, пшеницу, пряли хлопок и мастерили одежду. Люди держали овец, свиней, цыплят, использовали силу буйволов и коров.

Собранные урожаи складывались в специальные зернохранилища. Существовала также система канализации, считавшаяся самой первой. Археологами обнаружены первые письмена, торговые документы, списки товаров. В Месопотамии были найдены печати индийского происхождения. Это указывает на торговые отношения между Махенжедарой и Месопотамией.

Американская цивилизация развивалась самостоятельно. Здесь были обнаружены следы нескольких небольших по числу урбанистических поселений, их возраст составлял несколько тысячелетий. Поселение Теохан (Мексика) не разводило овец, коз, крупного рогатого скота. Поэтому основным средством пропитания было земледелие. Люди начали использовать мотыги. Выращивали фасоль, кукурузу, перец Чили, рыбачили и охотились. Летом жили под открытым небом, зимой - в пещерах.

Земледелие получило развитие к 2500 году до н.э. Но следы первой цивилизации прослеживаются только к 1200 году до н.э. На юге Мексики появился народ - Ольмеки (что означает - земледельцы). Народ Майя - это города-государства, постоянно воевавшие друг с другом. Города начали появляться приблизительно с 1000 года до н.э.

Китайская цивилизация также развивалась самостоятельно.

Было развито земледелие. За 6000 лет до н.э. люди выращивали рис на берегах реки Янцзы, разводили свиней и другой домашний скот. Первые властители Китая были из династии Ся в 2200 году до н.э. Династия Ся начиналась в культуре Луншань. Ее население располагалось около рек Хуанхэ и Янцзы. Люди жили в землянках или лачугах с тростниковыми крышами. Мастерили каменные орудия, ели мясо домашних животных.

Династия Ша свергла династию Ся приблизительно в 1750 году до н.э. При этой династии была создана ирригационная система и канализация. Также произошло развитие политической структуры: царями могли стать только аристократы, а простолюдины в основном были рабами. Столицей был город Анань. Здания строились из дерева, а фундамент из камня. Династия Ша оставила современности богатства в виде бронзового искусства, письменности и литературы.

Китайские знаки с того времени не изменились. В Альгазаре и Иордане нашли мелкие жетоны, похожие на фигурки животных. Они обозначают какое-либо действие или сведение о чем-либо. Жетоны складывали в своего рода полый кувшин. Чтобы каждый раз не заглядывать в него для просмотра изображения на жетонах, люди додумались наносить такие же на внешней стороне кувшина. Постепенно кувшин стал плоским, вследствие чего начали появляться глиняные таблички. Так зарождалась письменность.

Первой письменностью считается клинопись (от латинского «cuneus» - острие, клин). Для упрощения записи знаки изображали в виде клиньев (шумерские письмена).

Письменность в Китае появилась с помощью гадания. Для этого ритуала китайские шаманы использовали кость, в которой просверливали небольшое отверстие. В это отверстие вставляли раскаленную головешку. Кость трескалась. По трещинам шаманы гадали, предсказывали будущее или разговаривали с духами. Затем из этих трещин образовались китайские иероглифы. Китайская письменность состояла более чем из 3000 знаков. Каждый символ означал различные понятия.

Люди никогда не разгадали бы египетские иероглифы, если бы в 1799г. французский ученый не нашел розеттский камень. Текст там был на греческом и древнеегипетском языках.

Народ Майя также имел свою письменность, которая была глиптической - каждый знак не только писался, но и звучал, и также имел свое значение. Археологи считают величайшей дешифровкой разгадку тайн письменности Майя.

Константин Моканов

Цивилизации зарождались и исчезали в разных местах и в разные периоды. Одни жили больше, другие меньше. В истории было, по меньшей мере, два «темных века», когда цивилизация по сути исчезала с большей части планеты (1200 — 700 гг. до н.э. и 400 — 900 гг. н.э.).

Способность человеческого общества к самоорганизации и производство пищи в больших количествах были предпосылками для возникновения цивилизации. Наличие продуктов питания способствовало росту численности населения лишь в том случае, если оно было хорошо организовано. За 5000 лет, с 8000 до 3000 гг. до н.э., первые поселения превратились в настоящие цивилизации на Ближнем Востоке, в Анатолии, Иране, Индии, Пакистане и Китае. Важными этапами на пути к цивилизации были искусственное орошение, город-государство, торговля, металлообработка и письменность.

ОРОШЕНИЕ

Не случайно, что колыбелями цивилизации были речные долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда и Хуанхэ. Очевидно, люди рано поняли, что земля в этих районах богатая, но главным источником благосостояния были плодородные слои почвы, намываемые ежегодно во время наводнений. Долины были бесполезны для первых земледельцев, пока они не научились контролировать наводнения либо не приспособились к ним. Зарождение цивилизации и было отчасти связано с управлением уровнем воды в реках и реализацией потенциала земли.

Благодаря обширным археологическим раскопкам более всего известно об истории цивилизаций Тигра, Евфрата и Нила. Эти три реки несут воды с высокогорий внутри материка к морю через очень засушливые районы. Контраст между землей близ реки и на некотором отдалении впечатляющий. Пустыня находится всего в нескольких сотнях метрах от Нила. Земля около реки богатая, но для того, чтобы она расцвела, было необходимо обеспечить полив и тех участков долины, которые не прилегали непосредственно к реке.

Осуществление крупных ирригационных проектов требовало значительных усилий общины и хорошей организации дела. Тот факт, что ирригацию начали внедрять, является подтверждением того, что появились эффективные органы власти, хотя тогда еще и не существовало письменности. После начала орошения производство пищи в речных долинах резко улучшилось, и эти районы стали самыми богатыми и густо населенными на Земле.

Относительное благополучие этих районов способствовало специализации труда, развитию искусств и делало необходимой организацию защиты от потенциальных противников.

ГОРОД-ГОСУДАРСТВО

Летом на Тигре и Евфрате происходят наводнения. Люди должны были научиться регулировать уровень воды в этих реках посредством плотин и каналов, чтобы возделывать землю. В Месопотамии ничего не давалось легко. За исключением земельных угодий там было мало природных богатств. Строительным материалом являлась глина. Чтобы добиться успеха, тамошним жителям приходилось проявлять находчивость. Не случайно, что многие крупные технологические нововведения эпохи, включая изобретение колеса, произошли именно там. В 5000 — 3000 гг. до н.э. равнины, по которым протекают две эти реки, были заселены людьми. Крупные поселения в этом районе были отделены друг от друга сначала физически путем перемещения рек и болот, а затем политически.

К 3500 г. до н.э. жители дельты реки, шумеры, создали первую цивилизацию. Их главным городом был Ур, расположенный в лагуне Персидского залива, где его жители, наряду с земледелием, занимались морской и речной торговлей. Царские погребения в Уре, датируемые 2600 г. до н.э., содержат впечатляющие сокровища, включая золотые вазы с именами царей, шлемы из листового золота, золотые секиры и кинжалы, которые использовались в декоративных целях, и большое количество ваз из серебра и меди. Некоторые царские гробницы имели большие склепы, в которых были похоронены помощники монархов, очевидно, с целью сопровождать их в загробной жизни. Эти гробницы свидетельствуют о серьезном социальном расслоении в древних городах.

Первым известным истории шумерским царем является Ур-Намму , который построил огромный зиккурат Ура. Более поздние цари восстановили эту гигантскую конструкцию из глиняных кирпичей, и она до сих пор существует. С целью защиты Ура были выстроены массивные стены, однако они были снесены захватившими город эламитами в районе 2000 г. до н.э.

Город-государство было типичной единицей политической организации на Ближнем Востоке и в восточном Средиземноморье вплоть до конца древности. Такие города часто объединялись в империи, которые существовали до тех пор, пока не появились римляне. Египет был главным исключением из череды городов-государств, но его относительная изоляция делала этот случай уникальным.

ТОРГОВЛЯ

Крупномасштабная торговля оплачивалась излишками земледельческого производства, которые появились после того, как стали орошаться речные долины. Торговля излишками способствовала специализации труда. Люди, жившие вблизи определенного сырья, могли посвятить себя ремеслу и продавать результаты своего труда за продукты питания. Жители гор в окрестностях Ура обменивали металлические орудия и руду на продукты питания. Расположение первых цивилизаций на берегах рек и морей ускорило торговлю, так как транспортное передвижение по воде было дешевым. Гончарные изделия можно было перевозить по морю на большие расстояния. Ливанские кедры доставлялись судами в Египет, где древесина была в дефиците.

Торговля способствовала развитию экономики. Сравнительные преимущества производства различных районов позволяли всем участникам торговли оказаться в выигрыше.

Благодаря торговле ускорилось распространение идей. Торговцы, оказывавшиеся в районах других культур, быстро распространяли новые идеи и открытия. Активно участвовавшие в торговле страны были обычно наиболее продвинутыми.

МЕТАЛЛООБРАБОТКА

По известным нам данным, металлообработка началась на юге Турции, севере Сирии. Обработанные молотом медные куски, найденные там, датируются 7000 г. до н.э. Длительная обработка молотом делает металл более твердым, но и хрупким, следовательно, бесполезным. Прокаливание на огне восстанавливает его ковкость и вновь делает его пригодным для нужд человека. Похоже, что процесс прокаливания был изобретен человеком на очень раннем этапе.

Первым важным прорывом в металлургии было открытие литья — извлечения металла из руды при высокой температуре. Это значительно расширило применение меди, поскольку медная руда была гораздо более распространена, чем медь-сырец. К 4000 г. до н.э. небольшие предметы из меди были широко распространены на Ближнем Востоке.

Вторым важным шагом в развитии металлургии было открытие бронзы в районе 3000 г. до н.э. Этот сплав меди и олова был тверже меди и более пригодным для производства орудий труда, из него было легче отливать необходимые формы.

В Таиланде металлообработка возникла в 4000 г. до н.э., а бронза появилась там до 2000 г. до н.э. В Андах в Южной Америке металлообработка началась в районе 2000 г. до н.э. Считается, что это событие произошло независимо от процессов на Ближнем Востоке.

Железо известно с 3000 г. до н.э., но человек сумел адаптировать его к своим нуждам гораздо позднее. Некоторые из ранних изделий были сделаны из метеоритного железа. Древняя торговая документация содержит свидетельства о том, что во 2 тысячелетии до н.э. железо считалось более ценным металлом, чем серебро. Один из двух церемониальных кинжалов, найденных в гробнице Тутанхамона от 1323 г. до н.э., сделан из железа (второй — из золота). Использование железа стало более распространенным после 1200 г. до н.э. во время первого «темного века», отчасти из-за того, что прекращение торговли ограничило доступ к меди и олову. Не имея этих металлов, кузнецам приходилось обходиться железной рудой, совершенствовать навыки обращения с ней, и, в конечном счете, они освоили этот более дешевый металл.

ПИСЬМЕННОСТЬ

По всей видимости, письменность была изобретена для того, чтобы вести торговую документацию в ранних городах-государствах.

Письменность появилась в Месопотамии накануне Бронзового века около 3000 г. до н.э. Ранняя письменность была пиктографической: каждый рисунок обозначал предмет. Например, рисунок головы лошади обозначал лошадь.

Основным материалом для письменности в Месопотамии была глиняная табличка. Обнаружение большого количества сохранившихся табличек позволило историкам проследить трансформацию пиктографического письма в клинопись. В этой системе письма рисунки постепенно превратились в наборы клиновидных линий, которые изображались на глине специальным инструментом. Так как глиняные таблички гораздо лучше сохранились, мы знаем многое о культурах, использовавших клинопись. Сразу после 3000 г. до н.э. разные виды письма появились в Египте, скорее всего, под влиянием Месопотамии. Наиболее известным египетским письмом была иероглифика — особое пиктографическое письмо, — использовавшаяся, прежде всего, для надписей в храмах. Иероглифы было легче изображать на папирусах в документах и в повседневной жизни.

Шумеры – это жители Месопотамии – области, расположенной между двумя великими азиатскими реками Тигр и Евфрат. Возникновение шумерской цивилизации приблизительно к 4000 году до н.э. Происхождение шумеров до сих пор неизвестно. Вероятно, они не были исконными жителями Месопотамии, а пришли туда из какой-то горной местности. Подтверждением этой гипотезы служит тот факт, что понятия «гора» и « » у них обозначались одним символом. Вообще шумеры считаются самым древним народом, у которого вообще была письменность. В основе шумерской письменности («клинописи») лежали пиктограммы, то есть, изображения знаков, характеризующих тот или иной предмет, а также его особенности. Причем у шумеров владели не только представители высших сословий и религиозных культов, но и простолюдины.

Ученые установили, что первоначально количество пиктограмм у шумеров составляло около 1000, но впоследствии они стали более сокращенным 600-значным вариантом письменности.

Какими были достижения шумерской цивилизации

Шумеры впервые начали создавать литературы. Более того, они создали прообразы первых публичных . Больших успехов шумеры достигли , . Именно шумеры начали обжигать кирпичи и использовать их при постройках различных зданий. Некоторые планировки, разработанные ими, использовались во время дворцовых построек.

Весьма развитой даже по тех древних времен была шумерская медицина. А уж достижения шумеров в математике и астрономии достойны искреннего восхищения. Достаточно сказать, что их ученые не только установили, что Земля обращается вокруг Солнца, а Луна – вокруг Земли, но и создали очень точный календарь лунных затмений. Для этого необходимы долгие годы упорных наблюдений и тщательная математическая обработка полученных результатов.

Что касается их религиозных воззрений, шумеры верили в великое множество богов, среди которых выделялась «старшая», или «великая» группа из 50-и божеств. Шумеры считали, что созданы для того, чтобы служить богу. По их мнению своими успехами, они «кормили» богов. Эти жители также верили в миф о всемирном потопе. Согласно шумерским воззрениям, человек был создан из глины, которую смешали с божественной кровью. А Земля в их представлении была промежутком между Высшим и Низшим миром.

Ну - и почему одни стали создателями великих цивилизаций, а другие остались в каменном веке? Сначала считали: какими Бог всех и вся создал - такие и есть. Потом Дарвин с эволюцией и обезьяной, - и тогда решили, что одни расы способны создать цивилизацию, а другие нет. Потом политкорректные ученые сказали, что все дело в условиях: вот где природная среда благоприятствовала, там и стали развиваться, а где трудно - там нет: а люди везде одинаковые. А между ними, в первой половине XX века, самые разумные во главе с Тойнби размыслили, что один фактор не решает всего, а дело в конкретной совокупности всех факторов, запускающих развитие цивилизации. Но прежде всего - Вызов-и-Ответ: природа чем-то затрудняет жизнь народа (море, река, степь, засуха) - а народ в ответ на затруднение чего-нибудь предпринимает, и тем самым цивилизуется: корабли, земледелие, мелиорация, объединение. А кто не сумел оптимально вызово-ответить - или вымер, или стал упертыми полудикарями, как эскимосы или бедуины, вписавшиеся в трудные условия более-менее равновесно.

К этому всему есть что добавить, и есть что уточнить, пока нам впаривают, что бушмен от Ньютона отличается чисто внешне, а внутри точно такой же.

1. Расовый фактор . Условия условиями, но важно же и то, кто именно поставлен в эти условия. Герой и трус, слабый и сильный, умный и глупый в одинаковых условиях могут вести себя очень по-разному Расы, если этим расплывчатым словом обозначать сходные внешне и по культуре группы народов Средиземноморья, Африки, Океании, Юго-Восточной Азии, Северной Европы, Среднего Востока и Америки - разделились десятки и сотни тысяч лет назад.

Особенности ландшафта, климата, питания, враждебного окружения или его отсутствия, - да недостатка или избытка микроэлементов в воде и пище, наконец! - формировали расовые отличия и особенности. Не говоря об исходных отличиях первобытных предков - которые у разных ветвей человеческих на разных этапах развития были иногда разные.

Главное что? - Энергетика расы. То есть средняя энергетика группы и народа, энергетика по высшему индивиду и энергетика по низшему. А для выживания в разных условиях - оптимальна определенная энергетика: где побольше дергаться надо, а где наоборот - поменьше. Энергетика определяет эволюционный потенциал.

Далее - играет роль степень культурного оформления этой энергетики, т. е. культурное оформление психической активности - и биологической активности на уровне обмена веществ. Чем выше энергетика в упомянутых аспектах - тем быстрее и мощнее она пойдет в создание-придумывание- переделывание всего. Интеллектуальный и креативный аспект энергетики народа играет, ясен день, огромную роль.

(До жути яркий и неполиткорректный пример - судьба Либерии. Создана в середине XIX века «репатриантами» из США - цивилизованными афроамериканцами, христианами и демократами. Флаг, конституция, государственные институты - все скопировано с американских. Намерения - благороднейшие: создать современное цивилизованное государство в Африке, а там авось и следующие пойдут. Была материальная и культурная помощь из США на первых этапах. Итог сегодня: нищета, безделье, коррупция, преступность, очередной президент недавно оказался вообще людоедом (!), государственный бизнес - торговля дешевым флагом.)

2. Природный фактор . Ну какую цивилизацию ты в тундре создашь? Или в голой пустыне? В непролазных джунглях тоже трудно… хотя исконные южноамериканцы возвели там огромные государства. Надо - чтобы река, и море рядом неплохо, и *лаки чтоб вызревали, и скот мог пастись. Температура- влажность чтоб подходящие, и места хватало на сравнительно большой народ. И еще очень полезно - природное ограждение от возможных соседей-врагов: морем, или горами, или пустыней от них отгородиться. Но чтоб через эту полосу отчуждения все-таки можно было передвигаться, чтоб в изоляцию от всего остального мира не попасть.

Однако на Волге, на Темзе или на Миссисипи условия были прекрасные, - а цивилизации там возникли гораздо позже, чем в Египте или Греции (если, кстати, североамериканских индейцев считать за цивилизацию, что есть натяжка по отношению к каменному веку и племенному строю). На Таити дивный климат, и еще на некоторых островах океана, и жизнь там нетрудная, и народ иногда разумный, а цивилизации не получалось.

3. Толчок . Все цифры будут усредненными, все теории - не стопроцентно достоверными. Ну, кроме бесспорных для науки фактов: что было оледенение, и был его конец.

Сейчас мы возьмем теорию катастрофизма Кювье, теорию эволюции Дарвина, теорию Вызова-и-Ответа Тойнби, и еще немножко теорию пассионарных толчков Гумилева. И замешаем это на синергетике Хакена. И капнем представления об эволюционном ресурсе - а он тем больше, чем менее жестко вписан вид-группа в биоценоз - или тем больше, чем больше независимость вида-группы от всех-всех условий окружающей среды (см. «Адаптационный ресурс»).

И получается вот что. Мутации происходят постоянно. Катастрофы дают преимущества одним мутациям и перекрывают жизнь другим, - они есть повороты эволюции. Оказавшиеся полезными мутации дают ступень эволюции. Эволюция идет только по линии подъема энергопреобразования.

А теперь - два слова о системах над-биологического, социального уровня. Что есть природная катастрофа для социальной системы? Спасаться надо, выживать как-то надо, или переезжать, или менять что-то в образе жизни.

Какие варианты? Или сдохнуть. Или уйти в те места, где можно жить привычным образом. Или со всех сил приспособиться к тому, что есть - под руками под ногами, или же на новом месте, куда прикочевали, а дальше видно только еще хуже. Или на самом приличном из мест - напрячь силы и мозги для выживания группы-народа. И вот если последний вариант удался - мы говорим о зарождении цивилизации.

Природная катастрофа запускает социальную мутацию.

Под катастрофой надо понимать не «конец всему», а такую перемену в окружающей среде, которая не позволяет группе выживать прежним способом. Тепло и рост бананов в Гренландии будет катастрофой для эскимосов с их укладом: уклад придется сменить: ни тебе меховой одежды, ни охоты на моржей и китов, ни езды на собаках. Хрен его знает - так и вымереть можно ненароком. Или жевать бананы бездумно и терять охотничьи навыки.

…Итак, около 8000 г. до н. э. ледники активно растаяли. Уровень Мирового океана поднялся на 50 (или 150 - наука не договорилась) метров. Влажность резко увеличилась, а площадь удобных мест обитания сократилась. Количественные изменения копились - и кое-где произошел Великий Потоп. Сказания о Великэм Потопе есть чуть не у всех народов. При раскопках вполне высоко расположенного города Ур слой бывшей тины-гли ш нашли в несколько метров толщиной.

Древнейшие l ивилизации возникли после Великого Потопа. Допотопньк цивилизации и Атлантида - дело до сих пор темное.

Отчасти - сдохли животные, на которых охотились. Отчасти - сгнили корешки и плоды, которые собирали. Отчасти - тесно стало на оставшихся угодьях от соседей конкурентов, поскольку все скучились на уменьшившемся кормящем пространстве.

Одни ушли в кочевники степей. Другие - в охотники тундры. Третьи - в собиратели тропических лесов. Четвертые стали одомашнивать растения и животных, ковыряться в земле и усовершенствовать свои жилища. Напряг этих четвертых направился не в то, чтобы приспособить себя к среде - а также и на то, чтобы приспособить среду к себе.

Рождение цивилизаций есть отчетливый узелок на линии энергоэволюции. Закономерный узелок. Энергопреобразование пошло вверх через цивилизацию.

Здесь вот какая важная закономерность:

Если энергоэволюция Вселенной есть повышение уровней структуризации и энергопреобразования, - то любое возбуждение частной вселенской подсистемы в конечном итоге есть импульс к повышению ее структуризации.

Толчок, испытанный биосистемой Земли, - по Закону Всемирной Структуризации стал импульсом к усложнению системы, к повышению энергопреобразования системой.

Отдельные «куски» человечества жестко специализировались, вписали себя в ландшафт - и стали тупиковыми, реликтовыми. - Но те, кто был энергичнее и умнее, и кому достался ландшафт поразнообразнее, который позволял и провоцировал действовать сложнее, чтоб выжить, - вот те и зародили цивилизации.

…Есть теория, что Великая Влажность после таяния ледников потом стала сменяться Великой Сушью, которая опять погнала народы кого куда: приспосабливаться. Тут научились орошению и т. д. Ну - это лишь означает, что «двойной толчок» всегда эффективнее одинарного.

Вынужденные более осмысленно и изобретательно трудиться, концентрируясь на больших пространствах, начиная копить минимальные излишки продуктов, используя силу животных, а затем и рабов, вынужденно объединяясь в большие отряды воинов, - они шли к государству и создавали цивилизации.

4. Пассионарность и заимствования . Цивилизация - энергетична. Она стремится, в числе всего прочего, захватить доступную энергию из окружающих социумов. Социальная энергия «перетекает» по коммуникациям от одного народа к соседнему. Это - более совершенные законы, технологии, орудия, приемы. И не только информация - но и представление о том, что можно жить лучше и значить в мире больше. Цивилизация заразительна, цивилизационный порыв задевает соседей. Сообщающиеся сосуды, понимаешь. - Вот этим, скорее, и объясняется близость по времени в возникновении цивилизаций- государств.

Усиление одной цивилизации подстегивает близкую к ней - страхом, соперничеством, жадностью. Конкуренция, которая неизбежна, стимулирует заимствования.

…Про заимствования из прежних времен мы о древнейших цивилизациях знаем вовсе мало. Понятно лишь, что с культурными предшественниками дело идет быстрее и плодотворнее. Хотя это вряд ли решающий фактор. Заимствовать может только тот, кто к этому готов и способен.

А о гумилевской «пассионарности» лучше сказать так:

Пассионарность - это положительная обратная связь между социумами; и между членами социума. Один больше - другой еще больше - и так далее. Гонка вооружений. Борьба самолюбий. Координация действий на максимально высоком уровне энергетики.

5. Не было бы счастья - да несчастье помогло . Цивилизации созданы теми, кого катастрофы не убили, а закалили. У кого хватило сил и ума не приспособиться пассивно - но направить энергию в активное приспосабливание внешней среды к себе. Кому достался подходящий ландшафт - не дающий расслабиться в благоденствии, но и не выжимающий все силы исключительно на приспособление к этим ужасным условиям. Кто стал делать из лимона лимонад.

Катастрофа вынуждает взбодриться и напрячься. Ландшафт вынуждает напрячь ум и силы - но дает возможность земледелия-скотоводства-строительства. Креативная сила, культурно оформляющаяся энергия, - направляется в преобразование окружающей среды на более высоком уровне энергопреобразования. Возможные крохи прежних культур, как кусочки закваски, могут ускорять и оптимизировать этот процесс зарождения цивилизации.

Зарождение цивилизации есть синергетический акт.

Совокупные природные факторы и обстоятельства - оплодотворяются структурирующим воздействием «высокой энергии» - интеллектуально оформленным и психически возбужденным энергопотенциалом человеческой группы.

Зарождение цивилизации означает: мы пускаем свою энергию не на то, чтобы совершать действия к выживанию еще активнее, чем раньше, приспосабливаясь к среде еще плотнее, чем раньше, - но пускаем свою энергию на то, чтобы переорганизовать, переструктурировать окружающую среду, повысив ее сложность, повысив ее энергообмен, и с этого повысившегося обмена снимать энергию для своего существования.

Можно сказать:

Зарождение цивилизации - это переход с экстенсивного способа прокормления на интенсивный. Это принципиальный отказ от равновесия с природой. Это взлом биоценоза и выход энергопреобразования на надбиологический уровень.

(Замечания на полях:)

Адаптационный ресурс и креативный ресурс - это вещи несколько разные. Это как разница между глиной и порохом: можно влезть и расположиться в любой щели - а можно разворотить тесное место и обеспечить себе пространство.

Адаптационный ресурс человека в любом расовом воплощении огромен. Представитель любого народа, будучи в младенчестве имплантирован в другой народ, становится полноценным членом этого народа, - усваивая всю его культуру, т. е. диффузируя в его цивилизацию.

Но. Приспособиться и создать - разные вещи.

Способность адаптироваться к цивилизации - еще не есть способность создать цивилизацию.

Особенности нервной системы, обмена веществ, проявлений социального инстинкта, все давление биологической и социальной эволюции предшествующих десятков и сотен тысяч лет, - не могут быть «несущественным фактором» цивилизационной способности конкретного народа.

Передача информации сама по себе не может изменить биосоциальную матрицу народа, этноса, расы.

Игнорирование или принципиальное отрицание этого факта породило многочисленные политические, экономические и этнические трагедии конца XX - начала XXI века. Коррупция, тирания, геноцид, религиозные войны, алкоголизм, голод и анархия, - вот что явилось следствием «цивилизационного равенства» в Африке, Латинской Америке, Среднем Востоке и Океании (в разных пропорциях и ассортименте, разумеется).

Наивно надеяться, что цивилизация может самовоспроизводиться при этнической замене носителя. Исторические иллюстрации здесь ярки и однозначны. Цивилизация, пройдя фазы развития, сходит со сцены вслед за народом, ее создавшим.

СОБСТВЕННОСТЬ

Собственность - это продолжение человеческой руки. Не только руки и длинное продолжение.

В головокружении от своих научных успехов XIX век попытался свести собственность к социально-политическо-экономическим отношениям и научным абстракциям. То, что собственность - это вещи, было так очевидно, что незачем было и упоминать. Наука забыла о печке, от которой танцевала. Имущественная функция представлялась просто неинтересной. То ли дело формулы, вроде Т - Д - Т": это уже не просто прибыль от торговли, но - наука. (Товар - деньги - товар прим! уже больше товара!) Однако печка - место теплое, от нее и начнем.

Что есть собственность в изначальном смысле? Собственность предшествует экономике . Экономики еще нет - но собственность уже есть. Собственность - это объекты окружающей среды, необходимые биологической особи для жизнедеятельности . Любая биосистема - открытая система, ей необходимо находиться в контакте с окружающей средой. Строго говоря, особь и ряд объектов окружающей среды - это единая экосистема. По порядку. Великое это дело - порядок.

Вот есть… животное. Ему необходимо дышать, воздух необходим. Вода необходима. Пища. Воздухом земля окружена, без воздуха никто не окажется, он один на всех. Вода - уже дело тоньше. Водопой - место общественное, хотя за право на водопой могут быть сражения: кому пить первым, а кому может и не достаться из лужи. Пища - это уже кому как: травоядные щиплют траву общественную и кочуют по пастбищам. Воздух, вода и трава - это нечто ничейное, обобществленное.

Уже мышь и белка делают запасы, и запасы необходимы именно им - питаться, жить, размножаться. Уже собака будет драться за свою кость и кусок мяса - этот кусок пищи, добычи, материи необходим лично ей, она имеет на него социально-биологическое право: унесет в угол, закроет собой, остаток спрячет про запас.

Пища - первейшая собственность. Не бескрайняя, как сочный луг до горизонта, - а та, запас которой ограничен, которой может не хватить для жизни и размножения тебе самому.

На уровне первобытно-животном:

Собственность - это объекты окружающей среды, ограниченные объемом до необходимого в личном потреблении.

Тут мы говорим об «естественном праве»: нам по природе необходимо то, без чего мы биологически не можем существовать. То есть: объекты, удовлетворяющие наши потребности первого порядка, базовые потребности. Дышать-есть- пить-размножаться-согреваться-укрываться.

Логово, нора, укрытие, - ряду животных необходима. Нору роют, или ищут, или отбирают у другого. Ее защищают до последней возможности.

Охотничий участок хищнику необходим. Без охотничьего участка хищник сдохнет. А конкурентов рождается больше, чем все участки могут прокормить. И участок защищают силой! И силой отстаивают его размеры. (Это относится не только к хищникам, но к ряду грызунов, а также рыб, и т. д.)

То есть. Даже на животном уровне собственность рождает конкуренцию. Где, понятно, побеждает сильнейший.

И вот у человеческой стаи есть участок для охоты-собирательства и пещера для укрытия. Это первичная коллективная собственность. По мере изготовления орудий в группе возникает частная собственность. Раньше это был только твой кусок мяса при дележе, твое место у костра. (С местом у костра интересно: право собственности и право пользования еще не разошлись - ты потребляешь место в том смысле, что пользуешься им, но сожрать не можешь; объект не уменьшается и не изменяется от того, что он твоя собственность.) А затем твоя дубина, твой каменный топор и каменная ступка, твоя шкура на плечах и костяная игла - становятся твоей частной собственностью.

Оружие - первая частная собственность.

Дубина, копье, топор, - это истинное продолжение твоей руки. Возможность выжить на более высоком уровне, чем позволяли голые руки. Это твой усилитель силы (именно так). Человек умелый, человек деятельный, человек вооруженный, - это неразъемная система из человека плюс его орудия. Отбери орудия - сдохнет: не защитится и не прокормится.

А можно ли сложить все орудия в кучу и пользоваться совместно-ничейно? Можно. Но эффективность использования упадет. Дубина должна быть подогнана по руке и всегда в порядке, и желательно всегда при тебе. Иначе проще кинуть в кучу испорченную и взять из кучи другую, целую. Конкретный человек должен конкретно следить за конкретными предметами. Предметы личного пользования в частной собственности - эффективнее, чем в коллективной. А эффективность - это закон природы: с меньшими усилиями добиваться большего результата.

Действовать необходимо, жить не так уж необходимо.

Оружие. Одежда. Утварь. Инструменты. Жилище. Вот начальная и всегдашняя частная собственность. Причем. Варианты возможны. Род может жить в одном жилище, и даже племя может жить в одном огромном бараке. Питаться от одного котла. Так удобнее. Суть в том, что:

Частная и коллективная собственность дополняют друг друга. Участок, пещера, одежда и оружие - это совокупность объектов в пространстве, позволяющая выжить и эволюционировать человеческой группе.

Собственность - это то, посредством чего человек живет.

Собственность - это неотчуждаемая совокупность окружающих объектов, необходимо используемых в жизнедеятельности.

Можно сказать так:

В единой экосистеме «человек - окружающая среда» собственность - это вся часть системы, которая человеку необходима для жизни и которой он распоряжается по своему усмотрению в полном объеме.

Мы к чему гнем. Нам что важно. Что собственность - это не то, что человеку вот принадлежит просто, и все: это неполно, мелко. Собственность - это единство человека с окружающей средой, в каковом единстве человек доминирует. Собственность - это сфера окружающего человека пространства, и состоит она из предметов, которые в своем действии, в своем функционировании составляют с человеком одно целое.

Собственность - это форма контроля окружающего мира.

Собственность - это форма преобразования окружающего мира.

Я есть то, чем я владею.

Мое могущество измеряется количеством подвластных мне вещей.

Собственность - это включение окружающих объектов в мое социальное и энергетическое «Я».

Собственность - это мое культурно-энергетическое «Я», центром и координатором которого является мое биологическое «Я».

Грубо-то и просто говоря:

Вся человеческая культура есть собственность. Частная или коллективная, материальная или интеллектуальная. Прорастая в созидаемое человеком социальное пространство, первичная собственность создает арматуру культуры, каркас все сложнее структурирующегося общества.

…С совершенствованием орудий, с усложнением социума человек стал как создавать, так и захватывать из пространства все больше собственности. И. К созданию собственности стали подключаться животные, рабы, государственные структуры и научные открытия. Создание собственности и создание материальной культуры - смежные и во многом взаимона- кладывающиеся понятия.

Но. Материальный объект может перейти из одной собственности в другую. Тут и начнется политэкономия. Имущественные объекты как социальные отношения. Это уже за пределами нашего сейчас рассмотрения. Собственность другого - а вещь та же самая. Для нас другое интереснее:

Заботясь о себе, человек заботится о своей собственности. Заботясь о собственности, он все больше перелопачивает окружающий мир. Увеличивая свою собственность, он заставляет как может других работать на создание собственности себе. Собственность ложится в основу эксплуатации, то бишь плоды труда распределяются неравномерно и более того - несправедливо. Но. Заставляемые эксплуататором работать сверх сил - эксплуатируемые повышают энергопреобразование окружающей среды, что есть объективная функция природы вообще и человечества в частности.

Пирамиды и Великая Стена, Колизей и Парфенон, - построены потому, что правители-собственники имели возможность приказать и заставить - за деньги, так или иначе, в той или иной форме (в том Египте и денег как таковых еще не было), через налоги с собственников или использование рабов, употребить отчужденные у людей излишки их собственности в великое перелопачивание мира.

Расширение собственности, создание, и накопление культуры, и энергопреобразование окружающей среды - это аспекты одного процесса.

Нетрудно перечислить функции собственности: вещную, накопительную, инструментальную, социальную, экономическую, политическую, культурную. Но глубоко под ними - и высоко над ними - функция базовая и результирующая: энергопреобразовательная.

О РАВНОПРАВИИ И НЕРАВЕНСТВЕ НАРОДОВ

Доказывать можно даже неоспоримые истины, вздохнул мэтр Оскар Уайльд. Вскоре вслед за чем был заключен в Рэдингскую тюрьму писать свою балладу, обеспеченный четырьмя годами для пополнения жизненного опыта.

1. Люди всегда знали, что умный не равен по жизни глупому, сильный слабому, красавица уродине, а продвинутый - отсталому. Но в конце XX века, в бушевании небывалых свобод и прав личности, произошел забавный казус. Стремление к равноправию, естественным порядком достигнув своего логического завершения, превратилось в абсурд. Абсурд стал называться приятным словом «политкорректность».

Политкорректность - это запрет на любые слова или действия, которые могут прямо или косвенно указывать на неравенство людей в области любых ценностей, принятых цивилизованным сообществом.

Слово «цивилизованным» следует выделить отдельно и запомнить хорошо.

Политкорректность - это зеркальное отражение крайнего расизма с обратным знаком. Если крайний расизм рассматривал дикаря из каменного века как человекоподобное животное, которое логично иметь за товар, домашнюю тварь, раба, - то политкорректность утверждает, что дикарь из каменного века равен цивилизованному гражданину абсолютно во всем, и даже лучше его в душе, и умнее, и способнее, просто ему надо кое-чему получиться.

2. Цивилизованное сообщество в начале XXI века утверждает такие общечеловеческие ценности, как гуманизм во всех проявлениях, свободу личности в максимально возможных пределах, чтоб она только не ущемляла конкретно свободу такую же другого человека; право каждого на любое занятие, любое место проживания, любой образ мыслей, следование любой религии, удовлетворение своего сексуального влечения в любых формах; и т. д.

Безусловно не одобряются: убийства, людоедство, нанесение увечий, пропаганда расовой и национальной ненависти. А также необразованность, многоженство, воровство, наглость, и еще ряд качеств, делающих невозможным нормальное общежитие в социуме.

Из этого происходят чудесные по своей противоположности вещи:

3. Согласно выводам антропологов, все народы прошли стадию каннибализма. Жрали врагов. Врагами были люди всех других родов-племен-стай, кроме собственного. Людей можно понять.

Во-первых, добывать пищу было трудно, а белков всегда не хватало. Хотели кушать - и съели Кука. Во-вторых, если все равно убил врага - чего ж добру пропадать. В-третьих, присутствовали представления мистические, ритуальные, социальные: стать храбрым, как съеденный, или умилостивить его смертью своих богов и съесть его по заветам предков, и т. п.

По мере развития цивилизации на людоедство, а затем на ритуальные убийства накладывался запрет. А где неразвитие - там не накладывался.

Папуасы не съели Миклухо-Маклая из страха и уважения: этот крупный белый колдун до фига разного может. Но писать о том, что гуманный русский путешественник-просветитель жил среди людоедов - как-то не принято. Неловко. Они же не виноваты.

Черные вожди африканских племен, продавая пленных рабов заезжим белым работорговцам, удивлялись: на кой черт белым рабы, если они их не едят?..

И сегодня в диких дебрях островов Океании, Центральной Африки или Южноамериканских лесов милые и голодные темнокожие ребята, с чертами лица средними между европейцем и шимпанзе, при случае закусывают себе подобными.

Но говорить об этом чудовищно неполиткорректно!!! Потому что в глазах цивилизованного человека быть людоедом нехорошо! А если кто и людоед, то не надо кричать! Им же обидно, если мы их будем считать ниже себя! Нет, им надо объяснять, что это нехорошо. Дать еды, научить работать. Но мот так прямо писать, что они людоеды - это… расизм! Они не хуже нас. Просто… другая культура. Они уже исправляются. Стыдно об этом писать! Бестактно!

То есть. Сожрать человека - не есть неполиткорректно. Людоед стоит вне зоны политкорректности. Но цивилизованному человеку назвать людоеда людоедом - неполиткорректно. Это обидно для дикаря - по мнению белого.

4. Белый проецирует на дикаря свою мораль - и относится к нему как к белому, который «оступился по незнанию и хочет исправиться». Белый приписывает дикарю свои ценности и стремления - и начинается социальная шизофрения: раздвоение личности дикаря в глазах белого.

Половина личности дикаря - доисторический людоед. А вторая половина - милый человек, который достоин всего лучшего, а живет тяжело. И вот надо иметь дело с этой хорошей половиной - и не оскорблять ее упоминаниями об ее плохой половине!

Такова психология и структура цивилизационно-расовой политкорректное™.

Умственная недостаточность и психологическая ошибочность - одно из оснований политкорректное™.

Политкорректность умственно и психологически некорректна, - сказал бы я, испросив извинения за нечаянный и дурной каламбур.

Политкорректность - это в доме повешенного, а равно и в доме палача, не упоминать о веревке.

Это записать хромого на конкурс бальных танцев, иначе можно оскорбить его намеком на увечье и неполноценность; более того - выделить в этом конкурсе квоту для хромых, а также квоту медалей хромым, кривым и страдающим болезнью Паркинсона - чтобы они смогли реализовать свое право танцевать и получать награды. И запретить судьям не ставить им высокие оценки, а публике - выражать свое неодобрение. Кстати: пока танцует - у него и нога новая вырастет: он хромал-то просто от недостатка тренировок!

5. На страшных Соломоновых островах отстричь у других племен побольше голов и засушить под крышей своей хижины - было дело чести, дело подвига и геройства. Сто лет назад об этом писали без стеснения. Не - писали о хороших чертах местного населения, гостеприимстве, сметливости, н-но… головы стригут и за то друг друга уважают. А мясцо пекут в печи и едят с жареными бананами.

Опять же многоженство в Африке. Кто есть вождь? Вождь есть самый здоровый. Кстати, гавайцы куда здоровее африканцев, недаром они столько лет были чемпионами Японии и мира по сумо. Да: так жен он может покрыть без счета, что и делает, пока в силе. Но писать, что у лидера молодого африканского государства семь жен, и он участвует при костюме и галстуке на встречах с европейскими лидерами, причем они же платят за эту музыку, - это нехорошо.

У ряда африканских народов практикуют клиторэктомию: у созревающей девочки ампутируют клитор и малые половые губы - чтоб взрослой женщиной она не поддавалась своим страстям. Феминистки в атасе, как вы понимаете. Но не смейте обвинять народ в отсталости, уроды.

…Дети мои, вы всерьез решили, что на стадии дикарей мы были лучше, чем сейчас?..

6. Политкорректность - это ограничения, которые накладывает на себя цивилизация по отношению к социально неполноценным особям, приписывая им свои ценности и мораль.

(Типа: убийцу нельзя убить за то, что он наубивал кучу людей, потому что не то важнее, что он изверг, а то, что он такой же человек, как мы.)

7. Полтораста лет назад колонизаторы были цивилизаторы, они гробили здоровье в жутких диких странах, таща к свету жестоких дикарей, ну и заодно иногда богатели, если не гибли. Сегодня колонизаторы - зверские шовинисты-эксплуататоры, а туземцы - милейшие люди, добряки и умницы. Маятник-с качается…

И в фильмах везде: белые зверствуют - а туземцы благородны и чисты душами.

Это циничная ложь.

Как убивали пленных американские индейцы - белые до того не додумывались. Лишь китайская изощренная жестокость могла бы тут соперничать. От описаний делается худо.

Вырезание органов, раздирание самых чувствительных мест, отбивание мяса с перемалыванием костей у живого дубинами, а потом замачивание живьем на сутки в холодном ручье, чтоб мясо было белее и нежнее, и так - целая библиотека. Это уже островитяне.

По количеству убийств на душу населения австралийские аборигены могут соотноситься только с потерями советского народа в Великой Отечественной войне. Убить чужака - норма. Не убить - ну, белого из страха возмездия, а так - надо убить.

Технический уровень вооружений вырос в тысячи раз - а количество убийств на душу населения осталось тем же самым : вот такой феномен!!! О нем - отдельная речь. А сейчас: дубинами и каменными ножами дикари режут-бьют столько же, сколько мы напалмом и пулеметами.

Но. Мы воюем сравнительно редко. Дикарь убивает постоянно: перманентная война - его естественное состояние. Редко-редко он не убит до старости.

Черт возьми! -

Фаза естественного отбора путем межгрупповой агрессии - не везде закончилась! Где не произошло подъема до цивилизации - ну так там эта борьба продолжается!

А нам объясняют, что дикарь миролюбив. Это говорят живые. Убитые молчат.

8. Строение лица и черепа позволяет австралийским аборигенам играть питекантропов в документальных фильмах, и без грима. Если эти особенности не играют никакой роли - то чего антропологам по форме черепов пытаться построить лестницу человеческой эволюции?

Черные бегают лучше и быстрее белых. Черные держат ритм лучше белых. У каждого этноса есть свои физиологические особенности. У каждого была своя собственная история в течение десятков и сотен тысяч лет. Социальная эволюция каждого этноса имела свои особенности. Но:

Говорить не только об интеллектуальных отличиях, но и психологических особенностях конкретных этносов запрещено. О разнице в темпераменте, в возбудимости нервной системы, в генетически заложенном социальном стереотипе - запрещено.

Запрещено говорить, что у чукчей и чеченцев разный темперамент, и поэтому некоторые черты социума, которые создадут из себя и для себя чукчи и чеченцы, неизбежно будут разными.

9. Нам говорят, что ребенок самого заброшенного племени, попав в раннем детстве в цивилизованное общество, иногда становится полноценным членом этого общества. Факт! Становится! А иногда - не становится!

Адаптационный ресурс человека огромен. Младенец может вырасти кем угодно. Он - уподобится. Он - достигнет нормального уровня. Достичь вершин среди народа людей, или волков, или бандерлогов - это другое дело.

Любой человек может стать средним боксером. Разрядником. По мастерам - уже не любой.

Дикарь может с младенчества адаптироваться на среднем и даже вышесреднем уровне в цивилизованное общество. Но. Могут ли представители его народа создать из себя цивилизованное общество - вот в чем вопрос . На сегодняшний день - ответ отрицательный. Пытаются. Им помогают. Но - выходит ужасно…

10. Отрицать врожденные качества человека - есть идиотизм, к которому никто из врачей и педагогов не прибегает. В спорте, в науке, в искусстве, там, где индивидуальность проявляется ярче - воспитание воспитанием, но врожденное тоже нужно.

Врожденные качества народов сегодня яростно отрицаются большинством «ученых». Хотя - казалось бы - как просто:

В зависимости от условий местности, климата, рельефа, животного мира, продуктов питания, - за десятки и сотни тысяч лет формируются отличия, помогающие выживать и эволюционировать именно в этих условиях. Цвет кожи, форма глаз, размеры тела, особенности телосложения, - не подвергаются сомнениям. Но как только доходит до особенностей центральной нервной системы, особенности реакций в сфере высшей нервной деятельности, - так поднимается политкорректный шум. Боже - но ведь именно деятельность центральной нервной системы - основа всего!

11. Эту фигню, когда люди по мере времени бросаются из одной крайности в другую, назвали колебательным контуром . По аналогии с физикой. И сначала - применительно к биологии вообще. Итак:

Стадии социальной эволюции и цивилизации объявлены не имеющими отношения к каким-либо функциональным особенностям центральной нервной системы.

Групповой отбор и эволюционирование хомо сапиенс в человека социального - не существовали. Без всякого группового отбора человек в том виде, каком он был 50 тысяч лет назад, на уровне всех своих инстинктов, реакций, социального развития, - индивидуально адекватен сегодняшнему.

Вся совокупность условий жизни боковых ветвей хомо сапиенс, которая выразилась в некоторых анатомических и физиологических отличиях, а также не позволила создать им близкую к современной цивилизацию, - совокупность условий жизни, затормозившая их и превратившая в реликтовые этносы, все силы которых шли на выживание в очень трудных условиях, - вот сотни тысяч лет этой жизни, и естественный отбор под давлением этих условий, - абсолютно никак не сказался на главном: способности этих людей создавать социум и цивилизацию по образцу и на уровне современной.

Это мракобесие они называют наукой?..

М-да. Сто лет назад та же ученая толпа дружно говорила противоположное.

12. Каждый человек должен иметь равные возможности для образования, работы, выбора образа жизни, доступа ко всем благам общества в рамках одних для всех правил.

Ни один человек не должен иметь никаких преимуществ перед другим по причине каких-либо качеств, кроме личных качеств и заслуг. Различия расовые, социальные, религиозные, имущественные - не должны никому давать преимущество перед другим: перед совестью или законом, перед Богом и людьми, в правах и в обязанностях.

Люди боролись за это тысячи лет - и добились во второй половине XX века нашей эры. Значимость этого достижения невозможно переоценить. За это отдавали жизни поколения лучших людей! - и грезили о светлом будущем.

Чем же ты недоволен, Кислая Рожа? Светлое будущее наступило.

И мгновенно стало темнеть.

Потому что качается маятник. Потому что эволюция идет не по прямой и не по кривой, а по колебательному контуру. В своем историческом движении мы быстро пересекаем золотую середину, стремясь от одной крайности к противоположной.

Нахождение в золотой середине невозможно принципиально. Это означает конец развития. Это означает, что все уже хорошо и правильно, и более того: существующее положение есть совершенство. Что менять ничего не надо, будет только хуже. Что эволюция в данном направлении достигла конечной цели и перестала быть.

Нахождение в золотой середине отменяет изменения. Отменяет движение в этой области бытия. Это все равно, что отменить время. И тем самым пространство, кстати. И тем самым само Бытие.

Довольно глупо думать, что движение на атомном уровне обязательно, пардон, имманентно Бытию; движение на космическом уровне тоже обязательно; движение на биологическом уровне тоже неизбежно, сравни себя со старыми фотографиями; а вот движение на социальном уровне можно и остановить. И данный социум будет вечен.

Социологические воззрения Гегеля поражают своей антидиалектичностью. Чтобы не сказать хуже.

Изменение, повторяем мы бесконечно, есть один из важнейших законов и базовых аспектов Бытия. И если что-то очень хорошо - спеши насладиться: скоро оно начнет портиться .

14. Возвращаемся к нашим баранам.

Инстинкт сыграл с хорошими людьми забавную шутку. Это вот как:

Все устройство группы - и соответствующий этому устройству социальный инстинкт - были сформированы так, что доступ к правам и благам соотносился с социальной ценностью и личными качествами индивида. Сильный и слабый, храбрый и трусливый, - были не совсем равны. Равенство прав и возможностей - предполагало равенство качества индивидов.

И вот во второй половине XX века цивилизованные страны провозгласили равенство прав и возможностей всех людей Земли. Ну - и?

И очень быстро заговорили о равенстве качества всех людей Земли. Равенстве культур, интеллектов, религий, ментальностей.

Произошла «зеркальная реакция» - психологическое обоснование равноправия. А для нашего подсознания, для нашего социального инстинкта - равноправие есть следствие равнокачественности.

Равноправие объявили естественным следствием равно- качественности. Равнозначности. Из равноправия вывели равноценность.

Если дикарь из каменного века имеет право учиться в школе и университете, работать кем угодно и зарабатывать сколько угодно денег, быть полноправным членом цивилизованного сообщества - значит, он ничем не хуже никого. Что значит «ничем не хуже»? Значит, его личность не хуже. А личность - это как? Идентифицируем - и это в планах как индивидуальном, так и социальном. То есть: он не хуже нас и сам по себе, и как член своего социума: ибо эти два аспекта неотрывны в личности человеческой.

Возник феномен культурного релятивизма. Каменные скребки и ступки были объявлены искусством не хуже дамасских клинков и китайского фарфора. Тем самым отрицалось культурное развитие: мы ничего ценного не сделали и не приобрели по сравнению с нашими предками из каменного века.

Забавно наблюдать, как стремление к справедливости загибает науке рог и превращает ее в анти-науку.

Превращение науки в анти-науку из соображений идеологии - есть аспект деградации цивилизации. Аспект самоубийства цивилизации.


Краткое завершение больной темы:

15. Что есть прогресс? «Улучшение» - понятие относительное. Улучшение в морали - как минимум под вопросом. Совершенствование в искусстве - последние сто лет скорее наоборот: мы говорим о регрессе. Увеличение количества счастья на душу населения? - это смотря какой период с каким сравнивать, а вообще счастье - категория состояния, быть счастливым - это скорее психология, нежели приобретательство или делание.

Энергоэволюционизм отвечает на этот вопрос ясно и просто:

Прогресс - это повышение уровня энергопреобразования в процессе эволюции человечества . Культурной эволюции, она же социальной эволюции, в частности, - и в процессе эволюции Вселенной вообще. Это - линия отсчета базовая, генеральная, основополагающая.

С точки зрения прогресса мы ушли гораздо дальше от животного околобиологического образа жизни, чем дикарские племена планетной периферии. Мы не равны.

16. Что есть культура? В самом общем. Культура есть совокупность всего материального, интеллектуального и социального продукта, созданного человечеством. То есть: все предметы, все знания и все социальные отношения и институты.

Можно иначе:

Культура - это суммарный объем структуризованного человечеством Бытия, реального и идеального, оно же материально-энергетического и информационного.

По-простому:

Культура - это все, что мы узнали, изобрели, сделали, организовали.

Можно обобщеннее:

Культура - это степень упорядоченности материально-энергетического и информационного пространства, используемого человечеством, и объем этого используемого пространства.

На уровне разговора:

Культура - это все, что человечество перелопатило рукотворно и мозготворно, степень сложности этого перелопачивания и объем энергопреобразования этого перелопачивания.

Если кому сильно охота на языке синергетики, то ради бога:

Культура - это степень неравновесности цивилизацион- ной системы. И что - с такой терминологией лучше?

А-а-а, - но вообще так даже легче сравнивать:

Культура характеризуется степенью снижения энтропии, степенью удаления от хаоса. Или, что то же самое, но уже в тех терминах, что я обычно применяю, они проще и универсальнее:

Культура характеризуется уровнем энергосодержания и энергопреобразования.

16-А. Следует заметить, что еще в 1949 г. отец культурологии Лесли Уайт написал чрезвычайно полезную тридцатистраничную статью «Энергия и эволюция культуры». Где ясно формулировал, что развитие культуры прямо связано и определено повышением уровня потребления энергии обществом- цивилизацией-человечеством.

С точки зрения моего энергоэволюционизма к этому необходимо прибавить, что повышение уровня энергопреобразования и есть сущность культуры . Повышение уровня энергодобывания, энергопотребления, энергопреобразования и энерговкладывания в переструктуризации материальных объектов, - это и есть базовый уровень культуры.

Я бы сформулировал так:

Культура - это саморазвивающийся механизм повышения уровня Вселенского энергопреобразования посредством человечества.

17. А теперь давайте сравнивать нас с австралийскими аборигенами по равенству народов и культур. И подобьем научную базу под самоочевидные вещи. Гуманитарные науки вообще обожают этим заниматься.

Какое бы определение культуры вы не взяли, белое и черное не меняются названиями. Никаких расистских подтекстов!

Отсталые культуры - крайне низки энергетически, бедны по разнообразию продукта, примитивны социально, гораздо ближе нас к животному состоянию, то бишь и к хаосу они ближе, и уровень энтропии в них выше, а уровень энергопреобразования ниже. А уж про науку с техникой мы вообще не говорим.

Так что выражение «отсталая культура» надо употреблять безо всяких политкорректных кавычек, напоминающих четыре маленьких кукиша, вынутых из кармана.

18. Это о культурах. Ну так о людях то же самое.

Устройство государства есть отражение характера народа, сказал некогда Лe Бон.

Нельзя перепрыгнуть через сотни тысяч лет эволюции.

Характер - это судьба. Тип нервной системы и заложенные в подсознание инстинкты - это характер. Попытка снять с человека ответственность за его недостатки и полностью переложить их на общество - очередная дурь. Не верьте, что дурак и сволочь потенциально адекватен умному и хорошему. Одного испортили условия, да, надо разобраться и помочь, если можно, - а второго лучше было удавить в колыбели, целее были бы окружающие. Стык нейрологии и социопсихологии - вообще интересная область.)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»