Основные качества ума в психологии. Индивидуальные особенности мышления

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Ум и мышление

Мышлением в общепринятом значении называется процесс действия ума (сознания, разума, рассудка), взаимодействия нейронов головного мозга, который создаёт мысль в качестве своего конечного или промежуточного результата.

Таким способом мышления обладает ум физического организма человека, представляющего собой группу или, проще выражаясь, кучу структурированных системным образом элементарных всплесков энергии. Весь плотный или видимый мир состоит из элементарных импульсов энергии, некоторые из которых, собравшись на основе физических закономерностей в группы - атомы, молекулы и так далее, образовали живые и неживые объекты.

Мышление физического организма человека, как и все остальные его свойства и вся его жизнедеятельность - это свойства и жизнедеятельность элементарных частиц, объединившихся в систему (системную кучу). Оно необходимо этой системе для того, чтобы создавать мысли, позволяющие управлять её жизнедеятельностью.

Процесс мышления (создания мыслей) основан на существовании и деятельности в головном мозге или где-то ещё механизма образования психических образов, а также механизма контроля воздействия этих образов на чувства и действия физического организма.

У человека имеются два мыслительных аппарата, два ума взаимодействующих между собой. Один из них - рефлекторный ум - полностью физиологичен, его деятельность обусловлена устройством физического организма и протекающими в нём процессами, в основном инстинктивными и рефлекторными. Одни сигналы рефлекторного ума воспринимаются органами двигательной активности человека напрямую без их осмысления, другие - с их осмыслением в рациональной (рассудительной, обдумывающей) части рефлекторного ума, которую можно назвать рациональным умом или сознанием.

Другой мыслительный аппарат - интуитивный ум - не имеет отношения к физическому организму, он является частью или функцией тонких структур человека, его деятельность обусловлена их устройством и протекающими в них процессами. При переходе человека на использование этого второго мыслительного аппарата у него появляется возможность участвовать в процессах тонкого мира напрямую, получать его информацию и целенаправленного воздействовать на его представителей.

Интеллект человека в тонком мире изолирован от воздействия инстинктов и рефлексов. Интеллект в данном случае следует понимать в его истинном значении - как способность к мышлению, независимому от сигналов органов чувств, инстинктов и рефлексов физического тела. Человек не всегда использует возможности своего истинного интеллекта. Во многих сферах жизнедеятельности он ему не нужен.

Рациональный ум способен воспринимать и осознавать сигналы интуитивного ума. При этом его не следует считать совокупным умом плотной и тонкой структур человека. У обычного человека в его нормальном состоянии влияние рефлекторного ума занимает почти всё пространство рационального ума. В результате осуществления такой мыслительной деятельности человек может сформировать только те мысли, предпосылки для которых предусмотрены устройством его физического тела. Более того, человек сформирует определённые мысли только в то время, в которое организм способен будет их сформировать в результате своего физического развития и взаимодействия с окружающим миром.

Устройством человека (и его энергетической основы) предусмотрена вся его жизнедеятельность, в том числе мыслительная. Мысли осознаёт и запоминает рациональный ум человека в качестве нервного процесса в мозговом веществе. Строение и качество мозгового вещества определяют мыслительные способности физического организма человека. Ни одной мысли вопреки устройству мозгового вещества обычный человек в нормальном состоянии не может создать или понять, а тем более принять за основу мировоззрения.

Интуитивный ум не подконтролен физиологическим процессам, более того, он способен контролировать их и управлять ими. Для этого образуемый им истинный интеллектуальный разум должен вступать в контакт с разумом рационального ума человека. Интеллектуальный мыслительный аппарат должен обладать способностью к трансляции своих информационных сигналов и посланий в физиологический мыслительный аппарат, который, в свою очередь, должен обладать способностью к восприятию этих сигналов и информации. Нейроны мозга должны обладать способностью по непосредственному реагированию на информационные послания тонких энергий.

Деятельность ума человека, которую следует называть действительно интеллектуальной, и возникает в результате соединения интуитивной и рациональной частей разума человека.

Казалось бы, если у человека имеется в пользовании такой материальный ресурс, как его собственный ум и его мысли, то он в состоянии, управляя этим ресурсом, решать любые свои задачи. Действительно, ресурс имеется, и пользоваться им можно, но проблема человека в том, что необходимо ещё познать его и научиться использовать. Для этого в уме человека должна хотя бы появиться мысль о таком познании и возникнуть соответствующая мотивация.

Появиться такая мысль может у каждого человека, и не один раз в течение его жизни, но сконцентрировать на ней внимание и сделать её основой своей жизни удаётся не всем, точнее, удаётся мало кому.

Связано это с тем, что мир уже создан таким, какой он есть. Каждый человек уже создан со своим внутренним устройством физического организма и тонкого тела, даже тот, который ещё не родился. Мир изменяется по строгим законам, вопреки этим законам не может произойти ни одного события. Человек не может осознать совокупного результата действия этих законов, но они формируют мир строго определённым образом в каждый момент времени. Даже на основе этих фактов каждое новое состояние всего мира предопределено, и устройство всех людей также предопределено на все века вперёд.

Всё предопределено, и все мысли человека предопределены в зависимости от его устройства. Тонкое и плотное тела человека уже сформированы. Его мозговое вещество, нервная система и весь остальной организм определённым индивидуальным образом уже устроены. Ни одной мысли вопреки своему устройству человек не создаст и не осознает, а только те, которые способно воспроизвести его определённым индивидуальным образом устроенное мозговое вещество.

Человек же считает, что способен создавать психические образы (мысли), которые могут не только изучать природу возникновения самих мыслей, но и способны целенаправленно изменять их и контролировать их влияние на его действия. Точнее будет сказать так: особенность мышления умного человека в том, что он может создать мысль (психический образ) о возможности своего влияния на процесс мышления.

Продуктивные мысли об использовании всех возможностей ума для улучшения своей жизнедеятельности, появляющиеся в различные периоды жизни, способен осознать ум почти каждого человека, для этого в нём заложен соответствующий потенциал. Проблема в том, что для начала реализации этого потенциала человеку необходима соответствующая мотивация. Возможно, в мире есть люди (были раньше или будут потом), которые по своему врождённому устройству размышляют об истинном устройстве мира и стремятся к полноценному взаимодействию с ним. Обычный же человек может начать перестройку своего ума и принять за основу жизнедеятельности данные продуктивные мысли только после получения сильнейшего стресса в качестве мотивационного стимула.

Только сильный стресс, только попадание в тупиковую ситуацию, которая не устраняется прежними ментальными установками и прежними представлениями о решении проблем, может заставить человека остановить круговорот шаблонных мыслей в сознании и начать использовать все возможности ума, весь его потенциал для познания мира и позитивного взаимодействия с ним.

Беда ещё и в том, что даже самые сильные стрессовые ситуации у многих людей не формируют указанные продуктивные мотивационные установки. Слишком сильными бывают привязанности к стереотипам мышления, сложившемуся ритму и образу жизни, слишком велико бывает желание жить так, как хочется (инстинктивной части организма в настоящее время).

Потенциал для интеллектуальной деятельности имеется у каждого человека, хотя и существенно различающегося уровня. Его реализацию, претворение в жизнь осуществляет не каждый, несмотря на явные преимущества и блага, получаемые человеком от этого события. Люди, способные на активную интеллектуальную деятельность, зачастую понимают, осознают такие идеи, которые они другим людям (не реализующим свои интеллектуальные задатки) даже объяснить не могут.

Они не могут объяснить эти идеи потому, что устройство некоторых других людей не позволяет воспринимать их. Термин «осознание» и предусматривает понимание знаний в такой форме, в которой они могут стать достоянием других людей. Для того же, чтобы войти в число этих других людей, человек должен обладать способностями к осуществлению интеллектуальной деятельности. Потенциально разум каждого человека способен на интеллектуальную деятельность, необходимо лишь захотеть вести эту деятельность и научиться её ведению.

Самую большую проблему для человека на пути к истинно интеллектуальному мышлению представляет двоичный характер получения, обработки, хранения и выдачи из памяти информации физиологическим или рациональным умом. Такой способ мышления является обычным и единственно возможным для рационального ума. Этот ум имеет лишь две формы познания и выражения идей - утверждение и отрицание.

В обычной ситуации физиологический ум человека ограничен этими категориями мышления, но он же и поддерживает их существование. Он формирует на их основе фиксированные идеи, шаблоны и комплексы, отражающие реальность в его сознании.

Все эти шаблоны и комплексы имеют сходство у многих людей, но их набор и уровень влияния в сознании индивидуальны для каждого человека. Сознание каждого человека индивидуальным образом обрабатывает поступающую к нему информацию. Кто как видит, слышит…, кто какие шаблоны держит в сознании, тот такие представления о мире и имеет. В нашем мире эффективность воздействия на мир всегда выше у того, у кого реальность точнее отражена в сознании.

Шаблонными категориями мыслит логическая часть мышления человека, его рациональный ум. Интуитивному уму создавать такие идеи нет смысла, он знает всё обо всей вселенной напрямую, он не делит её на части утверждениями и отрицаниями. Неподготовленному человеку сложно отличить логическое мышление от интуитивного, тем более что в акте мышления всегда могут участвовать обе эти составляющие. Доступным для определения обычным человеком признаком интуитивного мышления является отсутствие влияния на него со стороны сигналов и информации, воспринимаемой органами чувств, эмоций, инстинктов и рефлексов. Разумеется, не просто выделить влияние на ум рефлексов, инстинктов (фиксированных идей, стереотипов, комплексов), так как они участвуют в формировании способа мышления, структуры его процесса, но после некоторой тренировки сделать это можно.

Более подробно свойство рационального ума человека мыслить шаблонами описано в статье «Шаблонное мышление». Там же приведено описание упражнения коан (хуа-тоу), позволяющего понять проблемы, которые создаёт такой способ мышления, и избавиться от него.

Мышление, не подверженное полному контролю со стороны инстинктов и рефлексов, не ограниченное шаблонами и познавательными категориями, независимо и свободно. Только такое мышление позволяет человеку гармонично взаимодействовать с миром, использовать возможности своего ума для познания мира и действительного улучшения условий своей жизнедеятельности.

Движущим механизмом рационального познания выступает мышление. Это не побудитель к действию, не топливо, не рулевое устройство, а самое главное в машине - ее мотор, т.е. самая главная деталь машины.

В зависимости от целей и задач, теоретических предпочтений и словарного запаса ученые дают самые разные определения мышления: для одних это - процесс моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений, для других - активное, целенаправленное, опосредованное, обобщенное и абстрагирующее отражение существенных свойств и отношений внешнего мира, а вместе с тем и процесс созидания новых идей. Но несомненно одно: мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Мышление - высшая ступень человеческого познания. Оно позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Одной из наиболее распространенных в психологии является классификация видов мышления в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Особенности предметно-действенного мышления проявляются в том, что задачи решаются с помощью реального, физического преобразования ситуации. Наглядно-образное мышление связано с оперированием образами. Об этом виде мышления говорят, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического развития мышления. Для него характерно использование понятий и логических конструкций.

Мышление обобщает, выделяет в единичном общее, в уникальном - повторяющееся, в индивидуальном - родовое. Мышление за внешним вскрывает внутреннее, за явлениями - сущность. Оно абстрагируется, отвлекается, приводит в систему, наводит порядок, строит иерархии и ранжирует. Мышление ищет закон там, где царит случай.

Формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение. Понятие отражает общие принципы и свойства предметов. Это такой компонент мысли, который выделяет из некоторой предметной области и обобщает объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. Суждение - это связь понятий, с помощью которой отражаются зависимости между вещами. Умозаключение - это связь между несколькими суждениями. Понятия могут подвергаться различным операциям - делению, обобщению, ограничению и др.

Формы и законы мышления изучает логика, механизмы его протекания - предмет изучения психологии и нейрофизиологии. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Часто мышление заменяют другим словом - «интеллект» (от лат. intellectus - ум, разум, рассудок, способность мышления, рационального познания), которому придают не меньшее число дефиниций, нежели мышлению, - только в психологии известно несколько десятков трактовок интеллекта в зависимости от теоретического подхода. Так, согласно структурно-генетическому подходу Ж. Пиаже, интеллект трактуется как высший способ уравновешивания субъекта со средой, характеризующийся универсальностью. Согласно когнитивистскому подходу интеллект - это набор когнитивных операций, а в факторно-аналитическом подходе на основании множества тестовых показателей отыскиваются устойчивые факторы (Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Х. Айзенк, С. Барт, Д. Векслер, Ф. Вернон).

Один норвежский ученый уже много лет проводит эксперимент. Во время лекций, которые он читает в разных странах, просит аудиторию выполнить простое задание - нарисовать карту Европы. В результате он является обладателем нескольких тысяч таких карт, ни одна из которых не похожа на другую, а все вместе - на настоящую географическую Европу. Оказалось, что у каждого народа она, Европа, - своя, и даже очертания ее все воспринимают по-разному.

Ученого-норвежца, естественно, в значительной степени волновал вопрос, как европейцы воспринимают его родные края. Именно здесь разница оказалась особенно заметной. Если норвежские студенты рисовали огромный выступ, нависающий над весьма скромных размеров территорией, а Британские острова, например, вообще частенько забывали, то остальные европейцы, тщательно вырисовывая государства континентальной Европы, порой совсем опускали те земли, которые называются Скандинавским полуостровом, - как не играющие большой роли в настоящей Европе.

Свойства и возможности интеллекта многим кажутся безграничными, отсюда противоречивость в определении его природы и функций. С одной стороны, интеллект - система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение, с другой - способность к познанию и логическому мышлению. С одной стороны, интеллектом обладает тот, кто способен в знакомой проблеме выделить главное, проанализировать его, разбив на составные части, и найти способы решения задачи, с другой - интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях - как символ обучения человека всему новому.

В психологии существует понятие общего интеллекта и двух его подструктур: вербального и невербального. Под общим интеллектом понимается сложное интегральное качество, определенный синтез свойств психики, обеспечивающих в совокупности успешность любой деятельности. Вербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого осуществляется в словесно-логической форме с опорой преимущественно на знания. Невербальный интеллект - интегральное образование, функционирование которого связано с развитием наглядно-действенного мышления с опорой на зрительные образы и пространственные представления.

Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей. К примеру, Д. Векслер ввел понятие «возрастная норма». Испытуемый получал тестовый балл на основании сопоставления его результатов со средними результатами той возрастной группы, к которой он принадлежал.

Житель Великобритании решил стать самым умным человеком в мире. По его мнению, для этого достаточно полностью прочитать Британскую энциклопедию. Редактор журнала «Эсквайр» Александр Джейкобс все же решил попытаться прочесть Британскую энциклопедию от корки до корки. Он уже продвинулся до буквы «К», читая по сто страниц в день. Между тем, в чем заключается смысл жизни, он пока не знает-до буквы «С» еще далеко. По завершении своего титанического труда Джейкобс хочет написать автобиографию под названием «Самый умный человек в мире».

Следует помнить, что интеллект - это познание плюс действие. Поэтому следует не только развивать все виды интеллекта, но и уметь реализовывать рациональные решения, показывать свой интеллект не только на словах, но и на деле, поскольку только результат, конкретные действия определяют уровень интеллекта личности.

Мышление

Мышление - это сложный процесс, в котором участвуют

Ложное эго

Чувства

Желания

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

Сверхдуше,

Большое влияние на наше мышление оказывают силы:

Благости

Страсти

Невежества

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги Книга теорем 2 автора Ленский Василий Васильевич

Обыденное мышление Теперь никто не скажет когда появилась поляризация в виде «моё», «чужое», «друзья», «враги», «здоровье», «болезнь». Точно так же не найти автора двухполярных разделений на «положительное» и «отрицательное». Обученный с детства ум людей цивилизации

Из книги Учебник самопознания автора Шевцов Александр Александрович

Обыденное мышление 1. Когда мы говорим «здоровье», «успех», «друзья» и пр. то уже поляризуем все эти слова к «положительному». Соответственно «болезнь», «неудача», «враги» и пр. - к «отрицательному». Поэтому говорят «положительные результаты», «отрицательная

Из книги Секреты биоэнергетики.Указатель к богатству и успеху в жизни. автора Ратнер Сергей

Глава 3. Мышление Лестница всегда начинается с самой дальней от цели ступени. И если в обычной жизни через нижнюю ступень можно перепрыгнуть, то в самопознании это неполезно. Только привычный образ мысли говорит нам, что в таком случае она будет преодолена, и останется

Из книги Практический курс Григория Кваши. Структурный гороскоп автора Кваша Григорий Семенович

ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ Бог одаривает всех одинаково. Энергия всегда течет сверху вниз, и наверху не знают, что хорошо и что плохо для нас. Они говорят: «Мы вам дадим все, о чем вы думаете и на чем концентрируетесь». Поэтому если вы концентрируетесь на плохом, то вы будете

Из книги Тайна, которой нет автора Парсонс Тони

Мышление женщин Вот и пришли мы к самому главному в человеке - к его мышлению. Именно мышление отличает нас от животных. Наша, как нам кажется, богатая психология еще не делает нас человеком, ибо почти нацело физиологична. Наше общение, наша социальность - это уже шаг

Из книги Главная книга о жизненных кризисах и страхах, или Как понять себя и начать жить автора Виилма Лууле

Мышление мужчин Временный уход женщины в тень, так называемый патриархат, связан исключительно с эпохой бурного прогресса и необходимостью наработки огромного количества новых идей. Сейчас, когда человечество стоит на пороге эпохи сворачивания прогресса, значение

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Новаторское мышление Три мужских знака - Тигр, Собака, Лошадь - являются обладателями так называемого новаторского мышления. Если логик (Петух) воспринимает время как будущее, мистик (Обезьяна) пребывает вне времени, а реалист (Коза) относится ко времени как к настоящему,

Из книги Гороскоп для всех возрастов человека автора Кваша Григорий Семенович

Из книги Жизнь без границ. Нравственный Закон автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Мышление Мое мышление создает время, а время творит мое мышление. В рамках такого временного мышления я сохраняю иллюзорное чувство самоотождествления и отдаленности от мира. Я мыслю, следовательно, я продолжаюсь.Мышление в мире времени воспринимает информацию и делит

Из книги Возвыситься над суетой автора Аллен Джеймс

Наше мышление Испытываете ли Вы желание нравиться? Когда я задаю этот вопрос человеку, предварительно объяснив ему, что такое желание есть стресс, то в ответ слышу: «Нет-нет, такого желания у меня нет». Когда же я спрашиваю: «Так, значит, Вы не желаете нравиться?» –

Из книги Как быть счастливым всегда. 128 советов, которые избавят вас от стресса и тревоги автора Гупта Мринал Кумар

Логическое мышление Логическое мышление – это сложный мыслительный процесс, при котором человек использует логические конструкции и готовые понятия. При этом активно задействован определенный участок коры головного мозга, называемый корой больших полушарий.Умение

Из книги автора

Новаторское мышление Начиная с 12 лет сознание отрока заполняет поток собственных, сугубо личных идей. Поначалу мысли эти настолько банальны, что их самостоятельность очевидна лишь их автору, и обществу от этих идей толку почти никакого нет. В возрасте Крысы и Кабана

Из книги автора

Разделяющее мышление Прежде всего надо отметить, что за это отвечают линейный и дуальный способы мышления. Рассуждая о каком-то предмете, вы говорите о нём как о чём-то постороннем, находящемся вне вас, раздельном с вами. В этом заключается ваша главная ошибка и ловушка, из

Из книги автора

Из книги автора

4. Позитивное мышление Меньше всего значения мы придаем самой важной стороне нашей жизни – нашему мышлению. А ведь именно мышление определяет нашу личность и характер. Выработайте привычку позитивного мышления – позитивно думайте даже о самых сложных ситуациях.

Сочинение - рассуждение.

Предисловие

«Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувств. ступени познания. Мышление человека имеет естественно - историческую природу, неразрывно связано с практической деятельностью. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией».

«Ум - способность мышления и понимания».

Советский энциклопедический словарь.

Ум - это духовное оружие.

«Не рассуждай, не хлопочи!..

Безумство ищет, глупость судит:

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть тому, что будет »

Ф. И. Тютчев.

Начнём с самого начала - что есть ум и «с чем его едят». Откинем философское объяснение, спустимся на реальную землю. Почему многие индивиды индивиды, закончив вуз с красным дипломом, в жизни не находят себе «место под солнцем»? И наоборот, - «новые русские»: сколько анекдотов ходит про этих «баловней судьбы», и практически все высмеивают тупость представителей этого слоя населения («сироток»). А ведь они живут в полном достатке, а не существуют где - нибудь в лабораториях. Сегодня выглядит смешно тезис, почти насильно внедряемый с детства в наше сознание, - «Счастье не в деньгах». Но вернёмся к нашей теме, ибо она не менее риторична и интересна.

Получается ум уму рознь. Существуют понятия «книжный ум», «жизненный» и т. п. научно первый называется «эрудиция» (от лат. eruditio - учёность, познания), второй - опыт. Какой важнее? Какой доминирует при выборе решения? Кто - то из великих сказал, что старый человек не может быть не умным. С этим остаётся лишь согласиться, так как старый человек прошёл огонь, воду и медные трубы; никакой вуз не заменит жизненную школу.

Интересно отметить, что Создатель на ком - то отдохнул, а кому - то дал столько серого вещества, что мысли, нашедшие свое воплощение на бумаге, не могут понять даже спустя сотню - другую годков(например, Альберт Эйнштейн). А грань между ними настолько тонка, что её практически не видно. Величайшие психологи мира пытались и пытаются сейчас в своих работах нащупать и обрисовать эту тончайшую чёрточку, по одну сторону которой стоят гении, а по другую - безумцы (Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство», Буянов М. И. «Лики великих или знаменитые безумцы», Сергеев Б. Ф. «Стать гением: от инстинкта к разуму», Эфроимсон В. П. «Загадки гениальности» и т. д.). Ч. Ломброзо: «Не подлежит никакому сомнению, что между помешанным во время припадка и гениальным человеком, обдумывающим и создающим своё произведение, существует полнейшее сходство». Буянов в своей вышеуказанной книге приводит множество стихотворений, написанными безумцами (по мед. Заключениями) в «психушке». Впечатление производят - скажу я Вам! Когда я в очередной раз их перечитывала, то почему - то вспомнила слова критика А. Карлентьера в адрес джойсовского романа «Улисс»: «Это писатель писателей. Его присутствие на страницах всех писателей. Все писатели мира питаются крохами с его стола».

«...Мы почитаем всех нулями,

И единицами - себя.

Мы все глядим в Наполеоны

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно...»

Кстати «о птичках». В 30 -ых годах в Великобритании человечество изобрело «мерило ума» - IQ - уровень интеллекта. Был разработан тест - прогрессивные матрицы Дж. К. Равена - построенный по большей части на выявление отношений между абстрактными фигурами. Считается и по сей день лучшим из существующих измерителей IQ, хотя сам автор не считает, что с помощью этого теста можно определить некий абсолютный интеллект. Учитывая свои жалкие познания в такой преинтереснейшей области, как психология, я всё - равно согласна с этим суждением. Почему? Да потому, что в работах многих великих людей существуют такие понятия, как «либидо» (от лат. LIBIDO - влечение, желание, стремление; одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда), слепая вера в деньги, самосохранение и т. п. и т. д. Соответственно, возникает и «мерило» - EQ - уровень эмоционального развития. Зачастую EQ доминирует над IQ: мужчины бросают из - за любовниц семьи, при этом теряя всякий рационализм, рушатся карьеры; Раскольников всё - таки убивает старушку - и его мышление уже направляется в другое русло, под названием «безумство» (ещё одна мысль - а может он перешёл по другую сторону невидимой грани). Американский психолог Дэниел Гоулмэн в своей книге «Почему эмоциональное развитие человека важнее его умственных способностей» пишет: «Люди способные контролировать свои чувства, хорошо разбирающихся в том, что чувствуют другие, имеют преимущество перед остальными как в вопросах любви, так и в том, чтобы уловить неписаные законы, ведущие к успеху в общественной и политической деятельности».

И к чему мы пришли - всё равно обязано быть какое - то духовное начало. В принципе, с этим сталкиваешься постоянно: ты думаешь одно (логика, рационализм, мышление - всё объединяется «подобно голосам на дольнем расстоянье, когда их стройный хор един, как свет и тень»(Бодлер)), а какой - то внутренний голос искушает (как шептал когда -то Фаусту Мефистофель) фразой, ставшей крылатой (это старина Пушкин в связи с известием об уничтожении дневников Байрона написал её), - «Оставь предрассудки толпе и будь заодно с гением!». Вот стоишь и думаешь, что же делать и как быть. Знакомая дилемма - «Вошь ли я, как все - или Наполеон?»(«ломка»). Такое ощущение, буд -то борятся два человечка в тебе. И что самое интересное, часто спор моих эго заканчивается в пользу необъяснимого. Сама не знаю почему. В этом случае, своё поведение объясняю словами Паскаля («Мысли» 1661 г.) - «Человек - самое непостижимое для себя творение природы».

На мой взгляд природное начало - прежде всего. В этом заключается и сила ума, ведь если верит во что - нибудь (верит по - настоящему), то переубедить его чертовски трудно, практически не возможно. В нём живёт Вера, нечеловеческое чувство, не подлежащее никакому объяснению. Это есть Великая Духовная Сила. Марсель Пруст был вынужден из - за астмы уйти в затворничество, он потерял всё, но благодаря памяти, величайшей духовной силе, уму он обрёл снова время, сотворил бессмертные произведения. И таких примеров много.

Ум - это слияние логики и рационального мышления с духовным началом, объяснимого и необъяснимого, общепринятого и внутричеловеческого. Что есть необдуманный поступок - может это хорошо продуманный, но продуманный где - то глубоко в человеке и поэтому никем не понятый. У общества нет общего мерила: убей одного человека - ты убийца, убей миллион - и ты завоеватель. Сделай изобретение на бытовом уровне - тебя запишут в пионеры и назовут «первооткрывателем» (это хорошо), сделай открытие, которое поймут лишь спустя много лет, как у тебя появляется проблема быть непонятым обществом. Остаётся ждать когда из толпы вырвется («как брызги из фонтана»(А. Ахматова)) - «Так она же не в своём уме и, следовательно, опасна. В «психушке» ей место!»

Дай -то Бог, чтоб этот писк души (сочинение - рассуждение) было правильно понято и по достоинству оценено. Размягчить (внести немного разнообразия) сие серьёзнейшее по своей тематике (стиль написания, признаюсь, далёк от серьёзности, ибо в свои года я пока ничего серьёзного не представляю) размышленнице хочу заключенницем:

«Пересмотрела очень строго:

Противоречий очень много,

Но их исправить не хочу.

Цензуре долг свой заплачу,

И учительницам на съеденье

Плоды трудов своих отдам

Иди же к школьным берегам,

Новорождённое творенье

И заслужи мне славы день:

Кривые толки, шум и брань!»

P. S. Когда версталась уже концовка, посетила мою черепную коробчёнку мыслишка о том, что можно было сделать сравнение женской и мужской логик. На мой взгляд, получилось бы неплохая тема для сочинения, а для любителей подискутировать был бы неплохой повод скрестить мечи остроумия. Плюс тему непонимания (и разумеется отчуждения) обществом можно расписать намного глубже (уже сейчас вспоминаются стихотворения Рылеева, Пушкина, посвящённые этой замечательной теме). Но, «краткость - сестра таланта», поэтому заканчиваю своё письмецо, дабы сохранить остатки словарного запаса для написания следующего сильножелаемого произведения.

Мышление

Мышление — это сложный процесс, в котором участвуют.

— ложное эго.

— чувства.

— желания.

— память.

Главная роль в управлении процессом мышления принадлежит;

Сверхдуше,

Большое влияние на наше мышление оказывают силы:

Благости.

Страсти.

Невежества.

Преобладание влияния на наш ум сил благости, страсти или невежества зависит от наших прошлых поступков и желаний, а также от той цели, к которой мы стремимся. Если человек выбирает духовную цель, то отрицательные силы, влияющие на его ум, через вспыхивающие желания, идущие от прошлых поступков, начинают постепенно ослабевать. Так, у человека занятого духовным самоосознанием, несмотря на его прошлые прегрешения, жизнь постепенно становится все счастливее и счастливее.

Четыре типа мышления

Мышление происходит в уме. Существует четыре типа мышления:

Духовное мышление.

Мышление в благости.

Мышление в страсти.

Мышление в невежестве.

Духовное мышление

Очистив полностью свой ум и разум от эгоизма (ложного эго), человек приобретает бескорыстное, истинное эго и становится способным посвятить свои мысли служению Верховной Личности Бога на благо всем живым существам. Разум такого человека всегда чист от грехов и подчинён Сверхдуше. Соответственно, его мысли никогда не выходят за рамки духовной сферы. Таким образом, этот безгрешный святой находится вне влияния сил благости, страсти и невежества. На него оказывают влияние только духовные энергии, поэтому практически нет никакой вероятности, что он попадёт под чьё-то хорошее или дурное влияние. Поступки такого святого находятся за пределами материальной сферы и имеют духовную природу. Вся его деятельность находится исключительно в духовной сфере, где отсутствует влияние кармы. В результате, такая святая личность, даже находясь на Земле, считается жителем духовного мира. Всегда думая о любовном сужении Верховной Личности Бога, он постоянно находится в духовном трансе и испытывает безграничное счастье, недоступное обычным людям. Не имея даже тени корысти, такой человек живёт во имя всеобщего блага, и просто своим присутствием он способен очистить от грехов сотни тысяч человек.

Мышление в благости

Возникает, если достаточно стойкий, благостный разум. подчиняясь Сверхдуше, способен направить ум и мысль, возникающую в нем, под свой контроль. В таком состоянии человек "способен жить честно и выполнять все правила священных писаний, культивируя в себе хорошие качества характера. Постепенно он очищается и наполняется идеей служения Верховной Личности Бога и всем живым существам. Разум в благости способен полностью контролировать мышление человека. Всё это происходит несмотря на позывы чувств, ложного эго и отрицательного влияния прошлых поступков, вызывающих ненужные желания и возбуждающих страсть и невежество- Мысли такого человека всегда направлены на изучение священных писаний, на осознание своей духовной природы и деятельность во имя блага всех живых существ.

Мышление в страсти

Ложное эго, воздействуя на чувства и желания человека, преследующего материальные цели, способно подчинить разум какой-то корыстной идее. Находясь в таком состоянии, разум приобретает качества страсти и не способен чисто и непристрастно воспринимать истину В результате отсутствия достаточной чистоты и силы разума, ум, попадая под это влияние, тоже мыслит в страсти. Чувства такого человека, оскверняясь страстью, контролируются умом и разумом только в рамках личного интереса. Если на чувства воздействует объект, который находится вне интересов человека, то эгоистически настроенные чувства принуждают разум и ум отвергнуть его. Это происходит независимо оттого; принесёт желаемый объект какое-то благо или нет. Находящийся под влиянием эгоистической цели, разум ослаблен страстью, и, плохо слыша голос Сверхдуши, не способен контролировать чувства. Таким образом, чувства человека, находящегося в состоянии страсти, в какой-то степени становятся бесконтрольными. Разум корыстного человека перестаёт быть способным выбрать что-то более благоприятное, но лежащее вне его личных интересов. Поэтому мысли такого человека всегда направлены на своё материальное процветание и не заботятся ни о чём другом.

Мышление в невежестве

Ещё больше оскверняясь корыстью, теряя рамки приличия, не заботясь о благе других и даже о своём благе, разум в невежестве не способен контролировать чувства и, соответственно, ум. Это происходит потому, что человек оскверняет свой разум, преследуя невежественные цели. Мышление такого человека полностью подчинено силе невежества, корыстным чувствам и памяти, осквернённой дурными поступками в прошлом. Мысль такого человека лишена всякого здравого смысла.

Две функции мышления

Мышление имеет две, функции по отношению к воспринимаемому объекту:

Приятие.

Неприятие.

Чувства всегда выбирают, нравится им наблюдаемый объект или нет. Соответственно, ум начинает размышлять об этом и выбирать. Процесс мышления всегда зависит от выбранной в жизни цели и влияния желаний, идущих от поступков в прошлом:

Мышление человека, разум и ум которого, чисты от материальной скверны, принимает только то, что связано с Личностью Бога и его преданными слугами, отвергая всё остальное.

Мышление в благости автоматически принимает всё. что подтверждается духовным учителем, священными писаниями и святыми людьми.

Мысль в страсти принимает всё то, что выгодно и отвергает всё то, что невыгодно, тем не менее, считаясь с законами и рамками приличия.

Мысль в невежестве полностью подчинена эгоизму и чувствам, и принимает то, что хочется, не считаясь ни с писаниями, ни с законами, ни с приличием.

Влияние познающих и деятельных чувств на мышление

Существует десять типов мышления. Все они находятся в прямой зависимости от преобладающего влияния на ум одного из пяти чувств познания или одного из пяти видов деятельности:

Слуховое мышление — в уме всплывают какие-либо слуховые образы.

Тактильное мышление — в уме возникают различные ощущения прикосновения.

Зрительное мышление- в уме вспыхивают различные образы.

Вкусовое мышление — в уме возникают различные вкусы.

Обонятельное мышление — в уме появляются различные запахи.

Речевое мышление — размышление в словесной форме.

Мышление, связанное с движением рук, — чаще всего какая-то профессиональная деятельность.

Мышление, связанное с движением ног, — например, мысли о том, как быстрее пробежать.

Мышление, связанное с актом дефекации, — например. при разных нарушениях этого процесса.

Мышление, связанное с половым актом.

Слуховое и речевое являются высшими проявлениями мышления, и проявляются у людей и других разумных живых существ. Интересно знать, что Веды описывают 400 тысяч видов разумного существования на Земле и 8 миллионов видов неразумного существования. Мышление, связанное с обонянием или половым актом, является низшими формами активности ума, и проявляются у животных. Поэтому животное все время занято обнюхиванием каких-то объектов и поиском возможностей удовлетворить своё половое желание. Если человек всю свою жизнь пользуется только животными типами мышления, то в следующей жизни он рождается животным.

Возникновение мыслей

Мысли возникают в результате воздействия на ум:

Сверхдуши, действующей через разум.

Желаний, возникающих из памяти.

Тонкого и грубого тела.

Объектов внешнего мира.

Мысли, связанные действием на ум Сверхдуши

Подробнее о Сверхдуше мы поговорим ниже. Сверхдуша — это представительство Верховной Личности Бога, находящееся в области сердца. Ее можно увидеть только духовным зрением или, другими словами, с помощью безгрешного ума и чистых чувств. Сверхдуша даёт понимание истины нашему разуму, который, слушая её приказ, показывает уму правильное понимание вещей. Она проявляется в нашем уме как совесть, предвидение, озарение, интуиция, внутренний голос (который, однако, не всегда является проявлением Сверхдуши), Все открытия, пророческие сны, прозрение и предвидение событий вызваны влиянием Сверхдуши на наш ум. Мысли, которые возникают в результате воздействия на ум разума и Сверхдуши, несущие в себе истину, всегда благоприятны и ведут человека к правильным поступкам. Сверхдуша помогает человеку в самых трудных ситуациях и часто воспринимается как внутренний голос, дающий понимание, как правильно поступить в той или иной ситуации.

Мысли, связанные с желаниями, возникающими из памяти

Желания, возникающие в результате воздействия на ум памяти, неожиданно вспыхивают в нашей голове, часто принося с собой беспокойства и проблемы. Если мы совершали благочестивые поступки, то память приносит с собой что-то благоприятное. Память — это способность ума запечатлевать в себе все наши желания и поступки. Все, что с нами происходило, накапливается в глубинных сферах ума и ждёт своего часа: Когда приходит время, и планеты вокруг нас встают определённым образом, сила, идущая от них возбуждает дремлющие желания, что приводит к соответствующим мыслям. Поэтому очень часто, неожиданно, без всякой внешней причины у нас портится настроение. Так, мы силой судьбы, в результате совершённых в прошлом ошибок вовлекаемся во всевозможные конфликтные ситуации. Только сильный разум, подкреплённый чистотой священного писания, способен противостоять дурному влиянию неожиданно возникающих желаний. Поэтому у разумного человека всегда есть выбор — или идти на поводу у греховных желаний, или силой воли направить свой ум к безгрешной деятельности, которая несёт в себе счастье. Неразумный же человек находится под полным контролем своих желаний, и в таких ситуациях он мало чем отличается от животного.

Мысли связанные с влиянием на ум тонкого и грубого тела

Чувства, направленные внутрь, постоянно беспокоят ум мыслями о телесном и психическом комфорте. В зависимости от судьбы, тело подвержено благоприятному или неблагоприятному влиянию планет. Все планеты, воздействующие на лас, движутся по кругу. В соответствии с этим циклическим влиянием, здоровое состояние тела также периодически меняется на больное. В больном состоянии чувства вызывают беспокойства, связанные с размышлениями о том, как избавиться от страданий. Однако, если человек не совершает благочестивые поступки или совершает их недостаточно, то Сверхдуша не даст понимания, как противодействовать этому влиянию.

Другими словами, в этом случае не хватает интуиции понять, как избавиться от физических или психических страданий, Тем не менее, человек начинает метаться в поисках облегчения и часто вредит себе всевозможными необдуманными действиями. Первое, что нужно сделать в подобной ситуации — это начать жить благочестиво, в соответствии с писаниями, которым Вы доверяете. Таким образом, надо совершать ежедневную молитву соблюдать режим дня, питаться в благости освящённой пищей, желать всем людям счастья и просить прощение словом или в уме у тех, кто Вас явно или ненароком оскорбил. В результате выполнения всех этих правил наступит облегчение. Так можно лечить даже серьёзные заболевания. Если же болезнь пройдёт не полностью, то надо посвятить свободное время изучению, к кому из благочестивых людей нужно обратиться за психологической, духовной или медицинской помощью. Поступая таким образом, человек избавляется от навязчивых мыслей о проблемах со здоровьем.

Мысли, возникающие в результате воздействия на чувства объектов внешнего мира

Чувства, направленные во внешний мир, приносят уму больше всего неприятностей, постоянно приковывая его к всевозможным проблемам. Эти проблемы имеют следующий характер:

Желания утолить голод, усталость.

Сексуальные потребности.

Проблемы во взаимоотношениях дома, на работе.

Мысли о благополучии своих близких людей.

Мысли о предстоящей работе.

Мысли о предстоящем отдыхе и наслаждениях.

Всевозможные страхи.

Мысли, порождённые полученной информацией и т. д.

Мысли, возникшие в результате занятия самоосознанием и духовной практикой.

Самое удивительное, что только последняя категория мыслей несут человеку только пользу и ничего кроме пользы. Просто думая о Боге и повторяя Его имена, человек автоматически избавляется от болезней, неблагополучия, несчастий и бесполезной жизни. Однако, если мысли о Боге имеют только одни корыстные мотивы, то подобных чудес, как правило, не происходит.

Три вида беспокойств

Все остальные виды мыслей приносят человеку три вида беспокойств:

Беспокойства, немедленно возникающие в результате самого процесса размышлений на эти темы.

Мысли могут сильно повлиять на наше настроение и ход ближайших событий, которые должны произойти в течение нескольких дней.

Все эти мысли порождают желания, которые откладываются в памяти, готовые вспыхнуть в будущем в. любой момент времени.

Поэтому разумному человеку следует отказаться от излишней концентрации внимания на материальных проблемах нашего существования. Проблемы легко решаются не через рассуждения о них, а через серьёзное изучение, как правильно себя вести в соответствии со знанием писаний. В результате насыщения разума знанием, понимание как правильно себя вести в той или иной ситуации, будет приходить само.

Два типа работы с информацией

Ум имеет два типа работы с информацией:

Сбор информации.

Запоминание.

Сбор информации

Сбор информации осуществляется чувствами познания: слухом, осязанием, зрением, вкусом и обаянием. Сам процесс сбора информации находится под контролем разума. Поэтому человек всегда настроен воспринимать ту или иную информацию в зависимости от типа его разума (благостного, страстного или невежественного). Допустим, по улице идут два прохожих.

Один из них заметил справа газон, засаженный розами, и, видя эту красоту, испытал состояние счастья. Другой посмотрел налево и увидел кучу мусора, что вызвало у него негодование. Оказывается, оба прохожих неслучайно обратили внимание на — эти два разных объекта. У первого разум находится в благости и ищет информацию, которая приносит счастье. У второго разум настроен на негативное восприятие и всегда находит причину для беспокойств. Образно сравним разум в благости с сознанием пчелы, а разум в невежестве с сознанием мухи. Пчела всегда привлечена нектаром и, найдя его, не оставляет себе, а несёт его другим пчёлам, для всеобщего процветания. Муха всё время стремится к испражнениям и, найдя их, погружает всё своё сознание в этом направлении. Одни люди замечают во всех только хорошее, и нахождение рядом с ними приносит счастье, Другие же всё время думают о чужих недостатках и портят настроение себе и окружающим. Таким образом, настрой разума человека и его жизненная цель сильно влияют на то: какими глазами он смотрит на мир. Стиль работы с информацией в уме сильно зависит именно от этих двух факторов — типа разума человека и цели, которую он перед собой поставил.

Запоминание информации

Вся собираемая информация поступает в глубинные сферы ума и хранится там, воздействуя на нашу судьбу. В тот момент, когда мы хотим что-то понять, она немедленно появляется на поверхности ума и влияет на ход событий. Человек склонен запоминать только то, что ему интересно. Естественно, если человек склонен запоминать только негативное, все его размышления будут склоняться в негативную сторону, и его жизнь наполнится одними страданиями- С Другой стороны, если мы систематически изучаем Веды, то при анализе мы будем оперировать не сплетнями, а высшими законами, что приведёт.

"нас к счастью и прогрессу. Поэтому очень важно, какой тип информации поступает в нашу память. Веды рекомендуют систематически изучать священные писания и максимально ограничить прослушивание и изучение всевозможных сплетен и ненужных новостей. Так, позитивная информация всё больше и больше будет наполнять наше существование. Постепенно память человека настроится в благостном режиме. В результате, все вспыхивающие в уме размышления будут позитивными, и станут приносить нам только счастье.

Степени деградации восприятия

В соответствии с чистотой разума, который возбуждает определённый тип сбора информации и её запоминания, существует семь степеней деградации восприятия. Деградация восприятия окружающего мира приводит к деградации умственной деятельности и полной потере счастья и благополучия:

1. Восприятие через призму рассуждений только о своих материальных потребностях и совершенное отсутствие мыслей о духовном.

2. Нестабильность, переменчивость, хаотичность восприятия и мышления.

3. Мелкость, слабость восприятия и мышления, бессмысленные рассуждения.

4. Концентрация внимания на негативном, рассуждения исключительно о разных неприятностях, сплетни.

5. Сильная постоянная сосредоточенность на неприятностях, которая приносит в ум состояние психической боли.

6. Постоянная печаль и озлобленность в восприятии мира и мыслях.

7. Полная потеря. здравого смысла в восприятии окружающего мира.

Так появляются рассуждения о том, что мы живём один раз, что Бога и души нет. Поэтому нет ни каких законов жизни и совести, и можно делать всё, что вздумается, лишь бы сейчас было хорошо, а затем «трава не расти».

Пять типов активности ума

В соответствии с различной деятельностью разума ум проявляет пять типов активности:

1. Правильное, не осквернённое эгоизмом восприятие становится возможным по причине воздействия на ум чистого разума.

2. Разум в состоянии эгоизма негативно настраивает чувства познания. Так, из-за неправильно настроенных чувств познания ум оскверняется и возникает иллюзорное восприятие окружающего нас мира.

3. Проводящийся в уме анализ. Он активизируется врезультате вспыхивающих в разуме сомнений.

4. Сбор и запоминание информации происходит в уме в том случае, если разум пытается понять какой-то вопрос глубже.

5. Внутренняя деятельность ума, не связанная с внешними объектами, протекает постоянно. Однако, если сознание заторможено, то ум занимается исключительно внутренней деятельностью. Например, это происходит, когда разум погружается в сон и прекращает свою внешнюю деятельность.

Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность

Препятствия, разрушающие стабильную умственную деятельность и приводящие человека к деградации, расположены в определённой последовательности, и каждое последующее препятствие вытекает из предыдущего:

1. Потеря или отсутствие цели в жизни.

2. Нехватка энтузиазма.

3. Нехватка решимости позитивно мыслить.

4. Отсутствие регулированной жизни, режима дня и стабильности.

5. Чрезмерная чувствительность к негативному, снижение настроения.

6. Постепенное увеличение ненужных желаний.

7. Увеличение жизненных трудностей.

8. Надорванность психики, полная потеря энтузиазма, психическая нестабильность.

9. Постоянные разочарования и скорбь.

10. Отсутствие энтузиазма, притупление сознания, лень.

11. Депрессия, неминуемое стремление к дешевому счастью в виде спиртного, наркотиков, разврата.

12. Умственная деградация.

Все эти препятствия развиваются из отсутствия правильного контроля разумом ума. Разум способен быть сильным, если правильно выбрана основная цель в жизни. Дальше одна проблема вытекает из другой, доводя человека до умственной деградации. Чтобы устранить любую из этих проблем, надо попытаться устранить предыдущую. Например, чтобы убрать деградацию ума, надо убрать депрессию, а для этого, соответственно, нужно избавиться от лени и т. д. Таким образом, не имея нацеленного разума, с непослушным умом справиться невозможно. Деятельность для высшей цели приводит к стабильности ума. Однако, равновесие ума достижимо лишь теми, у кого на это есть сильное желание. Также следует знать как себя вести в разных случаях жизни, например, культивируя:.

— дружелюбие во время счастья.

— сострадание во время несчастья.

— радость посреди добродетели.

— спокойствие в окружении порока.

— ум очищается и приобретает способность думать о том, что принесёт счастье.

Встречаясь с препятствиями ниже девятого уровня, они могут стать непреодолимыми, и самостоятельно выйти из этого тупика невозможно, нужна помощь чистого святого человека. Чтобы воспользоваться советом такого человека, нужна всего одна способность — умение смиренно и без возражений слушать. Если Вы смиренно слушаете чистого и мудрого человека, то постепенно уходит скорбь и печаль. Если же не получается слушать смиренно, то нужно знать, что это происходит из-за некоторых особенностей функционирования оскверненного ума. Например, ум может сосредоточиться лишь в том направлении, которое свободно от принуждения. Иногда кажется, что, давая мудрый совет, над нами совершают насилие. Чтобы избежать подобных казусов, можно воспользоваться следующим правилом. Прежде чем начать доверительно слушать мудрого человека, необходимо укрепить в него веру с помощью трёх сил, которые могут помочь это сделать;

Священные писания.

Наставник.

Безгрешные люди.

В данном случае в роли наставника может выступать Ваш друг или знакомый, который уже получает инструкции у этого святого. Однако, самое удивительное заключается в том, что слушание святого человека очищает сознание и укрепляет в него веру само- Поэтому часто достаточно, несмотря на недовольство ума, просто терпеливо продолжать слушать. Если это действительно настоящий святой, то данный процесс постепенно принесёт счастье.

Йама и нийама

Также для избавления от препятствий и выработки правильного мышления восьмиступенчатая йога рекомендует заняться первыми двумя её ступенями:

Йамой

нийамой

Йама

В состав Йамы входит:

1. Ахимса — не причинение вреда живым существам. Не употребление мясной, рыбной пищи и яиц ~ это одно из главных правил ахимсы.

2. Сатьям — это правдивость. По настоящему правдивым может быть лишь тот, кто изучает священные законы, иначе его представления о правде могут его обмануть.

З.Астея — человек не имеет права воровать. При этом имеется ввиду не только грубое воровство, но и тонкое воровство, когда мы крадём чужую мысль и выдаём её за свою собственную. Это состояние, когда человек не склонен самовольно притрагиваться ни к чему чужому.

4. Брахмачаръя — это обет избегать разврата и ненужных сексуальных отношений. Секс только для зачатия детей не считается нарушением принципа брахмачарьи.

5. Апариграха — человек не должен накапливать ненужные вещи.

Нийама

Нийама состоит из:

1. Шаучи — это наружная (телесная) и внутренняя (умственная) чистота.

2. Самтоша — удовлетворённость, умиротворение.

3. Тапас — аскезы в благости. Их три типа:

Аскезой для тела является постоянное оказание почтения Верховному Господу, священнику, — духовному учителю и старшим, например, отцу и матери, а также чистота.

Аскезы для речи: мы должны говорить слова, приятные людям, несущие им блага и не вызывающие у них беспокойства, а также регулярное чтение ведических писаний.

Аскезой для ума является стремление к постоянной удовлетворённости, простота, немногословность, самообладание и чистота сознания.

4. Свадхьяя — изучение священных писаний.

5. Ишвара пранидхана — предание себя Богу. Это может также означать религиозность.

Выполняя все эти правила легко добиться спокойствия в мышлении. Однако, добиться того же эффекта с помощью самовнушения или успокоительных лекарств гораздо труднее.

Эмоции

Это вид деятельности ума, при котором мысли, чувства или желания, соприкасаясь с умом, приводят его в возбуждение. Эмоции — это возбуждение ума, приносящее радость или печаль, счастье или страдание. От одних типов возбуждения эгоистичный ум испытывает счастье, от других страдание.

Два вида эмоций

Таким образом, эмоции бывают двух видов:

— Позитивные эмоции.

— Негативные эмоции.

Позитивные эмоции :

Материальный ум радует всё, что ассоциируется с материальным счастьем. Однако, по мере очищения ума обычные материальные удовольствия постепенно перестают вызывать позитивные эмоции. У святых людей позитивные эмоции вызывает духовная музыка, молитвы, чистые люди и святые места паломничества. Когда ум полностью очищается от материальной скверны, он всегда испытывает только позитивные эмоции. Даже слезы разлуки с Богом, которые приносят ощущение страдания, одновременно вызывают у святого человека огромное, неописуемое обычным языком, счастье. Поэтому, для духовного ума не существует понятия негативные эмоции. Однако, в сильно осквернённом эгоизмом уме даже страдания окружающих людей вызывают позитивное чувство. Поэтому говорить о том, что позитивные эмоции всегда несут человеку добро, абсолютно неверно. Например, наставления духовного учителя иногда бывают очень суровыми и могут ненароком вызвать негативные эмоции, однако это не значит, что происходит что- то плохое. Человек, получающий истинное знание, — самый большой счастливчик в этом мире.

Таким образом, тот, кто идёт на поводу у своих эмоций, является на самом деле просто глупцом. Он искренне считает, что если происходящие вокруг события вызывают негативное чувство, значит они плохие. Точно также реагируют на окружающий мир животные. Всё, что вызывает у них позитивные эмоции, принимается за благо, и наоборот, всё, что вызывает негативные эмоции за зло. Так животные становятся жертвой своих эмоций В Индии на этом принципе основано много видов охоты на диких зверей. Например, как без особых усилий поймать дикого слона. Для этого слониху тренируют бежать от слона определённым путём. Слон, видя слониху, испытывает позитивные эмоции и бежит за ней, так он попадает в западню без усилий со стороны охотника. Мы знаем, что на эту же удочку попадаются политики, дипломаты. Желая их скомпрометировать, используют неправильное отношение к своим собственным эмоциям по отношению к противоположному полу Таким образом, мудрец — это тот, кто принимает решения всегда по закону Вед, не зависимо от того, какие эмоции у него возникают. Тем не менее, следует отметить, что существуют четыре типа позитивных эмоций, и все они по-разному влияют на наше здоровье и сознание:

Духовные эмоции всегда ведут к очищению сознания и, следовательно, к очищению как тонкого, так и грубого тела,

Позитивные эмоции в благости — это эмоции радости, связанные с бескорыстными делами, совершёнными согласно священным писаниям, и поступками по отношению к окружающим людям. Они всегда приносят здоровье и счастье.

Позитивные эмоции, связанные с эгоистическими желаниями, например, накоплением богатства, вызывают увеличение психического и физического напряжения и постепенно приводят к различным болезням.

Позитивные эмоции, связанные с причинением окружающему миру вреда всегда ведут к страданиям и деградации.

Возникают в результате влияния на эгоистический, материальный ум сил, которые вызывают в нём ощущения несчастья. Чтобы понять, как они влияют на здоровье, разберём их классификацию:

Духовные эмоции не бывают негативными, даже если они вызывают страдание, то они всегда воспринимается как счастье.

Негативные эмоции в благости возникают в результате, того, что человек своим поведением защищает священный "закон. Иногда временно они могут вызвать ухудшение здоровья, но, несмотря на это, в конечном счёте; они всегда очищают как тонкое, так и грубое тело и изменяют судьбу человека в сторону счастья.

Негативные эмоции, вызванные неудовлетворением корыстных мотивов, всегда ведут к болезням и страданию.

Негативные эмоции, возникшие в результате собственной агрессии по отношению к окружающим. Этот тип эмоций ведёт к ещё большему увеличению страдания, а затем приходит деградация сознания. Однако, в отличие от позитивных эмоций в невежестве они не дают человеку шанса осознать, что он ведёт себя неправильно.

Таким образом, когда врачи говорят о вреде негативных эмоций, надо иметь ввиду только негативные эмоции в страсти и невежестве. Именно они и являются причиной всех существующих болезней. Чтобы избежать негативных эмоций, необходимо пытаться победить в себе эгоистический настрой и стараться увеличить благостную силу разума.

Сила эмоций

Эмоции бывают трех видов:

— Сильные эмоции.

— Эмоции средней силы.

— Слабые эмоции.

Сильные эмоции

Сильные эмоции возникают в результате сильного воздействия, на ум мыслей, чувств и желаний. Эта сила зависит от нескольких факторов:

Силы раздражителя, идущего от мыслей, чувств и желаний.

Силы вовлечения эгоизма в процесс восприятия.

Особенностей состояния ума.

Иногда человеку приходит в голову мысль такой силы, что он забывает обо всём на свете, переполняясь сильными эмоциями. Сильные эмоции никогда не приводят к улучшению здоровья, а наоборот, часто являются причиной серьёзных болезней, Мысль о тяжёлой утрате или сильно большом приобретении иногда вызывает такое возбуждение в уме, что организм не выдерживает таких эмоций, и человек лишается сознания или даже жизни.

Если оскорбительное слово произносится перед эгоистически настроенной личностью, то боль, возникшая в уме, может быть такой силы, что лишает человека самообладания. Иногда боль в эгоистически настроенном уме приводит даже к инфаркту или инсульту. Таким образом, даже выслушивая оскорбления в свой адрес, нужно культивировать в себе смирение и доброжелательность.

Иногда больной человек лишается отдыха или сна, и ум становится чрезвычайно чувствительным. В этом состоянии даже неожиданный звук безобидной птицы может лишить человека чувств.

Только человек в состоянии духовного транса, испытывая сильные эмоций, не разрушает свою психику, а наоборот, укрепляет её.

Эмоции средней силы

Эмоции средней силы обычны в нашей жизни и не оказывают большого вреда ни здоровью, ни характеру человека до тех пор, пока мы не начинаем придавать им слишком большого значения. Как только эмоции становятся выше истинного знания или, как принято говорить, здравого смысла, то с этого момента они начинают причинять массу неприятностей. Например, если считать, что любое слово мужа, сказанное без настроения, является признаком того, что "он меня не любит", несмотря на. его уверения, что все не так, то простые эмоции, возникшие в силу обычных обстоятельств, становятся причиной больших страданий. Поэтому никогда нельзя эмоции ставить выше здравого смысла.

Слабые эмоции

Внешний вид неэмоционального человека может быть обманчивым. Подобные ошибки происходят в результате глубокой внутренней жизни человека. Такое встречается крайне редко, в основном, у святых людей. Обычно, же слабая эмоциональность говорит о сухости характера и влечёт за собой снижение психического или физического тонуса, что затем приводит к депрессии. Часто такие проявления бывают у наркоманов или людей, потерявших цель в жизни, поэтому они выглядят безучастными ко всему. Безэмоциональные люди нуждаются в личностном общении и моральной поддержке со стороны близких и друзей.

Желания

Откуда же берётся мысль человека? Оказывается, все наши прошлые поступки откладываются в глубинах памяти и ждут по закону судьбы, когда силой влияния планет возникнет тот самый момент, когда они, всплывая в уме, заставляют нас нести ответ за содеянное. Окружающий мир, влияя на ум, постоянно создаёт всевозможные ситуации, в результате чего ни одно прошлое действие не остаётся без ответа. Это касается как этой жизни, так и всех прошлых. Все наши прошлые желания, как и поступки, тоже хранятся в глубинах памяти и волей судьбы в один прекрасный момент вспыхивают вновь. Таким образом, в уме есть одна удивительная функция, — он находится под постоянным контролем психического состояния вселенной. Так, в соответствии с влиянием на Землю окружающих ее планет и звёзд, из глубин памяти неожиданно всплывёт сила, приводящая к возбуждению ума. В результате появляются желания, которые в свою очередь рождают эмоции и мысли.

Таким образом, потоки мыслей берут своё начало в глубине озера ума, на дне которого отдыхают впечатления или силы, порождённые нашими прошлыми поступками и желаниями, Все эти впечатления скрыты от нашего взора и появляются абсолютно неожиданно для нас- Причина появления желаний зависит также не только от внешних факторов глобального значения, таких как планеты и окружающее пространство, но также и от того, на чём мы концентрируем своё внимание в повседневной жизни.

Четыре типа желаний

Таким образом, существуют четыре типа желаний:

Духовные желания — рождаются поступками и мыслями о Боге. Это возможно благодаря сильному стремлению человека к нашей вечной духовной природе,

Благостные желания — это желания изучать высшие законы нашего существования, совершенствовать понимание смысла жизни и свой характер, а также желания сделать всех счастливыми. Они возникают в результате совершённых в прошлом благочестивых поступков.

Страстные желания всегда связаны с собственной выгодой, приобретением чего-то и различными материальными благами для себя и своих близких. Причина их возникновения — это жажда материального счастья, догоняющая нас из прошлого.

Невежественные желания возникают из зависти, гнева и чрезмерного эгоизма и влекут человека к деградации и всевозможным преступлениям. Их причина — это злые дела, совершённые в прошлом.

Когда мы жалуемся на свою судьбу, считая, что всегда кто-то норовит испортить настроение, то это значит, что поступки, совершённые в прошлом, и мысли «заставляют желать лучшего». Именно они, постоянно вспыхивая в уме, рождают ненужные желания, агрессию и плохое настроение.

Таким образом:

Сначала рождается желание.

Затем появляются эмоции.

И только затем появляется какая-то мысль.

Мысль появляется только в результате сложного процесса взаимодействия желаний и эмоций с разумом человека. Таким образом, мысль возникает всегда только по одной причине — для того, чтобы разобраться в проблемах. Она вытекает из желания изменить жизнь к лучшему и появляется при контакте ума с разумом. Однако у животных до мыслей дело не доходит, так как их функции разума для этого не достаточно сильны. Почему же у животных нет тенденции к возникновению мыслей? Причина только одна — в прошлых жизнях не было желания во всём разобраться. Человеческая форма жизни предназначена для мышления, а мышление нужно только для того, чтобы понять, как правильно жить. Поэтому без контакта с разумом мыслей не бывает. Понимая всё это, становится ясно, что смысл человеческой жизни — это само о сознание, а все, кто этого не могут понять, рано или поздно родятся животными в силу отсутствия необходимости пользоваться своим разумом и процессом мышления. Веды говорят, что существует критерий, когда человек становится разумным и перестаёт деградировать. Как только он серьёзно задаст себе два вопроса: «кто я такой?» и «для чего я здесь живу?», и изо всех сил начнёт разбираться в них. Это значит, его эволюция течёт в сторону прогресса. Постепенно такие люди избавляются от телесной концепции жизни и начинают считать себя вечной душой. Те же, кто считает себя Фёдором Петровичем или Иваном Фёдоровичем и не имеют никаких других вариантов и желаний, относящихся к пониманию своей природы, то очень трудно давать гарантии, что следующая жизнь будет счастливее, чем эта. Для таких людей вся жизнь состоит из желаний и эмоций, а все возникающие мысли предназначены для удовлетворения не разума, а все тех же желаний и эмоций.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»