1. В познавательном плане современные теории естественного права опираются на различные направления объективного и субъективного идеализма. Естественное право выводится из:
божественного порядка бытия
самореализации объективного разума и объективной идеи права
«процесса исторического правопонимания», «живого исторического языка»
все ответы верны
3. Кто является пионером применения историко-материалистического метода специально к анализу происхождения правовых понятий, законов, правосудия (сочинение «Экономический детерминизм К. Маркса»)?
А. Лабриола
А. Бебель
Г.В. Плеханов
П. Лафарг
4. В чем смыл социологического позитивизма (вторая половина XIX в.)?
направление в буржуазной социальной мысли, представители которого биологические принципы естественного отбора переносят на человеческое общество
исследование права в тесной связи с другими социальными явлениями (органическая теория государства, теория насилия, социолого-психологические концепции и т.д.)
наука об обществе в целом, отдельных социальных институтах, процессах и общественных группах
отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов
5. Назовите политический идеал М. Робеспьера
социалистическое государство
конституционная монархия
демократическая республика
господство буржуазной аристократии
6. «Общество соединенных славян» было немногочисленным и в сентябре 1825 г. слилось с Южным обществом, которое возглавлял:
П.Я. Чаадаев
К.Ф. Рылеев
И.И. Горбачевский
П.И. Пестель
7. Что в переводе с арабского означает «ислам»?
любовь к порядку
предание себя богу, покорность
всемогущий
братство всех мусульман
8. Найдите ложное суждение. Недовольство крестьян существующим строем вылилось в крестьянскую войну по руководством И.И. Болотникова (1606-1607 г.г.). Двигаясь к Москве, Болотников рассылал «листы», в которых излагались основные цели восстания:
расправиться с феодалами и богатыми посадскими людьми
намечалось полное обновление государственного аппарата
установление республиканского правления
свержение царя и замена его «законным царем»
9. Определяющую роль во всем мировоззрении пифагорейцев, носившем во многом мистический характер, играло их учение о:
загробной жизни
вреде междоусобных войн
объединении городов-полисов Греции
числах
10. Какие формы правления выделяет Цицерон в своем учении?
царская власть
власть оптиматов (аристократия)
народная власть (демократия)
все ответы верны
12. Во «Временном Уставе Товарищества» К. Маркса основным средством освобождения рабочего класса и всех трудящихся от капиталистического гнета объявлялась:
политическая борьба против господствующего класса буржуазии
индивидуальный террор власть предержащих
эволюция аппарата публичной власти
организация заговорщической деятельности революционеров («локальных войн»)
13. Важнейшие программные документы I Интернационала были написаны К. Марксом при участии Ф. Энгельса. К ним в первую очередь относится:
«Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции»
«Учредительный Манифест Международного товарищества Рабочих»
«Немецкая идеология»
«Дебаты о свободе печати…»
14. В.И. Ленин представлял себе социалистическое государство как:
соединение силы пролетарского государства с силой монополий в единый механизм в целях обеспечения всевозрастающей прибыли
собственника на все средства производства и некоторых отраслей промышленности
унитарное государство, построенное на основе принципа демократического централизма
союз государств, сохраняющих независимое существование и объединяющихся лишь для координации некоторых своих действий, обычно внешнеполитических и военных
15. Что, по утверждению Г. Кельзена (школа юридического неопозитивизм), означает «чистота» юридической науки?
неукоснительно следование нормам общего права, а не «индивидуализированного», создаваемого судом, администрацией
исключение из юридической науки идеологических и аксиологических (ценностных) аспектов
изъятие из юридической науки любых попыток, рассмотрения права сквозь призму общественно-исторической формации
рассмотрение права с точки зрения государственного суверенитета
16. Какую часть населения Г. Гегель называет пауперизированной?
не имеющую возможность бороться с чрезмерной бедностью
духовенство
временно нетрудоспособных
элита нации
17. Кто первый выступил с критикой основных положений брахманистской идеологии?
Ашок
Манапулла
Сиддхартха
Дхамматурса
18. Кого можно отнести к старшему поколению софистов?
Протагор
Горгий
Продик
все ответы верны
19. Когда в Древней Греции возникла государственность?
в I тысячелетии до н.э.
во II тысячелетии до н.э.
в III тысячелетии до н.э.
в IV тысячелетии до н.э.
20. Кому Моцзы адресует следующий принципиальный упрек? «Их обширное учение не может быть правилом для мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам».
легистам
даосистам
конфуцианцам
местным сановникам
21. В чем смысл идеи «всесвящества» М. Лютера?
в сравнении с богом абсолютно все смертные ничтожны
каждый верующий оправдывается перед богом лично, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается более в услугах духовенства
опора только на государство, учреждения светской власти
властвовать должен лишь тот монарх, для которого власть не привилегия, а бремя, возложенное на него богом
22. Целью государства высшего типа, по Спенсеру, является:
захватнические войны
благо индивида, защита его интересов
воспитание верноподданнических чувств
защита власть предержащих
23. Кто является основателем философской школы (Ликей) в Афинах?
Фалес
Продик
Аристотель
Демокрит
24. Назовите источник политической и правовой мысли Древней Индии.
Веды
Упанишады
Закон Ману
все ответы верны
25. Ч. Беккария является родоначальником «классической школы» в теории:
административного права
уголовного права
гражданского права
конституционного права
На основе Союза благоденствия весной 1821 г. возникли сразу две крупные революционные организации: Южное общество на Украине и Северное общество в Петербурге. Более революционное и решительное Южное общество возглавил Павел Пестель, Северное, чьи установки считались более умеренными, - Никита Муравьёв.
Политической программой Южного общества стала «Русская правда» Пестеля, принятая на съезде в Киеве в 1823 г.
П. И. Пестель был сторонником революционной для того времени идеи верховной власти народа. «Народ российский, - писал он, - не есть принадлежность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства». В «Русской правде» Пестель описывал новую Россию - единую и неделимую республику с сильной централизованной властью. Федеративное устройство государства он отвергал, полагая, что «частное благо области, хотя и временное, однако ж всё-таки сильнее действовать будет на воображение её правительства и народа, нежели общее благо всего государства...».
Историческим прообразом демократической системы для Пестеля служило вече (общее собрание, решавшее все главные государственные дела) Новгородской республики. Конечно же, вече всего Российского государства собрать было невозможно, поэтому Пестель хотел разделить Россию на области, области - на губернии, губернии - на уезды, а самой мелкой административной единицей являлась бы волость. Все совершеннолетние (начиная с 20 лет) граждане мужского пола получали право голоса и могли участвовать в ежегодном волостном «народном собрании», где они выбирали бы делегатов «наместных народных собраний», т. е. местных органов власти. Каждая волость, уезд, губерния и область должны были иметь своё наместное народное собрание. Главой волостного наместного собрания становился выборный «волостной предводитель», а главами уездного и губернского собраний - выборные «посадники».
Все граждане имели право избирать и быть избранными в любой орган государственной власти. Пестель предлагал не прямые, а двухступенчатые выборы: сначала волостные народные собрания выбирали депутатов в уездные и губернские собрания, а последние из своей среды - представителей в высшие органы государства. Верховный законодательный орган будущей России - Народное вече - избирался сроком на пять лет. Только Народное вече могло издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Распустить его не имел права никто, так как оно представляло собой, по определению Пестеля, «волю» и «душу» народа в государстве. Верховным исполнительным органом являлась Державная дума, состоявшая из пяти человек и избиравшаяся также на пять лет из членов Народного веча.
Помимо законодательной и исполнительной властей в государстве, по мнению Пестеля, должна быть и власть «блюстительная», которая контролировала бы точное исполнение законов в стране и следила бы за тем, чтобы Народное вече и Державная дума не выходили за рамки, установленные законом. Центральный орган блюстительной власти - Верховный собор - состоял из 120 «бояр», избиравшихся пожизненно.
В России, о которой мечтал Пестель, не могло быть крепостного права, так как «обладать другими людьми» как своей собственностью «есть дело постыдное... противное законам естественным... Рабство в России должно быть решительно уничтожено...». Глава Южного общества предполагал освободить крестьян с землёй и закрепить за ними все права гражданства. Он собирался также уничтожить военные поселения и передать «поселенную землю» крестьянам в свободное пользование. Все земли волости, писал он, следует разделить на две равные половины: на «землю общественную», которая будет принадлежать всему волостному обществу и не может быть ни продана, ни заложена, и «землю частную». Общественная земля подлежала раздаче в пользование членам волостного общества сроком на год, по истечении которого земля переходила бы в другие руки или оставалась за прежним хозяином.
Правительство в новой России, считал Пестель, должно всемерно поддерживать предпринимательство. Предложил Пестель и новую налоговую систему. Он исходил из того, что всякого рода натуральные и личные повинности (например, продуктами или работой) следует заменить денежными. Налоги должны быть «взимаемы с имущества граждан, а не с лиц их».
Попытался Пестель разрешить в «Русской правде» и национальный вопрос. Он полагал, что право на независимость могут получить только сильные нации, способные противостоять захватчикам. Для малых же народов лучше и полезнее будет, если «они соединятся духом и обществом с большим государством и совершенно сольют свою народность с народностью господствующего народа...». В то же время Пестель часто подчёркивал, что люди совершенно независимо от их ра совой и национальной принадлежности равны от природы, поэтому великий народ, подчинивший себе малые, не может и не должен использовать своё превосходство для их угнетения.
Южное общество объявило неэффективной деятельность предшественников и признало опорой движения армию, считая её решающей силой революционного переворота. Члены Общества намеревались взять власть в столице, вынудив царя отречься. Новая тактика Общества потребовала организационных преобразований: в него принимались только военные, связанные преимущественно с регулярными частями армии; ужесточалась дисциплина внутри Общества; от всех его членов требовалось безоговорочное подчинение руководящему центру - Директории.
«Мы часто собирались вместе, рассуждали, спорили, толковали, передавали друг другу свои задушевные помыслы и желания, сообщали всё, что могло интересовать общее дело, и, натурально, нередко очень свободно, скажу более, неумеренно говорили о правительстве. Предложениям, теориям не было конца, - вспоминал декабрист Н. В. Басаргин. - Разумеется, в этих соображениях первенствовал Пестель. Его светлый логический ум управлял нашими прениями и нередко соглашал разногласия».
В Северном обществе программные и тактические вопросы обсуждались обычно на вечерах или обедах у Н. Муравьёва или на «русских завтраках» у Рылеева. Умеренное крыло северян поддерживало «Конституцию» Муравьёва, радикалы (Рылеев, братья Бестужевы, Оболенский, Пущин и другие заговорщики) склонялись к «Русской правде». Бесконечная полемика, несогласие, отсутствие общей позиции отталкивали от Общества недостаточно убеждённых его членов. Постепенно первую роль в нём стал играть К. Рылеев. Его авторитет и умение убеждать привлекли в Общество новых «вольнодумцев».
Постепенно между двумя организациями наладились контакты. Лидеры Южного общества стремились объединить все революционные силы России. Весной 1824 г. Пестель побывал в северной столице, где вёл переговоры о слиянии обществ и едином плане действий на будущее. Петербуржцы с интересом отнеслись к «Русской правде» как программе южан, хотя их не вполне устраивали положения, регламентирующие послереволюционное устройство России. В конце концов заговорщики запланировали работу над приемлемым для всех проектом конституции и совместное военное выступление летом 1826 г.
ОБЩЕСТВО СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН
Ещё с лета 1823 г. Южное общество поддерживало связь с Польским патриотическим обществом. В 1825 г. к Южному обществу примкнуло Общество соединённых славян, которое возникло в Новоград-Волынске по инициативе братьев Петра и Андрея Борисовых и ссыльного поляка Юлиана Люблинского ещё в 1823 г. Соединённые славяне принадлежали в основном к малоимущему дворянству. Основной своей задачей они считали борьбу против крепостничества и деспотизма, за объединение всех славянских народов в демократическую федерацию.
Общество соединённых славян стремилось вовлечь в движение местных жителей. Оно было против захвата власти в стране путём военного переворота. Несмотря на расхождение с южанами в последнем вопросе, все «славяне» (52 человека) вошли в Южное общество - во имя великой цели.
Планам революционеров не суждено было осуществиться. Ситуация междуцарствия подтолкнула активных членов Северного общества к тому, чтобы принять решение о немедленном выступлении в столице. Действовать северянам пришлось в изоляции от их южных единомышленников. Разгром восстания на Сенатской площади и выступления Черниговского полка на юге положил конец декабристским организациям. Выработанные декабристами основы освободительной борьбы, конституционные проекты и организационный опыт сыграли значительную роль в воспитании последующих поколений борцов с самодержавием.
тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске (См. Новоград-Волынский) офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским (возникла из Общества первого согласия). В общество входили небогатые офицеры, мелкие чиновники и служащие. В программных документах общества («Правила», «Клятвенное обещание») содержалась идея добровольного соединения славянских народов и требование борьбы против крепостничества и деспотизма. Конечной целью общества было создание республики федерации славянских и соседних с ними народов (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация, Венгрия, Трансильвания), в которой верховная власть принадлежит собранию представителей от всех республик. Каждый народ должен был иметь конституцию, основанную на демократических принципах, с учётом его национальных особенностей. Ближайшей целью члены общества считали ликвидацию в России самодержавия и крепостничества, установление республики и восстановление независимости Польши. К осени 1825 общество насчитывало около 50 член, среди которых были русские, украинцы, поляки. Наиболее деятельными из них являлись, кроме братьев Борисовых, И. И. Горбачевский, В. А. Бечаснов, Я. М. Андреевич, М. М. Спиридонов, В. Н. Соловьев, А. Д. Кузьмин, М. А. Щепилло и др. Отсутствие в программе конкретных задач не удовлетворяло значительную часть членов О. с. с. В сентябре 1825 оно по предложению членов Южного общества декабристов (См. Южное общество декабристов) С. И. Муравьева-Апостола и М. П. Бестужева-Рюмина соединилось с этим обществом на основе его программы. Многие бывшие члены О. с. с. активно участвовали в подготовке вооруженного выступления декабристов и в восстании Черниговского полка (см. Черниговского полка восстание).
Лит.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М. - П., 1926; Нечкина М. В., Общество соединенных славян, М. - Л., 1927; Горбачевский И. И., Записки. Письма, М., 1963; Оксман Ю. Г., Из истории агитационно-пропагандистской литературы 20-х гг. XIX в., в кн.: Очерки из истории движения декабристов. Сб. ст., М., 1954.
Л. А. Сокольский.
- - «ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ВОИНСТВЕННЫХ СЛАВЯН», черновой набросок стих. Л. , задуманного, по-видимому, в связи с первым посещением поэтом Новгорода в начале авг. 1832, во время поездки из Москвы в Петербург...
Лермонтовская энциклопедия
- - первоначально появилась, вероятно, в греч. и латин. редакциях, так как известно, что некоторые, а в особенности западные славянские племена начали обращаться в христианство еще до времен Кирилла и Мефодия...
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - древнерусское слово, которое означает народное собрание, сход с целью совещания. Слово это встречается и в памятниках церковно-славянских, но очень редко...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Вечерница - почти на всех славянских языках обозначает вечернюю звезду, Венеру, появляющуюся сейчас после заката солнца и очень часто светящуюся вместе с луной. Ее же называют утренницей, ютренницей, польск. jutrzenka...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - князь поморских славян: бодричей, вагров и полабов, сын Удо, воспитывался в монастыре св. Михаила в Люнебурге...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - круговая пляска славян, то же что ronde y французов. Скорая, веселая музыка К. имеет двухдольный размер...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Община у славян, несмотря на сходство с общеарийским родовым строем, является чисто народным институтом, корни которого уходят в глубокую древность. Название "опhèна" мы встречаем в сербских грамотах XII в....
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - Религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - распространилось не одновременно: племена, жившие ближе к Византии или Риму, крестились раньше...
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- - тайная революционная организация, созданная в начале 1823 в Новоград-Волынске офицерами братьями А. И. и П. И. Борисовыми и политическим ссыльным польским шляхтичем Ю. К. Люблинским...
Большая Советская энциклопедия
- - тайная революционная организация на Юге России. Создана в 1823 в Новоград-Волынском братьями А.И. и П.И. Борисовыми и Ю.К. Люблинским на основе тайного Общества друзей природы. Свыше 50 членов...
Современная энциклопедия
- - тайная организация декабристов на юге России в 1823-25. Создано в Новгород-Волынском бр. А. И. и П. И. Борисовыми и Ю. К. Люблинским на базе Общества друзей природы. Св. 50 членов...
Большой энциклопедический словарь
- - "общество соединённых слав"...
Русский орфографический словарь
- - сущ., кол-во синонимов: 1 праславяне...
Словарь синонимов
"Общество соединённых славян" в книгах
АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО
Из книги Демократия в Америке автора де Токвиль АлексисАКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЛАСТЕЙ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ. ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЩЕСТВО Легче понять свободу и равенство, свойственные Соединенным Штатам, чем бурлящую тамполитическую деятельность. - Эта деятельность охватывает всю страну;
Глава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего средневековья
Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид ВасильевичГлава 5. Общество и культура восточных славян в эпоху раннего
1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом
автора Семенов Юрий Иванович1.2.5. Третье значение слова «общество» - человеческое общество в целом Третье значение термина «общество» - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание
1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович1.2.7. Пятое значение слова «общество» - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом
автора Семенов Юрий Иванович4. Третье значение слова "общество" - человеческое общество в целом Третье значение термина "общество" - все существовавшие и существующие социально-исторические организмы вместе взятые. Для передачи данного смысла этого слова обычно употребляется словосочетание
6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович6. Пятое значение слова "общество" - общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество) Социоисторических организмов существовало и существует огромное количество. Разобраться в этом множестве невозможно без классификации социоисторических
№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных исследований
Из книги Современная история автора Пономарев М. В.№ 3. «Постиндустриальное общество» и «информационное общество» как концепты современных социально-гуманитарных
Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян
Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь
Общество соединённых славян
Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество)
Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр АлексеевичТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО (доиндустриальное общество, примитивное общество) понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной социологии и культурологии. Единой теории Т.О.
41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО)
Из книги История политических и правовых учений [Шпаргалка] автора Баталина В В41 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДЕКАБРИСТОВ (СЕВЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЮЖНОЕ ОБЩЕСТВО) Декабристское восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами. Долгое время они разрабатывали проекты социальных
43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
Из книги История правовых и политических учений. Шпаргалка автора Шумаева Ольга Леонидовна43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество) Дворянские революционеры – декабристы сделали шаг вперед в развитии освободительного движения и политико-правовой мысли.В 1821 – 1825 гг. были разработаны программные документы движения. Основными
Важней всего - погода в Сочи / Общество и наука / Общество
Из книги Итоги № 1 (2014) автора Итоги ЖурналБыть сему месту пусту / Общество и наука / Общество
Из книги Итоги № 5 (2012) автора Итоги ЖурналБыть сему месту пусту / Общество и наука / Общество В начале декабря «Итоги» напророчили: «В архитектурной среде мечтают: если ничего не строить на месте снесенной «России», откроются такие виды и панорамы, что и не снилось!» Речь идет об
8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество
Из книги Сорос о Соросе. Опережая перемены автора Сорос Джордж8. Будущее Соединенных Штатов и открытое общество КК – Вы недавно сказали, что вы переносите свое внимание из Восточной Европы на Запад. Почему?ДС – После изменения режимов в Восточной Европе прошло 5 лет. На пике революции возможно было практически все. Я пытался
В «Общество соединенных славян» входило главным образом младшее офицерство, а также некоторая часть унтер-офицеров, через которых велась агитация среди солдат, проводилась некоторая работа во время восстания Черниговского полка и среди крестьян.
Основателями «Общества соединенных славян» были братья Борисовы и поляк Юлиан Люблинский. Отец братьев Борисовых был отставным майором, а позднее учителем. Братья Борисовы, Петр и Андрей, поступили юнкерами в 26-ю артиллерийскую бригаду. Они не имели ни средств, ни связей.
Братья Борисовы возмущались порядками, царившими в царской армии. Затем они основали «Общество первого согласия», ставившее задачей борьбу за демократический строй. В 1823 г., после знакомства со ссыльным поляком Юлианом Люблинским, братья Борисовы основывают «Общество соединенных славян».
У «Общества соединенных славян» не было развернутых программных документов, вроде проектов конституции Пестеля или Никиты Муравьева. Они имели два весьма кратких и лаконичных документа: «Правила общества содиненных славян» и «Клятву», по которым можно установить, в чем состояли взгляды общества.
В «Клятве» «Общества соединенных славян» говорилось, что член его вступает в общество «для избавления себя и других от тиранства и для возвращения свободы».
В «Правилах» имелось 17 пунктов, в которых в лаконической форме формулировались взгляды общества.
Как показывает само название общества, члены его стояли за объединение славян, выдвигали задачу создания славянской федерации, упирающейся своими границами в Балтийское, Черное и Адриатическое моря и Ледовитый океан. В каждой из республик, входящих в славянскую федерацию, должна была быть своя конституция.
«Соединенные славяне» стояли за демократическую республику. Основатель общества Борисов 2-й заявил, что «целью сего общества есть введение в России чистой демократии... уничтожающей не токмо сан монархии, но и дворянское достоинство и все сословия». «Соединенные славяне» хотели ликвидировать крепостной строй. В правилах «Общества соединенных славян» говорилось: «Не желай иметь раба, когда сам рабом быть не хочешь».
«Соединенные славяне» стояли за содействие развитию промышленности. В пункте 16-м «Правил» указывалось: «В портах твоих, славянин, торговля и морская сила, а в городе посреди земли твоей справедливость для тебя обитать станет». Большое внимание члены «Общества соединенных славян» уделяли вопросам просвещения, науки, художеств, ремесел и т. д.
После того как общество «Соединенных славян» слилось с «Южным обществом» декабристов, члены его играли активнейшую роль во время восстания Черниговского полка.
Слияние «Общества соединенных славян» с «Южным обществом» декабристов было не случайным, оно объяснялось близостью их взглядов не только на необходимость переустройства России, но и на славянский вопрос.
Члены «Южного общества», как свидетельствует конституция Пестеля, говорили только о тесном единстве республиканской России и Польши. Но это не означало, что они не интересовались судьбой остальных славянских народов, но не только славянских, но и вообще балканских народов, ибо этот вопрос стоял тогда весьма остро. Русский царизм стремился к объединению славянских и балканских народов под своей эгидой, под своим руководством. В противовес этому реакционному пути декабристы, в первую голову члены «Общества соединенных славян», стояли за революционный путь освобождения славянских народов, путем объединения их в федерацию, имеющую республиканское устройство. Во всех славянских республиках отменялось крепостничество.
Во время переговоров с членами «Общества соединенных славян» Бестужев-Рюмин, выступавший от имени «Южного общества», заявил в своей речи, что «преобразование России необходимо откроет всем славянским племенам путь к свободе и благоденствию; что соединенные общества удобнее могут произвести сие преобразование, что Россия, освобожденная от тиранства, будет открыто споспешествовать цели Славянского союза освободить Польшу, Богемию, Моравию и другие славянские земли, учредить в них свободные правления и соединить всех федеративным союзом».
Ранее говорилось, что «Южное общество» декабристов вступило в тесные переговоры о совместных действиях с польскими революционерами и в «Русской Правде» Пестеля предусматривалось создание революционной Польши, связанной тесными узами и договором с революционной Россией.
Известно также, что во время восстания в Греции Пестель, по поручению командования армией, специально изучал положение на Балканах и представлял докладные записки, в которых выражал полнейшее сочувствие освободительной борьбе греков и славянских народов на Балканах и предлагал меры по оказанию им помощи. Славянский и балканский вопросы в целом настолько привлекали внимание Пестеля, что в листах, присоединенных Пестелем к тексту «Русской Правды», имеется набросок под названием «Царство греческое», в котором дается наметка будущего свободного устройства балканских народов, после их освобождения из-под власти турецкого султана. Этот набросок не закончен, но он ясно показывает, что мысль Пестеля и декабристов - членов «Южного общества»- явно работала в направлении обеспечения свободного развития славянских и вообще балканских народов на основе свободного и республиканского устройства их независимых государств.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
|