Функциональные и технические требования. Виды требований

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 3

3. Обозначения и сокращения 3

4.ЦЕЛИ, ОБЪЕМ И РЕЗУЛЬТАТ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ 3

5.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 5

6.ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ 7

7.ТРЕБОВАНИЯ К НСИ 13

8.ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 14

9.ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ 14

10.ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРЕНОСУ ИСТОРИЧЕСКИХ ДАННЫХ 15

11.ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ 16

12.ПОРЯДОК КОНТРОЛЯ И ПРИЕМКИ РАБОТ 16

Функциональные требования к подсистеме «Бюджетирование» 18

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ 18

Функциональные требования к подсистеме «Казначейство» 27

Функциональные требования к подсистеме «ТОИР» 36

Функциональные требования к подсистеме «Кадровый учет» 67

Функциональные требования к подсистеме «Расчет заработной платы» 81

Функциональные требования к подсистеме «Регламентированный учет» 91

Функциональные требования к подсистеме «Продажи» 112

Функциональные требования к подсистеме «Управление договорами» 116

Функциональные требования к подсистеме «Инвестиции» 128

Функциональные требования к подсистеме «МТО и склад» 142

Функциональные требования к подсистеме «Охрана труда» 152

Функциональные требования к подсистеме «Управление автотранспортом» 160

Функциональные требования к подсистеме «Делопроизводство» 168

Функциональные требования к подсистеме «Производство» 175

Функциональные требования к подсистеме «ОРЭМ» 181

Общие требования к корпоративной автоматизированной системе управления

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


Тонкий клиент

Клиентское приложение системы 1С.Предприятие 8. Тонкий клиент имеет ограниченную функциональность, предназначен для отображения данных пользователю. Вся работа с базой данных, объектными данными, исполнение запросов – выполняется на стороне сервера. Тонкий клиент получает готовые данные, подготовленные для отображения, и передает серверу данные, введенные пользователем, для дальнейшей обработки.

Сервер приложений

Основной компонент платформы 1С.Предприятие 8, обеспечивающий взаимодействие между пользователями и системой управления базами данных. Наличие сервера приложений (кластера) позволяет обеспечить бесперебойную, отказоустойчивую, конкурентную работу большого количества пользователей с крупными информационными базами.

3. Обозначения и сокращения


АСУТП

Автоматизированная система управления технологическим процессом

БДДС

Бюджет движения денежных средств

БДР

Бюджет доходов и расходов

ИТ

Информационные технологии

ИС

Информационная система

КАСУ

Комплексная автоматизированная система управления АО «КРЫМТЭЦ»

МТО

Материально-техническое обеспечение

МТР

Материально-технические ресурсы

НСИ

Нормативно-справочная информация

СУБД

Система управления базами данных

ТОИР

Техническое обслуживание и ремонт

ТЭП

Технико-экономические показатели

ФТТ

Функционально-технические требования к системе

Недавно мой друг, программист, рассказал, что он не читает требования, а вместо этого приглашает аналитика на чашку чая, они вместе садятся, и аналитик рассказывает, что должно быть реализовано. Мой друг - умный человек и хороший программист, и причина, почему он получает знания о требованиях именно так, не в том, что ему лень читать документацию, а в том, что, даже прочитав ее, он до конца не разберется, что же надо сделать. В данной статье я хочу рассказать, как можно написать требования к программному продукту так, что программисты не просто используют требования, но и участвуют в их написании; на основе собственно опыта я хочу показать, каким образом можно описать требования, чтобы эти описания были достаточными для реализации системы.

Целью нашей разработки было создание с нуля учетной системы для одной из крупных российских компаний. Система была призвана заменить текущую, написанную в конце 90-х. В результате были реализованы платформа и один из бизнес-модулей. В реализованной части было порядка 120 объектов, 180 таблиц, около 30 печатных форм.

Хочу оговориться, что подход, описанный ниже, не универсален для написания любого ПО. Он подходит для систем уровня предприятия, которые строятся на основе объектно-ориентированного подхода: учетных, CRM-, ERP-систем, систем документооборота и т.п.

Вся документация на наш программный продукт состояла из следующих разделов:

  • Общая часть
    Список терминов и определений
    Описание бизнес-ролей
  • Требования
    Бизнес-требования
    • Общие сценарии
    • Сценарии использования
    • Алгоритмы и проверки
    Системные требования
    Нефункциональные требования
    Требования к интеграции
    Требования к пользовательскому интерфейсу
  • Реализация
  • Тестирование
  • Руководства
  • Управление
Общая часть состояла всего из двух разделов: списка терминов и их определений и описания бизнес-ролей пользователей. Любая документация по системе, включая, например, тестовые сценарии, опиралась на определения, данные здесь.

Системные требования описывали свойства и методы всех объектов системы.

Нефункциональных требований в данной статье мы касаться не будем. Могу лишь отослать вас к отличной книге Architecting Enterprise Solutions авторов Paul Dyson, Andrew Longshaw.

Требования к интеграции описывали низкоуровневый интерфейс взаимодействия новой системы с несколькими другими системами компании. Здесь мы их рассматривать не будем.

Требования к пользовательскому интерфейсу – отдельная большая тема, возможно, для другой статьи.

Также здесь я не буду касаться других разделов документации, которые относятся к реализации, тестированию, руководствам и управлению.

Давайте рассмотрим подробнее, что такое список терминов и зачем он нужен.

Список терминов и определений

Очень часто при обсуждении функциональности системы разговор заходит в тупик. Еще хуже, если стороны расходятся, думая, что обо всем договорились, но в результате имеют разное понимание того, что надо сделать. Это происходит не в последней степени из-за того, что изначально участники проекта не смогли договориться о том, что значат те или иные термины. Бывает, что даже самые простые слова вызывают проблемы: что такое пользователь, чем отличается группа от роли, кто является клиентом. Поэтому в отличие от описания бизнес-ролей для терминов необходимо давать как можно более точные определения.

Поясню это на примере термина Пользователь . Википедия дает такое определение:

Пользователь - лицо или организация, которое использует действующую систему для выполнения конкретной функции.

Но нас оно не устраивало по нескольким причинам. Во-первых, в систему может зайти только человек, но не организация. Во-вторых, для нашей системы некорректно настоящее время глагола «использует» - система хранит данные о неактивных или удаленных пользователях, т.е. о тех, которые использовали систему ранее, но не могут в настоящее время. И наконец, у нас есть данные о потенциальных пользователях. Например, мы регистрируем сотрудника компании-клиента, который в дальнейшем может получить (а может и не получить) доступ в систему. Наше определение:

Пользователь - человек, который имеет, имел, или, возможно, будет иметь доступ в систему для совершения операций.
Теперь программист, прочитав определение, сразу поймет, почему свойство Логин в объекте Пользователь не обязательное.

Термины связаны друг с другом. В термине Пользователь используется «операция», поэтому приведу и ее определение:

Операция - совокупность действий, составляющих содержание одного акта бизнес-деятельности. Операция должна соответствовать требованиям ACID (Atomicity, Consistency, Isolation, Durability). Совокупность операций одного модуля представляет интерфейс взаимодействия клиент-сервер этого модуля.

Как видите, это определение очень важно для всей системы – оно не только связывает пользователя и его бизнес-действия с тем, что должно быть реализовано, но и накладывает требования на то, КАК должна быть реализована система (это КАК было определено ранее при разработке архитектуры) – бизнес-действия внутри операции должны быть внутри транзакции.

Работа над списком терминов происходила постоянно. Мы поддерживали его полноту, т.е. старались, чтобы в документации не было термина, который бы не был определен в этом списке. Кроме того, были случаи, когда мы меняли термины. Например, по прошествии нескольких месяцев с начала написания требований мы решили заменить Контрагент на Компания. Причина была проста: оказалось, что никто не в состоянии в речи, при разговоре, использовать слово «контрагент». А если так, то он должен был быть заменен на что-то более благозвучное.

Часто бывали случаи, когда приходилось прерывать обсуждение и лезть в требования, чтобы понять, подходит ли обсуждаемая функциональность под существующие определения. И для того, чтобы поддержать непротиворечивость требований, мы в итоге должны были или изменять реализацию, или корректировать описания терминов.

В итоге в списке у нас оказалось порядка 200 бизнес- и системных определений, которые мы использовали не только во всей документации, включая, например, и технический дизайн, разрабатываемый программистами, но и в разговоре, при устном обсуждении функциональности системы.

Второй частью, на которую опиралась вся документация, было описание бизнес-ролей.

Описание бизнес-ролей

Все знают, что используют систему пользователи. Но даже в небольшой системе они обладают разными правами и/или ролями. Наверное, самое простое деление – это администратор и рядовой пользователь. В большой системе ролей может быть несколько десятков и аналитику необходимо заранее об этом подумать и указывать роли при описании общих сценариев (смотри ниже) и в заголовках сценариев использования. Список бизнес-ролей используется для реализации групп и ролей пользователей, назначения им функциональных прав, он необходим тестировщикам, чтобы тестировать сценарии под нужными ролями.

Бизнес-роли пользователей нам не пришлось выдумывать, поскольку в компании были устоявшиеся отделы, роли, функции. Описание ролей было дано на качественном уровне на основе анализа основных функций сотрудников. Окончательное наделение ролей конкретными правами происходило ближе к концу разработки, когда набор функциональных прав стал устойчивым.

Пара примеров:

Уровни требований

Одной из важных концепций, которую мы применяли при разработке требований, было разделение их на уровни. Алистер Коберн в книге Современные методы описания функциональных требований к системам выделяет 5 уровней. Мы использовали 4 – три уровня бизнес-требований плюс системные требования:

Бизнес-требования

  1. Общие сценарии (соответствует уровню очень белого у Коберна)
  2. Сценарии использования (соответствует голубому)
  3. Алгоритмы и проверки (скорее черный)
4. Системные требования (нет прямого аналога, скорее черный)

Кроме того наши требования представляли из себя дерево (с циклами). Т.е. общие сценарии уточнялись сценариями использования, которые, в свою очередь, имели ссылки на проверки и алгоритмы. Поскольку мы использовали wiki, физическая реализация такой структуры не представляла проблем. Сценарии использования, алгоритмы и проверки использовали объекты, их свойства и методы, описанные на системном уровне.

Такая методология позволяла нам с одной стороны описывать текущий сценарий настолько подробно, насколько нужно на данном уровне, вынося детали на нижний уровень. С другой стороны, находясь на любом уровне можно было подняться выше, чтобы понять контекст его выполнения. Это так же обеспечивалось функциональностью wiki: сценарии и алгоритмы были написаны на отдельных страницах, а wiki позволяла посмотреть, какие страницы ссылаются на текущую. Если алгоритм использовался в нескольких сценариях, то он в обязательном порядке выносился на отдельную страницу. Такие фрагменты программисты обычно реализовывали в виде отдельных методов.

На картинке ниже представлена часть нашей иерархии (о содержании речь пойдет дальше).

Важно отметить, что если системный уровень описывал все без исключения объекты системы, то сценарии были написаны далеко не для всех случаев поведения пользователя. Ведь многие объекты, по сути, являлись справочниками, и требования к ним более-менее очевидны и похожи. Таким образом мы экономили время аналитика.

Интересен вопрос, кому в проектной команде какой из уровней нужен. Будущие пользователи могут читать общие сценарии. Но уже сценарии использования для них сложны, поэтому аналитик обычно обсуждает сценарии с пользователями, но не отдает их им для самостоятельного изучения. Программистам обычно нужны алгоритмы, проверки и системные требования. Вы однозначно можете уважать программиста, который читает сценарии использования. Тестировщикам (как и аналитикам) нужны все уровни требований, поскольку им приходится проверять систему на всех уровнях.

Использование wiki позволяло работать над требованиями параллельно всем членам проектной команды. Замечу, что в один и тот же момент разные части требований находились в разных состояниях: от находящихся в работе до уже реализованных.

Бизнес-требования

Общие сценарии

Корневая страница нашего дерева требований состояла из общих сценариев, каждый из которых описывал один из 24 бизнес-процессов, подлежащих реализации в данном модуле. Сценарии на странице располагались в той последовательности, в которой они осуществлялись в компании: от создания объекта с проданными товарами, до передачи их клиенту. Некоторые специфические или вспомогательные сценарии помещались в конце в отдельном разделе.

Общий сценарий – это последовательность шагов пользователя и системы для достижения определенной цели. Описания общих сценариев были значительно менее формальны по сравнению со сценариями использования, поскольку они не предназначались для реализации. Основная цель общего сценария – это обобщить сценарии использования, подняться над системой и увидеть, что же в конечном итоге хочет сделать пользователь, и как система ему в этом помогает. Хочу заметить, что общие сценарии также содержали шаги, которые пользователь осуществлял вне системы, поскольку надо было отразить его работу во всей полноте, со всеми этапами, необходимыми для достижения бизнес-цели. На этом уровне хорошо видна роль системы в работе сотрудника компании, видно какая часть этой работы автоматизирована, а какая нет. Именно здесь становилось ясно, что некоторая последовательность действий, которую мы предлагали выполнить пользователю в системе, избыточна, что часть шагов можно сократить.

Некоторые другие цели общих сценариев:

  • упорядочение знаний о работе пользователей и системы
  • согласование бизнес-процессов с будущими пользователями
  • основа для понимания того, что требования полны, что ничего не упущено
  • входная точка при поиске нужного сценария или алгоритма
Вот пример одного из общих сценариев:

Как видите, только половина шагов автоматизирована, да и те описаны как можно более кратко. Также из первого шага видно, что ручной перевод задания на печать в статус ‘В работе’ в принципе лишний, можно упростить работу пользователя и автоматически переводить задание в этот статус при печати.

Ссылка «Задание на печать», указывающая на описание объекта в системных требованиях, лишняя, поскольку никому не требуется перепрыгнуть на него из общего сценария. А вот ссылка «пакетная печать документов на груз» важна – она ведет на сценарий использования, формально описывающий действия пользователя и системы.

Наши сценарии использования имели следующий формат:

  • Заголовок со следующими полями:
    статус (В работе | Готов к рецензированию | Согласован)
    пользователи (по описанию бизнес-ролей)
    цель
    предусловия
    гарантированный исход
    успешный исход
    ссылка на описание пользовательского интерфейса (разработанного проектировщиком интерфейсов)
    ссылка на сценарий тестирования (заполнялось тестировщиками)
  • Основной сценарий
  • Расширения сценария

Сценарии использования

Сценарий использования содержал пронумерованные шаги, которые в 99% случаев очевидным образом начинались со слов Пользователь или Система . Нумерация важна, поскольку позволяла в вопросах и комментариях сослаться на нужный пункт. Каждый шаг – это обычно простое предложение в настоящем времени. Проверки и алгоритмы выносились на следующий уровень и часто на отдельные страницы, чтобы упростить восприятие сценария, а также для повторного использования.

Приведу сценарий использования, на который ссылается общий сценарий выше.

Часто аналитики рисуют пользовательский интерфейс и на его основе пишут сценарии, объясняя это тем, что так нагляднее. Доля истины в этом есть, но мы придерживались позиции, что интерфейс – это дело проектировщика интерфейса. Сначала аналитик описывает, что должно происходить, а затем проектировщик интерфейса рисует эскиз web-страницы или диалога. При этом бывало так, что сценарий приходилось менять. В этом нет ничего страшного, ведь наша цель - спроектировать все части системы так, чтобы было удобно пользователю. При этом каждый участник проектной команды, будь то аналитик или проектировщик интерфейса, обладая специфическими знаниями и внося свой вклад в общее дело, оказывает влияние на работу других членов команды проекта. Только вместе, объединив усилия, можно получить отличный результат.

Алгоритмы и проверки

Интересная проблема возникла при написании алгоритмов. Аналитик пытался их описать как можно более полно, т.е. включать все возможные проверки и ответвления. Однако получившиеся тексты оказывались плохо читабельны, и, как правило, все равно какие-то детали упускались (вероятно, сказывалось отсутствие компилятора -). Поэтому аналитику стоит описывать алгоритм настолько полно, насколько это важно в плане бизнес-логики, второстепенные проверки программист сам обязан предусмотреть в коде.

Например, рассмотрим простой алгоритм ниже.

В алгоритме указана всего одна проверка, но очевидно, что при написании кода метода программист должен реализовать проверки на входные параметры; выбросить исключение, если текущий пользователь не определен и т.д. Также программист может объединить данный алгоритм с алгоритмами переходов в другие статусы и написать единый непубличный метод. На уровне API останутся те же операции, но вызывать они будут единый метод с параметрами. Выбрать лучшую реализацию алгоритмов – это как раз компетенция программиста.

Системные требования

Как известно, программирование – это разработка и реализация структур данных и алгоритмов. Таким образом, по большому счету, все, что надо знать программисту – это структуры данных, необходимые для реализации системы, и алгоритмы, которые ими манипулируют.

При разработке системы мы использовали объектно-ориентированный подход, а поскольку в основе ООП лежат понятия класса и объекта, то наши структуры данных – это описания классов. Термин «класс» специфичен для программирования, поэтому мы использовали «объект». Т.о. объект в требованиях равен классу в объектно-ориентированном языке программирования (в скобках замечу, что в паре разделов требований пришлось изгаляться, чтобы в тексте разделить объект-класс и объект-экземпляр этого класса).

Описание каждого объекта располагалось на одной wiki-странице и состояло из следующих частей:

  • Определение объекта (копия из списка терминов)
  • Описание свойств объекта
  • Описание операций и прав
  • Данные
  • Дополнительная информация
Все, что только можно, мы старались описать в табличном виде, поскольку таблица более наглядна, ее структура способствует упорядочению информации, таблица хорошо расширяема.

Первая таблица каждого объекта описывала признаки его свойств, необходимые для того, чтобы программист смог создать структуры данных в БД и реализовать объект на сервере приложения:

Название
Названием свойства оперирует как пользователь (например, «я изменил номер счета», Номер – свойство объекта Счет), так и проектная команда. Повсеместно в документации использовались ссылки на свойства в виде простой нотации Объект.Свойство, очевидной для любого участника проекта.

Тип
Мы использовали Datetime, Date, Time, GUID, String, Enum, Int, Money, BLOB, Array(), Float, Timezone, TimeSpan. Тип имел отражение на всех уровнях приложения: на уровне БД, сервера приложения, в пользовательском интерфейсе в виде кода и графического представления. Каждому типу было дано определение, чтобы их реализация не вызывала вопросов у программистов. Например, было дано такое определение типу Money: содержит вещественное число с точностью до 4-го знака после запятой, число может быть отрицательным и положительным; одновременно со значением система хранит валюту; валюта по умолчанию - российский рубль.

Признак редактируемости
Да или Нет в зависимости от того, позволяет ли система пользователям менять значение этого свойства в операции редактирования. В нашей системе это ограничение реализовывалось на сервере приложения и в пользовательском интерфейсе.

Признак наличия нуля
Да или Нет в зависимости от того, может ли поле не содержать значения. Например, поле типа Bool должно содержать одно из возможных значений, а поле типа String обычно может быть пустым (NULL ). Это ограничение реализовывалось на уровне БД и на сервере приложения.

Признак уникальности
Да или Нет в зависимости от того, является ли это поле уникальным. Часто уникальность определяется на группе полей, в этом случае у всех полей в группе стояло Да+ . Это ограничение реализовывалось на уровне БД (индекс) и на сервере приложения.

Несмотря на то, что проблема ведения электронной археологической документации появилась давно. В России подобные проекты всё еще являются редкостью, большая часть разработок в этой области носит локальный характер, а опубликованных материалов практически нет. До сих пор нет системы, которая бы удовлетворительно автоматизировала ведение полевого журнала. В отсутствие такой системы неизбежны огромные затраты времени на выполнение неквалифицированной, но очень ответственной работы квалифицированными специалистами.

Данная система очень сильно упрощает процесс ввода информации в отчет, и поэтому данное приложение имеет большую актуальность.

  1. Функциональные требования к программному продукту

В базе хранятся не только сами описания и иллюстрации, но и шаблоны, задающие формат хранения материалов, определяющие интерфейс ввода/вывода и представление материала вразличного типа отчётах. Шаблоны описывают 3 компоненты: MVC – model, viewer, controller.

На рисунке 7 изображены доступные действия для пользователей ПС.

Пользователь должен иметь возможность:

    создавать, изменять, просматривать и удалять шаблоны для генерации отчётов.

    добавлять данные для составления отчёта.

    применять шаблоны для генерации отчётов.

    редактировать и просматривать сгенерированные отчёты.

    создаватьи редактировать картографические схемы и планы.

    применять темы оформления web-приложения.

Рисунок 7

    1. Функциональные требования к онлайн – карте

    Добавление на карту специальных отметок.

    Сохранение карты в формате JPGи сохранение отметок в видеXML.

    Возможность загрузки карты по отметкам XML.

На рисунке 8 изображена файловая схема онлайн–редактора с подробным описанием функций и входных и выходных данных для всех файлов.

Рисунок 8

  1. Характеристика выбранных программных сред и средств

Скриптовый язык программирования общего назначения – PHP5 (PHPHypertextPreprocessor); PHP – язык написания скриптов, которые встраиваются непосредственно в гипертекстовые файлы и исполняются на Web-сервере.

HTML (HyperTextMarkupLanguage) – стандартный язык разметки документов во Всемирной паутине. Большинство веб-страниц содержат описание разметки на языке HTML (или XHTML). Язык HTML интерпретируется браузерами и отображается в виде документа в удобной для пользователя и понятной форме.

XML(eXtensibleMarkupLanguage);XML– язык разметки, определяющий ряд правил кодировки в формате, удобном для чтения как человеку, так и программным средствам. СпецификацияXML1.0 и ряд других стандартов это открытые стандарты заданыеW3C(WorldWideWebConsortium).

SQL(StructuredQueryLanguage)SQL– узконаправленный язык программирования, созданный для управления данных в системах управления реляционными базами данных.

JSON(JavaScriptObjectNotation);JSON– Открытый стандарт форматирования текста, удобного для пользователя, для передачи объектов состоящих из пар «атрибут-значение».JSONприменяется для приёма и передаче данных между серверами,web-приложением и сервером, как альтернативаXML.

Каскадные таблицы стилей – CSS3 (CascadingStyleSheets); CSS – технология описания внешнего вида документа, написанного языком разметки. CSS используется как средство оформления веб-страниц в формате HTML и XHTML, но может применяться с любыми видами документов в формате, включая XML и XVL.

Средства скриптового языка – JavaScript; JavaScript – скриптовый язык объектно-ориентированного программирования. JavaScript обычно используется как встраиваемое средство выполнения данных. В веб-программирование JavaScript применим в качестве средства динамического изменения веб-страницы.

Технология AJAX(AsynchronousJavaScriptandXML);AJAX– набор взаимосвязанных техникweb-разработки, позволяющие создавать асинхронныеweb-приложения. При помощиAJAXweb-приложение может асинхронно(в фоновом режиме) отправлять и получать данные, никак при этом не вмешиваясь в процесс отображения текущегоHTMLдокумента. Не смотря на наличие стандартаXMLв названии, данные могут быть различного типа.

Технология AJAJ(AsynchronousJavaScriptandJSON);AJAJ– это технология аналогичная технологииAJAX, однако в отличии отAJAXпередаются данные типаJSON.

Библиотека jQuery; – набор функций и инструментов, облегчающие поиск и манипулирование элементов на страницеHTML-документа, а так же ряд других возможностей, такие как анимация элементов, обработка событий и облегченныйAPIдля работы сAJAXилиAJAJ.

GIMP (GNU ImageManipulationProgram);GIMP– графический редактор, предназначенный для редактирования фотографий, который также применяется для создания дизайнаweb-сайтов.

AdobePhotoshop– растровый графический редактор, предназначеный для работы с изображениями различных видов. Предлагает богатый функционал для создания дизайнаweb-сайтов.

Notepad++ – Текстовый редактор, поддерживающий работы с несколькими файлами одновременно используя вкладки, а так же ряд дополнений необходимых для написания и отладки исходного кода программ.

XAMPP(X(cross)ApacheMySQLPHPPerl);XAMPP– Набор серверных приложений для созданияweb-приложения. Включает в себяweb-серверApache, СУБДMySQL, интерпретаторPHPиPerl, а так же множество других программных средств.

WAMP(WindowsApacheMySQLPHP);WAMP– Набор серверных серверных приложений для созданияweb-приложения. Включает в себяweb-серверApache, СУБДMySQL, интерпретаторPHP.

FileZilla – FTP-сервер(File Transfer Protocol). Удобный и простой в настройке и обращенииFTP-сервер, используется для хранения, скачивания и загрузки файлов наweb-серверApache.

ChromeDeveloperTools– Набор инструментов для отладкиweb-приложения, содержится вweb-браузереGoogleChrome. Позволяет выполнять отладкуJavaScriptиDOMкода.

GoogleMapsAPI–APIпредоставляемый корпорациейGoogleдля работы с динамическими картамиGoogleMaps. Имеет широкий функционал, позволяющий расставлять на карте маркеры с пользовательскими изображениями, выбирать и фиксировать позицию на карте, наносить рисунки на карту, отображать метки и информацию и многое другое.

GoogleMapsStaticAPI–APIпредоставляемый корпорациейGoogleдля работы со статическими картамиGoogleMaps. Предоставляет возможность выбора определенной части карты с помощью заданных параметров координат и параметра масштабирования.

YandexMapsJSv2 –APIпредоставляемый компаниейYandexдля работы с динамическими и статическими картамиYandexMaps. В отличии отAPIGoogleMapsимеет более удобный способ отправки параметров при помощиXML-документа.

EmbarcaderoDelphi2010 –IDE(IntegratedDevelopmentEnviroment) для создания консольных, оконных,webи мобильных приложений. Содержит компилятор для языкаObjectPascal, диалект языкаPascal.

HTML2Canvas– библиотека дляJavaScript, позволяет производит «снимок экрана» текущей страницы на основеDOMHTML-документа.

Акроним FURPS обозначает следующие категории требований:

  • Functionality (Функциональность)
  • Usability (Применимость)
  • Reliability (Надежность)
  • Performance (Производительность)
  • Supportability (эксплуатационная пригодность).

Символ "+" расширяет FURPS-модель, добавляя к ней:

  • ограничения проекта,
  • требования выполнения,
  • требования к интерфейсу,
  • физические требования,

часть из которых уже была рассмотрена выше.

Кроме того, в спецификациях RUP выделяются такие категории требований, как

  • требования, указывающие на необходимость согласованности с некоторыми юридическими и нормативными актами;
  • требования к лицензированию,
  • требования к документированию.

FURPS (Functionality Usability Reliability Performance Supportability: функциональность, удобство использования, надежность, производительность, удобство сопровождения)- классификация требований к программным системам, разработанная в Hewlett-Packard. Согласно классификации, все требования подразделяются на 5 категорий, непосредственно следующих из составляющих наименования классификации. В настоящее время используется, как составная часть более общей классификации FURPS+.

Написание технического задания — один из первых этапов работы над проектом. Он предваряет разработку самой системы. В техническом задании мы описываем предметную область, существующую инфраструктуру Заказчика, требования к создаваемому функционалу, а также нефункциональные требования. Получившийся документ необходим как бизнес-пользователю для того, чтобы он убедился в том, что все его пожелания к будущей системе учтены, так и нам, чтобы оценить стоимость разработки системы.

Стоит отметить, что в повседневной аналитической работе мы стараемся избегать термина «Техническое задание». Этот термин слишком перегружен смыслами и часто неясно, что за ним стоит. Мы используем термины «Бизнес-требования» (BRD — Business requirements document), «Функциональные требования» (FRD – Functional requirements document) и Технико-архитектурные требования (TAD – Technical Architecture document). Однако здесь, чтобы не усложнять описание, мы будем использовать именно термин «Техническое задание». Документ, который мы в большинстве случаев используем для взаимодействия с заказчиками состоит на 70% — из бизнес-требований, на 20% из функциональных требований и только на 10% — из технико-архитектурных требований. Конечно, эта пропорция варьируется в зависимости от специфики и технической сложности системы.

Главным фактором успеха при разработке технического задания является правильно выстроенная коммуникация с заказчиком. Ведь задача аналитиков состоит в том чтобы фактически произвести операцию brain-dump, и результаты расположить на бумаге в структурированном виде. При этом очень важно (1) разговаривать с заказчиком на одном языке, чтобы тому не приходилось разжевывать очевидные для специалиста понятия предметной области и (2) уметь правильно слушать.

Приведем ниже принципы, которыми мы руководствуемся при написании технического задания, и проиллюстрируем их выдержками из разработанного нами технического задания на многокомпонентную систему баннерной рекламы для крупной Интернет-компании.

Структура технического задания

Каждое техническое задание содержит несколько обязательных разделов. В них определяется назначение документа, терминология, общий контекст проекта. Обычно первая часть документа выглядит так:

Если в начале документа даётся общая, концептуальная информация о разрабатываемой системе, то во второй, основной части документа, детально прописываются бизнес-требования и существенные для оценки стоимости разработки функциональные требования к системе.

В разделе «Терминология» технического задания на баннерную систему мы определяем такие понятия как Показы, Клики, CTR, Охват, Частота контакта, Файл бронирования и т.п, а в разделе «Общий контекст» — описываем основные бизнес-процессы компании-заказчика, относящиеся к размещению баннерной рекламы, а также — системное окружение, текущие роли менеджеров компании и права доступа. Стоит отметить, что в данном конкретном случае система строилась не на пустом месте. Ранее менеджеры компании использовали другую, отличную от нашей, систему размещения баннерной рекламы. В противном случае — анализ ролей и прав доступа был бы скорее всего вынесен в отдельную главу.

7. Система размещения баннеров
8. Взаимодействие с биллингом
9. Banner Engine
10. Техническое описание компонента Banner Engine

Самый объемный раздел описываемого нами технического задания – «Система размещения баннеров»; он посвящён ядру разрабатываемой системы и содержит все требования непосредственно к системе управления рекламными местами. Учитывая специфику данного проекта, мы посвятили отдельный раздел взаимодействию баннерки с биллинговой системой. Также в отдельный раздел мы выделили требования к достаточно независимой компоненте сбора и отображения статистической информации, которая является для заказчиков рекламных кампаний и менеджеров рекламных агентств едва ли не основным компонентом системы.

Отдельный раздел технического задания описывает требования к компоненту Banner Engine, отвечающему за показ баннеров, учёт статистики, её обработку и сохранение в виде, пригодном для дальнейшего анализа и построения отчетов.

Это – технически самый сложный и самый высоконагруженный компонент баннерной системы. В ТЗ мы включили раздел, содержащий некоторые технические и архитектурные детали, связанные с работой Banner Engine. Прежде всего, это позволяет минимизировать риски при оценке стоимости разработки системы, ведь в зависимости от выбранной архитектуры трудоемкость может отличаться в разы.

Каждое техническое задание отличается по размеру, числу иллюстраций, количеству версий. Для примера, документ на баннерку представлен на 44 страницах и содержит 15 иллюстраций. Процесс подготовки этого документа занял около месяца и включал около 8 итераций с заказчиком.

Бизнес vs Функциональные требования

В техническом задании регистрируются как бизнес-требования к системе, так и функциональные требования:

— Бизнес-требования представляют собой описание того, ЧТО должна делать система на языке бизнес-пользователя. Бизнес-требования, в частности должны быть понятны руководителю, не имеющему технической подготовки и опыта.

— Функциональные требования представляют собой описание того, КАК те или иные действия осуществляются в системе. На этапе разработки технического задания функциональные требования обычно фиксируются только для наиболее сложных блоков проекта. Углубление в сложные зоны позволяет снизить риски при последующей оценке проекта. Обычно функциональные требования включают блок-схемы, диаграммы состояний, потоковые диаграммы, и дополняются макетами наиболее сложных экранов.

Пример бизнес-требования:

«Для рекламной кампании важно максимально точно отслеживать лимит показов, чтобы избежать финансовых потерь, связанных с показом баннеров сверх оплаченного лимита. Помимо этого, возникает задача ограничить показ одного баннера одному пользователю, например — не больше N раз в день».

«Для решения этой задачи [какой – см. выше] предполагается использовать внешний сервис, к которому баннерные сервера будут обращаться при каждом показе баннера. Поскольку данный сервис является точкой отказа, баннерные сервера должны корректно обрабатывать ситуацию когда внешний сервис недоступен или отвечает с задержками».

Обычно мы включаем

Техническое задание содержит описание ролей и основных пользовательских сценариев в разрабатываемой системе.

Роль: Администратор

Пример функционального требования:

«После добавления новой площадки в системе, администратор должен создать связанные с ней рекламные места. При создании рекламного места должны указываться площадка, тип места, поддерживаемый формат баннеров, размер, частота показов (для статических мест). После создания рекламного места оно становится доступным для менеджеров, размещающих рекламу.

Техническое задание содержит требования к интеграции разрабатываемой системы с другими внешними и внутренними системами, используемыми заказчиком.

В контексте технического задания на баннерную систему, это – интеграция с системами управления сайтом компании, биллинга, аутентификации и хранения данных пользователей.

«Система баннерной рекламы связана с тремя внешними модулями, функционирующими в окружении компании: системой управления сайтом компании, системой биллинга и системой аутентификации и хранения данных пользователей». Каждый показ баннера сопровождается запросом от системы управления сайтом к баннерной системе. Эти системы, кроме того, используют общие идентификаторы площадок и рекламных мест, а также согласованные имена параметров таргетирования».

В техническое задание мы обычно включаем глоссарий , разъясняющий значения специальных терминов, используемых в документе. Очень важно точно определить значение терминов, которые в дальнейшем используются в документе.

«Размещение (единица размещения, строка медиаплана) – это сущность, объединяющая баннер, который необходимо показывать, рекламное место, на котором будет показан баннер, а также правила показа. Правила показа определяют период размещения, параметры таргетирования, лимиты размещения, веса и т.п. Фактически, все рекламные кампании состоят из размещений».

Частота контакта – количество уникальных пользователей, посмотревших рекламный баннер определенное число раз. Например, частота контакта 5 – количество уникальных пользователей, каждый из которых посмотрел данный рекламный баннер не менее 5 раз. Частота контакта 1 = Охват.

Основные принципы

При написании ТЗ мы стараемся максимально использовать графические материалы для наглядного и сжатого представления информации. Одна диаграмма зачастую в состоянии заменить несколько страниц текста. В данном контексте, мы видим своей целью т.н. рисование ТЗ , т.е. представление всех более-менее сложных фрагментов системы в графическом виде и использование текста в качестве комментариев к графическим материалам.

У руководителей предприятий обычно нет времени на изучение многостраничных технических требований. Просмотр изображений даёт наглядное представление об основных характеристиках разрабатываемой системы. Как следствие, улучшается коммуникация между бизнес-пользователем и нами и растет качество самих требований.

Cледующая схема, иллюстрирующая структуру рекламных кампаний и взаимосвязь между основными понятиями в рамках рекламных кампаний, сэкономила нам несколько страниц текста.

По необходимости, мы используем в ТЗ прототипы избранных экранов системы (functional wireframes), которые, не являясь окончательными, демонстрируют базовый блок функциональности пользовательского интерфейса.

Вот такой прототип экрана редактирования рекламной кампании был включен в ТЗ на систему баннерной рекламы.

Прототипы, уже на стадии разработки, дают заказчику понять, как именно будет выглядеть интерфейс системы.

Требования должны быть написаны «живым человеческим» языком , понятным бизнес-пользователю в т.ч. руководителю высшего звена, не обладающему техническими навыками; в них должен содержаться минимум технической терминологии. Чем быстрее пользователь «вникнет» в содержания технического задания, тем более эффективно будет выстраиваться наше с ним общение.

Опыт в предметной области

Большое значение при создании технического задания имеет опыт разработки похожих систем. Он помогает быстрее вникать в бизнес-процессы и потребности заказчика, делать «по аналогии» многие вещи, которые ранее казались бы нам сложными. Накопленный опыт в области управленческих бизнес-систем, крупных интернет-проектов, финансовых систем, e-commerce систем позволяет нам применять свои знания в отношении каждого последующего проекта, которым мы занимаемся. До того, как получить заказ на систему баннерной рекламы, упомянутую выше, мы уже занимались разработкой нескольких баннерных систем. Мы хорошо знали, как работают баннерки, знали характерную терминологию этой предметной области. На основании нашего опыта работы с другими баннерными системами, мы предложили заказчику довольно много упрощений, оригинальных решений, не только в сфере технологий, но и бизнеса.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»