Обоснование выбора темы. Обоснование темы магистерской диссертации Обоснование выбранной темы

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Работа над любой диссертацией начинается с определения тематики. Задача несложная. Необходимо определить сферу собственных научных интересов, сопоставить ее с уже имеющимися авторефератами ученых и найти какой-то уникальный предмет исследования или же придать новое звучание уже раскрытой другими авторами проблематике. Выбранную тему нужно обсудить с научным руководителем, а также обосновать важность и нужность изучаемого вопроса на заседании ведущей кафедры.

Что такое обоснование темы диссертации

Обоснование тематики кандидатской – это документ, который представляет собой базовую основу для всей квалификационной работы. Именно с этого момента стартует работа над исследованием.
Формальный подход к обоснованию не приведет к нужному результату.

А вот тщательная подготовка обоснования темы позволит исследователю лучше разобраться в изучаемом вопросе, а также спрогнозировать результаты своего труда.

Этот документ является обязательным при поступлении в аспирантуру. Тема научного труда уже поступившего аспиранта должна быть утверждена на ведущей кафедре, а затем на Ученом совете ВУЗа. Соответствующая отметка Ученого совета появится в индивидуальном учебном плане аспиранта.

Как обосновать тему диссертации

Работать над главным вопросом кандидатской стоит только совместно с руководителем. Именно он подскажет, какая проблематика будет выигрышнее звучать на защите, под каким углом стоит рассмотреть тот или иной научный вопрос.

Перед встречей с куратором постарайтесь изучить существующие научные исследования.

Обращайте внимание не только на российские источники, но и заграничные. Найдите слабые стороны в изучении выбранного вопроса, придумайте, что нового вы можете сказать по данной теме. Все эти моменты должны быть отражены в обосновании диссертационной работы.

Этапы обоснования темы диссертации

Тематика научного труда должна быть обоснована по определенному шаблону. В этом документе должны содержаться следующие параметры:
формулировка темы,

  • ее актуальность,
  • цели и задачи исследования,
  • предполагаемые новизна
  • и практическая значимость.

Формулировка темы

От грамотной формулировки зависит успех будущей квалификационной работы. Ее нельзя выразить в свободной форме, она должна отвечать требованиям Паспорта специальностей ВАК и четко отображать перспективное содержание кандидатской. Первоначальная формулировка тематики может быть изменена в процессе исследования.

Актуальность темы

Тематика должна быть не только четко сформулированной, но и актуальной, отвечающей запросам времени. Иначе говоря, соискатель должен четко представлять, востребована ли научная проработка предложенной им проблематики. Таким образом в обязательном порядке надо подчеркнуть актуальность исследуемого вопроса.

Определение цели и задач исследования

В документе также должны быть отражены цель и задачи исследования. Цель может быть только одна, и она должны вытекать из тематики и актуальности. В определении цели содержится ответ на вопрос: как именно будет решена проблематика квалификационного исследования? Задачи – это конкретные шаги, которые позволят достигнуть обозначенную цель.

Предполагаемая новизна исследования

Еще один важный параметр – это научная новизна. На этом этапе нужно изложить, каких уникальных результатов планирует добиться автор и при помощи каких нестандартных методов.

Предполагаемая практическая значимость

В практической значимости нужно обосновывать, какие прикладные задачи сможет решить данное исследование, как оно может пригодиться в реальной деятельности предприятий и учреждений. Этот блок в документе должен показать, что кандидатская не носит исключительно теоретизированный характер.

Образец обоснования темы кандидатской диссертации

Существует несколько образцов обоснования квалификационных работ. Большинство из них будет строиться по стандартному шаблону.
Образец заполняется соискателем, подписывается им и куратором. Затем главный вопрос исследования выносится на заседание кафедры, к которой прикреплен будущий кандидат наук.

После обсуждения в преподавательском коллективе тематика может подвергнутся корректировке и в обоснование вносятся изменения.

Готовый документ передается на утверждение ректору учебного заведения. Приведенный пример не является универсальным, лучше всего документ готовить по тому шаблону, который существует на кафедре соискателя.

Образец "Обоснование темы кандидатской диссертации" СибГУФК

Обоснование
темы кандидатской диссертации
«_____________________________________»
название темы

Специальность: __.__.__ - ___________________________________________.
(пример: 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»)
Исполнитель: аспирант/соискатель __ года очной/заочной формы обучения __________________________________________________________________.
(Ф.И.О. (полностью)
Научный руководитель: _____________________________________________.
(ученая степень, звание, Ф.И.О. полностью)

Актуальность исследования:

Проблема исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза исследования:

Цель исследования:

Задачи исследования:

Методологическая основа исследования:

Методы исследования:

Организация исследования:

Научная новизна исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Практическая значимость исследования:

Подпись исполнителя:

Подпись научного руководителя:

Пример обоснования темы докторской диссертации

Для докторской тематика обосновывается по схожему примеру, как и для кандидатской. В шаблон могут быть также включены такие параметры, как объект и предмет исследования, методы и этапы работы, а также планируемые публикации.


Введение.

Обоснование выбора темы. В нынешнем постреформенном обществе сложилась достаточно сложная, но интересная разного рода исследователям ситуация в СМИ. Начиная рассматривать обозначенную тему, стоит разобраться в следующем. Изменения в социальных отношениях общества получили отражение в понятии «маргинализация», то есть «неустойчивость», «промежуточность», «переходность». Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей. В классическом случае рвутся как экономические и социальные, так и духовные связи. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей» Для того, чтобы эта переоценка произошла, необходимо некоторое время и воздействие извне.

Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.1

Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать “маргинальной”, поскольку в ее основе – пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. В связи с обозначенными социальными процессами проблема маргинальности приобретает особое значение и актуальность.

Термин «маргинальность» возник в первой трети ХХ века и должен был объяснить один из редких доселе способов человеческой жизнедеятельности – на “границе” культурных миров. Феномен маргинальности, в частности относительно к СМИ, необходимо рассматривать в контексте современного культурного фона2.

Именно культура самым острым образом реагирует на начинающиеся процессы маргинализации. Она является своего рода индикатором и катализатором подобных процессов. Именно поэтому в данной работе молодёжная пресса будет рассмотрена именно с точки зрения освещения ею культуры и искусства.

Тема культуры всегда занимала большое место в духовной жизни общества по причине того, что культура сама по себе является носителем духовности, а, если выразиться точнее, самого духа общества в целом и человека в частности. Особо остро вопрос культуры начал вставать в двадцатом веке в связи с всплеском духовной активности и появлением новых видов и форм проявления культурной деятельности человека. Усиленное и ускоренное развитие средств массовой информации подстегнуло данные процессы. Можно сказать, что именно средства массовой информации явились катализатором проявления новой духовной активности и проводником между культурой, культурными явлениями и личностью, обеспечили обратную связь между ними.

Тема культурного воздействия на человека выглядит особо остро в контексте общих проблем современного российского общества, появившихся с началом затянувшихся реформ. На фоне достаточно заметных достижений в экономике и внешней политике особенно заметен духовный кризис общества. Данная тема не раз поднималась академиком Д. С. Лихачёвым в его статьях. В частности он говорил, что в настоящее время имеет место отсталость и катастрофическое падение культуры3. Подтверждение этим словам можно легко найти при самом поверхностном взгляде на происходящее в духовной жизни России. Термин «бездуховность» не является излишним сгущением красок. Проблема отсутствия культуры у современного россиянина и, в частности, у молодёжи, представляется действительно серьёзной и почти глобальной проблемой. Шаги в направлении разрешения данной ситуации должно на всех уровнях проделывать не только российское правительство, но и, в первую очередь, российские средства массовой информации.

Для преодоления опасных тенденций массовой маргинализации необходимо регулировать процессы социализации личности. Требуется целенаправленная инкультурация, то есть введение индивидуума в систему принятых в обществе культурных норм социального общежития и взаимодействия4. Здесь необходимо коснуться социальных функций журналистики.

Прямая обязанность журналистики исторически восходит к сложившейся функции СМИ к просвещению и социализации. Любое средство массовой информации должно воздействовать на душу человека созидательно. Особые требования в данной ситуации необходимо предъявлять именно тем СМИ, основными адресатами которых являются представители молодёжи. Печать можно считать участником духовного производства. Она привносит в сознание человека морально нравственные и эстетические ценности. Это касается формирования идеалов и представлений, не только политических, но и религиозных, научных и культурных, эстетических5. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета С. Г. Корконосенко, в частности, говорит следующее: «В соответствии с гуманистическим пониманием целей социального развития выше всего ставится деятельность журналистики в духовно-идеологической сфере, проявление в ней творческих задатков человека и удовлетворение его потребностей в знаниях, просвещении, ценностях мировой культуры6.

Развитие журналистики показывает наличие ещё одной её функции, сформировавшейся исторически. Это просветительская функция. Информационная функция подчёркивает в журналистике её объективные корни, а просветительская несёт в себе факторы, определяющиеся деятельностью творца-просветителя7.

Жизнь индивида невозможна без демонстрации образцов поведения. Пресса берёт на себя ведущую роль, которая заключается в аргументации необходимости исполнения определённых социальных норм8. СМИ способны приучать к состраданию.

Однако современное общество демонстрирует пример полного равнодушия к духовности и состраданию, внимания к прекрасному, нарочито акцентируясь на безобразном и низменном. Произошла переоценка ценностей, и всё то, что некогда считалось отрицательным, бескультурным возносится на пьедестал и считается модным, в то время как традиционные ценности отступают на третий план и перестают играть существенную роль в облагораживании общества.

Средства массовой информации, в частности молодёжные, идут по пути, который можно было бы назвать путём маргинализации. Данный термин более соотнесён с социальными группами и их положением в обществе, но главной идеей понятия является процесс распада, разрыв традиционных связей между людьми9. Вместо исполнения своих традиционных функций социализации, СМИ пропагандируют со своих страниц искажённые ценности и искажённую мораль. Проповедуемые ими нормы и ценности являются противоречащими и порой выходящими за рамки нормального понимания. Во второй главе данной работы сказанное выше будет находить подтверждение в процессе анализа отобранных молодёжных периодических изданий.

В более широком смысле маргинальность – это "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р. Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп10.

Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, погружение идивида «на дно». Состояние современных СМИ достаточно ярко демонстрирует нам процесс отчуждения от традиционной культуры. Общая нестабильность в стране, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей – вот лишь некоторые причины подобного положения.

В зависимости от контекста под маргинальностью понимаются особые поведенческие явления (субкультуры). Маргинальность всегда связана с нарушением социальной регуляции поведения11. В данной ситуации СМИ как зеркалу общества уделяется особое внимание. Являясь посредником между обществом и индивидами, средства массовой информации должны облагораживать своего читателя, слушателя, зрителя. Это может происходить по-разному.

СМИ доносят до человека культуру как своеобразный «архив» накопленных человеком знаний и представлений через искусство. Искусство – это зеркало культуры. Это самосознание культуры, по словам Кагана12. Творец, художник, через создаваемые им произведения искусства, неважно, к какому именно виду искусства они относятся, доносит до человека свой внутренний мир, одновременно отражая в своём творчестве взгляды и установки, соответствующие культуре его эпохи и народа. Он – выразитель культурных парадигм13. Каждое художественное произведение открывает нам какие-то черты мира культуры. Можно сказать, что искусство – это основное «орудие» культуры, тот самый инструмент, которым она воздействует на наше сознание, но, в первую очередь, на наши души. Искусство, в первую очередь, ориентировано именно на человеческую душу. Как писал Ницше, «…голос красоты говорит тихо: он вкрадывается только в самые чуткие души».14 Искусство надо научиться понимать, поэтому в данной ситуации необходим доступный подход его освещения. Подобный доступный подход могут обеспечить СМИ. Именно их мы в праве назвать популяризаторами культуры, делая скидку на доступность и доходчивость публицистического языка.

Современные средства массовой информации предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и не воспитывать свою аудиторию, а всячески потакать её не самым высоким запросам. Именно это можно назвать маргинализацией СМИ. Искусство развивает человека разносторонне, оно равномерно воздействует на все органы его чувств, на воображение, вкусы, мысли, самосознание, что особо важно в процессе взросления человека и становления его как личности 15.

В обществе имеются положительные примеры использования искусства и его созидательной силы. Например, особенностью системы образования в Финляндии является сосредоточение на передаче детям наряду с фактическими знаниями общественно-этического и эстетического образования. На нижней ступени образования большое внимание уделяется преподаванию музыки и рисования. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале16.

Роль средств массовой информации в любом обществе огромна. СМИ призваны выполнять воспитательные цели; освещать общественную жизнь, самое главное – обращаться к массовой аудитории. Одной из западных концепций журналистики является теория культурных и социальных норм поведения, принятых в обществе17.

Молодые люди зачастую не имеют вообще никакого представления даже о родной культуре. В частности, Д.С. Лихачёв признавал подобное, упоминая в одной из своих работ о том «…что такое Александрийский столп не знают даже многие ленинградцы».18 Через журналистские произведения до нас доходят произведения искусства, литературы, выполненные в том или ином материале с помощью определенной знаково-символической системы. Речь идёт об информационном продукте – живом воплощении неразрывных уз познания и творчества19. Современные СМИ практически не проявляют интереса к искусству как проявлению культуры, специализируясь исключительно на «жареных» сенсациях. Подобные маргинальные проявления стали восприниматься почти органично.

Человек овладевает культурой, усваивая нормы, знания, развивая своё мировоззрение. СМИ, которые понимают важность и необходимость культуры для человека и общества, закладывают предпосылки для создания установок ценностных ориентаций, усвоения человеческих норм, способствуют общей и профессиональной специализации человека, овладению культурой во всём многообразии20. СМИ погружают человека в мир современного общества со всеми его морально-этическими, правовыми, идеологическими, культурными и политическими нормами.

Информационно-просветительская роль СМИ в наше время кажется особо привлекательной в свете развития средств связи. Телевидение, круглосуточное радио, качественная полиграфия в газетах, Интернет – всё это способствует лучшему выполнению средствами массовой информации своей культурно-просветительской функции21. Связь техники и культуры в развитии средств массовой информации, которые создают возможность для приобщения человека к культуре и искусству, очевидна, однако, все современные достижения науки и техники на данный момент используются, скорее, во вред. Достаточно вспомнить и привести в пример засилье доступных каждому пользователю порносайтов в Интернете. По материалам портала devir.ru, порносайты втрое популярней поисковиков. Их содержимое привлекает около 18.8% пользователей сети22.

Молодые люди зачастую не имеют вообще никакого представления даже о родной культуре. В частности, Д. С. Лихачёв признавал подобное, упоминая в одной из своих работ о том «…что такое Александрийский столп не знают даже многие ленинградцы»23. Это недостатки воспитания в семье и школе, но они могут иметь глубокие последствия тогда, когда человек повзрослеет и полностью войдет в общество.

Вынося в заголовок темы словосочетание «молодёжная пресса», автор опирался на возрастную периодизацию, данную в работе исследователя Л. И. Михайловой. Возрастная периодизация, принятая психологами, определяет границы молодёжного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста24. В данной работе рассматриваются СМИ, ориентированные на подростковый период (старший школьный, 13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)) и юношеский (16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)).

Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов маргинализации, которые характерны для России последнего периода. Данная тема актуальна в связи с тем, что в последние годы на различных уровнях начала упоминаться прямо или косвенно проблема молодёжной бездуховности и стали возникать разговоры о моральной гибели подрастающего поколения. В частности, данная тема не раз поднималась на страницах газет25. Тема подростка и культуры освещается на страницах учебных изданий по социологии и культурологии.

Объектом исследования являются выбранная для анализа молодёжная пресса и её деятельность.

Предмет исследования – проблема маргинализации, которой подвержена молодёжная пресса, степень подверженности маргинализации отдельных СМИ.

Методы исследования – включённое неструктурированное систематическое наблюдение, сравнительный анализ, контент-анализ. Количественные единицы контент-анализа – каждая публикация в отобранных молодёжных СМИ на тему культуры.

Цель исследования – определение состояния молодежных изданий с точки зрения освещения на их страницах тем культуры и демонстрация падения духовного уровня данных изданий как общего следствия маргинализации; выявление основных факторов, влияющих на маргинализацию данных изданий.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– показать классификацию подростковых изданий, как носителя информации для людей указанного возраста;

– показать увлечение журналистики маргинальной стилистикой;

– изучить природу внутреннего напряжения молодёжной прессы;

– показать разницу между изданиями и их принципиальное различие;

– показать усиление маргинальности в оформлении изданий и через использование сленга.

Теоретическая база исследования. На данный момент не существует прямых разработок на исследуемую тему, поэтому в качестве теоретической базы были взяты работы на близкие темы по культурологии, социологии, психологии, философии, журналистике. Это работы таких авторов как Т. Адорно26, М. Маклюэн27, Х. Ортега-и-Гассет28, М. С. Каган29, С. Н. Иконникова30, Ф. Райс31, С. Г. Корконосенко32, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина33. Также был использован ряд учебных пособий по культурологии34, социологии35, психологии36, журналистике37, изобразительному искусству38, музыке39, теории литературы40.

Эмпирическая база. Использованы материалы молодёжной прессы, в основном, касающиеся культуры и искусства. Это журналы «YES», «Молоток», «Cool», «OOPS», «Ровесник», «Bravo», газета «Gaudeamus». Широко привлекались также опубликованные в данной прессе материалы, так или иначе связанные с культурой. Для сравнения с вышеуказанными изданиями использован краткий анализ журнала «Твой».

Хронологические рамки исследования: 2005 – начало 2006 года. Данный выбор мотивирован тем, что именно в это время, на наш взгляд, маргинализация молодёжных СМИ достигла своего пика. В это время в материалах выбранных молодёжных изданий появились существенные маргинализированные изменения. Желание проверить данное предположение подвигло к началу исследования. В данной работе автор сделал попытку подтвердить данное предположение.

Научная новизна исследования. Дана содержательная характеристика маргинальных образований в современном российском обществе и молодёжной прессе.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы. Первая глава содержит теоретический материал на тему культуры, массовой культуры, их истории и их взаимодействию со СМИ. Во второй главе анализируются современные и наиболее популярные молодёжные издания, которые рассматриваются с точки зрения процессов маргинализации.

^ Глава первая. Тема культуры в современной масс-медиа: особенности работы журналиста, специфика жанров, аудитория

1. 1. Определение культуры и СМИ

Начало девяностых годов XX века ознаменовалось бурным ростом читательской активности. Как известно, если есть спрос, то будет и предложение, поэтому российский рынок печатных СМИ быстро наполнился широким ассортиментом изданий различной направленности. Все эти газеты и журналы имели свою целевую аудиторию. В этом заключается особенность прессы девяностых: при имевшем в дореформенное и доперестроечное время место большого количества узконаправленных изданий, настоящий всплеск дифференциации произошёл именно в период с 1991-го по 1995-й годы41.

Ориентация на целевые группы предполагает выделение особой характеристики, определяющей тип издания. Таким образом, появляется пресса различных типов: женская, молодёжная, деловая, оппозиционная, либеральная. Это так называемая базовая характеристика, которой обычно бывает недостаточно для описания аудитории. Журналистские произведения адресуются читателю в зависимости от их социальных статусов.

Социальные характеристики аудитории можно разделить на несколько групп. Первая – социально-демографические, куда входят пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Именно демографические характеристики служат основанием для выделения такого типа СМИ как молодёжные СМИ42.

Основатели молодёжных изданий обычно ориентируются не только на данные характеристики, но и на характеристики, носящие название социокультурных. Под данными характеристиками подразумеваются образование, формы проведения досуга.

Темы культуры на страницах газет и журналов, вне зависимости от того, на какую аудиторию они ориентированы, всегда носят организующий характер. Искусство – это то, в чём человек находит себя. К сожалению, искусство в новой России перестало выполнять свою важнейшую общественную функцию – поддерживать стандарт гражданской нравственности и бытовой культуры43.

Причины этого лежат в упадке российской культуры в целом, политико-экономическом кризисе, в невнимании правительства к кажущимся такими явственными проблемам.

Перед тем как перейти к описанию состояния российской культуры в целом и её отражения в СМИ, необходимо сформулировать определение традиционной культуры, которое будет рассматриваться в данном контексте.

Понятие «культура» несёт в себе широкий диапазон смыслов. В научном понимании культура – это сложный фактор человеческого бытия. С одной стороны, это средство возвышения человека, совершенствование духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества44.

С другой стороны, культура – это образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Каждой исторической эпохе соответствует своя культура, своя культурная формация. Это обусловлено постоянным, непрерывным изменением образа жизни людей, их взглядов на жизненные аспекты и подхода к решению различных проблем. У определённого народа также существует своя культура. Заводя разговор о подобных феноменах, необходимо учесть то, что помимо положительных эффектов, в отдельно взятой культуре существует то, что не только возвышает человека и способствует его духовному развитию, но и действует диаметрально противоположным образом. Любая реальная культура несёт в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности, например, религиозные распри, войны и другое. Говоря о современном состоянии общества, необходимо учитывать также такие негативные пережитки культуры, как наркомания, националистические организации.

Существует два подхода к истолкованию содержания понятия культура: аксиологический и антропологический. В настоящей работе понятие культура будет рассмотрено в антропологическом понимании.

Антропологическое понимание культуры предполагает, что культура охватывает всё, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия; это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств45.

Культура в данном её понимании не является чем-то застывшим и костным. Она не только меняется, но и имеет возможность воздействовать на окружающий мир. То есть, по сути, культура является не только сотворенным человеком явлением, но и собственно творцом.

В процессе изучения воздействия культуры на человека, было выделено несколько её функций: адаптивная, информационная, коммуникативная, интегративная и функция социализации46.

Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли47.

Именно функция социализации в данном контексте представляется весьма важной и необходимой, ведь социализация, другими словами, это приобщение человека к социуму, введение в общество, формирование личности. Личность – это и есть «социальное лицо» индивида, по словам профессора Кагана48. Только общество делает из человека именно человека в моральном смысле этого слова, превращает существо с неким набором генов в высшее существо. Ребёнок, молодой человек, только что пришедший в этот мир, ещё не имеет установок на жизнь, ещё ничего не понимает и не может правильно ориентироваться. Главными ориентирами для него должны стать семья и социальные институты, ведущим из которых должны стать средства массовой информации. Именно средства массовой информации способны вложить в сознание те или иные идеалы человека на начальном этапе его формирования. Когда этого не происходит, результаты предугадать сложно. У каждого человека в процессе взаимодействия с данными социальными институтами должно сложиться представление о том, что есть правильно, что нет. Теодор Адорно писал на схожую тему следующее: «Представление о правильной жизни, правильной деятельности сводится к тому, что, организуя свою жизнь и деятельность правильно, человек как бы заново создаёт то, что и так уже присутствует»49.

Как известно, активное формирование личности происходит в подростковом периоде, в процессе которого ребёнок становится полноценным членом общества. Американскими исследователями выделен термин «тинейджер». Под определение тинейджера попадают только те, кому от 13 до 1950. Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что он представляет дальнейшее развитие личности при наличии существенной перестройки организма. Данный возраст входит в «эру восхождения к социальной зрелости».51 Данный возраст характеризуется как время статусной и ролевой неопределённости человека, амбивалентности чувств, неустойчивости Я-концепции, одновременного наличия разнонаправленных тенденций в социальном поведении. Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это индивид52. Психологическое содержание этого периода определяется ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается подросток. Тем самым главной задачей всех социальных институтов становится именно задача социализации человека, переживающего данный период53. Здесь встаёт разговор о культурном воздействии СМИ на личность.

При любом подходе суть остаётся прежней: аудитория издания как и аудитория вообще подразумевает под собой совокупность людей, объединённых какими-либо интересами. При рассмотрении аудитории как совокупности индивидов мы неизбежно сталкиваемся с понятием массовости и, как следствие, массовой культуры. Можно сказать, что при стремлении СМИ к максимально возможному расширению численности читателей, они ориентируются на массовую аудиторию следовательно, и анализировать явление следует через призму массовой культуры.

Маргинализация – это процесс выталкивания на общественное дно социальных субъектов, происходящий под непосредственным воздействием явлений массовой культуры54. Необходимо разобраться в том, как функционируют СМИ в условиях господства массовой культуры, какую роль при этом они выполняют, и как массовая культура видоизменяет основные функции СМИ. Именно потому, что массовая культура оказывает воздействие на работу средств массовой информации, необходим подробный анализ данного явления с поиском истоков и описанием нынешнего её состояния.

Прежде чем начать рассмотрение феномена массовой культуры и её взаимодействия со СМИ, имеющего место быть в современном обществе, логично кратко обратиться к истории российской культуры и её особенностям, так как ознакомление с культурным процессом России поможет лучше понять современное состояние дел не только в культурной области, но и в смежных областях. Периодические издания как раз относятся к смежной области, так как функционируют в определённых условиях, не оторваны от общества, а, напротив, интегрированы с ним. В науке есть такие понятия и категории, которые можно обосновать и понять, только опираясь на историческую ретроспективу. Только тогда начинает становиться очевидным то, как развивалось данное понятие, система, в которой оно себя проявляло. Маргинализация средств массовой информации, в частности, возникла не на пустом месте, а была подготовлена рядом событий в духовной жизни страны. Не стоит удивляться тому, что для того, чтобы понять итог, необходимо заглянуть сквозь толщу веков. Маргинализация как выпадение из культурного контекста была исторически предопределена ещё тогда, когда подобный вопрос даже отдалённо не ставился на повестку дня. Поэтому хоть и незримо, но связь современного состояния СМИ, в частности молодёжных, прослеживается в культурной ретроспективе, дающейся ниже.

Исследователи-пессимисты полагают, что Россия в настоящий момент переживает сложный полисистемный кризис, и наиболее глубоко поражена при этом духовная сфера, в том числе и сектор журналистики. Этот кризис во многом объясняется процессом прохождения России через этап «смены вех».

Культурная ситуация в России начиная от принятия христианства всегда носила сложный характер и заслуживает большего внимания, чем данной проблеме можно уделить в данной работе. Остановимся лишь коротко на самых основных этапах хронологии, могущих пролить свет на современную ситуацию российского общества. Это сочетание европейского менталитета с азиатским55, особые моменты прохождения через Ренессанс, принятие Русью христианства как обособление от католического мира Европы, татаро-монгольское иго, правление Петра Первого и его «европеизация» «азиатской» России, культурное декадентство Серебряного Века, период тоталитарного правления и культурного «застоя», «неприкаянность» эпохи перестройки с её увлечением Западом, и, наконец, эпоха реформ Ельцина, «подарившая» стране массовую культуру как образ жизни. Явление маргинализации основано на попадании социальных субъектов в некое пространство между культурами, противоречиями в духовной жизни.

Даже короткого взгляда на историю культуры России хватает, чтобы понять, что страна имела все предпосылки для появления феномена маргинализации. После падения коммунистического строя и, как следствие, отмирания советской идеологии, России понадобились новые ориентиры и новая идеология. Именно в выработке новых идей, восстановлении системы духовных ценностей и традиций, нравственных противоречий видится выход из сложившейся ситуации56.

^ 1. 2. Массовая культура как проявление маргинализации, её истоки и особенности

Массовая культура в современном мире представляет собой тип производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Таково общепринятое определение массовой культуры. На поверку оно гораздо шире и сложней. Массовая культура в современном обществе – это не только тип производства культурных ценностей, но и тип мышления, стиль поведения, стиль жизни и также очень хорошо продаваемый товар57.

Товар продаётся хорошо, когда есть заинтересованный покупатель. Именно массовую аудиторию мы можем называть потребителем массовой культуры как продукта. Без неё не было бы и самой массовой культуры как таковой. В соотношении покупатель-продавец и заключается основа рыночных отношений. Экономика входит в культурную сферу. Говоря о сути рыночных отношений между информационным продуктом и потребителем, мы предполагаем, что общество находится в ситуации, когда существуют массы людей, которые могут, хотят и должны купить информационный продукт58.

Канадский исследователь Маршалл МакЛюэн писал, что понятие «массовая аудитория» заменило определение «публика». Массовая аудитория также состоит из индивидов, но эти индивиды вовлечены в творческий процесс восприятия и созидания искусства. Он возлагает большую ответственность за распространение искусства в век массовой аудитории на средства массовой информации. Именно господство средств массовой информации определяет характер отношений между искусством и публикой59.

«Омассовление» культуры во многом вызвано именно массовой коммуникацией, которая стала питательной средой для подобного рода явления. СМИ занимаются распространением этого типа культуры в связи с усилением своей власти над чувствами масс. И если современный массовый читатель с трудом последует призыву газеты голосовать за ту или иную партию по причине тотальной разочарованности в политике, то тот же самый читатель с огромным удовольствием станет потреблять скандальную информацию из жизни российских публичных персон.

Средства массовой информации доносят до потребителя образцы поведения в искаженном виде. Это и есть одна из особенностей массовой культуры. Теодор Адорно отмечает неизбежность появления и существования произведений искусства низкого уровня, которые он объединяет под понятием «халтура», а сама массовая культура в его представлении выглядит как производство, управляемое прибылью, ведущее к деградации искусства60.

Такое мнение можно считать чересчур категоричным. Культурные образцы вырабатываются в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они понимаются и усваиваются соответствующими специалистами, в то время как для основной массы населения язык специализированной культуры практически недоступен61. Таким образом, появление СМИ в качестве популяризатора культуры вполне естественно. По сути, массовая культура – это та же самая культура, но сильно упрощённая для лучшего понимания массами, и, как следствие из этого, в достаточной мере деформированная. Теодор Адорно называет такое явление «фальшивой копией чуда», которое предлагается в виде утешения за отсутствие чуда, унижает искусство и деформирует его62.

Противоположный взгляд на сосуществование массовой и элитарной культуры предлагает Маршалл МакЛюэн. Он считает, что массовая культура адаптирует элитарную, поглощая её; сферы элитарного и массового искусства неуклонно сближаются63.

Структура бытия в массовой культуре задаётся человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, что значительно облегчает нагруженному современными заботами человеку ориентацию в социальном пространстве.

В дополнительном «поводыре» нуждается не только взрослый и сформировавшийся человек, но и молодой, и он нуждается в этом в большей степени. Поэтому именно молодёжные СМИ можно назвать основными представителями носителей массовой культуры. Такова их природа изначально: они должны направлять человека и вести его по жизни. Другой вопрос заключатся, в том, что не всегда легко выбрать нужное направление и сориентироваться в том, ведёт ли оно к гармонизации и облагораживанию личности, как того требует эстетическая функция культуры. Встаёт вопрос: можно ли считать массовую культуру облагораживающей и гармонизирующей? Не растеряла ли она эти свойства, будучи ориентированной на массы, на потоковое сознание? Ведь в процессе функционирования индустрии массового досуга массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического. В связи с этим в обществе сложилось достаточно однобокое представление о массовой культуре как о сугубо коммерческой безвкусной и безнравственной. Во многом это связано с тем, что в обыденной жизни человеку чаще приходится сталкиваться именно с феноменами массовой культуры в её наиболее комерциализированных проявлениях – эстрадно-музыкальном, низких жанрах кино и литературы, низкопробных передачах и публикациях64.

Негативная оценка роли массовой культуры даётся за бездуховность, упрощённый взгляд на жизнь, подыгрывание низменным страстям толпы. При этом приводятся примеры, которые относят её к маргинальным проявлениям65. Маргинализация российской культуры возникла в результате расшатывания системы норм и ценностей. Это случилось под воздействием так называемых межкультурных контактов, особенно усилившихся в начале-середине девяностых. Сюда можно отнести экспансию американской культуры со свойственным ей индивидуализмом.

По сути, основной чертой культуры конца ушедшего века стала массовость. Исследователи считают термин «массовая культура» не совсем точным из-за его двойственного смысла. Что есть массовая культура – культура масс или то, что употребляют в качестве культуры массы? Имеется ли в виду только лишь популярность того или иного вила искусства или произведения? Ведь под современное определение «массовая культура» никак не подходят произведенГлава вторая. Обзор современной молодёжной прессы

^ 2. 1. Состояние современного российского молодёжного медиарынка

Как говорилось в предыдущей главе, интенсивное развитие рыночных отношений в стране в начале 1990-х и в сфере самих СМИ стало катализатором коммерциализации журналистики и началом периода бурного роста новой прессы. Развитие демократии и, пусть слабое, но функционирование закона о СМИ также являются немаловажными факторами развития прессы. Сюда же можно отнести и происходящий в мире в целом и в России в частности процесс глобализации.

Глобализацию обычно представляют как процесс стандартизации в экономике и социальной сфере, вызванный появлением новых технологий и возрастанием объёмов и интенсивности трансгосударственных потоков капиталов, услуг и человеческих ресурсов99. Экспортным товаром стали не только продукты потребления, но и информация. Информация вообще всегда считалась и продолжает считаться выгодным товаром. Товарный вид информация приобрела в условиях господства массовой культуры, речь о которой шла в первой главе. Распространению информации сп

Часто обоснованию темы не придают большого значения, ошибочно полагая, что это просто формальность. Обоснование научной работы – важнейший этап ее написания.

Грамотное обоснование темы научного исследования значительно облегчает дальнейший процесс работы над диссертацией. Тщательное и подробное составление этого документа позволяет предварительно разобраться в исследуемой проблеме, определить пути ее решения, спрогнозировать результаты, которые должны быть получены.

Не стоит относиться к этому этапу работы как к просто формальности. Это фундаментальная основа всего научного исследования. Без соответствующей аргументации выбора области исследования диссертация не имеет смысла.

Как обосновать тему диссертации

Чтобы обоснование стало действительно хорошим заделом и помощником в дальнейшей работе, нужно ответственно подойти к его написанию.

В процессе обоснования необходимо провести подробный анализ информационных источников по теме, выяснить какие исследования уже проводились и определить степень изученности проблемы. Следует просмотреть имеющиеся по теме исследования авторефераты, научные статьи и монографии. Желательно изучить не только отечественные источники, но и зарубежные.

При этом необходимо выполнить конструктивную критику имеющихся исследований и предлагаемых в них разработок, и обосновать необходимость поиска новых актуальных и востребованных решений.

Основной упор следует сделать на доказательство полезности прогнозируемых результатов, на их востребованность в производстве и науке.

При составлении обоснования следует обращаться за помощью к научному руководителю. Затем обоснование обсуждается на заседании кафедры, а тема диссертации утверждается на ученом совете.

Этапы обоснования темы диссертации

Обоснование темы диссертации осуществляется в несколько этапов, каждый из которых должен быть продуман и грамотно оформлен.

Формулировка темы

Правильная формулировка темы исследования – залог ее успешного написания. Тема должна соответствовать Паспорту специальностей ВАК – это главный критерий правильности ее выбора и формулирования. Следует помнить, что в процессе написания диссертации тема может корректироваться. На начальном этапе формулирования темы основная задача – отразить новизну, предмет и цель проведения работы. При прочтении темы у читателя не должно остаться сомнений о содержании работы.

Актуальность темы

В части обоснования, где требуется доказать актуальность выбранной темы следует ответить на вопрос “для чего нужна данная диссертация?”. Уделять внимание необходимо не только практической ценности, но и востребованности именно научной проработки проблемы.

Определение цели и задач исследования

Цель работы отвечает на вопрос о том, каким способом будет достигнуто решение проблемы. Цель должна коррелировать с темой диссертации и органично исходить из актуальности.

Задачи работы составляются таким образом, чтобы стало ясно, после решения каких вопросов цель исследования будет достигнута.

Предполагаемая новизна исследования

Необходимо обозначить в чем будет заключаться инновационность проводимого исследования и его отличие от уже существующих работ.

Предполагаемая практическая значимость

В этом разделе указывается востребованность решения проблемы на практике, возможность использования результатов в производстве. Желательно уточнить где конкретно можно будет применить полученные разработки.

Пример обоснования темы магистерской диссертации

Обоснование – важнейшая ступень в работе аспиранта или магистранта над диссертацией. Соискатель не может быть допущен к написанию диссертации без составления убедительного обоснования темы. Для того, чтобы грамотно обосновать тему и сформулировать прогнозируемые результаты, соискатель должен обладать определенным опытом в сфере исследования, иметь соответствующие публикации, которые прикладываются к документу с обоснованием.

Грамотное обоснование темы диссертации, а также шаблон и пример обоснования обновлено: 15 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Тематика ВКР разрабатывается преподавателями выпускающей кафедры педагогики и методики преподавания. Обязательно учитываются содержание изученных педагогических дисциплин, собственные научно-исследовательские интересы студентов при условии, что они смогут обосновать целесообразность предложенной ими темы, возможность преемственности выпускной квалификационной работы.

Темы бакалаврской работы должны быть актуальными, соответствовать современному состоянию отечественной и зарубежной педагогической науки, а также социальному заказу региональной системы образования. Они формулируются и утверждаются на заседании кафедры и доводятся до сведения студентов. Конкретная тематика ВКР отвечает следующим требованиям:

Соответствие задачам подготовки специалистов;

Учет направления и проблематики современных научно-педагогических исследований;

Приобщение студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры в целом;

Учет интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты их работы в научном студенческом обществе;

Разработка актуальных проблем воспитания и обучения детей.

Самостоятельный выбор темы студентом является результатом собственных размышлений и идей, возникших на основе личных наблюдений опыта, изучения теории и чтения периодических изданий. Вместе с тем, выбор темы ВКР опирается на научные интересы преподавателей, основные направления научной работы кафедры.

Исследования преподавателей кафедры педагогики и методики преподавания ведутся по пяти основным научным направлениям:

Проблемы формирования музыкально-эстетической культуры школьников;



Разработка теоретических и практических основ художественно-эстетического образования;

Исследование духовных основ педагогической традиции отечественного образования;

Воспитательная деятельность педагога в сфере общего, дополнительного и профессионального образования;

Непрерывная подготовка учителя-профессионала.

При обосновании актуальности темы ВКР можно следовать схеме, предложенной В.В. Краевским:

1. Обоснование актуальности направления: показать значимость выделенной проблемы и необходимость ее разрешения.

2. Обоснование практической актуальности темы: показать недостатки в обученности и воспитанности младших школьников, которые следует устранить.

3. Обоснование научной актуальности темы: показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать на недостаточно изученные аспекты.

Усилить обоснование актуальности исследования помогает выделение противоречий, встречающихся в изучаемой области.

После того, как обоснован выбор темы, формулируются проблема исследования и его основная идея.

Уже во введении студент должен четко сформулировать объект и предмет своего исследования.

Объект исследования определяет область, направление, в котором проводится изыскание.

Предмет исследования конкретизирует то место в обозначенной области, которое занимает исследователь.

По-возможности, точно определив предмет исследования, необходимо сформулировать его цель и задачи.

Задачи конкретизируют цель и фактически являются планом работы. Чем неформальнее, детальнее и четче они будут определены, и чем строже станут выполняться, тем быстрее и надежнее будет достигнута цель, тем логичнее будет исследование.

Формулируется во введении и гипотеза исследования, представляющая видение исследователем конечного продукта изучаемого педагогического процесса. При формулировке гипотезы (научного предложения) возможно использование оборота: «Если…, то следует ожидать, что…». Гипотеза чем-то напоминает формулу изобретения. Формулировать гипотезу исследования кратко и лаконично в одном предложении.

Примеры фраз, используемых при формулировке гипотез:

● Изложенная выше идея конкретизировалась нами с помощью положений, сформулированных как гипотеза исследования.

● Эффективность изучения … в старшей школе, их роль в усилении …, в развитии … и … может быть повышена, если:

- … рассматривать как;

Четко выделять …;

Использовать ….

● Обозначенное объективное противоречие, заявленная проблема, цель и задачи исследования определяют формулировку гипотезы: эффективная подготовка старшеклассников к реализации …. Возможна если:

Разработана программа такой подготовки с …;

Сформирована ….;

Обеспечено …;

Организована взаимосвязь и скоординированы;

Используется ….

● В основу исследования положена следующая гипотеза: возможно повысить качество … за счет использования в курсе …. Подобная организация учебного процесса позволит активизировать …, более эффективно, чем при традиционном обучении формировать …, развивать …, в области ….

Теоретические основания, служащие базой для объяснения научно-педагогических фактов, используемые методы объяснения составляют теоретическую основу исследования, которую в работе надо заявлять.

При этом, конечно же, надо понимать суть заявленных позиций, неукоснительно придерживаться этих позиций, уметь объяснять и проиллюстрировать, как и где конкретно заявленная теоретическая основа в исследовании использована. Важно при определении теоретической базы исследования избегать штампов и формально относиться к данному пункту. Обычно в работе указываются и использовавшиеся при ее проведении методы исследования., надо обходить использование шаблонов, не просто перечислять методы, многие из которых используют практически все исследователи, а объяснять, зачем в данной работе использовался тот или иной метод.

Ниже приводятся примерыформулировок методов исследования.

Вариант 1. Методы исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам содержания и технологий начального образования, педагогический эксперимент, анкетирование, наблюдение, беседы, моделирование, тестирование, статистическая обработка полученных данных.

Вариант 2. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

На этапе изучения проблемы исследования – теоретический анализ философской и педагогический литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение педагогического опыта; опросные методы: анкетирование, беседа; наблюдение; педагогический эксперимент; методы самооценки и экспертной оценки; метод изучения продуктов деятельности учащихся;

При обобщении данных исследования – анализ и систематизация данных; статистические методы обработки результатов эксперимента.

Вариант 3. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, относящейся к объекту исследования, с целью разработки методических задач и построения их системы.

Наблюдение и изучение практической деятельности учителей начальной школы, анализ собственного опыта работы в школе, институте усовершенствования учителей, университете в аспекте исследуемого процесса.

Моделирование системы методических задач и методики их использования в учебном процессе с целью выявления функций разработанных задач и установления связей между элементами системы.

Анкетирование школьников, учителей, преподавателей пединститутов с целью выяснения степени интереса, значимости, трудности методических задач, используемых на занятиях в начальной школе.

Педагогический эксперимент в различных его разновидностях (констатирующий, формирующий, контрольный) с целью проверки эффективности использования разработанной системы методической работы.

Поскольку исследовательская работа любого уровня не может носить чисто реферативного характера, она должна содержать хотя бы элемент новизны, быть хоть в чем-то и кому-то полезной, в ней необходимо в явном виде сформулировать практическую значимость выполненного исследования.

Во введении исследователь раскрывает содержание пункта: достоверность и обоснованность результатов исследования.

Прежде чем представить выполненную работу к защите, исследователь должен провести ее апробацию и сказать о том, где и как она проходила.

(Термин «апробация» часто трактуется неверно. Согласно толковому словарю – апробация – одобрение, утверждение, основанное на проверке, испытании ).

· Актуальность исследования.

· Противоречия.

· Проблема.

· Объект.

· Предмет.

· Гипотеза.

· Задачи.

· Теоретическая основа.

· Методы исследования.

· Практическая значимость.

· Обоснованность и достоверность.

· Апробация.

По-возможности, в работе надо представить все названные позиции. Однако, иногда в студенческой работе можно определить и отметить теоретическую значимость.

Следует добавить, что во введении надо не отвечать на поставленные вопросы в виде рубленых фраз, а строить связный в логическом и языковом плане текст, раскрывающий содержание названных пунктов.

Примеры введений

Пример 1.

«Формирование правовых представлений у детей младшего школьного возраста средствами игры»

Введение

Важнейшим достижением системы российского образования за последнее десятилетие является его переориентация на принципы гуманизации, воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира.

Происходящие в обществе и в отечественном образовании изменения ставят принципиально новые задачи перед школьным воспитанием. Учащиеся должны активно осваивать явления социальной жизни, уметь успешно взаимодействовать в системе нормативных отношений, быть способным брать на себя ответственность в правовом поведении.

Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной актуальности правового воспитания является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Ухудшение положения детей, снижение показателей здоровья, благополучия, рост социальной дезадаптации детей, проявляющиеся в нарушениях норм морали и противоправных действиях ранней алкоголизации и наркомании, криминализированного сознания и поведения значительной части взрослеющего поколения, требуют активности государственной политики в интересах детей. Новая этика заключается в признании детства как полноценного этапа, естественного периода жизнедеятельности каждого ребенка.

Исследования ученых (Н.А. Алексеева, В.А. Караковский, И.С. Якиманская и др.) подтверждают, что начальная школа формирует у ребенка не только первичную функциональную грамотность, но и закладыва­ет основы его личностного саморазвития, в том числе и его правовой культуры (И.С. Марьенко, Э.И. Моносзон, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекендорф и др.).

Поставленная задача может быть решена посредством изменения подходов к воспитательной деятельности, отказа от авторитаризма в воспитании, что в свою очередь предполагает построение всего процесса через многостороннюю деятельность, основанную на взаимодействии, сотрудничестве, уважении, доверии к ребенку через создание условий для его самореализации, в качестве социального субъекта. Такие изменения непосредственно связаны с усилением внимания к реализации прав ребенка (В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Г.И. Вергелес, Н.Ф. Голованова, А.И. Раев и др.).

Значительный вклад в развитие теории, методики и практики правового воспитания, формирования правовой культуры различных социальных групп общества внесли философы, юристы, педагоги-практики, учителя-практики.

В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко.

Социально-педагогические основы правового воспитания, круг юридических знаний, формы внеклассной и внешкольной работы, условия эффективного функционирования системы правового воспитания (Г.П. Давыдов, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекендорф и др.);

Характеристика этапов правового образования в школе (Н.И. Элиасберг);

Методика измерения эффективности правового воспитания детей школьного возраста (В.В. Головченко).

Вместе с тем, анализ научно-педагогической литературы и практики свидетельствует о том, что, несмотря на наличие довольно обширной литературы по проблемам правового воспитания, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени.

Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности, связано с позитивным влиянием этих качеств личности на ее самоотношение, самоприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, научается уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли (С.А. Козлова).

Э.К. Суслова считает, что правовое воспитание детей предполагает ознакомление их с содержанием некоторых адаптированных статей Всеобщей Декларации прав человека. Для того чтобы знание «упрощенных» по отношению к детям статей лучше осознавалось ими, окрашивалось чувствами, переживаниями, способствовало формированию отношения к правам человека, ребенка, их необходимо пропустить через разные виды детской деятельности.

Ведущим видом детской деятельности является игра. Многие исследователи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.) рассматривали игру как ценное средство всестороннего развития.

В.Г. Подзолков, Н.Ф. Голованова, З.К. Шнекендорф рекомендуют использовать в качестве средства правового воспитания детей школьного возраста игру, сказку, художественную литературу. Игровая ситуация создает эмоциональные переживания в младшем школьном возрасте, предво­схищающие осмысление того или иного факта, явления действительности. Постепенное накопление опыта субъектного отношения к нормам права, возникновение рефлексии, осознание своего «Я» в социально-правовом пространстве происходит умладших школьников, как справедливо отмечал В.В. Зеньковский, на основе «повторения чужих движений и вживания путем фантазии в игровую роль» . Возникающее в игре чувство является мотивом и движущей силой, побуждающей ребёнка к поиску путей прояс­нения и оформления правовых представлений.

В последние годы вопрос о преподавании правовых знаний младшим школьникам является предметом научных дискуссий и опытно-эксперимен­тальной работы ученых, учителей, воспитателей. Исследователи видят решение этой проблемы, чаще всего, в расширении основного содержания курсов вляя­нитарного и естественнонаучного цикла, создании новых программ, введении в образовательный процесс дополнительных предметных дисциплин (Н.И. Ворожейкина, К.С. Гаджиев, Е.Г. Каширцева, Н.П. Лукина, В.О. Мушинский, М.Ю. Новицкая, Г.В. Терешонок, Н.Я. Чутко, Е.С. Шабельник, Н.И. Элиасберг и др.). Однако выяснение путей построения правового образования в начальной школе еще не оформилось в общепринятую исследовательскую концепцию.

Такие авторы, как Н.П. Лукина , А.Ф. Никитин , Н.И. Элиасберг , обращаются в своих работах к педагогическому анализу и обоснованию целей, задач и содержания преподавания правовых зна­ний учащимся начальных классов. Но большинство публикаций носит дискус­сионный характер, скорее ставит проблемы, чем предлагает пути их решения, а включаемый в содержание начального образования правовой материал реализу­ется на дидактическом уровне, через систему отдельных уроков, и оценивается учителями аналогично знаниям по родному языку, математике, природоведению и т. д.

Цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования правовых представлений у детей младшего школьного возраста средствами игры.

Объектом исследования является правовое воспитание младших школьников.

Предметом исследования выступает процесс формирования правовых представлений у младших школьников средствами игровой деятельности.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи :

На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть механизмы становления правовых представлений младших школьников;

Изучить уровень сформированности основ правовых представлений у детей младшего школьного возраста;

Разработать содержание методики, эффективно влияющей на формирование представлений о правах ребёнка у первоклассников;

Отобрать игры и игровые ситуации, направленные на формирование основ правовых представлений у младших школьников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза : формирование правовых представлений у детей младшего школьного возраста будет эффективным, если:

Углублять знания о правах детей и их обязанностях, добиваться понимания и принятия прав ребёнка как необходимой формы его жизнедеятельности;

Образовательный процесс обеспечить играми и игровыми ситуациями социально-правового взаимодействия;

В процессе воспитательной работы во внеурочной деятельности накапливать опыт правового поведения на основе расширения знаний общечеловеческих ценностей.

Методы исследования:

Теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

Опытно-экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты);

Беседа, проблемные ситуации, тестирование, наблюдение;

Методы математической обработки данных исследования.

База исследования : детский сад №______.

Структура работы.

Пример 2.

Выпускная квалификационная работа на тему:«Развитие воображения у младших школьников в работе с природным материалом на занятиях

Кружка «Природа и фантазия»

Введение

Современный этап развития психолого-педагогической теории и практики определяется поиском путей перехода от традиционного, информационно-технического понимания проблем детства к гуманистическому, характеризующемуся ориентацией на ценности саморазвития, самоопределения личности. Одним из фундаментальных условий всестороннего развития ребенка является направленность воспитательно-образовательных технологий на формирование творческих способностей ребенка, основу которых составляет высокий уровень развития воображения. Однако, пути достижения этой цели не сводятся к узко педагогическим или узко психологическим средствам. Речь идет о проектировании и реализации основ жизнедеятельности ребенка, организации предметной и социальной среды, режима, различных видов деятельности, в том числе и учебной, адекватных его психологическим и физиологическим потребностям и возрастным особенностям развития. В свете данного положения особое место занимает проблема формирования отражательных способностей ребенка, на которых базируется стратегия образного мышления и воображения.

Образная сфера личности, во многом вытесненная в науке в 1950-1970 гг. на задний план, долгое время трактовалась как "второсортная", низкая форма обобщения по сравнению со словесно-логической. Однако, за последние годы опубликовано значительное количество работ, подтверждающих, что образные формы отражения мира не являются упрощенной "непосредственно чувственной картиной" (А.Н.Леонтьев). Имея в своей основе единение перцептивных образов с мыслительными, образное отражение мира не только не "примитивнее" понятийного, но и является первичным, фундаментальным по отношению к нему.

Несмотря на активное обсуждение данной проблемы в психолого-педагогической литературе, большинство исследователей указывают на отсутствие до настоящего времени целостной концепции развития образного мышления и воображения дошкольников и школьников, а также научно обоснованных технологий направленного его формирование, что значительно обедняет развитие духовно-психической сферы личности ребенка (И.С. Якиманская, В.С. Столетов, М.К. Кабардов).

Практика и научные исследования в области педагогики и психологии свидетельствуют о том, что недостаточное использование образной сферы препятствует раскрытию творческих сил личности, ее духовного и психофизиологического потенциала, что в конечном итоге негативно сказывается на психическом и физическом самочувствии ребенка (В.С. Ротенберг, М.К. Кабардов, М.А. Матова, В.И. Гарбузов).

Многие авторы справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывают развитие воображения с общим психическим развитием ребёнка, считают, что воображение является непременным условием психологической подготовки детей к школе (Л.С. Выготский, В.В. Кириллова, Е.Е. Сапогова, Ю.А. Полуянов и др.). Исследователями были получены убедительные данные, согласно которым уровень развития символической функции и воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе. Если уровень развития этого новообразования не достиг того, который достаточен для перехода ребёнка к школьному обучению, то помещение ребёнка в условия учебной деятельности является преждевременным .

Л.С. Выготский отмечал, что развитое воображение задаёт для ребёнка социальную ситуацию развития, которая «определяет целиком и полностью тебе формы и тот путь, следуя по которому, ребёнок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным» .

В.В. Давыдов подчёркивал, что именно в замысле ребёнка обнаруживается одна из важных особенностей воображения – умение «видеть» целое раньше частей. «Замысел – это некоторая общая целостность, которую нужно раскрыть через многие части. Такое раскрытие осуществляется в процессе реализации и воплощения замысла» .

Психологи и педагоги признают, что именно воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из показателей развития личности, одна из сущностных её характеристик. В художественной деятельности и в игре происходит в первую очередь развитие детского творчества и воображения. Оно проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла.

Фундаментальные функции воображения, описаны различными авторами: гностически-эвристическая (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), способствующая решению проблемы путем преобразования ее наглядного содержания; прогностическая (А.В. Петровский, А.В. Запорожец). В рамках данной функции, по мнению Р.Г. Натадзе, воображение детерминирует деятельность человека посредством установочного действия; коммуникативная (В.С. Мухина, Н.П. Сакулина, В.А. Левин); защитная (З. Фрейд, К. Хорни, Р. Гриффитс).

В возрастной и педагогической психологии основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста принято считать произвольность, внутренний план действий, рефлексию. Исходя из этого положения, О.В. Фадеева считает, что основная линия развития воображения заключается в постепенном его подчинении сознательным намерениям, реализации определенных замыслов, что становится возможным в младшем школьном возрасте в связи с формированием этих психологических новообразований. Произвольность воображения проявляется в умении младшего школьника сознательно ставить цели действия, преднамеренно искать и находить эффективные средства и приемы их достижения .

Существенно следующее обстоятельство: в младшем школьном возрасте наряду с учением и игрой большую роль в развитии воображения имеют художественная деятельность, конструирование, элементы труда, которые реализуются средствами художественного, умственного и нравственного воспитания детей. Они взаимосвязаны и направлены на выполнение детьми различных действий, которые принято называть творческими (например, конструирование, работа с природным материалом, лепка, танцы и т.д.).

Одним из условий развития воображения является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребёнком художественно-творческой деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих её).

Несмотря на богатый опыт в области методики и технологии преподавания естествознания в начальной школе (А.А. Вахрушева, Н.Ф. Виноградова, Н.Я. Дмитриева, Г.Г. Ивченковой, А.Н. Казакова, З.А. Клепининой, А.А. Плешакова, И.В. Потапова, И.П. Товпинец, Е.В. Чудиновой и др.), методика работы с природным материалом, представляет наименее разработанную область науки и практики, при этом исследования ученых подчас носят локальный характер. Нет комплексной системы уроков, учитывающих взаимосвязь и особенности разных материалов. Исследователи зачастую не используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и развития воображения у детей.

Это приводит к широко распространённым ошибкам в работе с детьми. В практике начального школьного образования работа с природным материалом проходит подчас неинтересно, учителя испытывают трудности в их организации. Часто поделки, выполненные руками школьников, выглядят малоэстетично, качество работ очень низкое. Занижаются или завышаются возможности младших школьников, что отрицательно сказывается на процессе развития детского воображения. Дети ориентированы на создание предметных плоскостных образов из природного материала по образцу. У них не формируются творческие навыки, воображение. Такое ограничение приводит к повторам и снижению интереса детей к данному виду продуктивной деятельности. Используемые педагогами приёмы обучения и развития воображения, творчества однообразны, редко применяется создание игровой ситуации на занятии. В организации работы с природными материалами педагогами редко используется коллективная форма творческой деятельности. Это приводит к обеднению содержания и снижению художественной ценности детских работ. Слабо используются возможности интегрированных занятий для формирования творческих способностей, воображения детей, что отрицательно сказывается на формировании личностно значимых мотивов деятельности и снижается интерес к ней. Созданные детьми композиции и поделки редко применяются для оформления класса, школы, детских праздников и досугов.

Исходя из вышесказанного, перед нами в настоящем исследовании была поставлена следующая цель : выявить и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий развития воображения у младших школьников при работе с природным материалом на занятиях кружка «Природа и фантазия».

Объект: внеклассная работа, ориентированная на творческое развитие детей младшего школьного возраста.

Предмет: педагогические условия развития воображения у младших школьников посредством работы с природным материалом на занятиях кружка «Природа и фантазия».

Гипотеза: воображение младших школьников при работе с природным материалом будет успешно развиваться, если:

Разработать интегрированную программу занятий в рамках кружка «Природа и фантазия», предполагающую организацию творческой деятельности детей;

Формировать у первоклассников представления о выразительных возможностях природного материала и способах его преобразования;

Развивать субъектную позицию ребенка в поиске художественного замысла и поэтапной реализации художественного образа в творческой деятельности по созданию поделки.

Для решения представленной цели исследования и выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

1)охарактеризовать основные позиции развития воображения у детей младшего школьного возраста в художественно-творческой деятельности на основе анализа психолого-педагогической литературы;

2) выявить педагогические условия и разработать программу занятий, эффективно влияющих на развитие воображения у младших школьников при работе с природным материалом;

3) определить критерии оценки и уровни развития воображения у детей 7 лет;

4) опытно – экспериментальным путем доказать эффективность выделенных нами педагогических условий развития воображения в работе с природным материалом на занятиях кружка «Природа и фантазия».

Для доказательства гипотезы и решения задач исследования нами использовались методы исследования :

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

Наблюдение и анализ творческой деятельности младших школьников;

Педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы);

Методы обобщения данных эксперимента.

База исследования : детский сад №______

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 14 приложений.

Пример 3.

Выпускная квалификационная работа на тему: «Формирование цветовосприятия у детей младшего школьного возраста посредством аппликации»

Введение

В современной общеобразовательной школе большое внимание уделяется вопросам социальной адаптации детей в процессе их обучения. В связи с этим, актуальной становится проблема формирования цветовосприятия у младших школьников, так как в начальной школе обучаются дети, которые представляют собой неоднородную группу. Среди них есть школьники с недостатком развития способностей к цветовосприятию, а также с психофизиологическими особенностями видения и воспроизведения цвета. Приоритет интересов личности для этого контингента обучаемых предполагает становление, формирование, развитие цветовосприятия как одного из важных условий их социальной адаптации, что в полной мере может осуществляться средствами художественно-эстетической деятельности, в том числе и на занятиях аппликацией.

Изобразительная практика, повседневный опыт постоянно обогащают наше восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни. Ребенок еще не имеет разностороннего опыта восприятия цвета, цветовых впечатлений, который он получает в дальнейшем в своей жизненной практике. Однако у детей к 6-8 годам уже есть необходимые предпосылки для развития эстетического чувства цвета. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренно, увлеченно. Это очень ценное качество, которое надо не только сохранять, но и поддерживать, развивать в процессе обучения, так как оно является условием формирования цветовосприятия.

Цвет является одним из объективных свойств окружающей действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе, всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний. Это относится и к области искусства. Цветовая гамма произведения искусства (например, изобразительного) усиливает эмоциональное восприятие его содержания, участвует в раскрытии его образов.

Проблема формирования цветовосприятия является важным вопросом теории и практики художественной педагогики. В связи с этим, актуальными становятся вопросы педагогического руководства процессами изобразительной деятельности младших школьников и, прежде всего, проблема формирования способностей к цветовосприятию. Актуальность вопроса, его педагогическая значимость подтверждаются тем, что в некоторых зарубежных странах (в Польше, Болгарии, Франции, Японии и др.) программа ознакомления детей с цветом и его эстетикой включена в систему обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Особую актуальность приобретает данная проблема в связи с недостаточной разработанностью вопросов, направленных на определение педагогических условий, способов, методов эффективного формирования цветовосприятия у детей, обучающихся в начальной школе.

Младший школьный возраст - ответственный период в развитии детей. Это время активного формирования представлений об окружающем мире, в котором цвету отводится большое значение как важному признаку предметов и явлений.

Учителя, работающие с младшими школьниками, часто затрудняются в организации процесса обучения изобразительному искусству детей с индивидуально-психологическими особенностями цветовосприятия. Эти трудности связаны с малой представленностью практических методик формирования цветовосприятия у младших школьников, отсутствием педагогически корректной оценки детских работ, выполненных учащимися с нарушениями цветовосприятия. Эти и смежные с ними вопросы не получили еще должного освещения.

Решение названной проблемы приобретает особое значение в контексте развития личности ребенка средствами художественно-эстетической деятельности, которая выполняет социально-адаптивную и коммуникативную, художественно-образную, эмоциональную и другие функции.

Большинство педагогов считают, что использование аппликации в целях формирования у детей цветовосприятия необходимо. Педагоги выражают желание работать в данном направлении, но испытывают затруднения, т.е. не имеют методических рекомендаций по данной проблеме.

Цвет как объект изучения всегда привлекал внимание ученых, психологов, искусствоведов, педагогов, естествоиспытателей.

Несомненную ценность для нашего исследования представляют работы ученых физиологов С.С. Алексеева, С.В. Кравкова исследовавших процесс восприятия цвета человеческим глазом и выявившие индивидуальные особенности цветовосприятия человеком.

Труды ученых Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, B.C. Кузина, М. Люшера, С.Л. Рубинштейна посвящены исследованию в области психологии цветовосприятия.

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике по проблеме восприятия и применения цвета детьми дошкольного и младшего школьного возраста посвящены работы Э. Меймак, Н.И. Красногорского, Г. Валентайн, И.М. Шинн, А.С. Сулиной. Ученые решали проблему возникновения цветового зрения и определили периоды, когда впервые ребенок начинает различать цвета. З.И. Истомина, Ж.И. Шиф изучали особенности восприятия и называния цвета детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы отмечают, что дифференцирование цвета у детей 6-9 лет развивается сначала в отношении самих цветовых тонов, а затем в отношении светлот.

Я.А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори уделяли большое внимание формированию цветовосприятия у детей и считали, что умение различать, называть и использовать различные цвета и их сочетания имеет большое значение для развития художественно одаренной и развитой личности. Развитое цветовосприятие предполагает хорошо сформированное умение дифференцировать и группировать цвета на основе их сходства, контраста и красоты сочетаний. Это умение, несомненно, играет существенную роль в детском изобразительном творчестве.

В результате исследований по сенсорному воспитанию и декоративному творчеству (Б.В. Максимов, Н.П. Сакулина, И. Шейтакова) были разработаны содержание и методики развития цветового восприятия детей, особенности усвоения ими цветовых эталонов – спектра, усвоения знаний о цветах и оттенках и способах их получения, обучение передаче ц

Работа над любой диссертацией начинается с определения тематики. Задача несложная.

Необходимо определить сферу собственных научных интересов, сопоставить ее с уже имеющимися авторефератами ученых и найти какой-то уникальный предмет исследования или же придать новое звучание уже раскрытой другими авторами проблематике.

Выбранную тему нужно обсудить с научным руководителем, а также обосновать важность и нужность изучаемого вопроса на заседании ведущей кафедры.

Что такое обоснование темы диссертации

Обоснование тематики кандидатской – это документ, который представляет собой базовую основу для всей квалификационной работы. Именно с этого момента стартует работа над исследованием. Формальный подход к обоснованию не приведет к нужному результату.

А вот тщательная подготовка обоснования темы позволит исследователю лучше разобраться в изучаемом вопросе, а также спрогнозировать результаты своего труда.

Этот документ является обязательным при поступлении в аспирантуру. Тема научного труда уже поступившего аспиранта должна быть утверждена на ведущей кафедре, а затем на Ученом совете ВУЗа. Соответствующая отметка Ученого совета появится в индивидуальном учебном плане аспиранта.

Как обосновать тему диссертации

Работать над главным вопросом кандидатской стоит только совместно с руководителем. Именно он подскажет, какая проблематика будет выигрышнее звучать на защите, под каким углом стоит рассмотреть тот или иной научный вопрос.

Перед встречей с куратором постарайтесь изучить существующие научные исследования.

Обращайте внимание не только на российские источники, но и заграничные. Найдите слабые стороны в изучении выбранного вопроса, придумайте, что нового вы можете сказать по данной теме. Все эти моменты должны быть отражены в обосновании диссертационной работы.

Этапы обоснования темы диссертации

Тематика научного труда должна быть обоснована по определенному шаблону. В этом документе должны содержаться следующие параметры: формулировка темы,

  • ее актуальность,
  • цели и задачи исследования,
  • предполагаемые новизна
  • и практическая значимость.

Формулировка темы

От грамотной формулировки зависит успех будущей квалификационной работы. Ее нельзя выразить в свободной форме, она должна отвечать требованиям Паспорта специальностей ВАК и четко отображать перспективное содержание кандидатской. Первоначальная формулировка тематики может быть изменена в процессе исследования.

Актуальность темы

Тематика должна быть не только четко сформулированной, но и актуальной, отвечающей запросам времени. Иначе говоря, соискатель должен четко представлять, востребована ли научная проработка предложенной им проблематики. Таким образом в обязательном порядке надо подчеркнуть актуальность исследуемого вопроса.

Пример актуальности темы

Определение цели и задач исследования

В документе также должны быть отражены цель и задачи исследования. Цель может быть только одна, и она должны вытекать из тематики и актуальности. В определении цели содержится ответ на вопрос: как именно будет решена проблематика квалификационного исследования? Задачи – это конкретные шаги, которые позволят достигнуть обозначенную цель.

Пример целей и задач в кандидатской диссертации

Предполагаемая новизна исследования

Еще один важный параметр – это научная новизна. На этом этапе нужно изложить, каких уникальных результатов планирует добиться автор и при помощи каких нестандартных методов.

Пример новизны в кандидатской

Предполагаемая практическая значимость

В практической значимости нужно обосновывать, какие прикладные задачи сможет решить данное исследование, как оно может пригодиться в реальной деятельности предприятий и учреждений. Этот блок в документе должен показать, что кандидатская не носит исключительно теоретизированный характер.

Пример практической значимости в диссертации

Образец обоснования темы кандидатской диссертации

Существует несколько образцов обоснования квалификационных работ. Большинство из них будет строиться по стандартному шаблону.
Образец заполняется соискателем, подписывается им и куратором. Затем главный вопрос исследования выносится на заседание кафедры, к которой прикреплен будущий кандидат наук.

После обсуждения в преподавательском коллективе тематика может подвергнутся корректировке и в обоснование вносятся изменения.

Готовый документ передается на утверждение ректору учебного заведения. Приведенный пример не является универсальным, лучше всего документ готовить по тому шаблону, который существует на кафедре соискателя.

Образец “Обоснование темы кандидатской диссертации” СибГУФК

Обоснование темы кандидатской диссертации «_____________________________________»

название темы

Специальность: __.__.__ – ___________________________________________. (пример: 13.00.

08 «Теория и методика профессионального образования») Исполнитель: аспирант/соискатель __ года очной/заочной формы обучения __________________________________________________________________. (Ф.И.О.

(полностью) Научный руководитель: _____________________________________________.

(ученая степень, звание, Ф.И.О. полностью)

Актуальность исследования:

Проблема исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза исследования:

Цель исследования:

Задачи исследования:

Методологическая основа исследования:

Методы исследования:

Организация исследования:

Научная новизна исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Практическая значимость исследования:

Подпись исполнителя:

Подпись научного руководителя:

Пример обоснования темы докторской диссертации

Для докторской тематика обосновывается по схожему примеру, как и для кандидатской. В шаблон могут быть также включены такие параметры, как объект и предмет исследования, методы и этапы работы, а также планируемые публикации.

Шаблон обоснования темы докторской диссертации

Источник: http://disszakaz.ru/services/kandidatskaya-dissertatsiya/obosnovanie-temy-dissertatsii/

Обоснование выбора темы диссертации

Поиск Лекций

_

Общий учебный план аспиранта

___________

Научный руководитель ___________________________

Зав.кафедрой ____________________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20___ г

Рабочий план 1-ого года подготовки

Период подготовки с ______ по_________

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20 г.

Зав. кафедрой _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Рабочий план 2-ого года подготовки

(заполняется и согласовывается с научным руководителем после положительной аттестации за первый учебный год)

Период подготовки с________ по ___________

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Отзыв научного руководителя о работе аспиранта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель: _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Аттестация утверждена на Ученом совете факультета ________________ протокол №_______________

От “ ___ ” ________________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета ____________________________________

Рабочий план 3-ого года подготовки

(заполняется в конце второго года подготовки)

Период подготовки с ________ по ________

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20___ г.

Отзыв научного руководителя о работе аспиранта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель: _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Зав.кафедрой _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Аттестация утверждена на Ученом совете факультета ________________ протокол №_______________

От “ ___ ” ________________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета ____________________________________

Рабочий план 4-ого года подготовки (для заочников)

(заполняется в конце третьего года подготовки)

Период подготовки с __________по ______________20____год

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20___ г.

Отзыв научного руководителя о работе аспиранта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель: _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Зав.кафедрой _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Аттестация утверждена на Ученом совете факультета ________________ протокол №_______________

От “ ___ ” ________________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета ____________________________________

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»