Сцена и ее основные части. Основные театральные термины Система нумерации световых приборов

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
σκηνή , букв. «палатка, шатёр») - часть театра, подмостки, место основного театрального действия. В древнегреческом театре изначально представляла собой шатёр, в котором готовились к выступлению актёры , затем стала частью театрального антуража, изображая фасады зданий, задние планы (само театральное действие проходило в орхестре , позднее - в проскении).

Современный театр обычно использует сцену закрытого типа, которую называют сценой-коробкой . Главным признаком её является наличие замкнутого пространства, отделённого от зрительного зала стеной. Сообщение между сценой и залом осуществляется посредством отверстия в передней стене сцены. Образующаяся при этом архитектурная арка носит название портала сцены (от лат. porta - ворота, вход), а пространство, заключённое внутри арки, называется зеркалом сцены .

По горизонтальному сечению сценическая площадка слагается, как правило, из трёх частей: авансцены, сцены и арьерсцены - соответственно, передней, основной и задней частей сцены. Арьерсцена, как правило, примыкает к основной коробке, как пристройка, и служит для хранения декораций, их быстрой смены с помощью накатных площадок - фурок , создания разнообразных световых и др. эффектов. Помимо этого, сцена делится на игровую часть - лежащую в пределах видимости из зала, и боковые закулисные пространства. С боков также имеются пристройки, именуемые карманами , и также обычно оборудованные накатными площадками.

Сцену от зала в случае пожара должен отделить пожарный занавес .

См. также

  • Поворотный круг (театр)
  • Поворотное кольцо

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сцена" в других словарях:

    сцена - ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС 1. <Онегин>С мужчинами со всех сторон Расклянялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    СЦЕНА, сцены, жен. (лат. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на… … Толковый словарь Ушакова

    - (лат. scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    См. случай, театр делать сцену... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сцена случай, театр; сценическая площадка, сценка, педжент, подмостки, картина, объяснение, зрелище,… … Словарь синонимов

    - (иноск.) театръ. Ср. Онъ обладаетъ феноменальнымъ голосомъ... есть у него и наружность, пригодная къ сценѣ... Кажется, чего больше?... Тяпъ ляпъ и выйдетъ корабль; взялъ, костюмъ надѣлъ, да и дѣйствуй хоть въ «Пророкѣ». П. Боборыкинъ. На ущербѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Жен., франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти,… … Толковый словарь Даля

    - (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены древнегреческая орхестра. Тип театральной сценической площадки, близкий… … Современная энциклопедия

    - (лат. scaena от греч. skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр … Большой Энциклопедический словарь

    СЦЕНА, ы, жен. 1. Специальная площадка, на к рой происходит представление (в 3 знач.). Вращающаяся с. Освещение сцены. 2. перен. Театр, театральная деятельность. Деятель сцены. Жизнь, отданная сцене. Сойти со сцены (также перен.: оставить поле… … Толковый словарь Ожегова

    См.: Акт Аппетит В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

    сцена - СЦЕНА1, картина, устар. явление СЦЕНА2, площадка, подмостки, эстрада … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Сцена , Дорошевич В.М. , "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: T8RUGRAM ,
  • Сцена между землей и небом. Театральные дневники XXI века , Токарева Марина Евгениьевна , Марина Токарева - известный театральный критик, обозреватель "Новой газеты", автор книги" Константин Райкин. Роман с Театром" ."Сцена между землей и небом" посвящена режиссуре. Ее, книги,… Категория:

К технике сцены относится архитектурное устройство сценической коробки, ее оборудование, а также технические приспособления, которые иногда изготавливаются специально для конкретного спектакля.

Устройство сцены: 1 - зрительный зал, 2 - оркестровая яма, 3 - авансцена, 4 - антрактовый занавес, 5 - софиты, 6 - декорации, 7 - панорама, 8 - задник; 9 - планшет сцены; 10 - арьерсцена; 11 - трюм; 12 - суперзанавес; 13 - колосники; 14 - падуги.

Тип сценической площадки, какой мы ее видим сегодня, зародился в XVI в. и с тех пор совершенствовался, но принципиально не менялся. В наши дни, при всем многообразии театральных зданий, сцена представляет собой, как правило, замкнутую со всех сторон коробку. Когда раздвигается занавес, мы видим из зала лишь небольшую часть всей сцены - собственно сценическую площадку, на которой происходит действие. Это - второй этаж сцены, которая в современном театре имеет три этажа. Первый этаж скрыт под планшетом сцены. Туда ведут люки, имеющиеся в планшете.

Сценическая площадка отделена от зрительного зала каменными порталами. «П»-образный вырез в портальной стене, закрытый обычно занавесом, называется зеркалом сцены. Расстояние между порталами и их высота определяют размеры зеркала сцены. За каменными порталами обычно находятся порталы раздвижные. Сдвигаясь, они, если это необходимо, сужают зеркало сцены. Высоту его снижает, когда это требуется, подзор, который может опускаться и подниматься. Делается подзор из плотной материи, натянутой на жесткую раму.

Сразу за порталом вверху, во всю его ширину - перед основным, антрактовым занавесом - подвешен мягкий арлекин, обычно сшитый из того же материала, что и занавес. Вверху за порталом подвешен также пожарный занавес из железобетона, который опускается в случае пожара и наглухо отделяет сцену от зрительской части.

За основным занавесом обычно висит дополнительный - игровой занавес, или суперзанавес. Он бывает и раздвижным, и подъемным. Часто суперзанавес изготавливают специально к конкретному спектаклю, и его внешний вид зависит от общего решения художественного оформления.

Справа и слева от сценической площадки, за порталами, находятся так называемые карманы - просторные помещения, в которых хранятся декорации спектаклей театрального репертуара. В карманы также монтируется оформление для каждой следующей картины пьесы и с помощью специальных приспособлений выдвигается на сцену. Так обеспечивается быстрая смена декораций во время спектакля.

Карманы и боковая часть сцены во всю ее глубину скрыты от зрителей рядом кулис - больших декоративных полотнищ прямоугольной формы, которые подвешиваются вертикально справа и слева от сцены. Замыкаются кулисы цельным полотнищем - задником или раздержкой (разделенной на две половины, которые могут, как занавес, расходиться в разные стороны).

Часть сцены за задником, в глубине, называется арьерсценой. Площадка перед основным занавесом - это авансцена, или просцениум. Иногда арьерсцена в спектакле открыта зрителю, и тогда можно видеть горизонт, который тянется вдоль задней стены сценической коробки и несколько загибается вдоль боковых стен. Горизонт называют еще радиусом. В современных театрах он делается из специального белого пластического материала, который туго натягивается на жесткую раму. Такой горизонт не дает при освещении морщин и хорошо принимает на себя любой свет и цвет.

Каждая пара кулис наверху замыкается падугой - узким длинным полотнищем, подвешенным горизонтально. Несколько планов падуг составляют тот своеобразный «потолок» над сценической площадкой, который мы видим из зала.

Кулисы, падуги, задник, раздержки - все это вместе составляет одежду сцены, обычно в театре имеется несколько ее комплектов: черная, белая, цветная, из материалов различной фактуры и плотности. Одежду сцены нередко шьют специально для данного спектакля по эскизам художника.

Часть сценической коробки от «потолка» из падуг и до настоящего потолка - это и есть третий этаж сцены. Обычно в театральных зданиях расстояние от падуг до потолка в 1,5-2 раза превышает высоту от планшета сцены до падуг. В этом случае поднятые наверх декорации полностью скрыты от зрителей, сидящих в зале.

Высоко, под самым потолком, находятся колосники - деревянная решетка, к которой на тросах крепятся штанкеты - металлические трубы или деревянные брусья. На штанкетах подвешиваются одежда сцены, светоаппаратура, детали оформления. Вес штанкетов и закрепленных на них предметов уравновешивается набором противовесов - для облегчения подъема и опускания штанкетов. Вся эта система называется системой подъемов. По стенам вокруг сцены расположены галереи, соединенные между собой узкими мостиками. В некоторых театрах над колосниками, под самым потолком смонтирован водяной противопожарный занавес.

Техника и механизмы применялись в театре с очень давних времен. Известно, например, что в античном и средневековом театрах в финале спектакля, как правило, откуда-то сверху появлялся «бог» и парил над сценой на специальном приспособлении. Он был необходим, чтобы благополучно разрешить все проблемы: наказать порок и наградить добродетель. Этот персонаж назывался по-латыни - deus ex machina (бог из машины). В нынешнем театре технические приспособления сцены не называют «машинами», но до сих пор бытует термин «машинерия» - так собирательно называют механизмы, которыми оборудована театральная коробка. А рабочих монтировочного цеха, устанавливающих и меняющих на сцене декорации, называют монтировщиками или машинистами сцены.

При помощи системы подъемов можно быстро менять плоские декорации, одну поднимая под колосники, другую опуская на планшет. Для той же цели служит круг, врезанный в планшет сцены, или вращающийся барабан, вся нижняя часть которого скрыта в трюме. В барабане обычно устроены специальные опускные площадки - плунжеры. На них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данного спектакля.

Для подачи смонтированной декорации из карманов или с арьерсцены вместо круга иногда используют фурки - подвижные площадки на небольших колесиках. Фурки двигаются по специально установленным, направляющим «дорогам».

У театральной техники есть и другая функция - создание сценических эффектов , необходимых по ходу действия.

Развитие техники позволяет архитекторам осуществлять смелые проекты, вводить множество технических новшеств в театральные здания. Поднимающийся пол оркестровой ямы увеличивает и приближает к зрителю авансцену. Складные порталы и выдвигающиеся вместо них на сцену ряды кресел продолжают амфитеатр зрительного зала и почти замыкают его в кольцо. Партер освобождается от кресел и поднимается до уровня планшета сцены - сцена оказывается почти со всех сторон окруженной зрителями. Существуют и другие виды трансформации зрительного зала и сцены.

Устройство сцены.

Источник: «Что есть что? Справочник-словарь для молодого человека» Петр Монастырский

Арьерсцена. Задняя часть сцены, служащая резервным помещеньем для хранения декораций.

Колосники. Верхняя часть, расположенная над планшетом сцены. Основной элемент колосников настил брусьев, смонтированных на соответствующем расстоянии друг от друга. Такое их положение позволяет осуществлять подъем или спуск декораций и других элементов идущего спектакля. Над и под колосниками устанавливаются блоки для двигающихся тросов, осветительные приборы и все, что необходимо упрятать от глаз зрителей.

Планшет. Пол в сценической коробке. Кладется он, таким образом, чтоб в нем не было щелей. Это связанно с охраной здоровья, с безопасностью для ног. В драматических театрах планшет делают с врезными поворотными кругами и концентрическими кольцами. Такая «малая механизация» позволяет решать дополнительные творческие задачи.

Кольцо-круг. Одним из важнейших элементов машинерии на сцене является круг, врезанный в планшет и вращающийся вровень с неподвижной частью планшета. В последние три- четыре десятилетия появилось в сценической машинерии еще и кольцо. Оно может вращаться вместе с кругом, если его крепят соответствующими креплениями. Если в этом есть необходимость, оно может вращаться автономно от круга. Эта сложная механика помогает решать многие сценографические идеи художника и режиссера. Особенно когда круг, допустим, движется по часовой стрелке, а кольцо – против часовой. При правильном использовании этих средств могут возникнуть дополнительные видеоэффекты.

Авансцена. Часть сцены, несколько выдвинутая в зрительный зал. В драматических театрах служит местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связным звеном между основными картинами спектакля.

«Карман». Удобные служебные помещения по обеим сторонам сценической коробки, где, во-первых, могут храниться элементы сценического оформления спектаклей текущего репертуара, во-вторых, монтироваться движущиеся фурки, на которых собирают нужные декорации для подачи на сцену, чтобы на их фоне мог быть сыгран следующий эпизод. Таким образом, пока левая фурка задействована в спектакле, правая загружается для следующего эпизода. Такая технология обеспечивает динамику смены «места действия».

Кулисы. В театре часть подвесной декорации, часть «одежды сцены». Расположены по бокам сценической коробки, параллельно или под углом к порталу, ограничивают игровое пространство, маскируют стоящую по бокам сцены декорацию, прикрывают боковые пространства сцены, скрывая техническое оборудование, осветительную аппаратуру и артистов готовых к выходу. Кулисы делают невидимым то, что за ними.

Портал сцены. Вырезы в передней стене сцены отделяющие ее от зрительного зала левый и правый порталы образуют так называемое зеркало сцены. Кроме постоянных каменных на сцене есть два подвижных, при их помощи сцена может сокращаться в размерах.

Зеркало сцены. Прием в архитектурном портале, отделяющем сценическую коробку от зрительного зала.

Декорация. В наши дни при решении художественного оформления спектакля предпочтительней говорить о сценографии, а не о декорации. Сколько существует театр, декорация к спектаклям была обязательной составной частью лишь как характеристика места действия. К этому обязывали, во-первых, назначение спектакля, в котором актеры рассказывали сюжет. Во-вторых, авторские ремарки обязывали оформить их по подсказке место действия. Но с тех пор как в театре появилась фигура режиссера, все стало меняться в сторону создания образа спектакля, эмоционального его толкования… Театр перестал быть прямолинейным зрелищем, он заговорил иносказаниями, намеками. Элементарная декорация в этом случае уже пригодиться не могла: она не могла обеспечить сколько-нибудь интересного союза сцены и зрителей. В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, и самых больших художников-создателей спектакля.

Одежда сцены. Обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника. Падуги закрепляются над планшетом на горизонтальных штанкетах. Они «прячут» все хозяйство, располагающееся вверху, подзор тоже падуга, но он располагается ближе к зрителю и прикрывает батарею и первый софит. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол, в каждом серьезном театре таких комплектов бывает несколько, в зависимости от обстоятельств. Как правило, одежда сцены удовольствие довольно дорогое.

Падуга. Полоса ткани такого же цвета, что и кулисы, подвешенная горизонтально в верхней части сценической коробки. Она же и перекрывает взору зрителей «техническую грязь, расположенную под колосниками (софиты, подсветки, другие элементы оформления).

Подзор. Оборка, кружевная кайма идущая по краю чего-либо. Закреплен на штанкете.

Штанкет. Деталь сценического механизма – штанга от левого до правого мостика, опускающая и поднимающая подвязные к ней элементы декораций, приводимые в движение руками или мотором.

Задник. Большое живописное полотно, которое может являться фоном для спектакля. Следует напомнить, что задник не обязательно должен быть живописным. Он иногда может являться просто частью одежды сцены. Значит, он может быть нейтральным таким же по цвету, как кулисы и падуги.

Софит. Батарея светильников, собранных в определенной запрограммированной последовательности, направленных вниз на планшет или на задник или на зрительный зал, или на разные части сценической коробки.

Рампа. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.

Просцениум. Сценическое пространство перед занавесом. Просцениум это и дополнительная площадь, которая может быть использована для интермедий, заставок между картинами, для общения со зрителями.

Занавес. Завеса, которая отделяет сцену от зрительного зала, после каждого действия завеса, чтоб после антракта вновь подняться. Кроме основного занавеса, в больших театрах есть еще супер-занавес, висящий на первом штанкете и занавес противопожарный, который после каждого спектакля опускается, чтобы отгородить сцену от зрительного зала. Каждый день перед началом спектакля противопожарный занавес поднимается и висит там, наверху, в боевой готовности, на случай пожара.

Ы, ж. лат. scène нем. Szene, пол. scena <гр. skene шатер, палатка. 1. Специальная площадка, где происходит представление. БАС 1. <Онегин>С мужчинами со всех сторон Расклянялся, потом на сцену В большом рассеяньи взглянул, Отворотился и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СЦЕНА, сцены, жен. (лат. scena от греч. skene, букв. шатер). 1. Место, где происходит театральное представление. Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. || только ед., перен. Театр, театральная деятельность. Полвека на… … Толковый словарь Ушакова

- (лат. scena). 1) возвышенное место в театре, на котором представляется пьеса. 2) то же, что явление, часть акта оперы или иного драматическ. представления. 3) происшествие в действительности или изображение его на картине. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

См. случай, театр делать сцену... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сцена случай, театр; сценическая площадка, сценка, педжент, подмостки, картина, объяснение, зрелище,… … Словарь синонимов

- (иноск.) театръ. Ср. Онъ обладаетъ феноменальнымъ голосомъ... есть у него и наружность, пригодная къ сценѣ... Кажется, чего больше?... Тяпъ ляпъ и выйдетъ корабль; взялъ, костюмъ надѣлъ, да и дѣйствуй хоть въ «Пророкѣ». П. Боборыкинъ. На ущербѣ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Жен., франц. явленье, происшествие в лицах, или изображенье его на картине; | часть драматического представленья, выход, явленье; | место, где что либо происходит, поприще, со всею обстановкой, особ. помост в театре. Явиться на сцену, выдти,… … Толковый словарь Даля

- (латинское scaena, от греческого skene), 1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.). Древнейший вид европейской сцены древнегреческая орхестра. Тип театральной сценической площадки, близкий… … Современная энциклопедия

- (лат. scaena от греч. skene),1) площадка, на которой происходит представление (театральное, эстрадное, концертное и др.).2) В пьесе, спектакле часть действия, акта.3) В широком смысле то же, что театр … Большой Энциклопедический словарь

См.: Акт Аппетит В. В. Виноградов. История слов, 2010 … История слов

сцена - СЦЕНА1, картина, устар. явление СЦЕНА2, площадка, подмостки, эстрада … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Книги

  • Сцена , Дорошевич В.М. , "В нашем новом проекте вы найдете как книги из «золотого фонда» классической русской литературы, так и редкие, почти забытые, произведения авторов, оставшихся в тенисвоих великих… Категория: Литературоведение. Проза. Поэзия. Драма Серия: Издатель: T8RUGRAM ,
  • Сцена между землей и небом. Театральные дневники XXI века , Токарева Марина Евгениьевна , Марина Токарева - известный театральный критик, обозреватель "Новой газеты", автор книги" Константин Райкин. Роман с Театром" ."Сцена между землей и небом" посвящена режиссуре. Ее, книги,… Категория: Театр Серия: Современный театр Издатель:

выдвинутая в зрительный зал.

Авансцена занимает пространство, равное по ширине портальной арке,

от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных спектаклях

авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В

драматическом театре авансцена служит преимущественным местом

действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся

связующим звеном между основными картинами спектакля.

    Антрактный занавес - театральный занавес, снабженный клапаном,

прикрывающим широкое отверстие, проделанное в центре занавеса. При

выходе актера на вызов зрителя рабочие оттягивают этот клапан в

глубину первого плана сцены.

    Аппаратура бокового освещения

Аппаратура бокового освещения в театре - осветительные приборы

прожекторного типа, устанавливаемые на портальных кулисах, боковых

осветительских галереях и пр.

    Аппаратура верхнего освещения

Аппаратура верхнего освещения - в театре - осветительные приборы,

подвешиваемые над игровой частью сцены в несколько рядов по ее

    Аппаратура выносного освещения

Аппаратура выносного освещения в театре - рампа, а также прожекторы,

установленные вне сцены, в различных частях зрительного зала.

    Аппаратура горизонтного освещения

Аппаратура горизонтного освещения в театре - осветительные приборы,

служащие для освещения театральных горизонтов.

Механооборудование сцены.

    Арьерсцена (от фр.Arriere - сзади) в театре - пространство позади основной сценической площадки.

Арьерсцена является продолжением основной сцены,

используется для создания иллюзии большой глубины пространства и

служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию пространства большой глубины. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.

    Асфалейя система - система устройства подвижного планшета сцены,

предполагающая разделение планшета на подъемно-опускные планы,

делающие его подвижным. Каждый план, в свою очередь, может

разделяться на несколько подвижных частей. Для приведения в действие

подвижного планшета в трюме устанавливается гидравлическая силовая

установка.

    Боковой карман сцены

Боковой карман сцены - помещение для динамичной смены декораций с

помощью накатных площадок (фурок). Боковые карманы располагаются с

двух сторон сцены на уровне планшета за пределами боковых стен

основной коробки сцены. Размеры кармана позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.

    Верхняя сцена

Верхняя сцена - часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала

сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована

рабочими галереями и переходными мостиками, служащая для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов. На боковых стенах верхней сцены располагаются в несколько ярусов рабочие галереи.

    Внутренний просцениум - пространство сцены, заключенное внутри

декоративного портала сцены.

    Декоративный портал сцены - временное обрамление первого плана

сцены. Декоративный портал имеет боковые проходы, специальный

занавес и потолок. Он представляет собой часть декорационного

оформления спектакля и используется для сокращения размеров зеркала сцены.

    Выносной софит - группа осветительных приборов, расположенных в один или два ряда в зрительном зале сверху перед порталом сцены.

    Высота сцены - расстояние от планшета сцены до колосников. Обычно

высота сцены в 2.5-3 раза превышает высоту зеркала сцены, что

позволяет менять декорации путем их подъема и спуска.

    Грузоподъемные машины - подъемные краны всех типов,

краны-экскаваторы, тали и лебедки для подъема груза и людей.

Индивидуальный подъем (сценический подъем)

Индивидуальный подъем - механизм, состоящий из лебедки с тросом,

прокинутым через передвижные блоки, позволяющий опустить трос в

любом (нужном для монтировки) месте планшета сцены.

Он предназначен для подъема и спуска декораций, софитов, занавесов и другого сценического оборудования.

    Дымовой люк - специальное сценическое устройство, служащее для

выпуска дыма и газов при пожаре на сцене. Дымовые люки располагаются в верхней части сцены над колосниками и состоят из собственно люков, закрывающих клапанов и системы приводов с лебедками и противовесами.

    Закулисные пространства - пространства сцены:

где устанавливаются декорации для следующей картины спектакля

куда транспортируются декорации прошедшей картины

где находятся пульты управления сценическими механизмами

где помещаются:

    светоаппаратура спектакля

    пульт режиссера музыкального театра, ведущего спектакль

    площадка хормейстера

    место машиниста сцены и др.

    Зеркало сцены (портальное отверстие) - плоскость видимого зрителю игрового пространства сцены.

В драматическом театре зеркало сцены ограничено портальной

аркой и настилом пола сцены. В кукольном театре зеркало цены

ограничено ширмой, порталами и портальной аркой.

    Ковер-самолет

Ковер-самолет - площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и

задрапированная под ковер и служит для горизонтального пролета

одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую.

Обычно «пролет на ковре-самолете» применяется в темных картинах

перед самым закрытием занавеса.

    Колосники (колосниковая решетка)

Колосники - решетчатый (деревянный) настил, расположенный над

сценической площадкой. Над колосниками помещаются дымовые люки.

Колосники служат для:

    установки блоков сценических механизмов

    используются для работ, связанных с подвеской элементов оформления

спектакля

    сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.

    Колосниковое пространство - пространство над колосниками,

ограниченное сверху перекрытием.

    Ковровая щель - узкая щель в планшете cцены, расположенная за

красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной

планкой. Ковровая щель служит для закрепления передней кромки

декоративных «ковров», которые растягиваются на сцене, чтобы они не

сбивались во время действия.

    Красная линия (красная черта) в театре - граница между авансценой и нулевым планом сцены. На красную линию опускается противопожарный занавес.

    Люк-провал - сценическое устройство, предназначенное для подъема из

трюма до уровня планшета сцены отдельных исполнителей спектакля или

деталей сценического оформления, а также для их спуска с уровня

планшета в трюм. Люк-провал состоит из:

    проема в планшете с выдвижным щитом и запирающим механизмом

    подъемно-опускного устройства с жесткими направляющими

    контргрузом

    приводом

    Нижняя сцена (Трюм голл.Truim) в театре - часть сценической коробки ниже планшета, где расположены:

    сценические механизмы

    суфлерская и светорегуляторная будки

    подъемно-опускные устройства

    приспособления для сценических эффектов.

    Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей - верхнего первого

    трюма, расположенного непосредственно под ним, второго трюма и т.д.

    Одежда сцены - совокупность, образованная падугами кулисами и завесами сцены.

    Осветительное оборудование театральной сцены

Осветительное оборудование театральной сцены:

    аппаратура верхнего освещения

    аппаратура горизонтного освещения

    аппаратура бокового освещения

    аппаратура выносного освещения

    переносная осветительная аппаратура

    специальные осветительные и проекционные приборы.

    Осветительный прибор - устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

    Переносная осветительная аппаратура в театре - осветительные

приборы, устанавливаемые для каждого действия спектакля.

    Пистолет - осветительный прибор, предназначенный для высвечивания узким и сильным световым пучком отдельных актеров и части декораций.

31. Планшет сцены (от фр.Planche - доска) в театре - пол сцены, состоящий из отдельных съемных щитов, плотно прилегающих друг к другу. Щиты изготавливаются из сосновых досок высшего качества, с твердой (мелкослойной) древесиной. Различают горизонтальные планшеты покатые планшеты с уклоном от арьерсцены к рампе.

32. Плунжер - механизированная поднимающаяся часть плана сцены.

      Полетная фурка - часть сценического оборудования; платформа,

предназначенная для передвижения на сцене частей декорационного

оформления вверх и вниз.

      Рабочая галерея (машинная галерея) в театре - галерея, расположенная по правой или левой боковым стенам верхней сцены. Рабочие галереи имеют несколько ярусов и сообщаются между собой и со сценической площадкой

лестницами, лифтами и переходными мостиками.

На рабочих галереях находятся:

    рабочие сцены, поднимающие и опускающие декорации

    осветители

    сценические механизмы

    пульты управления и т.п.

    План сцены (от лат.Planum - плоскость) - часть сценической площадки,

расположенная параллельно рампе на ширину расстояния межу софитами. Планы отсчитываются от портальной арки начиная с нулевого номера. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъемов.

    Поворотный круг сцены - вращающаяся часть сценической площадки,

позволяющая быстро сменять картины на сцене и создать реальное

ощущение непрерывности сценического действия. Основными частями

поворотного круга являются:

    центральная опорная пята, состоящая из неподвижной и вращающейся

    ровная горизонтальная дорога, по которой катятся колеса круга

    парные отклоняющие блоки для плавного перехода горизонтального

    движения тягового каната в вертикальное движение

    ручной или машинный привод

    противовес, обеспечивающий вращение круга без проскальзывания

Различают накладные поворотные круги, которые монтируется на

планшете сцены непосредственно перед спектаклем и - стационарные

поворотные круги непосредственно врезанные в планшет сцены.

    Подъемное оборудование сцены - совокупность механизмов, с помощью

которых осуществляется подъем и спуск декораций, осветительных

приборов и т.п.

    Портал сцены (лат.Portale От лат. Porta – ворота) - архитектурный портал, отделяющий сверху и с боков сцену от зрительного зала и образующий портальное отверстие (зеркало сцены). Обычно портал сцены имеет форму прямоугольника с закругленными верхними краями. С внутренней стороны арки портала помещается подъемный или раздвижной занавес. Размеры портала определяются характером представления, вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры.

    Просцениум (лат.Proscaenium) - часть сцены, выступающая в сторону зрительного зала и расположенная перед занавесом.

    Рампа (фр.Rampe От фр.Ramper)

Рампа в театре - система осветительных приборов рассеянного света,

установленная на планшете по переднему краю авансцены и

предназначенная для освещения пространства сцены спереди и снизу.

Скрыта от зрителей низким бортиком (рампой).

    Световая проекция - метод светового оформления спектакля, с помощью которого создаются:

    динамические проекционные эффекты: облака, волны, дождь, падающий

    снег, огонь, взрывы, вспышки, летающие птицы, самолеты, плывущие

корабли и пр.

    статические изображения, заменяющие живописные или некоторые

детали декорационного оформления (светопроекционные декорации).

    Световые сценические эффекты - сценические эффекты, имитирующие

дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью

трехцветной системы освещения или создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и т.д. с использованием светопроекции

    Светорегулирующая установка

Светорегулирующая установка - система централизованного управления

осветительным оборудованием театральной сцены, позволяющая включать, выключать и изменять световой поток в отдельных осветительных устройствах. Регулирование светового потока происходит за счет изменения силы тока или напряжения в цепях электропитания осветительных устройств.

    Сценическая лебедка - механизм, служащий для натяжки тросов для

горизонтального и вертикального перемещения тех или иных элементов

оформления спектакля, для приведения в действие различных

сценических механизмов и эффектов.

    Софит - театральная осветительная аппаратура, подвешенная под

мостиками верхней сцены и предназначенная для освещения сцены сверху и спереди. Софиты подвешиваются параллельно порталу на границах между планами сцены.

    Средняя сцена - часть сценической коробки от уровня планшета до

верха портального отверстия, где происходит театральное действие.

    Сцена (лат.Scaena)

Сцена в широком смысле - площадка, на которой происходит театральное

представление.

    Театральная сцена - основная часть театрального здания, замкнутая

коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и

соединенная с ним портальным отверстием. Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона. По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены. По глубине сценическая коробка делится:

    на авансцену и на просцениум

    на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы

    на закулисные пространства и на арьерсцену.

    Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного

зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной

подкладке. Занавесы украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет:

    сделать невидимым процесс перемены обстановки

    создать ощущение промежутка во времени между действиями.

Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны

портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и

подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий

занавес).

    Театральный прожектор - осветительный прибор с узким углом рассеяния света, служащий для освещения отдельных участков сцены, предметов и действующих лиц.

    Художник по свету - театральный художник, разрабатывающий совместно с художником-постановщиком стилистику художественного светового оформления спектакля. Художник по свету составляет светомонтировку спектакля, разрабатывает световые эффекты, необходимые технические средства и документацию.

    Портал (нем.Portal От лат.Porta - вход) - парадный вход; архитектурно оформленный и украшенный резьбой дверной проем монументального здания.

    Портальная арка (портальное зеркало) - основная часть конструктивного оформления современной сцены, состоящая из:

    архитектурной арки - проем в капитальной стене, отделяющего сцену от зрительного зала и имеющего обычно постоянное художественное оформление и постоянную величину раскрытия;

    игровой портальной арки, раскрытие и оформление которой меняется в зависимости от изображаемого на сцене места действия. Обычно игровая портальная арка по своим размерам меньше архитектурной рамки. Она составляется либо из комплекта портальных кулис и падуги, либо из подвижных портальных башен и мостика.

    Портальная башня - часть игровой портальной арки сцены, жесткая

металлическая или деревянная конструкция, которая может двигаться

параллельно архитектурному порталу. На портальных башнях монтируется осветительная аппаратура и пульты управления помощника режиссера, осветителя, машиниста сцены. Со стороны зрительного зала портальные башни закрываются нейтральными или специальными драпировками или деталями оформления.

    Противопожарный занавес - дымонепроницаемая конструкция с

нормируемым пределом огнестойкости, выполненная из негорючих

материалов и опускаемая при пожаре для отделения сцены от

зрительного зала.

    Фурка - часть сценического оборудования; передвижная площадка на

роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного

оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором,

вручную или при помощи троса, один конец которого находится за

кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурки.

Фурки накатные.

    Штанкетный подъем - система, состоящая из трубы/бруса (штанкета),

подвешенной на тросах, перекинутых через блоки, постоянно

смонтированные на колосниках. Другие концы тросов прикрепляются к

противовесу. Штанкетный подъем служит для ручного или механического подъема и опускания деталей оформления. Вес декораций, прикрепленных к штанкету, уравновешивается грузами на противовесе.

    Электроосветительский цех - театральный цех, ведающий:

    осветительной аппаратурой

    электробутафорией: люстрами, настольными лампами, подсвечниками и другими источниками света.

Материалы лекций «Сценография», 3 курс заочное обучение,

СПбГУКИ, кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»