Преступление раскольникова, его причины и смысл. История персонажа Самые известные экранизации романа

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Если не вдаваться в психологические особенности, то физически двоих. Старуху обухом топора и Лизавету лезвием. Если старуху Раскольников, как великий человек, убил только из-за того, что та преграда к осуществлению великих целей, то Лизавету по причине, которая отчетливо показывает Раскольникову, что он никакой не великий, и вообще ставит под вопрос саму теорию. Причина убийства сестры старухи – лишние глаза, просто убрал свидетельницу. А значит на подсознательном уровне (долго размышлять Раскольникову убивать ли Лизавету или нет, ему не пришлось) он понимал, что всё-таки это преступление. Теории о том, что якобы Лизавета была беременна, а следовательно он убил троих, абсолютно безосновательна и никак не подтверждается в тексте произведения (ссылаются на то, что Лизавета то и дело ходила с брюхом). Хотя в ранних версиях Преступления и наказания Лизавета была беременна, но Достоевский впоследствии это убрал.
Теперь поговорим, так сказать, об убийстве не столько физическом, сколько моральном. Раскольников своим отчуждением и, как сказала Дуня, эгоизмом просто убил свою мать. Но эта смерть не была похожа на смерть Лизаветы, это была долгая смерть. Пульхерия очень, очень любила своего сына, поэтому переживала за него, настолько сильно, что стресс перерос в душевное заболевание, а душевное повергло маму Раскольникова в смерть. Даже если порассуждать о такой смерти, получится, что она намного страшнее убийства, насилия. Ибо обычное убийство — это всё-таки убийство тела, а не души, а вместе с ним и рассудка. Но в случаи Пульхерии Александровны всё произошло по самому страшному сценарию. Возможно, она даже не почувствовала свое помешательство или старалась отодвинуть такие вопросы от себя, но смерть произошла по причине такого напряжения, такого разрыва чувств, что даже страшно представить. Жестокое убийство. Но Дуня, которая видела всё это, что она чувствовала? В произведении не говорится, но так ясно представляется картина, как плачет где-то в углу несчастная дочь. Убийство ли это? Даже, если нет, то очень серьезное ранение, возможно, намного худшее, чем смерть. И вся надежда на Разумихина. Но он не из титана сделан. Все скорби семьи он также пропускал через свое сердце, и страдал он не меньше, чем Дуня. Ведь для него эта и есть его НАСТОЯЩАЯ семья.
А что в душе у таких людей как Зосимов, Порфирий Петрович? Для Зосимова – Раскольников чуть ли не первый пациент, а что он говорил про таких? Первые пациенты, как свои родные дети, что он должен чувствовать? Серьезную, глубинную, интимную скорбь. А следователь? Думаете его совесть чиста? Да он мучается, я даже уверен, что как-нибудь перед сном, задумался: а следовало ли вообще его так сгноить? Можно ли смотреть выше строчки закона? Хладнокровность можно приписать Порфирию, но если так призадуматься: ведь его племянник Разумихин — лучший друг Раскольникова! О чем они могли говорить на свадьбе? Что друг к другу чувствовали? Тут целая повесть.
А знакомые Лизаветы? Скольким она помогла? Мне кажется, что очень многие лишились светоча любви, доброты, простоты, и что с ними стало? Скорбь на месяц или полная потеря смысла жизни? А как убивалась Соня? Хотя про Соню можно столько говорить, она также помогла, спасла многих и в первую очередь Раскольникова, кто как не святая может спасти загубленную душу? Кто, как не святая может принять все грехи мира? Кто как не святая в слезах своих, как инок, узрела падение естества человеческого? Но смерть ли это? Или жизнь иная? Более важная, чем простое мирское наслаждение? И тут уже встает вопрос: где заканчивается жизнь и начинается смерть? Неужели смерть – это только прекращение кровообращения? или что-то более массивное?
Если призадуматься: скольких людей убил физически и духовно Родион? Волосы на голове начнешь выдирать. Чем-то напоминает карточный домик: толкнул одну карту и всё рассыпалось. Разрушить человеческие жизни проще, чем срубить колос пшеницы.

На вопрос Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы? заданный автором Прослабить лучший ответ это Причин преступления Раскольникова несколько:
1. СОЦИАЛЬНЫЕ: крайняя степень нищеты самого героя и его матери с сестрой; его сердце разрывается от сочувствия и желания помочь окружающим (Мармеладову, его жене, их детям, Соне, пьяной девушке на бульваре) .
2. НРАВСТВЕННЫЕ: желание проверить свою теорию, согласно которой сильные люди ради великой цели изменения несовершенного мира имеют право перешагнуть "через кровь" других людей.
3. ИСТОРИЧЕСКИЕ: теория Раскольникова выросла из разочарования молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов на почве кризиса утопических теорий.

Ответ от Ђатьяна Гданская - Сыл)) [гуру]
проценты)


Ответ от Nord730 [гуру]
Идея "убить одного спасти миллионы)


Ответ от хлебосол [гуру]
нехватка средств к существованию


Ответ от шеврон [гуру]
Вместо того, чтобы думать, как бедному студенту прокормиться в большом городе, Раскольников размышлял об абстрактных вещах.
Как собственно и все герои нашего времени. Все как один абсолютно непрактичные, но жутко романтичные =)
Правильно - а нафига писать о других-то? Практичных - их и в жизни хаватает. Такие никому не интересны

Бедность.Родиону захотелось доказать себе,что он "право имеющий".человек,который может решить,кому жить,а кому умирать.у него не хватило силы духа,чтобы доказать свою теорию на практике.обратите внимание,кого он ставит в пример?колоритные личности.Достоевский не опроверг теорию Раскольникова,хотя в школе нам пытались навязать такое мнение.
________________________________________
Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»).
Теория Раскольникова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»). Социально-философский роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Федор Михайлович Достоевский воспроизводит картину жизни в России середины 19 века, когда ALLSoch.ru 2005 началась активная борьба новых революционных сил, еще больше углубились социальные противоречия. В своем романе автор выступает против существующего социального устройства общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает не просто преступление, а чувства, мысли, переживания человека и причины его злодеяния. Главным героем романа является Родион Раскольников, бывший студент, разночинец, который живет в глубокой нищете без всякой надежды на улучшение своего положения. Он наделен многими положительными качествами: умом, добротой, отзывчивостью. В нем немало добрых начал, но нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят его до изнеможения. И вокруг себя Раскольников видит нищету и бесправие. Именно в такой обстановке, где вынужден обитать герой, и могла зародиться его бесчеловечная теория. Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству. В основе теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно путем уничтожения меньшинства. Сам главный герой пытается выяснить, кто же он: «тварь дрожащая» или «право имеющий». Себя Раскольников пытается отнести к последней категории. Он решает совершить пробу, чтобы убедиться в своей принадлежности к сильным личностям. Раскольников идет на убийство старухи-процентщицы. Желая сделать мир лучше, избавить его от несправедливости, герой становится убийцей. Содеянное зло никому не приносит пользы. Достоевский начинает опровержение теории Раскольникова. Убийство стало началом всех нравственных страданий Родиона. Его мучает совесть, он боится быть пойманным, боится выдать себя и сделать лишний шаг. Герою не удался эксперимент над собой. Он не смог без угрызений совести «переступить через кровь». Раскольников приходит к выводу, что он такая же »тварь дрожащая», как и все остальные люди. Сознание бессмысленности совершенного злодеяния тяжелым гнетом ложится на душу Родиона. Но пока он никак не хочет разувериться в своей теории, продолжает считать свои идеи правильными. Смерть старухи отрезала его от окружающих. Теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в еще более беспросветный тупик. Раскольников чувствует свою полную отгороженность от мира и людей. Понять истину случившегося в таком одиночестве невозможно: сознание героя не может самостоятельно вырваться из круга идей, определенных теорией. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Родион открывается Соне Мармеладовой, которая является также преступницей, нарушившей нравственный закон, погубившей свою душу. Под влиянием Сони Раскольников сознается в убийстве и пол


Ответ от Елена Забрудская [активный]
Теория о том, что с одной стороны "глупая, бессмысленная, злая старушонка, которая завтра же сама умрет", а с другой "молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки"
Цитата: "Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь. "


Ответ от Ольга Григорова [гуру]
Тварь я дрожащая или право имею? Вот таким он задавался вопросом. Насколько помню школу, роман меня даже немного пугал, он мрачный, и такое впечатление, что у Достоевского не все в порядке с головой. Какое-то в нем глубочайшее отчаяние. вам не кажется?


Ответ от Marlen [новичек]
bezvihodnost situasii


Ответ от Оксуша [новичек]
Раскольников, главный герой романа, имеет свою теорию о том, что люди делятся на «тварей дрожащих» и «имеющих право». Себя он относит ко 2ой категории и хочет себе это доказать, убив старуху проценщицу. Также убив ее Раскольников хочет восстановить не справедливость. Ведь старуха имеет много денег, которые ей, в принципе, не нужны, она их хранит, а Родион Романович бедный студент, которому не на что жить, платить за учебу, а также проценщице. Его сестра вынуждена выйти замуж не по любви, а ради благополучия семьи.
Поэтому Раскольников и решается на преступление.


Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

В разделе на вопрос За что Раскольников зарубил старуху топором в романе Достоевского " Преступление и наказание" заданный автором Галя Орешина лучший ответ это ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В разговоре с Соней Раскольников называет семь причин преступления и по лицу и по ответам Сони, как перед зеркалом, проверяет их истинность:
I Убил, чтобы ограбить (а деньги последние Катерине Ивановне отдал? "Какая же это правда"?).
II Наполеоном хотел сделаться, оттого и убил.
III Желание помочь матери и сестре закончить университет ("Ох, это не то! ").
IV Убил вошь, бесполезную, гадкую, зловредную ("Это человек-то вошь! ").
V Озлился на мир и людей ("Кто крепок и силен умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот у них и правее! Так доселе велось и так всегда будет! Только слепой не разглядит! ").
VI Захотел осмелиться и убил ("Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Стоит только посметь. Тварь я дрожащая или право имею? " Соня: "От Бога вы отошли! ").
VII Дьявол смущал?
Оказывается, разум неспособен открыть истинную причину преступления. Называя семь причин, по которым, как он думал в разное время, была убита старушка, Раскольникову так и не удается сказать настоящую правду.
Между тем истина самоочевидна. Она не нуждается в доказательствах. Человек, пребывающий с Богом (Соня) , либо человек, которому Бог открывает свой промысел (Порфирий Петрович) , знает истину. Герои, являющиеся носителями истины, всегда способны отличить ложь от правды. Важнейший итог разговора, что до сознания Раскольникова доходит: "Я себя убил, а не старушонку, а старушонку эту черт убил, а не я".
Источник: . Раскольников всерьез думает, что, убив старушку, он, с одной стороны, удивит и накажет мир, победит его, с другой же стороны - спасет себя, своих близких от унизительного существования.

Ответ от Посоветовать [гуру]
Чтобы доказать самому себе, что он не тварь дрожащая, а право имеет.


Ответ от Милена Кунакова [новичек]
Потому что хотел узнать, сможет ли он переступить эту черту?!


Ответ от Просо [гуру]
комплексы взыграли


Ответ от Европеоидный [гуру]
Нет он делал не совсем за деньги.. .
У нее было много денег... Так!! !
Его теория была такова, убить одну старуху, ради ста добрых дел.. .
Почти все ответы выше не имеют смысла... Ибо те, кто их писал, просто плохо изучали литературу.. .
Не в обиду сказано!!


Ответ от Nadya 555 [гуру]
по его словам она "вошь, а не человек"....ну и теория у него была о двух подвидах людей: твари дрожащие и право имеющие))

С чьей-то легкой руки уже довольно давно пошла гулять в массы версия о том, что герой «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского Родион Раскольников убил не двух, а трех человек. Он отвел глаза и прошел, как будто ничего не замечая. Настасья говорит: » А ведь ребенок-то лекарский был! <...> Вот этого, лекаря-то твоего (т.е. Зосимова). В висбаденской же редакции та же Настасья говорила: «Ведь ее ж потрошили.

Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России. Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. Он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу.

Впрочем, в наше непочтительное время Раскольников стал не только символом нравственных терзаний и душевного перерождения, но и героем карикатур и анекдотов. Любопытно, что у Родиона Раскольникова был вполне реальный прототип – некто Герасим Чистов (Guerasim Chistov), 27 лет, приказчик по профессии, который действительно был старовером. От чудовищной нищеты Раскольников решается на преступление. Раскольников обдумывает свою теорию месяцами, но никому не рассказывает о ней, за исключением своей покойной невесты. Раскольников верит, что сам он относится к необыкновенным людям, и, значит, имеет право на любое преступление, наивно полагая, что после не будет о нем сожалеть.

Раскольников и Свидригайлов

4. Что сделал Раскольников, говоря: «Я не тебе …, я всему страданию человеческому …»? («…поклонился». 11. Какой дар от Сонечки Мармеладовой принимает Раскольников? 12. Кто из героев романа кончил жизнь самоубийством? 15. Сколько лет Родиону Раскольникову при встрече с ним в романе?

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, образ которого проходит эволюцию в процессе развития событий, сталкивается со своими антиподами и двойниками. Однако Свидригайлов предстает персонажем с двойственной натурой. Ей не удалось попасть, но, как результат, помещик теряет всякую надежду на возможность начать жизнь с нуля. В итоге Свидригайлов совершает самоубийство. Родион Раскольников видит в решении Аркадия Ивановича свое возможное будущее.

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Родион Романович оказывается в мыслях в этом же положении. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников. Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму.

Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость — это его неуемные желания. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Нищета и разработанная Родионом Раскольниковым «Теория исключительности» толкают его на убийство старухи-процентщицы. Раскольников долго не решается на преступление. Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Порфирий Петрович и Родион Раскольников Родион Романович Раскольников главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Литературный персонаж Родион Раскольников – образ непростой.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Приказчик, раскольник 27-ми лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!». Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов, Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства.

В первый раз - шутовской и трагический рассказ пьяненького Мармеладова о семнадцатилетней дочери, Сонечке, её подвиге, жертве, о спасённой её ценою надругательства семействе. Любят Раскольникова, ибо “есть у него эти движения” , непосредственные движения чистого и глубокого сердца, и он, Раскольников, любит - мать, сестру, Соню, Полечку. Тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Видение Свидригайлова “страшнее” сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. А, проклятая!” - восклицает в ужасе Свидригайлов.

Например, Дуня и Раскольников. Однако Родиона подкосила нищета. Авдотья Романовна же, его сестра, стремится к лучшему счастливому будущему, но на более реалистичных позициях. Наказание Раскольникова мы видим в течение большей части романа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»