"художник - декабрист николай бестужев". Бестужев, николай александрович Бестужев селенгинск

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Число искусств и ремесел, коими владел Н.А. Бестужев... исчислению не поддается, ибо... ...он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы "не тужил улан-орон" (то бишь красное солнышко) Бестужев.

Натан Эйдельман Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине

Автопортрет (1837–39 годы)

Николай Александрович Бестужев, по основному образованию морской офицер, был человеком необычайно разносторонним. Он известен также как литератор, критик, историк флота, переводчик, путешественник, изобретатель, этнограф, декабрист. Но сразу оговорюсь: меня он интересует прежде всего, как рисовальщик и живописец, поэтому об остальных его многочисленных талантах, увлечениях, участии в восстании на Сенатской площади будет сказано в лучшем случае вскользь.



Портреты Прасковьи Михайловны и Александра Федосеевича Бестужевых
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ

Мой герой родился 24 апреля 1791 года в семье дворянина Александра Федосеевича и Прасковьи Михайловны Бестужевых. Он был старшим из восьми детей. До 10 лет Николай получал домашнее образование, которое в те времена предполагало не только изучение нескольких иностранных языков, литературы, основ наук и искусств, но и уроки рисования. К тому же его отец Александр Федосеевич был собирателем книг, минералов, редкостей Помпей и Геркуланума, эстампов, живописных полотен. Наш дом был богатым музеем в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу... слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благородные элементы окружающих нас стихий , – писал один из братьев Бестужевых. В доме отца бывали все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени. Не мудрено, что Николай с детства проникся интересом и любовью к живописи, наукам и литературе. Выйдя в отставку с военной службы, А.Ф. Бестужев был назначен на должность правителя канцелярии при президенте Академии художеств графе А.С. Строганове. Это дало возможность братьям Николаю и Александру брать уроки рисования и живописи у лучших профессоров академии, хотя официальными воспитанниками её они не были.


Автопортрет
Гуашь, Кронштадт, 1814–15 годы

В 1802 году Николай был определён в одно из лучших учебных заведений Петербурга – Морской кадетский корпус, откуда вынес не только глубокие знания по морскому делу, но также познакомился с основами физики и астрономии, овладел немецким, французским и английским языками. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем, затем служил во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В войне 1812 года и Заграничных походах русской армии ему поучаствовать не удалось. Более десяти лет Николай Бестужев отдал служению флоту, совершил несколько заграничных плаваний, став в 1822 году историографом флота, совместив служебную и литературную сферы деятельности.


Александр Бестужев
Гуашь, Петербург, 1823–24 годы
Николай БЕСТУЖЕВ

После окончания Морского корпуса и до восстания 1825 года. Николай Бестужев продолжал время от времени заниматься миниатюрной живописью, он писал много портретов и сам обрамлял их в изящные рамки. Но, к сожалению, до нашего времени дошло всего несколько работ. Эти портреты были ещё далеки от совершенства, в них нарушались пропорции, колорит был не всегда выразительным. Однако, как отмечали современники, сходства он сумел добиться.



Николай Бестужев, автопортрет
Гуашь, Петербург, 1825 год

Николай Александрович был знаком с приёмами письма гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), которая давала непрозрачные глухие тона. Кроме этого, он освоил очень кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости французского живописца Жана-Батиста Изабе (лёгким пунктиром и маленькими точками, сливавшимися в общий тон, создававшими впечатление живого и нежного свечения кожи), которая требовала тщательной обработки и отделки.

Николай и Александр Бестужевы нередко выступали в печати со статьями, посвящёнными академическим выставкам, размышлениями о художниках и проблемах изобразительного искусства. Непосредственно перед восстанием на Сенатской площади, Николай Бестужев стал членом Общества поощрения художников, где должен был курировать ту часть издания знаменитых происшествий , в которой изображались морские сражения.

В 1824 году Бестужев вошёл в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников. 26 декабря 1825 года в чине капитан-лейтенанта он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж и оставался с ним до трагического исхода мятежа. Именно Николая Александровича руководители восстания предложили поставить во главе восставших войск после самоустранения Сергея Трубецкого, но он отказался, так как здесь, на сухом пути, в командовании войсками совершенно не имеет понятия. Николай был осужден вместе с братом Михаилом по второму разряду на вечные каторжные работы, срок которых был сокращен впоследствии в З приема до 13 лет. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.


Ворота читинского острога
Николай БЕСТУЖЕВ

В Читинский острог братья Бестужевы прибыли в конце декабря 1827 года. Именно здесь, в Чите, родилась у Николая Александровича мечта увековечить облик своих соратников, участников восстания, созданием портретной галереи декабристов.


Портрет Любиви Ивановны Степовой

По прибытию в Читу Николай Александрович нарисовал портрет Любови Ивановны Степовой, первой и единственной своей возлюбленной. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти гуашью. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти пунктиром написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Бестужев не расставался до конца своих дней.



Мария Волконская с сыном Николенькой, 1826 год
Пётр СОКОЛОВ

Достать в тюремных условиях тонкие полупрозрачные пластинки слоновой кости было проблематично. Поэтому Николай Бестужев, прибыв в Читинский острог, начал изучать азы акварельной живописи. Но видимых успехов достичь не удавалось. Только после того, как в руки Бестужеву попали портреты, выполненные очень известным и модным в то время портретистом и новатором в области "чистой акварельной" живописи Петром Фёдоровичем Соколовым, дело сдвинулось с мёртвой точки. Эти портреты привезли с собой декабристы или их жёны. Портреты Петра Соколова послужили для Николая Александровича школой акварельной живописи, с их помощью он постигал не только тончайшую технику мастера, но и выбор своеобразной колористической гаммы для каждой работы. Взяв их за образец, Бестужев большую часть коллекции выполнил акварелью, выиграв, по словам брата Михаила, как во времени, так и в эффекте.


Николай Николаевич Раевский
Пётр СОКОЛОВ, Николай БЕСТУЖЕВ по оригиналу П.Ф. Соколова

По портретам Раевского, Марии Волконской, четы и детей Муравьёвых, Бестужев изучал манеру письма Соколова, переписывая их не единожды, пытаясь точно скопировать шедевры Соколова. До наших дней дошла копия портрета Николая Николаевича Раевского, отца Марии Волконской, сделанная Бестужевым с портрета Соколова. Вероятнее всего это первая акварель, выполненная им в остроге. Видно, что она ещё далека от идеала: помимо недостаточного сходства, отсутствует прозрачная лёгкость мазка, отличающая работы Петра Фёдоровича.



Никита Муравьёв, 1824 год
Пётр СОКОЛОВ



Александрина Муравьёва, 1825 год
Пётр СОКОЛОВ

Портрет жены Александрины Никита Муравьёв получил в каземате Петропавловской крепости 28 декабря 1825 года. В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживвает , – вспоминал Муравьёв. Он увёз его в Сибирь и не расставался до самой смерти. Эту работу Соколова Николай Бестужев копировал не один раз по просьбам друзей.

Откуда краски, спросите вы. Во-первых, в Читу два ящика акварельных красок привезли братья Борисовы, один из которых был любителем-натуралистом и неплохо владел акварелями, изучая флору и фауну и создавая целые альбомы птиц, бабочек, растений и т.д. Но в дальнейшем, на протяжении многих лет Николай постоянно получал из Санкт-Петербурга и Москвы все необходимые для живописи принадлежности благодаря заботам Александры Григорьевны Муравьёвой и её свекрови, Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, которая несколько раз в год отправляла деньги и целые обозы с необходимым, тщательно выполняя каждую просьбу невестки. Именно Александрина постоянно выписывала для Бестужева (и других живописцев-декабристов) перья, карандаши, бумагу, краски для миниатюр на слоновой кости, гуашь и акварельные. Причём большинство работ художника находятся до сих пор в отличной сохранности. Даже бумага, которая стареет очень быстро, подвергаясь воздействию искусственного освещения и солнечного света, по мнению экспертов, не пострадала, она совершенно чистая, без пятен времени, плесени и т.д. То есть товар поставлялся отменного качества.



Иван Абрамов



Андрей Ентальцев, Александр Бригген



Василий Тизенгаузен, Алексей Черкасов

А первыми декабристами, портреты которых были исполнены Бестужевым, стали осуждённые по седьмому разряду, т.е. приговорённые к году каторжных работ с последующей отправкой на поселение. Они должны были покинуть Читу в апреле 1828 года, поэтому Николай Влександрович должен был работать быстро. Основную свою задачу художник видел в сохранении для потомков живых черт участников декабрьского восстания на Сенатской площади. По свидетельствам очевидцев это было основным достоинством первых портретов, в остальном они ещё оставались далеки от совершенства.



Николай Лисовский, Владимир Лихарев, Сергей Кривцов



Павел Фомич Выгодовский (Дунцов)

В коллекции осталось только 10 работ, портрет Захара Чернышёва, родного брата Александрины Муравьёвой, утрачен. Скорее всего он был подарен сестре, которая переслала его другим сёстрам и он затерялся. Вообще Николай Бестужев писал портреты своих товарищей в двух экземплярах. Один портрет оставался у него, другой он отдавал переходившему на поселение декабристу.

По словам Михаила Бестужева из всей коллекции акварельных портретов соузников в Чите было нарисовано не много, и те не могли быть первыми в художественном отношении, много было тому причин. Во-первых, недостаток в помещении освещения, во-вторых недостаток материалов и, в-третьих, в опытности акварельной живописи. Но не указана ещё одна немаловажная причина; дело в том, что Николай Бестужев работал закованным в кандалы, которые узники насили постоянно, и день, и ночь, их снимали только на время мытья в бане и в церкви. Окончательно оковы были сняты только в конце 1828 года. Под каждой работой есть собственноручная подпись изображённого (не везде она видна из-за паспарту), таким образом к портретам была приложена ещё и коллекция автографов.



Артамон Захарович Муравьёв, 21 преля 1828 года


Иван Александрович Анненков
Читинский острог, 1828 год

Затем были созданы три портрета, написанные непосредственно в остроге. Декабристы позировали художнику в своих камерах, Артамон Муравьёв изображён на фоне тюремной стены, а Иван Анненков – тюремного окна.



Пётр Иванович Фаленберг

Сначала Бестужев планировал создать галерею, изобразив декабристов в тюремной обстановке, чтобы было понятно, что на портрете запечатлён узник. Но затем он отказался от этой идеи, так как таким образом трудно было избежать однообразия. По этому образцу был задуман и портрет подполковника Петра Фаленберга, но он остался незаконченным. Эта акварель долгое время лежала у художника в архиве (и без автографа). Когда же он принялся комплектовать галерею, то вырезал подпись из письма Фаленберга, приклеил на лист и включил незаконченный портрет в основное собрание.



Екатерина Трубецкая
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год

В Чите жили восемь жён декабристов: Александрина Муравьева, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Полина Анненкова. Некоторым из них пришлось оставить своих детей на попечение родственников в европейской России: Волконской одного, Фонвизиной двоих, Муравьёвой троих, а Давыдовой – шестерых. Портреты этих славных женщин также создавал Николай Бестужев.


Мария Волконская на фоне тына Читинского острога
Акварель Николая Бестужева, 1828 год
На стене висит уже знакомый нам портрет отца – Николая Николаевича Раевского кисти Петра Соколова.



Мария Волконская на фоне тына Читинского острога, 1828 год

Николай Бестужев писал в эти годы портреты жён декабристов, в частности Александрины Муравьёвой, но, все они были отосланы родственникам в Европу и следы их утеряны. Не раз создавал он также портреты Марии Волконской (но сохранилось только два их них, на фоне тына Читинского острога) и Екатерины Трубецкой.



Юлиан Люблинский, 1828 год

Из осуждённых по шестому разряду, срок заключения которых подходил к концу июля 1829 года, в Чите находился всего один Юлиан Казимирович Люблинский (Мотошнович). Этот портрет интересен тем, что в нём художник попытался уже не просто передать сходство человека, но и стремился показать его характер, переживания и настроение.



Сергей Трубецкой, 1828–30 гг.
репродукция с утраченного портрета Трубецкого.
Этот акварельный портрет считался одним из лучших, созданных Бестужевым в Чите.



Иван Пущин, 1828–30 годы



Сергей Волконский
Рисунок с утраченного акварельного портрета Н. Бестужева, 1828–30 гг.

Без сомнения, в годы читинской каторги Николай Александрович очень много рисовал своих друзей и товарищей. Родственники декабристов, узнав о работах Бестужева, просили прислать их портреты, так что художник был завален заказами, которые охотно выполнял. Однако таких портретов сохранилось очень немного, они разошлись по рукам. В основное собрание, которое Бестужев комплектовал и хранил у себя, он старался включить лишь те портреты, которые писал накануне выхода узников из тюрьмы, поэтому большая часть его работ, не вошедших в эту галерею, до нас не дошла.



Василий Ивашов, конец 1820 годов



Иван Шимков, конец 1820 годов



Александр Бестужев
Портрет сделан по памяти, 1828 год


Александр Бестужев, 1828-1830 годы

Кроме этого, находясь в Читинском остроге, Николай Бестужев по просьбе своего младшего брата Александра (будущего А. Марлинского), который, минуя каторгу, из Шлиссельбургской крепости был отправлен на поселение в Якутстк, писал его портреты по памяти. Как и просил Александр, чтобы ...усы вниз и без бакенбард...


Вид Читы, снятый из-под горы.
Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 гг.


Вид Читы, снятый из-под горы, 1829–1830 годы

Николай Александрович в Читинском остроге писал не только портреты декабристов, но и пейзажи с натуры. Особенно он любил наблюдать сибирскую природу летом, создал целую серию акварельных пейзажей Читы и её окрестностей, находя поэтические красоты в этой бедной, ничтожной деревушке .


Возвращение декабристов со съёмки плана окрестности Читы.
Акварель Н.А. Бестужева, 1828 год

По прибытию на которгу, узники пытались найти способ обойти суровый тюремный режим и получить возможность бывать на природе. Вскоре им было разрешено вести топографические работы (инструменты и приборы были изготовлены всё тем же Николаем Александровичем и Петром Ивановичем Фаленбергом)


Итогом этой деятельности стал этот план Читинского острога, выполненный Петром Фаленбергом в 1830 году.


Портрет коменданта Станислава Романовича Лепарского и его сестры Изабеллы, 1829–1830 гг.

В 1829 году Бестужеву удалось добиться у коменданта тюрьмы С.Р. Лепарского разрешения заниматься пейзажной живописью, то есть рисовать вне острога. Во время работы при живописце должен был находиться конвойный, но это не мешало ему создавать простые, выразительные и правдивые читинские пейзажи. Очень много своих акварелей Бестужев подарил Лепарскому в знак своей признательности.



Чита. Сад при комендантской квартире
Слева Николай Бестужев за работой, 1829–30 гг.


Внутренний двор Читинского острога. Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 годы



Второй Читинский острог и парники С.Г. Волконского.

В Чите некоторые декабристы (Волконский, П. Борисов, Кюхельбекер, Розен) занимались изучением земледелия и сельского хозяйства; они сажали огороды, строили парники и разводили цветники. Чтобы облегчить их труд, Николай Александрович спроектировал и построил машину для поливки растений.



Главная улица в Чите. Слева дом Е.И. Трубецкой, направо дом А.Г. Муравьевой.


Единственная улица в Чите, дом княгини Е. Трубецкой, коменданта и А. Муравьевой, 1829-1830 годы




Дом штаб-лекаря Д.З. Ильинского в Чите. Чёртова могила. Дом и сад коменданта С.Р. Лопарского, 1829–1830 годы

Бестужев зарисовал виды тюремного двора, улицы селения, дома коменданта острога и жён декабристов, парники и цветочные клумбы, устроенные декабристами, места их отдыха. Почти все многочисленные пейзажи с натуры Николай Бестужев щедро раздаривал товарищам. А те в свою очередь отправляли их домой. По этим рисункам можно было составить представление о том, как жили декабристы и их жёны в Читинском остроге.


Церковь в Чите, 1829–30 годы


Церковь в Чите
Акварели Н.А. Бестужева, 1829–1830 годы

А это именно та церковь, в которой в феврале 1828 года состоялось венчание Ивана Анненкова и Полины Гебль: Это была любопытная и, может быть, единственная свадьба в мире. На время венчания с Анненкова сняли железа и сейчас же по окончании обряда опять надели и увели обратно в тюрьму. (Н.В. Басаргин.)


Читинский острог. Чёртова могила


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка
На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского
Акварель Н.А.Бестужева, 1829–1830 годы


Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата – участника восстания Семёновского полка


Река Чита - место купания декабристов, 1829–30 годы




Берега реки Ингоды в Чите

Многие живописные ландшафты, созданные Бестужевым, сохранились благодаря стараниям Александры Ивановны Давыдовой, которая собрала альбом Сибирь из акварелей с изображениями видов Читы, Петровского Завода, пейзажами местностей, через которые шли декабристы, переходя из одной тюрьмы в другую. Из 29 акварелей, 12 принадлежат кисти Николая Бестужева.

Но большая часть портретной галереи участников восстания на Сенатской площади была создана Никалаем Александровичем в другой тюрьме – Петровском заводе, куда узники были переведены в 1830 году. Но об этом в следующий раз.

Капитан-лейтенант, брат Бестужева-Марлинского, род. в 1791 г., ум. 15 мая 1855 г. в Селенгинске. Получив блестящую домашнюю подготовку, он поступил в морской корпус, из которого вынес превосходное знание математики и новых языков; кроме того, он брал уроки живописи в Академии художеств и обнаружил недюжинный художественный талант. В 1809 г. Бестужев был выпущен в мичмана, с зачислением в штат морского корпуса на вакансию подпоручика. Сперва на судах корпусной эскадры Бестужев плавал в Финском заливе, а в 1814 г. рассчитывал попасть в кругосветное плавание, но эта надежда не исполнилась, и он остался в Кронштадте, где и прослужил 9 лет в 14-м экипаже. В 1815 и 1817 г. (на корабле "Не тронь меня") Бестужев участвовал в экспедициях во Францию, Испанию и Голландию, а затем с десантными войсками возвратился в Кронштадт, и вскоре же, в чине лейтенанта, был назначен помощником директора балтийских маяков и начальником морского музея. В этой должности он состоял по 1824 г., когда был произведен в капитан-лейтенанты и, в звании историографа флота, совершил плавание от Кронштадта до Бреста и Гибралтара на фрегате "Проворный". В 1826 г. служебная карьера, так блестяще начатая, оборвалась: 14 декабря 1825 г. Бестужев принял участие в бунте и вывел на площадь гвардейский экипаж, за что был приговорен верховным уголовным судом к смертной казни, а по Высочайшей конфирмации, по лишении чинов и дворянства, сослан навечно в Сибирь, в каторжную работу. Обряд разжалования приведен был в исполнение на кронштадтском рейде, на корабле "Князь Владимир". Природа щедро одарила Бестужева всевозможными способностями: талантливый педагог, писатель, художник, механик, прекрасный рассказчик и чтец, отважный моряк, ученый исследователь, он в то же время был душей всякого общества и привлекал к себе лучших людей своего времени. С литературными кружками он сблизился особенно тесно в 1817 г., когда на корабле "Не тронь меня" познакомился с Гречем. Тогда же заграничные впечатления, а также сближение с семьей генерала Жомини и с генералом Огильви привили ему радикальные взгляды, поддержанные впоследствии разговорами с норвежским лейтенантом Эриксоном. Эти взгляды заставили Бестужева примкнуть к тайному обществу, а энергичный и прямолинейный характер сделал его одним из деятельнейших заговорщиков. Когда бунтовщики на Сенатской площади были рассеяны, Бестужев бежал в Кронштадт и, сбрив себе баки и запасшись фальшивыми документами, явился на Толбухин маяк, в качестве назначенного в штат маячной прислуги. Однако полиция скоро выследила его. Проведя 1826-1827 гг. вместе с другими заговорщиками в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, Бестужев в конце 1827 г. был отправлен на каторгу в Читу, несколько лет спустя переведен в Петровский острог, а в 1840 г. перечислен в селенгинские поселенцы. Разнообразные природные дарования позволили Бестужеву скрасить жизнь в Сибири кипучею деятельностью. Еще до ссылки он изобрел особую спасательную лодку на полозьях ("бестужевку") и новый способ оснастки военных судов, усовершенствовал освещение на маяках и т. п. В Сибири нужда заставила его пользоваться всеми его знаниями и способностями. При самых жалких технических средствах, он писал акварелью портреты, исполнял на заказ иконы, чинил водяные мельницы, изобрел особую экономическую печь ("бестужевскую"), занимался сапожным и портняжным мастерством, делал гробы, занимался сельским хозяйством и т. п. Бестужев ввел моду на браслеты из кандалов, которые сам выковывал, а будучи еще в тюрьме, устроил хронометр удивительной точности и совершенно оригинальной системы, секрет которой унес с собою в могилу. Интересуясь естественными науками, он изобрел особый прибор для записывания землетрясений и производил ценные метеорологические наблюдения. - Плодом литературного дарования Бестужева были "Рассказы и повести старого моряка" (M. 1860 г.), в состав которых вошла изданная им в 1821. г. книга: "Записки о Голландии 1817 г.", 5 морских сцен, Опыт истории российского флота и 4 рассказа. Кроме того, в журналах 20-х годов Бестужевым были помещены: 1) Ответы на вопросы, предложенные в 1-й книге "Благонамеренного" ("Благонамеренный", 1818 г., № 5) 2) Письмо к издателю ("Сын Отечества", 1820 г., № 44); 3) Обожатели огня восточная повесть, из Т. Мура ("Соревнователь", 1821 г., №№ 11 и 12); 4) Паризина, прозаич. перевод из Байрона (ibid., 1822 г., № 3); 5) Сражение при Ганге-Удде 1714 г. (ibid., 1823 г., № 12) 6) Гленфиклас, из В. Скотта (ibid. 1822 г., № 5); 7) Об удовольствиях на море ("Полярная Звезда", 1824 г.); 8) К улетевшему гению ("Новости литературы" 1825 г., № 12). Наконец, в лондонской "Полярной Звезде" (1862 г., т. VII, вып. 2 напечатан отрывок из воспоминаний Бестужева о 14 декабря 1825 г.

Общий Морской Список, т. VI. - С. В. Максимов, "Сибирь и каторга"; его же, статья в "Наблюдателе", 1883 г. - "Записки Греча". - Некролог" в "С.-Петербургских Ведомостях" и в "Отечественных Записках" 1860 г. - Словари Геннади и Венгерова (статья И. Меньшикова).

{Половцов}

Бестужев, Николай Александрович

(13.4.1791-15.5.1855). - Капитан-лейтенант 8 фл. экипажа.

Род. в Петербурге. Воспитывался в Морском кадет. корп., куда поступил - 22.3.1802, гардемарин - 7.5.1807, мичман - 29.12.1809, зачислен в штат Морского корп. подпоручиком - 7.1.1810, переведен во флот мичманом - 14.6.1813, лейтенант - 22.7.1814, с 1820 в Кронштадте, назначен пом. смотрителя Балтийских маяков - 15.6.1820, в 1821-1822 организовал литографию при Адмиралтейском деп., за что 7.2.1823 награжден орденом Владимира 4 ст., весной 1822 прикомандирован к Адмиралтейскому деп. ("без выключки из флота") для написания истории русского флота, за отличие по службе произведен в капитан-лейтенанты - 12.12.1824, в июле 1825 назначен директором Адмиралтейского музея, с 1807 совершал плавания по Балтийскому морю, в 1815 плавал в Голландию, в 1817-во Францию, в 1824 на фрегате "Проворный" в качестве историографа - во Францию и Гибралтар.

Прозаик, критик. Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности - 28.3.1821, действительный член - 31.5, в 1822 избран членом Цензурного комитета, был гл. редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества, член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества - 12.9.1825, член Общества поощрения художников (1825), с 1818 сотрудничал в журналах ("Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др.). Масон, член ложи "Избранного Михаила" - 1818.

Член Северного общества (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу", активный участник восстания на Сенатской площади.

Арестован 16.12.1825 в с. Косном в 8 верстах от Кронштадта в доме фейерверкера Белорусова, в тот же день в 10 час. вечера доставлен в Петропавловскую крепость, закован в "ручные железа" и помещен в № 15 дома Алексеевского равелина ("присылаемого при сем сего Николая Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строгий арест. дав писать, что хочет").

Осужден по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно. Дальнейшая судьба совершенно совпадает с судьбой брата Михаила (см.). Приметы: рост 2 арш. 6½ верш., "лицом чист, смугловат, волосы на голове и бровях темно-русые, глаза серые, нос посредственный, острый, на бороде и бакенбардах волосы рыжеватые, на шее на левой стороне ниже уха был ранен, бородавки природные на лбу и на левой стороне на шее".

Умер в Селингинске, где и похоронен. Художник-акварелист, создавший портретную галерею декабристов. Изобретатель.

Гражданская жена бурятка Сабилаева, у них двое детей: Алексей (1838-1900), крупный сибирский купец и промышленник, выполнял дипломатические поручения, и Екатерина (в замужестве Гомбоева, ум. в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет); жили в семье селенгинского купца Д. Д. Старцева и носили его фамилию.

ВД, II, 57-98; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 8, 49.

Бестужев, Николай Александрович

{Половцов}

Бестужев, Николай Александрович

(1791-1855) - декабрист, старший из четырех братьев Бестужевых-декабристов. С 19 лет содержал своим заработком многочисленную семью. Служил во флоте, участвовал в дальних плаваниях, заведовал морским музеем и был историографом русского флота. Член масонской ложи, потом Союза Спасения, Союза Благоденствия и, наконец, Северного Общества. Обладая литературным дарованием, издавал с Рылеевым и своим братом Александром "Полярную Звезду". Подготовлял с Рылеевым декабрьское восстание и энергично настаивал на военном выступлении. За неприбытием 14 дек. диктатора Трубецкого на Сенатскую площадь, Рылеев предлагал ему принять команду, но он, как моряк, отказался командовать на суше. После восстания пытался бежать, но был арестован в Кронштадте. На допросах был очень сдержан в показаниях. Присужден к вечной каторге, которую отбывал в Шлиссельбурге и Нерчинских рудниках; в 1840 каторга заменена была ему поселением в Селенгинске, где, вместе с братом Михаилом Б., он занимался хозяйством и делал разного рода изобретения ("Бестужевские печи"). Совмещая в себе художника и ученого, Б. поражал разнообразием своих талантов (писатель, живописец, актер, техник, экономист). Оставил после себя много карандашных и акварельных портретов товарищей по ссылке, а также художественно написанные воспоминания о Рылееве и 14 декабря ("Воспоминания братьев Б.", изд. "Огни", П., 1917), сборник рассказов ("Рассказы и повести старого моряка") и ряд ненапечатанных работ (об электричестве, о свободе торговли и т. д.).


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бестужев, Николай Александрович" в других словарях:

    - (13 (24) апреля 1791, Петербург 15 (27) мая 1855, Селенгинск Иркутской губернии), русский политический деятель, декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), потомственный дворянин; сын А.Ф. Бестужева. Морской офицер, капитан лейтенант (1824) Николай Бестужев с… … Энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович, декабрист, брат А. и М. Бестужевых. Родился в 1791 г. Учился в морском корпусе. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался … Биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Николай Александрович Бестужев … Википедия

    Николай Александрович Бестужев Род деятельности: капитан лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник Дата рождения … Википедия

    БЕСТУЖЕВ Николай Александрович - (1791—1855), русский писатель, художник, декабрист. Брат А. А. Бестужева. Путевые очерки («Записки о Голландии 1815 года», 1821), пов. «Гуго фон Брахт» (1823, ист.), «Русский в Париже 1814 года». Рассказы, стихи, басни, статьи, этнография,… … Литературный энциклопедический словарь

    Бестужев, Николай Александрович - БЕСТУ/ЖЕВ Николай Александрович (1791 1855) российский морской офицер, историк российского флота, писатель, экономист, изобретатель, акварелист портретист, декабрист, капитан лейтенант (1824). Старший из четырех братьев декабристов Бестужевых. С… … Морской биографический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

    Михаил Александрович Бестужев (22 сентября (4 октября) 1800, Санкт Петербург 22 июня (3 июля) 1871, Москва) штабс капитан лейб гвардии Московского полка, декабрист, писатель. Михаил Александрович Бестужев … Википедия

Николай Бестужев — кто он был такой? Это выдающийся деятель освободительного движения, декабрист («умнейший человек среди заговорщиков», по словам Николая I), художник, этнограф, путешественник, изобретатель, экономист, историограф флота, критик. Такое обширное поле деятельности привлекает внимание к этой незаурядной личности. Краткая биография Николая Александровича Бестужева представлена далее.

Дворянский род Бестужевых

Бестужевы — многочисленный дворянский род (герб ниже), представители которого какое-то время даже принадлежали к кругу высшей аристократии, имея графский титул. Последний граф в роду (Андрей Алексеевич Бестужев-Рюмин) умер в 1766 году, то есть за четверть века до рождения Николая Александровича Бестужева (1791-1855).

Алексей Петрович — отец последнего графа Бестужева — кто он? При Екатерине Великой он был кардиналом, но фаворитом самодержицы государственному деятелю и дипломату стать так и не удалось. Хотя известно, что императрица относилась к нему довольно-таки благосклонно.

Семья Николая Бестужева

Отец Николая, Александр Федосеевич, получил престижное военное образование, был конференц-секретарем Академии художеств и правителем канцелярии Мраморной экспедиции Строганова, статским советником, главным управляющим Екатеринбургской гранильной фабрики, участвовал в создании бронзолитейных мастерских и фабрики холодного оружия.

Александр Федосеевич был тяжело ранен во время русско-шведской войны. Выходили его девушка-мещанка Прасковья, на которой он впоследствии женился, и крепостной слуга Федор (на репродукциях картин, помещенных ниже, изображены родители Николая Бестужева).

В этом браке родилось пятеро декабристов: Николай (1791 год рождения), Александр (1797 год), Михаил (1800 год), Петр (1804 год) и Павел (1808 год). Кроме того, в семье воспитывались три дочери: Елена (1792 год), Мария и Ольга (примерно 1794 года рождения).

Дом Бестужевых был одних из немногочисленных в то время культурных центров Петербурга, где проходили встречи художников, писателей и композиторов. Здесь бывали А. И. Корсаков (сенатор, выдающийся государственный деятель, ценитель искусства, коллекционер), В. Л. Боровиковский (русский художник-портретист), Н. Я. Озерецковский (ученый-энциклопедист, член Академии наук), М. И. Козловский (известный скульптор) и другие.

При воспитании детей применял разработанную им же систему гуманной педагогики. Александр Федосеевич защищал идею государственного образования и был противником религиозного воспитания. Свои взгляды на вопросы педагогики он изложил в трактате «О воспитании». Николай Александрович Бестужев благодаря отцу рано приобщился к искусству: он хорошо знал музыку и живопись, любил литературу.

Военная карьера

Мальчики из дворянских родов получали, как правило, военное образование. В одиннадцать лет Николай Бестужев стал воспитанником Морского кадетского корпуса в Петербурге. В том же учебном заведении учились его младшие братья Михаил и Петр. Через пять лет Николай получил звание гардемарин, а еще через два года стал мичманом.

В 1810 году юноша был зачислен в Морской корпус в звании подпоручика. Через три года переведен на флот, в еще спустя год произведен в лейтенанты. В Отечественную войну 1812 года Николай вместе с корпусом находился в эвакуации в Свеаборге.

Там начался роман 21-летнего юноши с женой директора штурманского училища Л. Степовой. Один из современников Бестужева утверждал, что эта женщина имела значительное влияние на жизнь Николая до самой его гражданской смерти, то есть ссылки.

В мае 1815 года Бестужев участвовал в походе в Голландию, в Роттердам. Молодой офицер собственными глазами увидел установление республики, что дало ему представление о гражданских правах. Спустя два года последовало очередное плавание. В этот раз корабль направлялся в Кале, что во Франции.

Знакомство с государственным устройством и культурой западных стран в ходе их посещения все больше подтверждало мысли молодых офицеров, что монархия тормозит развитие России. Это мысли вскоре привели Николая Бестужева в масонскую ложу «Избранного Михаила».

В 1820 году Бестужев назначен помощником смотрителя маяков в Кронштадте. В 1824 году Николай Александрович в качестве историографа совершил плавание во Францию и Гибралтар на фрегате «Проворный». В том же году произведен в капитан-лейтенанты.

В 33 года офицер становится начальником Морского музея, начинает заниматься историей российского флота. Интересно, что тогда он получил прозвище «Мумия». В это время Николай Бестужев уже был авторитетной личностью среди морского офицерства и даже успел приобрести определенную известность в литературной и научной среде. Бестужев вступил в тайное общество, представителей которого позже назовут декабристами.

Бестужев как писатель

Как до ссылки за революционную деятельность, так и после Николай Александрович Бестужев занимался переводами прозы Байрона, Вальтера Скотта, Томаса Мура на русский язык, писал статьи, которые были посвящены преимущественно морской истории, очерки о европейских народах (по впечатлениям от заграничных плаваний в молодости), сибирских инородцев (в ссылке).

Выдающимся писателем Николаю Александровичу стать не удалось, но его сочинения представляют интерес и легко читаются. Лучшие его рассказы и очерки после смерти декабриста были изданы одной книгой под заглавием «Рассказы и повести старого моряка». В сборник вошли «Записки о Голландии» , «Гусиное озеро» (о быте бурят), «Русские в Париже 1814 года» и другие.

Кстати, более известен литературной деятельностью брат Николая Александр. Писатель-байронист публиковался под псевдонимом «Марлинский». Каждая его повесть ожидалась с нетерпением, переходила из рук в руки, зачитывалась, а книги становились всеобщим достоянием и раскупались нарасхват. Ниже помещен портрет Александра Бестужева-Марлинского.

Технические способности

Николай Александрович Бестужев был человеком разносторонним. Отличался он и выдающимися техническими способностями. Николай очень быстро усваивал все виды ручной работы, постоянно генерировал творческие идеи. Во время службы в корпусе он придумал спасательную лодку - «бестужевку», а в ссылке в Сибири построил экономную «бестужевскую печь».

В тюрьме декабрист Николай Александрович Бестужев без инструментов сделал часы, которые не останавливались и отличались правильным ходом. В Сибири он чинил мельницы, шил сапоги и фуражки, придумывал ювелирные украшения, метеорологические приборы, устраивал парники и огороды, кожевенные заводы.

Северное тайное общество

В 1824 году биография Н. А. Бестужева изменилась раз и навсегда. Он принял предложение Кондратия Рылеева и вступил в Северное тайное общество. Члены общества были обеспокоены судьбой Российского государства, готовили проекты преобразования государства на манер западных республик.

Планы декабристов и подготовка

Программным документом была «Конституция» Муравьева. Согласно «Конституции», предполагалась введение конституционной монархии, формирование федерации, разделение на пятнадцать «держав» на основе экономических особенностей регионов, разделение власти на три ветви. Также предусматривалась отмена крепостного права, наделение всех граждан равными правами, свобода слова, печати и вероисповедания.

Бестужев (кто правил при нем известно — это Александр I Павлович, который умер за несколько дней до восстания, и Николай I) с братьями стали главными помощникам Рылеева накануне восстания. Четырнадцатого декабря 1825 года именно Николай Александрович привел на Дворцовую площадь гвардейцев, хотя он уже практически не имел отношения к морской службе.

«Манифест к русскому народу»

Декабрист Николай Александрович Бестужев работал над «Манифестом к русскому народу», который должна была вручить правительству делегация революционеров. Обнародовать «Манифест» планировалось после восстания от имени Сената. Тезисы документа по факту провозглашали республиканский строй.

Следствие по делу декабристов

Во время следствия по делу Николай Бестужев проявлял стойкость и мужество. Он признавал только то, что было известно, на все вопросы отвечал сдержанно, умалчивал о делах Северного тайного общества и не называл фамилий. На допросах он сжато говорил о тяжелом состоянии России и указывал, что сердца «северян» «приводили в трепет» упадок торговли, беззаконность судов, ничтожность способов в земледелии и расстройство финансов.

После первого допроса император Николай I Павлович сказал, что Бестужев «умнейший человек среди заговорщиков». Но впоследствии декабрист будет осужден предельно строго. На этот факт, конечно, повлияло поведение Николая Александровича на допросах. В материалах следствия все заговорщики были разделены на 11 разрядов и одну группу. Бестужев был отнесен ко второму разряду, хотя во многом безосновательно. Верховный суд приговорил его к «политической (гражданской) смерти».

Николай I смягчил наказание для некоторых «преступников», заменив вечную каторгу двадцатилетней с лишением чинов и ссылкой на поселения. По случаю восхождения на престол Николая I Павловича срок каторги для осужденных второго разряда был снижен до пятнадцати лет, а в 1829 году снова уменьшен — теперь до десяти лет. Но Николая и Михаила Бестужевых тогда эти изменения не коснулись.

Бестужев на каторге

Биография Николая Александровича Бестужева продолжилась каторгой. Седьмого августа 1826 года он (вместе с Михаилом, младшим братом) был доставлен в Шлиссельбург, а затем отправлен в Сибирь. Тринадцатого сентября 1827 года декабрист прибыл в Читинский острог, а через три года был переправлен в Туда осужденные декабристы добирались пешком.

Два раза в день декабристов выводили на работы. Они рыли канавы для оттока воды, обрабатывали огород, ремонтировали дороги, строили мастерские, мололи на ручных жерновах муку. К работе на заводе осужденных не подпускали, опасаясь их влияния на рабочих. Только однажды Николай Бестужев и К. П. Торсон допустили в цех, чтобы починить одну из машин.

Каждый на каторге занимался ремеслом по своим наклонностям и умениям. Петровские узники основали школу для обучения грамоте заводских детей, а жены декабристов обучали местных жительниц рукоделиям и музыке.

Портретная галерея декабристов

Только в 1832 году срок каторги была сокращен (сначала до пятнадцати, а в 1835 — до тринадцати лет). В казематах Бестужев начал активно заниматься литературой. Он работал акварелью, а позднее использовал масло. Николай Александрович написал около 150 портретов декабристов (в том числе и свой автопортрет), их детей и жен, городских жителей, а также виды Петровского Завода и Читы — это уникальное явление в русской живописи. Автопортрет Н. Бестужева можно увидеть на главном фото.

Жизнь в ссылке

В 1839 году братья Николай и Михаил Бестужевы переведены на поселение в Селенгинск, этот город находится в Иркутской губернии. До этого мать Николая Александровича ходатайствовала о разрешении переселиться в Селенгинск вместе с дочерьми. После ее смерти сестры Бестужевы поселились в Сибири. На них распространялись все ограничения, предписанные для жен государственные преступников.

На каторге и в поселении Николай Александрович Бестужев занимался токарным, ювелирным и часовым делом. Там он разработал инновационную конструкцию хронометра, работал над ружейным замком, проводил метеорологические, астрономические и сейсмические исследования, выращивал арбузы и табак, описал местное месторождение каменного угля. Кроме того, декабрист собирал бурятские сказки и песни.

Личная жизнь

Известно, что Николай Александрович Бестужев в ссылке жил в гражданском браке с местной жительницей Дулмой Сабилаевой. Он имел двух детей: Екатерину, которая умерла ориентировочно в 1929 или 1930 году, и Алексея Старцева (1838-1900). Браки между дворянами и простолюдинками в то время не приветствовались, так что дети Бестужева жили в семье местного купца Д. Д. Старцева и носили его фамилию. Николай Александрович дал на это свое согласие, чтобы не портить своим потомкам жизнь.

Смерть праведника

Н. Бестужев умер 15 мая 1866 года. Б. Струве писал в «Воспоминаниях о Сибири», что декабрист, возвращаясь из Иркутска в Селенгинск, нагнал двух старушек-странниц, усадил их в свою повозку, а сам продолжал переправу на козлах (и это при усиливающейся метели). При этом он простудился. Прибыв в Селенгинск, он слег, а спустя несколько суток «скончался, как праведник». Похоронен на берегу Селенги.

Память о Николае Бестужеве

В память о Н. Бестужеве в думе купца Дмитрия Старцева, воспитавшего детей декабриста, был открыт музей. Кроме того, жизни Николая Александровича в Сибири посвящен фильм Б. Халзанова «Нет чужой земли».

Произведения

Избранная проза / Сост., вступ. ст. и примеч. Я.Л. Левкович. - М.: Сов. Россия, 1983. - 336 с.

Из содерж.: Левкович Я. Н.А. Бестужев. - С. 3-18; Левкович Я. Примечания. - С. 319-334.

Шлиссельбургская станция: (Черновые наброски) / Публ. и коммент. Б.Н. Капелюш // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1972 год / ИРЛИ; Отв. ред. К.Д. Муратова. - Л.: Наука, 1974. - С. 72-77.

Бурятское хозяйство; Гусиное озеро; Очерки забайкальского хозяйства // Декабристы о Бурятии: Статьи, очерки, письма / АН СССР. Сиб. отд-ние Бурят. филиал. Ин-т обществ. наук; Отв. ред. П.Т. Хаптаев и С.Ф. Коваль, сост., авт. предисл. и примеч. В.Б. Бахаев. - Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1975. - С. 57-160, 223. - Библиогр.: С. 228-230.

Биогр. справка - с. 61.

Из содерж.: Бестужев Н.А. Воспоминание о Рылееве. - С. 62-89; 14 декабря 1825 года. - С. 184-189.

[Стих.] // Декабристы: Антология в 2 т. / Сост. Вл. Орлов. - Т. 1. Поэзия. - Л.: Худож. лит., 1975. - С. 380-382, 431-433 (биогр. заметка), 481 (примеч.)

Трактирная лестница; Шлиссельбугрская станция. Истинное происшествие; Воспоминание о Рылееве; 14 декабря 1925 года // Декабристы: Антология в 2 т. / Сост. Вл. Орлов. - Т. 2. Проза. Лит. критика. - Л.: Худож. лит., 1975. - С. 267-343, 423-426 (примеч.).

// Литературно-критические работы декабристов / Вступит. статья, сост., подгот. текста и примеч. Л.Г.Фризмана. - М.: Худож. лит., 1978. - С. 138-140, 322-323 . - (Рус. лит. критика).

Биогр. справка - с. 322.

Ответы на вопросы, предложенные в первой книжке "Благонамеренного" // "Их вечен с вольностью союз": Лит. критика и публицистика декабристов / Сост., вступ. ст. и коммент. Волка С.С. - М.: Современник, 1983. - С. 198-199, 347. - (Б-ка "Любителям рос. словесности": Из лит. наследия). - Указ. имен: С. 359-366.

Трактирная лестница; Отчего я не женат! // Русская романтическая повесть: (первая треть XIX в.) / Сост., общ. редакция, вступ. ст. и коммент. В.А. Грихина. - М.: Изд. Москов. ун-та, 1983. - С. 415-445. - (Университетская библиотека).

Мартышка и бритва; К улетевшему гению // Поэзия и письма декабристов / Сост., вступ. ст. и примеч. Фомичева С.А. - Горький: Волго-Вятск. книж. изд-во, 1984. - С. 233-235. - (Сельская б-ка Нечерноземья).

[Стих.] // Поэты-декабристы: Стихотворения / Вступ. ст. Н.Я. Эйдельмана, сост. и биогр. справки Н.Г. Охотина. - М.: Худож. лит., 1986. - С. 355-357. - (Б-ка "Рус. муза").

Биогр. справка - с. 411

Гуго фон Брахт: Происшествие XIV столетия // Русская историческая повесть: В 2 томах / Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент. Ю.А. Беляева. - М.: Худож. лит., 1988. - Т. 1. - С. 134-145.

Трактирная лестница // Тот дивный мир. XVIII-XIX вв. / Сост. Н.Д. Ткаченко. - М.: Сов. Россия, 1991. - С. 101-112.

Русский в Париже 1814 года // Русская историческая повесть первой половины XIX века / Вступ. ст. Носова Н.Е. - М.: Правда, 1986. - С. 531-714.

Опыт истории Российского флота / Глав. архивное упр. Центр. гос. архив воен.-мор. флота; Подгот. к изд. И.А. Лившиц и Г. Е. Павлова. Науч. ред. С.Б. Окунь. - Л.: Судпромгиз, 1961. - 172 с.; портр. - Библиогр. в конце книги.

Из содерж.: Павлова Г.Е. Декабрист Николай Бестужев и его "Опыт истории российского флота". - С. 5-29.

Полностью публ. впервые (ЦГАВМФ, ф. 315, оп.1, д. 41). Портрет.

Письма

Н.А. Бестужев - И.П. Корнилову // Декабристы о Бурятии: Статьи, очерки, письма / АН СССР. Сиб. отд-ние Бурят. филиал. Ин-т обществ. наук; Отв. ред. П.Т. Хаптаев и С.Ф. Коваль, сост., авт. предисл. и примеч. В.Б. Бахаев. - Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1975. - С. 223. - Указ. имен: С. 228-230.

Биогр. справка (крат.) - с. 61.

Письмо С.Г. Волконскому // "Их вечен с вольностью союз": Лит. критика и публицистика декабристов / Сост., вступ. ст. и коммент. Волка С.С. - М.: Современник, 1983. - С. 236-237, 351. - (Б-ка "Любителям рос. словесности": Из лит. наследия). - Указ. имен.: С. 359-366.

Зильберштейн И.С. Прощание с Родиной: (Письма Николая и Михаила Бестужевых о Петербурге и Москве) // Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. - М., 1975. - Т. 34, № 6. - С. 542-544.

Отр. писем Н.А. Бестужева к брату Павлу 1835 г., сестре Елене б/д, отр. писем М.А.Бестужева к сестре, июль 1842 и б/д (без ссылок на архивы или публ.).

Биографические материалы

Писатели-декабристы в воспоминаниях современников : В 2 т. / Сост. и примеч. Иезуитовой Р.В., Левкович Я.Л., Мушиной И.Б. - М.: Худож. лит., 1980. - Т. 2. - (Сер. лит. мемуаров). - Библиогр.: С. 431-484.

Из содерж.: Бестужева Е.А. К биографии Николая Александровича Бестужева. - С. 190-192; Бестужев М.А. Из "Воспоминаний о Н.А. Бестужеве". - С. 193-212; Штукенберг А.И. Из "Мемуаров". - С. 213-216.

Голубева О.Д. "Умнейший человек среди заключенных" // Голубева О.Д. Автографы заговорили... - М.: Книжная палата, 1991. - С. 34-37.

Автограф Н.А. Бестужева на его книге "Плаванье фрегата Проворного в 1824 году", подаренной им Я.Д. Казимирскому (РНБ).

Даревская Е.М. Несколько дополнений и уточнений о дочери Н.А. Бестужева и ее семье // Сибирь. - 1983. - № 4. - С. 115-127.

Бахаев В. Декабристы Бестужевы и их письма // Байкал. - Улад-Удэ, 1971. - № 5. - С. 153-157.

Бестужев М.А. [Алексеевский равелин] // Алексеевский равелин: Секрет. гос. тюрьма России в XIX века / Сост. А.А. Матышев. - Л.: Лениздат, 1990. - Кн. 1. - С. 52-78. - (Голоса революции).

См. автопортр. Б. и др. портр. его работы.

Коваль С.Ф. Страничка из жизни декабристов Михаила и Николая Бестужевых на поселении в Селенгинске // Труды Бурятск. комплекс. науч.-исслед. ин-та / АН СССР. - Сер. историко-филологическая. - Улан-Удэ, 1961. - Вып. 6. - С. 161-175.

Обзор переписки братьев Бестужевых с И.П. Корниловым; публ. отрывков писем к Корнилову - июль, дек. 1951, авг., дек. 1952, апр. 1853 (ГПБ, арх. Корнилова).

Шостакович С.В. Неизвестные портреты работы декабриста Н.А. Бестужева // Ангара. - 1961. - № 3. - С. 127-130.

О портр. семьи Трапезниковых (Иркутск).

Глушанков И. Бестужев в науке: (К 140-летию со дня восстания на Сенатской площади) // Байкал. - 1965. - № 6. - С. 138-142 .

Зильберштейн И.С. Парижские находки: Мать четырех декабристов // Огонек. - 1967. - № 3. - С. 19-20.

О родителях Н. Бестужева (см. их портр. работы В.Л. Боровиковского).

Даревская Е.М. А.Д. Старцев - сын Н.А. Бестужева // Сибирь и декабристы / Гл. ред. Мейлах Б.С.. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. - Вып. 2. - С. 132-159.

Бараев В. "В потомках ваше племя оживет..." // Дружба народов. - 1980. - № 12. - С. 181-190.

О судьбе братьев Бестужевых и их потомках. О Н.Бестужеве - с. 184-192.

Тоддес Е.А. Бестужев Н.А // Русские писатели, 1800-1917: Биогр. слов./ Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) РАН; Науч. изд-во "Большая росс. энциклопедия"; Гл.ред. Николаев П.А., редкол.: Баскаков В.Н. и др.. - Т. 1. А - Г. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - С. 258-260. - (Сер. биогр. словарей: Рус. писатели, 11-20 вв.).

Тугутов Р.Ф. Декабристы братья Бестужевы в Кяхте. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во; 1964. - 19 с

Из содерж.: Личные вещи братьев Н. и М. Бестужевых, экспонируемые в Кяхтинском краеведческом музее им. В.А. Обручева.- С. 14-17.

Воспроизв. портретов работы Н.А. Бестужева и его автопортрета.

Зильберштейн И.С. Художник-декабрист Николай Бестужев. - 3-е изд., доп.; 2 изд., доп.: 1977. - М.: Изобраз. искусство, 1988. - 677 с.: илл.. - Библиогр. в примеч.: с. 569-640. Указ. ил.: с. 641-655. Указ имен: с. 655-674.

Подробная биография. Отр. писем Б к родным, друзьям и знакомым из разных архивов и др. архив. материалы. Портрет.

Фатьянов А. Д. Художник-декабрист Н. А. Бестужев, его предшественники, современники и последователи в Иркутске // Сибирь. - 1976. - № 4. - С. 122-126.

Даревская Е. М. О некоторых деталях пребывания декабристов в Сибири // Сибирь. - Иркутск, 1986. - 1/86. - С. 112-119.

О возможном участии Н. Бестужева в отделке здания первого Иркутского театра; о поисках реликвий Бестужевых в Селенгинске.

Бараев В. В. Древо: декабристы и семейство Кандинских. - М.: Политиздат, 1991. - 268 с.

Н.А. Бестужев в Сибири; его потомки.

Литература о нем

Вильчинский В.П. У истоков русской маринистики. Братья Бестужевы. Даль // Вильчинский В.П. Русские писатели-маринисты / ИРЛИ АН СССР. - М.; Л.: Наука, 1966. - С. 11-69.

Рец.: Осьмаков Н. Русские писатели-маринисты// Вопр. лит.- 1967.- № 4.- С. 225-226.

О Н. Бестужеве - с. 11-23.

Бобина Т.И. Декабристский этический идеал в романе Н.А. Бестужева "Русский в Париже 1814 года" // Этические принципы русской литературы и их художественное воплощение / Пермск. пед. ин-т; Отв. ред. В.Е. Кайгородова. - Пермь, 1989. - С. 27-33. - Библиогр.: с. 33.

Клибанов А.И. Неизвестные письма Н.А. Бестужева // Проблемы истории русского общественного движения и исторической науки / АН СССР. Отд. истории. Ин-т истории СССР; Отв. ред. Е.М. Жуков. - М.: Наука, 1981. - С. 40-47.

Публ. 4 писем Б. к Я.Д. Казимирскому - с. 43-46: б/д (февр.-март 1838), дек. 1838, б/д, 9 окт. 1842 (Красноярский музей, рукоп. собрание; копии - ГБЛ ОР, ф. 648).

Архипова А.В. Литературное дело декабристов / ИРЛИ АН СССР; Отв.ред. Левин Ю.Д. - Л.: Наука, 1987. - 190 с. - Указ. имен: с. 186-189.

О Бестужеве см. по указателю.

Натанов Н. Николай Бестужев: портрет Рылеева // Прометей. - М., 1967. - Т. 2. - С. 346-347.

О портр. Рылеева работы Б., хранящ. в ОР ГПБ (ф.179, альбом Н.В. Гербеля) .

Эйдельман Н. Селенгинск - Лондон // Байкал. - Улан-Удэ, 1967. - № 4. - С. 114-119.

История публикации "Воспоминаний о Кондрате Федоровиче Рылееве" Н. Бестужева в "Колоколе" Герцена в 1861-1862.

Азадовский М.К. Страницы истории декабризма / Подгот. Благоволиной Ю.П. и др. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1991. - 491 с. - Указ. имен: с. 450-489.

Из содерж.: Николай Бестужев - этнограф.- С. 55-75; Областные слова селенгинского округа в записи декабриста Н.А. Бестужева.- С. 166-171; Мемуары Бестужевых как исторический и литературный памятник.- С. 231-315.

Кузнецова М.В. Кто автор перевода Д. Байрона в очерке Н.А. Бестужева "Об удовольствиях на море"? // Актуальные проблемы филологии в вузе и школе: Мат-лы 6 Тверск. межвуз. конф. ученых-филологов и школьных учителей / Тверск. ун-т. - Тверь, 1992. - С. 147-148.

Атрибуция Бестужеву стихотв. перевода отрыв. из 4 песни "Чайльд-Гарольда" и басни "Мартышка и бритва".

Демин Э. Охотничий мир Николая Бестужева // Байкал. - 1985. - № 4. - С. 132-135.

Дугар-Нимаев Ц.-А. "Гусиное озеро" Н. Бестужева // Дугар-Нимаев Ц.-А. Живут в душе народа. - Улан-Удэ: Бурят. книж. изд-во, 1979. - С. 129-142.

Тиваненко А.В. Археологические увлечения Н.А. Бестужева // Сибирь и декабристы / Отв. ред. и сост. С.Ф. Коваль. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1988. - Вып. 5. - С. 114-120.

Бахаев В.Б. Этногрфические исследования декабристов в Бурятии // Бахаев В.Б. Общественно-просветительская и краеведческая деятельность декабристов в Бурятии. - Новосибирск, 1980. - С. 134-147.

О деятельности Бестужева и его очерке "Гусиное озеро" - с. 137-147.

Полетаева Л.Г. Бурятская тема в творчестве Н. Бестужева // Сибирь - Америка: взаимодействие этносов и культур в политэтнических регионах / Забайк. гос. пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского и др.; Отв. ред. Т.В. Воронченко. - Чита: ЗабГПУ, 1999. - С. 39-43.

Краеведческие исследования Бестужева; указание на соавторство П.А. Кельберга (врача и краеведа) в создании очерка Бестужева "Гусиное озеро".

Справочные материалы

Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. - М., 1956-1960.

Русская интеллигенция . Автобиографии и биографические документы в собрании С.А.Венгерова: Аннотир. указ. в 2 т. / ИРЛИ РАН; Под ред. В.А. Мыслякова. - Т. 1. А-Л. - СПб.: Наука, 2001. 640 с. (448).

Островская А.В.

Воспитывался в Морском кадетском корпусе, куда поступил в 1812, гардемарин - 10.6.1814, мичман - 1.3.1817, лейтенант - 22.3.1822, переведен поручиком в лейб-гвардии Московский полк - 22.3.1825, штабс-капитан - 3.5.1825, командовал 3 фузилерною ротою, в 1817 на линейном корабле «Не тронь меня» плавал в Кале для возвращения в Россию остававшегося во Франции корпуса М.С. Воронцова, в 1817-1819 служил в Кронштадте, в 1819-1821 - в Архангельске.

Член Северного общества (1824), активный участник восстания на Сенатской площади.

Арестован 14.12.1825 на Сенатской площади, 18.12 доставлен в Петропавловскую крепость («Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина велеть заковать в ручные железа. Бестужева посадить также в Алексеевский равелин») в №14 Алексеевского равелина, раскован - 30.4.1826.

Осужден по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно, срок сокращен до 20 лет - 22.8.1826. После приговора вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург - 7.8.1826, отправлены в Сибирь - 28.9.1827 (приметы Михаила: рост 2 аршbyf 5 1/2 вершкjd, «волосы на голове и бровях черные, лицом чист, смугловат, глаза темнокарие, нос посредственный, острый, под шеей на левой стороне маленькие два пятнышка, на правой щеке родимое пятнышко, а на левом боку бородавка»), доставлены в Читинский острог - 13.12.1827, прибыли в Петровский завод в сентябре 1830, срок сокращен до 15 лет - 8.11.1832 и до 13 лет - 14.12.1835. По окончании срока каторги по указу 10.7.1839 обращены на поселение в г. Селенгинск Иркутской губернии. Выехали из Петровского завода - 27.7.1839 и около месяца пробыли в с. Посольское Верхнеудинского уезда Иркутской губернии, дожидаясь разрешения поселиться в Селенгинске, прибыли в Селенгинск - 1.9.1839. В феврале 1844 мать Бестужевых, продав имение, возбудила ходатайство о разрешении ей вместе с дочерьми Еленой, Марией и Ольгой переселиться в Селенгинск к сыновьям, выразив готовность подвергнуться всем ограничениям, которые будут для этого поставлены; однако в этом разрешении Николай I 7.9.1844 ей отказал; лишь после смерти П.М. Бестужевой сестрам было разрешено выехать в Селенгинск со всеми ограничениями, предписанными для жен государственных преступников. После амнистии 26.8.1856 Михаил Бестужев остался в Сибири, хотя по особому высочайшему повелению от 22.4.1862 ему было разрешено проживать постоянно в Москве, и только после смерти жены выехал из Селенгинска в июне 1867 и переехал в Москву, где и умер. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Автор мемуаров.

Жена - Мария Николаевна Селиванова (ум.1867), сестра казачьего есаула; дети: Елена (1854 - 1867), Николай (1856 - 1867), Мария (1860 - 1873) и Александр (1863 - 1876).

Свидетельство современника

В этом домике одно время гостили декабристы Бестужевы, Николай и Михаил Александровичи. По отзывам товарищей, Николай принадлежал к числу умнейших и образованнейших людей своего времени; средний же брат Александр, известный под литературным именем Марлинского, оставался на поселении недолго и уехал на Кавказ, где ему позволено было поступить в военную службу рядовым, а вскоре был убит. Братья Бестужевы были переведены на жительство за Байкал в Селенгинск, где оставили по себе отличную память, так как много содействовали поднятию этого небольшого городка как в умственном, так и в экономическом отношении. Их труды и участие в обучении детей дали впоследствии таких хороших и образованных сибирских купцов, каковы были Старцевы и Лушниковы. Н. А. Бестужев и умер в Селенгинске; М. А., женившись на селенгинке, дожил до амнистии и умер в Москве по возвращении.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»