Какую теорию создал т мальтус. Экономическое учение Т

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Девятнадцатый век подарил человечеству новую науку - экономику, апологетом которой был Адам Смит, основавший теоретический фундамент для динамичных экономических и социальных изменений. Социально-экономические преобразования стали движущей силой прогресса цивилизации, и это отлично показал в своих научных трудах Томас Мальтус, который стал одним из «возмутителей спокойствия» в мире зарождающейся экономической теории того времени. Его работы заложили основу для многих исследований двадцатого века, и не только в области экономики. Труды этого учёного стали идеей, на которую и сейчас опираются разработчики некоторых программ экономического и социального развития в разных странах мира.

Биография

Биография Томаса Мальтуса напрямую связана с периодом великих революционных преобразований Европы. Он родился в эпоху борьбы со старым социальным укладом, на стыке двух экономических формаций - феодализма и зарождения буржуазной демократии. Это было непростое время, когда новые экономические отношения начинали проявляться в реальности, сметая устои общества, меняя взгляды и образ действий. Старый мир не сдавался, что порождало кризисы, неизбежно приводившие к насилию в обществе.

Томас Мальтус (1766-1834) был вторым сыном богатого помещика, последователя революционных идей просвещения. Дэниел Мальтус, поклонник Дэвида Юма и Жан Жака Руссо, с которым общался лично, считал образование сына очень важным делом. Это обстоятельство и определило всю дальнейшую судьбу будущего выдающегося теоретика экономической науки, которому не был чужд и путь духовного развития. Впрочем, по традиции семьи и общества, младший сын обязан был посвятить себя церкви и сделать духовную карьеру.

Образование и научные исследования

Мальтус получил высшее образование в Кембридже, изучая математику и риторику, латынь и греческий в Джизус-колледже, где впоследствии некоторое время был адъюнкт-профессором и членом совета. Ну а в дальнейшем получил духовный сан пастора англиканской церкви и служил в Олбери, небольшом городке графства Суррей. Он активно путешествовал по всей Европе, прежде всего по Франции и Германии. В 1807 году стал профессором политической экономии и истории в колледже Хейлибери Ост-индской компании в графстве Хардфордшир, должность, которую он занимал до самой своей смерти.

Жизнь и достижения

В течение всей жизни ученый жил очень скромно, стараясь все свои усилия посвятить научным исследованиям. Несмотря на то что его избрали членом Королевского общества, а это до сих пор очень почетное в мире звание, и одновременно членом Французской Академии, он отказывался от высоких должностей, которые предлагало ему правительство страны. Он игнорировал и церковную карьеру, хотя и на поприще духовном снискал определенный авторитет. Ему предлагалась должность викария Эффингема в Суррее.

Томас Мальтус стал одним из основоположников Лондонского, а впоследствии Королевского статистического общества и основал Клуб политической экономии.

Ученый был счастливо женат, стал отцом троих детей.

Главная работа всей жизни Т. Мальтуса

Экономические взгляды Томаса Мальтуса формировались в отчаянных спорах с отцом. Его знаменитая работа «Опыт о законе народонаселения» рождалась при обсуждении идей У. Годвина и маркиза де Кондорсе. Этот научный труд был опубликован в 1768 году. «Опыт о законе народонаселения» Томаса Мальтуса был встречен весьма негативно. Первоначально ученый делал свои выводы, основываясь на ошибочной статистике роста народонаселения Северной Америки. Хотя в этой части планеты основой для роста населения стала эмиграция из стран Европы, а не естественное воспроизводство. Некоторые выводы ученый делал, вовсе не опираясь на статистические данные. Впоследствии Томас Мальтус учел свои ошибки, много путешествовал по Европе, чтобы получить как можно больше серьезных данных для своих исследований. Поэтому последовали новые публикации его работы, где уже была дана информация, более приближенная к реальности.

В то время была принята так называемая «оптимистическая» экономическая концепция. Согласно которой, рост народонаселения считался благоприятным фактором для развития экономики, символизировал силу и высокую степень развития государства. Эта теория господствовала еще со времен античности. Предполагалось, что благосостояние населения напрямую связано с его ростом. Это активно утверждали как меркантилисты, так и физиократы. В целом предполагалось следующие: экономический и технический прогресс будет обеспечивать население на каждом этапе его развития достаточным количеством продовольственных ресурсов.

Революционные идеи Т. Мальтуса

Томас Мальтус и его теория разрушали эти благостные представления. В своей работе он доказывал, что рост населения значительно превышает восстановление и преумножение продовольственных ресурсов. Он показал, что существует корреляция между этими двумя показателями. На воспроизводство народонаселения напрямую влияет его способность прокормить себя. Именно эта взаимозависимость и есть причина бедности народов, а не государственный строй или неравномерное распределение ресурсов среди разных слоев общества.

Таким образом, он утверждал, что рост населения вовсе не способствует благоприятному развитию государства.

Ученый не был экономистом по образованию, однако, ему удалось бросить вызов существовавшей теории политической экономии, затронуть и даже в большой степени опровергнуть ее базовые принципы и, прежде всего, постулат о невмешательстве государства в экономику.

Теория народонаселения Т. Мальтуса

Закон Томаса Мальтуса состоял из двух утверждений. Первое касается характера роста населения, которое в теории удваивается каждые 25 лет. В реальности это вовсе не означало, что население должно расти именно в таком темпе, однако сама тенденция имеет место быть. По сути, рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии: 1, 2, 4, 8, 16, 32 и т. д., как считал Томас Мальтус.

Второе утверждение гласит о том, что рост производства продуктов питания увеличивается всего лишь в арифметической прогрессии - 1, 2, 3, 4, 5, 6 и т. д.

Именно такое несоответствие между этими двумя показателями и порождает все проблемы человечества - бедность, войны, эпидемии. Поскольку происходит то, что и должно происходить по объективному закону природы: саморегуляция численности популяции. В конце концов, рост населения подходит к некоему пределу, после чего начинает сдерживаться возникающими в человеческом обществе объективными проблемами: голодом, войнами, болезнями.

Какое решение предложил Т. Мальтус?

Томас Роберт Мальтус считал, что не может быть идеального общественного строя, в котором царит общее процветание, под ним он понимал именно достаток материальный. Потому что всегда есть угроза перенаселения и нехватки ресурсов для удовлетворения основных потребностей людей. Тем не менее с развитием цивилизации люди будут способны эффективно противостоять этой угрозе.

Ученый утверждал, что общество должно нести моральную ответственность, рост народонаселения должен быть контролируемым, а люди - проявлять сдержанность, воздерживаться от брака и рождения «лишних» детей. Практику использования контроля над рождаемостью методами контрацепции священник англиканской церкви, конечно, рассматривал как метод недостойный и противоречащий морали.

Теория и практика закона Т. Мальтуса

Проверка теории Томаса Мальтуса на практике, однако, получила негативные результаты. Мальтус ошибочно предположил, что воспроизводство населения связано исключительно с функцией либидо.

Однако, на деле причины увеличения численности населения намного сложнее. Часто это зависит от многих факторов, не только лишь сила убеждения или личные предпочтения имеют здесь серьезное значение. Его прогноз об увеличении численности населения в геометрической прогрессии не выдержал проверки временем.

Вторая часть теории основывается на постепенном снижении доходов от пахотных земель. Хотя она была сформулирована Тюрго в 1768 году, всё же смутно присутствует и в заявлениях Томаса Мальтуса. В переработанном виде эта теория называется законом убывающей производительности земли.

Сравнивая ряд чисел, предложенных Мальтусом, относительно воспроизводства продуктов питания, можно заметить, что предполагаемые темпы роста по арифметической прогрессии тоже весьма спорны. Поскольку такая статистика будет верна только в теории. На практике же не учитываются условия технологического прогресса. И закон Мальтуса здесь будет верен лишь в том случае, если условия для управления земельными ресурсами не меняются.

Положительное влияние закона Т. Мальтуса

Иными словами, учение Томаса Мальтуса полностью на практике не работает. Первый аргумент неверен, второе утверждение правильно только в теоретических статистических выкладках. Тем не менее закон оказал большое влияние на развитие самой науки экономики и оказал серьезное влияние на формирование в более общем плане экономической и социологической теории в последующие века. Экономисты начали проводить исследования по изменению численности населения, пытаясь выделить определенные закономерности, что привели к созданию новой науки - демографии.

Теория народонаселения и проблема оплаты труда

Теория народонаселения Томаса Мальтуса серьезно повлияла на развитие той области классической экономики, что связана с проблемой распределения доходов и оплаты труда. Она стала основой для теории заработной платы и теории земельной ренты, предложенной позже Рикардо. Демографическая теория Мальтуса была использована для трактовки существующих различий в доходах разных слоев населения.

Сегодня постулаты теории Мальтуса можно считать неэтичными. Поскольку она оправдывает страдания рабочего класса, создавая у буржуазии ложную уверенность в том, что бедность является неизбежной необходимостью. А борьба с бедностью является бессмысленной и неэффективной. Равное распределение национального дохода между разными социальными слоями общества увеличивает темпы воспроизводства населения и приведёт в конечном итоге к тому, что последующие поколения столкнутся с угрозой существования человеческого вида вообще. Этот тезис был позднее оспорен гуманистами.

Размер заработной платы и прожиточный минимум

Мальтус, однако, в своей работе пошел дальше. Он предложил отвергнуть существовавшие в то время программы помощи бедным в Англии, так называемые законы о бедных. Он выступил за отмену пособия для обедневших слоев населения. Страдания людей Мальтус считал естественными, это судьба человечества. Положение класса трудящихся нельзя облегчить по его теории. Возможно, именно поэтому классическая экономика девятнадцатого века была равнодушна к проблемам социальной политики.

Томас Мальтус считал, что размер заработной платы будет всегда определяться прожиточным минимумом для рабочего класса. Иными словами, самым минимальным уровнем, который необходим только для поддержки существования физического тела. Согласно его постулату, если заработная плата в какой-то момент превысит прожиточный минимум, то благодаря улучшению условий жизни начнется и рост населения. Это, в свою очередь, увеличило бы цены на продукты питания и снизило реальную стоимость заработной платы. Он обрисовал некий «порочный круг», из которого якобы нет выхода.

Биология и теория народонаселения

Нельзя не заметить, что Мальтус был чрезвычайно разносторонним ученым. Излагая свои идеи, он использовал помимо экономических, концепции самого разного рода - от натурфилософских до религиозных. Томас Роберт Мальтус вклад в биологию

Обосновывая свою теорию народонаселения, он обращается к биологическим законам. Речь идет о некой концепции воспроизводства популяций растений и животных, которую он сформулировал со своей точки зрения. Ученый считал, что стремление живых существ размножаться быстрее, чем это возможно, в условиях с ограниченными пищевыми ресурсами приводит к катастрофе. Причем, как считал Мальтус, животные не в состоянии контролировать свой инстинкт размножения, в отличие от человека.

Еще одна идея, высказанная им, это теория неизменно убывающего плодородия почв. Согласно которому человечеству приходится постоянно увеличивать как производительность, так и площадь сельскохозяйственных угодий. Однако этот ресурс небезграничен, поэтому рано или поздно придется столкнуться с проблемами нехватки земель, пригодных для выращивания продуктов питания.

Идеи Т. Мальтуса породили цепную реакцию в научном мире

Эти идеи оказали достаточно сильное впечатление на Чарльза Дарвина, по собственному его признанию. И способствовали опосредованно созданию его теории. Можно констатировать, что Томас Роберт Мальтус вклад в биологию сделал довольно-таки существенный.

В целом влияние научных работ Томаса Мальтуса на умы выдающихся ученых и теоретиков оказалось весьма значительным, несмотря на вполне заметные издержки его теории народонаселения. В том числе и на Карла Маркса.

Сегодня неомальтузианцы воплощают теорию своего учителя в виде движения контроля рождаемости. Примером может служить программа планирования семьи, которую продвигают известные международные организации. Неоконсерваторы же и вовсе провозгласили теорию перенаселения планеты своим основополагающим принципом для построения нового мирового порядка. Они считают, что Земля в состоянии прокормить и дать хорошие условия для существования лишь весьма малому проценту от нынешнего 7-миллиардного населения планеты.

Сбежал в Англию из-за гонений, отец Мальтуса нашёл ему временное жильё».

Лайонел Роббинс, История экономической мысли: лекции в Лондонской школе экономики, М., Изд-во института Гайдара, 2013 г., с. 239.

В 1798 году анонимно опубликовал трактат: Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей / An Essay on the Principle of Population as it affects the Future Improvement of Society, with remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M.Condorcet, and other Writers.

В его время считалось, что рост народонаселения – благо, поскольку увеличивает мощь государства.

Томас Мальтус предложил противоположный подход: рост населения далеко не всегда желателен, ибо рост этот идёт быстрее, чем растут возможности обеспечения населения продовольствием.

«Томас Роберт Мальтус показал в «Очерке о принципах народонаселения» (1798 г.), что усилия по улучшению жизни беднейших слоев населения из-за этого закона обречены на неудачу. В то время как средства существования могут прирастать постоянно в арифметической прогрессии (то есть как ряд 3, 6, 9, 12...), всё произведённое потребляется большим народонаселением, которое увеличивается в геометрической прогрессии (то есть как ряд 3, 9, 27, 81...). Если бы не войны, болезни, засухи и - рекомендованное им - «моральное самоограничение», под которым он подразумевал целомудрие до брака и поздний брак, то население всегда бы возрастало быстрее, чем объём производимых продуктов питания. […]

Очерк Мальтуса оказал сильное влияние на мышление Чарлза Дарвина и Альфреда Уоллеса , каждый из которых независимо разработал теорию эволюции. Именно у Мальтуса Дарвин подсмотрел выражение «борьба за выживание». Обсуждая плодовитость природы в «Происхождении видов» (1859 г.), Дарвин писал: «Поскольку на свет появляется больше особей, чем может выжить, в каждом случае происходит борьба за выживание или особи одного вида с другой, или между особями разных видов, или с физическими условиями существования. Происходит это в соответствии с многократно усиленной доктриной Мальтуса, приложенной к животному и растительному миру, поскольку в данном случае отсутствуют и искусственное увеличение массы пищи, и расчетливое воздержание от брака. Хотя количество некоторых особей может увеличиваться более-менее быстро, со всеми этого произойти не может, поскольку мир не вместит их».

Хью Роусон, Неписаные законы жизни, М., «Эксмо», 2002 г., с.180-182.

«Если низшие классы будут, погрязая в невежестве и пороках, размножаться так же быстро, то просвещённые классы, несмотря на всю их христианскую любовь к ближнему, ничего поделать не смогут».

И через несколько страниц:

«Какое право на жизнь имеет человек, родители которого не имеют капитала, необходимого для обеспечения его существования? Такой человек может рассчитывать только на милость».

МАЛЬТУС (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766 - 23 декабря 1834) - английский экономист. Родился в Рукери близ Доркинга в Суррее в семье помещика.

Отец ученого Дэниел Мальтус был последователем Давида Юма и Жан-Жака Руссо (с обоими он был лично знаком). В 1784 М. поступил в Джизус-колледж Кембриджского университета, где успешно изучал математику, риторику, латынь и греческий язык, и окончил его в 1788. В том же году он был посвящен в духовный сан англиканской церкви. В 1793 получил ученую богословскую степень и начал предпринимательскую деятельность. В 1797-1803 был викарием в городке Олбери в графстве Суррей. В 1804 Мальтус женился, в этом браке родилось трое детей. В 1805-34 - профессор кафедры современной истории и политической экономии в колледже Ост-Индской компании в Хейлибере (графство Хартфордшир), где исполнял также обязанности священника.

В 1798 М. опубликовал книгу «Опыт о законе народонаселения» (полное название - «Опыт о законе народонаселения и его влиянии на будущее улучшение общества, с замечаниями на размышления г-на Годвина, месье Кондорсе и других сочинителей» (An Essay on the Principle of Population as it Affects the Future Improvement of Society, with Remarks on the Speculations of Mr. Godwin, M. Condorcet, and Other Writers))¾¾, которая сразу же сделала ее автора знаменитым. Труд этот вырос из дискуссий с отцом относительно идей авторов, перечисленных в названии книги, а также на основе изучения ряда трудов, не указанных в книге. Из-за этого К. Маркс называет М. в 4-м томе «Капитала» плагиатором. В течение ряда лет эта книга дополнялась автором и издавалась еще не раз. Три основных тезиса «Опыта...»: 1) из-за биологической способности человека к продолжению рода его физические способности используются для увеличения своих продовольственных ресурсов; 2) народонаселение строго ограничено средствами существования; 3) рост народонаселения может быть остановлен лишь встречными причинами, которые сводятся к нравственному воздержанию, или несчастьями (войны, эпидемии, голод).

Также М. приходит к выводу, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а средства существования - в арифметической.

С современной точки зрения подвергнуты критике следующие положения: 1) М. использовал некорректную миграционную статистику (не учитывает эмигрантов); 2) закон убывающего плодородия почвы. Мальтус считал, что ни накопление капитала, ни научно-технический прогресс не компенсируют ограниченность природных ресурсов.

В своих работах «Исследование о природе и возрастании земельной ренты» (An Inquiry into the Nature and Progress of Rent, and the Principles by which it is Regulated, 1815) и «Основания для мнения относительно запрета импорта иностранного хлеба» (Grounds of an Opinion of the Policy of Restricting the Importation of Foreign Corn, 1815) М. попытался раскрыть природу земельной ренты и механизм ее формирования.

К 1811 относится начало его дружбы с Д. Рикардо. В 1819 М. был избран членом Королевского общества, в 1833 - членом Французской академии. В 1831 он основал Клуб политической экономии, в 1834 содействовал созданию Лондонского (впоследствии Королевского) статистического общества.

Трактат М. «Опыт о законе народонаселения» является предметом дискуссии и в настоящее время. Диапазон оценок в этих дискуссиях предельно широк: от «гениального предвидения» до «антинаучного бреда». М. был не первым, кто писал о демографических проблемах, но, пожалуй, был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности изменения численности населения. Что касается его системы доказательств и статистических иллюстраций, то к ним уже в те времена была предъявлена масса претензий. В XVIII-XIX вв. теория М. стала известна главным образом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широко распространенного тезиса о том, что путем социального реформирования человеческое общество может быть усовершенствовано.

Для экономической науки трактат М. ценен теми аналитическими выводами, которые были впоследствии использованы другими теоретиками классической и некоторых других школ. Например, А. Смит исходил из того, что материальное богатство общества представляет собой соотношение между объемом предметов потребления и численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял изучению закономерностей и условий роста объема производства, вопросы же, связанные с закономерностями изменения численности населения, им практически не рассматривались.

Эту задачу и взял на себя М. С его точки зрения, существует противоречие между «инстинктом продолжения рода» и ограниченностью земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Инстинкты заставляют человечество размножаться с очень высокой скоростью, «в геометрической прогрессии». В свою очередь, земледелие, а только оно производит необходимые для людей продукты питания, способно производить эти продукты с гораздо меньшей скоростью, «в арифметической прогрессии».

Следовательно, любое увеличение объема производства продуктов питания будет раньше или позже поглощено увеличением численности населения.

Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.

Относительно низкие темпы прироста продуктов питания М. связывает с действием так называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этого закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат: естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в целом имеет тенденцию к снижению. Иными словами, каждое дополнительное вложение капитала и труда в землю дает меньший по сравнению с предыдущим вложением эффект, а после некоего предела всякий дополнительный эффект становится невозможным.

Прогресс в области технологии сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен компенсировать снижение плодородия.

Таким образом, наделяя людей способностью к безграничному размножению, природа через экономические процессы налагает на род человеческий ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей М. выделяет ограничители морального характера и слабость здоровья, которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету, которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост смертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств к существованию. Из такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различные выводы. Некоторые комментаторы и толкователи М. увидели в его теории человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что М. заложил теоретические основы политики «планирования семьи», которая широко используется в последние 30 лет во многих государствах мира. Сам же М. лишь всячески подчеркивал одно - необходимо каждому человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.

Таким образом, основные положения теории народонаселения состоят в следующем: а) способность человека к воспроизводству по темпам прироста значительно превосходит способность роста продовольственных ресурсов потому, что население растет в геометрической прогрессии, а запасы ресурсов - в арифметической; б) рост народонаселения жестко ограничивается средствами существования.

В природе, по М., соответствие между численностью населения и количеством средств существования достигается эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющими огромные массы людей.

Проблему чрезмерного роста населения М. решал через изменение заработной платы. Рост населения ведет к падению заработной платы и ограничивает рост населения в будущем.

Иными словами, низкий уровень жизни рабочих определяется биологическими законами, а не социальными проблемами.

М. выступал против государственной поддержки нищих, так как видел в этом поощрение неблагоразумных за счет взимания налогов с трудолюбивых граждан. Критически относился автор «Опыта...» и к идее уравнивания доходов. Деление на богатых и бедных полезно, потому как возможность улучшения своего состояния и боязнь понижения являются двигателем улучшения благосостояния общества.

Проблему ограниченности ресурсов М. видел в следующем: ресурсы земли ограничены; из-за вовлечения в оборот худших земель отдача вложенного труда и капитала будет снижаться.

М. в своих экономических взглядах представлял интересы крупной земельной аристократии (лендлордов). Теория прибыли М. повторяет воззрения Д. Рикардо. Прибыль определяется как разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве.

Мальтус (Malthus) Томас Роберт (родился 1766 – умер 1834) – английский священник, экономист и демограф. В своем труде «Опыт о законе народонаселения» (1798; русский перевод, т. 1-2, 1868) сформулировал закон народонаселения , базирующийся, по его мнению, на законах природы, согласно которому население имеет тенденцию расти в геометрической прогрессии, а средства существования могут увеличиваться лишь в прогрессии арифметической. С «абсолютным перенаселением» рекомендовал бороться путем регламентации браков и регулирования рождаемости. Его последователи в настоящее время указывают на то, что природа «сводит счеты» с человечеством за чрезмерное его размножение происходящим загрязнением и разрушением окружающей среды, катастрофическим подчас воздействием на механизм обратной связи между природой и человеком.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

Мальтус (malthus) Томас Роберт (1766–1834), английский экономист, автор первой в истории научной теории народонаселения. Идеи Мальтуса легли в основу концепций мальтузианства, в которых неограничиваемый рост численности населения рассматривается в качестве причины социальных бедствий, политических потрясений и экологических катастроф. Основываясь на якобы существующей закономерности возрастания численности населения в геометрической прогрессии, а средств существования – в арифметической, Мальтус вывел статистический оптимум населения, при котором ещё не начинают действовать «разрушительные факторы» (войны, эпидемии, голод и др.), корректирующие рост численности населения. Мальтус впервые указал на возможность негативных последствий роста населения, привлёк внимание к проблемам перенаселения, выдвинул идею регулирования численности населения.

Использованы материалы кн.: Современная иллюстрированная энциклопедия. География. Том 2, М-Я, Росмэн-Пресс, М., 2006.

Мальтус Томас Роберт (1766-1834) - английский мыслитель, экономист, священник. Стал широко известен благодаря сочинению «Опыт о законе народонаселения, или Изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода». Мальтус сформулировал надысторический закон народонаселения, согласно которому рост населения происходит в геометрической прогрессии, в то время как средства существования увеличиваются в арифметической прогрессии, что создает основу для классовых противоречий и социальных проблем (нищета, голод, преступность, войны). Причина перенаселения и недостатка средств существования, по Мальтусу, коренится в абсолютных и вечных законах природы, а также в «чрезмерной плодовитости» бедняков. Пытаясь обосновать тезис, согласно которому возможности производства продовольствия ограничены, Мальтус ссылался на «закон убывающего плодородия почвы». Он выступал против правительственной помощи беднякам, которая, по его мнению, лишь обостряет проблему перенаселения.

Концепция Мальтуса со временем претерпела определенную эволюцию. Его позднейшей модификацией явилось неомальтузианство, усматривающее трагедию будущего человечества в «мировом кризисе перенаселения», следствием чего уже является разрушение окружающей среды и экологический кризис. В связи с этим представители неомальтузианства (У.Томпсон, Г.Ражо, Э. Ист и др.) призывают к сокращению рождаемости с целью добиться «оптимума населения», к отказу от индустриализации и преобразования хозяйства развивающихся стран.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 206-207.

Наиболее резко классовая ограниченность и черствый эгоизм английских господствующих классов проявились в сочинениях Мальтуса, который, как указывал Маркс, делал «только такие выводы, которые «приятны» (полезны) аристократии против буржуазии и им обеим - против пролетариата» *. В 1817 г. Мальтус выпустил новое, расширенное издание своей книги «Опыт о народонаселении» (впервые опубликованной в 1798 г.), в которой нищета народных масс объяснялась мнимыми «извечными законами» природы - чрезмерной рождаемостью среди трудящихся и ограниченностью природных ресурсов. Исходя из этого антинаучного, человеконенавистнического «учения», Мальтус оправдывал кровопролитные войны и стремился опорочить все проекты лучшего общественного устройства. Мальтузианство вошло в арсенал реакционной идеологии, хотя оно опровергнуто всем ходом истории человечества и данными науки. Оно используется реакционными идеологами для оправдания антинародной политики империалистических правительств, для разжигания новых захватнических войн.

Примечания

* К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. II, М. 1957, стр. 111.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 156.

Мальтус (Malthus) Томас Роберт (17 февраля 1766, Рокери, Сэррей – 29 декабря 1834, Бат, Сомерсетшир) – английский экономист, теоретик народонаселения. Окончил Колледж Иисуса в Кембридже (1788), приходский священник, с 1805 профессор истории и политической экономии в Колледже Ост-Индской торговой компании в Хэртфорде, Хэйлсбери.

Современники отмечали широту интересов Мальтуса в разных областях научных исследований, но особо подчеркивался его вклад в «политическую философию» (в которую включались его исследования народонаселения, ренты, прибыли; его разработки терминологии и нормативов политической экономии; его изучение «влияния реформаций и революций» на нравы, мораль и религию, определяющие «характер нации» и т.д.). Научное и философское мировоззрение Мальтуса складывалось на основе самобытных английских традиций духовного рационализма 17–18 вв. (Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Мандевиль и др.), получивших массовое распространение в образованных общественных кругах. Сам Мальтус отмечал, что идеи великих философов утвердились в обществе благодаря широкому распространению книгопечатания, политических памфлетов, хроники парламентских и др. политических дискуссий, особенно усилившихся в последние десятилетия 18 в. в связи с общественно-политическими переменами в Северной Америке и во Франции. Социальные утопии, идеи политического и общественного переустройства человеческого общества в будущем, акцентирование внимания на проблемах «прав человека», «достижения всеобщего благоденствия», научного и общественного прогресса – вся основная литература по этим темам была добросовестно и критично проанализирована им. Свои оценки современных ему социальных и политических проблем Мальтус соотносил с трудами Д.Юма, А.Смита (особенно в области разработки учения физиократов), Э.Бёрка (идеи, идеалы и практика раннего этапа Французской революции). Полностью в духе установок 18 в. Мальтус считал, что все поддающиеся систематизации общественные явления основаны на природных естественных законах.

Для обоснования «закона народонаселения» (в дальнейшем буквально слившимся с его личностью как в критических, так и апологетических трудах о нем) Мальтус использовал статистические данные и выводы своих предшественников в этой области исследований: Р.Уоллеса (картина упадка процветающего утопического общества под воздействием популяционных перемен), сэра Дж.Стюарта, Дж.Таунсенда и др. Однако суть, направленность и цель первой анонимной публикации Мальтуса («Эссе о законе народонаселения, как он воздействует на будущее усовершенствование общества. С замечаниями соображениям м-ра Годвина, м-е Кондорсе и других писателей», Лондон, 1798. Предисловие датировано 7 июня 1789) глубже и серьезнее, чем это обозначено в заглавии. Мальтус выдвинул два постулата: 1) пища (шире: средства жизнеобеспечения) необходима человеку; 2) взаимное тяготение полов друг к другу – неизбежно и не ослабевает на протяжении всего существования человечества (в последнем, на неопределенных основаниях сомневался Годвин). Рост средств жизнеобеспечения (продукции аграрного производства) происходит медленнее (первоначально Мальтус соотносил рост средств жизнеобеспечения и увеличение объема популяции так, что первое возрастает в арифметической прогрессии, тогда как второе – в геометрической; позднее он отошел от этого жесткого утверждения), чем расширенное воспроизводство населения. До начала регулярных переписей народонаселения в западном мире в 19 в. это не представлялось самоочевидным. Многие правительства продолжали поощрять рост народонаселения. Утописты же думали, что проблема гиперпопуляции станет актуальной лишь через тысячелетия. Мальтус связал с этими динамическими диспропорциями неизбежность существования нищеты, ее усиливающееся разлагающее давление на жизнь и культуру народных масс (рост благосостояния государства вовсе не был прямо пропорционален повышению благосостояния каждого его жителя). Лишь ликвидация относительной перенаселенности (этот термин Мальтус не использовал, но суть явления уловил и описал) в каждом государстве, в каждом географическом ареале, могла бы прервать воспроизводство нищеты. Он впервые исследовал на теоретическом, методологическом и практическом уровнях вопрос о формах (разрушительные, т.е. действия стихийных природных процессов и эпидемий; предупредительные, т.е. этнокультурные мероприятия по ограничению рождаемости) и средствах (сознательное воздержание) оптимизации рождаемости. Работы Мальтуса позволяют говорить о нем как о предшественнике таких научных дисциплин, как этнология, экология, география человека, популяционная статистика, социология. Соответствующие новые данные включались Мальтусом в расширенные переиздания своего основного труда в 1803, 1806, 1807, 1817, 1826: «Эссе о законе народонаселения; или разбор его прежнего и нынешнего воздействия на человеческое счастье; с исследованием наших соображений о будущем устранении или смягчении зол, которые ему сопутствуют».

В области политической экономии Мальтус также проявил себя оригинальным мыслителем, указывая, что эта «наука обнаруживает бо́льшую близость к наукам о морали и политике, чем к математике». Его труд «Принципы политической экономии» (1820) подвергся разрушительной критике современниками (Д.Рикардо), но в 20 в. он по достоинству оценен Дж.М.Кейнсом, который включил Мальтуса в число самых выдающихся интеллектуальных представителей английского народа. Высоко ценили труды Мальтуса Дж.Милль и Дж.С.Милль, Ч.Дарвин, А.Уоллес и др. Плагиатором, эпигоном, «попом», продажным служителем высших классов, человеконенавистником ославлен Мальтус в марксистской литературе. «Абстрактный закон населения существует только для растений и животных, пока в эту область исторически не вторгся человек» (Маркс К. Капитал, т. 1. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 64 и др.).

П.М. Кожин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 486-487.

Далее читайте:

Мальтузинаство , социологическая доктрина.

Сочинения:

Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. – В кн.: Антология экологической классики. М., 1993, с. 3–134;

The Works of Thomas Robert Malthus, ed. by Ε. Α. Wrigley, D.Souden. L, 1986, v. 1–8.

Литература:

Риккардо Д. Примечания к книге г-на Мальтуса «Начала политической экономии, рассмотренные с точки зрения их практического приложения». – В кн.: Риккардо Д. Соч., т. 3. М., 1955, с. 95–291;

Туган-Барановский М. Очерки из новейшей истории политической экономии (Смит, Мальтус, Рикардо и т.д.). СПб., 1903, с. 62–75;

Winch D. Malthus. Oxf., Ν. Υ., 1987.

Мальтус Томас Роберт (1866–1942 гг.) – английский экономист, разработавший социально-экономическую концепцию (получившую позднее название мальтузианство) о существовании вечного закона убывающей производительности последовательных затрат (применительно к сельскому хозяйству – закона убывающего плодородия почвы). В своем труде «Опыт о законе народонаселения, или изложение прошедшего и настоящего действия этого закона на благоденствие человеческого рода» Мальтус делает умозаключение, что в то время как рост народонаселения происходит в геометрической прогрессии, лишь в арифметической прогрессии происходит увеличение средств жизнеобеспечения. Это приводит к превышению численности населения над объемом жизненных благ, которое снижается благодаря эпидемиям, голоду, войнам. Все процессы в обществе Мальтус рассматривал с точки зрения «недопотребления». С «абсолютным перенаселением» он предлагал бороться, используя регламентацию браков и регулирование рождаемости.

Т. Мальтус (1766–1834). Экономист по основной специальности, Мальтус стал основателем популяционного подхода в экологии. Он сформулировал представление об экспоненциальном (т.е. с постоянно возрастающей скоростью) росте численности народонаселения. Хотя его работы имеют значение в первую очередь для социальной экологии (проблема перенаселения), тем не менее, они сыграли большую роль и для развития общей экологии. Последователем Мальтуса был Ч. Дарвин, который именно под влиянием его идеи о способности любого вида к экспоненциальному росту численности и поэтому неизбежности перенаселения сформулировал представления о борьбе за существование и естественном отборе.

Популяционный (аутэкологический) подход в экологии использует в настоящее время главным образом математические методы при изучении закономерностей роста, сохранения или сокращения численности популяций отдельных видов. Он дает научную основу для понимания «вспышек» численности, например сельскохозяйственных вредителей или патогенных микробов, а также помогает определить критическую численность особей, необходимую для выживания редкого вида. Традиционная аутэко-логия исследует взаимоотношения какого-либо конкретного вида с окружающей средой. Она пытается связать особенности его морфологии, поведения, пищевых предпочтений и т. п. с типами местообитаний, распределением и эволюционной историей.

Теория народонаселения

Многие века каждое государство стремилось к максимальному росту своего населения, принимая для этого различные меры. Так, греческое государство просто приказывало гражданам вступать в брак и строго преследовало за нарушение своего приказания. Римские императоры действовали мягче: они соблазняли преимуществами и привилегиями, которыми награждали людей семейных, и пугали перспективой различных неудобств, связанных с холостым состоянием. По этому последнему пути и пошло государство XVII- XVIII веков, выработавшее сложную систему поощрений и кар все с той же целью - увеличения народонаселения.

Примеры такого рода - испанский указ от 1623 года и знаменитый эдикт Людовика XIV, где людям, женившимся до 25 лет, а также отцам десятерых детей давались значительные льготы в платеже податей и повинностей. И в XVIII веке государства повсюду продолжали идти по пути искусственного поощрения народонаселения. Заботясь о численности населения, государство упускало из виду его благосостояние. Главнейшими представителями такого направления государственной науки в XVIII веке были Зюссмильх, Юсти и Зонненфельц.

Зонненфельц так мотивирует подобное положение: «Чем больше народная масса, тем сильнее может быть то сопротивление, на котором покоится внешняя безопасность, - таково основное положение политики; чем больше народная масса, на чье содействие можно рассчитывать, тем меньше опасности грозит изнутри, - таково основное положение полиции (искусства управления); чем больше людей, тем больше потребностей, тем многочисленнее в стране внутренние источники пропитания; чем больше рабочих рук, тем лучше идет земледелие, тем больше материала для обмена, - таково основное положение науки о торговле; чем больше граждан, тем больше получает государство на свои расходы, хотя для каждого облагаемого меньше, - таково основное положение финансовой науки».

Таково было господствующее мнение. Нельзя сказать, чтобы даже в XVIII веке оно не находило себе никаких возражений или поправок. Уже физиократы и энциклопедисты, но всего больше в своем «Духе законов» Монтескье, указывали на зависимость роста народонаселения от увеличения средств пропитания.

Итальянец Джамариа Ортес (1713-1790) написал сочинение, само заглавие которого обращает на себя внимание: «Размышления о народонаселении в его отношении к национальной экономии». По его мнению, численность населения определяется плодородием почвы. По вопросу о росте населения он высказывает мнение, что рост совершается в геометрической прогрессии.

Среди животных существует стремление к такому быстрому размножению, но природа задерживает его «силой», у людей сдерживающим началом является «разум» - галопе. Поэтому в известных случаях безбрачие столь же необходимо, как и брак. Здесь ясно сформулирована часть Мальтусова учения, о котором и пойдет речь в этой статье.

Действительно, в буквальном смысле не Мальтусом открыт был так называемый закон народонаселения, не ему принадлежит и первая мысль о геометрической прогрессии. Однако до Мальтуса господствовало мнение, по которому - были бы люди, а пропитание для них найдется.

Но появляется книга Мальтуса «О народонаселении», и положение дел резко меняется. Тот взгляд, который до сих пор считался почти парадоксальным и высказывался очень немногими, становится господствующим; противоположное же мнение, недавно общепринятое, почти совершенно сходит со сцены.

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) родился в Суррейском графстве, близ Доркинга, в небольшом имении в местечке Рукери. В десять лет Роберта отправили к воспитателю Ричарду Грэвсу, где он стал обучаться латинскому языку и хорошим манерам. Позднее новым воспитателем стал довольно известный в тогдашнем английском обществе человек Жильберт Уэкфильд. Он принадлежал к числу тех непокорных священников, которые отказались принять «39 статей», сформулировавших при Елизавете основные догматы английской церкви.

Из рук Уэкфильда молодой Мальтус перешел в иезуитскую коллегию в Кембридже. Поступив туда в 1785 году, Мальтус с жаром принимается за занятия. Ярче всего обнаружились в коллегии его математические способности.

После многолетних усиленных занятий, главным образом гуманитарными науками и общественными вопросами, в 1797 году Мальтус получает степень магистра. В том же году он делается адъюнкт-профессором в коллегии, а затем занимает место священника около Альбери.

К этому времени относится и начало его литературной деятельности. Первым сочинением Мальтуса был политический трактат под названием «Кризис», заключавший в себе резкую критику действий стоявшего тогда у власти Питта. Однако по совету отца памфлет этот остался в авторском портфеле Здесь уже можно найти зачатки основных положений «Опыта о народонаселении».

Появившееся в 1798 году без имени автора первое издание «Опыта...», написанное с полемическими целями и без достаточной специальной подготовки автора, было переполнено риторическими украшениями и в то же время нуждалось в фактическом обосновании. Однако, несмотря на все недостатки, оно произвело фурор при своем появлении. Это объяснялось главным образом двумя причинами. Во-первых, книга касалась актуальных на тот момент вопросов и, во-вторых, давала на них верный или неверный, но, во всяком случае, решительный и оригинальный ответ.

И самому Мальтусу было совершенно ясно, что его мысли нуждаются в доказательствах и в фактическом обосновании, поэтому он усердно занялся ближайшим изучением того вопроса, который ему приходилось решать в своем «Опыте...» сначала без достаточных знаний. Но положение вопроса о народонаселении в то время было таково, что Мальтус имел перед собою лишь самую бедную литературу и, главное, самое ограниченное количество точных, проверенных фактов. Статистики как науки тогда еще не было. Мальтусу, когда он взялся за подробную разработку вопроса о народонаселении, приходилось самому и собирать факты, и обобщать их, и заложить основания научным статистическим исследованиям, и давать точные ответы на острые вопросы современности. Он скоро увидел, что нужно предпринять путешествие, так как оно было единственным возможным средством собрать недостающие сведения и собственными наблюдениями пополнить существующий пробел.

Мальтус выпускает второе, переработанное и дополненное, издание «Опыта о народонаселении». Переработке подверглась как внешняя форма изложения, так и некоторые основные положения самого учения.Главное изменение по существу состояло в том, что нищету и преступления он не считает теперь уже единственными препятствиями чрезмерному возрастанию народонаселения, но присовокупляет к ним нравственное воздержание или сознательный отказ от деторождения. Сообразно такому добавлению и нарисованная Мальтусом картина будущего с его неизбежным злом перенаселения должна была утратить много в своей мрачности. К сожалению, такая важная поправка в учении нисколько не отразилась на конечных выводах автора, но внесла некоторую дисгармонию в прежде столь стройное здание его системы.

«Предмет настоящего Опыта, - говорит Мальтус в первой главе своей книги, - составляет исследование одного явления, тесно связанного с природой человека, - явления, дававшего себя знать постоянно и могущественно с самого возникновения человеческого общества..

Явление, о котором здесь идет речь, заключается в постоянном стремлении всех живых существ размножаться в большем количестве, чем то, для которого существуют запасы пищи».

Такая тенденция обнаруживается во всем органическом мире: растения и животные покоряются ей так же, как и человек. Но в то время как первые размножаются бессознательно и непроизвольно, задерживаемые исключительно недостатком места и пищи, человек руководствуется разумом и останавливается в своем размножении заботой о необходимом пропитании. Когда страсти заглушают голос рассудка, а инстинкт делается сильнее предусмотрительности, - соответствие между запасами пищи и количеством населения нарушается и последнее подвергается бедствиям голода В той или иной форме препятствия к размножению населения всегда существовали и существуют, а потому в чистом виде воспроизводительную тенденцию человека нам никогда не приходится наблюдать. Есть страны, однако, где эти препятствия не так сильны: в Северной Америке, например, необходимых средств пропитания больше, а нравы населения чище, чем в Европе, и здесь было замечено, что население удваивается менее чем в 25 лет. Следовательно, при полном отсутствии всяких препятствий к размножению срок удваивания может быть еще короче.

Но не так легко увеличиваются запасы пищи. Земля имеет свои пределы. Когда все плодородные участки уже заняты и обрабатываются, увеличения средств пропитания можно ждать лишь от улучшения способов обработки и от технических усовершенствований. Эти улучшения, однако, не могут производиться с непроходящим успехом; напротив, в то время как народонаселение будет все увеличиваться и увеличиваться, в увеличении средств пропитания будет обнаруживаться некоторая заминка.

По Мальтусу, население растет в геометрической прогрессии, тогда как пища в лучшем случае - только в арифметической. Отсюда он заключает, что для благоденствия рода человеческого, для сохранения равновесия между народонаселением и необходимыми средствами пропитания нужно, чтобы естественное размножение людей встречало всегда известные препятствия и задержки.

Существующие препятствия Мальтус разделяет на две категории: препятствия предупредительные и разрушительные. Первые вытекают из способности людей взвешивать свои поступки и управлять своими инстинктами. Забота о пропитании удерживает многих от слишком раннего вступления в брак. Такого рода воздержание Мальтус называет нравственным, - если только оно не приводит к разврату. Подобное предупредительное препятствие Мальтус считает похвальными коррективами к закону народонаселения, но, к сожалению, не настолько сильным, чтобы сделать излишним действие препятствий разрушительных. «Разрушительные препятствия, - говорит он, - весьма разнообразны; сюда относятся все явления, проистекающие из порока или страданий и сокращающие продолжительность человеческой жизни. Под эту рубрику можно подвести все вредные для здоровья занятия, тяжелый труд, влияние дурного времени года, крайнюю бедность, даваемое детям дурное пропитание, жизнь в больших городах, излишества всякого рода; затем идут вереницей повальные болезни и эпидемии, войны, чума и голод».

В качестве выводов из первых двух глав своего «Опыта...» Мальтус устанавливает три следующих основных положения, которые можно считать краеугольными камнями всего его учения:

1. Народонаселение строго ограничено средствами существования.

2. Народонаселение всегда увеличивается, когда увеличиваются средства существования, если только оно не будет остановлено какой-нибудь могущественной встречной причиной.

3. Все препятствия, которые, ограничивая силу размножения, держат население на уровне средств существования, сводятся, в конце концов, к нравственному воздержанию, пороку и несчастьям.

Если сравнить эти тезисы с основными положениями господствовавшей в XVIII веке доктрины, то сразу видна вся резкость переворота, произведенного Мальтусом в положении вопроса о народонаселении. Побольше людей, а средства пропитания найдутся, - говорили до Мальтуса; побольше средств пропитания, а люди явятся, - говорит Мальтус - и за ним то же стали повторять почти все ученые XIX столетия. Из таких столь различных теоретических положений вытекает и разное отношение к государственной политике: пусть государство поощряет народонаселение, - требовали в XVIII веке; все этого рода поощрения бесполезны и даже вредны, - скажет нам Мальтус. Таким образом, вопрос о народонаселении изымается Мальтусом из сферы государственного воздействия, из сферы политики и делается впервые объектом строго научного исследования. Рост народонаселения перестает быть чем-то более или менее случайным, подверженным всем превратностям политической жизни. Он признается отныне явлением закономерным и находящимся в строгой зависимости от природы и материальных условий. Исследование причин заступает место бесплодных экспериментов над неизбежными следствиями. Наука вступает в свои права, и в книге Мальтуса уже чувствуется веяние XIX века...

Неудивительно, что в мире профессиональных ученых и государственных людей новая смелая доктрина произвела сначала впечатление динамитного взрыва, а для всего общества явилась откровением по такому вопросу, о котором простым языком и в совершенно доступной форме еще никто не говорил с непосвященными.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»