Московские храмы и монастыри уничтоженные коммунистами. Гонения на христиан: как коммунисты уничтожали церковь в ссср Разрушение храмов в советское время

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Беспощадное и бессмысленное уничтожение исторической застройки центра Москвы, знаменитого своими церквями и монастырями, началось еще до принятия в 1935 году, так называемого Генерального плана, документа, открыто направленного на тотальное разрушение Москвы.

Храм Бориса и Глеба, что у Арбатских ворот

Одним из первых в 1930 году снесли на Воздвиженке у Арбатских ворот. Его стройный шатер и колокольня были возведены по проекту одного из лучших архитекторов того времени - Карла Бланка, освятили её 6 декабря 1768 года.

Храм князей страстотерпцев Бориса и Глеба был весьма известен среди москвичей, в нём хранилась большая и древняя храмовая икона святых с житием, особо чтимая верующими, - перед ней часто совершались молебны.

За «сохранение жизни» храма боролся ученый, архитектор П. Д. Барановский. На заседании архитекторов и реставраторов ЦГРМ 16 октября 1929 года под председательством П. Д. Барановского было принято следующее однозначное решение-протест, которое стоит процитировать полностью:

«Подтвердить, что здание церкви Бориса и Глеба, выполненное по проекту архитектора Бланка, является памятником XVIII века выдающегося историко-архитектурного значения как по своим строго выдержанным формам и наружной обработке, так и по внутреннему, отвечающему внешнему облику устройству. Отметить целесообразность в смысле разгрузки площади - сноса находящегося на таковой двухэтажного здания, не имеющего историко-художественного значения. Резюмируя все вышеуказанное, признать уничтожение ценного и хорошо сохранившегося памятника совершенно необоснованным и нецелесообразным, ввиду чего считать необходимым принять меры к его сохранению».

В ноябре пришли рабочие, чтоб начать разбирать храм, архитектор-реставратор Б. Н. Засыпкин со студентами успели провести его обмеры. Исчезла ещё одна страница из «каменной летописи» Москвы…

Память о храме решено было восстановить только в конце XX века. Почти на том же самом месте, где когда-то стоял храм, был установлен памятный знак, потом чуть поодаль решено было построить новый небольшой, размером с часовню, храм святых Бориса и Глеба. Первый камень воссоздаваемого храма был заложен 8 мая 1997 года на Арбатской площади, недалеко от вестибюля станции метро «Арбатская».

Храм святителя Тихона, епископа Амафунтского

На этом месте, недалеко от храма святых Бориса и Глеба, находилась , которую тоже взорвали в 1933 году.

«То место, которое выбрали для часовни, - сказал автор проекта, архитектор Юрий Семенович Вылегжанин, - дважды святое, ранее там находился снесенный храм св. Тихона. И было решено, воссоздавая часовню Бориса и Глеба, как-то сохранить память и об этом уничтоженном храме. Поэтому один из приделов часовни освящен в честь св. Тихона. Размер часовни увеличился, получилась церковь-часовня, где теперь регулярно идут службы».

Вновь построенный храм-часовня был приписан к храму «Большое Вознесение», Патриарх Московский и Всея Руси Алексий освятил его во имя святых благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба 6 августа 1997 года.

Церковь Бориса и Глеба

Ещё одну церковь Бориса и Глеба, построенную в 1635 году, стоявшую на месте теперешнего концертного зала Российской академии музыки им. Гнесиных в Борисоглебском переулке, снесли в том же 1933 году.

Молебен у памятного знака на месте разрушенного храма и его освящение совершил 15 ноября 2007 года клирик храма «Большое Вознесение», протоиерей Владимир Антонов.

«Сейчас на этом месте, - сказал священник, - стоит другое здание, но мы все-таки показываем, что помним те святыни, которые русские люди сооружали в честь покровителей нашей земли и молитвенников за нас».

Храм Бориса и Глеба был знаменит тем, что в нем находилась икона Нерукотворного Спаса, написанная Симоном Ушаковым.

Этот храм дал название существующему и ныне Борисоглебскому переулку.

В ряду знаменитых прихожан Борисоглебской церкви на Поварской был обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, который за богослужениями читал в ней Апостола.

Храм чудотворца Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте

Рядом с храмом Вознесения Господня у Никитских ворот проходит улица Спиридоновка и Спиридоньевский переулок. Название свое они получили от храма чудотворца Спиридона Тримифунтского на Козьем болоте , он был построен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Филаретом (Фёдором Никитичем Романовым). Впервые храм упоминается в 1627 году, он был единственным храмом в Москве, освященным в честь этого святого.

В богоборческий период храм был разрушен до основания. За спасение храма чудотворца Спиридона боролся П.Д. Барановский, но, как и храм Бориса и Глеба, не смог его отстоять.

Память о чудотворце Спиридоне и его разрушенном храме сохраняется в храме «Большое Вознесение», где есть большая икона святителя.

Церковь святых мучениц Софии и Татианы

Клирики «Большого Вознесения» также имеют попечение о церкви святых мучениц Софии и Татианы, которая находится на территории первой в городе Москве детской больницы имени Н. Ф. Филатова. Больница была учреждена при губернаторе князе Дмитрии Владимировиче Голицыне, а храм был освящен в честь небесной покровительницы супруги губернатора, княгини Татианы Васильевны Голицыной.

Губернаторство князя Голицына стало одним из самых счастливых для Москвы. Его жена, княгиня Т. В. Голицына, урожденная Васильчикова, положила начало традиции, по которой благотворительность стала, что называется, «хорошим тоном» для дам города. Она считала, что «быть полезной для других – единственное оправдание нашего земного существования». В Москве появились первые благотворительные общества, было построено несколько крупных городских больниц: 1-я Градская, Глазная и Ново-Екатерининская.

В 1841 году княгиня Татьяна Васильевна Голицына умерла, убитый горем князь Дмитрий Васильевич почтил её память учреждением детской больницы с домовой церковью святой мученицы Татианы, которая была освящена 5 декабря 1842 года Митрополитом Московским Филаретом.

В 1843 году на посту генерал-губернатора князя Д.В. Голицына сменил князь А.Г. Щербатов. Его жена, княгиня София Степановна Щербатова, урожденная Апраксина, князю Дмитрию Васильевичу приходилась племянницей и примеры благотворительности видела с детства. В 1848 году князь Щербатов тяжело заболел и умер, а его вдова, княгиня София Щербатова, всецело посвятила себя благотворительности. Ещё раньше, по подсказке доктора Гааза, княгиня организовала первую в Москве Николаевскую общину сестёр милосердия, которые ухаживали за больными.

В 1858 году княгиня София Щербатова купила участок земли на Садово-Кудринской улице. Когда она умерла, её сын, Александр Алексеевич, от имени своих братьев и сестёр обратился в Опекунский совет с просьбой принять в дар этот участок.

Дарителями были поставлены условия: владение непосредственно занять больницей, не допускать ни временного, ни постоянного извлечения дохода из земли, больницу именовать Софийской, церковь построить во имя святой Татианы, как в больнице на Малой Бронной, и святой Софии».

Построил новые здания больницы в 1892—1897 годах архитектор А. С. Каминский, по его же проекту был построен в центре больницы храм в стиле, получившем название «псевдовизантийского». Храм и больница были освящены 12 ноября 1897 года.

В советское время с храма сняли кресты, затем снесли купол. В храме устроили морг, для чего неузнаваемо его перестроили.

В конце XX века здание храма начали восстанавливать, в одной из комнат была устроена часовня, остальные помещения храма использовались для хозяйственных нужд больницы.

В 2008 году по прошению главного врача больницы, профессора В. В. Попова, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился к мэру города Москвы Ю. М.Лужкову с просьбой о воссоздании храма мучениц Татианы и Софии. Храм был передан Русской Православной Церкви в мае 2010 года.

Клирики храма «Большое Вознесение» окормляют пациентов и персонал детской больницы.

Союз Советских Социалистических Республик был создан большевиками в 1924 году, на месте Российской Империи. В 1917 году Русская Православная церковь (РПЦ) была глубоко интегрирована в самодержавное государство и имела официальный статус. Это был главный фактор, который больше всего волновал большевиков и их отношения к религии. Они должны были полностью взять под свой контроль русскую церковь. Таким образом, стал первым государством, одна из идеологических целей которой, ликвидации религии и ее замена на всеобщий атеизм. Коммунистический режим конфисковал церковное имущество, высмеивал религию, преследовал верующих и активно распространял атеизм в школах и учебных заведениях.

Конфискация ценностей гробницы Александра Невского.

Восстановленная фотография «Красногвардейцы переоборудуют церковь под клуб». Центральный Государственный архив кино-фото-фоно-документов СССР. А. Варфоломеев/РИА Новости

Суд над священником.

Церковную утварь разбивали.

Красноармейцы на субботнике выносят церковное имущество из Симонова монастыря, 1925 год.

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

Советская агитка:

РЕЛИГИЯ охотно одевается в узорные одежды ИСКУССТВА. ХРАМ это особого типа ТЕАТР: АЛТАРЬ - СЦЕНА, ИКОНОСТАС — ДЕКОРАЦИЯ, ДУХОВЕНСТВО - АКТЕРЫ, БОГОСЛУЖЕНИЕ - музыкальная ПЬЕСА.

В 1920-х гг. в массовом порядке закрывались, переоборудовались или разрушались храмы, изымались и осквернялись святыни. Если в 1914 году в стране насчитывалось около 75 тыс. действующих церквей, часовен и молитвенных домов, то к 1939 году их осталось около ста.

Конфискованные митры, 1921 г.

В марте 1922 г. Ленин писал в секретном письме членам Политбюро: «Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

Арестованные священники, Одесса, 1920 год.

Атеизм был нормой в школах, учебных заведениях и филиалах коммунистических организаций (например, комсомол и пионерия), очень жество боролись с религией и в средствах массовой информации. В 1920-х и 1930-х годов, были даже специализирующиеся на антирелигиозной деятельности организации, например — Лига воинствующих безбожников.

С Воскресением Христовым боролись рейдами и танцами в храмах, а верующие устраивали «горячие точки» и исповедовались в письмах. Если религия - опиум, то Пасха - его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник.

На борьбу с церковью в СССР не скупились.

Из переоборудованных помещений храмов делали клубы для молодежи, организовывали производства или использовали, как склады для промтоваров.

Верующего, могли выгнать с работы или исключить из колхоза. Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя. Крестились украдкой, быть православным стало очень опасно.

В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали. К этому дню, по словам исследователей, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозников старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы и шумные веселья.

Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми советскими. «Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел попов), которые должны были отвлекать народ от православия, иметь понятную ему форму и идейное содержание, - рассказывает историк Виктор Еленский. - Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи». Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х - уж слишком издевательскую омерзительную пародию представляли они собой.

В конце 40-х в семьях предпраздничные пасхальные приготовления все еще держали в тайне. «Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, то его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители - местную интеллигенцию, - приводит он пример из свидетельств участников тех событий.

Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию.

Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество.

«Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова: «Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость - идти в церковь на святую Пасху!».

Неожиданный всплеск религиозности случился во время войны, и как ни странно, граждан не преследовали. «Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад - «братья и сестры!».

А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», - отмечает Виктор Еленский. Агрессивное высмеивание и сжигания чучел прекратили, как слишком жестокие, верующим выделили помещения для тихого проведения любимого праздника.

На атеистическую пропаганду в СССР выделяли сумасшедшие деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах. В свойственной СССР манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем. Особенно наседали на Западную Украину.

Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок - транслировали редкие телеконцерты (Мелодии и ритмы зарубежной эстрады). «Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь музицирующий оркестр, или розыгрывали похабные спектакли и сценки, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», - рассказывает уроженец Виннитчины Николай Лосенко.

А в родном селе сына священника Анатолия Погодина ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно - звук приглушался. «Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще - ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных.

Ближе к 90-м борьба с религией сбавила темп и напор. Адекватные «контролеры» никого не карали. «Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, - рассказывает Погодин. - Хотя и сами надзирающие и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали этим».

В рамках антирелигиозной пропаганды в СССР проводилась кампания по массовому уничтожению объектов религиозного культа, в частности церквей. Главным объектом гонений была Русская Православная церковь. В нашем обзоре фотографии 13 разрушенных храмов из разных уголков России.

В 1914 году на территориях Российской империи, по официальным данным, насчитывалось 54 174 православных храма (включая монастырские, домовые, кладбищенские, недействующие и приписные, но без учета военных церквей), 25 593 часовни, 1025 монастырей. В 1987 году в СССР оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей. Эти данные относятся к сохранившимся на 1987 год действующим храмам и монастырям. Так как огромное количество культовых сооружений было приспособлено под музеи, склады, дома культуры (и даже квартиры), то точное количество именно уничтоженных (то есть взорванных или разобранных) храмов установить крайне трудно.

1. Церковь Антипия Пергамского



Построена в конце XVIII - начале XIX веков при помощи купцов Рыбниковых вместо деревянной кладбищенской. В 1930 году церковь закрыли и начали использовалась под склад. Храм был возвращен верующим в 1999 году, но активные ремонтные работы пока не начались.

2. Церковь Архангела Михаила


3. Введенская церковь


Церковь была построена в 1910 году, а перестала действовать в 1930.

4. Храм Димитрия Солунского


Храм Димитрия Солунского в деревне Шимоново Деревня Шимоново находится в Можайском районе на самом краю Московской области. Кирпичная ротондальная церковь в стиле классицизма, повторяющая московский храм Космы и Дамиана на Маросейке, была возведена здесь в 1801-1805 годах. О судьбе самого села, равно как и о Храме в советское время практически ничего неизвестно. После событий 1917 года храм закрыт, колокольня – разобрана.

В постперестроечные годы село практически полностью обезлюдело. Храм находится в аварийном состоянии: алтарь (главный, Дмитриевский престол) разобран, утрачено внутреннее убранство, крыша трапезной обрушилась. Однако, если вглядеться, то в очертаниях руин действительно угадывается сходство с Московским Храмом на Маросейке.

5. Церковь Успения Пресвятой Богородицы


6. Церковь Рождества Божией Матери


Церковь Рождества Божией Матери в селе Верховляны - каменная церковь в стиле эклектики с использованием мотивов древнерусского зодчества была построена здесь в конце XIX - начале XX вв. Невдалеке от нее, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. В 1930-е гг. церковь закрыли, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. И по сей день она находится в разрушенном состоянии.

7. Никольская церковь


Никольская церковь в Лыткарино - древнейшая церковь в округе, возведенная в 1680-х годах. В настоящее время находится на территории усадьбы Петровское – также пустующей. За годы советской власти храм очень сильно пострадал. Были утрачены внутренние интерьеры храма и разрушен шатер. В 1970-х годах началась его реставрация, которую доверили В.В. Кавельмахеру.

За прошедшие годы был восстановлен шатер, возобновлены наличники окон, а над входом возвели трехпролетную звонницу. Сама усадьба Петровское находится на высоком берегу Москва-реки. Сейчас от нее остались только цокольный и первый белокаменные этажи, над которыми надстроен в 1959 году второй кирпичный этаж, остатки парка и цепь прудов.

8. Заброшенный храм казанской иконы божией матери



Необычный величественный храм, строительство которого началось в 1780 году напротив усадебных ворот имения графа Чернышева. Каменный храм строился более 50 лет и был красивейшим образцом классицизма в архитектуре. Сегодняшнее состояние постройки - результат закрытия храма в 1962 году и использования его как подсобного помещения. Попасть сюда можно свободно, пока он окончательно не превратился в романтические руины

9. Церковь Рождества Христова



Бывшее село Илколдино находилось в очень живописном месте, в пяти верстах от места впадения реки Поли в Клязьму. Через село проходил старинный Владимирский тракт, в своё время весьма оживлённый. Каменный храм в селе возвели в середине 19 века. Кирпичная с белокаменными деталями, побелённая церковь была выдержана в стиле позднего классицизма.

Закрыта церковь была в 1930х годах, в 1953 опустело и окружающее ее село: в связи с отводом земель под Костерёвский военный полигон всех его жителей вынудили переселиться в другие места. Сейчас месторасположение бывшего села угадывается лишь по наличию «культурных» деревьев - тополям, черёмухе и кустам сирени, а церковь медленно, но неумолимо, продолжает разрушаться.

10. Церковь Покрова Божией Матери



Белокаменная одноглавая церковь с богатым декоративным убранством, построенная в 1762 году в стиле барокко. В конце 19 века к ней были пристроены кирпичная трапезная, придел и колокольня. В советское время храм закрыли. Священник Михаил Алексеевич Успенский был арестован и расстрелян – многие годы спустя, в 2000 году за ним было закреплено звание священномученика. Церковь была возвращена верующим в 1993 году, однако активный ее ремонт так и не был начат.

11. Никольская церковь в Лыткарино


12. Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова на Белом озере в деревне Крохино.

13. Церковь Спаса Нерукотворного Образа


Церковь Спаса Нерукотворного Образа в бывшем селе Сергино (села уже нет). Храм был построен в 1897 году, роспись иконостаса выполнил художник Шишкин. В советское время храм закрыт и разграблен.

История Церкви в советский период полна драматических и трагических моментов, это история борьбы и сосуществования.
С первых дней победы большевистской революции православные иерархи оказались перед нелегким выбором: начать открытое духовное сопротивление атеистическому государству или попытаться ужиться с новой властью, несмотря на всю её враждебность. Выбор был сделан в пользу второго, но это не означало полной покорности. В годы Гражданской войны руководство РПЦ не раз выступало с гневными протестами против тех или иных действий советской власти. Например, были публично осуждены позорный Брестский мир и расстрел Царской семьи.

19 января 1918 года с одобрения Поместного Собора Патриарх Тихон издал свое знаменитое Послание с анафемой "безумцам", творящим "кровавые расправы", хотя виновные не были названы прямо.

Однако тот же Тихон сказал "Церковь признаёт и поддерживает Советскую власть, ибо нет власти не от Бога" («Акты патриарха Тихона», М. 1994, стр.296).

В годы Гражданской войны тысячи священнослужителей стали жертвой Красного террора.
В 1921 г. началась кампания по изъятию имущества РПЦ.

Изъятие церковных ценностей, 1921 г.:

Конфискованные митры, 1921 г.:

2 января 1922 г. ВЦИК принял постановление «О ликвидации церковного имущества». 23 февраля 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам «…изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

В июне 1922 г. в здании Филармонии в Петрограде начался публичный судебный процесс по делу о сопротивлении духовенства изъятию церковных ценностей:

Трибунал приговорил к смертной казни 10 человек, включая митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина), адвоката И. М. Ковшарова и профессора Ю. П. Новицкого. Им вменялось в вину «распространение идей, направленных против проведения советской властью декрета об изятии церковных ценностей, с целью вызвать народные волнения для осуществления единого фронта с международной буржуазией против советской власти». ВЦИК оставил смертный приговор по отношению к ним в силе, заменив шестерым расстрел на тюремное заключение. Другие осужденные получили различные сроки лишения свободы (от одного месяца до 5 лет), 26 человек были оправданы. В ночь с 12 на 13 августа 1922 года приговор в отношении четырех осужденных был приведен в исполнение (см. "Петроградский процесс 1922 года" в Вики).

Закрытие Симонова монастыря. Красноармейцы выносят церковные ценности из разорённой обители. 1923 г.:

Разбор награбленных церковных ценностей в Гохране. Фото 1921 или 1922 г. :

Сортировка изъятых ценных предметов, 1926 г.:

Хотя массовое закрытие храмов началось лишь в конце 1920-х, уже к середине этого десятилетия многие из них были "перепрофилированы" под советские нужды.

Рабочий клуб, 1924 г.:

Особо следует отметить антиколокольную кампанию. С 1930 года колокольный звон был официально запрещен. По всему СССР со звонниц сбрасывали колокола и отправляли на переплавку "для нужд индустриализации":

Около 1929 г. начинается самый трагический период антицерковной кампании - массовое закрытие храмов, а затем и их массовое разрушение.

Снос собора св. Николая в Харькове:

Символическим рубежом стало уничтожение мемориального Храма Христа Спасителя в Москве в декабре 1931 г.:

Кафедральный собор Иркутска в период сноса, 1932:

Снос церкви Владимирской Божией Матери у Владимирских ворот в Москве, 1934:

Снос церкви Дмитрия Солунского в Москве, 1934:

По негласной разнарядке полному сносу подлежали не менее половины храмов в каждом городе, большинство остальных были обезглавлены и перестроены под светские нужды.
Пик вакханалии сносов пришёлся на 1935-1938 гг., т.е. практически совпал по времени с Большим Террором, в ходе которого были истреблены и отправлены в лагеря десятки тысяч священнослужителей.

Екатерининский собор в Царском Селе, 1938:

Накануне войны Церковь в СССР находилась на грани полного уничтожения. Во многих крупных городах оставалось по одному действующему храму.

Тяжелые поражения в первые месяцы Великой Отечественной войны заставили советское руководство резко изменить политику в отношении Церкви, поскольку это было необходимо для поддержания морального духа населения и воинов. В короткий срок вновь открылись тысячи храмов, священнослужители стали участвовать в общественной жизни, собирали средства на постройку военной техники. А некоторые из священников защищали Родину с оружием в руках.

Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады Герой Советского Союза полковник Константин Дионисьевич Карицкий вручает Фёдору Пузанову медаль:

Отец Фёдор Пузанов в боевом строю:

Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами:

8 сентября 1943 г. впервые в советское время был избран Патриарх РПЦ.
Крёстный ход 9 мая 1945 в Ставрополе:

На параде Победы, 1945 г.:

В послевоенные годы, при жизни Сталина, эти укрепившиеся позиции Церкви были сохранены. Последняя, в свою очередь, отвечала полной лояльностью советскому правительству и активно участвовала во всех его пропагандистских мероприятиях, в т.ч. внешнеполитических.

Конференция религиозных объединений СССР по защите мира в Загорске, май 1952 г.:

Верующих призывали неустанно молиться за здоровье вождя, особенно, в период его болезни.

У гроба Сталина, март 1953:

Последняя волна гонений на церковь началась при Хрущёве, фанатичном атеисте, заявлявшем, что "мы не возьмём с собой церковь в коммунизм". В начале 1960-х были вновь закрыты тысячи храмов и разрушены многие сотни, включая выдающиеся памятники архитектуры.

Кони в заброшенном храме, 1960-е:

При Брежневе положение в СССР окончательно стабилизировалось. Это было существования в рамках своего рода социальной резервации под плотным контролем КГБ.

На банкете в честь 60-летия Октября, 1977 г.:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»