Предчувствую тебя анализ. Анализ стихотворения Блока «Предчувствую Тебя…

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Литература. 11 класс

Урок 23.

Тема: Образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме» А.А.Блока.

Цели : дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

А. А. Блок.

ХОД УРОКА

    Оргмомент.

    Проверка домашнего задания: выразительное чтение наизусть стихотворения А.Блока «Незнакомка»

    Сообщение темы и целей урока.

    Работа по теме урока.

    Слово учителя.

В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта первого, раннего периода творчества, которые вошли в цикл «Стихи о прекрасной Даме».

В юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898г., он участвовал в любительской постановке трагедия Шекспира «Гамлет».

Блок, как обычно, проводил лето в подмосковном имении Бекетовых Шахматово, а домашний театр был оборудовал в соседнем Боблове, принадлежавшем другу деда Блока, великому ученому-химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Блок исполнял в спектакле роль , а Офелию играла , дочь ученого. «Удивительно ли, - писала М.А.Бекетова, - что романтично настроенный и пылкий мальчик, влюбился в Офелию».

В 1903 году, Блок обвенчался с . Их семейная жизнь оказалась далека от идиллии. В горькую минуту поэт писал в дневнике: «Люба испортила мне столько лет жизни, измучила меня… Люба на земле – страшная, посланная для того, чтобы мучить и уничтожать ценности земные. Но – 1898 – 1902 годы сделали то, что я не могу с ней расстаться и люблю ее». (1910г). Воспоминание спектакля, на веки связавшим их судьбы, постоянно возникали в стихах, обращенных к жене:

Я – Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство плети,

И в сердце – первая любовь

Жива – к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,

Увел далеко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю,

Клинком отравленным заколот.

«Я – Гамлет, холодеет кровь…», 1914г.

Главное место в духовной жизни поэта занимали непростые отношения с Любовью Дмитриевной. Именно к ней обращен первый блоковский сборник «Стихи о Прекрасной Даме». Встреча с ней в этих стихах предстает как встреча с посланницей «миров иных». Обычную земную девушку поэт возвысил до недостижимого и непостижимого идеала. Все обращения к ней он писал с большой буквы, в стихах и письмах называл ее Таинственной Девой, Владычицей Вселенной, Величавой Вечной Женой.

    Анализ стихотворения “Вступление”

Отдых напрасен. Дорога крута.

Вечер прекрасен. Стучу в ворота.

Дольнему стуку чужда и строга,

Ты рассыпаешь кругом жемчуга.

Терем высок, и заря замерла.

Красная тайна у входа легла.

Кто поджигал на заре терема,

Что воздвигала Царевна Сама?

Каждый конек на узорной резьбе

Красное пламя бросает к тебе.

Купол стремится в лазурную высь.

Синие окна румянцем зажглись.

Все колокольные звоны гудят.

Залит весной беззакатный наряд.

Ты ли меня на закатах ждала?

Терем зажгла? Ворота отперла?

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных (заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

    Анализ стихотворения “Предчувствую Тебя”.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

4. Анализ стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

Ты горишь над высокой горою,

Недоступна в Своем терему.

Я примчуся вечерней порою,

В упоеньи мечту обниму.

Ты, заслышав меня издалёка,

Свой костер разведешь ввечеру.

Стану, верный велениям Рока,

Постигать огневую игру.

И, когда среди мрака снопами

Искры станут кружиться в дыму,-

Я умчусь с огневыми кругами

И настигну Тебя в терему.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

5. Анализ стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая - Ты.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД. Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

(на основе анализов и материала учебника – стр.180-184)

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

6. Анализ стихотворения “Встану я в утро туманное”.

Встану я в утро туманное,

Солнце ударит в лицо.

Ты ли, подруга желанная,

Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!

Ветром пахнуло в окно!

Песни такие веселые

Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное

Солнце и ветер в лицо!

С ними подруга желанная

Всходит ко мне на крыльцо!

1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?

2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?

3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?

4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

7. Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на закате”.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний

Не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Всё померкло, прошло, отошло...

И твое золотое весло.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

ВЫВОД - по вопросам и проанализированным стихотворениям.

- Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

- Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия

    Итог урока.

    Задание на дом: стр.180-185; подготовить устный анализ стихотворения А.Блока о России.

Стихотворение А. Блока “Предчувствую тебя…” представляет собой исповедь, в которой лирический герой признается в своих мечтах, чувствах и опасениях возлюбленной. Ее образ, образ Прекрасной Дамы, является идеалом женщины, которого не существует в действительности: “Все в облике одном предчувствую тебя…”

Но созданная гармония нарушается реальностью, которая врывается в нее. Лирического героя охватывают смятение, тоска, страх, что разрушится этот самый идеал женщины, она окажется другой.

Герой боится разочароваться

в ней, а вместе с тем и в своем мире, который далек от реальности.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.

И молча жду, тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появление,

Но страшно мне: изменишь облик ты…

Эти строки стихотворения доказывают все выше сказанное и еще раз подчеркивают ощущение неуютности, разлада, негармоничности в душе поэта.

Лирический герой обожествляет возлюбленную, это видно по написанию местоимения “Ты” и по невозможности жизни без нее: “О, как паду – и горестно, и низко, не одолев смертельные мечты!”

В стихотворении А. Блок использует различные литературные

тропы, такие, как эпитеты – “смертельная мечта”, “дерзкое подозрение”, метафоры – “горизонт в огне”. Так же присутствует анафора, то есть повторение слов: “Весь горизонт в огне”, “Но страшно мне, изменишь облик ты”.

Интересно, что к стихотворению есть эпиграф: “И тяжкий сон житейского сознания ты отряхнешь, тоскуя и любя.” Он дает понять, что с приходом любви человек вырывается из повседневности, любовь делает человека лучше, возвышает его, хоть порой и порождает страх и смятение.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь...
  2. “Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…” (1901) Все стихотворения цикла “Стихи о Прекрасной Даме”, принесшего Александру Блоку огромную известность, посвящены Любови Дмитриевне Мен­делеевой. Культ Прекрасной Дамы...
  3. Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы. В 1898-1904 годах Александр Блок создает стихотворный...
  4. У Александра Блока в жизни было несколько любовных романов, однако его музой и вдохновительницей на протяжении всей жизни оставалась Любовь Менделеева, брак с которой оказался...
  5. Александр Блок – известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы...
  6. Стихотворение А. А. Блока “Незнакомка” было написано в 1906 году и является одним из самых известных в творчестве поэта. Произведение построено на антитезе: жестокость страшного...
  7. В своем стихотворении А. Блок описывает то, как лирический герой переживает потерю любимой женщины. Оно автобиографичное. В этот период Блока бросила жена. Автор описывает героическую...

Все стихотворения цикла «Стихи о Прекрасной Даме», принёсшего Александру Блоку огромную известность, посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой.

Культ Прекрасной Дамы возник ещё в Средневековье. Уже тогда в произведениях поэтов этот образ вбирал в себя черты и конкретной красавицы, и Мадонны. И у Блока Прекрасная Дама – это слияние земной женщины и Пресвятой Девы. Она предстаёт в трёх обликах: в космическом восприятии – это Душа мира, в религиозном – это Царица Небесная, в повседневном – это нежная, немного надменная девушка, в образе которой угадываются черты Л. Д. Менделеевой.

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» (1901)

И тяжкий сон житейского сознанья

Ты отряхнёшь, тоскуя и любя.

Вл. Соловьёв

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду – и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Лирический герой называет её высокими словами: Дева, Заря, Величавая Вечная Жена, светлая, ясная, лучезарная, непостижимая, Владычица вселенной . Во всех стихах цикла слова, обозначающие этот образ, написаны автором с заглавной буквы. Образ Прекрасной Дамы неотделим от образа на иконах в золоте риз и сиянии лампад. Лирический герой мыслит свою жизнь лишь как молитвенное служение своей возлюбленной. Он предчувствует Её появление – «весь горизонт в огне». Свет, огонь являются цветовой доминантой в стихотворении: «горизонт в огне», «ясен нестерпимо», «лучезарность близко». Над Ней льётся поток света. Свет исходит и от Неё самой, словно от святой.

Но, предчувствуя, что Её появление близко, лирический герой вдруг ощущает страх. Он боится, что Её «привычные черты» изменятся, что он не узнает своего идеала и что его мечты окажутся только сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: «И тяжкий сон… ты отряхнёшь…». С символом крушения мечты связаны такие выразительные средства, как эпитеты (дерзкое подозренье; падение горестное и низкое ) и метафора (смертельные мечты ).

«Лучезарность близко», но герою страшно, что Прекрасная Дама изменит свой облик. Мотив нетерпеливого ожидания возлюбленной перекликается с мотивом боязни этой встречи. Герой боится, что непорочная Прекрасная Дама может превратиться в греховное земное создание, а её схождение в мир окажется падением. Как хотелось бы лирическому герою, чтобы его Прекрасная Дама всегда воплощалась в некое Божественное начало, способное спасти человечество и возродить его к новой прекрасной жизни!

Александр Блок придерживался теории символизма не только в творчестве, но и в повседневной жизни, поэтому каждое событие воспринимал, как предзнаменование. Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано за два года до того, как Любовь Менделеева стала его женой. Оно действительно оказалось пророческим. Предчувствия Блока оправдались, его семейная жизнь была сложной, но поэт до самой смерти верил в то, что его избранница дарована ему свыше.

Стихотворение написано двустишиями, разностопным ямбом.

«Предчувствую тебя…» Александр Блок

И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду,- тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Анализ стихотворения Блока «Предчувствую Тебя…»

У Александра Блока в жизни было несколько любовных романов, однако его музой и вдохновительницей на протяжении всей жизни оставалась Любовь Менделеева, брак с которой оказался достаточно сложным и противоречивым. Однако именно ей Блок посвятил свой первый цикл произведений «Стихи о Прекрасной даме», который принес начинающему поэту огромную популярность.

С будущее супругой поэт был знаком с самого детства, так как имения деда Александра Блока и родителей Любови Менделеевой находились по соседству. Тем не менее, когда, уже будучи студентом, Блок встретился с 16-летней красавицей, то не смог скрыть своего восхищения. Однако Любовь Менделеева проигнорировала ухаживания поэта, так как посчитала его щеголем и совершенно пустым человеком, который не представлял для нее интереса. Тем не менее, сам Блок был уверен в том, что встретил свою судьбу, и когда-нибудь эта неприступная и даже высокомерная особа согласится стать его женой.

Поэт придерживался теории символизма не только в творчестве, но и в жизни, поэтому каждое событие трактовал, как предзнаменование. Именно поэтому очередную случайную встречу с Менделеевой Блок воспринял, как знамение свыше. Примечательно, что его избранница, не увлекавшаяся подобным мистицизмом, все же поддалась на уговоры поэта и вскоре стала его женой. Однако за два года до этого важного в жизни поэта события он написал произведение под названием «Предчувствую Тебя…», которое вошло в цикл «Стихов о Прекрасной Даме». И, что самое удивительное, оно действительно оказалось пророческим.

Буквально с первых строк автор утверждает, что его последующая жизнь предопределена, и в ней отведено место для той, которая пока об этом даже не догадывается. «Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, и молча жду, — тоскуя и любя», — отмечает автор, весьма недвусмысленно указывая на то, что он смирился и полностью подчинился тому пути, который ему предначертан . Вместе с тем поэт предчувствует, что его семейная жизнь будет совсем не такой гладкой и безмятежной, как он мечтает. «Но страшно мне: изменишь облик Ты», — словно бы сам себя предостерегает Блок. Что скрывается за этой строчкой, станет ясно спустя несколько лет, когда Любовь Менделеева уйдет от мужа к поэту Андрею Белому. Остается лишь удивляться тому, что автор не только сумел предугадать, каким будет его брак, но и заранее определился в отношении к измене любимой женщины, отметив: «О, как паду – и горестно, и низко, не одолев смертельные мечты!».

Действительно, одной из причин распада его брака с Любовью Менделеевой и стали утопические мечты поэта о том, что в союзе двух людей главным являются духовный, а не физический аспект совместной жизни. Более того, безумно любя свою супругу, Блок одновременно презирал ее за вполне земные качества, такие, как прагматизм и трезвый взгляд на жизнь. Именно поэтому он даже не попытался остановить роман своей возлюбленной с лучшим другом, считая, что такова судьба, и спорить с ней бесполезно.

В итоге Любовь Менделеева все же вернулась к мужу, однако их совместная жизнь превратилась в сплошной кошмар. Когда они были вместе, то постоянно ссорились и упрекали друг друга в изменах. Но стоило паре расстаться хоть на несколько дней, как в разные уголки страны летели письма с признаниями в любви. Этот странный и очень противоречивый союз принес и Блоку, и Менделеевой много душевных страданий. Но поэт до самой смерти верил в то, что его избранница дарована ему свыше, поэтому готов был со смирением нести свой крест, прощать, верить и надеяться на то, что его брак когда-нибудь будет по-настоящему счастливым.

Стихотворение «Предчувствую Тебя…» А.Блок написал в 1901 году. Поэт раскрывает душу, пытаясь найти свой идеал. В отношениях с возлюбленной он трагически воспринимает даже малейшее изменение. Прекрасная дама – вечный идеал красоты и воплощение вечной женственности.

Лирический герой – заложник Прекрасной дамы, ожидающий предстоящее преображение жизни. О неудовлетворенности героя действительностью свидетельствуют его надежды на появление «вечной женственности». Он зацикливается на личных переживаниях, хочет уйти прочь от реальности.

Создает идеал женщины, который не совместим с действительностью. Какой бы она не была прекрасной вне времени, сомнения вторгаются в его реальность, нарушая гармонию. И в душу поэта закрадывается смутное ощущение разлада, неудовлетворенности и неблагополучия. Чувства лирического героя также вне времени. Они не могут повлиять на любовь, ведь «года проходят мимо».

Лирический герой переживает, что однажды Прекрасная дама изменится, он боится разрушения своего идеала, разрушения мечты. Данное стихотворение скорее напоминает монолог-исповедь, потому как лирический герой признается возлюбленной в

Своих чувствах, мечтах, любви. Нет, он не заявляет о них, а просто «молча ждет», хотя внутри его «бушует стихия».

Александр Блок создал образ любимой женщины, к которой обращен монолог. Любовь для поэта – это то чувство, которое доставляет ему высшее напряжение и наслаждение. Поэтому, без любви автор не мыслит своего существования. Ведь кто-то один всегда страдает больше другого. И это наваждение, но такое, которое позволяет пережить истинное счастье. Для него любовь – это буря эмоций, счастье и страдание, неизмеримая тоска и стремление к любимой.

Александр Блок доказывает, что часто за жизненной суетой мы попросту забываем о вечном. Обыденность и посредственность заполняет нашу жизнь. Таким образом, в этой действительности нам не хватает настоящих чувств, а любовь – именно то чувство, которое спасает человека от депрессии, обыденности и одиночества.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»