Литературные произведения как объект авторского права. Гражданское право россии

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

28. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228 , 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

29. В силу пункта 7 статьи 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 этой статьи.

Поскольку согласно пункту 3 названной статьи охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, то под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и др.

Охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе путем переработки (подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 Кодекса).

30. В соответствии с пунктом 5 статьи 1262 ГК РФ договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных (пункт 1 этой статьи) и переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора подлежат государственной регистрации в Роспатенте.

Как следует из положений статьи 5 Вводного закона, указанное правило об обязательной государственной регистрации применяется в отношении программ для ЭВМ и баз данных, зарегистрированных как после 31.12.2007 (в период действия части четвертой ГК РФ), так и до 01.01.2008 (в период действия Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", также предусматривавшего возможность регистрации программ для ЭВМ и баз данных), в случае, если договор заключается, а переход исключительного права на них осуществляется после 31.12.2007.

31. Кодексом предусмотрено наряду с личным неимущественным правом на неприкосновенность произведения (статья 1266 Кодекса) право на переработку произведения, являющуюся одним из способов использования произведения, одним из правомочий, входящих в исключительное право (подпункт 9 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ).

Право на неприкосновенность произведения (абзац первый пункта 1 статьи 1266 ГК РФ) касается таких изменений произведения, которые не связаны с созданием нового произведения на основе имеющегося. Соответствующие изменения допускаются с согласия автора (или иного лица в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 1266 Кодекса), которое должно быть определенно выражено. При отсутствии доказательств того, что согласие было определенно выражено, оно не считается полученным.

Переработка произведения предполагает создание нового (производного) произведения на основе уже существующего. При этом право на переработку произведения как один из способов использования результата интеллектуальной деятельности может быть передано в числе иных правомочий в рамках передачи исключительного права по договору об отчуждении исключительного права в полном объеме (статья 1234 ГК РФ) либо предоставлено по лицензионному договору (статья 1235 ГК РФ), а также может перейти по установленным в законе основаниям без заключения договора с правообладателем (статья 1241 ГК РФ).

Частным случаем переработки произведения является модификация программы для ЭВМ или базы данных, то есть любые их изменения, в том числе их перевод с одного языка программирования на другой, за исключением адаптации, представляющей собой внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя.

32. В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ использованием произведения считается в числе прочего его публичное исполнение, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела), независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения.

Лицом, осуществляющим публичное исполнение произведения (в том числе при его представлении в живом исполнении), является юридическое или физическое лицо, организующее публичное исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, то есть лицо, которое берет на себя инициативу и ответственность за проведение соответствующего мероприятия.

Именно это лицо должно заключить договор о предоставлении ему права на публичное исполнение произведения с правообладателем или организацией по управлению правами на коллективной основе и выплачивать полагающееся вознаграждение.

33. При применении статьи 1272 ГК РФ судам следует исходить из того, что установленный этой статьей принцип исчерпания прав применяется только к оригиналу или экземплярам произведения, правомерно введенным в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Распространение контрафактных экземпляров произведений статьей 1272 Кодекса не охватывается и в любом случае образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен у третьих лиц.

Исходя из статьи 1272 , а также подпункта 4 пункта 2 статьи 1270 ГК РФ, согласно которому самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя, является импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения, в их взаимосвязи принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

При этом судам надлежит иметь в виду, что ни подпункт 4 пункта 2 статьи 1270 , ни статья 1272 ГК РФ не препятствуют импорту оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

34. При применении статьи 1273 ГК РФ судам следует учитывать: воспроизведение, то есть изготовление одного экземпляра произведения или более либо его части в любой материальной форме, не является нарушением исключительных прав на произведение только в том случае, если в момент изготовления такого экземпляра само произведение используется правомерно.

Так, нарушением исключительного права на произведение является изготовление одного экземпляра произведения или более, осуществленное с контрафактного экземпляра либо при неправомерном доведении до всеобщего сведения (в том числе при неправомерном размещении в сети Интернет).

Допускается без согласия автора или иного правообладателя воспроизведение, осуществляемое только гражданином и только в личных целях, под которыми по смыслу статьи 1273 Кодекса понимается последующее некоммерческое использование соответствующего экземпляра для удовлетворения собственных потребностей или потребностей обычного круга семьи этого гражданина (который определяется судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела).

35. В силу пункта 3 статьи 1274 ГК РФ допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры. В связи с этим автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений части четвертой ГК РФ. В случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном статьей 152 Кодекса.

36. Судам следует учитывать, что право совершения в отношении программы для ЭВМ или базы данных действий, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ, принадлежит только лицу, правомерно владеющему экземпляром такой программы для ЭВМ или базы данных (пользователю).

При этом лицо, записавшее программу для ЭВМ или базу данных в память ЭВМ (подпункт 1 пункта 1 статьи 1280 ГК РФ), когда оно правомерно владело экземпляром такой программы или базы данных, должно удалить соответствующую программу или базу из памяти принадлежащей ему ЭВМ в случае продажи или иного отчуждения экземпляра программы или базы.

Копия программы для ЭВМ или копия базы данных, предназначенная для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования, должна быть уничтожена, если владение экземпляром этой программы или базы данных перестало быть правомерным (подпункт 2 пункта 1 статьи 1280 Кодекса).

37. В силу абзаца второго пункта 1 статьи 1284 , абзаца второго пункта 1 статьи 1319 ГК РФ на исключительное право, принадлежащее не самому автору (исполнителю), а другому лицу, и на право использования произведения (исполнения), принадлежащее лицензиату, может быть обращено взыскание.

При рассмотрении споров о правомерности обращения взыскания на право использования произведения (исполнения), принадлежащее лицензиату, надлежит учитывать, что при таком обращении взыскания согласие лицензиара не требуется.

Автор произведения (исполнитель) имеет лишь преимущественное право приобретения принадлежащего лицензиату права использования произведения (исполнения) в случае его продажи с публичных торгов в целях обращения взыскания (пункт 2 статьи 1284 , пункт 2 статьи 1319 Кодекса).

38. При применении статьи 1286 ГК РФ необходимо исходить из следующего.

38.1. Согласно пункту 2 статьи 1235 ГК РФ лицензионный договор подлежит государственной регистрации в случаях, определенных пунктом 2 статьи 1232 Кодекса. К таким случаям относится в том числе предоставление права использования подлежащего государственной регистрации результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом в силу пункта 7 статьи 1232 ГК РФ это правило применяется и к зарегистрированному по желанию результату интеллектуальной деятельности (в частности, к программам для ЭВМ и базам данных), если Кодексом не установлено иное.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных иное установлено пунктом 5 статьи 1262 ГК РФ, в соответствии с которым государственной регистрации подлежат только: 1) договоры об отчуждении исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ или базу данных; 2) переход исключительного права на такую программу или базу данных к другим лицам без договора. Другие договоры, в том числе лицензионные договоры о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных, государственной регистрации не подлежат.

38.2. Предусмотренный пунктом 3 статьи 1286 ГК РФ договор заключается между правообладателем, то есть обладателем исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, и пользователем, то есть лицом, правомерно владеющим экземпляром такой программы или базы и начинающим пользование соответствующей программой или базой. Лицо, приобретшее экземпляр программы для ЭВМ или базы данных не для самостоятельного пользования, а для перепродажи его третьему лицу, не является субъектом отношений, определенных названной нормой.

Такой лицензионный договор предполагает предоставление пользователю программы для ЭВМ или базы данных права на совершение действий, предусмотренных статьей 1280 ГК РФ, а также на совершение иных обусловленных договором действий, связанных с эксплуатацией программы или базы, и действует до продажи или иного отчуждения экземпляра программы или базы. На этот договор в отличие от иных лицензионных договоров не распространяются правила, установленные пунктами 2 - 6 статьи 1235 Кодекса.

39. При применении положений ГК РФ о служебном произведении судам надлежит учитывать, в частности, следующее.

39.1. Вопрос о том, является ли конкретное произведение служебным, решается исходя из положений законодательства, действовавшего на момент создания такого произведения.

В отличие от статьи 14 Закона об авторском праве, действовавшего до 01.01.2008, относившей к служебным произведения, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, в статье 1295 ГК РФ под служебным произведением понимается произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Для определения того, является ли созданное работником после 31.12.2007 по конкретному заданию работодателя произведение служебным, необходимо исследовать вопрос о том, входило ли это задание в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не может рассматриваться как служебное - исключительное право на него принадлежит работнику, его использование работодателем возможно лишь на основании отдельного соглашения с работником и при условии выплаты ему вознаграждения.

39.2. В отличие от действовавшего до 01.01.2008 законодательства пункт 2 статьи 1295 ГК РФ предусматривает, что от работодателя, которому принадлежит исключительное право на служебное произведение, это исключительное право переходит к работнику (автору), если в течение трех лет со дня, когда это произведение было предоставлено работником в распоряжение работодателя, последний не начнет использование произведения (например, воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, осуществляемые как самим работодателем, так и на основании лицензионного договора третьим лицом), не передаст исключительное право на произведение другому лицу (на основании договора об отчуждении исключительного права) или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне (например, в случае создания научной разработки, содержание которой предполагает ее охрану в качестве секрета производства).

В отношении служебных произведений, созданных до 01.01.2008, по которым работодатель не совершил до этой даты ни одно из названных действий, трехлетний срок начинает течь с 01.01.2008.

Если в установленный трехлетний срок работодатель совершит одно из названных действий, работник (автор) имеет право на получение вознаграждения, размеры, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работодателем и работником, а в случае спора - судом. При этом судам необходимо иметь в виду: условия, относящиеся к такому вознаграждению, могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Во всех случаях вознаграждение выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

39.3. Если исключительное право на служебное произведение принадлежит работнику (автору) изначально по договору с работодателем или на основании абзаца второго пункта 2 статьи 1295 ГК РФ, работодатель имеет право использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, вытекающих из задания, а также обнародовать такое произведение, если иное не определено договором между ним и работником. Работник при этом вправе по своему усмотрению использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также способами, хотя и обусловленными целью задания, но за пределами этого задания.

40. При решении вопроса о принадлежности исключительного права на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, судам следует руководствоваться положениями статьи 1298 , а не статьи 1296 ГК РФ.

В то же время данный запрет не охватывает случаи, когда технологии, технические устройства или их компоненты изначально разрабатывались, изготовлялись и распространялись в целях, не связанных с осуществлением или обеспечением обхода технических средств защиты (при этом суду необходимо установить, возможно ли коммерческое использование таких технологий, технических устройств или их компонентов в каких-либо иных целях, отличных от обхода технических средств защиты).

42. При рассмотрении судом дела о защите авторских прав надлежит исходить из того, что пока не доказано иное, автором произведения (обладателем исключительного права на произведение) считается лицо, указанное в качестве такового на экземпляре произведения. Необходимость исследования иных доказательств может возникнуть в случае, если авторство лица на произведение оспаривается. статья 136 Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.

43.4. Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав или товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование, то при определении размера компенсации за основу следует принимать вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения.

43.5. Если на основании статьи 1514 ГК РФ правовая охрана товарного знака уже прекращена, требование о возмещении убытков или выплате компенсации может быть заявлено лицом, являвшимся правообладателем на момент совершения правонарушения.

При предоставлении третьему лицу права использования произведения (товарного знака) по лицензионному договору или при передаче третьему лицу исключительного права по договору об отчуждении этого права право требования возмещения убытков, причиненных допущенным до заключения указанного договора нарушением, или выплаты компенсации за такое нарушение не переходит к новому правообладателю. Соответствующее требование может быть заявлено лицом, которое являлось правообладателем на момент совершения нарушения.

Вместе с тем право требования возмещения убытков или выплаты компенсации может быть передано по соглашению об уступке права (требования).

44. В статье 1302 ГК РФ предусмотрены обеспечительные меры, которые могут быть приняты при рассмотрении дел о нарушении авторских прав. Судам следует учитывать, что содержащийся в этой статье перечень не является исчерпывающим. Например, возможно применение обеспечительных мер в виде запрета лицу на опубликование произведения или на его распространение до разрешения спора об авторстве этого произведения.

Порядок принятия обеспечительных мер определяется соответствующим процессуальным законодательством.

2. Литературные произведения: понятие и виды. 81

Глава III. Российская Федерация в международной системе защиты авторских прав. 144

3. Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ее роль в международной системе защиты авторских прав. 179

Заключение. 185

Приложение. 188

Библиография. 189

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение как в Рос сии, так и во всем мире.

Важной задачей государева в области охраны интеллектуальной собственнжости является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но и их личные права и интересы. - в том числе нравственные и духовные.

Правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно - просветительского характера. Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут у спешно развиваться только при наличии соответств>тощих условий, включая необходимые правовые предпосылки. Нормативное регулирование правоотношений, складывающихся в области науки, литературы и искусства, должно отвечать требованиям современной экономической ситуации.

В законодательстве бывшего Советского Союза отсутствовали специальные законы об охране интеллектуальной собственности, правовое регулирование обеспечивалось преимущественно подзаконными актами. Исключением являлись нормы авторского права, которые были сосредоточены в специальном законе, позднее - в самостоятельном разделе Гражданского Кодекса РСФСР 1964 г.

Прежним законодательством не обеспечивался в достаточной степени уро вень правовой охраны прав как самих авторов, так и их правопреемников. Государство без достаточных основание: вмешивалось в отношения между авторами ттлтЖьзователями. Существовали типовые авторские договоры, носившие нормативный характер. Ставки авторского вознаграждения -были строго регламентированы и были -явно недостаточны. Авторское право, как и право вообще, было сильно идеологизировано, чем и объясняется, в частности, законодательно закрепленная возможность широко использовать авторские произведения в интересах государства и общества в ущерб самим авторам.

Предусмотренные законодательством санкции, призванные защитить интересы автора, были не только весьма незначительны сами по себе, но и рсализовывалнсь на практике с большими трудностями ввиду сложности и длительности судебной процедуры, отсутствия заинтересованности адвокатов в ведении подобных дел. В результате, при массовых нарушениях авторских прав количество судебных дел данной категории было незначительным.

Реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, началась еще в период существования СССР. В 1991 г. были приняты новые Основы гражданского законодательства Союза С СР и республик, имевшие в своем составе разделы, посвященные авторскому праву, праву на изобретение и другие результаты творчества, используемые в производстве. Закон СССР «Об изобретениях в СССР», Закон СССР «О промышленных образцах». Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания», а также некоторые развивающие их положения подзаконных актов. Хотя правовое регулирование отношений в сфере литературного, научного и

художественного творчества, обеспечиваемое названными законами и иными правовыми актами, отличалось некоторой непоследовательностью и неполнотой, в целом их принятие было существенным сдвигом в области защи ты авторских прав.

В 90-е годы Россия начала реформу законодательства об охране интеллектуальной собственности. В 1992-1993 гг. в Российской Федерации принят блок законов по охране интеллектуальной собственности, в том числе Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиям мест происхождения товаров» от 23 сентябріг1992 г.. Закон РФ «О правовой охране программ для электронно -вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 г.. Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г.. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г. Положения указанных законов получили развитие в ряде подзаконных актов, принятых Президентом РФ, Правительством РФ, Патентным ведомством РФ и иными органами государственного управления.

В настоящее время ведется работа над третьей частью Гражданского кодек са РФ, куда предлагается включить нормы об интеллектуальной собственности. Поэтому законодательство России на данном этапе не является замкнутой статичной смет емой, а находится в развитии.

Тема охраны интеллектуальной собственности продолжает оставаться актуальной для российской правовой науки.

Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное диссертационное исследование, специально посвященное вопросу теории и практики права собственности автора на литературные произведения в России и некоторых зарубежных странах.

Цель диссертационного исследования состоит во всестороннем анализе авторского права на литературные произведения в России, характеристике его, как части гражданского права, рассмотрении отношений, складывающихся в сфере художественного творчества, а также при использовании обществом его результатов.

Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:

исходя из того общепризнанного положения, что «без истории предмета нет и теории предімета», проведено исследование исторических предпосылок возникновения современного института авторского права;

Изучены особенности и выявлены противоречия в сфере правового регулировании авторских правоотношений в области-охраны литера турной собственности:

Предмет исследования - авторское право на литературные произведения как инструмент охраны прав и интересов авторов, возникающих у них в результате создания творческого произведения, а также регулятор отношений, возника ющих между физическими и юридическими лицами в процессе создания и использования произведений литературы; его формирование как института гражданского права и состояние на разных этапах развития России.

Методологическая и теоретическая основы исследования.

Методологическую основу диссертации составляет совокупность научных приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включая сравнительно-правовой, логический, исторический и системно-структурный методы. В работе сочетаются историко-правовой и проблемно-теоретический приемы исследования.

Теоретическую основу диссертации составляют труды известных ученых в области интеллектуальной собственности и гражданского права: М.М. Богусла вского, Э.П. Гаврилова, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, И.А. Зенина, В.Я. Ионаса, А. Ю. Кабалкина, А.П. Сергеева, В.Р. Скрипко, В.Н. Спасовича, В.И. Серебровского И.Г.

Табашникова, С.А.Чернышевой, Г.Ф. Шершеневича, Д.Ю. Шестакова, Е.В. Хшіиповой, и др.

Среди монографий и статей, посвященных литературной собственности (авторскому праву) в России, выделяются две группы; исследования правоведов -цивилистов и историков права, и работы историков, изучающих историю книжного и издательского дела, а также цензурных учреждений.

Начало российской науке авторского права было положено трудами таких ученых как П.Д. Калмыков, Г.Ф. Шерпі еневич, И.Г. Табашников, В.Д. Спасович, К.П. Победоносцев, Д.А. Коптев, А.Б. Думашевский, Ю.И. Гамбаров, А.А. Пиленко, А.В. Панкевич, Я.А. Канторович, А. Борвенко, В.В. Бессель, С.А. Беляцкин. Характерной особенностью этих трудов является широкое использование сравнительного анализа российских и зарубежных норм об авторском праве, описание иностранной судебной практики по авторским спорам. Их труды способствовали устранению противоречий r дореволюционном авторском законодательстве.

П.Д. Калмыков первым из русских цивилистов обратился к изучению права литературной собственности. Его работа «О литературной собственности зоооще и в особенности об истории прав сочинителей в России» (1851г.) является одним из немногих исследований по истории авторского права до XIX в. Однако, сам же автор указывал на недостаточность архивных материалов, датиров анных ранее XVIII в.

Положения российского закона, признавшего книгу благоприобретенным имуществом, а также наименование авторского права как права литературной собственности дали основание И.Г. Табашникову признать это право в качесгве права собственности.

Большинство российских ученых-правоведов сходились в том, что значение права литературной собственности заключалось в срочном пользовании и распоряжении результатами творческого труда. Такой взгляд на природу авторского права отражен в работах Н.В. Варадинова, В.Д. Спасовича, К.П. Победоносцева, А.Б. Думашевекого, Г.Ф. Шершеневича. В противоположность И.Г. Табашникову, В.Д.

Спасович являлся последовательным сторонником ограничения права литературной собственности, сокращения срока охраны авторского права, исключения некоторых объектов (в частности, писем) из сферы действия авторского права.

Серьезнейшим исследованием, построенным по институциональному принципу, является монография Г.Ф. Шершеневича «Авторское право на литературные произведения» (Казань, 1 891г.). Г.Ф. Шершеневич впервые рассмотрел авторское право как целостный институт гражданского права.

Вообще же вопрос об интеллектуальной собственности и авторском праве" оживленно обсуждался в дореволюционный период. Не так давно составленный А.И. -^Абдуллиным, С.А. Барышевым и Д.В. Огоредовым в Казанском университете Библиографический указатель работ, изданных на русском языке в XIX - начале XX вв., начитывает 402 работы русских правоведов.

Юридическая литература по авторскому праву советского и пост -советского периодов не менее обширна. В числе авторов, участвовавших в разработке темы Б.С. Антимонов, Е.А. Флейшиц, ЕЛ. Бслиловский, М.М. Богуславский, Е.Л. Вакман. И.А. Грингольц. А.И. Ваксберг, A.M. Гарибян, М.В. Гордон, В.А. Дозорцев. А.И. Доркин, Э.П. Гаврилов, И.А. Зенин, В,Я. Ионас, Б.В. Кайтмазова, В.А. Кабатов, В.Г. Камышев, В.И. Корецкий, Н.В. Макагонова, Ю.Г. Мартынов, А.И. Павлов, М.В. Петров, В.А. Рассудовский, В.И. Серебровский, С.А. Чернышева, В.Л. Чертков, В.П. Шатров. В.Р. Скрипко, АЛ. Сергеев, В.О. Калятин и др.

В советское время об истории авторского права в России писали М.В. Гор дон (монография «К истории возникновения авторского права в России» 1948 год) и В.В. Баженов (статья «У истоков авторского права в России» 1980 год). М.В. Гордон детально расемотре*«опрос об отношениях авторов и издателей, опираясь на данные архива Министерства народного просвещения. Из последних работ, следует отметить кандидатскую диссертацию М.Д. Чуповой «История авторского права в России XIX века» М.: 2000. Она анализирует правовое положение авторов и издателей в России в конце XVIII - XIX вв.

Среди монографических исследований, посвященных теории авторского права, необходимо выделить работу В.И. Серебровского «Вопросы советского авторского

права» (1956), учебник Б.С. Антимонова и Е.А. Флейшиц «Авторское право» (1957), исследование Э.П. Гаврилова «Советское авторское право» (1984).

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании и сравнительном и историчеекои~шКїлизе возникновения, становления и развитие авторского права на литературные произведения.

Структура диссертации предопределена целью исследования. Она состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения, перечня основных нормативных актов и списка использованной литературы.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения:

Определены направления, по которым происходила эволюция
российского авторского права:

Обосновывается положение, что для формирования российского авторского права имели значение появившиеся в законодательстве XIX в. понятие исключительного права автора, право литературной собственности, контрафакция;

Аргументируется положение о том, что пользование литературным произведением обеспечивает правильное развитие культуры и просвещения. Это стало первоосновой сочетания интересов автора и общества, которое отражено в действующем законодательстве;

Обосновывается тезис, что Положение об авторском праве 1911 года легло в основу принятых после Октябрьской революции законодательных актов, в которых нашли отражение вопросы об объектах субъектах авторского права, природе прав авторов и их правопреемников и др.

Выделены периоды развития законодательства об авторском праве в России после Октября 1917 года:

т.н «военного коммутгайма»; **

период НЭПа;

посленэповский период, который характеризуется двухуровневым правовым регулированием авторских правоотношений: общесоюзные законы 1925 и 1928 гг., а также Основы гражданского законодательства защищали имущественные и неимущественные права авторов, устанавливали уголовно-правовую и гражданско-правовую ответственность за нарушение авторских прав. Период кодификации (1961 - 1991), в развитии авторского права открывается изданием в декабре 1961 года «Основ гражданского законодательства Союза ССР и Союзных Республик», в которых прежние нормы авторского права были заметно улучшены в направлении расширения прав авторов и сокращения перечня изъятий из авторского права. Могли бы стать вехой в развитии авторского права и новые Основы 1991 года, которые практически не применялись на территории СССР в связи с его распадом в том же году.

Обосновывается необходимость повышения роли закона в регулировании авторских отношений; устранение имеющихся в действующем законе недостатков, а именно, в числе авторских прав ire названо право на опубликование, среди прав исполнителя нет права авторства. Недостаточно отражены вопросы осуществления смежных прав, не раскрыто содержание права доступа.

Выявлена тенденция взаимосвязи российского авторского права и международно-правовых актов, что способствовало вхождению России в международную систему охраны авторских прав.

История российского авторского права свидетельствует о том. что Россия, по меньшей мере с 1856 года, присоединяется к международным договорам по авторскому праву. Надо признать устойчйвтЖ тенденцию приведения авторского права вІххтТветствие с международно-правовыми документами. Правда, в прошлом и ныне в этом отношении допускалось некоторое промедление, как, напримерт в случае с Бернской конвенцией 1886 года.

Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена выводами, содержащимися в работе и позволяющими приобрести цельное представление оо авторском праве на литературные произведения. Институт авторского права, будучи частью гражданского права, имеет свою специфику. Рассмотрение вопросов о формировании авторского права, правовом положении творцов произведений литературы, науки, искусства, критериях охраноспособности результатов творческой деятельности, способах использования обществом произведений литературы, науки и искусства может быть использовано для развития теории гражданского права и авторского права в частности.

Исследование, предпринятое в рамках диссертации может быть использовано в учебных целях. Ее материал, может быть использован при изучении российского авторского права, а также чтении специальных курсови проведении семинарских занятий.

Предложения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могли бы использоваться законодателем при разработке законодательных и нормативных актов, затрагивающих отношения в сфере творчества, а также совершенствовании действующих правовых норм.

Международное сотрудничество в сфере культуры и художественного творчества заставило Россию расширить свое участие в международной системе охраны авторских прав путем присоединения к ряду международных конвенций. Поэтому предложения по совер шенствованию российских законов направлены на повышение уровня охраны прав авторов.

Апробация результатов исследования. Результаты выполненного
исследования и вытекающие из него выводы и рекомендации были предметом
обсуждения на секторе гражданского права, гражданского и арбитражного процесса
ИГЛ РАН.

Практическая апробация результатов выразилась в выступлении автора на научно-практической конференции ИГЛ РАН «Вопросы судебной защиты» в декабре 2000 года и "чтении лекций по основам авторского права на кафедре библиотековедения Академии повышения квалификации работников культуры и туризма РФ.

Исторический обзор: возникновение авторского права

Авторское право, как исключительное право на распространение своего сочинения, это плод новейших технических и экономических условий общественной жизни. Оно не было известно Древнему миру. Тогда не было ни фактических прав, ни юридических документов на результаты творческого труда.

Имя-я?еловека, изобретшего книгу, неизвестно. Предаолагается, что впервые книги возникли в Древнем Египте. Характерной чертой древнеегипетских авторов было стремление не отязывать созданное произведение со своим именем. Полагая, что если они припишут свой труд какому-либо богу или фараону, то это будет лучшей гарантией долговечности их творения. В эпоху Среднего Царства XXI-XVIII вв. до н.э. египетская литература переживала период своего расцвета. Самые старые религиозно-магические тексты были обнаружены на стенах усыпальниц фараонов Древнего Царства. Первой же в истории человечества книгой, предназначенной для массового чтения, вероятно, была «Книга мертвых». Египетские книги представляли собой папирусные свитки, свернутые в виде цилиндра. Первым светским произведением, дошедшим до наших дней, является так называемый «Папирус Присс», названный по имени купившего его в XIX веке французского ученого". Во времена Среднего Царства в книгах уже встречаются имена сочинителей - чаще всего вельмож или же видных чиновников, которым было доступно сложное искусство письма.

Высокого развития книготорговля достигла в Афинах. Именно в Греции возникло понятие издания (экдосис), постепенно выработался определенный процесс издания книг1. Автором или под его наблюдением писцами изготавливался оригинальный экземпляр литературного произведения, затем с него переписыва лись заказанные копии, которые затем сверялись с оригиналом, редактировались и исправлялись или самими писцами, или поставленными над ними лицами. В то же время переписка книг могла осуществляться всеми желающими и безо всякого контроля со стороны автора, что приводило к появлению книг с искаженным, по сравнению с оригиналом, текстом.

Никаких законов о правах авторов не существовало, и мы не встречаем упоминаний об авторском праве. В общественном сознании уже появлялось понятие литературной собственности, что подтверждается многочисленными примерами. Аристофан неоднократно упрекал своих соперников в плагиате "ив то же время сам часто заимствовал мотивы других авторов. Филострат из Александрии обвинял Софокла в заимствованиях из трагедий Эсхила, а Эсхила - в заимствованиях из Фриниха. В комедии Аристофана «Лягушки» Дионис, притворно поражаясь таланту Еврипида, осторожно старается выяснить, кому на самом деле принадлежат стихи -самому Еврипиду или Кефисофонту.

По мнению Г.Ф. Шершеневича. не смотря на то, что «греки охотно ншраждали своих певцов гостеприимным приемом, то это отношение не дает еще основания видеть в нем авторское право, во-первых, потому, что оно не носило юриди ческого характера, во-вторых, потому, что вознаграждение не всегда совпадало с принадлежностью песни самому певцу, наконец потому, что здесь не были исключительного права распространения»5. Противоположного взгляда придерживался Сети (Segni. La perpetuita della proprieta littereraria. p. 9): «Когда Гомер обходил греческие страны, распевая свои чудные стихи и получая взамен гостеприимство, он утвердил свое авторское право. Это было первое авторское право. оплаченное величайшему поэту, и было первым осуществлением права столь же древнего и так же существовавшего, как и другие права, хотя еще и непризнанного» .

Даже в Древнем Риме, достигшем весьма высокого правового развитая, мы не встречаем никаких следов института авторского права. Римские юридические источники не заключают данных, убеждающих в существовании последнего. Сами римские писатели не владели сколько-нибудь ясным представлением об авторском праве.

Иную экономическую почву для возникновения авторских интересов представляли Средние Века. Эпоха античной культуры, высокого образования, утонченного вкуса сменяется периодом глубокого мрака, всеобщего невежества и грубости. Времена настолько изменились, что даже высшие общественные слои были чужды грамотности, большинство графов и баронов не умело ни читать, ни писать: даже представители духовенства нередко оказывались не в состоянии под писать свое имя. Карл Великий и Отгон I не получили образования в молодости и сами уже позже восполняли этот пробел. Если таким было положение королев ских детей, легко представить общий уровень образования. В средневековой Англии грамотные люди были настолько редки, что даже освобождались от смертной казни в случае совершенного убийства. Церковь чрезвычайно отрицательно относилась к светской литературе, конечно не современной, потому что ее не существовало, а к классической. Положение писателей не только не улучшилось по сравнению с Древним Миром, но и ухудшилось вследствие религиозного фанатизма, который налагал запрет на любую умственную деятельность и считал врагом почти всякий индивидуальный ум, дерзавший искать истину вне книг Священного писания.

Письменная литература того времени существовала исключительно в монастырях, где сосредоточивалось знание, наука и философия Средних Веков. Часть монахов занималась переписыванием классических произведений, некоторые обратились к составлению хроник, иные создавали философские трактаты в схоластическом духе. Все известные авторы принадлежали к лицам духовного звания: Герберт, Гросвита, Скот Эригена. Ансельм, Абеляр, Фома Аквинск ий, Альберт Великий, Роджер Бэкон и др. Их существование было обеспечено пребыванием в монастыре; с другой стороны, условия монашеской жизни не позволяли им задумываться о материальном обогащении от своих трудов. «В эту эпоху даже и не ставится вопроса, об авторском праве. Автор рукописи, как м онах, отказывайся в пользу общины от какой бьпо Чш было собственности на оригинальное или воспроизведенное сочинение - и нужно признать, что никто и не думай оспаривать у него права»11. «Автор был счастлив тем, что-его сочинение переписывали и был дачек от мысли отстаивать свое исключительное право; в переписывании он видел скорее честь, оказываемую его произведению»1". Сочинения эти, писанные на латинском языке, оставались чуждыми общественной массе, неспособной понять ни языка, ни содержания. Читателями были духовные лица и ученые. Соответственно такому незначительному спросу и предложению интеллектуального труда., книжная торговля была мато развита. Если она существовача, то только в наиболее крупных центрах. Так, в Париже издатели под именем librarii или stationarii составляли особую корпорацию, находившуюся под ближайшим надзором Парижского университета. Задача университета заключалась в просмотре, насколько правильно издано сочинение, не содержится ли в нем крупных описок, в установлении продажной цены книги.

Литературные произведения как объект авторского права

Понятие и признаки объектов, охраняемых авторским правом, перечислены в ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993 года 89, определяющей: «Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения» . Авторское право распространяется на обнародованные и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме,

В этом определении ключевым словом является термин «произведение», однако действующее российское законодательство, впрочем, как и предшествующее ему законодательство Российской Империи, СССР и РСФСР, не указывает, что следует понимать под «произведением» и, по меткому замечанию В.И. Серебровского, оставляет эту задачу «на долю науки гражданского права» . Поэтому, определение предмета авторского права, становление точного, объективного по нятия о произведении представляется важной и, в то же время, весьма трудной задачей.

В русской юридической литературе, как дореволюционной, так и советского периода, предложено немало определений «произведения».

Г.Ф. Шершеневич дал определение литературного произведения, как «продукта духовного творчества, облеченного в письменную или словесную форму и предназначенного к обращению в обществе»92. Он выделил три основных признака литературного произведения: 1) это продукт духовной деятельности человека; 2) внешняя форма, через посредством которой этаг прод укт становится доступным для других и в которой получает закрепление; 3) произведение предназнач ается к обращению в обществе, к литературному обороту.

В.Д. Спасович предложил определение, подобное дефиниции Табашникова: «Объекте авторекого права служит произведение, как продаст духовного творчества, облеченный во внешнюю форму».

Наиболее распространенным стало определение, сформулированное В.И. Серебровским. Произведение - это «совокупность идей мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

«Произведение, - пишет Серебровский, - продукт духовного творчества; но духовное творчество - понятие весьма широкое. Сюда могут быть отнесены все виды творческой деятельности человека не только в области литературы, науки и искус ства, но и в люоои отрасли труда» . В то же время, авторское право регулирует тол ько те отношения, которые связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

Распространение норм авторского права на те произведения, которые отно сятся к сфере науки, литературы и искусства, является традиционным для советского законодательства. Основы авторского права 1925 г., 1928 г., 1961 г. и 1991 г. говорили о том, что авторское право охраняет произведения литературы, науки и искусства.

Вопрос о том, какое значение имеют эти три определения для решения в опроса о защите авторским правом того или иного произведения и должно ли пол ьзоваться охраной произведение, обладающее всеми другими признаками объекта авторского права, но не относящееся к сфере науки, литературы или искусства, подробно рассмотрен Э.П, Гавриловым.

Он считает, что для ответа на этот вопрос следует определить категории «наука», «литература» и «искусство» и могут ли существовать какие-либо иные творческие произведения, не подпадающие под эти категории.

Становление системы международного авторского права и некоторые положения основных конвенций

В современном мире особенно значимым аспектом защиты продуктов интеллектуальной деятельности»_в первую очередь литературных произведений является их защита на международно-правовом уровне. Ратификация СССР и, позднее, Российской Федерацией Всеобщей и Бернской конвенций о защите авторских прав побудила привести внутреннее законодательство России в-соответствие с положениями этих международных документов.

Ныне участие России в двух основных конвенциях представляется явно недостаточным. За последние годы заметно увеличилось число публикаций на русском языке литературных произведений иностранных авторов. В гораздо меньшей степени переводят произведения российских авторов на другие языки мира. Тем не менее, важной задачей государства на международном уровне является обеспечение достойного правового режима для произведений своих граждан В этом смысле представляется неоокодимым изучение системы международно-правовой защиты авторских прав в целом, а также опыта некоторых стран, которые, так же как и Россия, включились в эту систему сравнительно недавно (как, например, США).

Механизм международной охраны интеллектуальной собственности представляет собой сложную многоуровневую систему, причем систему, в которой отсутствует внутреннее единство.

В области авторских прав основными конвенциями являются; Конвенция (Бернская) об охране литературных и художественных произведений 1886 года (пересмотренная 7 раз, последний - 24 июля 1971 года в Париже и измененная 2 октября 1979 года /действует в нескольких редакциях/); Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г, (пересмотренная 24 июля 1971 года в Париже /действует в двух редакциях/). В области авторских прав принята также и многосторонняя Мадридская конвенция об избежании двойного налогообложения выплат авторского вознаграждения, переводимых из одной страны в другую от 13 декабря 1970 г, (в силу не вступила).

В области смежных прав приняты следующие конвенции: Международная (Римская) конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 196! года; Конвенция (Женевская) об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм OIL29 октября 1971 года; Брюссельская конвенция от 21 мая 1974 года о распространении несущих программы сигналов, переданных через спутники.

В основе международно-правовой системы защиты авторских прав лежит Бернская конвенция «Об охране литературных и художественных произведений», претерпевшая за годы своего существования множество изменений

Начиная с середины XIX века авторское право признается большинством национальных законодательств в качестве самостоятельной формы сооственности, позднее получившей название «нитедлектуальной». Открытие новых университетов и публичных библиотек, развитие книжной торговли, изучение иностранных языков, возможность свободного передвижения внутри Европы, широкое распространение книг способствовали развитию издательского дела, ставшего выгодным вложением средств. Продукт интеллектуальной деятельности стал отвечать всем признакам товара.

Литературное произведение - продукт художественно-литературного творчества, выраженный в определенной форме, например, рассказы, повести, романы, сказки, дневники, частные письма, лекции, доклады и др.

Всем указанным и некоторым иным видам литературных произведений, являющихся объектами авторского права, присущи творческий характер их создания, оригинальность содержания и изложения.

Авторское право распространяется на произведения литературы , являющиеся результатом творческой деятельности автора, как обнародованные , так и необнародованные, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа ᴇᴦο выражения. Авторское право на произведение литературы возникает в силу ᴇᴦο создания, таким образом, выполнения каких–либо формальностей (государственной регистрации и т.д.) не требуется.

Произведение, созданное в соавторстве , используется соавторами совместно, в случае если иное не предусмотрено соглашением между ними. Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить ᴇᴦο использование. Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и должна быть использована независимо от других частей, автор данной части может применить её по своему усмотрению, в случае если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

- исключительное (имущественное) право на произведение;

- право на неприкосновенность произведения (нельзя без согласия автора вносить в ᴇᴦο произведения изменения, сокращения, дополнения, снабжать иллюстрациями, комментариями);

- право на обнародование произведения (любым способом сообщено неопределенному кругу лиц, в т.ч. издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению и т.д.).

Произведение должна быть свободно, без согласия автора и других лиц, и безвозмездно использовано любым лицом˸

Как цитата из правомерно опубликованного произведения или как иллюстрация в изданиях, радио- и телепередачах, фонограммах и видеограммах, предназначенных для обучения, при условии соблюдения обычаев, указания источника заимствования и имени автора, в случае если оно указано в таком источнике, и в объёме, оправданном поставленной целью;

В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В. И. Ссребровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

Г. Ф. Шершеневич определял литературное произведение как продукт духовного творчества, облаченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в общество .

Согласно Бернской конвенции к литературным произведениям относятся книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения вне зависимости от способа и формы их выражения (ст. 2).

Как известно, литературные произведения подразделяются на различные литературные жанры (например, повесть, рассказ, роман и др.).

Большая часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в и. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства. В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности .

Драматическое произведение - художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения (драма, трагедия, комедия, трагикомедия).

Музыкально-драматическое произведение - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на сцене (онера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.).

К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существуют множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Пантомима - вид произведения сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жестов и мимики. Пантомима, в частности, бывает классической, танцевальной, акробатической, эксцентрической. Акробатические и эксцентрические пантомимы используются в цирковых номерах.

Музыкальное произведение можно определить как «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований» . Музыкальные произведения также подразделяются на разновидности (например, ноктюрн, сона та, симфония и др.).

Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы.

Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д. В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ).

Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

В рамках садово-паркового искусства создается планировка и разбивка садов и парков, других озеленяемых территорий, подбор растений, их размещение и группировка в сочетании со зданиями, строениями, произведениями архитектуры, скульптурами, ландшафтом и т.п.

Указанные произведения охраняются в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К фотографическим произведениям относятся художественные фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника. Поэтому, например, не могут считаться объектами авторских прав фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

К числу произведений науки относятся географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил, что процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, т.е. носить творческий характер

Художественный раздел

Ретро-публикации

Введение

Согласно словарному определению, художественное произведение - продукт художественного творчества:

· в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника;

В связи с этим определением художественным произведением можно назвать:

· литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

· драматические и музыкально-драматические произведения;

· хореографические произведения и пантомимы;

· музыкальные произведения с текстом и без текста;

· аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и другие произведения);

· произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и иные изобразительные произведения;

· произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

· фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

· другие произведения.

Все эти виды художественных произведений согласно Бернской конвенции являются объектами охраняемых авторских прав. Именно охрана авторских прав на художественные произведения рассматривается далее. В качестве примера выбрано литературное художественное творчество.

1.Литературное художественное творчество как объект авторских прав

Непосредственно литературные произведения включают в себя не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические тексты, а также программы для ЭВМ и иные работы. (ст.1225 и 1259 ГК РФ)

Следовательно, Законом охраняются речи, лекции, доклады, иные устные выступления, а также письма, дневники и личные заметки. Охрана таких произведений связана с обеспечением конституционного права граждан на неприкосновенность их личной жизни. Критерием правовой охраны является лишь частный характер содержащихся в них сведений.

Важной особенностью, о которой необходимо упомянуть, является разделение произведений на производные и составные. К производным относят некоторые творчески вполне самостоятельные произведения, которые могут быть органически связаны с другими и служить их новой внешней форме (переводы, обработки, аннотации, рефераты). К составным произведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие произведения, представляющие собой результат творческого труда по подбору и расположению материалов. (ст.1258 ГК)

Переводы являются самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых авторским правом. «Переводчики - это почтовые лошади просвещения». Для сохранения смысла, стилистики и особенностей переводимого произведения переводчик должен творчески осуществлять замену переводимого словами иными, более близкими по смыслу. Так, перевод М. Лозинского стихотворения «Заповедь» Редьярда Киплинга и перевод С.Я. Маршака стихотворения «Если» являются самостоятельными и самобытными переводами. Вместе с тем труд переводчика, не являющийся творческим (механический перевод), не признается объектом авторского права (ст.1259 ГК РФ).

К числу охраняемых законом литературных произведений относят также письма, дневники, личные заметки и иные подобные документы. (ст. 1262 ГК РФ). Прежде всего указанные документы, как правило, носят частный характер (т.е. пишутся в личных целях). Например, в одном из своих писем А.С. Пушкин писал жене: «Мысль, что кто-нибудь нас с тобой подслушивает, приводит меня в бешенство. Без политической свободы жить очень можно; без семейственной неприкосновенности невозможно».

Кроме того, согласно ст. 23 и 24 Конституции РФ «каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну: сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Интервью и дискуссии также могут быть объектом авторского права.

По новому Закону к литературным произведениям относят в настоящее время и программы для ЭВМ. В результате многочисленных обсуждений было принято решение считать программы для ЭВМ предметом авторского права, т.к. они представляют собой объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для исполнения ЭВМ с целью достижения определенного результата.

Объектами авторского права признаются все драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Особенностью драматических произведений является то, что их текст состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение, как правило, исполняется на сцене (публичное выступление). Не является нарушением авторского права переработка художественного произведения в драматическое.

2.Особые случаи литературного художественного творчества

Литературными, научными произведениями и произведениями искусства могут быть курсовые и дипломные работы при условии их творческого характера, а не плагиата. Авторское право на них возникает у их создателей-студентов, использование этих произведений возможно только с их согласия, научный руководитель по общим правилам не является соавтором таких произведений. Имел место судебный прецедент, когда студентка одного института выполнила курсовую работу, изготовив художественное панно, которое впоследствии было подарено ректором вуза своему китайскому коллеге. Студентка подала исковое заявление в суд, выиграла дело и получила компенсацию за использование авторской работы без согласия автора.

Известны случаи плагиата иного рода. В частности, преподаватели, даже разработав хвалёную систему «Антиплагиат», упорно не подчиняются установленным ими же самими требованиям, когда программа показывает выполнение норм оригинальности. Более того, известны случаи совершения плагиата самими преподавателями, вопреки мнению об оригинальности научных работ, выполненных преподавателями.

Мухи разносят заразу, но им далеко до преподавателей-плагиаторов...

Например, в 2004 году ректор Тартуского университета Яака Аавиксоо объявил выговор лектору отделения политологии Юри Руусу за нарушение академических обычаев, поскольку тот воспроизвел в своей журнальной статье тексты студенческих работ. Лектор по общей политологии Руус воспроизвел в трех абзацах своей статьи «Влияние истории на политические идеологии», напечатанной в общественно-политическом журнале Mõte 12 октября, переписанный слово в слово текст студенческих работ. «Небрежным и недобросовестным использованием текстов других авторов Руус нарушил хорошие академические традиции и нанес урон имиджу университета», – сказал глава пресс-службы Тартуского университета Иллари Ляэн.

Вот уже российский пример. Экспертиза ряда базовых учебников за авторством В.И.Добренькова и А.И.Кравченко, используемых на социологическом факультете МГУ, показала их низкий уровень. Также были выявлены случаи недопустимого заимствования авторами большого объема материалов из текстов коллег, без необходимых ссылок. По данному поводу в специальном обращении преподавателей говорится: «В связи с этим мы информируем руководство МГУ им. М.В. Ломоносова и Минобрнауки России о том, что по мере проведения экспертизы учебников Рабочей группой, они будут направляться в Рособрнадзор для решения вопроса о снятии с них министерского грифа и нецелесообразности их дальнейшего использования в образовательной системе РФ. Надеемся, что руководство Министерства и Ректор МГУ сочтут необходимым публично осудить авторов, допустивших, намеренно или по небрежности, плагиат в базовых университетских учебниках. Призывая студентов не списывать, не пользоваться чужими рефератами, курсовыми и дипломными работами, вузовские преподаватели не должны подавать пример подобного рода заимствования. В связи с выявленными фактами нарушения академической этики, обращаемся к Ученому совету социологического факультета МГУ и ректорату МГУ с предложением сотрудничества. Предлагаем совместно искать выход из того сложного положения, в котором оказался факультет, и способствовать оздоровлению ситуации в образовательном секторе российской социологии».


Заключение

В отличие от других институтов оно регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне самого трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение. Тесная связь, существующая между личностью автора и создаваемым им произведением, является не только отличительным признаком авторского права в целом, но и обуславливает законодательные принципы регулирования авторско-правовых отношений.

Условием возникновения таких отношений является творческий труд человека, подразумевающий, собственно, создание объектов авторского права. Вместе с тем, отсутствие определения творческой деятельности может привести (и приводит) к тому, что в правоприменительной практике возникают затруднения, связанные с предоставлением тому или иному произведению правовой охраны. В частности, это связано с выполнением научных студенческих работ.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2007 – 192 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (части первая, вторая, третья и четвертая) М.: 2008 – 512 с.

4. Комментарии к части четвёртой Гражданского кодекса РФ /под ред. П. Лобанова. М.: Инфра-М. 2008 – 600 с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»