Кто такой еврипид и его произведения. Краткая биография еврипид

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Еврипид - древнегреческий философ-трагик, самый младший в триаде знаменитых древнегреческих драматургов после Эсхила и Софокла .

Его родиной был Саламин, где он появился на свет приблизительно в 480 г. до н. э. В некоторых древних источниках указана точная дата его рождения - 23 сентября 480 г. до н. э., однако, скорее всего, она для придания большей значимости просто привязана ко дню, когда состоялась знаменитая морская битва, в которой греки победили персов. Упоминаются в качестве года рождения также 486 г. до н. э. и 481 до н. э. Считается, что его родители были зажиточными, но не знатными по происхождению людьми, однако этот тезис также подвергается сомнению рядом исследователей, т.к. есть данные о прекрасном его образовании, а также об участии в некоторых торжествах, куда была закрыта дорога простолюдинам.

В детские годы мечтой Еврипида были Олимпийские игры (он слыл способным гимнастом), однако слишком юный возраст помешал ему принять в них участие. Вскоре он стал учиться литературе, философии, ораторскому искусству, и его произведения красноречиво свидетельствуют о том, что он преуспел в этом занятии. Его мировоззрение во многом формировалась под воздействием учений Протагора, Анаксагора, Продика. Еврипид собирал книги в личную библиотеку, и однажды наступил момент, когда он решил писать сам.

Еврипид начал пробовать себя в творчестве в 18 лет, однако первое состязание в драматическом искусстве, в котором он решился принять участие с пьесой «Пелиад», относится к 455 г. до н. э. И лишь в 440 г. до н. э. он был удостоен высшей награды в первый раз. Приоритетной для него всегда оставалась творческая деятельность, он держался вдалеке от общественно-политической жизни страны и города, но не был к ней полностью безразличен. Известен и такой факт из его биографии, как особое отношение к прекрасному полу: несчастливый опыт двух браков сделал Еврипида в глазах окружающих настоящим женоненавистником.

Известно, что сочинял Еврипид до самой смерти; в древности ему приписывалось, по разным данным, от 75 до 92 пьес, а до нашего времени целиком сохранилось 17 драматических произведений, среди которых «Электра», «Медея», «Ифигения в Тавриде» и др. В исполнении Еврипида античная трагедия преобразилась: в ней стало больше внимания уделяться бытовой, частной жизни людей, их душевным страданиям; в произведениях можно увидеть отражение философских мыслей того времени. Новаторство, достоинства его творческой манеры не были оценены должным образом современниками. Из всех его многочисленных пьес на театральных соревнованиях получили награду только четыре. Именно это обстоятельство называют главной причиной того, что в 408 г. до н. э. драматург принял приглашение Архелая, македонского царя, и навсегда уехал из Афин. Этот правитель относился к знаменитому гостю чрезвычайно уважительно, оказывал ему огромные почести.

В 406 г. до н. э. Еврипид скончался, и обстоятельства его смерти назывались разные – например, заговор завистников, которые подкупили придворного, отвечавшего за царскую псарню: тот якобы спустил на Еврипида свору гончих. Говорили также, что драматурга, отправлявшегося на свидание к любовнице (или к любовнику), разорвали не собаки, а обезумевшие женщины. Современные исследователи склонны считать, что трагика, которому было уже за семьдесят, убила суровая македонская зима. В столице этой страны и похоронили Еврипида, хотя афиняне обращались к Архелаю с просьбой выдать для захоронения тело земляка. Столкнувшись с отказом, они выразили свое почтение, установив статую драматурга в стенах театра.

Именно после смерти творчество Еврипида приобрело наибольшую популярность, получило достойную оценку. Его считали самым популярным и знаменитым античным драматургом до V в. до н. э. Произведения младшего из великой триады оказали заметное влияние на римскую трагедию, более позднюю европейскую литературу, в частности, творчество Вольтера , Гете и других известных мастеров пера.

Выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трех великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э. , причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза - чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа . Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э. , но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3 сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану .

«Их [афинян] продавали в рабство и ставили на лбу клеймо в виде лошади. Да, были и такие, кому вдобавок к неволе привелось терпеть ещё и это. Но даже в такой крайности им приносило пользу чувство собственного достоинства и умение себя держать. Владельцы либо отпускали их на свободу, либо высоко ценили. А некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида. Когда приезжающие доставляли им небольшие отрывки из его произведений, сицилийцы с наслаждением вытверживали их наизусть и повторяли друг другу. Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий. »

«Еврипид окончил жизнь в результате заговора Арридея из Македонии и Кратея из Фессалии, поэтов, ревнующих к славе Еврипида. Они подкупили за 10 мин придворного по имени Лисимах, чтобы тот спустил с привязи на Еврипида царских гончих, за которыми следил. Другие говорят, что Еврипид был разорван не псами, но женщинами, когда он ночью спешил на свидание с Кратером, юным любовником Архелая. Третьи утверждают, что он собирался встретиться с Никодикой, женой Арефа

Версия про женщин - грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх в «Цитатах». Современная версия более приземлённая - организм 75-летнего Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле . Софокл , узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

Новаторство Еврипида

Еврипид изменил отношение к мифологическим текстам. Его пьесы - не интерпретации мифологии, а раскрытие проблем в жизни современного полиса. Он сознательно выбирает сюжеты, которые позволяют высветить «болевые точки»: кризис полисной идеологии, падение гражданственности, растущий индивидуализм и эгоизм; критика института рабства; проблема семейных отношений (положение женщины); отношение к богам (Еврипид - скептик).

Трагедии Еврипида

Из 92 пьес, приписывавшихся Еврипиду в древности, можно восстановить названия 80. До нас дошло из них 18 трагедий, из которых «Рес», как считается, написан более поздним поэтом, а сатирическая драма «Циклоп» представляет собой единственный уцелевший образец данного жанра. Лучшие по оценке древних драмы Еврипида для нас потеряны; из уцелевших увенчан был только «Ипполит». В числе сохранившихся пьес самая ранняя - «Алкеста», а к более поздним принадлежат «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки».

Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

Список полностью дошедших пьес Еврипида:

  1. Алкеста (438 до н. э., 2-е место) текст
  2. Медея (431 до н. э. , 3-е место) текст
  3. Гераклиды (430 до н. э.)текст
  4. Ипполит (428 до н. э., 1-е место) текст
  5. Андромаха (425 до н. э.) текст
  6. Гекуба (424 до н. э.) текст
  7. Просительницы (423 до н. э.) текст
  8. Электра (413 до н. э.) текст
  9. Геракл (416 до н. э.) текст
  10. Троянки (415 до н. э., 2-е место) текст
  11. Ифигения в Тавриде (414 до н. э.) текст
  12. Ион (414 до н. э.) текст
  13. Елена (412 до н. э.) текст
  14. Финикиянки (410 до н. э.) текст
  15. Циклоп (408 до н. э., сатирическая драма) текст
  16. Орест (408 до н. э.) текст
  17. Вакханки (407 до н. э., 1-е место посмертно совместно с «Ифигенией в Авлиде») текст
  18. Ифигения в Авлиде (407 до н. э.) текст
  19. Рес (приписывается Еврипиду, с чем не согласно большинство современных литературоведов) текст
  20. Фаэтон (ок. 420 до н. э.) Трагедия сохранилась частично.

Музыкальная деятельность

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III в. до н. э. , содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки . Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора , который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос) . Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков - диатонику , хроматику и энармонику , свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

Другой сохранившийся фрагмент Еврипида - из «Ифигении в Авлиде» (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован ок. 280 г. до н. э.) - примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет ритмику стиха . Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как «чистого» стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.

Примечания

Литература

Тексты и переводы

Русские (переводы отдельных пьес см. в статьях о них ):

  • Театр Еврипида. В 6 т. / Пер. И. Ф. Анненского . (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Сабашниковы. (вышли тт. 1-3; первое издание т. 1 вышло в 1906 году с иным составом)
    • Т. 1. Алкеста. Андромаха. Вакханки. Гекуба. 1916. 406 стр.
    • Т. 2. Гераклиды. Геракл. Елена. Ипполит. 1917. 516 стр.
    • Т. 3. Ифигения Авлидская. Ифигения Таврическая. Ион. Киклоп. 1921. 548 стр.
  • Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. В. Шервинского. // Трагедии. В 2 т. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит. 1969.
  • Еврипид . Просительницы. Троянки. / Пер. С. Апта. // Сочинения. В 2 т. (Серия «Античная драматургия»). М.: Искусство. 1980.
  • Еврипид . Трагедии. / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники »). В 2 т. М.: Ладомир-Наука. . (переизд.: М.: Ладомир-Наука. 2006)
    • Т. 1. Алькеста. Медея. Гераклиды. Ипполит. Андромаха. Умоляющие. Гекуба. Геракл. Троянки. Ифигения в Тавриде (Ифигения-жрица). 656 стр.
    • Т. 2. Электра. Елена. Финикиянки. Ион. Орест. Вакханки. Ифигения в Авлиде (Ифигения-жертва). Киклоп. 704 стр. (в приложении «Рес» Псевдо-Еврипида и «Вакханки» в пер. Ф. Ф. Зелинского)
  • Незнакомый Еврипид. Трагедии интриги и случая. / Пер. и прим. В. Н. Ярхо . // Вестник древней истории . 1995. № 3-4. 1996. № 1-2. (перевод фрагментов 12 трагедий: «Эгей», «Кресфонт», «Александр», «Фрикс» («Фрикс 1» и «Фрикс 2»), «Мудрая Меланиппа», «Меланиппа-узница», «Гипсипила», «Антиопа», «Авга», «Алопа», «Алкмеон в Коринфе»)

Английские : В «Loeb classical library » изданы сохранившиеся пьесы (включая «Рес») в 6 томах (№ 12, 484, 9, 10, 11, 495) и фрагменты (т. 7, 8, № 504, 506)

  • Том II.
  • Том III. Вакханки. Геркулес в безумии. Гераклиды. Финикиянки. Умоляющие

Французские :

  • В серии «Collection Budé» изданы сохранившиеся пьесы в 7 томах (см.) и фрагменты (т. 8 в 4 частях, 1998-2003). Euripide. Tragédies:
    • Tome VIII, 1re partie: Fragments. De Aigeus à Autolykos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. LXXXIII, 509 p. ISBN 978-2-251-00466-2
    • Tome VIII, 2ème partie: Fragments de Bellérophon à Protésilas. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2e tirage 2002. 983 p. ISBN 978-2-251-00485-3
    • Tome VIII: 3e partie. Fragments. De Sthénébée à Chrysippos. Texte établi et traduit par F. Jouan et H. Van Looy. 2002. 400 p. ISBN 978-2-251-00502-7
    • Tome VIII: 4e partie. Fragments de drames non identifiés. Texte établi et traduit par François Jouan et Herman Van Looy. 2003. VIII, 308 p. ISBN 978-2-251-00510-2

Исследования

  • Орбинский Р. В. Еврипид и его значение в истории греческой трагедии. СПб., 1853. 98 стр.
  • Котелов Н. П. Эврипид и значение его «драмы» в истории литературы. СПб., 1894. 87 стр.
  • Гаврилов А. К. Театр Еврипида и афинское Просвещение: Источниковедческое исследование. Автореф. дисс. … д. и. н. СПб., 1995.
  • Гаврилов А. К . Знаменья и действие - мантика в «Ифигении Таврической» Еврипида //Традиции и новаторство в античной литературе. Philologia classica. Вып. 2 (Толстовский сборник). Л., 1982. С. 88-101.

Схолии к Еврипиду

Источники и ссылки

  • Фрагменты Еврипида в издании Уолкера, 1920. 72 стр. (греч.)
  • Euripides , Encyclopædia Britannica on-line
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Еврипид (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Страница:

Еврипид (также Эврипид, греч. Εριπίδης, лат. Euripides, 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

Великий драматург родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так в Суде сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог. Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 до н. э., причем в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается 3 раза — чаще, чем имя любого царя. По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 до н. э.

Богатство порождает скупость и наглость.

Отец Еврипида был уважаемым и судя по всему богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Затем стал брать уроки в ораторском искусстве и литературе у Продика и Анаксагора и уроки философии у Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. От первой жены, Хлоирины, имел 3-х сыновей, но развелся с ней из-за её супружеской неверности, написав пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану. В 408 до н. э. великий драматург принял решение покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно точно, что повлияло на решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной явилась если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 согласно другому источнику) только 4 были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса посмертно.

Еврипид родился ок. 480 года до н. э. в зажиточной семье.

Поскольку родители будущего драматурга не бедствовали, они смогли дать сыну хорошее образование.

У Еврипида был друг и учитель Анаксагор, у которого он учился философии, истории и другим гуманитарным наукам.

Кроме этого, Еврипид много времени проводил в обществе софистов. Хотя поэт и не интересовался общественной жизнью страны, в его трагедиях было множество политических изречений.

Еврипид, в отличие от Софокла, не принимал участия в постановке своих трагедий, не выступал в них в качестве актера, не писал к ним музыки.

Это делали за него другие люди.

Большой популярностью в Греции Еврипид не пользовался. За все время участия в состязаниях он получил только пять первых наград, одну из них посмертно.

В течение своей жизни Еврипид написал примерно 92 драмы.

До нас в полном объеме дошли 18 из них.

Кроме этого, имеется еще большое количество отрывков.

Все трагедии Еврипид писал несколько иначе, чем Эсхил и Софокл.

Драматург изображал в своих пьесах людей такими, какие они есть.

Все его герои, несмотря на то что они были мифологическими персонажами, имели свои чувства, мысли, идеалы, стремления и страсти.

Во многих трагедиях Еврипид критикует старую религию.

Боги у него зачастую оказываются более жестокими, мстительными и злыми, чем люди.
Такое отношение к религиозным верованиям можно объяснить тем, что на мировоззрение Еврипида повлияло общение с софистами.

Это религиозное свободомыслие не нашло понимания у простых афинян.

Видимо, поэтому драматург не пользовался успехом у сограждан.

Еврипид был сторонником умеренной демократии.

Он считал, что опора демократии – это мелкие землевладельцы.

Во многих своих произведениях он резко критиковал и обличал демагогов, которые лестью и обманом добиваются власти, а потом используют ее в своих корыстных целях.

Драматург боролся против тирании, порабощения одного человека другим.

Он говорил, что нельзя разделять людей по происхождению, что благородство заключено в личных достоинствах и поступках, а не в богатстве и знатном происхождении.

Отдельно следует сказать об отношении Еврипида к рабам.

Он старался во всех своих произведениях высказать мысль о том, что рабство – это несправедливое и позорное явление, что все люди одинаковы и что душа раба ничем не отличается от души свободного гражданина, если у раба чистые помыслы.

В то время Греция вела Пелопоннесскую войну.

Еврипид считал, что все войны бессмысленны и жестоки.

Оправдывал он только те, которые велись во имя защиты родины.

Драматург старался как можно лучше понять мир душевных переживаний окружающих людей.
В своих трагедиях он не боялся показать самые низменные человеческие страсти и борьбу добра со злом в одном человеке.

В связи с этим Еврипида можно назвать самым трагичным из всех греческих авторов.

Очень выразительными и драматичными были женские образы в трагедиях Еврипида, недаром его справедливо называли хорошим знатоком женской души.

Поэт использовал в своих пьесах трех актеров, но хор в его произведениях уже не был главным действующим лицом.

Чаще всего песни хора выражают мысли и переживания самого автора.

Еврипид одним из первых ввел в трагедии так называемые монодии – арии актеров.

Пробовал использовать монодии еще Софокл, но наибольшее развитие они получили именно у Еврипида.

В самые важные кульминационные моменты актеры выражали свои чувства пением.

Драматург стал показывать публике такие сцены, которые до него не вводил ни один из поэтов-трагиков.
Например, это были сцены убийств, болезни, смерти, физических мук.

Кроме этого, он вывел на сцены детей, показал зрителю переживания влюбленной женщины.

Когда наступала развязка пьесы, Еврипид выводил на публику «бога на машине», который предсказывал судьбу и высказывал свою волю.

Самым знаменитым произведением Еврипида является «Медея».

За основу он взял миф об аргонавтах. На корабле «Арго» они отправились в Колхиду добывать золотое руно.

В этом трудном и опасном деле предводителю аргонавтов Ясону помогла дочь колхидского царя – Медея.

Она влюбилась в Ясона и совершила ради него несколько преступлений.

За это Ясона и Медею изгнали из родного города. Они поселились в Коринфе.

Через несколько лет, нажив двух сыновей, Ясон бросает Медею.

Он женится на дочери коринфского царя. С этого события и начинается, собственно, трагедия.

Охваченная жаждой мести Медея страшна в гневе.

Сначала она при помощи отравленных даров убивает молодую жену Ясона и ее отца.

После этого мстительница убивает своих сыновей, рожденных от Ясона, и улетает на крылатой колеснице.

Создавая образ Медеи, Еврипид несколько раз подчеркивал, что она волшебница. Но ее необузданный характер, буйная ревность, жестокость чувств постоянно напоминают зрителям, что она не гречанка, а уроженка страны варваров.

Зрители не принимают сторону Медеи, как бы она ни страдала, потому что не могут простить ей страшных преступлений (в первую очередь детоубийства.

В этом трагическом конфликте Ясон является противником Медеи.

Драматург изобразил его эгоистичным и расчетливым человеком, который во главу угла ставит только интересы своего рода.

Зрители понимают, что именно бывший муж довел Медею до такого исступленного состояния.

Среди многих трагедий Еврипида можно выделить отличающуюся гражданским пафосом драму «Ифигения в Авлиде».

В основе произведения лежит миф о том, как по велению богов Агамемнон должен был принести в жертву свою дочь Ифигению.

Сюжет трагедии таков. Агамемнон повел флотилию кораблей на взятие Трои.

Но ветер стих, и парусники не могли идти дальше.
Тогда Агамемнон обратился к богине Артемиде с просьбой послать ветер.

В ответ он услышал приказ принести в жертву свою дочь Ифигению.

Агамемнон вызвал в Авлиду жену Клитемнестру и дочь Ифигению.

Предлогом послужило сватовство Ахилла.

Когда женщины приехали, обман раскрылся.

Жена Агамемнона была в ярости и не давала убить дочь.

Ифигения умоляла отца не приносить ее в жертву.

Ахилл был готов защитить свою невесту, но она отказалась от помощи, когда узнала, что должна принять мученическую смерть ради своей отчизны.
Во время жертвоприношения произошло чудо.

После удара ножом Ифигения куда-то исчезла, а на алтаре оказалась лань.

У греков существует миф, в котором рассказывается о том, что Артемида сжалилась над девушкой и перенесла ее в Тавриду, где та стала жрицей храма Артемиды.

В этой трагедии Еврипид показал мужественную девушку, готовую пожертвовать собой для блага родины.

Выше было сказано, что Еврипид не пользовался популярностью у греков.

Публике не нравилось то, что драматург стремился как можно реалистичнее изобразить жизнь в своих произведениях, а также его свободное отношение к мифам и религии.

Многим зрителям казалось, что тем самым он нарушает законы жанра трагедии.

И все же наиболее образованная часть публики с удовольствием смотрела его пьесы. Многие из поэтов-трагиков, живших в то время в Греции, пошли по пути, открытому Еврипидом.

Незадолго до смерти Еврипид переехал ко двору македонского царя Архелая, где его трагедии пользовались заслуженным успехом.

В начале 406 года до н. э. Еврипид умер в Македонии.

Это произошло за несколько месяцев до смерти Софокла.

Слава пришла к Еврипиду только после его кончины.

В IV веке до н. э. Еврипида стали называть величайшим трагическим поэтом.

Это утверждение сохранилось до конца античного мира.

Объяснить это можно только тем, что пьесы Еврипида соответствовали вкусам и требованиям людей более позднего времени, которые хотели видеть на сцене воплощение тех мыслей, чувств и переживаний, которые были близки их собственным.

(484 до н. э. - 406 до н. э.)

Древняя Греция подарила человечеству трех великих трагиков - Эсхила, Софокла и Еврипида. Еврипид последний и самый младший в их ряду. Ко времени его появления творчество Эсхила уже утвердило трагедию как ведущий литературный жанр. Насмешник Аристофан говорил, что Эсхил "первый из греков нагромоздил величавые
слова и ввел красивую шумиху трагической речи".

Еврипид облегчил язык трагедии, осовременил его, приблизил к разговорной речи, потому, видимо, он был более популярен у последующих поколений, нежели у своего, привыкшего к "величавым словам".

Начало творческой деятельности Еврипида пришлось на период высшего расцвета афинского государства, возглавившего союз множества мелких государств и островов Эгейского архипелага при правлении Перикла в 445- 430 годах до н э., а вторая половина его жизни совпала с начинающимся кризисом в пору Пелопоннесской войны (431 - 404 годы до н э.), когда демократические Афины столкнулись с другим могущественным объединением - олигархической Спартой. Ненависть афинян к Спарте стала эмоциональным содержанием трагедии Еврипида "Андромаха", где спартанский царь Менелай, его жена Елена, виновница Троянской войны, и их дочь Гермиона выведены коварными и жестокими людьми.

В "век Перикла" Афины сделались главным культурным центром всего греческого мира, привлекающим творческих людей со всех его концов. Этому способствовал и сам Перикл, необычайно образованный для своего времени человек, прекрасный оратор, талантливый полководец, тонкий политик При нем перестраивались Афины, возводился Парфенон, замечательный ваятель Фидий возглавлял строительные работы и украшал храм своими скульптурными работами. Подолгу жили в Афинах историк Геродот, философ Анаксагор, софист Протагор (которому принадлежит знаменитая формула: "Человек есть мера всех вещей") В то время Гиппократ начал создавать медицину, Демокрит и Антифонт развивали математическую науку, расцветало ораторское искусство.

Афины называли "школой Греции", "Элладой Эллады". Не удивительно, что патриотическое воодушевление отразилось во многих произведениях искусства того времени, среди них были и особо отмеченные патриотическим чувством трагедии Еврипида - "Гераклиды", "Просительницы", "Финикиянки".

Древние "Жизнеописания" Еврипида утверждают, что он родился в день победы в Саламинском сражении (где феческий флот разгромил персов) в 480 году до н. э. на острове Саламине. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так была представлена древнегреческими летописцами преемственность трех великих трагиков - слишком красиво, чтобы быть правдой "Паросская хроника" называет датой рождения Еврипида 484 год до н. э., что исследователям представляется более достоверным.

В "Жизнеописаниях" говорится, что Еврипид был сыном лавочника Мнесарха и торговки овощами Клито. И эти сведения ученые подвергают сомнению, поскольку они взяты из комедии Аристофана ("Женщины на празднике Фесмофорий"), известного своими нападками на трагика: он намекал и на его низкое происхождение от простой зеленщицы, и на неверность его жены и т.д.


По другим источникам, которые считаются более надежными, Еврипид происходил из знатного рода и даже служил при храме Аполлона Зостерия. Он получил прекрасное
образование, имел одну из самых богатых библиотек своего времени, дружил с философами Анаксагором и Архелаем, софистами Протагором и Продиком. Это больше похоже на правду - за избыток ученых рассуждений в его трагедиях современники называли Еврипида "философом на сцене". Подтверждает последнюю биографическую версию и римский писатель Авл Геллий в "Аттических ночах", где говорит, что Еврипид имел средства и учился у Протагора и Анаксагора.

Еврипида описывают замкнутым, мрачным человеком, склонным к уединению, плюс ковсему еще и женоненавистником. Угрюмым он изображен и на сохранившихся портретах. Если переложить древние характеристики Еврипида на язык наших понятий, можно сказать, что он был крайне честолюбивым (впрочем, это одно из условий творчества), обостренно впечатлительным и обидчивым человеком.Можно ли считать его женоненавистником? Думается, вряд ли (и здесь не обошлось без Аристофана). Даже "демонической" Медее Еврипид позволяет произнести слова, за много веков предвосхитившие некрасовскую тему "долюшки женской":

Да, между тех, кто дышит и кто мыслит, Нас, женщин, нет несчастней За мужей Мы платим и недешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб И первого второе горе больше. А главное - берешь ведь наобум. Порочен он иль честен, как узнаешь? А между тем уйди - тебе ж позор, И удалить супруга ты не смеешь.
(Перевод И. Анненского)

Причин для мрачного состояния духа у Еврипида хватало. Его произведения редко пользовались успехом у современников. В состязаниях поэтов, принятых в Древней Греции, Еврипид побеждал всего три раза (и два после смерти - за трагедии "Вакханки" и "Ифигения в Авлиде", поставленные его сыном). Впервые его трагедия ("Пелиады") появилась на сцене в 455 году до н. э., а первую победу он одержал только в 441- м. К примеру, Софокл выходил в победители восемнадцать раз.

Еврипид поддерживал близость с выдающимися умами своего времени, приветствовал все новации в области религии, философии и науки, за что подвергался нападкам умеренных общественных кругов. Выразителем их взглядов являлась аттическая комедия, самым ярким представителем которой был современник трагика Аристофан. В своих комедиях он высмеивал и общественные взгляды, и художественные приемы, и личную жизнь Еврипида.

Возможно, этими обстоятельствами объясняется тот факт, что на склоне лет, в 408 году до н. э., Еврипид принял приглашение македонского царя Архелая и переселился в Македонию. Там им написана трагедия "Архелай" в честь предка своего покровителя, а также "Вакханки" - под впечатлением местного культа Диониса. В Македонии он и ушел из жизни в 406 году до н. э. Даже смерть его была
окружена слухами и сплетнями. По одной версии, он якобы был растерзан собаками,
по другой - женщинами. Здесь слышатся отзвуки той же комедии Аристофана "Женщины на празднике Фесмофорий". По ее сюжету женщины, разгневанные на Еврипида за то, что он выводит их слишком неприглядными в своих трагедиях, сговариваются его убить. В комедии самосуд не состоялся, зато "украсил" биографию трагика.

Еврипиду принадлежат 90 трагедий, из которых до нас дошло 18. Хронологию их появления на сцене исследователи определяют приблизительно: "Алкестида" (438 год до н. э.), "Медея" (431) , "Геракли-ды" (около 430- го), "Ипполит" (428) , "Циклоп", "Гекуба", "Геракл", "Просительницы" (424- 418), "Троянки" (415) , "Электра" (около 413) , "Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена" (около 412) , "Андромаха" и "Финикиянки" (около 411- го), "Орест" (408) , "Вакханки" и "Ифигения
в Авлиде" (405) . Сюжеты для своих трагедий, как и его предшественники, Еврипид черпал из сказаний Троянского и Фиванского циклов, аттических преданий, мифов о походе аргонавтов, подвигах Геракла и судьбе его потомков. Однако в отличие от Эсхила и Софокла у него уже совсем иное осмысление мифа. Он отошел от традиции возвышенных, нормативных образов и стал изображать мифологических персонажей как земных людей - со всеми страстями, противоречиями и заблуждениями.

Еврипид выработал и новые принципы изображения человека, показывая психологические мотивы поступков, а не типологически предусмотренные, как было прежде: герой поступает героически, злодей - злодейски. Ему первому удалось представить психологическую драму, когда борения, смятения чувств персонажей передаются зрителям и вызывают сочувствие, а не просто осуждение или восхищение.

Пожалуй, наиболее ярко это выражено в трагедии "Медея".

В основе "Медеи" - сюжет из мифа о походе Аргонавтов. Ясон добыл в Колхиде золотое руно с помощью дочери колхидского царя волшебницы Медеи. Личность яркая, сильная, бескомпромиссная, она под влиянием страсти к Ясону оставляет родной дом, предает отца, убивает брата, обрекает себя на несносное существование в чужой стране, где ее презирают как дочь "варварского" народа. Между тем Ясон
обязан ей и жизнью, и престолом. Когда он покидает Медею, чтобы жениться на
наследнице коринфского царя Главке, обида и ревность настолько ослепляют Медею, что она задумывает самую страшную месть - убийство их детей. Терзания Медеи, в безумии мечущейся между материнскими чувствами и властью мстительного порыва, столь ужасны, что невольно вызывают сочувствие. Здесь трагедия, рок в чистом виде - Медея обречена, у нее нет никакого выхода. Она не может вернуться домой и не может остаться в Коринфе, откуда ее изгоняет Ясон ввиду новой женитьбы. Не уверена она и в будущем своих детей, даже если оставит их с отцом, ведь они для греков - дети "варварки". И Медея принимает решение:

Так клянусь же Аидом я и всей подземной силой, Что не видать врагам моих детей, Покинутых Медеей на глумленье...

"Медея", непревзойденная трагедия во всей мировой литературе, до сих пор не сходит со сцен. Одна из самых ярких современных исполнительниц Медеи - замечательная актриса Любовь Селютина в московском Театре на Таганке, где эта трагедия неизменно идет с аншлагами. Слава пришла к Еврипиду, увы, после смерти. Современники не сумели его оценить. Исключение составил только остров Сицилия. Древнегречески историк Плутарх в своих "Сравнительных жизнеописаниях" рассказывает о том, как отдельным афинским воинам, плененным и попавшим в рабство во время неудачного сицилийского похода, удалось вырваться на родину: "...некоторых спас Еврипид. Дело в том, что сицилийцы, вероятно, больше всех греков, живущих за пределами Аттики, чтили талант Еврипида... Говорят, что в ту пору многие из благополучно возвратившихся домой горячо приветствовали Еврипида и рассказывали ему, как они получали свободу, обучив хозяина тому, что осталось в памяти из его стихов, или как, блуждая после битвы, зарабатывали себе пищу и воду пением песен из его трагедий. Нет, стало быть, ничего невероятного в рассказе о том, что в Кавне какому-то судну сначала не позволяли укрыться в гавани от пиратов, а затем впустили его, когда после расспросов удостоверились, что моряки помнят наизусть стихи Еврипида" ("Никий и Красе").

Спустя век трагедии Еврипида начали пользоваться большим успехом и у него на родине, в то время как Эсхил и Софокл стали терять популярность. Позднее к трагедиям Еврипида неоднократно обращались римские драматурги. К примеру, "Медею" перерабатывали Эн-ний, Овидий, Сенека. В эпоху классицизма Еврипид оказал влияние на Корнеля ("Медея"), Расина ("Федра", "Андромаха", "Ифигения", "Фи-ваида, или Братья-враги"). Вольтер по мотивам его трагедий написал "Меропу" и "Ореста". Шиллер на основе "Финикиянок" Еврипида создал "Мессинскую невесту". В России интерес к Еврипиду возник давно - известны "Андромаха" П.А Катенина, а также многочисленные переводы Один из лучших переводчиков Еврипида Иннокентий Анненский написал и несколько подражаний, использовав сюжеты не дошедших до нас трагедий.

Угрюмый Еврипид, так страдавший когда-то из-за своих редких побед в состязаниях поэтов, одержал главную победу - над временем, и по сей день его трагедии украшают театральные сцены.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»