Казаки внешность женщины. Бьюти-география: как выглядит современная казачка

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Донские казачки… Самостоятельные, гордые, сильные, но невероятно женственные и манящие. Разве может женщина совмещаться в себе мужские и женские качества поровну, и оставаться манящей и магнетичной? Донские казачки тому пример!

У казаков отношение к женщине было уважительным, например, в Уставе благочиния от 1794 года говорилось: «Буде кто … при женском поле употребит бранные или непотребные слова, с того взыскать пени, полусуточное содержание в смирительном доме и взять его под стражу». Конечно, из отношения мужчин и складывался характер казачек. Они сами не позволяли себе лишнего в общении с мужчинами, хотя темперамент их явно выделялся: не грубыми словами, а чувством справедливости, требованием уважения к себе.

Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».

Секреты женской силы донских казачек

1. Сила Рода.

Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции. Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене - одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

2. Православная вера.

Донские казачки были набожны и религиозны. Сильная вера и молитва перед образами святых защищали женщин от напасти и разных бед. Донские казачки не пропускали ни одной церковной службы в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и иных праздниках. Говели два раза в году – в Великий пост и на Спас, в августе. «В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным», - вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской. Традиции. «Бери себе жинку с воли», - гласит казачья пословица. Кстати, обряд венчания возник ещё в шестнадцатом веке, когда семья давала добро на свадьбу, после чего жених и невеста венчались около вербы. Кстати, плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски

3. Женские обязанности.

Девочек приучали шить лет с пяти-шести. Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. Защитные обереговые орнаменты были тесно связаны со славянскими, очень перекликались. Сначала девочка вышивала защиту Рода, семьи, затем вышивала защитные орнаменты от злых сил, зависти. Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, сек, полотки поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.

4. Доброта.

Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.

5. Чистоплотность.

Помните, на одном из семинаров я вам рассказывала, как важно женщине держать дом в чистоте? Грязный дом (комната) – рассадник негативных энергий. Вот и донские казачки знали это, как никто другой. Это отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство». Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.

6. Игривость.

Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. Писатель Лев Толстой, описывая в повести «Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин. И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта. В основном именно им всё и заканчивалось. Донские казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану.

Казаки с мужским характером

Вспомните знак «Инь-Ян», который так любили древние даосы. Нам кажется, что ещё он очень прост и понятен. Но если присмотреться, вы увидите, что в лоне женской энергии инь есть круглый островок энергии ян, и наоборот. Женская Ассоциация Yesena всё время пытается напомнить нашим участницам, нашим дорогим женщинам, что женщин с стопроцентно женской энергией почти нет. Каждая из нас имеет мужские качества, и это очень хорошо. Ведь если бы мы были такими черезчур плавными, медленными, растекающимися по древу, разве смогли бы мы делать карьеру, завоевывать авторитет среди коллег, добиваться исполнения наших желаний? А ведь сила воли – это вполне янское качество! То, чему нас несколько лет учили ведические учителя (суть женщины только в служении мужчине и никакой мужской энергии быть не должно) – оставим тем, кто хочет в это вреить. Пред нами же – история. История донских семей, в которых казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий. Наряду с мужественным характером у донской казачки была нежность и домовитость. Она была прекрасной женой, при этом умела защитить дом и семью, если это было необходимо.

Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников».

Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.

Красота донских казачек

Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».

Силой их особенной красоты было смешение славянских черт с чертами горско-степными. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках. Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.

В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие их(казачек), а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».

Я готовила эту статью почти неделю, изучая множество материала про донских казачек. И вот, уже под конец я поговорила со своим учителем русского и литературы и попросила назвать основные черты донской казачки, опираясь на произведения русской литературы. Учитель мне сказала: «Давай я опишу тебе Аксинью». И вот, что назвала мне женщина, совсем далёкая от наших энерго-практик.

1. Внешняя и внутренняя красота

2. Преданность семье и дому, осмысленная покорность мужу

3. Гордость и смирение одновременно

4. Почитание и уважение традиций старшего поколения

5. Чувственная и притягивающая натура женщины

Я услышала эту характеристику и поняла, что написала верную статью. Спасибо вам, если вы прочли её целиком! Мне лишь остаётся загадать, чтобы во всякой семье и по сей день ценились РОДовые традиции, а женщины гармонично сочетали в себе разные черты своего характера, направляя их в нужное русло, чем вызывали бы у мужчин непреодолимое желание быть самым лучшим мужем для этой гордой, справедливой и нежной женщины.

Женская Ассоциация Yesena и её руководитель Ксения.

От редакции «Леди Mail.Ru». Наша страна так велика, что жизнь в разных ее уголках может порой кардинально отличаться. В Петербурге, Дагестане и Калмыкии представления о моде, красоте и женском предназначении неизбежно будут разными. Об этих особенностях — иногда забавных, иногда трогательных мы и хотим вам рассказать в нашей новой серии материалов о женщинах из разных регионов России.

Споры о том, можно ли считать казаков народом, или это древнее сословие, не утихают: у разных исследователей разное мнение на этот счет. Но как бы то ни было, казачество — уникальное явление в российской истории, и вклад казаков в культуру нашей страны огромен. Как выглядит и ведет себя современная казачка, и чем она отличается от других российских девушек, нам рассказала жительница Ростова-на-Дону. Виктории 26 лет, по образованию она филолог.

Виктория - современная казачка, живущая в Ростове-на-Дону

«Когда я говорю, что я казачка, большинство людей начинают улыбаться и представлять меня в совершенно нелепых нарядах и образах. На самом деле современные казачки не являются копиями своих прабабушек. Мы вполне обычные девушки. Пожалуй, можно сказать, что у нас другая начинка.

Скромность украшает

Конечно, мы уже не одеваемся так, как одевались наши прабабушки 50—70 лет назад. Современная казачка выглядит практически так же, как и все девушки на улице. Отличие лишь в том, что с помощью одежды она никогда не будет себя предлагать. Хотя бы потому, что большинство казачек — верующие, и это уже не дает нам демонстрировать свое тело всем вокруг. Моя стандартная длина юбки — до колена или чуть выше колена . Мне комфортно, когда ноги видны, но не оголены. Я думаю, это больше привлекает противоположный пол, чем юбка, которую рискуешь не заметить вовсе.

Современные казачки любят наряжаться, но стараются при этом не выглядеть вызывающе

Но это не значит, что казачки не привыкли себя украшать. Уж кто, если не мы, понимает толк в нарядах и украшениях ! Ведь еще с давних пор наши мужья, приходя из далеких походов, привозили нам ткани, которые в России никто не знал, и украшения, о которых никто даже не слышал. Мы любим наряжаться, но знаем меру.

Платья, вышивка и обувь без каблука

Как и многие казачки, я очень люблю этнический стиль в одежде. Обожаю расписные платки, широкие юбки, вышитые пояса . Вообще, вышивка занимает очень важное место в одежде женщины-казачки. Вышивать еще в детстве меня учила бабушка. Она сама украшала свою одежду красивыми узорами, чаще всего вышивала цветы. Иногда ей удавалось создать настоящие шедевры. Я так, конечно, не умею, но в магазине мимо вещи с вышивкой пройти не смогу!

Главная одежда казачки — платья и юбки. У меня в гардеробе есть всего одни джинсы, которые я надеваю исключительно во время сильных холодов зимой. Я считаю, что женщина должна ходить в юбке, потому что это красиво и правильно. Брюки, джинсы, шаровары мы оставляем нашим мужчинам: они им больше подходят.

Мы практически не носим каблуки . Не помню, чтобы кто-то из моих знакомых казачек ходил на или просто высоком устойчивом каблуке. Мне кажется, это связано с тем, что мы хотим уверенно шагать по земле. Говорят, что женщина на каблуках вызывает желание ее защитить. А нас не стоит защищать, мы сами способны сделать это!

Яркие черты

Мы, казачки, от природы имеем уникальную внешность за счет того, что в нас намешано множество разных кровей. За это спасибо нашим предкам-воякам, которые привозили себе жен из походов. Как правило, у казачек яркие черты лица, русые или темно-русые волосы, темные брови, а вот цвет глаз может быть любым.

Казачки от природы имеют яркие черты лица и мало пользуются косметикой

Я от своей бабушки унаследовала темные волосы и голубые глаза. Думаю, что мне повезло со внешностью. Пока каких-либо специальных средств для того, чтобы поддерживать ее, не требуется. Единственное, чем я иногда пользуюсь — это отвары трав. Для молодой кожи нет ничего лучше отвара ромашки. А еще его можно замораживать и с утра протирать кубиками льда лицо. Волшебное средство для того, чтобы освежиться и проснуться. Кстати, летом эти ромашковые кубики тоже отлично спасают в той жаре, которая опускается на наш Дон.

Косметикой я, как и большинство казачек, стараюсь не злоупотреблять. Честно говоря, не вижу в этом особого смысла. В моей косметичке обычно лежат только тушь, пудра и блеск для губ. Иногда там появляется красная помада, потому что она мне идет. Кстати, я подвожу глаза без специальной подводки, мне больше нравится использовать для этого тушь. Я купила обычную кисточку для рисования и если мне хочется немного подвести глаза, то использую ее. Мне кажется, так удобнее.

Коса до пояса

Мою стрижку предки-казаки, скорее всего, не одобрили бы . Несколько лет назад я состригла косу и не стала отпускать новую. Жизнь в Ростове предполагала быстроту передвижений, с косой было не совсем удобно. Обрезала я ее только поэтому. Хотя мои знакомые казачки под страхом смерти не расстались бы со своими волосами , потому что считают их своей гордостью.

По традиции до замужества девушка заплетала косу, после замужества — поднимала волосы наверх и делала сложную прическу . Разумеется, сейчас эти правила соблюдаются мало где, но по-прежнему в станицах вы не встретите казачку с распущенными волосами. На меня будут косо смотреть, если я приеду домой в таком виде. Это неправильно. В церковь мы тоже ходим с аккуратно прибранными волосами. Туда иначе не войдешь.

Гордость и убеждения

Гордость казачек давно стала предметом песен, разных историй. Мы действительно такие, какими нас представляют. Никогда не опускаемся до ругани с кем-то, стараемся нести себя гораздо выше всего этого. Я бы никогда не стала спорить с кем-то в Интернете и доказывать свою точку зрения . А ведь это так популярно сейчас!

При этом я не могу сказать, что казачки обладают спокойным нравом. Конечно, нет! Внутри нас кипят страсти , просто мы не считаем возможным демонстрировать их другим.

Еще одно отличие казачек — в нашей духовности. Нас с детства воспитывают в православной культуре, она нас окружает и дома, и среди подруг. Знаете, это отлично помогает в жизни. У нас есть духовные ориентиры. Ты уже знаешь, что правильно, а что нет, как тебе следует жить, чтобы тебя считали хорошим человеком .

Наверное, казачки отличаются от других молодых девушек тем, что не гоняются за модой. Мы вообще имеем свое мнение. Пусть оно будет не таким, как у всех. Я могу пострадать за свое убеждение, но оно будет мое, исключительное и не такое, как у всех. Поэтому, например, я никогда не буду бегать по городу в поисках модной парки, и ненавидела то время, когда были популярны

Настоящая казачка никогда будет унижаться перед кем-то. Нас воспитывают таким образом, что мы с детства чувствуем гордость за то, что мы такие, какие есть. Если кто-то не принимает нас, значит этот человек не стоит того, чтобы мы для него меняли себя. Кстати, под унижением я понимаю широкий спектр вещей, начиная от выпрашивания отметки на экзамене и заканчивая унижением в отношениях с мужчиной.

Как и большинство казачек, я никогда не стала бы знакомиться с мужчиной первая. Это тоже имеет прямое отношение к гордости. Я могу зацепить его, заставить почувствовать мой интерес. Но самой с ним знакомиться — никогда! Он должен добиваться меня. Именно так делают настоящие казаки .

Настоящая казачка не потерпит физического насилия . И вот в этом современные казаки принципиально отличаются от тех, кто жил еще 50 лет назад. Тогда в норме были телесные наказания, которые применял муж к жене или старшие к младшим. Но сейчас даже старшие соглашаются с тем, что физическое наказание — не выход.

Евграф Савельев. Типы Донских казаков и особенности их говора. (1908 год)
Глава I. Т и п ы.
стр.- 1 -
В «Русской Истории» за 1837-1841 г.г. Николая Герасимовича Устрялова есть место, где сказано, что донцы составляют чудную смесь разноплеменных народов , что язык их состоит из разных элементов, что в чертах их лиц есть нечто азиатское и что казаки гордятся своим происхождением от черкесов и даже сами называют себя черкесами (?!).
У Николай Михайловича Карамзина («История государства Российского» , т. VIII. 1816 года) о казаках читаем, что происхождение их не весьма благородно: они считались российскими и добычи в опустелых улусах орды Батыя, в местах не населенных, но плодородных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в северную Европу; что казаки, утвердившись в нынешней своей области, взяли город Ахаз (древне - хазарский, просуществовавший до XVI в.), назвали его Черкасским (?) или казачьим (что одно и то же), что жён они доставали, как вероятно, из земли черкесской и могли сими браками сообщить своим детям нечто азиатское в наружности и прочее.

Андрей Григорьевич Филонов в «Очерках Дона» (1850 г.) в пятидесятых годах прошлого столетия и В. Ф. Соловьёв в своей брошюре «Особенности говора Донских казаков» в 1900 году писали, что казаки, не смотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают её окраины и что все имеют рвение постоять за честь Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: «Разве ты не русский?», он всегда с гордостью ответит: «Нет, я казак!».

Казак называет русским только великоросса, малоросса же величает просто хохлом. «Стояли в России, ходили в хохлатчину, вернулись на Дон», говорят казаки. Да, и сами великороссы и малороссы (Слободской Украины) на вопрос: «Откуда вы?» - всегда отвечают: «Мы из России, а пришли к вам на Дон».

В своей книге «Кто был Ермак и его сподвижники », изданной мною в 1904 г. , я, на основании исторических исследований, сделал вывод, что донские казаки исконные обитатели восточных берегов Азовского и Чёрного морей и нижнего Дона, известные у историков и географов разных стран под различными названиями;

стр.- 2 -
что расселение части казачества началось довольно рано, с IV и V веков по Р. X. , на Днепр и далее на север, берега Балтийского моря и другие места, где они впоследствии стали известны под именем варягов, новгородских ушкуйников и других;

что в XIV и XV в. в., после распада Золотой Орды, казачество вновь стало «слетаться» в древнюю свою родину, страну предков, берега Тихого Дона и Азовского моря, под четырьмя главными названиями (по московским и турецким летописцам):

Курганы Царских скифов в области Геррос.

а) азовских казаков, или сары - аз - ман - » . Сайи - ЦАРИ - Σαιοι – это самоназвание царских скифов . В ведическом санскрите слова - - sarru, sarи, sirratu, sarathya - рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру»- sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских - кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи - Sarathi - возница колесницы – «саратник». Первоначальное значение слова

б) черкасов (днепровских); в) новгородских повольников (с Волги), и г) казаков рязанских, населявших своими городками все пространство к югу от Оки до степей воронежских.

Рязанские казаки в первой половине ХVІ ст. заняли земли по рекам Хопру, Бузулуку и Медведице. Около того же времени с Волги перешли волоками на реки Иловлю и Тишанку новгородцы и расселились по среднему и нижнему течению Дона, вплоть до его устьев.

Азовские казаки, вытесненные турками и татарами из Азова и с берегов Азовского моря в Северскую область, около 30-х и 40-х годов ХVІ ст., перешли вместе с небольшой частью северских казаков (севрюков) и белогородских на Донец , и далее на Дон, и заняли вновь свои исконные земли, пройдя вверх по Дону до «переволоки».

Днепровские черкасы, или, как их в то время стали называть - запорожцы, перешли на Донец, а потом и на Дон в 1549 г, под предводительством своего князя Дмитрия Вишневецкого. Черкасские юрты располагались от местности, где был г. Черкасск, на запад по правому берегу рек Аксая, Дона и Мертваго Донца до Миуса. Самые горы, идущие от нынешнего г. Новочеркасска на запад, в то время назывались Черкасскими (в «Книге Большого чертежа»). Часть запорожцев в 1590 - 1593 гг. возвратилась обратно на Днепр, а потом они в числе10 тысяч человек пристали к самозванцу.

Кроме того, на Дон переселилось в 1640 г. около 5 тысяч запорожцев , принявших вместе с донскими казаками участие в защите Азова от турок («Азовские известия». Тауберт).

Таким образом, к половине ХVІ ст. на Дон «слетались» все отрасли одного древнего казачества, прошедшие в течение нескольких веков каждая свою историческую судьбу. История нам не говорит, даже не делает никакого намёка на то, чтобы между азовцами, новгородцами, черкасами и рязанскими казаками на Дону возникали какие - либо недоразумения, схватки или междоусобицы, а «все», как говорит поэт, «с словом братского единства сражались с дикою ордой, оставив славу для потомства, тебе свободу, Дон родной».

Из первых атаманов казачьих общин известны: Агустий Черкас, Ляпун, Павлов, Андрей Шадра (рябой - по-татарски), Ермак, Лос, Каблан, Болдырь, Михаил Черкашенин, Корелла, Татара, Каторжный, Смирной, Федоров, Смага Чершенский и другие.

стр.- 3 -
При Михаиле Черкашенине казаки проникли по Каспийскому морю к устью Яика (Урала) и разгромили в 1570 г. столицу ногайского ханства Сарайшык. За этот подвиг царь Иоанн Васильевич Грозный в том же году прислал на Дон жалованную грамоту, первую из сохранившихся.

Итак, на основании вышеприведенных исследований, мы видим, что населения Дона в половине XVI столетия относится к четырём главным элементам древнего казачества, народа, резко отличающегося своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.

То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду.

Тип великоросса всем известен. Поэтому мы об этом и не будем говорить.

Тип малоросса распадается на две отрасли:

а) природных малороссов (древних Полян) , то есть жителей северных малороссийских губерний Волыни и Подляшья (сходных во многом с польским крестьянством) - светло-русые волосы, голубые выпуклые, вернее - на выкате глаза, длинный стан, короткие голени, как и у великоросса (признак природного пахаря), прямой тонкий нос, удлиненная голова (долихоцефалы), узкий, относительно покатый лоб, часто веснушчатое лицо;

б) малороссов только по языку, остатков прежних днепровских черкасов , в южных частях губерний Черниговской, Курской, Воронежской, Екатеринославской, в Новороссии и в Черноморье и Азове: короткий, но плотный стан, высокие голени, круглая голова, широкий, прямой, нередко нависший лоб, короткий нос, часто с горбиной, хрящеватый, иногда и толстый нос, чёрные глаза, смуглое лицо и тёмные жёсткие волосы , с красниной на усах и бороде.
Этот последний тип очень часто встречается и у нас на Дону, как остаток древних переселившихся сюда черкас , в особенности по Донцу, в Гундоровской и Луганской станицах, в Раздорской и даже от устьев Дона до станицы Пятиизбянской. Рядом с ним встречается, чаще всего в низовьях Дона, в особенности в станицах Старочеркасской и Раздорской и выше по Дону до ст. Пятиизбянской, преимущественно в за донских хуторах и по реке Салу, как, например, в хуторах станиц: Баклановской, Нижне и Верхне - Курмоярских, Нагавской, Потёмкинской, и Атаманской.

Тип казаков азовских: легкие и подвижные, среднего роста, с длинными ногами при коротком туловище, с небольшой головой, при немного выпуклом (тюркском) лбе и выдающемся затылке, с орлиным носом , иногда тонким и прямом, подобранном маленьком подбородке.

стр.- 4 -
Все казаки азовского типа, большею частью брюнеты, с чёрными или карими глазами, с весёлым, жгучим взором, одним словом, с азиатским оттенком в лицах , до крайности разнообразном. Есть между ними, в особенности, среди женщин, прекрасные, чисто древнегреческие профили, с правильным овалом лица, но есть и безобразные армянские или турецкие лица, при небольшой голове с большим «коромыслом» носом.

Мне, как хорошо знакомому с народами Кавказа, нередко приходилось встречать на Дону лица с профилями и овалами, схожими поразительно с осетинскими, лезгинскими (из Самурскаго округа), а в особенности с черкесскими, некоторых поколений, более сохранивших свою народность от метизации соседних племен в горах и ущельях Кавказа. Например, жителей черкесского аула Карм , расположенного близ Эльбруса, положительно можно смешать с нашими терскими казаками , но иллюзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают.

Некоторые, в том числе известный филолог, профессор МГУ Богомолов Николай Алексеевич, находят сходство донских казаков с куртинцами , но мне кажется, насколько я знаю этот народ, сходство здесь кажущееся, поверхностное, вызванное своеобразной, иррегулярной службой их в Турции и Персии, как и казаков в России, вследствие чего у этих народов выработались в течение веков сходственные военные приёмы, удаль и прочее. Впрочем, заключение это требует тщательной проверки, как со стороны антропологической, так и лингвистической, так как в языке куртинцев есть много слов, употребляемых у нас на Дону, хотя слова эти имеют турецко-татарские корни, как - то: казан, таган, чекмень и другие, коренной же язык куртинцев близко подходит к ново-персидскому.

Казаки новгородцы от устьев рек Иловли и Тишанки расселились вверх по Дону до ст. Казанской, а вниз - до Азовского моря. Это самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослые, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым подбородком, высоким лбом и круглой головой; волосы на голове от тёмно-русых до чёрных, на усах и бороде светлее, волнистые. Казаки эти идут в гвардию и артиллерию.

Казаки верховых станиц, известные на Дону под общим названием «верховцев», как долго сталкивавшиеся с великороссами, представляют в антропологическом отношении, в массе своей, переходную степень от чисто древнеказацкого типа к великороссам, хотя среди них нередко можно встретить лица с чисто южным профилем. Верховые казаки - степенный, выносливый и трудолюбивый земледельческий народ ; они считаются самыми исправными и надёжными казаками, способными переносить все лишения, сопряжённые с трудной казачьей службой. По мнению генерал - лейтенанта И. И. Краснова, высказанному им в своих записках:

стр.- 5 -
«Верховцы при поступлении на службу кажутся сперва несколько вялыми, но, прослужив немного, с удивительною скоростью преобразуются в превосходных во всех отношениях воинов; ловкие и проворные низовцы, поступая в полки, выходят часто плохими казаками и это оттого, что не в состоянии перенести всех трудностей, свойственных казачьей службе».

Верховцы - люди умеренные, скромные, немного суровые, богобоязненные, почтительные к старшим, почти вовсе незнакомые с общественными удовольствиями, одним словом, более других сохранившие свой древний общинный патриархальный образ жизни. Этими же чертами характера и образом жизни отличаются и казаки некоторых станиц, расположенных по среднему течению Дона.

Между тем, как казаки низовых станиц Дона, собственно простой класс народа, большею частью, склонны к торговле, промыслам, рыболовству, судоходству и другим. Характера они весёлого, лёгкого, даже немного ветреного.
Непочтение к старшим, сына - отцу и матери, внука - деду, несогласия супругов, ссоры и даже драки в семье - обычные явления у низовых казаков. Родительская власть в последние годы потеряла всякую силу и авторитет. Это явление стало теперь довольно резко выделяться и в станицах 1-го Донского округа.

Только в семьях старообрядцев, ещё довольно прочно, держится тот высоконравственный древний обычай казачества , в силу которого совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца. А почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью всё, даже прихотливые, желания своих престарелых родителей, и часто предсмертные слова их имеют для них силу духовного завещания и исполняются всеми членами семьи беспрекословно. Благословение отцов, даже заочное, «на веки нерушимое», принимается сыновьями с благоговением.

Из второстепенных типов, встречающихся среди донских казаков , можно указать на следующие:

а) татарский, то есть тюркско-монгольский, с некрасивыми, смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах среднего и нижнего течения Дона, они произошли от татарских выкрестов, принятых в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская станица, остатки которой представляют теперь жители - магометане хутора Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы (от Батыя, по - казацки - Батея) ясно свидетельствуют об их происхождении;

б) калмыцкий, не считая природных калмыков - ламаитов, живущих станицами в Засальских степях и причисленных в казаки. Тип этот произошёл от смешения калмыцкой крови с казацкой и даёт симпатичные и красивые, хотя немного и широкие, лица, в особенности у женщин.
Фамилия Калмыковых часто встречается в южной части области, где Сальския степи прилегают к Донским;

в) еврейский тип . Этого типа казаки поразительно сходны с горскими евреями Дагестана, которые считаются остатками древних израильтян, пленённых ассирийским царем Салтанассаром и потом совсем исчезнувших с политическаго горизонта, т. е. рассеявшихся по обширному древнему Персидскому царству, Кавказу, Крыму, Китаю, Индии и другим землям Азиатскаго материка.

Казаки еврейского типа распадаются на две категории.

Первой категории еврейского типа : долговязые, с небольшой головой, покатым лбом, выдающимся затылком, с чисто семитским носом, с рыжими волосами на бороде и усах и тёмными волосами на голове, веснушчаты, по-казацки – «луданые», по-малороссийски – «рудые» . По характеру заносчивы, кичливы, мелочны, пронырливы, сладки на язык с высшими чинами, но жестоки и беспощадны с низшими, и, до крайности, трусливы .

Второй категории еврейского типа: в антропологическом отношении сходны с первой, но только телосложением более мелки, черномазы, юрки, склонны к торгашеству, спекуляции и обдуванию. Военная служба им не по нутру, а потому они всячески стараются избежать её. Этого типа казаки часто встречаются в низовьях Дона, в Старочеркасской и Аксайской станицах и городе Новочеркасске. Желающий убедиться в этом может обойти торговые ряды, Азовский и Сенной базары, в особенности старые лавки г. Новочеркасска, где ещё остались некоторые, доживающие свой век торговцы - казаки этой категории.

Мы работаем благодаря Вашей помощи – тем средствам, которые жертвуют читатели.
Поддержите сайт сайт!

Мы будем благодарны тем, кто откликнется и поможет.
Карта Сбербанка 5469 4000 2109 4441 получатель Сергей Викторович Соловьев
Яндекс Деньги 410011967293378
WebMoney: R309471478607

Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные – девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». А. Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Дона, живших в XVIII веке: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы».

О красоте и внешности женщины казачки авторы, не без основания, не скупились, да и до сих пор не скупятся на комплименты, отмечая такие особенности во внешнем облике казачки, как стройность, гибкость, тонкий стан, прекрасные черты лица, в которых славянские черты смешиваются с чертами горско-степными.

Казачество утверждало себя в истории могучими человеческими характерами. Образно говоря, в России, да и в других странах мира, привыкли к тому, что на берегах казачьих рек время от времени рождались гении отваги и подвига, и в этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого.

Однако, с начала движения по возрождению казачества (90-е годы XX столетия) из всего изобилия печатного материала, посвященного казачеству, очень мало, а вернее, почти ничего не сказано о славных казачьих матерях, о женщине-казачке, на которую с давних пор образ казачьего быта возложил главную обязанность о благополучии казачьей семьи. Редко, но все же иногда появляются сообщения в печати и телевизионных известиях об участии казачек в возрождении, но, к сожалению, в образе далеком от казачек прошлого.

Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка.

Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. В «Статистическом описании Области Войска Донского, изданном в 1884 году, писалось: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины – неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей. Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных». Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью».

Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках.

Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови.

Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене – одна из главных в казачьих песнях. Но это отношение возникло не вдруг. В первые времена существования «казачья вольница» состояла из бессемейных воинов. По преданию, некоторые даже давали обет безбрачия. Возможно, первыми спутницами казаков, навсегда покинувших родные места, становились «пленницы татарки и турчанки или представительницы коренных народов. Однако к середине XIX века казаки предпочитали заключать браки в своей среде. При выборе супруга немаловажную роль играли состояние родителей жениха и невесты, дурные привычки (казаки долго были ярыми противниками курения), репутация жениха, целомудрие невесты, нередко бралось во внимание мнение молодых. По свидетельству историка Н. Миненко, в некоторых казачьих станицах обязательным требованием к невесте было умение ездить верхом. В Уральском войске плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски. К XIX веку на всех территориях проживания казачьих войск семьи были большие, состоящие, как правило, из трех поколений.

Казачка – свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала свои силы, а часто и кровь, для благосостояния и благополучия. Девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе. Оберегая вдов и сирот от нищеты, общественное Право позаботилось о них, существовал социальный земельный надел «вдовий» и «сиротский».

Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.

Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено и держится только ее трудами и заботами. Постоянный труд и заботы, легшие на ее руки, дали особенно самостоятельный мужественный характер и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. За внешней ее застенчивостью, как отмечают многие авторы, зачастую скрывается сильный и неукротимый нрав, сознание хранительницы семейного очага и хозяйки дома.

Женщина в казачьем обществе пользовалась вниманием и исключительным уважением. Недаром, в некоторых казачьих областях даже девочек называли «родительницы». Казак был уверен, что его вольные и невольные грехи замолят Родительницы (мать и жена). В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».

Казачке были чужды модные по духу времени демократические книжные теории. Внутренним идеалом казачки были Бог, семья, подворие – это, прежде всего, послушные дети, уважающие родителей, исправное подворие, чувства своей ответственности перед Богом по поддержанию в семье православно-нравственных устоев и, особенно, как сейчас ни покажется странным – это пресечение распутства. В отношении с мужчинами, женщина-казачка и, особенно, девушка пользовалась совершенной свободой. В некоторых казачьих областях, в частности, и на Кубани, бытовали традиции по совместному проведению молодых казаков и казачек летней ночи на сеновале. Но горе тому казаку, кто пытался осквернить эту народную традицию проявлением похоти и ее домогательства. За это виновника ожидала тяжелая плата, вплоть до пролива крови.

Чужды были казачки организации и общества, в которые вовлекали и приобщали женщин к мужским заботам, выступлениям с заявлениями, решениями, протестами и пр. Не было никаких союзов, советов казачек общественной направленности, были веками сложившие устои оказания взаимопомощи и содействие своего хутора, станицы, родственника, соседа. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, а в далеком прошлом и на изготовление самана и кизяка – и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.

Наши «прабабки» до революции, а в некоторых казачьих семьях вплоть до отечественной войны 1941-1945 гг. на производстве не работали. Им хватало работы и дома. Для казака, если у него жена, кроме дома, еще где-то работала считалось позором – не в состоянии обеспечить семью – не заводи.

Всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье, как она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением человеческой личности и к старшим.

О любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России, но и в странах, куда забрасывала судьба защитников русской земли. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Эта страстная любовь к родному краю пронизывает все воспоминания в песнях, повестях, сказах.

Особо ревниво казачка относилась к привитию детям сознания о единстве этносоциологических черт казачества, как народа. С малых лет казачонок и девочка-казачка с гордостью относили себя к казачьему народу и твердо усваивали – все казаки – братья, казак казаку брат. В этом могли убедиться: в казачьем взаимоотношении, взаимовыручке, верности, взаимопомощи – кубанец, донец, терец, уралец, усуриец и т.д., как внутри своего войска, как и оказавшись в других казачьих районах. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки. Особенно казачки славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей.

Традиция оселедцев (называется ещё чуб или хохол, отсюда прозвище казаков – хохлы, то есть люди с чубом) на голове у казаков довольно древняя и пришла к нам с Востока.

Например, у индийских кшатриев (каста воинов) была традиция бритья головы, на которой оставлялся небольшой пучок волос в центре. Их называли шикханди - чубатыми (от слова «шикханда» - чуб). На фото видны купающиеся кшатрии и их причёски.


Оселедцы носили ещё хетты – индоевропейское племя, пришедшее с Балкан и жившее на территории современной Турции и Сирии. На картинке, найденной археологами причёска видна ярко

В Древней Руси тоже носили чуб на бритой голове. Например, сохранилось византийское описание внешности князя Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке).

Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включенное в «Историю Льва Диакона» со слов очевидца: "... Святослав приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...". Итак, либо древнерусский воин Святослав предвосхитил события и стал зачинателем моды и традиций для запорожских казаков 16 века, либо беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым нам способом узнали и по каким-то неведомым нам причинам решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Ведь описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков - висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Помимо выше приведённых фактов чуб на бритой голове носили тюркские племена (смотрите две последние фотографии). На тюркских наречьях чуб звучит, как айдар и является отличительной чертой у казахов, калмыков и ряда других кочевых степных народов. Так как Русь часто была полигоном для кочевников, в том числе и монголо-татар, которые тоже носили чубы-айдары, то традиция такой причёски прижилась среди воинов, вначале в древней Руси, а потом и в казачестве.


У народов Великой Степи, маньчжуров, китайцев, а также у монголов и японцев тоже есть эта традиция, называется такой клок волос бянь-фа.

***Ещё одной отличительной чертой казаков во внешнем виде являются так называемые «казацкие шаровары». Само слово шаровары заимствовано из тюркских языков, где звучит оно как: «шальвар». На иранском языке слово «шальвар» обозначает как мужские, так и женские штаны. Шаровары являются частью национальной одежды не только украинцев, но и некоторых народов Востока. Очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны в Афганистане называют «партуг» (звучит почти как русские "портки". В Индии шаровары носят преимущественно мужчины (как часть шальвар камиза).


Традиция ношения шальваров была принесена на наши земли кочевыми племенами и была перенята, как довольно удобная вещица для войны и скачек на лошади. Практически вся одежда запорожских казаков является национальной одеждой турок. Все у запорожского казака турецкое – кобза, жупан, сабля, шаровары. Поэтому об оригинальности говорить сложно.

***На протяжении последних пяти столетий тон в мире задает Западная Европа. Запад даже мыслит себя центром мировой цивилизации. Но ведь только в самом конце XV столетия португальцы и испанцы научились делать корабли, способные пересекать океаны, а в Германии изобрели печатный станок. С этого в Западной Европе началась эпоха Великих географических открытий и книгопечатания. Западные европейцы открыли для себя Америку, научились пользоваться паром и электричеством, создали теорию эволюции, свергли монархов, а уцелевших королей превратили в государственные символы наподобие герба и гимна. Автомобили и танки, атомная бомба и компьютеры, бормашина, радио и телевидение настолько вознесли человека Запада в своих глазах, что на весь остальной мир он стал смотреть только свысока.

Но так было не всегда. Столетия и даже тысячелетия западные европейцы были послушными учениками Востока. Это можно почувствовать даже сегодня, не выходя из комнаты. Диван пришел в нашу жизнь из Турции, кофе – из Аравии, башмаки – из Турции, цифры у нас арабские, нефть пришла из Персии, даже Иисус Христос пришёл к нам с Востока. Штаны носить европейцев научили «восточные варвары». Кстати, печатный станок в Китае изобрели почти на тысячу лет раньше, чем в Европе. А огромные морские корабли бороздили моря на Востоке уже в VII–VIII веках. Алгебру создали арабы. От того, что мы мало знаем о научных и технических достижениях Востока, эти достижения не становятся менее значимыми. Русь же, впитала в себя и Восток и Запад, тем самым породив нечто самобытное в мире.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»