Болгарские иконы. Болгарская икона XVII в

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Исторический фон, на котором развивается искусство XVII века в Болгарии, резко отличается от XV и XVI веков. Могучее турецкое государство и его экономическая система начинают распадаться под влиянием новых производственных отношений. На территории Болгарии возникают экономические производственные центры с развитыми ремеслами и широкой торговой деятельностью. Постоянно активизируется роль православной болгарской церкви, которая выступает в этот период хранительницей традиций национальной культуры и искусства.

Новая волна храмового строительства в XVII веке приводит к широкому развитию иконописного искусства. Формируется несколько иконописных центров: Несебр, Тырново, Враца, Этрополь, Ловеч, Бачково, Пловдив, Западная Болгария (Добырско, Бобошево, Поганово, Рильский монастырь, Мел- ник), где массово создаются разнообразные иконы. Некоторые из них, как, например, «Христос на троне» (1603 г.) из Несебра, «Деисус» (Не- себрская школа), «Христос Вседержитель» и «Богоматерь Одигитрия» (1607 г.) из Несебра, «Богоматерь с Христом» и «Св. Никола с житием» из Тырнова, иконы иконостаса из церкви Феодора Тирона и Феодора Стратилата из села Добырско (1614 г.), связаны с традиционным «академическим» направлением, для которого характерны виртуозная линеарная стилизация, сопоставление контрастных цветовых пятен, торжественно-представительная пропорциональность композиции и блеск красок.В других иконах замечается более упрощенное и схематическое понимание образа, например в иконах «Иоанн Креститель», «Св. Никола» из Врацы, «Собор святых архангелов», «Св. Георгий на коне с житием» (1685) из Тырнова, «Иоанн Креститель» из Рильского монастыря, во многих иконах из Этрополя, Арбанаси, Присово, Бобошево и других. В системе изобразительных средств художники особенно активно используют цветовые контрасты и преувеличенную линейную стилизацию, ведущую к схематизму. Как в настенной живописи, так и в иконах преобладает графическое начало. Подобные черты присущи и искусству других балканских народов этого времени, в результате чего в XVII веке замечается в гораздо большей степени, чем раньше, унификация стиля в искусстве, проявляются тенденции к изменению формы и тематики, стремление к рассказу в трактовке сюжета, к иллюстративности и внимание к подробностям. Творцы икон часто прибегают к дополнительным украшениям: используются покрытые резьбой сложно профилированные рамы, рельефная моделировка, гравировка, металлические обковки. Быстро распространяются житийные иконы, для которых характерна множественность миниатюрных сцен из жизни святого. Все это усиливает декоративную дробность композиции.

XVII веком датируются и самые ранние резные деревянные иконостасы в Болгарии. Их пластика близка к своему первообразу - каменной резьбе. В богатых церквах резьба раскрашивалась и золотилась, иконы располагались в два ряда, что увеличивало общее впечатление торжественности храма.

Прошедшая этапы длительного и сложного развития в веках болгарская иконописная живопись в определенной мере выражает духовные стремления, утонченную эмоциональность, высокий художественный вкус и большое живописное дарование болгарского народа. Поэтому сегодня наше освобожденное от религиозных предрассудков общество изучает, ценит и сохраняет болгарское иконописное наследие, восхищается исключительным мастерством художников, достигших совершенства формы и синтеза образов.

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие в течении веков искусства иконописи, типичную для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях.

Икону рисуют на плоских досках липового или кипарисового дерева, покрытых клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой аледастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки изображенных святых.

Икона не имеет декоративных функций, не имеет характер стенописи, миниатюры или иллюстрации. Наоборот, это объект культа. Она создана чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты.

Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа. Она может находиться на иконостасе - перегородкой между передним пространством храма и алтаря.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей, находящихся около Преслава возрастом эпохи Второго болгарского царства. Велико Тырново наследило это искусство и достигло апогея болгарской иконописи. Строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками приобретают в XIII веке мягкие формы и объем, созданные светотенями, а в XIV веке на иконах уже изображены сюжеты и они украшены драгоценностями.

Османское нашествие временно воспрепятствовало творение религиозных произведений.

В XV и XVI веке ощущается влияние западного искусства, а точнее баррока. Канноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованных до мельчайших подробностей. Появляются различные школы. Самоковская школа с величественным стилем письма, Тревненская школа характерна яркими живыми красками и Банская, где в икону вплетаются пейзаж и природа.

В XIX веке рисуют иконы мастерски, умело написанные, но неодухотворенные.

С развитием техники иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Болгарская икона - свидетель превратностей истории маленького, но жизненного балканского народа.

Успехи искусства иконописи, усовершенствовавшиеся в течение десяти веков, сегодня, высоко оценены. Выставки болгарских икон вызвали живой интерес в Париже, Лондоне, Москве и Токио.

Теперь занимая заслуженное место в музеях и национальных галереях, иконы помогают нам вникнуть в мир скромности и тишины, далекий от мирской суеты. Они доказывают святую принадлежность болгар к культуре и ортодоксальному искусству.

Туристический путеводитель

В прошлом году я была в Несебре. Если вы побываете там и вас интересуют иконы, обратите внимание на одного торговца.
Его зовут Димитрий, он продает в самом конце Митрополичьей улицы. У него своеобразные иконы, что-то в них есть настоящее, а не просто туристский сувенир. Лики суровые, вокруг нимбы из золоченой жести. Обратите внимание на голубой фон, для русских икон это не характерно. Особенно хороша Богоматерь. Я привезла домой ее и Рильского. Удачи.
21.04.10 ольга

Болгария – страна с многовековой историей. Ежегодно тысячи туристов посещают эту страну, для того, чтобы не только приобщиться к ее истории, а также совершить паломничество к святым местам Болгарии. Меня эта страна заинтересовала с религиозной стороны, поскольку основной религией здесь является – христианство. Я давно хотел посетить церкви Болгарии, а так же посмотреть ее иконы. Все иконы Болгарии здесь выполнены в особом стиле на листах кипарисового или липового дерева, основное покрытие на них – гипс или клей, иногда для верхнего покрытия используют алебастр. Лики Христа и Матери Божьей, наиболее популярные персонажи икон. Болгарские церкви носят названия своих главных икон.

Иконы Болгарии, творящие чудеса

Коренные жители Болгарии утверждают, что в их стране есть несколько икон, творящих чудеса. Рассмотрим некоторые из них. Самой популярной среди паломников считается икона Святая Богородица Бачковского монастыря. Именно ей приписывается много чудес, например, она покровительствует больным и обездоленным, дарует детей парам, уже отчаявшимся завести потомство. Так же об избавлении от недугов следует просить икону святого мученика Авраамия Болгарского. Еще при жизни Авраамий помогал странникам, а также нищим. Святые Болгарии помогают всем, кто их об этом попросит, однако людям с нечистыми помыслами иконы Болгарии не помогут никогда, поскольку святые лики, изображенные на них когда- то пострадали за свою веру, но так и не отреклись от нее.

Болгарская икона имеет тысячелетнюю историю. В хранилищах храма "Александр Невский" в Софии можно проследить развитие искусства иконописи в Болгарии в течение веков, типичной для православных стран. Иконы можно встретить во всех музеях и церквях Болгарии.

Иконы в Болгарии пишут на плоских досках липового или кипарисового дерева. Доски покрывают клеем и гипсом, иногда сверху наносится слой алебастра. Раньше художники использовали в качестве красок порошки на натуральной основе, растворенные в воде или в яичном желтке, фиксировали их защитным лаком из льняного масла и смолы. Некоторые иконы частично покрыты ризами (слоем рельефного металла), подчеркивающими лица и руки, изображенных святых.

Икона - это объект культа. Икона создана, чтобы убеждать в присутствии Всевышнего, к ней обращены молитвы христиан. Через икону создается своеобразный способ общения человека с Богом. Чаще всего на иконах встречаются изображения Христа, Святой Девы с младенцем, других святых, а также разнообразные библейские сюжеты. Каждая церковь имеет икону с образом того святого, в честь которого она названа.

Самые старые болгарские иконы написаны на керамических плитах. Такими являются иконы из монастырей эпохи Второго болгарского царства, находящихся около Преслава. В XIII веке строгие лица святых, рисуемые сначала плоскими скупыми мазками, приобретают мягкие формы и объем. Османское нашествие в Болгарии препятствовало творению христианских религиозных произведений.

В XV и XVI веке в болгарской иконописи ощущается влияние западного искусства, а точнее барокко. Каноны красоты меняются. Бледные, аскетические, сухие изображения уступают место живым лицам в светлых и ярких тонах, нарисованным до мельчайших подробностей. Появляются различные иконописные школы Болгарии: Самоковская, Тревненская школа и Байская.

Болгарские иконы XIX века написаны мастерски, умело, но они - неодухотворенные. С развитием техники иконописи в Болгарии иконы начинают производить серийно при помощи шаблонов.

Пакетные туры в Болгарию

Мы стремимся сделать путешествия в Болгарию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках - все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!

Болгары, как известно, православные. Впервые в болгарской церкви я побывала в Поморье — точнее, в монастыре. Было около шести вечера. Храмы, конечно, не такие красивые, как у нас. Вообще, южный стиль архитектуры не отличается особым разнообразием. Самая нарядная деталь — красная черепица, ею по всей Болгарии кроют крыши у половины зданий — и особняки, и храмы, и четырехэтажные «хрущовки», и даже гаражи.

Сначала было боязно — впервые в чужой стране, чужие порядки. Вдруг что-нибудь сделаю не так. Тем более, мужской монастырь. Но все прошло нормально. Я вошла внутрь. Некоторые посетители вообще расхаживали в шортах, женщины без платков. Внутри монастыря — источник Св. Георгия. Вода включается электрическим выключателем.

Территория монастыря не такая ухоженная, как у нас. Несколько плодовых деревьев, небольшие клумбы с неприхотливыми цветами, на заднем плане маленькие хозпостройки и инвентарь — в частности, бочки в рост человека. Храмы в Болгарии незаметные, невысокие. (Во времена турецкого владычества купол церкви вообще не должен был возвышаться над головой сидящего всадника.) Золоченых куполов в основном нет. Интерьер храмов похож на наш, но обычно беднее. Зато, как правило, беспрепятственно разрешают фотографировать на территории и в храмах.

Что поразило, так это подсвечники! Наряду с привычными нам бронзовыми подсвечниками есть и просто как бы глубокие корытца (тазики) с мелкой щебенкой. Щебенка сантиметра на четыре залита водой, иногда там ставят растения. Прямо аквариум какой-то.

Кропило у нас обычно кисточкой, а там для него используют какое-то растение.

Храмы, повторюсь, небогатые. По-моему, беднее, чем у нас самые бедные приходы. Часто росписи и иконы не реставрируется только из-за нехватки денег. Экскурсовод рассказывала, что за квадратный метр новой росписи художники берут 700 левов (на 2008 — 350 евро), а реставрация еще дороже. Так вот, таких денег у храмов и монастырей просто нет. Монастыри вообще малолюдные. В самом большом и знаменитом монастыре Св. Иоанна Рыльского 9 монахов, а в остальных еще меньше. В Арбанасском женском монастыре — 4 монахини, причем три довольно преклонного возраста.

Болгарская иконопись по манере несколько суровая. Краски яркие. В иконах мучеников заметен акцент именно на аспекте телесных страданий. Св. Иоанн Креститель и на некоторых наших иконах держит на блюде свою отсеченную главу. Так же в Болгарии изображают и других святых — Св. Варвару, Св. Екатерину, а Св. Параскева-Пятница (по-болгарски Петка) держит в руках блюдо с глазами (т.к. была ослеплена мучителями). Любимые святые в Болгарии — Св.Св. Кирилл и Мефодий, Св. Николай, Св. Георгий Великомученик, конечно же, Св. Иоанн Рыльский, Св. Муч. Мина, Св. Параскева, Св. Муч. Марина (почему-то держит за шкирку какого-то темно-зеленого беса). Несколько раз встречала в храмах образ Прп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, было очень радостно. Если «Параскева» — это по-гречески «Пятница» (по-болгарски «Петка»), то есть у болгар еще и Св. Неделя (Воскресенье).

Часто, кстати, не разрешают прикладываться к иконам именно из соображений сохранности. В бедных храмах доводилось видеть объявление что-то вроде «не целуйте образа — сходит краска ("червило")». Образа ветхие, а денег, похоже, не хватает не то что на реставрацию — на защитный киот.

Очень почитается Образ Пр. Богоматери Троеручицы, причем изображение тоже не совсем обычное. Как все помнят, третья рука была сделана из серебра и привешена в благодарность исцеленным Иоанном Дамаскином к иконе. Когда-то это третья рука изображается как серебряная, когда-то как обычная. А на болгарской иконе серебром покрыты все три руки.
А в женском монастыре в Арбанаси тоже есть чудотворная икона, называемая Троеручицей. Но по иконографии это — Богоматерь с Младенцем на престоле (Пантанасса). С правой стороны иконы сделаны две серебряные привески в форме правых рук, причем они намного крупнее рук Богоматери. Руки Богоматери при этом практически закрыты. Выглядит довольно необычно. Но как я не раз убеждалась, что художественные достоинства того или иного образа в общепринятом смысле не имеют ровным счетом никакого значения. Икона эта весьма почитаема в Болгарии. В начале июля эту икону и еще две из других мест Болгарии свозят вместе, и патриарх служит молебен о здоровье всех болгарских детей. Мы прикладывались, и действительно, как-бы какое-то неосязаемое тепло исходит от этой иконы. И через некоторое время становится так радостно. А одна из женщин из нашей группы долго стояла возле этой иконы на коленях, с просветленными слезами на глазах. Благодать!

А на богослужении мы побывали в храме Св. Параскевы в Равде . Сам храм нашли чудом — он стоит в глубине двора, за зданием школы. Шли-шли вдоль бесконечных рядов сувениров и увидели у уголке старенький плакат вязью «Храм Св. Параскевы». Сразу не попали, потому что он был закрыт. Но на заднем крыльце школы сидела стайка старшеклассников, они подсказали нам, что храм будет открыт завтра, в 10 утра. На следующее утро мы пришли в храм. Служба уже началась. Интерьер храма такой же, как у всех православных храмах. Сам храм конца XIX века, реставрирован, кажется, в 90-х годах прошлого века. Пол немного неровный — это соединенные цементом плоские камни, накрыт старенькими ковриками. В Болгарии по традиции тоже желательно, конечно, стоять, но для тех, кто этого делать не может, много стульев. У нас обычно лавки расставлены по стенам, а у них стоят рядами, как у католиков.


Православные храм Св. Параскевы Пятницы в Равде, Болгария. Фото автора

Народу в храме было немного — а ведь была воскресная служба, да к тому же и Петров день (болгарская церковь живет по юлианскому календарю). Кроме нас на службе присутствовали: пожилая супружеская пара (как выяснилось потом, католики из Польши), женщина из Софии и еще два—три человека. Помимо этого в храм несколько раз заходили люди поставить свечи и положить приношения на канун. Захожане, одним словом.

Из служащих в храме была лишь свечница и «хор» из одной-единственной женщины. Нам очень понравился батюшка — отец Димитрий. Это энергичный молодой священник с живыми черными глазами. Из-под подрясника виднелись сандалии на босу ногу. С каким энтузиазмом он выполнял свой пастырский долг! Воистину «где поставлен, там и служи». Приходилось ему быть и за священника, и за дьякона и за чтеца. Сам по ходу службы раздувал кадило, размахивая им такими лихими кругообразными движениями, что в памяти поневоле возникали ассоциации с восточными боевиками, и бойцами с нунчаками. А как он пел! Служба звучит непривычно: сначала нам даже показалось, что на болгарском, а это такой церковнославянский. Но все понятно, тем более, когда богослужебный текст хоть сколько-нибудь знаком. Распев отличается от привычной нашему уху, но тоже в своем роде звучит очень красиво и трогательно. (Нечто похожее можно услышать в фильме Копполы «Дракула» — в сцене венчания Джонатана и Мины, а дело там происходит в православной Румынии). По окончании службы батюшка поздравил всех с праздником и сказал проповедь. А потом подошел к народу и с каждым поговорил — кто откуда приехал, для всех у него нашлись теплые слова. Жительницу Софии поспрашивал о столице, католикам из Вроцлава рассказал, как его знакомый священник туда ездил. И с нами долго поговорил: спросил, сколько в Москве храмов, потом немного рассказал о своем храме и храмах Несебра. Было очень приятно! Мы подарили ему иконку Оптинских старцев, он очень обрадовался. (Кстати, в нескольких храмах мы видели изречение Прп. Амвросия «Говорящим в храмах посылаются скорби»). С большой теплотой будем мы вспоминать маленький храм и о. Димитрия. Набравшись смелости, попросили разрешения пофотографировать в храме на память. Он нам легко разрешил, и отошел разговаривать с другими людьми. Сделав несколько снимков, я была остановлена укоризненным взглядом подошедшей свечницы. Между нами состоялся тихий диалог, частично с помощью мимики и жестов — я пыталась объяснить, что сам батюшка дал разрешение, а бабушка давала понять, что не худо бы было и у нее спроситься. По рукам, конечно, никто не бил, но снимать как-то расхотелось. Да уж, суровые храмовые бабушки — они везде одинаковы.

Еще одна необычная традиция — на канун почему-то клали только коробки шоколадных конфет. Еще несколько начатых коробок лежали там же, и проходящие люди иногда брали оттуда подтаявшую конфетку и съедали — без особого удовольствия, а скорее отдавая дань традиции.

Еще мы отметили, как народ украшает храмы. На Украине и юге России, например, приносят вышитые полотенца, у нас это, наверное, цветы, а там для украшения приносят ручные кружева. Такое трогательное стремление украсить храм! А вот в одном храме увидели — так просто не поверили своим глазам. Прямо под иконами натянута бечевка и на ней привешены разные вещи — скорее всего, по обету, для нуждающихся. Там висели салфеточки, платочки и… несколько нераспечатанных пар мужских носков. Да … везде свои особенности.

Возможно, я ошибаюсь, но, похоже, что русские сейчас более религиозны, чем болгары. Очень грустно, конечно, когда мало народу в храме. А ведь во всех храмах у них обязательно установлены кондиционеры (причем «промышленные» — размером со шкаф). Стулья стоят — не можешь стоять — сиди. Служба покороче чем, у нас — и все равно как-то у многих людей не находится время для храма. Еще было несколько неожиданно видеть простоволосых женщин в храме. Ящик с платками лежит на входе в каждый храм, но их предпочитают игнорировать. Часто без платка бывают и те женщины, которые убираются в храме и продают свечи.

Зато многие, наверное, наслышаны о такой местной традиции. На улице вывешиваются «възпоминание» — листки с портретом умерших людей и несколькими добрыми словами о них. Периодичность таких некрологов не совсем понятна — часто встречаются тексты что-то вроде «4 апреля 2008 исполнилось (се навершат) 2 года 3 месяца со дня смерти Ангела Дмитрова Стасова … Почивай в мир». Иногда рядом висят несколько некрологов по одному и тому же человеку с пометками «от друзей», «от родителей».


Болгарские поминальные листки. Фото автора

Эти некрологи висят повсюду — на столбах, на воротах дома, очень много их у храмов. Так вот, гуляешь и вдруг взгляд падает на портрет в траурной рамке, который как бы говорит «Остановись на секунду, задумайся о вечном». В маленьких городах таких некрологов больше (в Старом Несебре на каждом доме их по несколько штук), в крупных гораздо меньше.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»