Спас нерукотворный история происхождения. Нерукотворный образ спасов

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Фото издательства «Искусство», Москва. Воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М.: Искусство, 1986.


с. 66 ¦ 7. Спас Нерукотворный 1 . На обороте - Прославление креста

1 Тип Спаса «на чрепии», в отличие от Спаса Нерукотворного «на убрусе» (см. фрески на восточной и западной подпружных арках в церкви Спаса Нередицы; В. К. Мясоедов , Фрески Спаса Нередицы, Л., 1925, табл. XIX). О многочисленных вариантах легенды о Нерукотворном Спасе см. Н. В. Покровский . Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., 1895, стр. 49–52.

Обе стороны иконы были написаны во Владимире, быть может разными мастерами. Владимирский живописец лицевой стороны со Спасом Нерукотворным по-своему воспроизвел византийский или скорее киевский образец. Не исключено, что художник Прославления креста на обороте мог быть киевлянином или новгородцем, работавшим в середине XII века во Владимире (см. доводы в пользу моей атрибуции у Н. Н. Воронина, в его статье «О некоторых рельефах Георгиевского собора в Юрьеве Польском». - «Советская археология», М., 1962, I, стр. 142–148).

Середина XII века. Владимиро-Суздальская Русь.

Голова Спаса заключена в круглый нимб с перекрестьем, вписанный в квадрат доски. Большие округлые глаза подняты влево. Высокие дуги бровей изогнуты. Раздвоенная борода и длинные свисающие усы написаны тонкими темно-коричневыми линиями по зеленовато-серой рефти. Черно-коричневые волосы с прядью на лбу украшены золотыми линиями. Вохрение по оливковому санкирю темно-желтое, мягкого тона, с еле заметными следами подрумянки. На губах, веках и описи носа - киноварь. Нимб, фон и поля золотисто-охряные. Перекрестье нимба - тона слоновой кости, со следами с. 66
с. 67
¦ изображения драгоценных камней (по пяти на каждом конце). В верхних углах на фоне фрагменты древних букв IC ХС.

Прославление креста 2 . По сторонам голгофского коричневого восьмиконечного креста, с терновым венцом на перекрестье - поклоняющиеся архангелы с орудиями страстей. Слева Михаил с копьем в руке, справа - Гавриил с тростью. Выше - краснокрылые серафимы с рипидами в руках, темно-оливковые херувимы и олицетворения солнца и луны - профильные головы в круглых клеймах - желтом (надпись: сълонце ) и красном (надпись: луна ). Живопись выполнена энергичными мазками в широкой, свободной манере. Колорит построен на сочетании темных красок (коричневой и оливковой), блеклых (светло-синей и коричневато-розовой) и ярких (красной, желтой и белой). Вохрение по зеленому санкирю с резкими белильными бликами и яркой подрумянкой. Фон белый, с черными и красными надписями. Поля темно-зеленые с орнаментом в виде кружков, звездочек и полосок. В немногочисленных надписях не проявляются особенности новгородского языка: «шестъкрилатии хьровими», «монгъоцити серафимъ».

2 Эта тема в византийской иконографии была известна под названием «Никитирион» (прославление победного креста). (См. Н. П. Кондаков , Археологическое путешествие по Сирии и Палестине, Спб., 1904, стр. 22 и примеч. 1 и приложение «О древнехристианских композициях на тему «Слава креста», стр. 285–301). Иконографический тип восходит к старым сирийским источникам (В. Н. Лазарев , Искусство Новгорода, М., 1947, стр. 39). Стилистически ангелы близки к ангелам в композиции «Вознесение » в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (В. К. Мясоедов , указ. соч., табл. V, 2).

На лицевой стороне доска с ковчегом. Паволока, левкас, яичная темпера. Оборот без ковчега и паволоки, с тонкой подгрунтовкой. Шпонки набивные по верхнему и нижнему торцам. 77 x 71.

На лицевой стороне (в левом нижнем углу) и на обороте (у верхнего края) - красные сургучные гербовые печати московского Успенского собора.

Находилась в Успенском соборе Московского Кремля.

Раскрыта в Комиссии в 1919 году.

Поступила из ГИМ в 1930 году. с. 67
¦

Лазарев 2000/1


с. 164 ¦ 5. Спас Нерукотворный, оборот - Поклонение Кресту

Вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва .

Из Успенского собора в Московском Кремле. Новгородское происхождение иконы не вызывает никаких сомнений. В пользу этого свидетельствуют и ярко выраженные новгородизмы в надписях на оборотной стороне иконы (замена буквы ч буквой ц ), и схожесть ангелов с ангелами в куполе и апсиде Нередицы (Мясоедов В. К. Фрески Спаса-Нередицы. С предисловием Н. П. Сычева. Л., 1925, табл. IV, VI и XXVIII), и воспроизведение композиции лицевой стороны иконы (а частично и ее оборотной стороны) в заставке новгородской рукописи 1262 года (Лобковский Пролог в московском Историческом музее, Хлуд. 187, л. 1). Как установил Г. И. Вздорнов, икона происходит из новгородской деревянной церкви св. Образа, возведенной Внездом Нездиничем в 1191 году. Сохранность хорошая. Тип Спаса Нерукотворного точно следует византийской традиции (см.: Грабар А. Н. Нерукотворенный Спас Ланского собора. Прага, 1931). «Прославление креста» встречается уже на серебряном блюде VI века в Эрмитаже (Volbach F. Frühchristliche Kunst. München, 1958, Abb. 245, S. 91). На московской иконе крест украшен терновым венцом, в руках ангелов - копье и трость. Это символы мучения Христа. Крест возвышается над черной Адамовой пещерой. По сторонам перекрестья - солнце и луна. Наверху представлены два херувима и два серафима с рипидами в руках. Для иконографии см.: Кондаков Н. П. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. Спб., 1904, с. 22, 285–301; Grabar A. Martyrium, II. Paris, 1946, p. 275–290. Была ли икона с самого начала двусторонней или изображение на оборотной стороне было добавлено позднее - решить трудно. с. 164
¦

Осроена стала первым государством, на территории которого христианство было официально признано религией. Она занимала северо-восток нынешней Сирии. Существовало оно в период с 137-го по 242-й год н.э. Это было маленькое государство, где впервые упоминалась икона Спаса Нерукотворного. Этот образ является уникальным и обладает огромным значением для православных христиан.

Легенда об иконе

Существует немало легенд в которых рассказывается о том, как царь Осроены Авгарь, был болен страшной болезнью — черная проказа. Отсюда и начинается история Спаса Нерукотворного, однажды царю приснился необычный сон, в нем ему было сказано, что излечить его не сможет ничего, кроме иконы, на которой будет запечатлен лик Спасителя. После этого ко Христу был отправлен художник со двора, но ему так и не удалось перенести его образ на холст и сделать икону Иисуса Христа из-за божественного сияния, которое исходило от Него.

Тогда Спаситель взял воду, омыл ей свое лицо, после чего протер его полотенцем, на котором и остался запечатлен его светлый образ — икона Спаса Нерукотворного.

Формально, сам Иисус сделал икону, но образ относят к так называемым нерукотворным, то есть таким, где лик Спасителя проявляется по Божественной благодати и чудесным образом.

Классический вариант иконы представляет собой образ Иисуса, который выполнен на полотне. По краям его расположена канва, верхние концы которой заплетены в узлы. Отсюда и название иконы Спас на урбусе, то есть на полотне или платке.

После того как царь Авгарь исцелился светлым образом, больше не было никаких упоминаний об иконе вплоть до 545-года. Именно в тот год Эдесса попала под блокаду персидских войск. Как раз в тот момент на помощь людям пришло провидение. В одном из нефов над городскими воротам были найдены икона Спаса Нерукотворного и ее след, отпечатавшийся на керамической стене в хранилище Керамидион. Тогда, благодаря чудодейственной силе иконы блокаду города удалось снять.

До сих пор образ Спаса Нерукотворного помогает избавиться от захватчиков и любых посягательств недругов, используется в военном деле.

Значение иконы Спас Нерукотворный

Эта чудотворная икона во всех видах ее исполнения (образ на холсте, отпечаток на керамике) отличается своими особенностями и имеет много обычаев, которые с ними связаны. Образ Спаса Нерукотворного имеет существенное значение для иконографии. Именно с написания этого образа рекомендуют начинать свою индивидуальную работу иконописцам, которые только начинают проявлять себя в этом деле.

Рассматривая описание иконы Спаса Нерукотворного, нужно обратить внимание на нимб окружающий голову Спасителя, который изображен в виде правильного замкнутого круга, внутри которого расположен крест. Каждая особенность: волосы Иисуса, основной ее фон (на всех старых холстах иконописцы оставляли фон чистым), выражают ее суть, наделяют ее особенным смыслом. По мнению многих, образ, который был создан без использования красок и кисти, является настоящей фотографией Христа и на ней запечатлено его лицо.

С момента прибытия иконы Спаса Нерукотворного из Константинополя, она стала занимать важную роль в мире православия. Случилось это в 1355-м году. Иконы данного типа существовали на Руси уже в XI веке, но только начиная со второй половины XIV века все, что связано со «Спасом Нерукотворным» приравнивается к уровню государственного культа и широко распространяется повсеместно.

Тем не менее, есть икона Спас Нерукотворный 12 века, которая также называется новгородской, но создана была в Москве в Успенском соборе. Этот образ является двусторонним. Отдельно следует отметить икону Симона Ушакова, которая создана в 17 века и Спас Нерукотворный написан тут более художественно и менее канонично.

С 14 века начинается строительство храмов, изображение наносится на русские военные знамена во время самых важных для Руси битв, таких как: Куликовская и Первая Мировая война.

«Спас Нерукотворный» – является иконой, которая имеет большое значение в православном мире. Она символизирует собой православие как крест и распятие, несет в себе такой же смысл.

Молитва иконе

Как считается, именно в этот день Христос приложил плат к своему лицу.

Тропарь, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва

О Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш!

Ты древле человеческаго естества Твоего лице пресвятою водою омыв и убрусом отер, чудесне оное на том же убрусе изобразити и Едесскому князю Авгарю во исцеление недуга его послати благоволил еси.

Се и мы ныне, грешнии раби Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимии, лица Твоего, Господи, ищем и с Давидом во смирении душ наших зовем: не отврати лица Твоего от нас, и уклонися гневом от рабов Твоих,

Помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас.

О Всемилостивый Господи, Спасителю наш!

Вообрази Сам Себе в душах наших, да во святыне и правде жительствуеши,

будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего,

и тако Тебе, Премилостиваго Бога, нашего,


СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ О появлении Нерукотворного Образа Спасителя церковное предание рассказывает следующее: во времена Спасителя в сирийском городе Едессе правил царь Авгар. Он заразился страшной неизлечимой болезнью - проказой. Царь надеялся на помощь Господа. Он хотел помолиться перед его изображением. Для этого Авгарь послал в Иерусалим своего художника Ананию с письмом ко Христу. Тогда всевидящий Господь Сам подозвал Ананию, велел принести кувшин с водой и плат. Умывшись, Спаситель отерся этим платом- и на нем запечатлелся Нерукотворный Образ Спаса. Приложившись к святыне, Авгарь тут же получил полное исцеление. Св. Образ он установил в нише у городских ворот, но вскоре спрятал образ от нечестивых. Когда же в 545 г. персы осадили Едессу, Пресвятая Богородица явилась во сне тогдашнему епископу города и повелела открыть Нерукотворный Образ. Обойдя с Ним стены города, его жители отвратили врагов. В 944 г. византийский император Константин Багрянородный (912-959) торжественно перене[...]

Икона Спас Нерукотворный - описание
Спас Нерукотворный Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Появление иконы "Спас на чрепии" объясняется следующим преданием. Как уже говорилось, царь Эдессы Авгарь принял христианство. Нерукотворный образ был приклеен на "доску негниющу" и помещен над городскими вратами. Позднее кто-то из царей Эдессы вернулся к язычеству, и образ был замурован в нише городской стены, а через четыре столетия место это было совершенно забыто. В 545 году, во время осады города персами, эдесскому епископу было дано откро[...]

Спас Нерукотворный - описание иконы
Нерукотворный Образ Иисуса Христа, Спас на убрусе, Мандилион - один из основных типов изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате) или чрепии (черепице). Христос изображён в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отёр им лицо. Изображение обычно оглавно. Один из вариантов - Чрепие или Керамида - изображение похожей иконографии, но на фоне кирпичной кладки. В западной иконографии известен тип <Плат Вероники>, где Христос изображается на плате, но в терновом венце. На Руси сложился особый вид Нерукотворного Образа - <Спас Мокрая брада> - изображение, в котором борода Христа сходится в один тонкий кончик.

Спас Нерукотвомрный, чудотворный Мандилиомн -- особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате).

О происхождении данной святыни, служащей источником иконографии, существует два типа предания, каждый из которых сообщает о её нерукотворном происхождении.

Предание, сохранившееся в Восточной Церкви о Нерукотворном Образе более древнее, упоминается с первой половины IV века. История связана со страдавшим болезнью царем Эдессы Авгарем и получением им плата (убруса, куска ткани, полотенца), на котором запечатлелся отпечаток лица Христа, Который умыл лицо и вытер его этим платом. Авгарь посылал в Палестину живописца Ананию, чтобы тот написал лик Христа. Авгарь хотел в болезни утешится хотя бы тем, что сможет видеть лик Христа, в Которого уверовал, хотя даже не видел Его лично. Но по Промыслу Божию труды Анании, когда он достиг Иерусалима и нашел Христа, не увенчались успехом, и он не смог ничего написать, глядя на Спасителя. Христос Сам позвал к Себе художника, прочел послание Авгаря, умыл Свое лицо водой и вытер его куском ткани, на котором сразу же появилось подобие Его лица. Поскольку борода Спасителя после умывания была влажная, то отпечаталась на плате одной крупной клиновидной прядью, в связи с этим иногда этот образ называют "Спас Мокрая Брада."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа

Таким образом, Святой Мандилион (от греч. "убрус", "мантия", "шерстяной плащ") стал первой в истории иконой.

Евсевий Кесарийский описывает это в своем труде "Церковная история."http://www.vehi.net/istoriya/cerkov/pamfil/cerkovist/.. Евсевий Кесарийский Церковная история книга 1,13. Евсевий Кесарийский в качестве подтверждения приводит два документа из архивов Эдессы, переведенных им с сирийского: просьбу Авгаря и ответ Спасителя.http://www.odinblago.ru/istoriya_drevney_cerkvi/evsev.. Евсевий Кесарийский. Церковная история КНИГА ВТОРАЯ Рассказывает о письмах Авгаря и Христа так же Ефрем Сирин.http://www.krotov.info/library/06_e/efr/em_sirin_017... Ефрем Сирин ТВОРЕНИЯ Том 3, ПРЕДСМЕРТНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ.

Так же, переписка царя со Христом и рассказ о принесении послами Авгаря изображения лика Христа включены в книгу "История Армении" армянским историком V века Моисеем Хоренским. "Это послание принес Анан, вестник Абгара (Авгаря), вместе с изображением лика Спасителя, которое хранится в городе Эдессе и поныне."http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/02.html MOBCEC XОPEHAЦИ «ИСТОРИЯ АРМЕНИИ» КНИГА ВТОРАЯ, 30 Посылка князей Абгаром к Марину, по каковому случаю они увидели Спасителя нашего Христа, откуда началось обращение Абгара.

Авгаря так же посетил Фаддей. После Распятия, Воскресения и Вознесения Христа в Эдессу пришел святой Фаддей, один из семидесяти Апостолов. Подробно рассказав о Христе Авгарю, Фаддей крестил его, после чего Авгарь был окончательно избавлен от своей болезни. Вместе с царем так же крестилась вся его семья и домочадцы, позже были крещены все жители Эдессы. Установленный на воротах города языческий идол был уничтожен. На этом месте Авгарь сделал углубление в стене, позволявшее защитить его от попадания осадков; наложил плат с изображением Христа на доску, изготовленную из дерева, не поддающегося гниению и стойкого ко внешним воздействиям, украсил получившуюся икону золотом, драгоценными камнями и установил в это углубление в городской стене над входом в город. Кроме этого, он так же выполнил надпись: "- Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится."http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost.. Димитрий, митрополит Ростовский Жития святых Память 16 августа. Об этом событие рассказывает Прокопий Кесарийский, повествуя о осаде Эдессы персидским царем Хосровом в своей книге "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история": по его словам, Авгарь в старости страдал тяжелой подагрой.http://www.alanica.ru/library/Prokop/text.htm "Война с персами. Война с вандалами. Тайная история" Прокопий Кесарийский Война с персами. Книга 2,XII.Есть и апокрифические свидетельства неизвестных авторов об этом событии: Учение Аддая апостола (V--VI вв.) и более позднее Древнерусская версия легенды об Авгаре, рукопись XIII века.http://khazarzar.skeptik.net/books/mesher01.htm#g02 Учение Аддая апостола,http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Avgar_Rus.. Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов ОГЛАВЛЕНИЕ Древнерусская версия легенды об Авгаре по рукописи XIII века.

Кроме того сохранилось еще свидетельство Эгерии "Паломничество по святым местам"http://www.krotov.info/acts/04/3/palomn.htm Эгерия(Этерия) "Паломничество по святым местам".

Льняное полотнище с изображением лика Христа продолжительное время хранилось в Эдессе как главная реликвия города. Впервые историю Нерукотворного образа изложил император Константин VII Багрянородный. Согласно его повествованию Авгарь украсил Нерукотворный образ Спасителя и установил его в каменной нише над входом в город, для того, чтобы каждый входящий мог почтить святыню поклонением.

Меж тем спустя некоторое время один из потомков Авгаря вернулся к язычеству, тогда чтобы уберечь язычников, его заложили в нише кирпичами (черепицей) и он был продолжительное время спрятан до вторжения персидского войска Хосрова. Согласно версии, приведенной императором Константином, в момент закладки иконы кирпичом перед ней была установлена горящая лампада. Во время войны с персами, в одну из ночей Евлалию, епископу этого города, было дано ведение: он увидел некую женщину, которая сказала ему: «Над вратами градскими сокрыт образ нерукотворный Спаса Христа. Взяв же его, быстро от бед избавишь град сей и народ его», и указала на это место. Епископ ранним утром разобрал кирпичную кладку и обнаружил образ Спаса Нерукотворного. По свидетельству императора Константина, лампада продолжала гореть, не потухнув и не повредив икону, кроме того на кирпичах осталось точное изображение Спасителя, запечатлевшееся с иконы. Таким образом, был получен второй образ, точная копия первого, названная "Спас Нерукотворный на черепье" или Керамида.http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&m.. 681. (410.) Минея четья мес. август, полууст., напис. 1627 года Германом Тулуповым. Слово Константина Порфирогенита, о Христе царя греческаго, Повесть от различных собрана историй о посланием ко Авгарю нерукотворенном и божественном Образе Христа Бога нашего, и како от Едесапринесеся ко всеблагоденствующему и царствующему во градехКонстантинуграду. (перевод прп.Максима грека),http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Addai.php Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов Учение Аддая апостола. Лист 558.

В период иконоборчества защищая иконы от нападок иконоборцев на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин.http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera4_16.html Точное изложение православной веры. Книга 4 Глава XVI Об иконах.Григорий II папа Римский, когда узнал о начале иконоборчества в Константинополе в 730 году, то написал два послания к императору Льву Исавру, в которых убеждал его остановиться и прекратить гонения на иконы. В первом послании он пишет о Нерукотворном образе следующее: "В бытность Христа во Иерусалиме Авгарь, тогдашний князь и владыка эдесский, услышав о чудесах Христа, написал к Нему послание, и Христос послал ему собственноручный ответ и святое славное изображение Лица Своего. Пошли же за этим Нерукотворенным Образом и посмотри. Туда стекаются во множестве народы Востока и приносят молитвы."http://www.pagez.ru/lsn/0410.php Первое послание святого отца Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину о святых иконах. В 787 году Седьмой Вселенский собор использует факт существования Нерукотворного образа как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания.

29 августа 944 года образ получил император Константин VII Багрянородный и торжественно перенес его Константинополь. Эта дата вошла в церковный календарь как общецерковный праздник. Позднее реликвия была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна (предполагают, что корабль, перевозивший икону в Европу, потерпел крушение и затонул вместе со всем грузом и экипажем, в том числе с изображением Спаса Нерукотворного).

Западноевропейское средневековое предание предлагает другую версию возникновения образа Спас Нерукотворный. Этот вариант предания впервые упоминается примерно между XIII и XV веками, и возникает, вероятно, в среде францисканских монахов. Согласно ему, еврейка Вероника, сопровождавшая в числе прочих Христа при Его пути на Голгофу, вытерла от пота и крови Его лицо куском льняной ткани, на котором остался отпечаток Его лика. Западный вариант предания возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог вытереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на ткани. Святыня, так называемый "плат Вероники" хранится в Риме, в соборе Святого Петра. Предполагается, что имя этой женщины возникло в предании позже, как искажение латинской фразы veraicon ("истинный образ"). Главная отличительная особенность изображения «Плат Вероники» от «Спаса Нерукотворного» -- терновый венец на голове Спасителя, так как он отпечатался на полотенце, поданном Вероникой во время несения Иисусом Христом креста. Отсюда возникает характерное изображение в западноевропейской живописи Христа преимущественно с терновным венцом на голове, который, следует отметить, был свит не в форме диадемы, как принято изображать, а представлял собой подобие шлема, полностью покрывавшего голову и терзавшего шипами кожу, по предположениям, раздирая мягкие ткани до костей.

На плате на просвет можно разглядеть изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что оно было нанесено не с помощью красок либо каких то известных органических материалов.

Известны, как минимум, два так называемых «Плата Вероники»:

1. в соборе Святого Петра в Ватикане;

2. «Лик из Манопелло», так же именуемый «Вуаль Вероники», но на нем отсутствует терновый венец, при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что рисунок рукотворный, в позитиве, пропорции частей лица нарушены. Из этого исследователи делают вывод, что это список со «Спаса Нерукотворного», присланного Авгарю.http://kyanina.livejournal.com/4258.html Крестный путь -- Плат Вероники, Судариум из Овьедо, Туринская Плащаница.

Существуют теории, относящие образ Спаса Нерукотворного к еще одной общехристианской святыне - Туринской Плащанице. Она представляет собой ростовое изображение Христа, чудесным образом запечатленное на льняном холсте, которым было обернуто Его тело после распятия и снятия с креста. Предполагают, что выставляемый в Эдессе плат с изображением Нерукотворного образа мог быть сложенной в несколько раз Туринской плащаницей, следовательно, Спас на Убрусе не был утерян, а все же вывезен в Европу и сохранен. Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа -- «Спас Нерукотворный -- Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.

Необходимо сказать о двух списках образа Спас Нерукотворный, почитаемых в качестве двух великих святынь в Италии. Это две близкие по размерам иконы, примерно 40х29 см., покрытые плоским серебряным окладом, который воспроизводит очертания лика. Одна из них находится в Риме, другая в Генуе в армянской церкви св. Варфоломея и была в 1384 г. подарена византийским императором Иоанном V генуэзскому капитану Леонардо Монтальдо.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 сУ обоих изображений общие иконографические черты: острая борода и ниспадающие волосы по одной пряди с каждой стороны лика. По мнению некоторых исследователей, например Х. Бельтинга, один из этих образов мог быть средником Синайского триптиха Х в., от которого до нас дошли только боковые части. Размеры по высоте обоих вышеотмеченных образов и боковых створок триптиха практически идентичны.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 752 с.

Со второй половины XV в. изображения Плата Вероники и Римской иконы Спаса Нерукотворного соединяются. Подтверждает это Утрехтская миниатюра второй половины XV в., а так же алтарный образ для капеллы Вероники в соборе св. Петра в Риме, написанный Уго да Карпиок. 1525 г., где св. Вероника держит Римскую икону Спаса Нерукотворного. По словам Н. Кондакова, Генуэзская икона Спаса Нерукотворного легла в основу иконографического типа Святого Мандилиона, известного в России как "Спас Мокра Брада"Кондаков Н. Лицевой иконописный подлинник: Том 1 Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1905. - 97 с.. Немецкие исследователи К. Онаш и А. Шнипер считают, что название "мокра брода" происходит из Новгорода.Онеш К. Шнипер А. Иконы: чудо духовного преображения. - М.: Интербук, 2001. - 301 с.Преданию об Авгаре более соответствует изображение Спасителя с мокрыми волосами, как отмечалось выше. Следует отметить, что изображения именно Спасителя с клиновидной бородой и собранными в две пряди волосами вокруг лика, распространяются через Новгород в России и через западные области в Украине, находившиеся на границе католического и православного миров.

Традиции изображения Нерукотворного Спаса в Украине восходят к ХІ -ХІІ вв. Самым старым памятником является икона Нерукотворного Спаса ХІІ в. из ГТГ.,Лазарев В. Н. Новгородская иконопись. - М.: Искусство, 1981. - С. 10-11.определенная В. Н. Лазаревым как Новгородская, поскольку икона была вывезена Иваном Грозным из Новгорода, кроме того так же по сходству изображенных ангелов на обратной стороне иконы с росписями из Нередицы. Однако сам В. Н. Лазарев обращал внимание на стилистическую разницу лицевой и оборотных сторон иконы и допускал разновременность написания сторон Там же.. Современная наука считает, что эта икона происходит из КиеваОвсійчук В. Крвавич Д. Оповідь про ікону. - Л.: Інститутнародознавства НАН України, 2000. - 396 с. На этой иконе волосы Христа разделены на четыре пряди, борода свисает; иконописец не изображает Плат, следуя преданию, согласно которому Авгарь велел натянуть Плат на доску. В таком состоянии образовывать складки убрус не могСтерлигова И. А. Драгоценный убор древнерусских икон XI-XIV веков: Происхождение, символика, художественный образ. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 264 с..

Традиция не изображать складки убруса продолжается до второй половины XIII в.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 223 с

С XV века появляются изображения Нерукотворного Спаса на полотне, покрытом складками, который держат Ангелы или Архангелы.Припачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 15 с.

Изображенные Ангелы выражают идею соборного предстояния ангельского мира и людей Нерукотворному Образу, Самому Господу. Поводом к появлению такой композиции явилась праздничная служба Образу Спаса Нерукотворного (1629 августа), где есть слова: "Егоже пришествием совокупи с человеки Ангел множество…" (стихра 4-го гласа на великой вечерни), "Веселятся с земными Небесныя… явльшуся днесь Божественному образу" (на утрени, другой канон, глас 6, песнь 7). "Радуйся, пречестный образе, Ангелы покланяемый… человеком возжеленный…" (на утрени, на хвалитех стихира на 4, глас 5).

Этот извод широко распространяется в XVI-XVII столетиях, что подтверждает и исследуемая икона. Однако, если самый древний из сохранившихся памятников русской иконографии - псковская икона Нерукотворного Спаса, в главных чертах Лика следует образцам предшествующих эпох, то большинство украинских икон Спаса Нерукотворного идут от западных соединенных образов, созданных из соединения икон Нерукотворного Образа и Плата Вероники. Примечательно, что в XV-XVI вв. традиционный иконографический тип Плата Вероники, с ликом Христа в терновом венце еще окончательно не оформился, и в западноевропейских произведениях встречаются изображения Спасителя в венце и без него.

Русские изображения "Спаса мокра брода" изображают по преимуществу четыре пряди, иногда практически объединяя их в две.

Изображения Плата Вероники в терновом венце в Православной иконографии появляются с конца XVII в. Классическим образцом в украинской традиции предстает икона, созданная Иовом Кондзелевичем в 1722 г. Появление тернового венца на голове Христа в данной иконе предстает логическим продолжением существовавших в украинской иконографии на протяжении предыдущих столетий в украинской иконографии. В иконе И. Кондзелевича мы видим те же две пряди волос и остроконечную бородку, как на Спасе Нерукотворном, к этому добавляется терновый венец, который к тому времени становится обязательным иконографическим атрибутом Плата Вероники.

Необычайное для восточной иконографии соединение Святого Убруса и Евхаристии тоже имеет своеоснование. Традиция помещать вокруг Св. Мандилиона дополнительные изображения, объясняющие смысл почитания этой иконы, берет начало в после иконоборческом периоде, когда в подобных изображениях была острая необходимость. Сохранившиеся до нашего времени створки триптиха Х в. из Синайского монастыря дают основания утверждать, что иконописание установлено Самим Богом. Иконописец наглядно преподносит предание о Св. Убрусе, вводя в икону апостольское свидетельство в лице святого апостола Фаддея. Примеров такого соседства сюжетов немного. Самые известные - это греческая миниатюра из менология № 9 из Московского исторического музея и горельефные изображения на окладе вышеозначенной генуэзской иконы. С XVI в. Распространяется извод «Спас Нерукотворный с деяниями», известный в большом количестве списков со второй половины XVII в. К XVI в., к ним относится икона из Словакской народной галереи в Братиславе.Tkac S. IkonySlowackieod XVI do XIX wieku. - Warszawa, Bratyslawa: Arkady, Tatran, 1984. - S. 27 На иконах "Спас Нерукотворный с деяниями" в клеймах помещена история святыниПрипачкин И.А. Иконография Господа Иисуса Христа. - М.: Паломникъ, 2001. - 21-23 с.. Существует старообрядческая икона второй половины ХІХ в., где Св. Убрус наложен на четырехчастное изображение. В первой написана Богородица в иконографическом типе "Знамение", с двумя Херувимами, во второй - "Спас Благое молчание", в третьей Усекновение главы Иоанна Предтечи, в четвертой - свт. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Это можно объяснить следующим образом: Знамение Пресвятой Богородицы с херувимами - ветхозаветное ожидание прихода Мессии, Спас Благое молчание - Логос до Воплощения, Усекновение главы Иоанна Предтечи - казнь последнего пророка, говорившего о приходе Мессии и начало Нового Завета, Новозаветной Церкви, изображение святителей, как вселенских учителей и создателей чина литургии, т. е. Бог Вочеловечился. Все эти четыре сцены, показывающие историю Боговоплощения, заканчивает образ Нерукотворного Спаса, являющийся весомым доказательством прихода на землю Бога во плоти. Все перечисленные варианты иконографии раскрывают догмат о Боговоплощении.

Икона «Спас Нерукотворный с Евхаристией» из собрания Харьковского Художественного музея раскрывает Нерукотворный Образ как символ Евхаристический. Судя по размерам иконы и изображения Евхаристии, этот образ некогда завершал Царские Врата.

Сцена причащения хлебом расположена с правой стороны; на переднем плане находятся Престол, на нем помещаются дискос, нож и просфора. Христос подает Апостолам хлеб В сцене причащения хлебом, расположенной с правой стороны Нерукотворного Спаса, на переднем плане изображен престол. На престоле находится дискос, нож и просфора. В правой части Христос, изображенный в профиль, подает апостолам хлеб. В сцене причащения вином, которая построена аналогичным образом, на престоле изображен сосуд для вина и потир. Христос держит в левой руке потир, правой благословляет. Сцены причащения апостолов в иконе из ХХМ, образуют одно целое с Нерукотворным Образом Спаса. Немецкий исследователь Х. Бельтинг, отмечая особенности почитания Плата в Риме, упоминал, что реальность Евхаристии соединилась с желанием видеть настоящую плоть Христа.Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002.-265 с. Именно в этом смысле и следует понимать иконографию данной иконы. Российский исследователь Л. Успенский так же отмечал, «что Христос в Святых Дарах не показывается, а дается. Показывается же Христос в иконе.»Успенский Л. Богословие иконы православной церкви. М.: Изд. западноевропейского экзархата. Московский патриархат, Паломникъ, 2001. - 474с. Таким образом, икона Спаса Нерукотворного из ХХМ своей иконографической программой показывает Христа, даваемого в Евхаристии, и для этого выбрана икона Нерукотворного Спаса, как главное свидетельство реального Воплощения Бога. Свидетельство реальности Евхаристии, показанное на данной иконе, могло быть реакцией на распространение протестантизма на западноукраинских землях, о котором упоминает П. ЖолтовскийЖолтовський П. М. Українськийживопис XVII - XVIII ст. - К.: Наукова думка, 1978. - 327 с.. В протестантизме Евхаристия понимается как символ, как воспоминание о Евангельской Тайной Вечери. Данная икона призвана свидетельствовать о реальности главного таинства Православной церкви.

Итак, подведем итог обзора иконографических изводов иконы «Спас Нерукотворный»:

1) «Спас Нерукотворный» («Спас Мокрая Брада»);

2) «Спас Нерукотворный с Ангелами (Архангелами)»;

3) «Спас Нерукотворный с Евхаристией»;

4) «Спас Нерукотворный с деяниями».

Итак, вновь обратимся к Святому Мандилиону, перенесенному из Эдессы в Константинополь. Проследим историю развития его иконографии и появление новых изводов на Руси. Сначала рассмотрим, же он собой представлял. Описания, составленные свидетелями его пребывания в Константинополе нечеткие. Псевдо-Симеон Магистр, византийский автор, сообщает, что после прибытия святыни император Роман Лакапин, его сыновья и Константин Багрянородный созерцали образ «на святом полотнище Сына Божьего», однако изображение на плате было трудно различимо. По одним данным, можно было разглядеть только то, что это лицо, по другим просматривались кроме того еще уши. До наших дней сохранились лишь списки со святыни, но как на самом деле выглядело полотно, запечатленное Христом, мы не знаем.

В Италии сохранились два списка, попавшие туда при разных обстоятельствах в разное время: один из них хранится в папском дворце в Ватикане и вставлен в литую раму с изображениями ангелов; датируется 1208 годом. Точная датировка и обстоятельства его попадания в Рим не известна, некоторые ученые относят его к VI веку. Образ небольшой по размеру, выполнен на куске загрунтованного холста, написан словно бы с действительного отпечатка лица: видно только невысокий лоб, небольшие глаза, клиновидные бороду и две небольшие пряди волос; нет изображения складок и нимба; цветовое решение однообразно.

С этим образом сходен еще один список, хранящийся в в монастыре Сан Барталомео дельи Армени в Генуе (вышеозначенные римский и генуэский Спасы Нерукотворные.) Образы очень схожи, различие заключается в основном в том, что эта икона уже выполнена на доске, создана по видимому на восемь веков позже и покрыта окладом с чеканными клеймами, повествующими историю Мандилиона; размеры римского и генуэзского Спасителей практически точно совпадают, внешние характеристики почти одинаковы. Очевидно, что оба образа имели один прототип. Образ из Сан Бартоломео был прислан в Геную в 1360 году в дар Леонардо Монтальдо императором Иоанном V за особые заслуги. Монтальдо почитал эту икону за подлинный Мандилион и позже пожертвовал ее монастырю.

На момент заказа иконы для Леонардо в Константинополе подлинного Мандилиона уже не было, но у верующих хранились его копии. Один из них был привезен на Русь в 1354 году святителем Алексием, получившим его из рук патриарха Константинопольского, на момент возведения его на русскую кафедру. В Москве святитель основал я монастырь на Яузе для хранения великой святыни. Первым настоятелем монастыря во имя Нерукотворного Спаса, где в главном соборе хранилась икона, становится ученик Сергия Радонежского Андроник, чье имя в последствие приобретает и сам монастырь.

Этот собор своей архитектурой напоминал византийские храмы-реликварии, а монастырь воспринимался как небольшая копия Константинополя, о чем свидетельствует местная топономика.

Образ несколько столетий хранился в алтаре, вплоть до распоряжения царицы Евдокии Лопухиной в XVII веке поместить его в местном ряду иконостаса для получения доступа к святыне и свободного поклонения ей.

Образ хранился в монастыре до конца XIX века. В 1905 году исследователь Н. П. Кондаков опубликовал репродукцию иконы, что помогло позже обрести утраченного в 1917 году Спаса Нерукотворного в 2000 году. При подготовке к выставке в музее имени Андрея Рублева, расположенного на территории монастыря, «Спас Нерукотворный», икону обнаружили в запаснике музея «Новодевичий монастырь». Икона была сильно записана, но сохранила исходные черты.

Высказывалось мнение, что именно эта икона является древнейшим образом «Спаса Нерукотворного», поскольку черты лика и размеры доски совпадают с итальянскими иконами.

На Руси икону из Андроникова монастыря копировали, делали списки, которые быстро распространялись среди верующих; в основном это были домашние иконы, переходившие из поколения в поколение.

Кроме типа иконографии, представленной на этой и итальянских иконах Спасителя, появляются и другие ее типы, возникающие под влиянием множества процессов. Изменения, как правило, брали свое начало в Византии, позже распространяясь в других православных странах.

Небольшие по размерам и скромные по чертам изображения не передавали идею торжества Спасителя в мире, поэтому иконы Спаса Нерукотворного стали писать гораздо более крупными, придавая им черты идеальной красоты, не воспроизводя в точности первые списки.

К одной из таких икон относится Спас Нерукотворный из Новгорода XIII века для храма Нерукотворного образа на Добрыниной улице: крупные вытянутые глаза, изогнутые брови, пышные волосы, распадающиеся по две мягкие пряди с обеих сторон, отмеченные золотыми линиями; лик написан на фоне большого нимба с широким перекрестием. С обратной стороны доски написана еще одна икона: крест, которому поклоняются ангелы, и орудия Страстей Христовых: в целом обе стороны олицетворяют идею Боговоплощения и искупительной жертвы Господа. Такие иконы предназначались для поклонения в Страстную седмицу. Лик Христа при достаточно небольшом размере по видимому потому и является таким выразительным, что служил выносным образом и требовалось различить его черты с большого расстояния.

Вторая по древности икона с изображением Святого Лика происходит из Ростова Великого: она близка по размеру с новгородской, но выполнена в традициях русского искусства XIII века. На обороте ее ничего не написано; Спаситель изображен фронтально, с крупными чертами, волосы разделены на неравное количество прядей, борода распадается на множество небольших завитков; появляется растянутый плат, который вовсе отсутствует в новгородской иконе; на него наносятся надписи: «Царь Славы», борода и волосы выходят за грани нимба, что указывает на нерасторжимость самого лика и ткани. На Руси самой ткани святого изображения придавали большое значение, поскольку материальные святыни всегда высоко почитались в православии.

К XIV веку Спас Нерукотворный становится основным образом в русском искусстве. Существует ростовская икона XIV века с синим, со множеством ниспадающих полукругом складок и с узлами на верхних концах. Это связано с тем, что форма и размер плата в письменных источниках не указаны, но по видимому, такая традиция изображения восходит к обряду поклонения иконам, когда их выносили задрапированными тканью. Но скорее плат символически изображает небо, подтверждение чему есть в текстах службы на 16 августа. Лик на этой иконе может быть воспринят, как Лик на небесах, кроме того, золотистый нимб, особенно на синем фоне, воспринимается как символ небесного светила, «Христос-солнце правды».

В XIV веке возникает новый тип образа Спасителя, отличающийся масштабностью и выразительностью. Примером иконы этого периода является образ конца XIV века из собрания музея Андрея Рублева. Очень крупная доска, в размер человеческого роста, вмещает в себя плат со множеством вертикальных складок, описанный двойной линией по нижнему краю и удивительный лик Христа, с очень широким лбом и значительно и резко сужающийся к подбородку, с активным разворотом влево, но прямым напряженным взглядом. Икона по своим характеристикам относится к византийскому монументальному искусству, выразительный, крупный лик на фоне крупных складок ткани. Христос представлен грозным судьей, что объясняется эсхатологическими настроениями в обществе на тот момент.

Данная икона в силу большого размера не была выносной, а предназначалась для алтарной преграды. До появления в XV веке высоких иконостасов они были каменные, высотой до двух с половиной метров, а Царские и дьяконские врата завешивались тканью. Рядом с таким алтарными преградами, в сравнении с ними икона с изображением Лика на ткани со множеством складок приобретала еще более острый эсхатологический характер, придавая иконе новый содержательный акцент. Алтарь истолковывается как образ Небесного Иерусалима, Царства Небесного- места пребывания Господа, места принесения Бескровной жертвы и совершения Евхаристии. Лик Господа выступал как Образ Судьи на границе реального и духовного миров, на границе храма и алтаря. Таким образом, с соединением живописных и архитектурных приемов подчеркивались и передавались эсхатологические идеи христианства.

В XV-XVI веках иконы Спасителя приобретают новые черты. В храмах появляются маленькие выносные иконы. Предназначенные для аналоя, куда они выносились для поклонения не только 16 августа, но и в другое тремя служебного круга, указывая на истинность Воплощения Бога и возводя к Его страданиям.

Одной из таких икон является икона-таблетка из Великого Новгорода: она соединяет в себе несколько древних канонов: черты первой на Руси иконы Спаса Нерукотворного - узкий лик и две узкие пряди волос по бокам - и черты образов второй половины XIV века - разделенная на две пряди борода и задрапированный плат. Новый вариант иконографии, объединяющий в себе два самостоятельных образа, был впервые создан в Москве в процессе развития иконографии. Икона из Новгорода обладает абсолютным спокойствие и отрешенностью.

В искусстве XV-XVI были и точные повторения древней иконографии, как например икона из Великого Устюга, написанная ростовским мастером: отсутствует плат, лик помещен на золотой фон, нимб вписан в плоскость доски, близкой по формату к квадрату, как в новгородской, первой вышеупомянутой иконе, хотя мастер непосредственно этот образ мог не знать и не видеть, а работать с его списком от 1447 года, что становится понятным по дошедшим письменным источникам. Этот список послужил прототипом для всех устюжских икон Спаса Нерукотворного. Эта икона была установлена в башне города для избавления по видимому от чумы; к ней совершались соборные хождения с молитвами, что являлось утвердившейся на Руси традиций крестных ходов в подражание моленным шествиям Константинополя. Для таких крестных ходов появляются особые выносные иконы, закрепленные на древках.

Как видно, к XVI появилось несколько изводов, типов иконографии, одинаково почитаемых. В конце XV века появляется еще один тип, связанный с Софией Палеолог, ставшей женой князя Ивана III и привезшей с собой икону Спасителя, датировку написания который трудно установить. Царь Федор Алексеевич заказ для образа драгоценный оклад. Размеры иконы необычайно крупные для домашнего использования, 71х51 см: обычно в боярских палатах было несколько небольших икон, однако эта икона совпадает по размерам с образом из знатных европейских домов, где, судя по гравюрам, устанавливалась одна икона. Основным источником информации об иконе, привезенной Софией, на данный момент является оклад, повторяющий очертания изображения: пышные волосы, борода, разделенная на пряди, и два ангела, поддерживающие убрус за концы сверху, написанные в виде небольших полускрытых фигур. Эта иконография не известна ни в русском искусстве, не в византийском, но приобретает распространение в католическом, имея под собой основание изображения ангелов, несущих щит с изображением Христа Эммануила, представленных на саркофагах. Распространение такой иконографии произошло во времена папы Урбана V во второй половине XIV века: ангелы входили в композицию его личного герба.

Особая римская иконография Мандилиона предположительно была выбрана для благословения византийской царевны по причине того, что после окончательного завоевания турками Византии племянники последнего византийского императора жили в Италии на иждивении папы Павла II, под опекой кардинала Виссариона, перешедшего из православия в католицизм и искавшего для Софии жениха по всей Европе. Брак царевны с московским князем пришелся на время ступления на папский престол Сикста IV, особо почитавшего Святой Мандилион. Византийская царевна увозила на новую родину образ римской реликвии, напоминавшей о Константинополе. Новая иконография быстро и органично была воспринята русскими мастерами и так же стремительно получила распространение. Известны исполненные в XVI веке списки этой иконы, как например образ, вложенный княгиней Анной Трубецкой в Троице-Сергиев монастырь в память о муже. Белый, словно с усилием удерживаемый ангелами плат напоминал о нависающем полотне неба.

Такая иконография быстро распространилась до окраин Московского государства, стала помещаться в иконостасы, в том числе как средник деисусного ряда или как венчающая Царские Врата икона в соединении с Евхаристией, когда идея реального воплощения Господа соединялась с желанием видеть Его плоть и передавать ее в Евхаристическом общении. Одна из икон с ангела была особенно прославлена, это образ из города Хлынова (ныне город Киров), где на сегодняшний день не сохранилась, известна только фотография, с которой современным иконописцем сделан список.

Композиция с ангелами органично вошла в двухчастную композицию «Спас Нерукотворный. Не рыдай Мене, Мати»: в верхней части представлен Спас Нерукотворный с ростовыми ангелами (они кроме того изображаются в рост возле убруса, а не только как небольшие фигуры, несколько выступающие из-за него), в нижней Спаситель на фоне креста с Богоматерью и святым Иоанно Богословом. Эту композицию можно считать развернутой иллюстрацией к одной из песней Канона Космы Маюмского, исполняемого на богослужении Великой Субботы на Страстной Седмице.

В XVII веке особо возрастает почитание Спаса Нерукотворного: Ему посвящается множество храмов, изображаются клейма с сюжетами из повести Константина Багрянородного, описывающие историю Мандилиона. В первой половине века получают распространение иконы с изображением отдельных клейм, особенно исцеление царя Авгаря.

Последовательно события истории Убруса пишутся в клеймах, средником служит двухчастная композиция «Не рыдай Мене, Мати», нередко история Убруса перемежается со сценами из земной жизни Христа. В клейма вводится изображение Седьмого Вселенского Собора в Никее, когда Святой Убрус использовали в качестве аргумента необходимости и Богоустановленности иконопочитания.

В XVII веке изменился живописный язык мастеров, сами иконы, в том числе и Спас Нерукотворный. Сама иконография сохранилась неизменной, но лик стал писаться в стиле живоподобия: лик Христа писался по подобию человеческого лица, был осязаем, плотян, с румянцем, объемный; плат с мягкими шелковистыми складками. Создателем первой такой иконы стал иконописец Симон Ушаков, соединяющий традиции более ранних западных мастеров и русские традиции иконописания. Ушаков написал несколько небольших, сходных с реальным размером человеческого лица икон Спасителя. Для церковных иконостасов он так же создал икону «Спаса Нерукотворного» с летящими ангелами, поддерживающими плат в виде завесы и текстами молитв ко Христу или перепиской Христа с Авгарем.

XVII век был последним веком традиционной русской иконописи: реалистичные тенденции русского искусства XVIII века привели к появлению нового образа «Спаса Нерукотворного»: его пишут в соответствии с новым идеалом красоты и в новых, реалистичных формах. Представление оь обобщенном, созданном чудом лике уходит в прошлое, святой Лик начинает напоминать портрет.

Обобщим линию развития иконографии «Спаса Нерукотворного»:

1) Максимально приближенные к подлинному Мандилиону изображения Спасителя.

2) В целом сохранение черт Мандилиона, но написание крупных, внушительных образов, призванных подчеркнуть торжество Христа (без плата).

3) Изображение лика неизменно, появляется плат.

4) Возникновение изображений на плате со складками, характеризующие Христа как «Свет миру» на небесном полотне.

5) Обострение эсхатологических настроений и придание образу особой строгости.

6) Соединение списков подлинного Мандилиона и развившейся на Руси иконографией.

7) Спаситель на убрусе с поясными Ангелами.

8) Спаситель на убрусе с ангелами/архангелами поясыми/ростовыми, с Богородицей и Иоанном Крестителем в молении/Евхаристией/композицией «Не рыдай Мене, Мати».

9) Иконы с клеймами из повести о Святом Убрусе: средник обычно двухчастная композиция с «Не рыдай Мене, Мати.» Иконы с отдельными сценами повести.

10) Постепенный переход к живоподобию.

11) Иконы, практически схожие по изображению с портретами.

Список Литературы

лик нерукотворный образ икона

1)Евсеева Л. М. Нерукотворный Образ Спасителя. Санкт-Петербург 2013 - 7-55 с.

2) Л. Успенский. Богословие иконы Православной Церкви». Издательство Западно- Европейского экзархата Московский Патриархат, 1989 г.

3) Мохова Г. А. Нерукотворный образ Спасителя на Вятской земле. - Киров, 2010.

4) Робин Кормак. Иконы. Британский музей. Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. «Издательство ФАИР», 2008

5) Церковь Спаса на Сенях в Ростове Великом. Москва, Северный паломник, 2002.

6) Белик Ж. Г. Иоанн Креститель. Санкт-Петербург, 2013.

7) Гусакова В.О. Словарь русского религиозного искусства. «Аврора», Санкт-Петербург 2008.

Икона Спас Нерукотворный

Образ «Спас нерукотворный» по легенде является самым первым православным образом, который увековечил облик Господа Бога. Роль данной иконы очень важна для каждого христианина, довольно часто эту святыню ставят в один ряд с Животворящим Крестом и Господнем Распятием. Православные люди с давних времен проявляют интерес к значению иконы «Спас Нерукотворный», и в каких случаях к ней обращаются за помощью.


Легенды возникновения иконы «Спас Нерукотворный»

Икона Иисуса характеризуется особым значением в православной иконописи. Данная святыня имеет две версии возникновения:
на полотенце (Мандилиона);
на камне (Керамион).

Согласно первому преданию, в котором говорится, что однажды правитель Авгарь слег с опасной болезнью и обратился письменной просьбой к Христу избавить его от проказы. Иисус Христос отправил царю письмо, но болезнь не отступала.

Тогда царь послал своего придворного художника с приказом сделать портрет Христа. Но смотря на безуспешные старания слуги, Спаситель взял чистый платок и миску с водой. Сполоснув свое лицо Христос взял полотенце и оставил свой облик на нем. Когда художник Авгаря отправился обратно, то заночевал в городке Иераполе и схоронил полотенце с запечатленным обликом Иисуса в каменных плитах. На следующие утро на одном из камней отобразился лик Христа. Когда царю Авгарю слуга отдал чудотворное полотенце с изображением Христа, то болящий моментально избавился от болезни.

Платок и Плита вскоре отправили в Царьград, а через несколько лет эти святыни были доставлены и в Киевскую Русь. Лик Спасителя на полотенце характеризуется чуть большим значением, чем на камне. Но божественная помощь одинаково приходит, к верующим, которые возносят молитвы перед данными святынями.

Роль образа «Спас Нерукотворный»

Данная чудотворная икона Спасителя включает в себя пару особенных деталей:
Святой образ представляет собой обязательный предмет в программе обучения иконописцев и является их выпускной работой;
Данный лик Спаса считается уникальным изображением Господа с нимбом, завершенного вида. Это означает мир и законченность устройства вселенной;
Соразмерность изображения лика Иисуса. Лишь немного косят глаза в сторону, чтобы предать больше жизни. Соразмерность образа символизирует соразмерность всех созданий Божьих;
Икона Спасителя не проявляет мучения либо горе. Она излучает покой, гармонию и непорочность, а также полную свободу от проявления любых чувств. Икону чаще всего приводят как иллюстрацию к понятию «непорочная красота»;
На святыне запечатлен портрет Спасителя, одно его лицо. Такая характерная черта имеет разные значения. Одно из них гласит, что глава выделяет верховенство души над телесами, а еще символизирует, то что предводителем в духовной жизни по-прежнему является Иисус Христос.

Святой образ является уникальным и единственным изображением облика Иисуса Христа. Другие же Образы Спасителя изображают его в полный рост либо в движении.


В каких случаях обращаются к лику «Спас Нерукотворный»:

при избавлении страшных недугах;
при получении благодати для себя и своих родных;
для укрепления физического и душевного состояния;
для защиты от плохих помыслов и жизненных неудач;
о поиске верного решения в трудных ситуациях и истинного пути.

Но прежде чем обратиться с просьбой к Господу Богу, перед его иконой нужно раскаяться и вознести молитву «Отче наш».

День почитания иконы «Спас Нерукотворный» является шестнадцатого (двадцать девятого) августа.

«Иисус Христос явил нам святой лик Свой, для того чтобы мы, смотря на икону, вечно помнили о его пришествии, мучениях, мучительной кончины для искупления грехов всего человечества» - так было произнесено на шестом Всемирном Собрании»

Данная икона, как гласит Священная Легенда, возникла вовремя мирского бытия Спасителя, и ныне получившая название Нерукотворный Спас. В Новом Завете нет свидетельств об этом случае, а память о нем записана в воспоминаниях православных историков и в церковных легендах.

Записи об иконе «Спас Нерукотворный»

Одно из первых письменных свидетельств о таком лике в Восточных странах относится к четвертому веку. Как утверждают историки, этим свидетельством является легендарная письменная просьба царя Авгаря обращенная к Иисусу и ответная записка Спасителя царю, которая содержалась в летописях Фаюмы приблизительно четвертого-пятого столетия и во время исследовательских работ в Эфесе в надписях, оставленных на древнем дверном косяке в одном из старых домов.

Существуют отсылки на откровения праведной аквитанской верующей, странствующей по божественным местам Востока Сильвии, которая примерно в пятом веке получила от Едесского монаха копии писем Авгаря и Иисуса.


В каких храмах в России хранится икона Спас Нерукотворный

В самой России подлинника святыни полотенца не было, но хранились копии известные чудодейственными свойствами. Одна из них долгое время хранилась в Новоспасской обители, находившаяся вблизи Таганки, которая прославилась как гробница семьи Романовых. Но одно из первейших чудес случилось в городке Вятка, через время чудотворный лик был с почестями отправлен в Москву. Произошло это зимой в середине шестнадцатого века.

Сперва икона хранилась в одной из башен Кремля, но вскоре ее отправили в Спасо-Преображенский храм. Вот некоторые чудесные исцеления, посланные чудотворным образом:
обрел зрение мужчина-слепец;
поддержка в прекращении восстании С. Разина;
паломническое странствие с образом остановил пожар в середине восемнадцатого века;
бессчётное количество избавлений от болезни холеры.

Но, к сожалению, во времена революции чудодейственная вятская икона пропала, а в наше время вместо оригинала там хранится копия образа.

Собор иконы Спаса Нерукотворного в Абрамцево считается восхитительным памятником российской архитектуры. Маленький изысканный храм является совместной работой В. Васнецова, В. Поленова, И. Репина. Они вместе придумали чертеж строения, киот, всю обстановку, создали образы, а также украсили мозаикой полы. Оконную роспись сделал М. Врубель. Церковь освящена в конце восемнадцатого века. Добраться из столицы в Амбрамцево можно на электричке доехав до остановки «Хотьково».

Одной из древнейших икон в России считается образ «Спас Нерукотворный» написанный в двенадцатом веке и относящийся к новгородскому виду. Лик плата на нем нет, потому что икона являет изображение Господа, чудесно отпечатанного на камнях (в Эдессе). Как утверждают специалисты, этот образ очень похож на подлинник, проявившегося на камне. В то время лик находился в Кремле, ныне хранится в Третьяковской галерее.

Молитва перед иконой «Спас Нерукотворный»

Тропарь, глас 2

Пресвятому облику Твоему преклоняемся, Милосердный, просим отпущение всех грехов наших, Господи Иисус, Отцовской волей подчинившийся Ты плотью, взошедший на Крест, и избавивший, Ты людской род от дел нечистых. Ради этого признательно поем Тебе: счастья явил всем, Спаситель наш, пришедший спасти людей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»