Епископ МП Евтихий (Курочкин): Не простил президенту "кощунственные слова". Евтихий, епископ (Курочкин Иван Тимофеевич) Епископ курочкин вконтакте

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Бывший викарий Московской епархии РПЦ с титулом «Домодедовский», а ныне настоятель Богоявленского собора города Ишима епископ Евтихий (Курочкин) призвал православных ни в коем случае не голосовать за Путина 18 марта. Более того, назвал «национального лидера» «тьмою» и обличил его, хоть и осторожно, в антихристианстве. Ранее подобные высказывания позволяли себе разве что «альтернативные» епископы, но никак не действующие иерархи Московского патриархата!

В середине января епископ Евтихий написал в своем блоге в «ВКонтакте»:

«Если то, что вы считаете в себе светом, - есть тьма, то какова же ваша тьма?! - слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! - Нет, нет и нет!»

Этому восклицанию предшествует приведенная епископом цитата из фильма «Валаам». Она наделала много шума в православной среде и, если бы не принадлежала президенту РФ, наверняка стала бы поводом для разбирательства на предмет «оскорбления чувств верующих». Протест Евтихия вызвали такие слова Путина:

«Вот смотрите, Ленина положили в Мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан? Когда мне говорят, что нет, что в христианстве нет такой традиции… Ну как же нет! В Афон поезжайте, посмотрите, там мощи святые есть, да и у нас вот здесь тоже святые мощи».

Епископ оставил за скобками культурологическую неосведомленность автора этих слов, да и на прозвучавшее немного ранее в том же фильма отождествление Священного Писания с «Кодексом строителя коммуниста» тоже не обратил внимания (к этому следует добавить и недавнее «погружение» Путина в Крещенскую купель — Иордань, когда «православный» президент вместо крестного знамения наложил на себя… нечто среднее между католическим крещением и масонским символом! — ред.) .

…Не секрет, что в путинских представлениях о православии много несовместимого с ортодоксальным христианством, но официальная РПЦ, согласившись играть роль идеологического департамента власти и бизнес-проекта патриарха, поощряет синтез креста и пятиконечной звезды.

Между прочим, скриншот заявления епископа Евтихия разместил в своем блоге тот же Кураев - на случай, если иерарха смогут запугать и заставят удалить политически опасные высказывания.

Евтихий имеет довольно неординарную биографию, которая отчасти и объясняет его «вольнодумство». В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ, где довольно быстро вступил в конфликт с начальством. Когда в процессе развала СССР в стране появились первые приходы Русской зарубежной церкви, независимые и даже оппозиционные Московской патриархии, Евтихий присоединился к ним и уже в 1994-м стал епископом Ишимским и Сибирским. В РПЦЗ он вступил в конфликт с консерваторами, настроенными против Московской патриархии, и принял самое активное участие в «воссоединении» двух церквей, которое инициировал президент Путин и которое завершилось в мае 2007 года подписанием соответствующего акта в храме Христа Спасителя. В качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012 году, после смены патриарха, ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.

Дата рождения: 6 марта 1955 г. Страна: Россия Биография:

Закончил 10 классов общеобразовательной школы, служил в армии, работал на государственном предприятии. В 1976 г. уехал в Омск, где поступил истопником в кафедральный Крестовоздвиженский собор.

В 1978 г. поступил в . По окончании вернулся в Ишим.

24 июля 1982 г. пострижен в монашество, 25 июля архиепископом Максимом рукоположен во иеродиаконы к Никольской церкви г. Ишима, спустя еще три месяца рукоположен во иеромонахи.

В 1987 г. по представлению архиепископа Омского и Тюменского Феодосия (Процюка) возведен в сан игумена и назначен духовником епархии. Через некоторое время отстранен от должности духовника и назначен на вновь открывшийся приход в с. Шаблыкино близ Ишима.

Осенью 1989 г. в составе группы сибирского духовенства обращается в Архиерейский Синод с просьбой о принятии. В апреле 1992 г. администрация г. Ишима передала организованной игуменом Евтихием общине здание Богоявленского собора, долгое время использовавшееся в качестве городской водокачки.

В январе 1994 г. возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 мая 2007 г. () во исполнение решений, изложенных в Приложении к , назначен епископом Домодедовским, викарием Московской епархии.

Викарий Московской епархии считает, что купание в освящённой воде «нетрадиционно для РПЦ» и «противоречит благоговейному отношению к великой святыне»

«Да, я против крещенских купаний. Почему? Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа - не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.)», - заявил епископ Домодедовский Евтихий в статье, опубликованной накануне праздника Крещения в интернет-журнале "Русская неделя".

По мнению владыки, ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому» противоречит Евангелию. «Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4)», - напомнил епископ.

«Второе, - продолжил владыка. - Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21).»

«Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание - это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24).»

«Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов». Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха», - отметил викарий Московской епархии.

«Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях! Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний», - заключил владыка Евтихий.

Епископ Евтихий (Курочкин), настоятель Богоявленского собора в Ишиме Тюменской области, в январе публично заявил о нежелании голосовать за действующего президента Владимира Путина на ближайших выборах.

Заявление о нежелании поддерживать Путина на выборах епископ Евтихий разместил на своей странице "ВКонтакте" в январе этого года. Владыка Евтихий, в частности, писал: "Совсем недавно я выразил публично своё сожаление о том, что возникло препятствие в моём желании голосовать за Путина. Препятствие заключалось в том, что Владимир Владимирович сделал весьма ехидное замечание в адрес Петра Аркадиевича Столыпина: "Знаем, знаем – и "столыпинские" вагоны и "столыпинские" галстуки“. Я был потрясен и выражал надежду, что услышу из уст президента какое-то извинение за те безответственные слова. Но прочёл вместо того кощунственнейшие слова: "Вот смотрите, Ленина положили в мавзолей. Чем это отличается от мощей святых для православных, да просто для христиан?".

Епископ в своих рассуждениях пошел дальше, назвав президента "тьмою": "Если то, что вы считаете в себе светом, – есть тьма, то какова же ваша тьма?! – слова Христа. И пойду, вопреки Христу, голосовать за тьму или кому-то посоветую это сделать?! – Нет, нет и нет!"

Менее чем через две недели епископ Евтихий удалил свой критический пост. Он объяснил это на своей странице во все той же соцсети так: "Пришлось снять со своей страницы критику в адрес Путина из-за большого притока предлагающих дружбу. Следуя своему обычаю, знакомлюсь с содержанием страниц тех, кто дружбу предлагает. Скорее всего люди судят не потому, что я высказал, а по тому, как СМИ всё передали, а у тех свои цели и я им – совсем не интересен".

"Сибирь.Реалиии" попросили епископа Ефтихия прокомментировать свои высказывания в социальной сети и поинтересовались, не изменилась ли его позиция по поводу предстоящих президентских выборов.

– Кроме возмущения тем, что опорочивается деятельность Петра Аркадьевича Столыпина и приравниваются останки Ленина к мощам святых, больше у меня никаких подоплек, когда я высказался на эту тему, не было.

– Правильно ли я понимаю, что ваше решение не голосовать за Путина и после того, как вы удалили свой пост об этом в сети, не изменилось?

– Ну, да.

– Вы, кажется, первый из иерархов православной церкви, кто публично, да еще и накануне выборов сделал такое заявление. Трудно было на него решиться?

– Как вам сказать? Это просто вынужденное. Если я просто скажу только об останках Ленина и памяти Петра Столыпина, меня никто не услышит и не обратит внимание. Поэтому приплелась тема голосования, хотя для меня она совершенно не актуальна.

– Ваши слова многие восприняли как призыв к пастве, к тем людям, которые с уважением относятся лично к вам, тоже не голосовать за Владимира Путина. Это правильная трактовка?

– Это было, есть и останется на воле каждого человека лично. Приказать здесь невозможно.

– Вы не боитесь, что в связи с вашим высказыванием по поводу голосования у вас будут проблемы с руководством РПЦ? Все-таки подавляющее большинство иерархов поддерживают Владимира Путина.

– Я понимаю, но думаю, что никто не поддерживает сравнение останков Ленина с мощами и абсолютное большинство, даже все, можно сказать, они видят в этом кощунство и оскорбление чувств верующих.

– Кто-то из иерархов церкви звонил вам или еще как-то отреагировал на ваше заявление, что вы не будете поддерживать действующего президента?

Полнейший молчок. И в России, и за рубежом.

На днях на странице епископа Евтихия во "Вконтакте" один из его друзей попросил прокомментировать видео пятилетней давности, в котором священник просит паству голосовать за Путина. Видео под названием "Епископ Евтихий (Курочкин) агитирует за Путина" доступно на видеохостинге Youtube, у него 32,6 тысячи просмотров.

"Хотя я, как и многие из вас, нахожу много неправильного у нашего правительства и не советую никогда ввязываться в какие-то политические, партийные дела, но на предстоящие выборы я прошу идти и голосовать за Путина. Почему? Потому что это самая большая гарантия спокойствия. При любой перемене могут быть даже неожиданные нами волнения, смута, неразбериха. И этим обязательно, если такое будет, обязательно воспользуются для того, чтобы сделать хуже народу. И, как говорится, и внешние враги тоже не дремлют. Поэтому ради спокойствия, скрепя сердце, прошу пойти проголосовать за Путина", – говорил тогда в своем обращении к верующим епископ Евтихий.

Сейчас священник объясняет причины смены своей позиции так:

"Мое обращение к пастве 5 лет назад было продиктовано правилом: из двух зол выбирают наименьшее. И тогда не было нападок со стороны кандидата на Столыпина и кощунства приравнения мумифициронного тела богоборца к святым мощам".

Епископ Евтихий, как "Новая газета", – человек, имеющий довольно неоднозначную репутацию в Русской православной церкви, и некоторое "вольнодумство" он проявляет не первый раз. В 1980-е он стал клириком Омско-Тюменской епархии РПЦ, где имел конфликты с начальством. Во времена развала СССР Евтихий присоединился к Русской зарубежной церкви, в 1994-м стал там епископом Ишимским и Сибирским. Первые приходы Русской зарубежной церкви были независимыми и даже оппозиционными Московской патриархии, и за раскол Евтихий был запрещен в служении епископом РПЦ Антонием Тобольским и Тюменским.

В Русской зарубежной церкви епископ Евтихий в свою очередь вступил в конфликт с консерваторами, настроенными против Московской патриархии. Затем он принял самое активное участие в "воссоединении" двух церквей, которое инициировал президент Путин. Слияние церквей, то есть фактическое поглощение РПЦЗ Московской патриархией произошло в мае 2007 года подписанием соответствующего акта в храме Христа Спасителя. В 2010 году патриарх Кирилл наградил епископа Евтихия (Курочкина) в связи с его 55-летием орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, отметив его особую роль в деле воссоединения РПЦЗ с Московским патриархатом. В качестве награды за свои труды Евтихий получил звание викария патриарха и титулярную Домодедовскую кафедру. В 2012 году, после смены патриарха, ушел на покой и получил синекуру в виде родного Богоявленского собора в Ишиме.

– ​Вы были противником объединения Русской церкви за границей с РПЦ, потом – деятельным сторонником объединения. Вы даже награждены орденом за содействие объединению церквей. Почему вы поменяли тогда свою позицию?

Во-первых перешел я в зарубежную церковь будучи уверен, ознакомившись с документами, что это каноническая ветвь русского православия. Что никаких у них нарушений нет, и поэтому, считая церковь единой, я видел, что она искусственно разделена по политическим обстоятельствам. Что просто-напросто вынудили московских наших архиереев, в первую очередь патриарха Сергия, порвать отношения с зарубежным синодом.

Я переходил туда будучи уверен, что между нами границ церковных нет, только искусственное разделение, которое нам устроили большевики. Поэтому я считал наилучшим это соединение. Дело было в условиях соединения. Ведь Московская патриархия считала, что "зарубежники" должны прийти, поклониться и просить о своем включении, входе в состав Московской патриархии. Причем патриархия потом еще рассмотрит, кто из служивших [в Русской церкви за рубежом] имеет право войти в РПЦ, а кто нет. Конечно, я был против такого соединения на "менторских" условиях.

Но в 2000 году, после Собора Московского патриархата, когда были причислены к лику святых царские мученики и новомученики, от большевиков пострадавшие, я поставил перед собором Зарубежной церкви вопрос о создании комиссии по взаимоотношениям с Московским патриархатом. Комиссия была вскоре создана и работала в течение семи лет.

– Вы тогда даже принесли покаяние за "участие в расколе"…

На меня епископом Антонием было наложено запрещение служить. Да, я просил, чтобы с меня сняли запрещение. И это была необходимая процедура, ведь я восемь лет был клириком Московского патриархата, а потом ушел, без всякой санкции, без разрешения священноначалия – это было невозможно в то время, получить на это согласие. Через покаяние я был восстановлен в священном сане, хотя уходил я игуменом, а вернулся епископом. Сомнениям мой статус не подвергался, те священники, которых я рукоположил, также были приняты Московским патриархатом.

– Так или иначе, вы сменили свое мнение относительно объединения Русской церкви за рубежом с РПЦ. Также переменчиво ваше отношение к президенту, как кажется. Вы призывали голосовать за Путина. Теперь вот говорите прямо противоположное. Может так получиться, что вы опять поменяете свою позицию. Что должно случиться, чтобы вы ее поменяли?

Я думаю, только Божье чудо может подсказать, как поступать в таком положении. Рациональных решений у меня нет, и ни к кому из кандидатов теперь у меня нет полного доверия.

– ​Вы высказались только о Путине публично, а что насчет других кандидатов, ни за кого не будете голосовать?

Про большинство других кандидатов я знаю очень поверхностно. Про Жириновского много известно, про коммунистов, конечно, с детства известно. А другие-то совсем незнакомые для меня лично люди.

– То есть правильно я понимаю, что на выборы 18 марта вы вообще не пойдете?

– Нет, не пойду.

– Ну, ходил раньше.

– У вас у самого ведь есть политический опыт, вы в 90-е годы прошлого уже века были депутатом городского совета в Ишиме. У вас нет желания снова самому поучаствовать в политической жизни?

Да, я был депутатом городского совета в Ишиме. Но невозможно войти дважды в одну реку, вода утекает. Кроме того, сейчас такая авторитарная обстановка, что, собственно, каких-то народных средств управления, мне кажется, на любом уровне не осталось. Если только просто быть номинальным "одобрямс". Мне не хочется принимать участие в этом балагане.

– Что все-таки должно измениться в России, чтобы вы снова захотели участвовать в политической жизни или хотя бы голосовать на выборах?

Надо, чтобы хотя бы не было таких неправдивых оценок истории. Чтобы разобрались, в конце концов, преемником какого строя, коммунистов или царя, является нынешняя власть. Должен пройти довольно внушительный период времени, оценка должна быть постепенной, не должна быть популистской. Такой оценки почему-то нет.

– Спасибо за разговор.

– На свою голову рассказал. Давайте, с Богом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»