Статья 14 закона об авторском праве.

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

В.И. Еременко, начальник отдела права Евразийского патентного ведомства, доктор юридических наук.

В июле 2004 г. принят Федеральный закон N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Федеральный закон) <*>.

Принятие Федерального закона обусловлено необходимостью приведения его положений в соответствие с Конституцией РФ, другими законодательными актами РФ, с прогрессивными положениями международных договоров, в которых Россия участвует или предполагает участвовать (например, Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности - Соглашение ТРИПС).

Следует признать, что принятие Федерального закона было связано со значительными трудностями. Его прохождение в коридорах власти было не из легких.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу 27 декабря 2001 г. и принят в первом чтении 16 октября 2002 г. Только 14 мая 2004 г. проект принимается в третьем чтении, однако 26 мая 2004 г. он не находит одобрения в Совете Федерации, что приводит к созданию согласительной комиссии.

Компромиссный вариант Федерального закона принят Государственной Думой 25 июня 2004 г., одобрен Советом Федерации 7 июля 2004 г. и подписан Президентом РФ 21 июля 2004 г.

Но если первоначальный законопроект затрагивал почти все статьи Закона об авторском праве и смежных правах, то Федеральный закон внес изменения в 12 статей и дополнил указанный Закон тремя статьями.

В связи с вышеизложенным нельзя согласиться с утверждением о реформировании правового регулирования авторских и смежных прав. Вряд ли эти изменения можно назвать даже значительными.

Однако пора переходить к анализу нововведений в Законе Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон).

Существенные изменения внесены в ст. 2 Закона, которая в настоящее время выглядит следующим образом: "Законодательство Российской Федерации об авторском праве и смежных правах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Закона, Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", федеральных законов".

Новая редакция ст. 2 Закона приведена в соответствие со ст. 3 Гражданского кодекса РФ, которая ограничивает понятие "гражданское законодательство" нормативными актами уровня не ниже федерального закона.

Важно также то, что из ст. 2 Закона исключены слова "а также принимаемых на основе настоящего Закона законодательных актов республик в составе Российской Федерации", чем снято ранее существовавшее противоречие со ст. 71 "о" Конституции РФ, согласно которой правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к ведению Российской Федерации. Следует признать, что упомянутое выше изменение назрело уже давно, с конца 1993 г., и могло и должно было войти в число изменений Закона, принятых в 1995 г.

В ст. 2 Закона включена странная запись о том, что законодательство РФ об авторском праве и смежных правах "состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации". Вполне очевидно, что законодательство РФ об авторском праве и смежных правах не может состоять из всего Гражданского кодекса РФ. Именно такой вывод вытекает из буквального толкования вышеупомянутой записи. Вполне приемлемой была запись из прежней редакции этой статьи, согласно которой законодательство РФ об авторском праве и смежных правах состоит из настоящего Закона, являющегося частью гражданского законодательства РФ. Такая запись подтверждала теоретический вывод о том, что законодательство об авторском праве и смежных правах - это подотрасль гражданского законодательства, а авторское право - институт гражданского права.

Исключено также из ст. 2 положение о "лидирующей" роли Закона в законодательстве РФ об авторском праве и смежных правах. В ныне действующей редакции этой статьи имеется указание на то, что законодательство РФ об авторском праве и смежных правах состоит из федеральных законов. Это означает, что могут приниматься федеральные законы, которые детализируют отдельные положения Закона или вносят в него изменения или дополнения, либо федеральные законы, в которых содержатся отдельные положения в сфере авторского права и смежных прав.

Вместе с тем в тексте ст. 2 Закона сохранилось указание на Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", хотя в первоначальном законопроекте это указание было изъято. Следовательно, в России сохранился дуализм правовой охраны программ для электронных вычислительных машин и баз данных (на основе общего закона и специального закона) и связанные с этим дуализмом проблемы нестыковок и противоречий между общим и специальным законами.

Принимая общий Закон 1993 г., законодатель должен был избежать отмеченных выше противоречий со специальным Законом 1992 г., однако этого не было сделано. К сожалению, не удалось устранить отмеченные противоречия между двумя законами, что, несомненно, негативно скажется на правоприменительной практике.

Изменения коснулись ст. 5 Закона, посвященной сфере действия авторского права.

Во все три подпункта п. 1 этой статьи внесены поправки, имеющие редакционный характер и направленные на улучшение понимания смысла этого пункта.

В п. 2 этой статьи внесено уточнение - слово "впервые" после слова "считается". Теперь произведение также считается впервые опубликованным в Российской Федерации, если в течение 30 дней после даты первого опубликования за пределами России оно было опубликовано на территории нашей страны. Указанное изменение связано с приведением российского авторского права в соответствие с положениями ст. 3 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. с последующими изменениями (далее - Бернская конвенция).

Важное дополнение этой статьи заключается в новом п. 4, с которым разработчики законопроекта связывают далеко идущие правовые последствия для нашей страны. Этот пункт выглядит следующим образом: "Предоставление на территории Российской Федерации охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении произведений, не перешедших в общественное достояние в стране происхождения произведения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия авторского права и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Законом срока действия авторского права.

При предоставлении охраны произведению в соответствии с международными договорами Российской Федерации срок действия авторского права на территории Российской Федерации не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения".

Для нашего анализа важен абзац первый п. 4 ст. 5 Закона. Включая указанный абзац в ст. 5 Закона, разработчики законопроекта полагали, что они вводят в российское авторское право принцип "обратной силы" действия Бернской конвенции.

В Бернской конвенции указанным вопросам посвящена ст. 18. Согласно п. 1 этой статьи настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. В этом и заключается принцип "охраняемости" произведений. Он же - принцип "обратной силы". В п. 2 ст. 18 Бернской конвенции указано, что если вследствие истечения ранее представленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется. В этом пункте закреплен принцип "неохраняемости" произведений. В силу п. 3 ст. 18 Бернской конвенции применение указанного принципа (речь идет как о принципе "обратной силы", так и о принципе "неохраняемости" произведений) определяется положениями специальных конвенций, которые заключены или будут заключены с этой целью между странами Союза <*>. При отсутствии таких положений соответствующие страны определяют каждая для себя условия применения данного принципа.

Как следует из вышеизложенного, принцип "обратной силы" применяется либо в соответствии с положениями специальных конвенций, либо согласно условиям, разработанным страной самостоятельно.

Каковы же условия действия упомянутого выше принципа в Российской Федерации? Данный щекотливый вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм" <*>.

<*> СЗ РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

В п. 2 указанного Постановления предписывается поручить Министерству иностранных дел РФ оформить присоединение Российской Федерации к Конвенциям и Протоколам, указанным в п. 1 настоящего Постановления, уведомив при этом, что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием.

Следует особо подчеркнуть, что в упомянутом выше Постановлении речь идет об уведомлении, направленном Генеральному директору Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а не об оговорке к Бернской конвенции, что не мешает ряду авторов упрямо повторять, что Россия присоединилась к Бернской конвенции с оговоркой. В целом по вопросу о применении принципа "обратной силы" по Бернской конвенции написаны десятки работ. Однако представляется целесообразным обратиться к мнению автора, являющегося инициатором принятия упомянутого выше Постановления Правительства РФ N 1224. Так, говоря о толковании Россией п. 2 ст. 18 Бернской конвенции, Э.П. Гаврилов дает ему исчерпывающее и юридически выверенное объяснение: "Когда иностранный автор создает свое произведение, то вначале это произведение существует в неопубликованном виде. Неопубликованные произведения иностранного автора в России всегда пользуются авторско-правовой охраной. Если произведению предоставляется правовая охрана, то это значит, что течет (исчисляется) срок его охраны. Если такое неопубликованное иностранное произведение будет затем опубликовано в России или в стране, связанной с Россией международным договором по авторскому праву, то охрана этого произведения продолжается. Если же такое произведение будет опубликовано в стране, которая не связана с Россией международным договором по авторскому праву, то охрана этого произведения прекратится до того, как истек полный срок охраны. А это значит, что Россия не обязана охранять те иностранные произведения, которые на дату вступления России в Бернскую конвенцию (13 марта 1995 г.) были опубликованы и не охранялись в России" <*>. Примечательно, что на решение России по этому вопросу повлияла позиция США, которые, присоединившись к Бернской конвенции с 1 марта 1989 г., не применили к произведениям иностранных граждан принцип "обратной силы".

<*> Гаврилов Э. Россия не нарушает международных обязательств по охране авторских прав // Российская юстиция. 2001. N 11.

А как же обстоят дела с применением принципа "обратной силы" по Бернской конвенции в настоящее время, после вступления в силу новой редакции Закона? Толкование принципа "обратной силы" остается прежним, несмотря на включение нового п. 4 в ст. 5 Закона. Дело в том, что никто не отменял п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224. Разработчики законопроекта не удосужились включить соответствующее положение в Федеральный закон, который отменил бы п. 2 упомянутого выше Постановления Правительства РФ. В отношении некоторых норм это было сделано. Так, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона п. 4 Постановления Верховного Совета РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" относительно 50-летнего срока действия авторского права юридических лиц признан утратившим силу.

Следовательно, законодатель с подачи разработчиков законопроекта осознанно не счел нужным отменять действующее и в настоящее время толкование принципа "обратной силы" по Бернской конвенции. Не спасает положение адептов введения в России принципа "обратной силы" и то обстоятельство, что из п. 1 ст. 28 Закона исключен абзац второй, согласно которому произведения, которым на территории Российской Федерации никогда не предоставлялась охрана, также считаются перешедшими в общественное достояние. Ведь общепринятое толкование принципа "обратной силы" в России не отменено.

Чтобы завершить тему толкования принципа "обратной силы" по Бернской конвенции, необходимо рассмотреть новый п. 4 ст. 35 Закона ("Сфера действия смежных прав"). Этот пункт почти дословно повторяет абзац первый п. 4 ст. 5 Закона, кроме, естественно, указания на объекты смежных прав - исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю. Здесь принцип "обратной силы" и вовсе неприменим к России, поскольку он не закреплен в международных договорах Российской Федерации. Так, в п. 2 ст. 20 Международной конвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. (Римская конвенция) <*> указано, что ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения настоящей Конвенции к имевшим место исполнениям или передачам в эфир, к фонограммам, первая запись которых была осуществлена до даты вступления настоящей Конвенции в силу для такого государства.

Согласно п. 3 ст. 7 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., вступившей в силу для России с 13 марта 1995 г., ни одно государство-участник не обязано выполнять положения настоящей Конвенции в отношении фонограмм, записанных до вступления в силу настоящей Конвенции на территории данного государства.

В связи с бурным развитием Интернета у авторов появился новый вид исключительных прав - право на доведение до всеобщего сведения. В литературе он получил название интернет-права или интернет-правомочия. Появление нового вида исключительных прав обусловлено расширительным толкованием судами отдельных положений Закона, в основном ст. 4 "Основные понятия", ст. 16 "Имущественные права". Как правило, интернет-право связывалось либо с правом на воспроизведение, либо с правом на публичный показ, либо с правом на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

В новой редакции Закона интернет-право получило законодательное закрепление. Так, п. 2 ст. 16 Закона дополнен новым абзацем следующего содержания: "сообщить произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения)". Иными словами, автор имеет право сам осуществлять или разрешать другим лицам (например, лицензиату по договору) размещение своего произведения в Интернете. Следует отметить, что новое интернет-правомочие не определено (в отличие от сообщения для всеобщего сведения по кабелю) в ст. 4 Закона, посвященной основным понятиям.

Следует особо отметить, что новое интернет-право по сути дублирует, и это подтверждает судебная практика, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю. Несомненно, что доведение до всеобщего сведения является одним из способов сообщения произведения. Указанный вывод подтверждает также международное договорное право. Например , согласно ст. 8 Договора ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г. авторы литературных и художественных произведений пользуются исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи, включая доведение своих произведений до всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к таким произведениям из любого места и в любое время по их собственному выбору. В последнем случае речь идет, конечно, о сообщении произведений для всеобщего сведения с использованием Интернета.

Сходные по содержанию нормы включены в п. 2 ст. 37 "Права исполнителя" и п. 2 ст. 38 "Права производителя фонограммы" Закона. Вполне естественно, что они относятся соответственно к сообщению записи исполнения или постановки для всеобщего сведения и сообщению фонограммы для всеобщего сведения.

Общим для всех упомянутых выше изменений Закона, относящихся к интернет-праву, является то обстоятельство, что они вступают в силу с 1 сентября 2006 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона).

Как ни печально, но в связи с появлением в нашей жизни новой реальности - Интернета возникли проблемы, связанные с коллизией законодательства о свободном получении информации гражданами и законодательством в области авторского права и смежных прав. Сказанное в полной мере относится к новой редакции ст. 19 Закона, дополненной новым п. 2, в то время как прежний текст стал п. 1 этой статьи.

Первое предложение п. 2 ст. 19 не вносит ничего нового в право граждан на безвозмездное получение информации в библиотеках: допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения предоставление во временное безвозмездное пользование библиотеками экземпляра произведений, введенных в гражданский оборот законным путем. Изъятие из упомянутого выше права, которое в принципе исключает пользователей от получения информации в цифровой среде, содержится во втором предложении п. 2 ст. 19 Закона. Согласно этому предложению экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме.

Что означает исключение возможности создать копии произведений в цифровой форме? При буквальном толковании этой нормы в случае записи произведения на диске его воспроизведение на экране компьютера означает создание его копии в оперативной памяти, видеопамяти, а также, как правило, на жестком диске. А это уже нарушение чужого авторского права. В целом комментируемое нововведение существенно затрудняет пользователям получение информации в электронной форме и изменяет баланс интересов между пользователями и авторами в пользу последних.

Сроки, указанные в п. 1, 3, 4 и 5 этой статьи, увеличены соответственно с 50 до 70 лет. Увеличение срока действия авторского права в России до 70 лет является оптимальным, поскольку соответствует ее международно-правовым обязательствам. Как известно, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами-членами - с другой, подписанное 24 июня 1994 г., содержит приложение 10, согласно которому Россия обязуется продолжить обеспечение уровня защиты, аналогичного уровню, существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения таких прав. Директива Совета ЕС 93/98 от 29 октября 1993 г. "Гармонизация срока охраны авторских и смежных прав" предусматривает увеличение этого срока до 70 лет после смерти автора.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в обновленной редакции ст. 27 Закона отсутствует норма, содержавшаяся в тексте первоначального законопроекта, согласно которой сроки, предусмотренные настоящей статьей, применяются во всех случаях, когда юридический факт, указанный в настоящей статье в качестве основания для начала течения срока, имел место не ранее чем за 70 лет до вступления в силу Закона.

Указанное обстоятельство лишний раз свидетельствует о том, что новая редакция Закона не предусматривает принцип "обратной силы" вышеуказанным положением о сроках действия авторского права. Вместе с тем следует указать, что Федеральный закон (п. 3 ст. 2) содержит двусмысленное положение, в соответствии с которым сроки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются во всех случаях, если 50-летний срок действия авторского права не истек на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Именно эти внутренние противоречия в Федеральном законе лишний раз свидетельствуют о том, что разработчикам законопроекта не удалось внедрить в российское авторское законодательство принцип "обратной силы" по Бернской конвенции.

В ст. 39 Закона урегулированы вопросы использования фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия ее производителя и исполнителя. В п. 1 этой статьи указано, что в изъятие из положений ст. 37 и 38 настоящего Закона допускается без согласия производителя фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, и исполнителя, исполнение которого записано на такой фонограмме, но с выплатой вознаграждения: публичное исполнение фонограммы; передача фонограммы в эфир; сообщение фонограммы для всеобщего сведения по кабелю. Вместе с тем бросается в глаза противоречие между положениями п. 1 ст. 39 и положениями ст. 37 и 38 Закона: право на публичное исполнение того исполнения, которое записано на коммерческую фонограмму, а также записи самой коммерческой фонограммы и право на передачу в эфир или по кабелю исполнения и записи коммерческой фонограммы не выводятся ни из одного из правомочий, принадлежащих исполнителю (ст. 37), а также ни из одного из правомочий, принадлежащих производителю фонограммы.

Однако разработчики законопроекта не сочли нужным устранить отмеченное явное противоречие. Статья 39 Закона лишь дополнена новым п. 1.1 следующего содержания: "Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на доведение до всеобщего сведения фонограммы". Иными словами, усилены позиции исполнителей и производителей фонограмм, которые размещены в сети Интернет, поскольку не предусмотрены изъятия из исключительного права правообладателей в форме доведения до всеобщего сведения.

Наибольшее количество изменений и дополнений внесено в раздел V Закона "Защита авторских и смежных прав".

Изменения коснулись ст. 48 и 49 Закона; кроме того, раздел V Закона дополнен новыми ст. 48.1, 48.2 и 49.1. Принята новая редакция п. 1 ст. 48 Закона, в котором предусмотрены виды ответственности (в настоящее время за "незаконное использование произведений или объектов смежных прав либо иное нарушение предусмотренных настоящим Законом авторского права или смежных прав"). Как и прежде, это гражданско-правовая (ранее была указана "гражданская"), административная и уголовная ответственность. По сути эти изменения носят косметический характер.

К важным нововведениям можно отнести положения новой ст. 48.1 Закона, предусматривающей технические средства защиты авторского права и смежных прав. Указанное дополнение отвечает передовым тенденциям в развитии международного права в сфере авторского права, в частности ст. 11 Договора ВОИС по авторскому праву, в которой говорится о соответствующей правовой охране и эффективных средствах правовой защиты существенных технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав.

Здесь также чувствуется воздействие Директивы ЕС 2001/29/ЕС от 22 мая 2001 г. "О гармонизации определенных аспектов авторских и смежных прав в информационном сообществе".

Под техническими средствами защиты авторского права и смежных прав согласно п. 1 ст. 48.1 Закона понимаются любые технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениям или объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.

В п. 2 ст. 48.1 Закона сформулирован запрет на обход технических средств защиты авторских и смежных прав. Так, не допускаются в отношении произведений или объектов смежных прав:

  • осуществление без разрешения правообладателей действий, направленных на снятие ограничений использования произведений или объектов смежных прав, установленных путем применения технических средств защиты авторского права и смежных прав;
  • изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любого устройства или его компонентов, их использование в целях получения дохода либо оказание услуг, в случаях, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

Однако анализ упомянутых выше положений, в целом эффективных для защиты интересов правообладателей, приводит к неутешительному выводу о том, что они пока представляют собой холостой выстрел в направлении потенциальных правонарушителей.

Во-вторых, такие санкции, равно как и составы правонарушения, согласно особенностям, российского права должны быть сосредоточены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и в Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ).

В первоначальном законопроекте (ст. 48.1) была закреплена норма, согласно которой за совершение действий, направленных на обход технических средств защиты авторских и смежных прав, наступает такая же ответственность, какая предусмотрена законодательством РФ за нарушение авторских и смежных прав.

Упомянутая выше норма, естественно, вызвала возражения при ее обсуждении и была исключена из законопроекта, поскольку в КоАП РФ (ст. 7.12) и УК РФ (ст. 146) закреплены иные составы правонарушения. Кроме того, разработчики законопроекта упустили возможность представить проекты соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ и УК РФ, которые учитывали бы специфику технических средств защиты авторского права и смежных прав.

В окончательный вариант Федерального закона не попали нормы ст. 7 первоначального законопроекта о приведении в соответствие с Федеральным законом нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и о принятии нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Федерального закона.

Круг замкнулся. Нужные для общества нормы о запрете обхода технических средств защиты авторского права и смежных прав из-за нерадивости разработчиков законопроекта повисли в воздухе, так как не могут применяться на практике.

Сказанное выше в полной мере относится и к ст. 48.2 Закона "Информация об авторском праве и смежных правах".

В п. 1 этой статьи дается понятие "информация об авторском праве и смежных правах": это любая информация, которая идентифицирует произведение (объект смежных прав), автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения (объекта смежных прав), которая содержится на экземпляре произведения (объекта смежных прав), приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведений (объекта смежных прав), а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация.

В соответствии с п. 2 этой статьи в отношении произведений (объектов смежных прав) не допускаются:

  • удаление или изменение без разрешения правообладателей информации об авторском праве и о смежных правах;
  • воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений (объектов смежных прав), в отношении которых без разрешения правообладателей была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.

Упомянутые выше нормы в принципе корреспондируют нормам ст. 12 Договора ВОИС по авторскому праву, в которой речь идет об обязательствах в отношении информации об управлении правами. Приходится с сожалением констатировать, что и в этом случае разработчики законопроекта вышли за рамки предмета регулирования Закона.

Существенной переработке подверглась ст. 49 Закона, в которой установлены гражданско-правовые и иные меры защиты авторских и смежных прав.

В п. 2 ст. 49 Закона определены дополнительные способы защиты авторских и смежных прав. Так, обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

  • в размере от 10 тыс. руб. до 5 млн. руб., определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения;
  • в двукратном размере стоимости экземпляров произведений или объектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использование произведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведений или объектов смежных прав.

При этом обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведений (объектов смежных прав) либо за допущенные правонарушения в целом.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод о серьезном усилении положения авторов и иных правообладателей, что в целом можно приветствовать, несмотря на определенное нарушение гражданско-правового принципа соразмерности возмещения убытков причиненному вреду и на штрафной характер компенсации.

Несколько расширен по сравнению с ранее действующим законодательством перечень органов, в которые правообладатели вправе обратиться за защитой своих исключительных прав: суд, арбитражный суд, третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительного следствия (п. 4 ст. 49 Закона).

В п. 5 ст. 49 Закона закреплено правомочие организации, управляющей имущественными правами на коллективной основе, обращаться в суд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских и (или) смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляется такой организацией, в порядке, установленном законом.

Вполне очевидно, что эту норму следует толковать расширительно в том смысле, что коллективное управление имущественными правами осуществляется не одной, а несколькими организациями, о чем непосредственно указано в разделе IV Закона.

В новую редакцию ст. 49 Закона не вошла норма п. 2 ст. 49 в ранее действовавшей редакции, согласно которой помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд (арбитражный суд) за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца, который направляется в соответствующие бюджеты, что представляется вполне оправданным, поскольку публично-правовые санкции за нарушение частных интересов неуместны.

Положения о конфискации, которые ранее составляли содержание п. 4 ст. 49 Закона, выделены в отдельную ст. 49.1 Закона "Конфискация контрафактных экземпляров произведений или фонограмм".

Если ранее контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежали обязательной конфискации по решению суда (судьи единолично), а также по решению арбитражного суда, то в настоящее время предусмотрена отсылка к законодательству РФ. Так, согласно п. 1 ст. 49.1 контрафактные экземпляры произведений или фонограмм, а также материалы и оборудование, используемые для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, и иные орудия совершения правонарушения подлежат конфискации в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст. 243 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято (конфисковано) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения, в том числе в административном порядке.

В КоАП РФ имеются общее положение о конфискации (ст. 3.7), а также порядок исполнения постановления о конфискации (ст. 32.4). В ст. 7.12 КоАП РФ за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода, в случаях если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными, предусмотрена, в частности, конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Общие нормы УК РФ о конфискации имущества (ст. 52) утратили силу. Поскольку конфискация имущества устанавливалась только за тяжкие и особо тяжкие преступления, незаконное использование объектов авторского права или смежных прав (ст. 146 УК РФ) не наказывалось конфискацией имущества и, естественно, не наказывается в настоящее время.

В заключение представляется целесообразным осветить некоторые так называемые переходные положения, которые не рассматривались ранее.

Положения Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования (т.е. с 28 июля 2004 г.), кроме тех указанных ранее положений, которые вступят в силу с 1 сентября 2006 г. и применяются к отношениям в области авторского права и смежных прав, возникшим после вступления его в силу.

При этом по отношениям, возникшим до вступления в силу Федерального закона, последний применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после вступления его в силу.

Авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу Закона, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения.

Первый постсоветский закон об авторском праве в Российской Федерации вступил в силу 3 августа 1993 года . Он полностью заменил советские законы в сфере авторского права, чего не было до этого. Новый Закон об авторском праве от 1993 года был основан на модели ВОИС и следовал континентальной европейской традиции: он чётко разделил экономические и моральные права, включая детальные положения о смежных правах .

Закон об авторском праве в 1993 года установил общую длительность авторского права - 50 лет после смерти автора, или 50 лет с момента публикации анонимной работы. После вступления закона в силу, были восстановлены авторские права и смежные права на произведения, созданные советскими авторами, в том числе на те, срок на которые истёк или они вообще не охранялись.

Незадолго до распада, Верховный совет СССР становится инициатором пересмотра IV раздела с целью адаптации его к рыночной экономике . Новый закон об авторских правах был принят в главе IV «Основы гражданского законодательства» 31 марта 1991 года и планировалось, что он вступит в силу 1 января 1992 года. Главным изменением в новых «Основах» стало то, что срок защиты авторского права был увеличен с 25 лет после смерти автора до 50 лет для всех видов работ. Но СССР перестал существовать как государственное образование, прежде чем новый Закон 1991 года смог вступить в силу .

Закон об авторском праве 1993 года

Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года № 5351-1 был вдохновлён моделью ВКАП, а в некоторых положениях в значительной степени опирался на формулировки Бернской и Римской конвенций. В новом законе гораздо большее внимание было уделено подробным положениям о смежных правах , адаптация закона к новым технологиям, расширение договорной свободы и положениями коллективном управлении .

Объекты авторского права

Согласно закону 1993 года, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Не имеет значения обнародовано произведение или нет, необходимо, чтобы работа существовала в какой-либо объективной форме. Термин «объективная форма» означает любую форму выражения, которую способны воспринимать другие люди . Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Ни значение, ни цель работы не является критерием, необходимым для охраны авторским правом .

Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Одинаково защищены обнародованные и необнародованные произведения . Термин «обнародование» был введён в новый закон, чтобы положить конец двусмысленности, окружающей термин «публикация» в старой советской законодательной базе. В Советском Союзе, где в законодательстве главенствовал термин «публикация», работы советских авторов были менее защищены, чем работы иностранных авторов (по причине существующего в ВКАП более широкого определения «выход в свет») . Новый закон попытался решить эту путаницу, используя слово «обнародование», которое несёт более широкий смысл (опубликование, публичный показ, публичное исполнение, передача в эфир или иной способ выражения), а также отдельно термин «опубликование», но в значении «выход в свет» .

Закон содержит не исчерпывающий список объективных форм представления произведений, включающий и устные выступления . Выступления и джазовые импровизации принято считать объектом авторского права , как и интервью . Производные работы, коллекции или составные произведения также могут быть защищены авторским правом, независимо от того, защищено оригинальное произведение или нет. Среди примеров производных работ в законе перечислены переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства, а также энциклопедии, антологии и базы данных. Оригинальность в выборе и презентации собранных работ в коллекциях означает охрану авторским правом последних. Коллекции, также как энциклопедии или базы данных представляют собой особый случай составных произведений .

Объектами авторского права не являются официальные документы, такие как законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы. Не охраняются авторским правом государственные символы и знаки , а также произведения народного творчества. Наконец, не подлежат защите сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер, в соответствии со статьёй 2 (8) Бернской конвенции. Если освещение события выходит за рамки фактического характера и включает в себя какие-либо комментарии, анализ, прогноз или другое толкование, то это, наоборот, будет являться объектом авторского права .

Субъекты авторского права

Исходный владелец авторских прав на произведение - всегда физическое лицо, создавшее это произведение. Юридические лица не может быть исходными правообладателем . Для анонимно опубликованных работ, издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора .

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Закон предусматривает, однако, автоматическую передачу имущественных прав работодателю, если не доказано обратное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем . Если созданная работа не связана с обязанностями работника, она не подпадает под это специальное правило, даже если создавалась в рабочее время .

Авторское произведение созданное соавторами принадлежит им совместно вне зависимости от того, образует произведение одно целое или разделено на самостоятельные части. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними .

Закон об авторском праве устанавливает требования к защите аудиовизуальных произведений. В законе это понятие расшифровывается как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров». Авторами аудиовизуального произведения являются режиссёр-постановщик , автор сценария , автор музыкального произведения (если есть), специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Закон предусматривает передачу имущественных прав, связанных с публикацией фильма (в том числе прав на субтитрирование и дублирование) производителя, если договором не предусмотрено иного. Авторы работ, ставших составной частью аудиовизуального произведения, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на своё произведение . Они могут использовать свои произведения независимо от фильма: сценарист может разрешить использование своего сценария для театральной постановки , и композитор сохраняет своё право на вознаграждение, если в ней будет использована его музыка. Если авторы нанимаются работодателем, то исключительные права на использование произведения принадлежат лицу, с которым авторы состоят в трудовых отношениях .

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать своё наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом .

Степень авторских прав

Законом об авторском праве 1993 года признаются и личные неимущественные права и имущественные права . Личными неимущественными правами автора являются:

Имущественные права включают в себя:

Смежные права

Производителю фонограммы в отношении его фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы. Их исключительные права охватывают воспроизведение фонограммы, возможность переделывать и видоизменять фонограмму, право на распространение фонограммы путём продажи или сдачи в прокат, а также право на импорт экземпляров фонограммы в целях распространения .

Автор и производитель фонограмм имеют право на вознаграждение за вторичное использование записанных произведений, созданных для коммерческих целей. Однако практическое осуществление контроля в индивидуальном порядке затруднительно, в таком случае могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе .

Срок действия авторского права

Закон он авторском праве 1993 года установил срок охраны авторского права в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, в случае, если автор известен . Для анонимных произведений и работ под псевдонимами срок охраны составлял 50 лет с момента обнародования произведения . Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов . Для авторов, которые работали или воевали во время Великой Отечественной войны , продолжительность авторских была продлена на 4 года . Для посмертно опубликованных работ, авторские права начинали действовать в течение 50 лет с момента публикации , а для посмертно реабилитированных автор, срок защиты авторского права начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации . Исчисление сроков начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока . Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно .

Относительно смежных прав, срок охраны был таким же - 50 лет после оригинального исполнения или трансляции. Для фонограмм, 50 лет после первой публикации, или 50 лет с момента записи фонограммы, если она не была опубликована в течение этого времени . Подобные правила для смежных прав касаются посмертно опубликованных работ или авторов, живших во время Великой Отечественной войны, или которые были посмертно реабилитированы .

В 2004 году 50-летний срок был продлён до 70 лет для всех работ, защищенных авторским правом на тот момент.

Авторский договор

В Законе об авторском праве и смежных правах 1993 года также содержатся, как и в других европейских законах об авторском праве, условия договора, регулирующие передачу авторских прав . Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме. Имущественные права могут передаваться только по авторскому договору, их передача может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав . Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными . Авторский договор должен предусматривать способы использования произведения, срок и территорию, на которые передаётся право, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора. При отсутствии в авторском договоре условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения. Если же в авторском договоре не указана территория, на которую распространяется право, действие передаваемого по договору права по умолчанию ограничивается территорией Российской Федерации. Вознаграждение определяется в авторском договоре в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения или в виде зафиксированной в договоре суммы. Минимальные ставки вознаграждения устанавливаются Правительством Российской Федерации , они индексируются одновременно к индексацией минимальной заработной платы . Предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем . Права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором .

Поправки в закон 1993 года

Принятый Государственной Думой 16 июня 1995 года № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, кодекс РСФСР об административных правонарушениях и закон Российской Федерации „Об авторском праве и смежных правах“» изменил закон об авторском праве, усилением мер по защите авторских прав от нарушений .

Постановлением Правительства РФ от 29 мая 1998 года № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съёмка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.» были установлены минимальные ставки вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г. Постановление установило, что авторы незащищённые до этого имеют право на вознаграждение за использование их произведений (трансляции, показ по кабельному телевидению или радио, распространение (в том числе сдача в прокат), и показ публике) .

Срок авторского права установлен в п. 6 ст. 7 Бернской конвенции и составляет 50 лет, однако Конвенция позволяет странам-участницам увеличивать этот срок, что и сделали многие цивилизованные государства (США , страны ЕС , Япония). Российская Федерация тоже пошла на такой шаг и Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ срок защиты авторского права был увеличен до 70 лет. Но это коснулось только тех работ, которые были защищены на тот момент времени, срок защиты не увеличивался для произведений, с момента смерти автора которых прошло более 50 лет . Также изменилось положение авторского права для иностранных работ . В статью 5 (пункт 4) Закона было добавлено, что иностранные произведения не перешедшие в общественное достояние в стране происхождения охраняются в соответствие с международными договорами. При этом срок действия авторского права на территории РФ не может превышать срок действия авторского права, установленный в стране происхождения произведения . Ранее иностранные произведения, опубликованные до 27 мая 1973 года, когда СССР присоединился к ВКАП , не были защищены вовсе ни на территории Советского Союза, ни в России , даже после того, как Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в 1995 году. При подписании РФ Бернской конвенции, была сделал оговорка в отношении статьи 18 Бернской конвенции, гласившая, что она не будет затрагивать произведения, которые на дату вступления в силу указанной Конвенции в отношении Российской Федерации, уже находились в общественном достоянии в этой стране . Иностранные работы, созданные до 1973 года остаются неохраняемыми авторским правом в России, хотя они должны были стать предметом авторского права в соответствии со статьёй 18 (2) Бернской конвенции .

Российская Федерация столкнулась с серьёзной критикой за это, особенно со стороны западных стран . Поправка в статье 5 (пункт 4) закона должна была разрешить эту ситуацию путём восстановления авторские прав на такие иностранные произведения и принятия в России, наконец, закона об авторском праве в полной мере совместимого с Бернской Конвенцией . Тем не менее, в этом плане ничего не изменилось, иностранные произведения, обнародованные до 1973 года, по-прежнему принято считать незащищёнными авторским правом в России .

Другие положения закона 72-ФЗ внесли поправки в закон 1993 года в ряде других областей, особенно в отношении смежных прав, чтобы статьи закона были совместимы с Договором ВОИС по авторскому праву и Договору ВОИС по исполнениям и фонограммам .

Часть четвёртая Гражданского кодекса

С момента основания Российской Федерации как независимого государства и правопреемницы бывшего Советского Союза, в России были заняты большим законодательным проектом - разработкой нового Гражданского кодекса . Часть первая нового Гражданского кодекса была принята Государственной думой 21 октября 1994 года, подписана президентом РФ Борисом Ельциным и вступила в силу 1 января 1995 года . Изначально отношения авторского и смежного права планировалось включить в часть третью этого нового Гражданского кодекса . Было подготовлено несколько проектов для новой главы, но процедура оказалась настолько трудной, что выход третьей части Гражданского кодекса откладывался несколько раз. Наконец, часть третья была принята 1 ноября 2001 года, но без главы об интеллектуальной собственности, которая впоследствии будет включена в часть четвёртую .

Потребовалось ещё почти 5 лет, чтобы разработать часть четвёртую ГК РФ, представленную в Госдуме в июле 2006 года . Проект нового законодательства об интеллектуальной собственности был раскритикован за излишнюю неясность формулировок и конфликты с международными обязательствами Российской Федерации, а также за введение некоторых непроверенных нововведений . В последующие месяцы около 500 изменений были внесены в законопроект , прежде чем он прошёл окончательное чтение в Думе 24 ноября 2006 года . После законопроект также прошел через Совет Федерации как часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащая статьи с 1225 по 1551, далее был подписан в качестве Федерального закона N 230-ФЗ от 18.12.2006 президентом Владимиром Путиным 18 декабря 2006 года . В этот же день был подписан федеральный закон N 231-ФЗ "О введение в действие части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации . Часть четвёртая Гражданского кодекса вступила в силу с 1 января 2008 года, вместе с этим утратили силу Закон 1993 года и сопутствующие законы об интеллектуальной собственности .

Часть четвёртая Гражданского кодекса стала всеобъемлющим законодательным документом по интеллектуальной собственности. Она содержит закон об авторском праве в главах 70 (авторское право) и 71 (права, смежные с авторскими), глава 69 содержится общие положения, применимые также и к авторским правам. Другие главы рассматривают патентное право (глава 72), право на селекционное достижение (глава 73), право на топологии интегральных микросхем (глава 74), право на секрет производства (ноу-хау) (глава 75), права на средства индивидуализации юридических лиц (глава 76) . Глава 77 описывает подробно описывает право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии .

Несмотря на то, что новое законодательство в отношении интеллектуальной собственности было полностью переписано с нуля и было построено совершенно иначе, чем в Закона об авторском праве 1993 года, на самом деле произошли незначительные изменения в тексте, касающиеся авторских прав. Большинство изменений были разъяснениями упущений или спорных пунктов в законе 1993 года. Среди нововведений в области авторского права стало право публикатора на произведение науки, литературы или искусства и определены два вида договоров: один для передачи авторских прав и второй - лицензия на предоставление права использования произведений . Изменения коснулись расчёта срока авторского права на работы опубликованные посмертно. Например, если умерший автор был реабилитирован, то срок авторского права рассчитывается как 70 лет с года смерти автора, даже если работа опубликована некоторое время спустя.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, интеллектуальная собственность охраняется законом (п. 1 ст. 44 Конституции РФ).

Пунктом 2 той же статьи предусматривается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Разумеется, осуществляться данные права должны с соблюдением требования законодательства, в том числе регулирующего отношения по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности.

При этом в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности относятся к ведению Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, в настоящее время регулируются положениями части четвертой (раздела VII) Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившей в силу с 1 января 2008 г.

В главе 69 ГК РФ объединены общие положения, посвященные охране объектов интеллектуальной собственности. Непосредственно вопросам охраны авторского права и смежных прав посвящены соответственно положения главы 70 и главы 71 ГК РФ. Кроме того, отдельные связанные с охраной авторских и смежных прав положения оказались также включенными в иные главы части четвертой ГК РФ.

До вступления в силу части четвертой ГК РФ отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений и объектов смежных прав, регулировались значительным числом законодательных актов, которые прекратили свое действие после 1 января 2008 г.

Однако необходимо учитывать, что по ряду вопросов, в частности связанных с определением первоначального обладателя авторских прав на произведения, созданные до вступления в силу части четвертой ГК РФ, толкованием ранее заключенных договорных положений и т.д., необходимо знание не только норм, закрепляемых непосредственно ГК РФ, но также положений ранее действовавшего законодательства.

Так, в ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" специально подчеркивается, что автор произведения или иной первоначальный правообладатель должен определяться в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.

Принятый в 1993 г. и действовавший до вступления в силу части четвертой ГК РФ Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" (далее - ЗоАП) по оценкам российских и зарубежных экспертов, в том числе экспертов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), соответствовал на момент его принятия основным международным стандартам в данной области, что позволило Российской Федерации успешно присоединиться к ряду международных договоров в области авторского права и смежных прав, прежде всего к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений и к Римской конвенции об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. ЗоАП вступил в силу со дня его официального опубликования в "Российской газете" 3 августа 1993 г.

Переходные нормы, связанные со вступлением в силу ЗоАП, устанавливались специальным актом - постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5352-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

В 1995 г. в ЗоАП были внесены некоторые изменения (Федеральный закон от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ), имеющие отношение в основном к вопросам защиты авторских и смежных прав.

Последние изменения в ЗоАП были внесены в 2004 г. в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 72-ФЗ в результате продолжавшейся более четырех лет законотворческой работы, причем изменения, относящиеся к введению нового "интернет-права" на доведение до всеобщего сведения, вступили в силу только с 1 сентября 2006 г.

Одновременно с ЗоАП действовали Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3523-1 "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных", а также значительное число законодательных актов, отдельные положения которых затрагивали авторско-правовые вопросы.

До вступления в силу ЗоАП в течение года на территории Российской Федерации вопросы правовой охраны авторских и смежных прав регулировались соответствующими положениями Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г.

Данный законодательный акт был разработан в последние годы существования СССР в связи с тем, что складывавшиеся рыночные отношения потребовали обновления правового регулирования. Основы гражданского законодательства 1991 г. содержали специальный раздел, посвященный охране авторских и смежных прав, и должны были вступить в силу с 1 января 1992 г., но этого не произошло в связи с официальным прекращением существования СССР 26 декабря 1991 г.

Однако на территории Российской Федерации Основы гражданского законодательства 1991 г. все же вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 30. Ст. 1800). Действие норм Основ гражданского законодательства 1991 г. в отношении авторских и смежных прав прекратилось через год - 3 августа 1993 г. в связи с принятием и вступлением в силу Закона Российской Федерации.

Действовавшее на территории России до 3 августа 1992 г. законодательство об авторском праве состояло из раздела IV (ст. 96-106) Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г., раздела IV "Авторское право" (ст. 475-516) Гражданского кодекса РСФСР 1964 года и многочисленных подзаконных актов, которые были приспособлены к условиям существовавшей в СССР экономической системы. В настоящее время положения ГК РСФСР 1964 г. имеют важнейшее значение при решении вопросов об определении правообладателей на отдельные произведения, созданные в период действия данного кодифицированного акта.

В более ранний период вопросы авторских прав регулировались Основами авторского права 1925 и 1928 гг., а также принятым в их развитие Законом РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве". В настоящее время положения указанных законодательных актов в отношении созданных в период их действия произведений имеют то же значение, что и положения ГК РСФСР 1964 г.

Положения об уголовной и административной ответственности за нарушения авторских и смежных прав содержатся в Уголовном кодексе Российской Федерации и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

По ряду вопросов, связанных с совершенствованием охраны авторских и смежных прав, изданы Указы Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 7 сентября 1993 г. N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав", Указ Президента РФ от 5 декабря 1998 г. N 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения".

Важное значение в сфере нормативного регулирования вопросов, связанных с реализацией авторских и смежных прав, имеют постановления Правительства Российской Федерации.

Так, рядом постановлений Правительства РФ установлены минимальные ставки авторского вознаграждения для отдельных случаев использования произведений:

  • - постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства";
  • - постановление Правительства РФ от 29 мая 1998 г. N 524 "О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.".

Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)".

Ожидается, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвертой ГК РФ будут приняты новые постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие минимальные ставки вознаграждения.

Отдельные постановления принимались также Правительством Российской Федерации по вопросам, связанным с наделением федеральных органов исполнительной власти определенными полномочиями в области авторских и смежных прав, а также по вопросам, связанным с аккредитацией организаций по коллективному управлению правами, сбору, распределению и выплате ими вознаграждения для правообладателей. В числе таких нормативных документов могут быть названы:

  • - постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия";
  • - постановление Правительства РФ от 7 мая 2006 г. N 276 (в ред. от 29 мая 2008) "Об упорядочении функций федеральных органов исполнительной власти в области авторского права и смежных прав";
  • - постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 "Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами";
  • - постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 "Об утверждении правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях".

По отдельным вопросам, связанным с реализацией авторских и смежных прав, принятием дополнительных мер для защиты правообладателей, реализацией специально возложенных полномочий в области авторских и смежных прав, издаются нормативные правовые акты и иные документы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в частности:

  • - приказ Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 "О Типовом уставе аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе", утвердивший также Общие методические рекомендации по применению Типового устава аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе;
  • - приказ Россвязьохранкультуры от 31 января 2008 г. N 43 "Об утверждении положения об аккредитационной комиссии";
  • - распоряжение ГТК РФ от 27 мая 1999 г. N 01-14/632 (в ред. от 1 ноября 2002 г.) "Об усилении контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности";
  • - письмо Федеральной таможенной службы РФ от 28 мая 2007 г. N 01-06/19861 "О практике применения судами части 1 статьи 7.12 КоАП РФ";
  • - письмо Роспотребнадзора от 5 апреля 2005 г. N 0100/2416-05-32 "О проведении контрольно-надзорных мероприятий, направленных на нераспространение контрафактных аудиовизуальных произведений и фонограмм".

В соответствии с традиционными взглядами не относятся к источникам права, но играют важную роль в правоприменении разъяснения Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в частности:

  • - информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах";
  • - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах";
  • - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 N 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака".

Важнейшую роль играют международные договоры в области авторского права и смежных прав, в частности:

  • - Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (в ред. 1971 г.; далее - Бернская конвенция). Российская Федерация стала ее участницей с 13 марта 1995 г.;
  • - Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. СССР стал членом ВОИС в 1968 г. Российская Федерация продолжает участвовать в этой международной организации;
  • - Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (в ред. 1952 и 1971 гг.). СССР присоединился к этой Конвенции (в ред. 1952 г.) в 1973 г., а Российская Федерация (в ред. 1971 г.) - в 1995 г.;
  • - Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (Римская конвенция). Российская Федерация участвует в Римской конвенции только с 26 мая 2003 г.;
  • - Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. (Женевская фонограммная конвенция). Российская Федерация участвует в ней с 13 марта 1995 г.;
  • - Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники 1974 г. (Брюссельская конвенция). СССР стал участником Брюссельской конвенции в 1989 г., Российская Федерация продолжает оставаться членом этой Конвенции;
  • - Договор ВОИС об авторском праве 1996 года (ДАП);
  • - Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах 1996 г. (ДИФ);
  • - Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г.;
  • - двусторонние соглашения с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией, часть из которых заключена еще в период существования СССР.

Рассматриваются вопросы о присоединении Российской Федерации к Соглашению о правовых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашению TRIPS), входящему в пакет документов о создании Всемирной торговой организации (ВТО).

Вместе с тем в уставе РАО (о котором уже говорилось как об одной из организаций, управляющих имущественными правами авторов) содержится положение, предоставляющее этой организации право участвовать "в гражданских процессах... со всеми правами, какие предоставлены законом истцу, в том числе с правом окончания дела миром...". Ранее это могло объясняться тем, что до принятия Федерального закона от 7 августа 2000 г. для лиц, выступающих в процессе в защиту прав других лиц, не существовало законодательно закрепленного запрета заключать мировое соглашение. Хотя в действительности отсутствие такого запрета в законе не имеет значения. Отсутствие права заключать мировое соглашение связано с тем обстоятельством, что организации признаются истцами только в процессуальном смысле, так как не являются субъектами спорного правоотношения. В настоящее время указанное ограничение прямо закреплено в ч.2 ст.42 ГПК РСФСР.

Поэтому совершенно недопустимо предоставление уставом РАО обществу права заключать мировое соглашение во всех случаях, когда общество обращается в суд от своего имени в защиту прав авторов, управление которыми оно осуществляет.

Вышестоящим судам необходимо обратить внимание на нарушения, допускаемые судами первой инстанции при определении процессуального положения организаций, управляющих имущественными правами авторов на коллективной основе. Желательно, чтобы Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что подобные организации в случае обращения в суд за защитой прав авторов, передавших полномочия по управлению своими правами таким организациям, должны занимать положение, соответствующее их цели обращения в суд, т. е. признаваться организациями, выступающими от своего имени в защиту прав других лиц.

Литература:

В. Твердовский, журнал “Интеллектуальная собственность” №6,2002

ГПК РСФСР

Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР (научнопрактический) / Под ред. . М., 2001. С.147.

Лесницкая представительство в гражданском процессе. М., 1964; К вопросу о понятии и составе лиц, участвующих в деле // Труды ВЮЗИ. 1969. Т.16. Ч.2.

Сегодня существует огромное количество разнообразных произведений искусства, литературы, научных разработок и прочих объектов интеллектуальной собственности. У каждого из них есть свой автор. Разумеется, никто из создателей не хочет, чтобы его произведение или разработка была скопирована кем-то. Сегодня ситуация такая, что авторское право находится под охраной закона. Однако далеко не все, в том числе сами создатели, знают, что нужно предпринять для обеспечения защиты. Из статьи вы узнаете, что такое авторское право, кто является его носителем и как его защитить.

Общие сведения

Итак, что такое авторское право в объективном смысле? Оно представляет собой комплекс гражданско-правовых норм, регламентирующих отношения по признанию принадлежности и охране произведений науки, искусства, литературы, определению режима использования объектов.

Что такое авторское право в субъективном смысле? Это юридические возможности создателя объекта по его использованию. Законодательство устанавливает ряд условий, при которых авторство распространяется на произведение или разработку. В первую очередь, объект должен являться результатом творческого труда. Во-вторых, понятие авторского права применяется только к тем продуктам интеллектуальной деятельности, которые существуют в объективной форме.

Нормативная база

Официально отношения, связанные с авторским правом, регламентировались ФЗ № 5351-1 от 1993 г. В 2004 г. нормативный акт был откорректирован. С 2014 г. Закон "Об авторском праве в РФ" утратил силу. В настоящее время все отношения в этой сфере регулируются Гражданским кодексом. Кроме ГК, источниками авторского права признаются Конституция, УК, КоАП, правительственные постановления, отдельные Указы Президента.

Творческий аспект

Его понятие не раскрывается в нормах. Представляется, что творческой можно назвать умственную (интеллектуальную, мыслительную) деятельность, итогом которой является создание индивидуально-определенного произведения науки, литературы либо искусства.

В некоторых изданиях наличие творческого аспекта связывается с оригинальностью или новизной.

Суть авторского права состоит в обеспечении защиты произведения. При этом достоинства и назначение объекта значения не имеют. Если в произведении присутствуют оригинальные и неоригинальные элементы, на последние авторские права не распространяются.

Форма выражения

В ГК предусмотрен примерный перечень форм, в которых может выражаться произведение искусства, науки, литературы:

  • Письменная. Произведение может быть представлено в виде нотной записи, рукописи, машинописного документа и пр.
  • Устная. Создатель произведения может публично его исполнить, произнести и пр.
  • Видео- или звукозапись.
  • Объемно-пространственная. Речь о скульптурах, моделях, сооружениях, макетах и пр.

Обычно объективную форму произведению придают с помощью материальных носителей: бумаги, диска, холста и пр. Соответственно, на него распространяется право собственности. Оно не зависит от авторского права на произведение.

Важный момент

По сути, авторское право возникает вне зависимости от того, было обнародовано произведение или нет. Обнародованием признается действие, посредством которого результат творческого труда становится доступным для общества. Оно должно осуществляться исключительно с согласия автора.

Наиболее распространенными формами обнародования считаются опубликование, публичное исполнение или демонстрация, передача в эфир и пр.

Объекты

В законодательстве закреплен примерный перечень продуктов интеллектуального труда, на которые распространяет действие авторское право.

В число объектов, согласно первому пункту 1259 статьи ГК, входят произведения:

  • Литературы.
  • Музыкально-драматические, драматические, музыкальные, сценарные, хореографические.
  • Дизайна, графики, скульптуры, живописи.
  • Аудиовизуальные.
  • Сценографического и декоративно-прикладного искусства.
  • Архитектуры, садово-паркового дизайна, градостроительства.
  • Фотографического искусства.

Исключения

О них говорится в 6 пункте 1259 статьи ГК. К объектам авторского права не относят:

  • Официальные документы. Речь о законах, судебных постановлениях, административных актах и их переводах.
  • Госсимволы и знаки (ордена, гербы, флаги, банкноты и пр.).
  • Информационные сообщения о событиях и фактах.

Не распространяется авторское право на методы, системы, идеи, процессы, принципы, концепции, открытия. Это положение имеет особое практическое значение. В соответствии с ним, объектом авторского права являются элементы формы, а не содержания произведения. К примеру, в рассказе к числу первых относят последовательность изложения, художественные образы, язык. Элементами содержания, в свою очередь, являются сюжет, тема и пр. Следовательно, создатель рассказа на них не приобретает авторского права. Другие субъекты могут использовать такую же тему или сюжет и написать свое литературное произведение. Оно не будет считаться производным.

Сфера действия

Охрана произведений зависит не только от их объективной формы и творческого характера, но и от гражданства создателей, места нахождения и обнародования объектов. Для уяснения этого вопроса обратимся к законодательству.

В соответствии с 1256 статьей ГК, авторское право действует в отношении всех произведений, как обнародованных, так и нет, находящихся на территории России в какой-либо объективной форме. Гражданство создателей и их преемников значения при этом не имеет.

На практике такое понятие как "международное авторское право" не используется. На объекты, находящиеся за рубежом, авторство признается за гражданами РФ и их преемниками. Если создателями являются иностранцы, то основания для приобретения прав закрепляются в международных соглашениях. Россия является участником нескольких двусторонних договоров о взаимной защите авторского права, охране интеллектуальной собственности с Австрией, Китаем, Венгрией, Арменией, Швецией и рядом других государств.

Субъекты

Владельцами авторских прав являются непосредственные создатели произведений, а также их преемники. К числу последних относят наследников, лиц, которые приобрели права по договору. В круг субъектов входят также работодатели и иные участники гражданско-правовых отношений.

Особенности регистрации

Права появляются у автора в силу факта создания произведения. Регистрировать его, в принципе, необязательно. Какого-то иного специального оформления также не требуется. Однако создатель может провести регистрацию авторского права добровольно для обеспечения подтверждения принадлежности произведения. Для этого можно обратиться к нотариусу, в общественную или государственную организацию. Как правило, в России процедура проводится в Авторском сообществе РФ.

Как выглядит знак авторского права?

Многие видели обозначение авторства на различных носителях, на сайтах в Интернете. Знак авторского права выглядит как небольшой кружок, внутри которого находится латинская буква "с" (Copyright), радом с ним указывается наименование (имя) правообладателя, а также год первого обнародования произведения. К примеру, 2017 "ФБ".

Наличие знака не влечет юридических последствий (признания или приобретения права). Он служит только для уведомления пользователей об обладателе прав и о первой публикации произведения.

Соавторство

Некоторые произведения создаются несколькими людьми совместно. В таких случаях соавторы приобретают права вне зависимости от того, является ли результат их деятельности неразрывным целым или состоит из элементов, имеющих самостоятельное значение.

Каждый участник создания произведения может использовать ту часть, автором которой он является, по собственному усмотрению, если другое не закреплено соглашением. Если объект является неразрывным целым, то ни один соавтор не может запретить другому его использование без достаточных оснований.

Создатель произведения вправе:

  • Признавать себя автором.
  • Использовать произведение самостоятельно или разрешать им пользоваться другим лицам под именем создателя, псевдонимом или вовсе без какого-либо обозначения (анонимно).
  • Обнародовать результат творческой деятельности в любой форме.
  • Защищать произведение от искажений.

Кроме этого, создатель вправе отозвать разрешение на использование объекта, выданное ранее. Однако в этом случае он обязан компенсировать пользователю убытки: реальный ущерб и недополученные доходы. Если произведение обнародовано, создатель должен публично объявить о его отзыве из общего доступа. Вместе с этим он может изъять все экземпляры произведения (за свой счет). Указанные правила, однако, не распространяются на продукты интеллектуального труда, предназначенные для служебного пользования или входящие в состав сложного объекта, а также на программы для ЭВМ.

Допустимые действия

  • Воспроизводить произведение - изготавливать его экземпляры.
  • Публично показывать.
  • Распространять экземпляры - продавать или отчуждать иным способом.
  • Импортировать оригинал или копии.
  • Исполнять публично.
  • Передавать в эфир.
  • Переводить, аранжировать, переделывать, перерабатывать иным способом.
  • Реализовывать проект (архитектурный, садово-ландшафтный, градостроительный).
  • Открывать доступ к произведению неограниченному кругу субъектов.

Нюансы

Автор архитектурного проекта, утвержденного заказчиком, может потребовать своего участия в его реализации, разработке строительной документации или в непосредственном возведении сооружения/здания, если другое не закреплено в договоре.

Если копии произведения, опубликованного на законных основаниях, введены в оборот путем продажи, последующее их распространение допускается без согласия создателя и выплаты ему вознаграждения. Право распространять экземпляры посредством предоставления их в прокат имеет автор вне зависимости от того, кто является их собственником.

Особенности отчуждения

На основании 1293 статьи ГК, при продаже или иных сделках, совершаемых автором с оригиналом произведения живописи или иного изобразительного искусства, публичной перепродаже, в которой продавцом, посредником, покупателем является галерея, магазин, художественный салон или другая аналогичная организация, создатель вправе рассчитывать на вознаграждение. Оно исчисляется в виде процентов от стоимости объекта. Размер отчислений, порядок, условия их выплаты устанавливаются Правительством.

Ограничения

При использовании объектов интеллектуального права необходимо соблюдать баланс интересов автора и общества. Для этого в законодательстве закрепляются определенные ограничения авторского права.

В соответствии с 1273 статьей ГК, без согласия автора и выплаты ему вознаграждения разрешается воспроизведение произведения, обнародованного на законных основаниях, в личных целях. Это правило не распространяется на использование:

  • Архитектурных проектов сооружений/зданий.
  • Баз данных и их элементов.
  • Программ для ПК.
  • Книг и нотных текстов.
  • Видеозаписей в местах, открытых для публичного посещения или в которых присутствует большое количество субъектов, не являющихся членами обычного круга семьи.
  • Аудиовизуальных произведений на профессиональном оборудовании, не предназначенном для домашнего использования.

Особые случаи

В ГК предусматривается возможность использовать произведения без согласия создателя и выплаты вознаграждения, но с указанием автора и источника заимствования. Речь, в частности, о:

  • Цитировании в переводе и оригинале в полемических, научных, информационных, критических целях произведений, обнародованных законно. Данное правило распространяется в том числе на воспроизведение отрывков из журнальных/газетных статей в виде обзоров печати.
  • Использовании произведений и их частей в качестве иллюстраций в теле-, радиопередачах, изданиях, видео-, звукозаписях учебного характера. Воспроизведение должно осуществляться в объеме, оправданном поставленными целями и задачами.
  • Использовании в прессе, эфире произведений, опубликованных законно в журналах и газетах, по текущим социальным, политическим, экономическим, религиозным проблемам.
  • Воспроизведении публичных речей, обращений, докладов и пр. в объеме, соответствующем информационной цели. Авторы в таких случаях сохраняют за собой право опубликовать такие произведения в сборниках.
  • Воспроизведении/сообщении для публичного сведения в обзорах событий средствами кинематографии, фотографии.
  • Использование без получения прибыли произведений, выполненных рельефно-точечным шрифтом или иными методами для слепых и обнародованных законно. Исключение составляют объекты, специально созданные для воспроизведения указанными способами.

В законодательстве предусматриваются возможности для иных ограничений, в том числе предполагающие выплату вознаграждения автору.

Срок авторского права

О нем говорится в 1281 статье ГК. Согласно норме, исключительные права действуют на протяжении всей жизни создателя произведения. После его смерти они сохраняются за автором в течение 70 лет. Исчисление этого срока начинается с 1 января года, идущего за годом смерти.

Бессрочно действуют права на защиту репутации, имя и авторство.

Некоторые произведения могут обнародоваться анонимно. В этом случае авторское право будет действовать 70 лет с 01.01 года, идущего за годом опубликования. Аналогичный период действует и в отношении произведений, обнародованных под псевдонимом. Если в течение 70 лет автор раскроет сведения о себе или будут отсутствовать сомнения в его личности, применяется общее правило, приведенное выше.

Отдельно оговаривается срок действия прав соавторов. Оно сохраняется на протяжении всей жизни участников создания и в течение 70 лет после смерти субъекта, пережившего остальных. Исчисление начинается по общим правилам - с 01.01 года, идущего после смерти.

Если автор являлся жертвой политических репрессий и впоследствии был реабилитирован, но после своей смерти, срок действия прав начинается с 1 января года, который следует за годом реабилитации. Для создателей произведений, работавших во время ВОВ или участвовавших в ней, период защиты прав увеличивается на 4 года.

Дополнительно

После истечения срока действия авторских прав произведения становятся общественным достоянием. Это означает, что любой субъект может использовать их по своему усмотрению в рамках закона. Произведения, никогда не находившиеся под защитой на территории РФ, также признаются общественным достоянием.

Использование таких объектов осуществляется без отчисления авторского вознаграждения. Вместе с тем пользователи должны соблюдать права на имя и неприкосновенность произведений. Объекты, признанные народным достоянием, но необнародованные, могут быть опубликованы любым лицом. Исключения составляют случаи, когда эти действия противоречат воле создателя, выраженной в письменном виде. К примеру, автор может установить запрет в завещании, дневниках, мемуарах, письмах и пр.

Законодательство допускает переход исключительных прав по наследству.

Составители

Авторы сборников и прочих аналогичных произведений обладают правом на подбор и расположение сведений и материалов, осуществленных ими и представляющие продукт интеллектуального труда. Составитель реализует предусмотренные законом возможности при условии соблюдения интересов авторов каждого объекта, использованного им в своей деятельности. Создатели таких продуктов интеллектуального труда, в свою очередь, могут обособленно воспроизводить их и распоряжаться ими иным способом, если другое не оговорено в соглашении.

Переводчики

Они, как и авторы иных произведений, созданных в произвольной форме, обладают авторским правом на основании 1 пункта 1260 статьи. Указанные субъекты могут осуществлять переделку, перевод, аранжировку и иную обработку объекта. При этом не допускается нарушение авторских прав лиц, чьи произведения были ими использованы.

Права переводчиков и создателей других продуктов интеллектуального труда, выполненных в произвольной форме, не мешают другим субъектам переводить или перерабатывать те же произведения.

Аудиовизуальные произведения

  • Сценаристы.
  • Режиссеры-постановщики.
  • Композиторы.

Соглашения на создание аудиовизуальных произведений могут предусматривать передачу авторами исключительных прав изготовителю (продюсеру) на воспроизведение, публичное исполнение, распространение, передачу в эфир, иное обнародование, дублирование, субтитрирование текста. Данная процедура регламентируется положениями 1240 статьи ГК. В норме закреплены особенности использования продукта интеллектуального труда в составе сложного произведения.

Изготовитель аудиовизуального контента может указать свое наименование или имя при любом его использовании либо требовать этого указания. Аналогичной возможностью обладает создатель произведения, предназначенного для служебного пользования.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»