Покровский собор (Собор Василия Блаженного). Храм Василия Блаженного на Красной площади: краткая история

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Храм Покрова Богородицы «на Рву» July 13th, 2016

Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани - столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.

Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора.

А ведь изначально храм выглядел не так как сейчас! Вот смотрите...

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.
Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь. Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.


Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.
Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Приставка "на Рву", встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.

Архитектура храмов сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» - это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность - примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так - А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно».

Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».

И - закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, - высшая похвала.


Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?

Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы - не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».

Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.

Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря - это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 - центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.

Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны - видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21!!!) показался «архитектурным излишеством». А жаль…

источники

Описание:

Центральное благочиние

История

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был создан в 1555-1561 гг. по обету царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария в честь взятия Казани и присоединения Казанского ханства к России.

В 1552 г., сразу после покорения царем Иоанном Грозным Казанского ханства, на границе Кремля и посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву», т.к. до середины XVII в. на этом месте стояла деревянная Троицкая церковь), был построен каменный Троицкий храм, около которого в память казанских побед было построено семь деревянных церквей.

В 1555 г. мастерами Бармой и Постником Яковлевым начинается сооружение нового собора. На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей. В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы казанских побед.

Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот праздник, 1 октября 1552 г., наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города Казани. Другие пять престолов освящены в честь святых, чья память пришлась на дни, когда произошли основные события казанской экспедиции: в честь святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория Армянского (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое значение имеют посвящения престолов в честь Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.

Девятый престол был посвящен событию, не связанному с казанскими победами. Летом 1555 г. в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в честь Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

29 июня (ст. ст.) 1561 г. был освящен престол Покрова Пресвятой Богородицы, что ознаменовало завершение строительства всего собора.

В 1588 г. над могилой св. Василия Блаженного (погребен у стен Троицкого храма в августе 1552 г.) с северо-востока был построен новый придел, освященный в его честь и давший второе имя всему собору. В 1672 г. с юго-востока был устроен придел Ризоположения (с 1680 г. — Рождества Богородицы) над могилой блж. Иоанна Московского.

Во второй половине XVII в. была построена шатровая колокольня, пристроено гульбище с крыльцами, форма куполов изменена со шлемовидной на луковичную, произведена многоцветная раскраска стен.

Во второй половине XVI-XVII вв. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим : к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

На протяжении своей истории собор многократно горел и восстанавливался. В 1817 г. архитектор Осип Бове, реконструируя Красную площадь, выложил подпорную стену храма камнем и установил чугунную ограду.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством согласно декрету от 5 октября 1918 г. В конце 1919 г. в Покровском соборе службы были прекращены, однако в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1929 г., когда храм был закрыт окончательно. Тогда же были изъяты и переплавлены почти все колокола звонницы.

В 1923 г. в храме был открыт историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 г. — филиал Государственного исторического музея).

В 20-е годы XX в. были развернуты широкие научно-реставрационные исследования собора, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. В 60-е годы XX в. также проводились реставрационные работы. В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы XVI в., состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI в., «Александр Невский в житии» XVII в.). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII в. из Московского Кремля.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 г. Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного. В соответствии с этим указом между Министерством культуры РФ и Московской Патриархией в ноябре 1992 г. было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве», и до настоящего времени собор является филиалом Государственного исторического музея. Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России .

Первое богослужение состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 г.

15 августа 1997 г. после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

Главный собор на Красной площади - храм Василия Блаженного - всемирно известный памятник русской церковной архитектуры. Входит в реестр объектов культурного наследия Мирового уровня под эгидой ЮНЕСКО. Другое его название - Покровский собор.

Еще один расположен на углу Никольской улицы, возле Монетного Двора. Этот храм обладает своей собственной историей. Соборы Москвы на Красной площади были построены в разное время и каждый из них по-своему интересен и знаменит.

Многие москвичи и гости столицы считают, что на Красной площади не два собора, а гораздо больше. Это мнение ошибочно, так как другие шедевры русского храмового зодчества, хоть они и видны с Красной площади, находятся за на территории Московского Кремля. Таким образом, ответ на вопрос о том, сколько соборов на Красной площади, однозначен.

Центр Москвы отличается обилием памятников архитектуры.

Покровский собор на Красной площади, фото которого представлены в данной статье, расположен напротив Спасской башни Кремля, в начале Васильевского спуска. Недалеко находится бронзовый мемориал Минина и Пожарского, установленный в 1818 году.

Собор Покрова на Красной площади является самой грандиозной Группы туристов и отдельные посетители часами ходят по галереям. И если спросить японца, француза или датчанина о том, какой собор на Красной площади им понравился больше, они, не задумываясь, назовут собор Покрова. То же самое скажут и москвичи.

Покровский собор на Красной площади - это непревзойденный шедевр храмовой архитектуры середины 16 века, построенный в честь великого события, произошедшего на Руси в октябре 1552 года - взятия Казани и победы над казанским ханством. Царь Иван Грозный распорядился выстроить такую церковь, "какой не может быть подобия". Этой "церковью" и стал Покровский собор на Красной площади, который возвели за шесть лет, в период с 1555 по 1561 год. Позже было сделано несколько пристроек культового характера.

Структура

Архитекторы Барма и Постник создали проект собора, состоявшего из центрального столпа и восьми приделов, которые они расположили по сторонам света, в соответствии с канонами церковного строительства того времени:

  • Центральный столп - Покрова Пресвятой Богородицы.
  • На восток - придел Святой Троицы.
  • На запад - придел "Вход Господень в Иерусалим".
  • На северо-запад - придел "Григория каталикоса Армянского".
  • На юго-восток - придел "Свирского Александра".
  • На юго-запад - придел "Варлаама Хутынского".
  • На северо-восток - придел "Иоанна Милостивого".
  • На юг - придел "Николая Чудотворца".
  • На север - придел "Киприана и Устиньи".

В соборе нет подвалов, основанием служит фундаментальный подклет, своды которого опираются на кирпичные стены трехметровой толщины. До 1595 года подклет Покровского собора использовался для хранения царской казны. Кроме золота, в хранилищах размещались самые ценные иконы.

Второй этаж храма - это непосредственно все приделы и центральный столп Покрова Богоматери, окруженные галереей, из которой можно попасть через арочные входы во все помещения, а также пройти из одной церкви в другую.

Церковь Свирского Александра

Придел юго-восточного направления освящен во имя Александра Свирского, преподобного. В день его памяти, в 1552 году, произошло одно из решающих сражений Казанского похода - разгром конницы хана-царевича Япанчи.

Церковь Александра Свирского - один из четырех малых приделов, состоящий из нижнего четверика с восьмериком и барабаном с окнами. Придел венчает купол с крестом.

Церковь Варлаама Хутынского

Церковь Варлаама Хутынского, преподобного, освящена во имя его. Четверик в основании переходит в невысокий восьмерик и далее в купольное навершие. Апсида церкви смещена в сторону Царских ворот. Внутреннее убранство включает в себя тябловый иконостас с иконами 16 века, среди который выделяется икона новгородская "Видение Тарасия, пономаря".

Церковь "Вход Господень в Иерусалим"

Придел западного направления освящен в честь праздника "Вход в Иерусалим". Большая церковь в форме двухярусного восьмигранного столпа, переход от третьего яруса к барабану осуществляется с помощью промежуточного пояса из кокошников, расположенных "вперебежку".

Внутреннее убранство носит богатый декоративный характер, не лишенный торжественности. Иконостас унаследован из собора Александра Невского, ранее находившегося в Московском Кремле. Четырехъярусная тябловая конструкция украшена золоченными накладками и резными деталями из палисандра. Нижний ряд икон повествует о Сотворении мира.

Церковь Григория, коталикоса Армянского

Придел, обращенный на северо-запад, освящен во имя просветителя Армении. Малая церковь, четверик с переходом в невысокий восьмерик с тремя ярусами кокошников "вперебежку", взятых из крестово-купольного стиля кубических храмов второй половины 15 века. Купол своеобразной формы, ромбовидные выступы перетянуты "сеткой" из темно-зеленых полос.

Иконостас разнообразный, в нижнем ряду - бархатные пелены и на них изображены кресты Голгофы. Интерьер церкви полон "тощими" свечами - деревянными подсвечниками, в которые вставляли тонкие По стенам расположены витрины с облачениями для священников, фелони и стихари, расшитые золотом. В центре кандило, украшенное финифтью.

Церковь Киприана и Устиньи

Большая церковь, обращенная на север. В день памяти Киприана и Устиньи царское войско штурмовало Казань. Восьмигранный столп с фронтонами переходит через ярус кокошников в граненый барабан. Купол, сложенный из вертикальных долей синего и белого цвета, увенчивает столп. Внутреннее убранство церкви состоит из резного иконостаса и многочисленных настенных росписей со сценами жития святых.

Церковь многократно реставрировалась, последнее обновление датируется 2007-м годом, финансовая поддержка поступила от АО "Железные Дороги России".

Придел Николы Великорецкого

Придел, обращенный на юг, освящен во имя Николая Чудотворца, названного Великорецким в честь иконы обретенной в Хлынове на реке Великой. Церковь представляет собой двухярусный восьмигранный столп с фронтонами, переходящими в ряд кокошников. Над кокошниками высится восьмигранник, увенчанный главой с православным крестом. расписной, несет на себе волнистые полосы красного и белого цвета.

Церковь Святой Троицы

Еще один большой придел Покровского собора, обращенный на восток, освящен во имя Великой Троицы. Двухярусный столп восьмигранной конфигурации, обрамленный остроконечными фронтонами на нижнем ярусе, окруженный кокошниками в средней части и увенчанный восьмериком с куполом, является самым красочным во всей композиции Храма Василия Блаженного.

Придел "Трех Патриархов"

Обращенный на восток придел освящен в честь трех патриархов Константинопольских: Иоанна, Павла и Александра. Отличается большим пятиярусным иконостасом барочного типа, с иконами местного ряда, деисусного, жития с клеймами. Интерьер был отреставрирован в 2007 году.

Василий Блаженный

В 1588 году собор на Красной площади был достроен с северо-восточной стороны. К столпу "Григория Армянского" добавили придел в честь Василия Блаженного, умершего в 1552 году, останки которого были погребены как раз на месте строительства собора.

Покровский собор на Красной площади, помимо своей архитектурной, а также исторической ценности, обладает еще и сакральными признаками в плане культовых захоронений. В 1589 году в подклете собора был погребен Иоанн Московский. В 1672 году в Покровском соборе произошло захоронение мощей Иоанна Блаженного, чудотворца московского.

Казанский собор на Красной площади

В 1625 году на Никольской улице был выстроен деревянный Храм Казанской Божьей Матери на средства московского князя Пожарского. Спустя девять лет Казанская церковь сгорела и на ее месте возвели каменный Казанский собор. На этот раз строительство храма оплатил царь а освящена новая постройка была в 1636 году патриархом Иоасафом Первым.

В период сталинской реконструкции Манежной площади собор снесли, это произошло в 1936 году. Храм Казанской Божьей Матери воссоздали в начале девяностых годов, по инициативе Московского общества охраны памятников культуры. В настоящее время Казанский собор, расположенный на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры.

  • Православный Собор Василия Блаженного (XVI век) является символом русской церковной архитектуры того времени.
  • В советское время здесь был музей, богослужения возобновились в 1991 году. Теперь проводятся каждую неделю.
  • Зодчего , построившего собор Василия Блаженного, звали Барма Постник.
  • Великолепно украшенная церковь была благодарением Всевышнему за выдающийся военный успех ‒ взятие Казани .
  • Собор состоит из девяти отдельных церквей , которые расположены на одном фундаменте и соединены двумя галереями.
  • В храме захоронены мощи Василия Блаженного, юродивого, который жил в Москве в XVI веке.

Узкие галереи между церквями также имеют оформление: в XVII в. они были расписаны растительным орнаментом, а чуть позднее – сюжетными фресками. Особое внимание стоит уделить подклету, который раньше служил сокровищницей. Его пространство перекрывается сложными коробовыми сводами. Кроме того, в подклете экспонируется собрание икон, а также серебряная посуда, образцы оружия и прекрасный покров на раку Василия Блаженного, вышитый в XVI в.

Св.Василия Блаженный и святыни собора

Святой Василий Блаженный, мощи которого захоронены в Соборе, жил в Москве в XVI в. и был юродивым — религиозным п одвижником, отринувшим мирские блага. Житие его гласит, что он круглый год ходил без одежды, спал на улице и соблюдал строгий пост. По преданиям, он сотворил многие чудеса и обладал даром провидения: его речей боялся сам Иван Грозный. Святого очень почитали, и память о нем сохранилась до наших дней. В храме находится также могила блаженного Иоанна Московского.

Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Красивейший из храмов России!

12 июля 2016 года исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного и который сегодня считается одним из символов России и является памятником мирового значения, входя в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Нет сомнений в том, что собор Василия Блаженного является символом Москвы. Мы часто видим его по телевизору и в кино, в туристических журналах и декоративных сувенирах, привезенных из российской столицы. Кроме того, собор Василия Блаженного - это одно из самых красивых мест России! А многолетняя история московской святыни связанная с интересными фактами и легендами, ежегодно привлекает в красивейший храм России 500000 туристов.

Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

Официально собор носит совсем иное название - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного - это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

Из истории возведения храма Василия Блаженного:

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − как звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить один большой храм, каменный− на векá и назвать его Покровским, так как в праздник Покрова Святой Богородицы была одержана окончательная победа в долгой войне. Так в 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного, у стен Московского Кремля был заложен каменный Собор – Храм Покрова Божьей Матери.

Откуда же взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Еще во время строительства храм стали называть именем почитаемого москвичами юродивого Василия Блаженного, похороненного у стен старой церкви. Его мощи, дарующие исцеление от многих болезней, были перенесены в Покровский собор по окончании его строительства. Еще одно название Храма – Иерусалимский, оно было дано в честь одного из приделов Покровской церкви. Покровский собор был построен по меркам XIV века быстро – всего за пять лет.

Строительство было доверено плотникам Барме и Постнику, хотя многие исследователи склоняются к версии, что вероятнее всего «Постник» - это прозвище плотника Ивана Бармы.

В документах XVI века ясно говорится о том, что этот мастер после работы над собором в Москве, участвовал в возведении Казанского кремля.

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

За время своего существования храм претерпел множество изменений: были достроены приделы, изменены главки, большую галерею перекрыли сводом и расписали орнаментом, над лестницами устроили крыльца, а фасады обновили изразцами.

Купола тоже заменили: изначально они были шлемовидными, вытянутыми вверх, но в конце XVI века их заменили луковичными главками с уникальной отделкой. Цвет главок был установлен только в XIX веке, до этого их, как и стены, наружные и внутренние, перекрашивали часто, меняя рисунок. Несколько раз храм Василия Блаженного реставрировался.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Восстановление и обновление здания было необходимо после страшного московского пожара 1737 года, взятия столицы французскими войсками и разграбления ими храма, тогда же собор был заминирован и едва не погиб, а в начале XX века он требовал хорошего ремонта и укрепления.

В 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.

Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

План храма Василия Блаженного:

*Центральный – Покровский

*Восточный − Троицкий

*Юго-восточный − Александра Свирского

*Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)

*Юго-западный − Варлаама Хутынского

*Западный − Входоиерусалимский

*Северо-западный − Св. Григория Армянского

*Северный – Св. Адриана и Наталии

*Северо-восточный − Иоанна Милостивого

*Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.),

* Примыкающий к приделу Василия Блаженного.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1918 году Собор официально стал памятником истории, хотя это не спасло его от бедственного, заброшенного положения и изъятия ценностей новым правительством. + Несмотря на то, что храм был филиалом Государственного Исторического Музея, а богослужения теперь запрещались, были попытки снести здание, но в жизнь они, по счастливой случайности, не воплотились.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди.

В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте.

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда. +Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери, потому что именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

По итогам исследования доказано, что в этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна.

Какие еще легенды и тайны сегодня хранит этот храм, который мы называем собор Василия Блаженного?

Мифы и правда о Соборе Василия Блаженного:

1) Иван Грозный выколол глаза строителям храма Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ над строительством храма Василия Блаженного принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

2) Собор изначально задумывался таким пестрым Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

3)Наполеон хотел перевезти храм в Париж Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

4) Сталин спас Cобор от разрушения Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

5)Собор служит сейчас только музеем? Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году.

25 интересных фактов о Соборе Василия Блаженного:

1.Считается, что храм Василия Блаженного находиться под особым попечительством Пресвятой Богородицы. Об особом Божьем Промысле свидетельствует тот факт, что собор уцелел до нашего времени, несмотря на все катаклизмы – пожары, войны, желание правителей взорвать святыню и т.п.

2.Изначально храм венчали 25 золоченых куполов, которые символизировали Господа и старцев у его трона. В наши дни осталось 10 куполов, каждый из которых уникален своей отделкой и расцветкой.

3.Вехой в истории собора стал 1990 год, именно в этот год святыня была внесена в Список всемирного наследия Юнеско.

4.Собор, которому недавно исполнилось 455 лет, должен

был исчезнуть не один раз. Он пережил пожары, наполеоновские войска, которые использовали его как сарай, и даже план сноса со стороны сотрудников Сталина, которые считали, что Святой Василий занимал много места, необходимого для парадов.

6.В старинных летописях упоминается тот факт, что Наполеон во время взятия Москвы в 1812 г. изъявил желание перенести русскую святыню в Париж. Поскольку желания императора на тот момент было не осуществимо ввиду отсутствия технологий, Наполеон принял решение взорвать собор. Москвичи молились о спасении святыни, пошел дождь и потушил фитиль.

7.В 30 годы XX века при проведении реставрационных работ был обнаружен потайной ход. В древности подклет (основание) собора не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, о существовании потайной лестницы, ведущей в недра сооружения. Тайники, размещенные в нишах нижнего этажа, использовались богатыми горожанами в качестве хранилищ для богатств, до конца XVI века здесь сберегалась царская казна.

8.Этот храм нам ещё может напоминать нам игру Тетрис, которая была создана в 1984 году российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, и всегда запускалась с изображения символов СССР, в том числе Собор Василия Блаженного.

9.В наши дни Собор находится в одновременном пользовании Русской православной церкви и Государственного исторического музея.

10.Собор Василия Блаженного символизирует победу русского войска над Казанским ханством.

11. Собор – неточная копия мечети Кул-Шарифа. По преданию Грозный во время штурма города был взбешен сопротивлением оказанным жителями, после взятия населенного пункта он приказал снести мечеть.

14.Собор представляет не только архитектурную ценность, сокровища святыни включают 400 икон XVI-XIX вв., живопись XIX в, уникальную церковную утварь. В храме размещено 9 иконостасов, стены собора украшены фресками XVII.

15. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что церкви, которые расположены по периметру вокруг центральной, образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

16.Под защиту государства московская святыня была взята еще в 1918 году.

17.В 1923 году Собор открыл свои двери в качестве музея.

18.Существует одна любопытная история: говорят, что ответственный за генеральный план реконструкции Москвы, Лазарь Каганович, пошел к Сталину с моделью Красной площади в руке, и предложил снести собор. Ответ Сталина был простым: «Лазарь, поставь на место!».

19.Покровский собор – победитель конкурса «7 чудес России». В 2007 году храм стал номинантом Всероссийского конкурса. Конкурс проходил в три этапа, при объявлении результатов 12.07.2008г. среди победителей был объявлен и Собор Василия Блаженного.

20.Ансамбль Собора включает восемь церквей и главный девятый храм с шатром, возвышающийся над ними, символизирует Покров.

21.Богослужения в храме Василия Блаженного проводят с 1991 года. Патриаршие и владычные службы проводятся в храме в дни Покровы и святого Василия Блаженного.

22.При строительстве святыни архитекторами использовались специальные приемы для создания уникального акустического звучания внутри сооружения. В стены закладывали глиняные горшки, горловины которых были направлены в направлении внутреннего пространства строений.

23.Рака с мощами Василия Блаженного сберегается в храме. Известен не один случай чудесного исцеления прихожан, после преклонения к святым мощам Василия.

24.Существует мнение, что Василий Блаженный был единственным человеком, которого Иван Грозный боялся, и, следовательно, царь похоронил его в церкви Святой Троицы.

25. Собор состоит из девяти отдельных часовен, каждая из которых посвящена одному из святых, в чьи праздники Иван Грозный выигрывал битву.

Стихи о Храме Василия Блаженного:

*С моста над Москвою-рекою

Нам виден Васильевский спуск.

Там храм, возвышаясь горою,

Стоит, не стряхнув снежный груз...

Тот груз пусть совсем символичен -

Украсил зимой купола.

Ведь храм красотою отличен,

Зря снег мать зима намела...

Вам скажет любой очевидец,

Что время не властно над ним.

Василий Блаженный - провидец,

Хранит его светом своим...(Миловидова Светлана)

*Дворец великолепный и надменный,

Творенье рукокрылых мастеров,

Набросив златотканый свой покров...

Стоял он величаво, гордо, пышно;

Неодолимо в сказку он манил -

И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…

Как колокольчик в сердце зазвонил.

В который раз звонит он лет уж триста?

Казалась роспись чудом кисти,

Автографом, дошедшим из веков.

И красоты нездешней отраженью

Я подивился, трепет не тая,

И я не знаю, кто же был блаженней

В тот миг связующий - собор иль я?..

И, заглядевшись на чуднЫе фрески,

Я забывал, поверив в чудеса,

Что гениальным мастерам в отместку

Царь, по преданью, выколол глаза…

Стоял собор, безмолвный и блаженный,

И захотелось, глядя в небеса,

Построить храм в душе своей нетленный,

Покуда смерть не выклюет глаза… (Карпенко Александр)

*Красотой людей пленяя,

Верность Богу сохраняя,

Святой Дух обряд творит, Чудо-Храм в Москве стоит.

Буйство зелени, цветов,

Солнца блеск его крестов.

Жизнь долга и на века,

Крепко строила рука…

Речь держал сам Грозный царь,

Всей Руси наш государь:

«Будет храм стоять в столице,

Должен быть как чудо-птица.

Чуть вспугнёшь и он взлетит,

В чистом небе полетит.

Есть ли здесь мастеровые,

Кто построит чудо-храм,

Иль остались здесь в России,

Рвань да голь, да всякий срам»?

Вот с толпы выходят двое,

И на зов царя идут

В поясах согнулись вдвое,

И царю поклоны бьют.

Постник Яковлев, Барма,

Высока о них молва.

И по жизни не хитры,

И в строительстве мудры.

Двое псковских мастеров,

Каждый к подвигу готов.

Не прогневайся, Властитель,

Мастера в России есть.

Мы построим храм Властитель,

Окажи нам эту честь.

Головой кивнул им царь,

Земли русской государь.

И пошла в Москве работа,

Сколько люда, сколько пота.

Стали храм тот возводить,

Видно так тому и быть.

Вблизи Спасских там ворот,

На глазах наш храм растёт!

Много времени иль мало,

Убежало с той поры,

Но вот чудо засияло,

Понесли к нему дары.

Иноземцам в удивление,

Завершил народ строение.

Храм стоял подобно птице,

И сверкали купола.

Тишина плыла в столице,

Как волшебных два крыла.

Вдруг в народе зашумели:

С колоколен грянул звон.

«Аллилуйя» все запели

Храм стоял, светился он.

Устремился ввысь крестами,

Был красив под куполами.

Стены словно облака,

Простоит в Москве века.

Что творилось с мастерами!

Сдержать радость нет уж сил,

Гордость сердце разрывала,

Трепет чувства захватил.

В горле всё перетянуло,

Затуманились глаза.

Душа разом содрогнулась,

Покатилась вниз слеза.

Ох, нелёгкая победа,

Отдано немало сил,

Мастерство своё изведав,

Бога всяк язык хвалил.

Солнцем взятый весь в полон,

Храм парил, как дивный сон.

Радость била через край,

Век живи не умирай.

Иван Грозный подошёл,

Храм со свитой обошёл.

В стены жезлом ударял,

Их на прочность проверял.

Подошёл он к мастерам,

И задал вопрос им сам:

Отвечайте мне царю,

Лучше сделать храм велю.

Ну каков от вас ответ, Вы построите, иль нет»?

Постник Яковлев, Барма,

Прорекли в ответ слова:

«Разве нет на нас креста?

Укажи нам царь места.

Мы построим, прикажи,

Краше сделаем, скажи.

Твоя воля государь,

Всей Руси великий царь».

Эх, славяне - простота,

А живёт в вас - красота.

Перед храмом царь стоял,

Хищный блеск в глазах сиял.

Взгляд тяжёл и он молчал,

Думу трудную решал.

«Постник Яковлев, Барма,

Прозвучали к ним слова,

Окажу вам свою честь.

Я доволен тем что есть,

Мне другого и не надо,

Вот для вас моя награда.

Красоты под небесами

Лучше не было и нет,

Вы расстанетесь с глазами,

Чтоб не видеть белый свет.

А душа пусть будет рада,

Жизнь оставлю ей в награду».

Щедра царская рука,

Будь проклята на века.

Мастеров царь наградил

В благодарность ослепил.

Чтобы не было по свету

Храма лучшего, чем этот.

Чудо-храм на Бога зрит -

Пять веков в Москве стоит.(Богатырев Юрий Николаевич)

*На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Вещая миру о могучей нашей силе,

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

Символ Москвы и душа сокровенного,

Вечный наследник и славы, и бед,

Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополит Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев! (Марахин Владимир)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»