Троицкая суббота поминовение. Троицкая родительская суббота

Подписаться
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:

Помяни, Господи, души усопших раб Твоих новопреставленных и преждеусопших, и всех от сего мира отшедших в надежде Воскресения…

Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших.

За пределы жизни человеческой сегодня простирается наша молитва. Туда, в далекое и близкое царство мертвых, с молитвой, как с горящей свечой, мы стремимся принести скромный дар благодарной памяти и любви, прося у Бога милости ко всем усопшим, да во святых души их водворятся!

Поминальная родительская суббота устроена накануне празднования дня Святой Троицы и называется Троицкой субботой. В день основания Церкви, в Святую Троицу, благодать Духа Святого пронизала всю Церковь земную и всю Церковь Небесную, где праотцы и патриархи, священномученики, преподобные, святые.

Между Церквами земной и Небесной существует прямая связь; мы молимся святым, просим у них и они нас слышат. В день основания Церкви – день Святой Троицы – Дух Божий все в мире освятил, и живых и усопших, поэтому отцы Церкви с основания Церкви поминали усопших, своих дорогих родителей, своих братьев и сестер, и по внушению Духа Божия устроили поминальную субботу накануне праздника Святой Троицы.

Помяни, Господи, души усопших раб Твоих

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Панихиды еще служились в катакомбной Церкви, когда первые христиане были гонимы в Римской империи, и слово «панихида» — в буквальном переводе с греческого языка означает «служение ночью» – «молитва ночью об усопших». Когда Церковь стала свободна, то панихида вышла из катакомб и стала службой об усопших. Со временем появились в Церкви поминальные субботы.

«Молись Господу об упокоении праотцев,
отец и братий своих ежедневно утром и вечером,
да живет в тебе память смертная,
и да не угаснет в тебе надежда на будущую жизнь после смерти,
да и ширяется ежедневно дух твой мыслит о скоропреходящем житии твоем».
Cвятой праведный Иоанн Кронштадтский

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения молитва Церкви ходатайствуют за своих усопших.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – это тоже есть милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется ещё и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде.

Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье — кутию. Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. А наш долг и в том и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных.

Преп. Антоний Оптинский

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

Настаёт час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает.

В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений - третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Третий день. Поминовение усопшего в третий день после смерти совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Молитвы за усопших помогают нам приобрести память смертную, чтобы помнить о своем последнем часе и удерживаться от греха. Будем же усердны в молитве, чтобы упокоились в мире со святыми, ушедшие в иной мир, далекие и близкие нам люди, да простит их ошибки и прегрешения Господь, и нас помилует и спасет за молитвы о них.

Отшедшие в лучший мир друзья наши уже не вернутся к нам, мы на земле уже не увидим дорогого лица, не услышим любимого голоса, но все не кончается земною жизнью. Смерть — есть только переход к полноте жизни совершенной — и в этом наше утешение, вся наша надежда . Хотя они не вернутся к нам, но мы пойдем к ним, когда призовет нас Господь.

Сегодня, 3 июня, в христианстве особенный день – это канун праздника Святой Троицы. По традиции его называют родительской субботой. Православные люди в России, Украине и Белоруссии считают этот день самым главным поминальным днем, когда в церкви совершают поминовение всех усопших. Какие же обряды связаны с родительской субботой? Что нужно делать в этот день и чего делать категорически нельзя? Какие народные приметы, связанные с ним, могут рассказать о будущем?

Традиции и обряды

В этот день накануне Троицы ещё со времен Киевской Руси было принято поминать родных, готовить ритуальные блюда в виде блинов, кутьи, яиц и сладостей. В родительскую субботу христиане произносят молитвы Святому Духу, предназначенные для поминания умерших родных и близких, а также всех верующих людей, покинувших этот мир.

По древней традиции в этот день люди посещают могилы покойных предков, убирают на них и украшают живыми или искусственными цветами. Они также оставляют сладости, чтобы «угостить» ими души усопших (хотя христианская церковь выступает против этого, считая языческим обычаем).

В родительскую субботу в церквях идут богослужения за упокой всех людей, которые погибли вследствие катастроф, катаклизмов, несчастных случаев, эпидемий, аварий, на войнах или на воде, а также о тех, кто погиб вдали от родного дома и не успел покаяться или кого не сумели отпеть по церковному обряду.

Эксперты считают, что вечер каждой субботы предназначен для того, чтобы помолиться о покойных предках, но особенно это касается Троицкой. Святой Василий говорил, что в этот день Бог принимает молитвы обо всех умерших, даже о тех, которые находятся в аду. В церкви говорят, что общая заупокойная молитва помогает их душам.

В эту Великую субботу во всех церквях совершаются литургии. В храмах люди заказывают такие панахиды, перечисляя имена всех умерших родственников. Поминовение проводит священник, опуская частицы просфоры в чашу с кровью Христа. Только после такой заупокойной службы можно было идти на кладбище. Служители церкви говорят, что людям стоит не скупиться на молитвы за усопших, ведь в это же время они просят за нас Бога. Заупокойная служба в данный день называется «Память, совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших».

В Троицкую субботу принято давать нуждающимся людям милостыню. Одной из форм подобного подаяния считалось оставить сладкие угощения на надгробиях, ведь прохожие могли взять еду с могилы и скушать. Такое поведение не считалось зазорным.

Издавна люди не ходили одни в лес, к воде и не пасли возле них скот, так как в этот день просыпались русалки. В канун Святой Троицы подобные существа устраивали песнопения и хороводы на полях и в лесах. Чтобы утихомирить русалок и водяного люди в ночь на воскресенье палили костры у воды и бегали с ветками по лесу.

В этот день люди также украшали свои дома и дворы зелеными ветками, травой, цветами, так как молодые растения привлекают к хозяевам богатство, процветание и продолжение жизни.

Чего нельзя делать в родительскую субботу?

В родительскую субботу также нельзя делать все, что связанно с водой, где по мифологии и живут русалки. В связи с этим нельзя стирать и полоскать белье, а также мыть что-то. Потому многие не делают уборку в этот день и не занимаются домашними делами. Хотя священники говорят, что не рекомендуют делать работу по хозяйству, чтобы она не мешала молиться об усопших, а не из-за запретов.

В этот день нельзя работать в поле, на огороде, так как все виды сельскохозяйственных работ было делать не принято, чтобы не «расстраивать» русалок, которые активны сегодня.

Хотя эта суббота предназначена для поминания усопших, однако в этот день, как говорят священнослужители, нельзя поминать людей, лишивших себя жизни. Традиционно христианская церковь никогда не молится за тех, кто совершил самоубийство, ведь оно считается самым страшным из земных грехов.

В этот день также нельзя ругаться, сквернословить и плохо отзываться о тех, кто уже ушел в мир иной, а также напиваться.

Кроме того, посещая могилы, нельзя наливать в стаканы спиртное и оставлять или поливать им надгробие, даже если покойник любил при жизни алкоголь, так как его душа может мучиться за винопитие (грех распивания спиртного) и после смерти.

Приметы на Троицкую субботу

Если в эту субботу посеять коноплю и ячмень – будет их хороший урожай.

С Троицкой субботы не метут в доме три дня, а потом – выметают. Если в день перед Троицей идет дождь - будет урожайное лето.

В этот день можно принести домой осинку и поставить её в углу на ночь, тогда утром можно будет увидеть, что ждет хозяев дома. Если она осталась свежей и зеленой – тогда все домочадцы будут живы и здоровы, а если пожелтела или почернела – это плохая примета (в семье будет болезнь или потеря).

Таким образом, Вселенская родительская суббота перед Пресвятой Троицей – день необычный. Он символизирует очищение людей от грехов в молитвах, искупление мира животворящей силой Святого Духа. Не зря ведь сегодня в храмах читают притчу о Страшном суде, чтобы люди понимали, каким важным является покаяние в земных отступлениях. Кроме того, если мы будем молиться, только тогда благодать снизойдет на всех покойных и ныне живущих на Земле.

Троицкая суббота - день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в России.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, молитва Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная! Аминь.

День поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицыным днём, главный весенне-летний поминальный день в Православной церкви.

В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и . Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка живится».

Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой , составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».

Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святого Духа. Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их, и верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. Наши близкие ушли в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. Накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером в нашей Церкви служат парастаc. «Парастаc», с греческого, «ходатайство» – во время этого богослужения ходатайствуют за своих усопших, Церкви, и Сам Господь это сказал, спасает грешников.

Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Православные просят от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения. По молитве Церкви благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада.

В день Троицкой родительской субботы принято ходить на службу, где читается 17-ая кафизма. В ней поминаются все усопшие христиане (от века). Такая общая молитва очень важна для усопших. Вечером 17-ую кафизму можно читать и дома.

Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакральный смысл и не потеряет его до скончания века, поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третью, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу.

У многих есть стремление помянуть своих усопших записками, священник их читает и говорит: «Господи, помяни его во Царствии Своем». Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать – тоже милостыня в наше время за тех, кто безвременно ушел.

Троицкая суббота называется еще и родительской, потому что наши родители ближе всех нам по плоти, поэтому начинаем поминание с усопших родителей. В церковной поминальной записке пишем прежде имена усопших родителей, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. Понятие «родительская суббота» связано с кровными, близкими нам узами.

Родительские дни дарят нам радость молитвенного общения в Боге с ушедшими из этой жизни. Поэтому так любимы родительские субботы, где мы поминаем усопших наших родителей, благодетелей, сродников. Мы приходим к Литургии, подаем записки на Проскомидию, молимся на Панихиде. Что еще мы можем сделать для наших дорогих усопших? Подать обильную милостыню, усугубить домашнюю о них молитву и приготовить особое поминальное кушанье кутию.

Православным христианам не возбраняется в этот день побывать на кладбище, чтобы поклониться могилам родных после того, как помянули их в церкви. Ведь когда мы молимся о душах ушедших в мир иной, принято считать, что и они в тот момент на небесах молятся о нас.

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но безконечная! Аминь.

Субботу перед Троицей православная церковь посвящает поминовению всех усопших — от прародителя человеческого рода Адама до наших дней.

Это вторая Вселенская родительская суббота в году, в которую проводятся особые богослужения в храмах — читаются молитвы об отпущении грехов и даровании вечной жизни.

В субботу перед Троицей заупокойную службу называют: "Память, совершаемая всех от века почивших православных христиан, отец и братии наших".

Суббота перед Троицей

Определенной даты в церковном календаре родительская суббота перед Троицей не имеет, так как привязана ко дню празднования Пасхи. Православная церковь отмечает его на девятый день после Вознесения — в субботу перед Святой Троицей или Пятидесятницей.

В церковном календаре в году семь родительских суббот - Троицкая шестая из них. Все, кроме одной — Поминовение усопших воинов 9 мая, имеют переходящую дату. В православных храмах в эти субботы совершается особое поминовение умерших православных христиан.

Среди родительских суббот особо выделяют Вселенские - Православная церковь в эти дни молитвенно поминает вообще всех умерших.

Таких родительских суббот в году две: Мясопустная (за неделю до начала Великого поста, которую в 2019 году отмечают 2 марта) и перед Троицей. В эти субботы совершаются особые богослужения — вселенские панихиды.

В этот день особенно молятся за тех, кого настигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в горах, в море, в сражении, от инфекционных болезней или голода, во время стихийных бедствий, кто перед смертью не успел покаяться, и над кем погребального обряда не было совершено.

Основываясь на апостольском учении, Церковь установила совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, где, когда и как бы ни кончил земную жизнь, не лишился ее молитв.

История и суть субботы перед Троицей

Самый древний поминальный день в христианстве, наверное, Вселенская родительская суббота перед Святой Троицей. Он был установлен с апостольских времен — с I века от Рождества Христова. Совершается эта поминальная суббота всегда накануне Троицы - отсюда и название.

В эту субботу, согласно преданию, христиане гонимые и никем не признанные, собирались вместе, чтобы почтить память казненных и замученных братьев и сестер по вере, которые не получили должного погребения.

Поминать в родительскую субботу перед Троицей всех от века почивших православная церковь считает важным. Потому, что День Святой Троицы считается своеобразным днем рождения Вселенской Апостольской церкви, а Троицкая суббота как бы является последним днем Ветхозаветной церкви перед раскрытием во всей полноте церкви Христовой.

Святой Дух, как говорит Церковь, сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы освятить, научить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, священнослужители в родительскую субботу призывает всех людей совершить поминовение для того, чтобы очистить спасительной благодатью Святого Духа все души.

Во время службы в эту субботу вспоминают притчу о Страшном суде живых и мертвых, с тем, чтобы каждый человек помнил, что ответить за совершенные греховные деяния придется во время Суда.

Церковь дает шанс на спасение души каждому, поэтому и установила ходатайствовать не только за живых, но и за всех, от века умерших, особенно тех, кто скончался внезапной смертью, и молит о их помиловании Господа.

Традиции

Накануне родительской субботы — в пятницу вечером, в православных храмах по традиции служится великая панихида, которую на греческом называется "парастас". В субботу утром служат заупокойную Божественную литургию, а после нее — общую панихиду.

В эти субботы, по традиции, в храмах поминают своих усопших родителей— люди подают записочки с именами близких умерших и молятся за упокоение в загробном мире их души.

По старой церковной традиции, прихожане для совершения литургии приносят в храм постные продукты и вино, которые освящают во время богослужения, а потом раздают всем желающим.

После посещения храма люди, по традиции, отправляются на кладбище — приводят в порядок могилы и читают молитвы за упокой души умерших родственников.

Священнослужители считают, что отстоять богослужение в храме в этот день важнее, чем поехать на кладбище, так как молитва гораздо важнее для умерших родных и близких людей, чем посещение могилы.

Помолиться об упокоении почивших можно и дома, если нет возможности посетить в эти поминальные субботы храм и кладбище. Обязательная раздача милостыни с просьбой помолиться об усопших является еще одной традицией Троицкой субботы.

В родительскую субботу перед Троицей по народной традиции нельзя работать, убираться в квартире и даже мыть посуду, хотя церковь придерживается другого мнения.

По мнению священнослужителей, ограничения в работе прежде всего существуют для того, чтобы домашние хлопоты не мешали молитве и посещению храма.

Начинать родительскую субботу перед Троицей надо с посещения церкви и молитвы об усопших, а, вернувшись домой из храма, можно заняться и домашней работой.

Обычаи

Народные обычаи поминовения умерших на Руси несколько отличались от церковных традиций.

Накануне больших праздников — Масленицы, Троицы, Покрова Пресвятой Богородицы и дня памяти Святого великомученика Димитрия Солунского, люди, по традиции, посещали могилки родственников.

Дмитриевскую родительскую субботу - последнюю поминальную субботу в году, в народе почитали больше всего. В 2019 году она выпадает на 2 ноября.

© photo: Sputnik / Evgeny Tikhanov

Репродукция копии иконы "Троица". Художник Андрей Рублев.

Указ о проведении особой панихиды по павшим за Отечество воинам — "За веру, царя и Отечество, на поле брани живот свой положившим", издал Николай II в 1903-м.

На Украине и в Белоруссии также есть традиция особого поминовения почивших - эти дни называли "Дедами". Таких "Дедов" в году было до шести. В народе считали, что в эти дни все умершие родственники незримо присоединяются к семейной поминальной трапезе.

В родительские субботы, по древнему обычаю, было принято вкушать кутью — обязательное блюдо поминальной трапезы. Готовили сладкую кашу, по традиции, из целых зерен пшеницы с добавлением меда, а также изюма или орехов. Этому обычаю сегодня мало кто следует - кутью в основном готовят на поминки.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Материал подготовлен на основе открытых источников

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «passport13.com»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «passport13.com»